Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние личностных качеств и особенностей подростков на стиль поведения в конфликтной ситуации

Работа №104519

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2022
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
216
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Анализ проблемы исследования конфликтного поведения подростков и теоретические основы влияния личностных особенностей на стиль поведения 8
1.1 Основные подходы к определению природы конфликта
и конфликтного поведения в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2 Психологические особенности подросткового возраста 24
1.3 Индивидуально-психологические особенности влияющие
на конфликтное поведение подростков 31
Глава 2 . Исследование эмпирической взаимосвязи личностных особенностей и стратегий поведения в конфликте у подростков 39
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 39
2.2 Результаты исследования, их анализ и интерпретация 40
Заключение 54
Список используемой литературы 58

Актуальность исследования. Нынешняя реальность такова, что в условиях непростого периода становления общества имеет место ситуация обострения социальных противоречий, роста нестабильных социальных отношений, повышенная конфликтность. Подобная ситуация прямым образом влияет на нынешнюю молодежь.
Сама по себе кризисность подросткового возраста благоприятствует для возникновения многочисленных внутриличностных и межличностных конфликтов.
К сожалению, конфликтное поведение довольно распространено среди подростков. Такое поведение выступает инструментом для заявления своей позиции. Этот период жизни ребенка является самым сложным из -за наступления кризиса подросткового возраста. Этот период можно охарактеризовать так: ребенок, находящийся на границе между уже прошедшим детством и еще не наступившей взрослой жизнью, именно тогда, происходит осознание, он углубленно заглядывает внутрь себя. Кризис обычно протекает по нескольким сценариям: «кризис независимости» - сопровождающийся негативизмом, бунтарством, наглостью, упрямством; «кризис зависимости» - несамостоятельностью, стремление не выделяться из толпы и инфантильностью. Поэтому жизнь подростка в данный период времени, сопровождается рядом изменений, которые помогают или же препятствуют переступить ту самую грань и вступить во взрослую жизнь. Вышеперечисленные изменения обычно проявляются в основном в противоречивости общения и взаимодействии и с окружающим миром. Подросток думает, что уже готов равноправно взаимодействовать со взрослыми, но это зачастую не соответствует его возможностям.
Актуальность и практический аспект данных проблем связаны с тем, что проблемы конфликтного поведения среди подростков не только обращает на себя внимание исследователей в области психологии и педагогики, но и рост агрессивного поведения и негативных для общества тенденций в подростковой среде. В связи с социологической статистикой последних, в России растет молодёжная преступность среди подростков. Данная ситуация требует анализа проблематики конфликтного поведения среди детей-подростков. Исследования данной области направлены на поиск методов и способов преодоления негативных аспектов и последствий подростковых конфликтов, на эффективное разрешение данной специфики возрастного этапа для оптимизации взаимоотношений подростков на пути становления личности с окружающими, максимальную гармонизацию развития личности.
Важнейшим вопросом в исследованиях конфликтологии является вопрос о первопричинах и факторах, влияющих на возникновение конфликтных ситуаций.
В последнее десятилетия взрослые все чаще оказываются в ситуации тупика, бессильны прекратить агрессивные поступки детей. На сегодняшний день педагоги и родители подростков нуждаются во всесторонних психологических знаниях, так как в большинстве своем являются не готовыми к встрече с детской агрессией. Чтобы минимизировать возникающие сложности, испытываемые подростком, его родителями и близкому окружению подростка, необходимо знать психологические особенности личности подростка, обуславливающих выбор стратегий поведения в конфликте.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между особенностями темперамента и стратегиями поведения в конфликте лиц в подростковом возрасте.
Объект исследования: личностные качества и особенности подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь личностных качеств и стратегий поведения в конфликте в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: поведение в конфликте подростков детерминировано стилем поведения в конфликте, типом темперамента и наличием акцентуаций характера.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ основных подходов к определению природы конфликта и конфликтного поведения подростков в отечественной и зарубежной психологии;
- проанализировать современное состояние проблемы определения детерминант конфликтного поведения детей подростков;
- разработать и обосновать эмпирическую программу исследования по данной теме;
- выявить индивидуально-психологические детерминанты
конфликтного поведения подростков;
- проанализировать и интерпретировать полученные результаты эмпирического исследования личностных качеств как детерминант конфликтного поведения подростков.
Теоретико-методологические основой исследования выступили научно-практические исследования таких авторов, как: В.И. Андреев, Н.В. Гришина, Н.В. Васильев, Н.П. Дедов, И.В. Дубровина,
Т.В. Ковшечникова, Н.А. Козлов, М.М. Рыбаков и другие. Конфликт по своей сущности является формой социального взаимодействия.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликтного поведения подростков;
- эмпирические: методика диагностики тактики поведения в конфликте К. Томаса, опросник структуры темперамента В.М. Русалов (ОСТ детский вариант), опросник Леонгарда-Шмишека «Акцентуации характера» (детский и подростковый вариант);
- методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что результаты исследования могут быть применимы в научном вкладе в конкретную сферу для расширения ее теоретической основы.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в качестве базы исследовательской, аналитической и проектной деятельности психологов, рассматривающих тему влияния личностных особенностей и качеств подростков на поведение в конфликте.
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие обучающиеся ФГБОУ Всероссийского детского центра «Смена» 14 -17 летнего возраста в количестве 30 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (37 наименований). Общее количество страниц в работе - 61. В тексте представлены 3 графических изображения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итогом проведенного теоретического анализа основных подходов к определению природы человеческого конфликта и конфликтного поведения в зарубежной и отечественной психологии можно сделать вывод о том, что на данный момент в научной литературе по конфликтологии определения конфликта как понятия немного разнятся. Распространено в отечественной литературе по психологии конфликта множество его определений, хотелось бы отметить, что как феномен человеческого взаимодействия конфликт носит сугубо социальный характер.
Проблематика определения детерминант конфликтного поведения подростков выражается в следующем:
- в расцвет подросткового кризиса наиболее частые конфликтные ситуации определяются силой внутренних эмоциональных переживаний подростка в момент возникновения конфликтной ситуации;
- для большей части подростков характерен разный уровень осознания окружающего его мира, навыки саморефлексии и рефлексии развиты слабо;
- на данном этапе жизненного развития на пути подростка происходят следующие трудности: сложности в адаптации в переходе из начальной в среднюю школу, унижение со стороны сверстников, отстаивание собственного мнения перед родителями и их вмешательство в личную жизнь подростка, отстаивание собственных личных границ;
- у подростков распространены следующие методы психологической защиты: эмоциональное отреагирование, психологическая защита, рефлексия, физическое восстановление, агрессивное отреагирование.
Основополагающей целью данного эмпирического исследования стало выявление личностных качеств как определяющих факторов конфликтного поведения подростков. Цель конкретизировалась через постановку ряда эмпирических задач:
- исследовать структуру темперамента подростков;
- выявить доминирующие типы поведения в конфликте;
- рассмотреть особенности акцентуаций личности подростков;
- обработать, проанализировать и интерпретировать полученные данные.
После интерпретации полученные в ходе исследования данных, можно сделать следующие выводы:
- стиль поведения в конфликтной ситуации соперничество выбирают в основном люди, склонные к темпераменту холерик, с преобладающим гипертимным типом акцентуаций. О таких подростках можно сказать, что они в силу своих особенностей в конфликте будут вести себя следующим образом: подросток будет отстаивать собственные интересы в ущерб интересам собеседника, он уверен в своей правоте и хочет единолично одержать победу в споре. Плюс ко всему холерик вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, часто бывает агрессивным. Гипертимный тип акцентуаций отличается кратковременной агрессией, чрезмерной вспыльчивостью. Особенностями поведения подростков с гипертимным типом является то, что он воспринимает своего собеседника весьма поверхностно, не испытывая желания узнать его получше. Можно отметить, что межличностные отношения будут выстроены с определенной небрежностью к вопросам морали;
- стиль поведения в конфликте сотрудничество подавляющее большинство респондентов, склонных к типу темперамента холерик. У данных подростков выявлен гипертимный, экзальтированный, циклотивный тип акцетуаций. Исходя из предложенных данных можно сказать, что выбранный стиль характеризуется тем, что стороны конфликта внимательно знакомятся с позицией противоположной стороны, выясняют причину разногласия, отказываются от достижения собственных целей за счет интересов оппонента. Не смотря на выбранный стиль поведения люди, склонные к типу темперамента холерик, довольны сложные. Холерики - по силе духа сильные личности, с уверенностью движутся по жизни, оптимистично смотрят на свое будущее. Данные личности отличаются эмоциональностью, частой сменой настроения, острой реакцией на раздражитель. Особенностей в поведении подростков добавляет и гипертимный тип акцентуации. Люди склонные к гипертимному виду акцентуаций характеризуется наличием гибкости, активности, легкости в общении, что весьма способствует стилю «сотрудничества». Люди, склонные к циклотивному типу, который проявляется в частых сменах настроения. Полюс настроения периодически сменяется без очевидных причин и внешних мотивов;
- стиль поведения в конфликте компромисс стал преобладающим для людей, склонных к типу темперамента сангвиник. У данных подростков выявлен эмотивный, демонстративный, экзальтированный тип акцентуаций.
Выбор данного стиля поведения характеризуется тем, что оппоненты обладают равной властью, идут на взаимные уступки ради сохранения отношений. Такой стиль используют люди осторожные, рационально мыслящие. Сангвиники отличаются стремлением к общению и сотрудничеству с окружающими. Если говорить о динамических свойствах психики сангвиника, то он - сильный, уравновешенный и подвижный. Так как у данных респондентов выявлены три типа акцентуаций, заметно влияющие на поведение подростков в конфликте. Экзальтированный тип, придает поведению чрезмерную эмоциональность и неустойчивость эмоционального состояния. А эмотивный тип акцентуаций объясняет почему данная группа подростков старается избегать открытых столкновений, выбирая стиль поведения компромисс;
- стиль поведения в конфликте избегание поделили между собой два типа темперамента холерик и меланхолик. Поведение характеризуется игнорированием самого наличия конфликта, не уступая и не настаивая на своем. Так как меланхолик - это пассивный тип темперамента, которому свойственны глубокие переживания на любые события, высокая чувствительность, обидчивость и эмоциональность, а холерик является его полной противоположностью, человек, который отличается высоким уровнем психической активности, ведет себя энергично, резко и стремительно, движения его быстрые и отрывистые. У данных респондентов выявлен возбудимый и эмотивный типы акцентуаций. Возбудимый тип например, отличается повышенной раздражительностью, несдержанностью, угрюмостью, занудливостью, услужливостью, молчаливостью, замедленностью в беседе. Так как эмотивный тип характеризует людей с повышенной чувствительностью ко всему. Эти люди не любят больших компаний. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто производят впечатление замкнутости. Данная акцентуация объясняет причину выбранного стиля поведения в конфликте;
- стиль поведения в конфликте приспособление выбрало большинство респондентов, склонных к типу темперамента холерик. У данных респондентов выявлен гипертивный и экзальтированный тип акцентуаций. Данный стиль пассивного поведения в конфликте, сконцентрирован на сохранение баланса в отношениях через уступчивость доверие, а также характеризуется жертвованием своих интересов в пользу другого. Для людей, склонных к типу темперамента холерик данное поведение вероятен, когда вклад личности не особо значим предмет спора. Подростки с гипертимным типом акцентуаций отличаются недисциплинированностью, склонен к аморальным поступкам, необязателен, самоооценка завышена. Сильно на поведение влияет экзальтированность является выражением сильных реакций на внешние раздражители.
Таким образом, выдвинутые основная и частные гипотезы исследования нашли полное подтверждение. Цель и задачи исследования решены.



1. Абдулова Т. П. Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков, Deutshland : LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. 2011. 256 c.
2. Авдулова Т. П. Проблемы школьной социализации / Т. П. Авдулова // Психология обучения. Москва. Издательский центр «Академия». 2009. С. 45-54.
3. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / Под ред. А. Я. Анцупова, А. И. Шипилова. М. : ЮНИТИ. 2009. С. 11-18.
4. Анцупов А. Я., Прошанов С. Л. История отечественной конфликтологии. М. : Проспект, 2018. 448 с.
5. Безруких М. М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М. : Академия, 2009. С. 213-215.
6. Гришина Н. Психология конфликта / Н. Гришина. Санкт-Петербург : Питер Пресс. 2014. 326 c.
7. Психология конфликта. СПб. : Питер, 2008 544 с.
8. Донцов А. И., Полозова Т. А. Психологические детерминанты конфликтности подростков // Психологический журнал. 2008. 117 c.
9. Зеркин Д. Основы конфликтологии / Д. Зеркин. Ростов н/Д. : Феникс, 2014. 200 c.
10. Карташев С. Конфликтология: теория и практика конфликтов / Под ред. С. Карташева, Москва : Лаборатория книги. 2007. 27 c.
11. Кораблина М. Р. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. Санкт-Петербург : Просвещение. 2013. 285 c.
12. Кречмер Э. Теория темпераментов. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М. : ЧеРо ; М.: МПСИ, 2002. 29 c.
13. Крогиус В. Личность в конфликте / В. Крогиус. Саратов : Изд-во Саратовского Университета, 2014. 111 c.
14. Леонгард К. Акцентуированные личности. М .:Феникс, 2002. 31 c.
15. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера подростков. Москва : Медицина, 2008. 240 c.
16. Мандель Б. Р. Возрастная психология : учебное пособие / Б. Р. Мандель. Москва : ИНФРА-М, 2021. С. 51-52.
17. Мерлин B. C. Очерк теории темперамента. Пермь : Феникс. 2013. 296 с.
18. Наконечная О. В. Психологические детерминанты конфликтности подростков. Москва : Просвет, 2010. 29 c.
19. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы : учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. Москва : Издательство Юрайт, 2021. 270 c.
20. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Методы изучения и психодиагностика личности: Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2017. 44 c.
21. Светлов В. А. Конфликтология / В. А. Светлов, В. А. Семенов. Санкт-Петербург : Юрайт. 2019. 300 c.
22. Стреляу Я. Р. Роль темперамента в психическом развитии. Москва : Прогресс. 2012. 88 c.
23. Хасан Б. Конструктивная психология конфликта / Б. Хасан. Санкт- Петербург : Академия. 2013. 22 c.
24. Черкасова Т. В. Конфликты подростков. Москва : Просвещение, 2010. 91 с.
25. Чернова Г. Р., Сергеева М. В., Беляева А. А. Конфликтология. Учебное пособие для СПО. М. : Юрайт. 2019. 315 c.
26. Тест-опросник Шмишека он-лайн [Электронный ресурс] : http://infamed.com/psy/alt19 1.html(дата обращения 02.06.2022)
27. Опросник структуры темперамента В. М. Русалова [Электронный ресурс] https://psylab.info/Опросник_структуры_темперамента_Русалова (дата обращения 02.06.2022)
28. Утлик Э. П. Психология личности: Учебное пособие / Э.П. Утлик. Москва : Академия. 2014. 112 с.
29. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М. : Издательство Института Психотерапии, 2009. 544 с.
30. Психологическая диагностика : учебно-практическое пособие для студентов специальности «Психология» всех форм обучения / Г. Е. Шанина. Москва : В Печать!, 2010. 215 с.
31. Эльконин Б. Д. Психология развития : учебное пособие. М. : Академия, 2001. 141 с.
35. Keirsey D., Bates M. Please Understand Me: Character and Temperament Types. Delmar, CA., 1984. 13 p.
32. Weininger O. Gender and character: [It is impossible to point out the general sex differences between all men and all women] / Otto Weininger ; translated from German by V.O. Lichtenstadt. Moscow : Astrel : Polygraphizdat, 2012. 31-32 p.
33. Gippenreiter Y. B. We have different characters... What should I do: a book about everyone and for everyone / Yu. B. Gippenreiter. Moscow : Astrel ; Vladimir : VKT. 2012. 2 p.
34. Gippenreiter Y.B. Communicate with the child. How? / Yu. B. Gippenreiter. 2nd ed. - Moscow : AST : Astrel ; Vladimir : CGT, 2012
35. Myers D. Social Psychology / D. Myers ; translated from the English by Z. Zamchuk. - St. Petersburg :Peter, 2011. 17 p.
36. Kingй Mr. Psychologiя razvitin / Manй Knrn, don Bocum ; science order. per. Russ. я. T.V. Prokhorenko; per. s English. Ah. Maslow2012 .87-88 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ