Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития у детей 6-7 лет диалогической формы речи в процессе игры-драматизации 9
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей 6-7 лет
диалогической формы речи 9
1.2 Характеристика игры-драматизации как средства развития
диалогической формы речи у детей 6-7 лет 17
Глава 2 Экспериментальная работа по совершенствованию у детей
6-7 лет диалогической формы речи в процессе игры-драматизации ... 29
2.1 Изучение уровня развития у детей 6-7 лет диалогической формы речи 29
2.2 Содержание и организация работы по совершенствованию
у детей 6-7 лет диалогической формы речи в процессе игры- драматизации 44
2.3 Оценка работы по совершенствованию у детей 6-7 лет
диалогической формы речи в процессе игры-драматизации 49
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложение А Список детей 63
Приложение Б Количественные результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента 65
Приложение В Календарно-тематическое планирование игры-драматизации 77
Приложение Г Количественные результаты исследования на контрольном этапе эксперимента 80
Развитие речи является актуальной проблемой педагогики в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «... речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми.
Актуальность выбора темы исследования обусловлена состоянием развития речи дошкольников на современном этапе. В век компьютерных технологий все больше и больше встречается детей с различными речевыми нарушениями. Это и односложность речи, её бедность, не достаточный словарный запас, замусориванием речи сленгом, бедность диалогической и монологической речи. Все это обуславливает необходимость разработки и проведения целенаправленно работы по формированию речи в старшем дошкольном возрасте.
Диалог, как форма речи сводится просто к обмену информации. Человек перестал устанавливать интерактивное взаимодействие с собеседником, ему проще общаться виртуально. Такие люди испытывают трудности в реализации себя в социуме, строить и поддерживать отношение с людьми в личном, профессиональном и общечеловеческом плане. Человек умеющий вести не только бытовой ситуативный разговор, но и организовать богатое содержательное общение, будет успешным в учебе, в профессиональной деятельности и в личной жизни.
Проблема развития диалогической речи была исследована многими отечественными и зарубежными специалистами в разные периоды времени: А.Г. Арушанова, А.М. Бородич, В.В. Гербова, О.И. Соловьёва, Е.А. Тихеева, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина. Несмотря на то, что вопросами развития диалогической речи занимались многие ученые, эта проблема еще остается открытой. В современной специальной литературе, несмотря на всю многоплановость освещения темы речевого развития дошкольника, имеются значительны пробелы. Имеющий место информационный вакуум заполняют, и то лишь частично, публикации педагогов-практиков в специальных периодических изданиях (журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Обруч» и приложение к газете «Первое сентября» - «Дошкольное образование»). Все эти публикации - результат практической деятельности воспитателей.
Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста - процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств являются игры- драматизации.
Игра-драматизация - игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого-либо литературного произведения или сказки. Сюжет игры- драматизации в большей или меньшей степени повторяет сюжет выбранного детьми произведения; роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения.
Игры-драматизации способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения, адекватному эмоциональному реагированию, формированию таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, отзывчивость. В тесной связи с развитием личности у детей развиваются и остальные психические процессы: восприятие, мышление, внимание и другие. Особое влияние игра- драматизация оказывает на развитие речи ребенка, усвоение языка, характерного для героев того или другого литературного произведения, способствует активизации детской деятельности, коллективного общения, обогащая тем самым речь, делая ее образной и яркой.
Однако возможности использования использованием воспитателями в образовательном процессе игр-драматизации в совершенствовании у детей 6¬7 лет диалогической формы речи недостаточно изучены.
В связи со сказанным можно говорить о реально существующем противоречии между важностью развития у детей 6-7 лет диалогической формы речи и недостаточной разработанностью организации использования игр-драматизаций с этой целью.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности игр-драматизаций в совершенствовании у детей 6-7 лет диалогической формы речи?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Совершенствование у детей 6-7 лет диалогической формы речи в процессе игры-драматизации».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития у детей 6-7 лет диалогической формы речи посредством игр-драматизаций.
Объект исследования: процесс развития диалогической формы речи у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: игра-драматизация как средство развития диалогической формы речи у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: процесс развития диалогической формы речи у детей 6-7 лет будет эффективным, если:
- отобраны художественные произведения с преобладанием диалогов для игр-драматизаций;
- определены этапы работы с играми-драматизациями с учетом методики совершенствования диалогической речи;
- включены игры-драматизации в режим совместной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические основы развития у детей 6-7 лет диалогической формы речи и возможности игры-драматизации в совершенствовании у детей 6-7 лет диалогической формы речи.
2. Провести диагностику выявления уровня сформированности диалогической формы речи у детей 6-7 лет.
3. Разработать и апробировать содержание и организацию работы по совершенствованию у детей 6-7 лет диалогической формы речи в процессе игры-драматизации.
4. Проанализировать изменение уровня сформированности диалогической формы речи у детей 6-7 лет.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- теоретические положения о важности дошкольного возраста как
сензитивного периода развития речи у детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, О.С. Ушакова);
- теоретические положения о развитии диалогической речи для детей дошкольного возраста (О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин);
- исследования о становлении и развитии игр-драматизаций в развитии диалогической формы речи детей дошкольного возраста (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Большеколпанская СОШ» структурное подразделение-дошкольное отделение Ленинградской области. В исследовании принимали участие 30 детей в возрасте 6-7 лет.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования игры-драматизации в совершенствовании у детей 6-7 лет диалогической формы речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования игры-драматизации в совершенствовании у детей 6-7 лет диалогической формы речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что диагностические задания и комплекс разработанных игр-драматизаций по развитию у детей 6-7 лет диалогической формы речи может быть использован учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (34 наименования), 4 приложений. Для иллюстрирования текста используются 25 таблиц и 2 рисунка. Основной текст работы изложен на 62 страницах.
Диалогическая речь развивается и формируется в процессе общения и взаимодействия с более опытным соучастником - носителем коммуникативной культуры. В дошкольном детстве необходимо развивать диалогическую форму речи.
Игра-драматизация - это один из специальных видов деятельности для детей дошкольного возраста, в котором дети разыгрывают известный сюжет, реализуя при этом свое спонтанное, но логическое развитие. Игра- драматизация развивает речь не только в общем смысле, но и ее диалогичность. Дети учатся использовать различные выразительные средства и интонации в речи, чтобы выразить характер, действия и поведение своих героев. Игра-драматизация оказывает положительное влияние на развитие диалогической формы речи у детей дошкольного возраста, так как является неисчерпаемым источником опыта, эмоциональных открытий и разнообразных чувств. В результате дети стремятся выразить свои эмоции, переживания и чувства в игре.
При изучении уровня развития диалогической формы общения у детей 6-7 лет мы опирались на методику А.В. Чулковой «Изучение формирования диалога у дошкольников». По результатам констатирующего этапа исследования было выявлено, что у 3 (15%) детей из экспериментальной группы и 1 (7%) ребенка из контрольной группы наблюдался высокий уровень развития диалогической формы речи; 8 (40%) детей в экспериментальной группе и 9 (45%) детей в контрольной группе показали средний уровень развития диалогической формы речи и 9 (45%) детей в экспериментальной группе и 10 (53%) детей в контрольной группе имели низкий уровень.
По результатам констатирующей части исследования был организован формирующий эксперимент, в котором приняли участие 20 детей экспериментальной группы. Дети из контрольной группы не были включены в формирующий эксперимент. При помощи комплекса игр-драматизаций у детей 6-7 лет формируются такие диалогические умения, как слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, а также навык использования разнообразных языковых средств. Это способствует воспитанию правильного речевого поведения с учетом ситуации общения и эффективному развитию связной диалогической формы речи.
Контрольный эксперимент проводился с целью диагностики динамики уровня развития диалогической формы общения у детей 6-7 лет. По результатам контрольного этапа эксперимента мы выявили следующие результаты детей в экспериментальной и контрольной группах: высокий уровень - 42% детей в экспериментальной группе и 8% детей в контрольной группе; средний уровень - 32% детей в экспериментальной группе и 45% детей в контрольной группе; низкий уровень - 25% детей в экспериментальной группе и 52% детей в контрольной группе. Таким образом, высокий уровень развития у детей 6-7 лет диалогической формы речи является преобладающим для детей экспериментальной группы, в то время как для детей контрольной группы преобладающий уровень - низкий.
Поэтому мы можем сделать вывод, что разработанное содержание и организация работы по развитию у детей 6-7 лет диалогической формы речи в процессе игры-драматизации оказалось эффективным.
Цели и задачи были выполнены. Гипотеза исследования подтверждена.
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М. : Просвещение, 2008. 194 с.
2. Арушанова А. Г. Развитие диалогического общения : методическое пособие для воспитателей детского сада. М. : Мозаика-Синтез, 2008. 238 с.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : книга для воспитателей детского сада. М. : МозаикаСинтез, 1999. 272 с.
4. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. 2002. №10. с. 82-90.
5. Бахтин М. М. Эстетика словестного творчества. М. :
Просвещение, 1979.
6. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. : Просвещение, 1981. 255 с.
7. Вакуленко Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. М. : Просвещение, 2007. 93 с.
8. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М. : Просвещение, 1978.
9. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи. М. : изд. АН СССР, 1955. 154 с.
10. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса : Дневник научных наблюдений. М. : Проспект Велби, 2005. 218 с.
11. Глухов В. П. Основы психолингвистики : учебное пособие для студентов педвузов. 4-е изд. доп.. М. : Астрель, 2005. 352 с.
12. Гойхман О. Я. Русский язык и культура речи : учебник для вузов. М. : Инфра-М, 2015. 240 с.
13. Гризик И. В. Обучение детей описанию предметов // Дошкольное воспитание. 1989. № 5.
14. Доронова Т. Н. Играем в театр. М. : Просвещение, 2010. 94 с.
15. Ерофеева Т. И., Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. М. : Просвещение, 1994.
16. Игры-драматизации в детском саду: Мет. рек. / Сост. Е. Л. Трусова. -Киев, 1991.
17. Ипполитова Н. А. Русский язык и культура речи : учебник для вузов. М. : Проспект, 2017. 344 с.
18. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М. : Российское педагогическое агентство, 1997.
19. Колодяжная Т. П., Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Ростов н/Д : ТЦ «Учитель», 2002.
20. Леушина А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М. : Издат. Центр «Академия», 2009. С. 358 369.
21. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцева. М. : Российская энциклопедия, 2010. 634 с.
22. Максимов В. И. Русский язык и культура речи : учебник для бакалавров. М. : Юрайт, 2016. 382 с.
23. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М. : Просвещение, 2009.
24. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учеб.-метод, пособие, НовГУ имени Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2006. 126 с.
25. Панько Е. А. О театрализованной деятельности старших дошкольников и ее значении // Пралеска. 2015. №1. С. 20-28.
26. Селеверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. М. : Просвещение, 2007. 83 с.
27. Сиротина О. Б. Развитие общения у дошкольников :
методическое пособие. М. : ВЛАДО С. 2004. 264 с.
28. Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. 1983. №7.
29. Слонь О. В Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством словесных игр: Материалы V международной научно-практической конференции. Оренбург, 2015. С. 74-77.
30. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. 1989. №3. с. 21-24.
31. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. 2-е изд. , испр. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 256 с.
32. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. М. : Изд-во института психотерапии, 2001. 237 с.
33. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников : учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. 220 с.
34. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М. : Просвещение, 2003.