Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством конструирования 8
1.1 Особенности развития связной диалогической речи у детей
4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи 8
1.2 Конструирование как средство развития связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи 13
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством конструирования 21
2.1 Выявление уровня развития связной диалогической речи
у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи 21
2.2 Содержание и организация работы по развитию связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями
речи посредством конструирования 33
2.3 Оценка динамики уровня развития связной диалогической
речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи 44
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Характеристика выборки исследования 58
Приложение Б Результаты исследования на этапе констатации 59
Приложение В Карта-алгоритм построения диалога в процессе конструирования 60
Приложение Г Результаты исследования на этапе контроля 62
Актуальность исследования. На современном этапе развития теории и практики дошкольного образования развитие речи детей дошкольного возраста является одной из ключевых задач. Важным направлением по развитию речи в дошкольных организациях является формирование диалога, так как он занимает главенствующую позицию на начальном этапе речевого развития детей. Овладение связной диалогической речью является необходимым условием полноценного социального развития ребенка.
Дети среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в специальном и целенаправленном развитии связной диалогической речи, прежде всего это связанно с тем, что у детей наблюдается недостаточное развитие потребностей социальной направленности.
Успещность реализации процесса развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста зависит от выбранных методов и средств обучения. Конструктивная деятельность полностью отвечает интересам детей, их возможностям и способностям. Результат и процесс конструирования вызывает у детей познавательный интерес, стремление говорить, обсуждать, делиться впечатлениями.
Развитие речи, в том числе связной диалогической речи, тесно связано с развитием мелкой моторики рук, поскольку процесс конструирования включает в себя использование различных конструкторов, что вызывает физиологическое стимулирование функции пальцев рук и способствуют развитию мелкой моторики рук. Таким образом, конструирование играет большую роль в процессе развитии связной диалогической речи у детей.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных учреждениях выявил следующее противоречие между необходимостью развития связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи и недостаточным использованием констуирования в решении данной задачи.
На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности конструирования в развитии связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством конструирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность конструирования в развитии связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: процесс развития связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: развитие связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством конструирования.
Гипотеза исследования: процесс развития связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством конструирования будет возможным, если:
- разработана наглядная карта-алгоритм построения диалога в процессе подгрупповой работы по конструированию;
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда современными игровыми и дидактическими материалами для активизации межличностного взаимодействия детей в процессе констуирования;
- привлечены родители в работу по развитию связной диалогической речи посредством конструирования.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования.
1. Проанализировать педагогическую, психологическую литературу по проблеме развития связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством конструирования.
2. Выявить уровень развития связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством конструирования.
Теоретико-методологической основой исследования послужили:
- психолого-педагогические исследования особенностей и механизмов развития речи детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина);
- исследования специфических условий становления связной диалогической речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (А.Г. Арушанова, О.А. Бизикова, В.П. Глухов, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Н.А. Стародубов, Т.Б. Филичева);
- исследования возможностей и специфики использования конструирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (В.Н. Мамрова; Л.А. Парамонова, Е.В. Фешина).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы - анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; систематизация, обобщение, анализ полученных данных;
- эмпирические методы - психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), диагностические задания для исследования связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи;
- методы обработки данных - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 56 «Красная гвоздика» г. о. Тольятти. Выборка составила 10 детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей конструирования в развитии связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи, в разработке карты-алгоритма построения диалога в процессе подгрупповой работы с применением конструирования.
Теоретическая значимость исследования: разработано и теоретически обосновано содержание работы с использованием конструирования, которое составит основу для более широких научных представлений о средствах развития связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования результаты, содержание образовательной деятельности, практические материалы и рекомендации для родителей могут быть использованы для построения коррекционно-педагогической работы по развитию связной диалогической речи у детей 4 -5 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством конструирования в дошкольных образовательных организациях.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 наименований) и 4 приложений. Работа проиллюстрирована 11 таблицами и 1 рисунком. Основной текст работы изложен на 57 страницах.
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят, наблюдаются проблемы в речевой активности, построении диалогов при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Низкая речевая активность детей с тяжелым нарушением речи непосредственно связана с тем, что к началу второго года у детей отмечается не достаточное развитие мелкой моторики, отсутствие действий с предметами и скудное доречевое общение с взрослыми.
Развитие речи, в том числе связной диалогической речи, тесно связано с развитием мелкой моторики рук, поскольку процесс конструирования включает в себя использование различных конструкторов, что вызывает физиологическое стимулирование функции пальцев рук и способствуют развитию мелкой моторики рук. Таким образом, конструирование играет большую роль в развитии связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Результаты констатирующего эксперимента, показали, что уровень связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи недостаточный. Дети нуждались в постоянной помощи в виде наводящих, побуждающих вопросов, педагогу требовалось дополнительно указывать на детали. Разговор длится не долго, пока взрослый проявляет инициативу. Диалоги по картинке дети придумать не могут. Беседа протекает медленно, много длительных пауз. Дети пользуются лишь одной общеупотребительной формой и заменить ее аналогичной не могут. Дети затрудняются вступить в контакт со взрослыми и сверстниками. Только не которые дети свободно могут отвечать лишь в знакомых ситуациях. Так же некоторые дети могут задать несколько вопросов с помощью взрослого, однако логической последовательности, самостоятельности в ведении расспроса нет. Диалоги малосодержательны.
В рамках формирующего этапа исследования нами было разработано и апробировано содержание работы по развитию связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи посредствам конструирования, которые включает в себя следующие этапы: разработана наглядная карта- алгоритм для построения диалога в процессе подгрупповой работы по конструированию; реализована поэтапная работа, включающая подготовительный и основной этапы работы с детьми; разработаны и проведены дидактические игры по использованию карты-алгоритма в предварительной работе с детьми; обогащена развивающая предметно-пространственная среда современными игровыми дидактическими материалами для активизации межличностного взаимодействия детей в процессе самостоятельной деятельности; привлечены родители в работу по развитию связной диалогической речи посредством конструирования.
Повторная диагностика развития связной диалогической речи у участников эксперимента на контрольном этапе исследования показала положительную динамику. Количество детей с низким уровнем развития связанной диалогической речью снизилось на 20%, по сравнению с констатирующим этапом. Количество детей со средним уровнем развития связной диалогической речью снизилось на 10%. А количество детей с высоким уровнем развития связной диалогической речью повысилось на 30% по сравнению с констатирующим этапом.
Анализ результатов диагностического исследования позволил заключить, что проведенная работа по развитию связной диалогической речи у детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи, оказалась результативной, и положительно повлияла на речевое развитие детей, что подтвердило выдвинутую в начале исследования гипотезу.
1. Алеушина В. К. Развитие диалога у дошкольников в совместной игровой деятельности // Книжки, нотки и игрушки. 2018. Выпуск 11. С. 3-6.
2. Аммосова В. В. Обучение детей общению: пособие для воспитателей и родителей. Якутск. : Бичик, 2015. 64 с.
3. Арушанова А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. Выпуск 5. 2011. С. 78-90.
4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада. М. : МозаикаСинтез, 2015. 72 с.
5. Бизикова О. А. Игра как фактор развития диалога. Средний дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. 2008. Выпуск 5. С. 9-18.
6. Бизикова О. А. Ознакомление с трудом взрослых как средство развития речи дошкольников // Современный детский сад: теория и практика. 2008. № 8. С. 62-69.
7. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи у дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр: дис. Канд. Пед. Наук: 13.00.07. Урал. Гос. Пед. Ун-т. Екатеринбург, 2008. 205 с.
8. Выготский Л. С. Мышление и речь М. : Просвещение, 1996. 368 с.
9. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. М. : Просвещение, 1995. 654 с.
10. Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. 5-е изд. доп. М. : Астрель, 2018. 352 с.
11. Ипполитова Н. А. Русский язык и культура речи: учеб. для вузов. М. : Проспект, 2017. 344 с.
12. Комарова Л. Г. Строим из ЛЕГО. М. : Линка Пресс, 2011. 104 с.
13. Леонтьев А. Н. Основы теории речевой деятельности. М. : Просвещение, 1978. 368 с.
14. Леонтьев А. Н. Психология общения. М. : Тарту, 1974. 371 с.
15. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. М. : Просвещение, 2001. 368 с.
16. Львов М. Р. Основы теории речи: учеб. пособие. М. : Академия, 2010. 248 с.
17. Мамрова В. Н. Лего-конструирование в детском саду: методическое пособие. Челябинск : 2018. 85 с.
18. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для учащихся пед. вузах. 4-е изд. доп / Под ред.: Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой. М. : Просвещение, 2010. 272 с.
19. Никитенко А. В. Развитие связной диалогической речи у детей с
общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]: Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. Науч. Конф. (г. Чита, апрель 2019 г.). Т.0. Чита. : Молодой ученый, 2019. С. 70-75. URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5497/ (дата обращения: 17.09.21).
20. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. СПб. : Просвещение, 2016. 203 с.
21. Нищева Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет: методические рекомендации. Конспекты занятий. М. : Детство- Пресс, 2017. 430 с.
22. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2012. 192 с.
23. Пенкина Н. И., Попова О. А., Синегубова Ю. В., Канищева Н. В. Конструирование как средство развития речевых функций у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]// Современные социально¬гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно¬практической конференции 30 ноября 2019 г.: в 2-х ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. Часть II. С. 66-70. URL :https://apni.ru/article/105-konstruirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-rechevi (дата обращения: 17.09.21).
24. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Издательство «Питер», 2010. 712 с.
25. Сенсорное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей. Под ред. Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой. 4-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 2002. 192 с.
26. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М. : Просвещение, 2006. 176 с.
27. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи: Науч.-исслед. Ин-т дефектологии АПН СССР. М. : Педагогика, 1980. 192 с.
28. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. 4-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2018. 256 с.
29. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М. : Просвещение, 1981. 240 с.
30. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М. : Просвещение, 1972. 165 с.
31. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. М. : Сфера, 2011. 109 с.
32. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. М. : Сфера, 2012. 150 с.
33. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2011. 372 с.
34. Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада : учеб. пособие. М. : Академия, 2001. 103 с.
35. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М. : Айриспресс, 2004. 224 с.
36. Филичева Т. Е. Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи. М. : Феникс, 2003. 44 с.
37. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. М. : Академия, 2009. 393 с.
38. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб. : Феникс, 2006. 32 с.
39. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников : учебное пособие. М. : Феникс, 2018. 221 с.
40. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Просвещение, 1998. 360 с.