Развитие памяти у младших школьников во внеурочной деятельности
|
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1 Подходы к изучению памяти в отечественной и зарубежной
литературе 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной
школы
1.3 Внеурочная деятельность как средство развития памяти у младших
школьников 20
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти у младших школьников
2.1 Диагностика уровня развития памяти у младших школьников 27
2.2 Разработка программы развития памяти у младших школьников во
внеурочной деятельности 34
2.3 Оценка и анализ результатов исследования 39
Заключение 46
Список используемой литературы и используемых источников 48
Приложение А Результаты проведения второй методики
Приложение Б Результаты проведения первой методики
Приложение В Результаты определения коммуникация
как условие интериоризации в 3 В классе 55
Приложение Г Методика 1 «Определение объема кратковременной зрительной памяти» 56
Приложение Д Методика 2 «Запомни цифры» 57
Приложение Е Методика 3 «Опосредованная память» 58
Приложение Ж Материал для проведения занятий 60
Глава 1 Теоретические аспекты развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1 Подходы к изучению памяти в отечественной и зарубежной
литературе 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной
школы
1.3 Внеурочная деятельность как средство развития памяти у младших
школьников 20
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти у младших школьников
2.1 Диагностика уровня развития памяти у младших школьников 27
2.2 Разработка программы развития памяти у младших школьников во
внеурочной деятельности 34
2.3 Оценка и анализ результатов исследования 39
Заключение 46
Список используемой литературы и используемых источников 48
Приложение А Результаты проведения второй методики
Приложение Б Результаты проведения первой методики
Приложение В Результаты определения коммуникация
как условие интериоризации в 3 В классе 55
Приложение Г Методика 1 «Определение объема кратковременной зрительной памяти» 56
Приложение Д Методика 2 «Запомни цифры» 57
Приложение Е Методика 3 «Опосредованная память» 58
Приложение Ж Материал для проведения занятий 60
В младшем школьном возрасте, по мнению большинства психологов, зарождаются свойства психики и интеллекта людей. Соответственно, процесс формирования и развития памяти является одной из актуальных проблем нашего века [21, c 100].
Основная задача многосторонней развитости обучающегося младшего школьного возраста возлагается на плечи учителя с самых первых классов. Содействие педагога в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающимися в соответствии с ООП НО — это цель внеурочной деятельности по ФГОС НОО. Внеурочная деятельность проводится в форме отличной от классно-урочной деятельности нацелена на достижение планируемых результатов развития памяти у детей младшего школьного возраста [23, c. 200].
Проблемой развития памяти издавна занимались большое количество авторов, в их числе: Аристотель и Гален; Т. Гоббс, Парменид, Платон; английские и немецкие психологи Г. Эббингауз, А. Пильцеккер, Г. Мюллер, собравшие в своих трудах огромное количество экспериментального материала, позволившего сформулировать ряд теоретических положений. Проблема памяти были освещены в работах как зарубежных ученных, так и советских, которые поставили проблему памяти на новую ступень развития.
В настоящее время в контексте педагогической психологии большое внимание уделяется изучению развития памяти у детей младшего школьного возраста в качестве высшей психической функции онтогенеза, изучению психолого-педагогических условий, оптимизизирующих мнемоническую активность детей. Проблема развития памяти приобретает особую актуальность, когда обучение становится основным занятием ребенка. Изучение памяти на протяжении многих лет привлекало внимание исследователей теоретических и практических направлений психологии. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, Б.В. Зейгарник, А.А. Смирнов, Г. Эббингауз, Т. Рибо — это психологи-педагоги, внесшие значительный вклад в изучение памяти [24, с. 74].
Но, не смотря на усилия огромного количества ученых, стремившихся раскрыть проблемы развития памяти, тема все еще актуальна. Не изученная до конца проблема развития памяти детей, ведет к тому, что у учителей отсутствует пристальное внимание к данной проблеме, что не позволяет им продуктивно использовать все методы и приемы, что бы не только научить каждого ученика использовать приемы для улучшения запоминания информации, но и развивать природный потенциал памяти детей.
С первого дня обучения в школе обучающимся нужно запомнить много различной информации. Но в таком возрасте маленький ученик еще не знает всех нюансов для того, чтобы какая-либо информация запоминалась ему легче. Именно поэтому, обучающиеся чаще всего прибегают к технике заучивания, и не пытаются логически или наиболее осознанно подойти к запоминанию материала. Не большой к этому времени объем памяти у обучающихся в младших классах, а еще и неспособность сконцентрироваться на мнемической задаче, может послужить причиной плохого запоминания школьного материала, за счет этого уменьшение интереса к учебе в целом.
Одним из основных условий для того, чтобы эффективность запоминания увеличивалось, это наличие интереса к тому материалу у обучающихся, которые необходимо запомнить и, конечно, внимательность. В этом может помочь мнемотехнические приемы, которые будут проводиться учителем во время внеурочной деятельности.
Объект исследования: память у младших школьников.
Предмет исследования: развитие памяти у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретическое обоснование и реализация программы развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза: развитие памяти у детей младшего школьного возраста будет более успешно, в том случае если среди младших школьников выявить тех детей, у которых развитие памяти на низком уровне и создать для них психолого-педагогические условия этого познавательного процесса во внеурочной деятельности. Основное условие процесса развития памяти у детей младшего школьного возраста - формирование опосредованного запоминания с использованием вспомогательных средств, в числе которых знаки и символы. К психолого-педагогическим условиям относятся такие условия, когда:
- младшие школьники овладевают рациональными приемами запоминания и воспроизведения информации;
- младшие школьники выполняют упражнения и задания, развивающие ассоциативные, произвольные свойства памяти.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к изучению памяти описанные в отечественной и зарубежной литературе;
2. Продиагностировать с целью определения уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста;
3. Разработать и реализовать программу развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности;
4. Проанализировать полученные результаты исследования.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
Теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
Экспериментальный метод: тестирование обучающихся для определения уровня развития их памяти; констатирующий и формирующий эксперимент.
Экспериментальная база исследования: П. Яблоновский, МБОУ СШ №15
Количество обследуемых детей - 30 человек. Возраст 8-9 лет.
Практическая значимость данной работы - реализация программы развития памяти, которую смогут использовать учителя начальных классов в своей работе.
Квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и используемых источников, приложений.
Основная задача многосторонней развитости обучающегося младшего школьного возраста возлагается на плечи учителя с самых первых классов. Содействие педагога в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающимися в соответствии с ООП НО — это цель внеурочной деятельности по ФГОС НОО. Внеурочная деятельность проводится в форме отличной от классно-урочной деятельности нацелена на достижение планируемых результатов развития памяти у детей младшего школьного возраста [23, c. 200].
Проблемой развития памяти издавна занимались большое количество авторов, в их числе: Аристотель и Гален; Т. Гоббс, Парменид, Платон; английские и немецкие психологи Г. Эббингауз, А. Пильцеккер, Г. Мюллер, собравшие в своих трудах огромное количество экспериментального материала, позволившего сформулировать ряд теоретических положений. Проблема памяти были освещены в работах как зарубежных ученных, так и советских, которые поставили проблему памяти на новую ступень развития.
В настоящее время в контексте педагогической психологии большое внимание уделяется изучению развития памяти у детей младшего школьного возраста в качестве высшей психической функции онтогенеза, изучению психолого-педагогических условий, оптимизизирующих мнемоническую активность детей. Проблема развития памяти приобретает особую актуальность, когда обучение становится основным занятием ребенка. Изучение памяти на протяжении многих лет привлекало внимание исследователей теоретических и практических направлений психологии. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.И. Зинченко, Б.В. Зейгарник, А.А. Смирнов, Г. Эббингауз, Т. Рибо — это психологи-педагоги, внесшие значительный вклад в изучение памяти [24, с. 74].
Но, не смотря на усилия огромного количества ученых, стремившихся раскрыть проблемы развития памяти, тема все еще актуальна. Не изученная до конца проблема развития памяти детей, ведет к тому, что у учителей отсутствует пристальное внимание к данной проблеме, что не позволяет им продуктивно использовать все методы и приемы, что бы не только научить каждого ученика использовать приемы для улучшения запоминания информации, но и развивать природный потенциал памяти детей.
С первого дня обучения в школе обучающимся нужно запомнить много различной информации. Но в таком возрасте маленький ученик еще не знает всех нюансов для того, чтобы какая-либо информация запоминалась ему легче. Именно поэтому, обучающиеся чаще всего прибегают к технике заучивания, и не пытаются логически или наиболее осознанно подойти к запоминанию материала. Не большой к этому времени объем памяти у обучающихся в младших классах, а еще и неспособность сконцентрироваться на мнемической задаче, может послужить причиной плохого запоминания школьного материала, за счет этого уменьшение интереса к учебе в целом.
Одним из основных условий для того, чтобы эффективность запоминания увеличивалось, это наличие интереса к тому материалу у обучающихся, которые необходимо запомнить и, конечно, внимательность. В этом может помочь мнемотехнические приемы, которые будут проводиться учителем во время внеурочной деятельности.
Объект исследования: память у младших школьников.
Предмет исследования: развитие памяти у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретическое обоснование и реализация программы развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза: развитие памяти у детей младшего школьного возраста будет более успешно, в том случае если среди младших школьников выявить тех детей, у которых развитие памяти на низком уровне и создать для них психолого-педагогические условия этого познавательного процесса во внеурочной деятельности. Основное условие процесса развития памяти у детей младшего школьного возраста - формирование опосредованного запоминания с использованием вспомогательных средств, в числе которых знаки и символы. К психолого-педагогическим условиям относятся такие условия, когда:
- младшие школьники овладевают рациональными приемами запоминания и воспроизведения информации;
- младшие школьники выполняют упражнения и задания, развивающие ассоциативные, произвольные свойства памяти.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к изучению памяти описанные в отечественной и зарубежной литературе;
2. Продиагностировать с целью определения уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста;
3. Разработать и реализовать программу развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности;
4. Проанализировать полученные результаты исследования.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
Теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
Экспериментальный метод: тестирование обучающихся для определения уровня развития их памяти; констатирующий и формирующий эксперимент.
Экспериментальная база исследования: П. Яблоновский, МБОУ СШ №15
Количество обследуемых детей - 30 человек. Возраст 8-9 лет.
Практическая значимость данной работы - реализация программы развития памяти, которую смогут использовать учителя начальных классов в своей работе.
Квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и используемых источников, приложений.
В рамках данной работы нам удалось реализовать поставленную цель и задачи исследования. В ходе работы мы достаточно подробно рассмотрели специфику развития памяти у детей младшего школьного возраста. Исследовали психолого-педагогические особенности памяти у детей младшего школьного возраста, проанализировали структуру развития памяти у младших школьников, изучили все тонкости развития памяти в младшем школьном возрасте. Проанализировав специализированную литературу, увидели изменения памяти происходящие у детей младшего школьного возраста. Память учеников начальных классов приобретает черты произвольности, теперь для запоминания им необходимы определенная цель, наличие волевых усилий, специальные методы и приемы, которым на начальных занятиях их учит учитель. Чтобы ребенок не потерял интерес к учебному процессу, чувствовал свою значимость, стремился к лучшим результатам, его работа должна быть поощрена.
Развитие памяти у детей младшего школьного возраста должно быть на первом месте в образовательном процессе. Не обученные методами и приемами запоминания дети в дальнейшем плохо запоминают и воспроизводят информацию. Успеваемость ученика будет низкой так, как весь материал, не понимая, он будет заучивать дословно и вскоре забудет. Чаще всего такие ученики при заучивании большого объема информации, часто допускают ошибку, к примеру, разбивая его по строчкам или просто переходят к механическому запоминанию. Именно поэтому, очень важно, не упустить данным момент.
В ходе данного исследования мы провели опытно-экспериментальную работу, по итогам которой выявили большое количество детей со средним и 50
низким уровнем развития памяти. У 7% детей был выявлен высокий уровень. 52% обучающихся абсолютно не умеют пользоваться методами для запоминания. Еще 41% детей имеет средний уровень развития памяти.
Итоги работы подтверждают, что дети младшего школьного возраста не ставят целей и задач для запоминания, без специального обучения не пользуются методами и приемами запоминания.
У детей младшего школьного возраста преобладает механическое запоминание, не позволяющее развивать процессы запоминания и объемы памяти.
Учитывая вышесказанное, мы составили и внедрили цикл занятий для изучения методов и приемов запоминания, которые могут проходить как групповой, так и индивидуальной форме, на уроках или специально организованных занятиях.
Повторная проведенная нами диагностики младших школьников показала, что имеются положительные сдвиги при запоминании информации. Обучающиеся стали более осмысленно подходить к запоминанию материала, активно использовать приемы, которыми они пользовались для запоминания. Стали обращаться к логическому рассуждению и образному мышлению. А также у обучающихся повысился интерес к учебе, они с нетерпением ждут следующих занятий, с радостью делятся успехами с родными и друзьями, что подтверждает высокую мотивацию и заинтересованность к учебной деятельности.
Развитие памяти у детей младшего школьного возраста должно быть на первом месте в образовательном процессе. Не обученные методами и приемами запоминания дети в дальнейшем плохо запоминают и воспроизводят информацию. Успеваемость ученика будет низкой так, как весь материал, не понимая, он будет заучивать дословно и вскоре забудет. Чаще всего такие ученики при заучивании большого объема информации, часто допускают ошибку, к примеру, разбивая его по строчкам или просто переходят к механическому запоминанию. Именно поэтому, очень важно, не упустить данным момент.
В ходе данного исследования мы провели опытно-экспериментальную работу, по итогам которой выявили большое количество детей со средним и 50
низким уровнем развития памяти. У 7% детей был выявлен высокий уровень. 52% обучающихся абсолютно не умеют пользоваться методами для запоминания. Еще 41% детей имеет средний уровень развития памяти.
Итоги работы подтверждают, что дети младшего школьного возраста не ставят целей и задач для запоминания, без специального обучения не пользуются методами и приемами запоминания.
У детей младшего школьного возраста преобладает механическое запоминание, не позволяющее развивать процессы запоминания и объемы памяти.
Учитывая вышесказанное, мы составили и внедрили цикл занятий для изучения методов и приемов запоминания, которые могут проходить как групповой, так и индивидуальной форме, на уроках или специально организованных занятиях.
Повторная проведенная нами диагностики младших школьников показала, что имеются положительные сдвиги при запоминании информации. Обучающиеся стали более осмысленно подходить к запоминанию материала, активно использовать приемы, которыми они пользовались для запоминания. Стали обращаться к логическому рассуждению и образному мышлению. А также у обучающихся повысился интерес к учебе, они с нетерпением ждут следующих занятий, с радостью делятся успехами с родными и друзьями, что подтверждает высокую мотивацию и заинтересованность к учебной деятельности.
Подобные работы
- Развитие памяти у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Развитие памяти у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие памяти у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Развитие воображения младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческого воображения младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018



