Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1 Подходы к изучению памяти в отечественной и зарубежной
литературе 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной
школы
1.3 Внеурочная деятельность как средство развития памяти у младших
школьников 20
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти у младших школьников
2.1 Диагностика уровня развития памяти у младших школьников 27
2.2 Разработка программы развития памяти у младших школьников во
внеурочной деятельности 34
2.3 Оценка и анализ результатов исследования 39
Заключение 46
Список используемой литературы и используемых источников 48
Приложение А Результаты проведения второй методики
Приложение Б Результаты проведения первой методики
Приложение В Результаты определения коммуникация
как условие интериоризации в 3 В классе 55
Приложение Г Методика 1 «Определение объема кратковременной зрительной памяти» 56
Приложение Д Методика 2 «Запомни цифры» 57
Приложение Е Методика 3 «Опосредованная память» 58
Приложение Ж Материал для проведения занятий 60
В младшем школьном возрасте, по мнению большинства психологов, зарождаются свойства психики и интеллекта людей. Соответственно, процесс формирования и развития памяти является одной из актуальных проблем нашего века [21, c 100].
Основная задача многосторонней развитости обучающегося младшего школьного возраста возлагается на плечи учителя с самых первых классов. Содействие педагога в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающимися в соответствии с ООП НО — это цель внеурочной деятельности по ФГОС НОО. Внеурочная деятельность проводится в форме отличной от классно-урочной деятельности нацелена на достижение планируемых результатов развития памяти у детей младшего школьного возраста [23, c. 200].
Проблемой развития памяти издавна занимались большое количество авторов, в их числе: Аристотель и Гален; Т. Гоббс, Парменид, Платон; английские и немецкие психологи Г. Эббингауз, А. Пильцеккер, Г. Мюллер, собравшие в своих трудах огромное количество экспериментального материала, позволившего сформулировать ряд теоретических положений. Проблема памяти были освещены в работах как зарубежных ученных, так и советских, которые поставили проблему памяти на новую ступень развития.
В настоящее время в контексте педагогической психологии большое внимание уделяется изучению развития памяти у детей младшего школьного возраста в качестве высшей психической функции онтогенеза, изучению психолого-педагогических условий, оптимизизирующих мнемоническую активность детей. Проблема развития памяти приобретает особую актуальность, когда обучение становится основным занятием ребенка. Изучение памяти на протяжении многих лет привлекало внимание исследователей теоретических и практических направлений психологии. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, Б.В. Зейгарник, А.А. Смирнов, Г. Эббингауз, Т. Рибо — это психологи-педагоги, внесшие значительный вклад в изучение памяти [24, с. 74].
Но, не смотря на усилия огромного количества ученых, стремившихся раскрыть проблемы развития памяти, тема все еще актуальна. Не изученная до конца проблема развития памяти детей, ведет к тому, что у учителей отсутствует пристальное внимание к данной проблеме, что не позволяет им продуктивно использовать все методы и приемы, что бы не только научить каждого ученика использовать приемы для улучшения запоминания информации, но и развивать природный потенциал памяти детей.
С первого дня обучения в школе обучающимся нужно запомнить много различной информации. Но в таком возрасте маленький ученик еще не знает всех нюансов для того, чтобы какая-либо информация запоминалась ему легче. Именно поэтому, обучающиеся чаще всего прибегают к технике заучивания, и не пытаются логически или наиболее осознанно подойти к запоминанию материала. Не большой к этому времени объем памяти у обучающихся в младших классах, а еще и неспособность сконцентрироваться на мнемической задаче, может послужить причиной плохого запоминания школьного материала, за счет этого уменьшение интереса к учебе в целом.
Одним из основных условий для того, чтобы эффективность запоминания увеличивалось, это наличие интереса к тому материалу у обучающихся, которые необходимо запомнить и, конечно, внимательность. В этом может помочь мнемотехнические приемы, которые будут проводиться учителем во время внеурочной деятельности.
Объект исследования: память у младших школьников.
Предмет исследования: развитие памяти у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретическое обоснование и реализация программы развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза: развитие памяти у детей младшего школьного возраста будет более успешно, в том случае если среди младших школьников выявить тех детей, у которых развитие памяти на низком уровне и создать для них психолого-педагогические условия этого познавательного процесса во внеурочной деятельности. Основное условие процесса развития памяти у детей младшего школьного возраста - формирование опосредованного запоминания с использованием вспомогательных средств, в числе которых знаки и символы. К психолого-педагогическим условиям относятся такие условия, когда:
- младшие школьники овладевают рациональными приемами запоминания и воспроизведения информации;
- младшие школьники выполняют упражнения и задания, развивающие ассоциативные, произвольные свойства памяти.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к изучению памяти описанные в отечественной и зарубежной литературе;
2. Продиагностировать с целью определения уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста;
3. Разработать и реализовать программу развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности;
4. Проанализировать полученные результаты исследования.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
Теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
Экспериментальный метод: тестирование обучающихся для определения уровня развития их памяти; констатирующий и формирующий эксперимент.
Экспериментальная база исследования: П. Яблоновский, МБОУ СШ №15
Количество обследуемых детей - 30 человек. Возраст 8-9 лет.
Практическая значимость данной работы - реализация программы развития памяти, которую смогут использовать учителя начальных классов в своей работе.
Квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и используемых источников, приложений.
В рамках данной работы нам удалось реализовать поставленную цель и задачи исследования. В ходе работы мы достаточно подробно рассмотрели специфику развития памяти у детей младшего школьного возраста. Исследовали психолого-педагогические особенности памяти у детей младшего школьного возраста, проанализировали структуру развития памяти у младших школьников, изучили все тонкости развития памяти в младшем школьном возрасте. Проанализировав специализированную литературу, увидели изменения памяти происходящие у детей младшего школьного возраста. Память учеников начальных классов приобретает черты произвольности, теперь для запоминания им необходимы определенная цель, наличие волевых усилий, специальные методы и приемы, которым на начальных занятиях их учит учитель. Чтобы ребенок не потерял интерес к учебному процессу, чувствовал свою значимость, стремился к лучшим результатам, его работа должна быть поощрена.
Развитие памяти у детей младшего школьного возраста должно быть на первом месте в образовательном процессе. Не обученные методами и приемами запоминания дети в дальнейшем плохо запоминают и воспроизводят информацию. Успеваемость ученика будет низкой так, как весь материал, не понимая, он будет заучивать дословно и вскоре забудет. Чаще всего такие ученики при заучивании большого объема информации, часто допускают ошибку, к примеру, разбивая его по строчкам или просто переходят к механическому запоминанию. Именно поэтому, очень важно, не упустить данным момент.
В ходе данного исследования мы провели опытно-экспериментальную работу, по итогам которой выявили большое количество детей со средним и 50
низким уровнем развития памяти. У 7% детей был выявлен высокий уровень. 52% обучающихся абсолютно не умеют пользоваться методами для запоминания. Еще 41% детей имеет средний уровень развития памяти.
Итоги работы подтверждают, что дети младшего школьного возраста не ставят целей и задач для запоминания, без специального обучения не пользуются методами и приемами запоминания.
У детей младшего школьного возраста преобладает механическое запоминание, не позволяющее развивать процессы запоминания и объемы памяти.
Учитывая вышесказанное, мы составили и внедрили цикл занятий для изучения методов и приемов запоминания, которые могут проходить как групповой, так и индивидуальной форме, на уроках или специально организованных занятиях.
Повторная проведенная нами диагностики младших школьников показала, что имеются положительные сдвиги при запоминании информации. Обучающиеся стали более осмысленно подходить к запоминанию материала, активно использовать приемы, которыми они пользовались для запоминания. Стали обращаться к логическому рассуждению и образному мышлению. А также у обучающихся повысился интерес к учебе, они с нетерпением ждут следующих занятий, с радостью делятся успехами с родными и друзьями, что подтверждает высокую мотивацию и заинтересованность к учебной деятельности.
1. Айдарова Л.А. Формирование лингвистического отношения к слову //
Вопросы психологии. 2009. №5. 557 с
2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции отметки учебы школьников: опытное педагогическое обследование. Москва: Педагогика, 2008. 296 с.
3. Артеменко А.П. Начала педагогики и психологии в первой школе. Москва: КноРУС, 2016. 277 с
4. Ангелевич А.Е. Игры во внеклассной работе и на уроках иностранного
языка // Иностранные языки в школе. 2009. №4. 404. с
5. Бархатова С.Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у школьников. В сб.: Возрастные и индивидуальные различия памяти. Москва: Просвещение, 2007. 303 с.
6. Байзулинова, Г.Х. Мнемотехника в учебной занятия меньших школьников в обстоятельствах осуществления ФГОС НОО / Г.Х. Байзулинова // Период в педагогическую урок. - М., 2017. - 328 с
7. Брагина, С.Б. Программа креативных дел по созреванию памяти и исследованию русского стиля / С.Б. Брагина // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 38. - 163 с
8. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2016. - 1008 с.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2009. 378 с.
10. Емельянова, Е.С. Разработка тренажера для диагностики и вырабатывания памяти / Е.С. Емельянова, Ж.А. Шепелева, В.В. Ефремов // Вырабатывание нынешнего создания: теория, методика и практика. - 2016. - № 4 (10). - 254с.
11. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений школьников и новые методы обучения в школе нин // Вопросы психологии. 2008. №2. 215 с
12. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Сметанина Д.А. Исследование видов
памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями: научнометодический электронный журнал «Концепт» // 2015. Т. 31. С. 111115. 41. Денисова Л.Г. Драматические игры для творческой
интерпретации: иностранные языки в школе // 2017. №2. 558 с
13. Гоник И.Л., Фетисов А.В. (сост.) и др. Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС. Методические указания. Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2011. - 526 с.
14. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развитие памяти. Тесты для детей 5-6 лет. - М.: Академия Развития, 2007. - 184 с. (серия Детский сад: день за днем).
15. Дубровина И.В. Андреева А.Д. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителей. М. - 2011. - 231 с.
16. Закон об создании в Российской объединения [Электронный ресурс] - Порядок доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/.
17.Зинченко, Т.П. Память в опытной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. - СПб.: Питер, 2014. - 320 с.
18. Карелин А.А. Психологические тесты: сборник психологических тестов. - М.: Владос. 2007. 312 с.
19. Князева Т.Н. Психологический курс развивающих занятий для
младших школьников [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Князева Т.Н. Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2013. 166 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/12815.html. ЭБС
«IPRbooks» (дата обращения - 14.04.2021).
20. Кольберг Н.А. Память каким образом познавательный процесс у меньших школьников при различных паспортах образовательных программ // Младой ученый, 2017. № 2 (136). 597-602 с.
21. Кравцова А.А. Соотношение каждого и невольного запоминания различного паспорта ткани у детищ меньшего школьного года / А.А. Кравцова // Герценовские декламации. Первое создание. - 2013. - Т. 4. № 2. - С. 170
22. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Маяк. 2011. 357 с.
23. Леонтьев А.Н. Занятие. Разум. Лицо / А.Н. Леонтьев. - М.: Академия, 2015. - 410 с
24. Ломакина Д.А. Особенности и развитие смысловой памяти в младшем школьном возрасте // Новая наука: Современное состояние и пути развития, 2017. № 1-2. 467с.
25. Ломакина Д.А. Вырабатывание смысловой памяти у ребят меньшего школьного года / Д.А. Ломакина, Е.А. Маркушевская, В.В. Виноградов // Предвестник Волжского института экономики, педагогики и справедлива. - 2016. - № 1. - С. 210.
26. Маркова А.К. Психологический разбор профессиональной осведомленности преподаватели // Советская педагогика, 2011. №8. С. 56-59.
27. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Сост. В.В. Гришин, П.В. Лушкин. - М.: Москва. 2010. - 644 с.
28. Немов Р.С. Психология в 3-х Т. М.: Просвещение. 2008. 347 с.
29. Николаенко, В.М. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / Николаенко В.М., Андрюшина Т.В. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 175 с.
30. Пашукова Т.И. практикум по общей психологии [Текст]. - М.:
ВЛАДОС, 2017. - 400 с.
31. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: София. 2008. 378 с.
32. Полтавская Е.А. Моделирование процессов созревания каждой памяти у детищ меньшего школьного года в процессе поучительной представления / Е.А. Полтавская // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - № S2. - 632 с.
33. Психология развивающейся личности / Под ред. Маркова А.Н. М.: Эйдос. 2014. 380 с.
34. Подласый И.П. Учебник для студентов педагогических вузов в 2 книгах. Москва: Владос, 2019. 576 с.
35. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. Москва: Педагогика, 2011. 140 с.
36. Полякова Е.Б. Основы педагогики /Полякова Е.Б., Раббот Г.П. Шалаева Г.П. Москва: Ключ-С, 2007. 473 с.
37. Проблема отметки в условиях реформирования современной
отечественной школы // Б.Г. Ананьев и Ленинградская школа в развитии современной психологии: Тезисы научно-практической конференции. СанктПетербург: ЛСП, 2015. С. 5860.
38. Рогов Е.И. Настольная книжка утилитарного психолога. Занятий. Пособие / в 2-х книгах/ Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. средоточие ВЛАДОС. 2013. 384 с.
39. Рубинштейн А.Н. Основы общей психологии / А.Н. Рубинштейн. - СПб.: Питер ком. 2013. 397 с.
40. Рубинштейн, С.Л. Начала общественной психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 720 с.
41. Сидоренко, А.В. Особенности психического развития младших школьников / А.В. Сидоренко // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2016. - № 2 (8). - С. 142-144.
42. Справочник по психологии и психотерапии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 2014. - 896 с.
43. Урунтаева, Г.А. Ребяческая психология: учебник / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2012. - 368 с
44. Федеральный государственный образовательный образец высшего
профессионального создания по курсу сборы 050100 Педагогическое создание (квалификация (уровень) «магистр») [Электронный ресурс] - Порядок доступа: http://fgosvo.ru/fgosvpo/8/6/2/34/. i. http://mon-
ru.livej ournal .com/ 17014.html
45. Фридман Л.В., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. Москва: Просвещение, 1985. 288 с.
46. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: кн. для учителя. Москва: Просвещение, 1987. 224 с.
47. Фридман Л.В. Показатели работы школы // Советская педагогика. 2010. №10. С. 3742. 74. Цукерман Г.А., Шияновская С.И. Что оценивает
объективная оценка // Психологическая наука и образование. 2017. №4.
С. 6570.
48. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Москва: Знания, 2019. 324 с.