Логико-математические игры как средство формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы изучения логико-математических игр как средство формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Психолого-педагогические особенности формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Логико-математическая игра как средство обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Возможности логико-математических игр в формировании представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста 21
Глава 2. Опытно - экспериментальные основы изучения логико – математических игр как средства формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста 27
2.1.Констатирующий эксперимент. (Изучение уровня сформированности представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста) 27
2.2. Формирующий эксперимент. (Разработка и реализация комплекса логико-математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста) 35
2.3. Контрольный эксперимент. (Анализ результативности реализации комплекса логико-математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста) 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Глава 1. Теоретические основы изучения логико-математических игр как средство формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Психолого-педагогические особенности формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Логико-математическая игра как средство обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Возможности логико-математических игр в формировании представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста 21
Глава 2. Опытно - экспериментальные основы изучения логико – математических игр как средства формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста 27
2.1.Констатирующий эксперимент. (Изучение уровня сформированности представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста) 27
2.2. Формирующий эксперимент. (Разработка и реализация комплекса логико-математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста) 35
2.3. Контрольный эксперимент. (Анализ результативности реализации комплекса логико-математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста) 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Актуальность. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Формирование у детей понятия о величине является ключевым компонентом в усвоении элементарных математических представлений, способствует расширению представлений о свойствах предметов, развитию навыков дифференцировать эти свойства, выделять их из множества других.
В детском саду изучаются такие величины, как длина (ширина, высота), масса, объем, площадь, время. Познавательное значение формирования представлений о величине у старших дошкольников состоит с том, что для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания ребенком каждого предмета окружающего мира в отдельности, но и для понимания отношений между предметами. Формирование умения старших дошкольников определять, называть, сравнивать величины предметов оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Осознание величины предметов детьми старшего дошкольного возраста положительно влияет на их умственное развитие, так как связано не только с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, но и постепенно подводит детей к пониманию величины как математического понятия, готовит их к усвоению в школе соответствующего раздела математики. В процессе овладения детьми измерением величин в дошкольном возрасте у детей возникают предпосылки учебной деятельности, развиваются способности осознавать цель, осваивать способы достижения, подчиняться правилам, решать практические и учебные задачи. Формирование понятий о величине способствует развитию многих математических представлений и понятий, с помощью которых можно решать практические и бытовые задачи.
Вопросам развития логико-математических дошкольников посвящены работы А. В. Белошистой, Р. Л. Березиной, В. В. Воскобович, В. В. Давыдовой, Л. И. Ермолаевой, З. Е. Лебедевой, 4 Л. А. Левиновой, З. А. Михайловой, Р. Л. Непомнящей, Б. П. Никитина, Н. Н. Поддъякова, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаевой, Е. А. Тархановой, К. В. Шевелева, Е. И. Щербаковой, Д. Б. Эльконина и др.
В педагогической науке выделяют много различных средств, которые способствуют формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Однако как показывает практика, педагоги испытывают затруднения в выявлении и использовании возможностей логико – математических игр в формировании представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Отсюда возникает противоречие: с одной стороны, педагоги понимают важность формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста, с другой стороны, педагоги испытывают затруднения в выявлении и использовании возможностей логико-математических игр в формировании представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Выявленное противоречия обозначило проблему исследования: каковы возможности логико-математических игр в формировании представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста?
Актуальность исследования, объективно существующее противоречие, выявленная проблема исследования позволили сформировать тему исследования: «Логико-математические игры как средство формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: логико-математические игры как средство формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и опытно-экспериментальным путем проверить результативность реализации комплекса логико-математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование представлений о величинах у старших дошкольников будет успешным, если реализован комплекс логико-математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические особенности формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить возможности логико-математических игр в формировании представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику уровня сформированности представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и реализовать комплекс логико-математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
6. Провести анализ результативности реализации комплекса логико - математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
-теоретические методы (изучение литературы по проблеме формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста);
-экспериментальные исследование (проведение диагностики с помощью тестирования представлений старших дошкольников о величинах);
-статистическая обработка данных (t- критерии Стьюдента).
Практическая значимость исследования заключается в реализации комплекса логико-математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста, который может представлять интерес для педагогов ДОУ, педагогов дополнительного образования.
Теоретическая значимость: обобщены научные положения в педагогической теории обучения в процессе формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: педагогический эксперимент проведён в МБДОУ «Черлакский детский сад №1» Черлакского муниципального района Омской области. В эксперименте участвовало 15 детей старшей группы.
Структура исследования: исследование состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В детском саду изучаются такие величины, как длина (ширина, высота), масса, объем, площадь, время. Познавательное значение формирования представлений о величине у старших дошкольников состоит с том, что для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания ребенком каждого предмета окружающего мира в отдельности, но и для понимания отношений между предметами. Формирование умения старших дошкольников определять, называть, сравнивать величины предметов оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Осознание величины предметов детьми старшего дошкольного возраста положительно влияет на их умственное развитие, так как связано не только с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, но и постепенно подводит детей к пониманию величины как математического понятия, готовит их к усвоению в школе соответствующего раздела математики. В процессе овладения детьми измерением величин в дошкольном возрасте у детей возникают предпосылки учебной деятельности, развиваются способности осознавать цель, осваивать способы достижения, подчиняться правилам, решать практические и учебные задачи. Формирование понятий о величине способствует развитию многих математических представлений и понятий, с помощью которых можно решать практические и бытовые задачи.
Вопросам развития логико-математических дошкольников посвящены работы А. В. Белошистой, Р. Л. Березиной, В. В. Воскобович, В. В. Давыдовой, Л. И. Ермолаевой, З. Е. Лебедевой, 4 Л. А. Левиновой, З. А. Михайловой, Р. Л. Непомнящей, Б. П. Никитина, Н. Н. Поддъякова, А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаевой, Е. А. Тархановой, К. В. Шевелева, Е. И. Щербаковой, Д. Б. Эльконина и др.
В педагогической науке выделяют много различных средств, которые способствуют формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Однако как показывает практика, педагоги испытывают затруднения в выявлении и использовании возможностей логико – математических игр в формировании представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Отсюда возникает противоречие: с одной стороны, педагоги понимают важность формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста, с другой стороны, педагоги испытывают затруднения в выявлении и использовании возможностей логико-математических игр в формировании представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Выявленное противоречия обозначило проблему исследования: каковы возможности логико-математических игр в формировании представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста?
Актуальность исследования, объективно существующее противоречие, выявленная проблема исследования позволили сформировать тему исследования: «Логико-математические игры как средство формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: логико-математические игры как средство формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и опытно-экспериментальным путем проверить результативность реализации комплекса логико-математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование представлений о величинах у старших дошкольников будет успешным, если реализован комплекс логико-математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические особенности формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить возможности логико-математических игр в формировании представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику уровня сформированности представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать и реализовать комплекс логико-математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
6. Провести анализ результативности реализации комплекса логико - математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
-теоретические методы (изучение литературы по проблеме формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста);
-экспериментальные исследование (проведение диагностики с помощью тестирования представлений старших дошкольников о величинах);
-статистическая обработка данных (t- критерии Стьюдента).
Практическая значимость исследования заключается в реализации комплекса логико-математических игр по формированию представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста, который может представлять интерес для педагогов ДОУ, педагогов дополнительного образования.
Теоретическая значимость: обобщены научные положения в педагогической теории обучения в процессе формирования представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: педагогический эксперимент проведён в МБДОУ «Черлакский детский сад №1» Черлакского муниципального района Омской области. В эксперименте участвовало 15 детей старшей группы.
Структура исследования: исследование состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
По итогам проведенного исследования были решены следующие задачи:
1. Проанализированы психолого-педагогические особенности формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста. Развитие у детей логико-математических представлений предполагает развитие представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия. Практическая и игровая деятельность детей является основой для ознакомления с простейшими способами различных измерений.
2. Проанализированы логико-математические игры как средство обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Они представляют собой игры, моделирующие математические закономерности, отношения, направленные на выполнение логических действий и операций. В процессе логико-математических игр дети осваивают следующие логические операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
3. Выявлены возможности логико-математических игр в формировании представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста. Логико-математические игры, направленные на формирование представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста, позволяют ребенку овладеть способами измерения величины: сравнивать, сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте, толщине и правильно отражать эти умения в речи, оценивая воспринимаемые размеры путем сопоставления с величиной известных предметов или действий. Логико-математические игры у старших дошкольников формируется понимание обобщенного способа измерения с помощью условной мерки: определять, сколько раз мерка уложилась в измеряемом объекте, учат сравнивать с помощью мерки величину протяженных предметов, объем сыпучих и жидких тел.
В ходе опытно - экспериментальных основы изучения логико – математических игр как средства формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста было проведено исследование на базе МБДОУ «Черлакский детский сад» Черлакского района. В эксперименте участвовало 15 детей.
Исследование проходило на трех этапах. На организационном этапе осуществлялась диагностика уровня сформированности представлений о величинах посредством диагностических заданий.
Проведение первичной диагностики уровня сформированности представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста показало, что уровень развития представлений о длине, объеме и площади у детей старшего дошкольного возраста находится преимущественно на среднем и низком уровне. Соответственно, основными задачами по формированию представлений о величине являются: ориентация на формирование умений определять высоту, длину, ширину и объем величины, использовать в речи слова: длинный-короткий, высокий-низкий, узкий-толстый, меньше-больше, одинаковые по величине, формировать и развивать умение сравнивать данные по разным параметрам величины и делать выводы по результатам сравнения, формировать умение использовать в процессе измерения условные мерки и делать выводы по результатам.
На основе результатов первичной диагностики был отобран комплекс логико-математических игр для решения задач по формированию представлений о величине посредством логико-математических игр у детей исследуемой группы.
По итогам проведенного комплекса логико-математических игр было отмечено следующее:
• Логико-математические игры способствуют осознанному пониманию понятия величины и формированию представлений о ней и параметрах величины.
• Ориентированности на логические операции предполагает последовательность, систематичность работы над каждым понятием (длина, ширина, высота, объем) и способах измерения величины («на глаз», с помощью условной мерки).
• Комбинирование индивидуальной, групповой и коллективной работы развивает самостоятельность, активность, желание узнавать что-то новое и применять полученные математические знания на практике.
По результатам повторной диагностики наблюдается положительная динамика. Полученные данные по итогам повторной диагностики и наблюдения в процессе выполнения логико-математических игр свидетельствуют о том, что дети стали более активно принимать участие в игровой математической деятельности. следует отметить следующие положительные тенденции: дети стали учитывать существенные признаки предмета, более четко устанавливать причинно-следственные связи, научились определять высоту, длину, ширину и объем величины, использовать в речи слова: длинный-короткий, высокий-низкий, узкий-толстый, меньше-больше, одинаковые по величине, стремились делать выводы, отвечали на вопрос Почему? и помогали сверстникам, научились различать параметры величины: длину-ширину, высоту, объем, усвоили понятие величины, научились пользоваться разными условными мерками.
В заключении стоит вспомнить словами Блез Паскаль (французский математик): «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным».
1. Проанализированы психолого-педагогические особенности формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста. Развитие у детей логико-математических представлений предполагает развитие представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия. Практическая и игровая деятельность детей является основой для ознакомления с простейшими способами различных измерений.
2. Проанализированы логико-математические игры как средство обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Они представляют собой игры, моделирующие математические закономерности, отношения, направленные на выполнение логических действий и операций. В процессе логико-математических игр дети осваивают следующие логические операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
3. Выявлены возможности логико-математических игр в формировании представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста. Логико-математические игры, направленные на формирование представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста, позволяют ребенку овладеть способами измерения величины: сравнивать, сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте, толщине и правильно отражать эти умения в речи, оценивая воспринимаемые размеры путем сопоставления с величиной известных предметов или действий. Логико-математические игры у старших дошкольников формируется понимание обобщенного способа измерения с помощью условной мерки: определять, сколько раз мерка уложилась в измеряемом объекте, учат сравнивать с помощью мерки величину протяженных предметов, объем сыпучих и жидких тел.
В ходе опытно - экспериментальных основы изучения логико – математических игр как средства формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста было проведено исследование на базе МБДОУ «Черлакский детский сад» Черлакского района. В эксперименте участвовало 15 детей.
Исследование проходило на трех этапах. На организационном этапе осуществлялась диагностика уровня сформированности представлений о величинах посредством диагностических заданий.
Проведение первичной диагностики уровня сформированности представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста показало, что уровень развития представлений о длине, объеме и площади у детей старшего дошкольного возраста находится преимущественно на среднем и низком уровне. Соответственно, основными задачами по формированию представлений о величине являются: ориентация на формирование умений определять высоту, длину, ширину и объем величины, использовать в речи слова: длинный-короткий, высокий-низкий, узкий-толстый, меньше-больше, одинаковые по величине, формировать и развивать умение сравнивать данные по разным параметрам величины и делать выводы по результатам сравнения, формировать умение использовать в процессе измерения условные мерки и делать выводы по результатам.
На основе результатов первичной диагностики был отобран комплекс логико-математических игр для решения задач по формированию представлений о величине посредством логико-математических игр у детей исследуемой группы.
По итогам проведенного комплекса логико-математических игр было отмечено следующее:
• Логико-математические игры способствуют осознанному пониманию понятия величины и формированию представлений о ней и параметрах величины.
• Ориентированности на логические операции предполагает последовательность, систематичность работы над каждым понятием (длина, ширина, высота, объем) и способах измерения величины («на глаз», с помощью условной мерки).
• Комбинирование индивидуальной, групповой и коллективной работы развивает самостоятельность, активность, желание узнавать что-то новое и применять полученные математические знания на практике.
По результатам повторной диагностики наблюдается положительная динамика. Полученные данные по итогам повторной диагностики и наблюдения в процессе выполнения логико-математических игр свидетельствуют о том, что дети стали более активно принимать участие в игровой математической деятельности. следует отметить следующие положительные тенденции: дети стали учитывать существенные признаки предмета, более четко устанавливать причинно-следственные связи, научились определять высоту, длину, ширину и объем величины, использовать в речи слова: длинный-короткий, высокий-низкий, узкий-толстый, меньше-больше, одинаковые по величине, стремились делать выводы, отвечали на вопрос Почему? и помогали сверстникам, научились различать параметры величины: длину-ширину, высоту, объем, усвоили понятие величины, научились пользоваться разными условными мерками.
В заключении стоит вспомнить словами Блез Паскаль (французский математик): «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным».
Подобные работы
- Логико-математические игры как средство формирования представлений о величинах у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2023 - Использование экспериментальной деятельности для формирования понятия «величина» у старших дошкольников
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНО-
ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста измерительных умений при изучении величин
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016




