Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формы и сроки предварительного расследования: порядок их продления

Работа №104506

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Понятие предварительного расследования 7
1.1 Предварительное расследование преступлений как направление
правоохранительной деятельности 7
1.2 Органы, занимающиеся предварительным расследованием 20
Глава 2. Формы и сроки предварительного расследования 366
2.1 Формы предварительного расследования 366
2.2 Сроки предварительного расследования 48
2.3 Порядок продления срока предварительного расследования 588
Глава 3. Проблемы регулирования предварительного расследования 611
Заключение 766
Список используемой литературы 811

Актуальность выбранной темы заключается в том, что повышение эффективности работы правоохранительных органов по расследованию преступлений невозможно отделить от совершенствования института доказательственного права в российском уголовном процессе. Действующий Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ), к сожалению, не лишен неточностей и противоречий. Полагаю, необходимо отметить, одно из главных (приоритетных) направлений уголовно - процессуальной политики РФ - формирования такого уголовно - процессуального законодательства, которое бы создало идеальные условия максимальной эффективной деятельности органов предварительного расследования в борьбе с преступностью, при этом гарантируя: защиту прав и свобод личности, интересов общество, государство. Как известно, в уголовно - процессуальной науке длительное время существует противостояния между сторонниками процессуальной и дифференцированной процессуальной формы. Эти споры, бесспорно, оказали влияния и на содержание законодательных актов и дальнейшее их изменения. Полагаю, законодатель, согласно действующему уголовно - процессуального кодексу РФ, занял компромиссную позицию, в отношении дознания: сохранил дознания в виде формы предварительного расследования, существенно упростив порядок производство дознания, исключил из самого понятия дознания - производство неотложных следственных действий по делам, предварительное следствие по которым обязательно. Вследствие чего законодатель значительно сократил затраты, но стоит отметить, «дешево», не значит эффективно. Не претендуя на исчерпывающий анализ проблем, укажем лишь на несколько проблемных вопросов, наиболее тесно связанных с деятельностью по расследованию преступлений.
Цель работы: рассмотреть формы и сроки предварительного расследования: порядок их продления.
Задачи работы:
- рассмотреть предварительное расследование преступлений как направление правоохранительной деятельности,
- представить органы, занимающиеся предварительным расследованием,
- определить формы предварительного расследования,
- обозначить сроки предварительного расследования,
- оценить порядок продления предварительного расследования.
Объект исследования - формы и сроки предварительного расследования.
Предмет исследования - формы и сроки предварительного расследования: порядок их продления.
Для исследования использованы такие труды как Башлыкина А.В., Васильев О.Л., Головко Л.В., Данильян С.А., Ефимичев С.П., Ефимичев П.С., Кириллова Н.П., Козявин А.А., Цуканова Е.С., Коротких, М.Г., Сорокина, Ю.В. и другие.
Новизна исследования. Определены проблемы предварительного расследования. Выявлены проблемные вопросы, которые возникают при расследовании преступлений, которые в свою очередь, не нашли решения в действующем уголовно - процессуальном законодательстве. Определено структурное содержание каждой из форм предварительного расследования, предложен новый подход в соответствие с которым сформулировано «Дознание по очевидным преступлениям»
Теоретическая, научная, практическая значимость исследования.
Проведено исследование актуальных проблемы предварительного расследования.
Научные положения и результаты исследования, выносимые на защиту.
О проблемах организации и деятельности предварительного следствия в научных и законодательных кругах уже много лет ведется дискуссия. Не менее важна данная тема и для практических работников.
Нововведение об обязательном применении видеосъемки, предусмотренная ч. 5 ст. 191 УПК РФ, ещё больше увеличивает продолжительность следственного действия с участием несовершеннолетнего, в которую включается время полного просмотра видеозаписи, что необходимо делать до составления и подписания протокола следственно действия. Указанная норма не находит своей практической реализации, так как в большинстве случаев несовершеннолетние участники и их законные представители отказываются от видеозаписи следственных действий с их участием, даже после соответствующих разъяснений следователя о такой необходимости, и, таким образом данный отказ оформляется письменным заявлением.
Для решения данной проблемы и в целях уменьшения длительности производства таких следственных действий в науке предлагается исключить обязательность видеозаписи и оставить проведение таковых на усмотрение следователя, исходя из конкретной следственной ситуации.
Личный вклад автора в исследование.
Автор лично подготовил план, программу и задачи исследования, принял участия в XVIII Международной научно - практической конференции «EurasisScience», с последующей публикацией статьи научно - издательским центром «Актуальность. РФ» Личный вклад автора в исследование составляет более 90%. Автором самостоятельно написан текст диссертации и автореферата, подготовлена электронная версия доклада для апробации и защиты.
Методологической основой работы является диалектический метод познания, логики, анализа, синтеза, формальных нормативных и других общих научных и специальных правовых методов.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования выявлено, что:
О проблемах организации и деятельности предварительного следствия в научных и законодательных кругах уже много лет ведется дискуссия. Не менее важна данная тема и для практических работников.
Производство следственных действий по такой категории дел всегда было сложное, так как требовало (и требует) обязательного участия законных представителей и педагогов.
Нововведение об обязательном применении видеосъемки, предусмотренная ч. 5 ст. 191 УПК РФ, ещё больше увеличивает продолжительность следственного действия с участием несовершеннолетнего, в которую включается время полного просмотра видеозаписи, что необходимо делать до составления и подписания протокола следственно действия.
Указанная норма не находит своей практической реализации, так как в большинстве случаев несовершеннолетние участники и их законные представители отказываются от видеозаписи следственных действий с их участием, даже после соответствующих разъяснений следователя о такой необходимости, и, таким образом данный отказ оформляется письменным заявлением.
Для решения данной проблемы и в целях уменьшения длительности производства таких следственных действий в науке предлагается исключить обязательность видеозаписи и оставить проведение таковых на усмотрение следователя, исходя из конкретной следственной ситуации.
Дознание возникло, как административно - полицейская деятельность, которая находилось, вне рамок уголовного процесса. Согласно, практически первому законодательному акту - Свод Законов 1835г. (содержал специальный раздел об уголовном судопроизводстве), дознание законодателем не предусматривалось, но при изучении практики, все сводится к тому, что дознание практически проводилось, только под видом «предварительного» следствия для определения оснований для производства «формального» следствия, говоря о результатах «формального» следствия, они имели весомое доказательное значение в суде. Только в 1922,1923 гг. установили два вида дознания: - по делам, по которым предварительное следствие обязательно (в виде производство неотложных следственных действий); - по делам, по которым предварительное следствие было не обязательным. Такое деление просуществовало не одно десятилетие ( до принятия УПК РФ в 2001г.), отметим, что в результате реформирования норм УПФ РСФСР , в конце 20х г., грань между дознанием следствием стала стираться. Если попытаться обобщить, все предложения процессуалистов, относительно дознания, то позиция складывается далеко, не однозначная, но совершенно очевидно, что органы предварительного следствия, что органы дознания имеют общие задачи, а также очевидна, что правовая регламентация имеет важное значение для организации взаимодействия следователя и дознавателя, в целях достижения общих задач, учитывая, что следователь и дознаватель имеют одинаковые процессуальные полномочия.
Исходя из вышеизложенного, автор пришел к выводу, что законодатель не создал самостоятельную форму расследования, а усложнил процедуру предварительного расследования.
Одной из наиболее старой и практически значимых проблем была и остается оценка работы следователя по количеству направленных в суд дел. В системе Следственного комитета работа следователя практически повсеместно определяется главным образом по конечному результату, где количество направленных в суд дел является главным показателем для следственных отделов и управлений. Следует считать абсурдным и то, что снижение количества раскрытых преступлений определяется как негативный фактор, который не позволил достичь контрольных цифр и выполнить или перевыполнить по сравнению с предыдущим отчетным периодом количественный показатель направленных в суд дел.
Определенные недостатки имеются в правовом обеспечении дознания. Действующее законодательство содержит множество бланкетных, дублирующих и коллизионных норм. Кроме того, препятствием для эффективной деятельности органов дознания является то, что незавершенный процесс систематизации и кодификации правовых предписаний.
В ходе исследования выявили проблему, связанную с раскрываемостью преступлений. Так, с каждым годом возрастает количество нераскрытых преступлений. Например, по данным официального портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, за период с января по сентябрь 2018 года было зарегистрировано 1 490 879 преступлений, что на 3,9% меньше аналогичного периода в прошлом году.
Еще одна проблема - высокий уровень нарушения законности во время досудебного производства, как в стадии возбуждения уголовного дела, так и в стадии предварительного расследования. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в рамках проведения надзорных мероприятий за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства количество выявленных нарушений за 2018 год выросло до 5,2 млн.
Также существует ряд теоретических и практических проблем, связанных с проведением предварительного следствия в сокращенной форме дознания, таких как:
1) сроки сокращенного дознания в УПК РФ регламентированы не вполне понятно, в связи с чем возникают проблемы в правоприменении;
2) соотношение публичных и диспозитивных начал уголовного судопроизводства. Большее внимание уделяется волеизъявлению подозреваемого (обвиняемого), его влиянию на ход уголовного процесса, к примеру, при решении вопросов о производстве и прекращении дознания в сокращенной форме, о продолжении дознания в общем порядке. Вполне убедительной представляется позиция о том, что принимать такое решение должен дознаватель, прокурор, судья, исходя из фактических обстоятельств дела и норм уголовно-процессуального закона.
По результатам проведенного исследования автор прошел к выводу:
1. Требуются безотлагательные изменения в системе профессиональной подготовки (переподготовки) и повышение квалификации следователей. Автор полагает, что именно с этого шага необходимо начинать реформирование Следственных органов РФ.
2. Пересмотреть и ужесточить квалификационные требования к кандидатам на должность следователя.
3. Недопустимо наличие в действующем уголовно - процессуальном кодексе РФ, следственных действий, имеющих аналоги (например: контроль и запись переговоров (ст.186 УПК РФ)). Автор полагает, что необходимо внести изменения в ст. 186 УПК РФ. У следователя отсутствует возможность самостоятельно произвести их в полном объеме. Следователь принимает решения, только о проведении подобного следственного действия.
4. Необходимо внести изменения в ст.124 УКР РФ. п.1 изложить в следующей редакции: « Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения.»
5. Закрепить на законодательном уровне письменные указания в порядке ст. 30, 40.1 УПК РФ о направлении расследования и обязательного заслушивания следователей о проделанной работе (окончить процессуальным документом)
Автор полагает, что внесение вышеизложенных изменений по реформированию законодательства и практической деятельности следственных органов будут способствовать оптимальному достижению уголовного судопроизводства, конечно ввиду ограниченного объема, проанализированы далеко не все аспекты. Учитывая тот факт, что законодателем постоянно вносятся изменения в действующий УПК РФ, проблемы возникающие в ходе предварительного расследования, десятилетиями не потеряют своей значимости.



1. Конституция РФ принята на всенародном референдуме 12.12.1993. (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014 г. № 31. Ст. 439
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 9. - Ст.1284.
3. Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении
изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «О прокуратуре РФ» (с изм. и доп. от 22.12.2014 г.) // Российская
газета, 08.06.2007 г., № 122.
4. Федеральный закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О
внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс.
5. Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 №259 «Об
утверждении Правил медицинского освидетельствования
несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа» // Российская газета от 4 апреля 2012 г. №73.
6. Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 20132020 годы», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. №1735-р // Российская газета от 2 октября 2012 г. №37.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 года № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам»//СПС Консультант Плюс
8. Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным
делам Томского областного суда по делу № 22-967/2010 от 12.04.2010 года. Электронный ресурс. - Режим доступа:
: http: //oblsud.tms. sudrf. ru/modules. php?name=docum_sud&id= 1106. Дата
обращения 10.12.2018.
9. Аналитическая справка о состоянии качества следствия по итогам работы за 12 месяцев 2015 году следственными подразделениями ГУ МВД России по г. Москве// https://цао.мск.мвд.рф
10. Аналитическая справка о состоянии качества следствия по итогам работы за 9 месяцев 2015 году следственными подразделениями ГУ МВД России по г. Москве// https://цао.мск.мвд.рф
11. Анисимов Г. Теоретические проблемы реализации положений Кодекса этики прокурорского работника // Законность. 2013. № 3.
12. Багмет А. М. Следователь и руководитель следственного органа как основные участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения // Обвинение и защита по уголовным делам: исторический опыт и современность Сборник статей по материалам Международной научнопрактической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора Николая Сергеевича Алексеева. Санкт-Петербургский государственный университет; Под редакцией Н. Г. Стойко. 2015. С. 196-204.
13. Башлыкина, А.В. Порядок назначения судебных экспертиз в российском уголовном судопроизводстве / А.В. Башлыкина . - Символ науки. - № 5. - 2016.
14. Белкин А.Р. Конструктивная критика и возможные улучшения Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации. Ч. II: Уголовное преследование. Участники уголовного судопроизводства. - М, 2010. - С. 44-52.
15. Васильев О.Л. Процессуальные средства органов и должностных лиц, осуществляющих дознание и предварительное следствие // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2003. № 4. С. 3-26
16. Гаврилов Б. Я. Перераспределение процессуальных и надзорных полномочий между прокурорами и руководителями следственного органа: объективная необходимость или волюнтаризм в праве // Вестник МВД России. 2010. № 1
17. Головко Л.В. Российский уголовный процесс и объективная истина // Обвинение и защита по уголовным делам: исторический опыт и современность: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора Николая Сергеевича Алексеева (г. Санкт-Петербург, 28-29 июня 2014 года) / Под ред. Н.Г. Стойко. СПб.: ООО «ЦСПТ», 2015. С. 60-68.
18. Данильян, С.А. О необходимости реорганизации органов предварительного следствия в России // Общество и право. 2004. №4 (6) С.126-128.
19. Ефимичев С.П., Ефимичев П.С. Уголовно-процессуальный кодек РФ: принятый в первом чтении проект нуждается в уточнениях // Журнал российского права. 1998. № 1. С. 66-78.
20. Заворотынская К.И. Понятие и содержание следственныхдействий, как основной формы собирания доказательств в ходепредварительного расследования: вопросы теории//В сборнике: Экономика,политика, право: актуальные вопросы, тенденции и перспективы развития сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2019. С. 154-156.
21. Кириллова Н.П. Санкт-Петербургская уголовно-процессуальная
школа и проблемы установления истины в суде // Обвинение и защита по уголовным делам: исторический опыт и современность: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции,
посвященной 100-летию со дня рождения профессора. 2015. - 732 с.
22. Козявин А.А., Цуканова Е.С. Всесторонность, полнота и объективность как системообразующий аксиологический принцип отправления правосудия и его место в уголовно-процессуальной форме // Российский следователь. 2011. № 8. С. 5-8.
23. Коротких, М.Г., Сорокина, Ю.В. Реформа следственного аппарата России в 1860-1864 гг. // Советское государство и право. 1991. № 10. С. 120-124.
24. Лодкин А.Е., Жирова Е.Э. Краткий обзор современных исследований по проблеме дознания // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 4-4 - С. 43-58.
25. Макарова З.В. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: информация к размышлению // Известия вузов. «Правоведение». СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2003. № 1. С. 134-145.
26. Минаева С. А. Актуальные направления процессуальной деятельности руководителя следственного органа по обеспечению законности при производстве предварительного следствия // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 22. С. 173-179.
27. Минаева С. А. О роли руководителя следственного органа на
этапе окончания предварительного следствия с составлением
обвинительного заключения // Закон и право. 2013. № 7. С. 84-86.
28. Мишин, А.В. Мазуренко, П.Н. Актуальные проблемы назначения и производства судебной экспертизы / А.В. Мишин, П.Н. Мазуренко, Вестник экономики, права и социологии. - № 1. - 2017. - С. 87.
29. Москалькова Т. Н. Органы дознания // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной принятию нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. - М., 2002. - С. 138-142
30. Муравьев К.В., Баландюк О.В., Полежаева Е.Н. Продление сроковсодержания под стражей на предварительном расследовании//В сборнике: Актуальные проблемы правоприменительной деятельности органоввнутренних дел сборник научных трудов. Омск, 2019. С. 258-294.
31. Николая Сергеевича Алексеева (г. Санкт-Петербург, 28-29 июня 2014 года) / Под ред. Н.Г. Стойко. СПб.: ООО «ЦСПТ», 2015. С. 35-42
32. По делу о проверке конституционности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан: Постановление Конституционного Суда РФ от 08 декабря 2003 г № 18-П // СЗ РФ. 2003. 51. Ст. 5026.
33. Погорелова Е. Н. Особенности процессуальной деятельности дознавателя и органов дознания в уголовном процессе России: автореф. дис. - Красноярск, 2009. - С. 22.
34. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. Режим электронного доступа: https://genproc. gov.ru/stat/data/
35. Пушкарев В. В. Принцип процессуальной независимости и самостоятельности в соотношении с уголовно-процессуальными функциями следователя и должностных лиц прокурорского надзора // Третьи Академические чтения по актуальным вопросам юриспруденции: сборник материалов Общероссийской научно-практической конференции. 20 апреля 2016 года / Отв. ред. М. В. Торопов. Тамбов, 2016. С. 332-335.
36. Пушкарев В. В. Реализация принципа процессуальной самостоятельности в деятельности судебных и современных следователей // Актуальные проблемы предварительного расследования [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф., Волгоград, 28-29 октября 2015 г. / отв. ред. В. И. Третьяков. Электрон. дан. (4,50 Мб). Волгоград: ООО «Бланк», 2015. С. 269-273.
37. Российский, С.Б. Каким должен быть российский следователь? (к 25-летию Концепции судебной реформы РСФСР) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 10. С.93-100.
38. Рябченко, А.Г. Правовой статус должностных лиц полиции, уполномоченных осуществлять дознавательно-следственную деятельность в Российской империи (конец XVIII - середина XIX века) // Общество и право. 2015. №3 (53) С.18-21.
39. Седова Г. И. Проблемы реализации полномочий органов дознания в уголовном судопроизводстве и обеспечения ими прав участников предварительного расследования // Аширбекова М. Т., Быков В. М., Дикарев И. С. и др. Актуальные проблемы обеспечения прав участников уголовного судопроизводства: моногр. / под ред. Н. С. Мановой. М., 2016. С. 137-149.
40. Серов, Д.О. Первые органы следствия России (1713-1723 гг.) / Д.О. Серов // Российский следователь. - 2014. - № 14. - С. 48-52.
41. Серов, Д.О. Следствие в Древнерусском государстве X-XIV вв. / Д.О. Серов, А. В. Федоров // Российский следователь. - 2015. - № 1. - С. 53¬56.
42. Смирнов А.В. Состязательный процесс. СПб.: Издательство «Альфа», 2001. 320 с.
43. Смирнов Г.К. Восстановление объективной истины в УПК РФ как цели доказывания // Уголовный процесс. 2012. № 4. С. 10-14.
44. Соловьев Л.Б., Токарева М.Е. Дифференциация форм досудебного производства по уголовным делам /Прокурорская и следственная практика. - 1998. - №3. - С.144-151.
45. Супрун С. В. Подследственность органов дознания Российской Федерации по производству дознания по уголовным делам публичного обвинения // Вестн. Омск. Юрид. Академии, 2013. - №2. - С. 116-118.
46. Доклад Генерального прокурора РФ на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за 2009 год
[Электронный ресурс]. URL: http://dpr.ru/pravo/pravo_31_2.htm(дата
обращения: 10.12.2018 г.).
47. Кодекс этики прокурорского работника [Электронный ресурс]: [утв. Приказом Генпрокуратуры РФ от 17.03.2010 № 114 (ред. От 22.04.2011)]. // Законность. (дата обращения: 10.12.2018 г.).
48. Интернет ресурс: www.life.ru/ РИА новости / Наталья
Селиверстова/Сергей Гунеев. (дата обращения: 10.12.2018 г.).
49. Официальный портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/(дата обращения: 10.12.2018 г.).
50. Анализ преступности. Режим электронного доступа: https://мвд.рф/reports/item/14696015
51. Garner B. A. A dictionary of modern legal usage. N. Y.: Oxford University Press, 2001. 951 p.
52. Powers of Criminal Courts 2000.
53. Prevenshion of the Сrimеs Ас1 1988.
54. Markus D.D. Theories of crime and punishment in German Criminal Law // The American Journal of Comparative Law. 2005. № 2. P. 679-707.
55. Macmillan Dictionary [Электронный ресурс]. URL:
www.macmillandictionary.com(дата обращения: 15.02.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ