ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ
|
Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий
1.1 Психолого-педагогические подходы к изучению навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями
речи
1.2 Виртуальные экскурсии как средство формирования навыков
межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий
2.1 Выявление уровня сформированности навыков межличностного
общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Содержание и организация работы по формированию навыков
межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий
2.3 Динамика сформированности навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Характеристика выборки исследования
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации
Приложение В Картотека коммуникативных игр в соответствии с показателями навыков межличностного общения
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий
1.1 Психолого-педагогические подходы к изучению навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями
речи
1.2 Виртуальные экскурсии как средство формирования навыков
межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий
2.1 Выявление уровня сформированности навыков межличностного
общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи
2.2 Содержание и организация работы по формированию навыков
межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий
2.3 Динамика сформированности навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Характеристика выборки исследования
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации
Приложение В Картотека коммуникативных игр в соответствии с показателями навыков межличностного общения
Приложение Г Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля
Актуальность исследования. В детских садах в настоящее время наблюдается большой процент детей с нарушениями речи. Из-за недостаточной сформированности у таких детей навыков межличностного общения, их отношения со сверстниками и взрослыми имеют свои особенности.
Вследствие вышеперечисленного, существует необходимость внедрения современных технологий с различными нестандартными подходами при выстраивании коррекционной работы. Одной из таких инновационных технологий является виртуальная экскурсия. Исследования Ю.В. Строгоновой, Е.С. Плаван подтверждают, что такая форма экскурсий развивает познавательные интересы детей и предоставляет возможность сделать процесс обучения более продуктивным, помогает реализовать принцип наглядности в обучении у дошкольников.
Анализируя специальную литературу, следует отметить многообразие предлагаемых методик и технологий, ориентированных на проблему формирования навыков межличностного общения у детей с нарушениями речи. Но недостаточно освещены возможности виртуальных экскурсий в формировании навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Анализ психолого-педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью формирования навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи и недостаточным использованием возможностей виртуальных экскурсий для осуществления данного процесса.
На основе противоречия была выявлена проблема исследования: каковы возможности виртуальных экскурсий в формировании навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование навыков межличностного общения у детей 56 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий.
Объектом исследования является процесс формирования навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: виртуальная экскурсия как средство
формирования навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования: базируется на предположении, о том, что процесс формирования навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий будет возможным, если:
• разработано содержание виртуальных экскурсий, направленных на формирование навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи;
• включены виртуальные экскурсии в образовательную деятельность детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи;
• вовлечены родители в работу по формированию навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать теоретические основы проблемы
формирования навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий;
2) выявить уровень сформированности навыков межличностного
общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи;
3) разработать и апробировать содержание работы по формированию навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (наблюдение, тестирование, психологопедагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы)); методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Теоретической основой исследования явились:
• концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии Л.С. Выготского;
• исследования особенностей формирования навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (Л.С. Выготский, Л.В. Ковригина, Р.И. Лалаева, Е.О. Смирнова, Н.В. Серебрякова, Л.Г. Соловьева, В.М. Холмогорова);
• исследования роли виртуальных экскурсий в психическом развитии ребенка (Т.В. Калинина, И.И. Кузьмина, Ю.В. Павлова, Е.С. Плаван, Ю.В. Селиванова, Ю.В. Строгонова).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей виртуальных экскурсий в формировании навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработка и обоснование содержания работы с использованием виртуальных экскурсий составит основу для более широких научных представлений о средствах формирования навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для построения коррекционно-развивающей работы по формированию навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования: МАОУ ДС № 80 «Песенка» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников), 4 приложений. Текст проиллюстрирован 13 таблицами и 3 рисунками.
Вследствие вышеперечисленного, существует необходимость внедрения современных технологий с различными нестандартными подходами при выстраивании коррекционной работы. Одной из таких инновационных технологий является виртуальная экскурсия. Исследования Ю.В. Строгоновой, Е.С. Плаван подтверждают, что такая форма экскурсий развивает познавательные интересы детей и предоставляет возможность сделать процесс обучения более продуктивным, помогает реализовать принцип наглядности в обучении у дошкольников.
Анализируя специальную литературу, следует отметить многообразие предлагаемых методик и технологий, ориентированных на проблему формирования навыков межличностного общения у детей с нарушениями речи. Но недостаточно освещены возможности виртуальных экскурсий в формировании навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Анализ психолого-педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью формирования навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи и недостаточным использованием возможностей виртуальных экскурсий для осуществления данного процесса.
На основе противоречия была выявлена проблема исследования: каковы возможности виртуальных экскурсий в формировании навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование навыков межличностного общения у детей 56 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий.
Объектом исследования является процесс формирования навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: виртуальная экскурсия как средство
формирования навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования: базируется на предположении, о том, что процесс формирования навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий будет возможным, если:
• разработано содержание виртуальных экскурсий, направленных на формирование навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи;
• включены виртуальные экскурсии в образовательную деятельность детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи;
• вовлечены родители в работу по формированию навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать теоретические основы проблемы
формирования навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий;
2) выявить уровень сформированности навыков межличностного
общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи;
3) разработать и апробировать содержание работы по формированию навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (наблюдение, тестирование, психологопедагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы)); методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Теоретической основой исследования явились:
• концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии Л.С. Выготского;
• исследования особенностей формирования навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи (Л.С. Выготский, Л.В. Ковригина, Р.И. Лалаева, Е.О. Смирнова, Н.В. Серебрякова, Л.Г. Соловьева, В.М. Холмогорова);
• исследования роли виртуальных экскурсий в психическом развитии ребенка (Т.В. Калинина, И.И. Кузьмина, Ю.В. Павлова, Е.С. Плаван, Ю.В. Селиванова, Ю.В. Строгонова).
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей виртуальных экскурсий в формировании навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработка и обоснование содержания работы с использованием виртуальных экскурсий составит основу для более широких научных представлений о средствах формирования навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для построения коррекционно-развивающей работы по формированию навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий в дошкольных образовательных организациях.
Экспериментальная база исследования: МАОУ ДС № 80 «Песенка» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников), 4 приложений. Текст проиллюстрирован 13 таблицами и 3 рисунками.
Учитывая специфику детей с тяжелыми нарушениями речи, сложность заключается в установлении взаимоотношений со сверстниками и окружающими людьми. У данного контингента воспитанников снижен интерес к обучению, что является одной из причин к применению инновационных технологий. К одной из них следует отнести применение в коррекционной работе виртуальных экскурсий. Виртуальная экскурсия позволяет ребенку ощутить состояние возможности посещения отдаленных мест, стать услышанным окружающими, несмотря на речевые недостатки.
По результатам констатирующего этапа исследования мы можем сделать вывод о необходимости проведения целенаправленной работы, способствующей формированию навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи, так как у большинства детей преобладал низкий уровень сформированности исследуемых навыков.
Содержание работы составлено с учетом результатов констатирующего этапа исследования, возраста и возможностей детей данной нозологической группы, а также на основе исследований и методических рекомендаций по применению виртуальных экскурсий, представленных в работах Т.В. Калининой, И.И. Кузьминой, Ю.В. Павловой, Е.С. Плаван,
Ю.В. Селивановой, Ю.В. Строгоновой.
Формирующая часть исследования включала: разработку содержания виртуальных экскурсий, направленных на формирование навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи; включение виртуальных экскурсий в образовательную деятельность детей 56 лет с тяжелыми нарушениями речи (совместную деятельность педагога и детей и в досуговую деятельность детей для закрепления формируемых навыков); вовлечение родителей в работу по формированию навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий (родители привлекались к подготовке экскурсий и являлись непосредственными участниками на некоторых из них).
В результате проведенной на этапе формирования работы получена положительная динамика показателей сформированности навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Количество детей с низким уровнем сформированности навыков межличностного общения снизилось на 40%, количество детей со средним уровнем поднялось на 20%, количество детей с высоким уровнем повысилось на 20%
Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные задачи выполнены. С помощью виртуальных экскурсий можно успешно решить задачу по формирорванию навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Гипотеза исследования подтверждена.
По результатам констатирующего этапа исследования мы можем сделать вывод о необходимости проведения целенаправленной работы, способствующей формированию навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи, так как у большинства детей преобладал низкий уровень сформированности исследуемых навыков.
Содержание работы составлено с учетом результатов констатирующего этапа исследования, возраста и возможностей детей данной нозологической группы, а также на основе исследований и методических рекомендаций по применению виртуальных экскурсий, представленных в работах Т.В. Калининой, И.И. Кузьминой, Ю.В. Павловой, Е.С. Плаван,
Ю.В. Селивановой, Ю.В. Строгоновой.
Формирующая часть исследования включала: разработку содержания виртуальных экскурсий, направленных на формирование навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи; включение виртуальных экскурсий в образовательную деятельность детей 56 лет с тяжелыми нарушениями речи (совместную деятельность педагога и детей и в досуговую деятельность детей для закрепления формируемых навыков); вовлечение родителей в работу по формированию навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством виртуальных экскурсий (родители привлекались к подготовке экскурсий и являлись непосредственными участниками на некоторых из них).
В результате проведенной на этапе формирования работы получена положительная динамика показателей сформированности навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Количество детей с низким уровнем сформированности навыков межличностного общения снизилось на 40%, количество детей со средним уровнем поднялось на 20%, количество детей с высоким уровнем повысилось на 20%
Таким образом, цель исследования достигнута, все поставленные задачи выполнены. С помощью виртуальных экскурсий можно успешно решить задачу по формирорванию навыков межличностного общения у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Гипотеза исследования подтверждена.





