Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование свободных экономических зон

Работа №104503

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы105
Год сдачи2023
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы деятельности свободных экономических зон‬ 7
1.1. Понятие и сущность свободных экономических зон 7
1.2. Особенности форм и механизмов развития свободных экономических зон в РФ 24
1.3. Нормативно-правовое регулирование свободных экономических зон в РФ 29
Глава 2. Анализ деятельности свободных экономических зон в России на примере АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»‬ 34
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности компании 39
2.3. Место АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» среди свободных экономических зон РФ 51
Глава 3. Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в РФ ‬ 60
3.1. Проблемы развития свободных экономических зон в РФ 60
3.2. Основные направления развития АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» 66
3.3. Эффективность внедрения предлагаемых мероприятий 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 98


В настоящее время Российская Федерация сталкивается с рядом сложностей, связанных с экономической и политической нестабильностью, включая санкции, колебания на финансовых рынках, нестабильный курс национальной валюты и необходимость участия в военных конфликтах. Решение этих проблем требует значительных финансовых вложений, особенно в условиях низких цен на нефть, что делает диверсификацию экономики необходимой и актуальной задачей для России. В данном контексте, свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой один из инструментов для привлечения инвестиций и развития экономической активности. Одной из наиболее успешных СЭЗ в России является АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга», исследование деятельности которой может дать ценные рекомендации по совершенствованию подобных зон в России в целом. В данной работе будет проведен анализ деятельности СЭЗ в России на примере АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга», а также рассмотрены место этой зоны среди других СЭЗ в РФ, проблемы и перспективы развития СЭЗ в целом и основные направления развития АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга». Результаты и выводы данного исследования будут важным вкладом в разработку стратегий развития экономики России.
На современном этапе экономического развития России, в контексте ряда внутренних и внешних проблем, таких как санкции, нестабильность политической ситуации, волатильность рынка и неустойчивый курс рубля, вопрос о диверсификации экономической системы становится наиболее актуальным. В этой связи, программа импортозамещения и создание особых экономических зон приобретают особую значимость. ОЭЗ являются инструментом стимулирования социально-экономического развития определенных регионов через увеличение инвестиций, создание рабочих мест и формирование кластеров производственных организаций. Кроме того, развитие конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке также важно для дальнейшего развития экономики страны. В этом контексте, проведенный анализ деятельности ОЭЗ ППТ «Алабуга» и перспектив их развития является важным вкладом в изучение проблем диверсификации экономики и поиска путей ее развития в современных условиях.
Особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из важнейших инструментов экономической политики в России. В связи с совокупностью разных экономических и политических проблем, таких как санкции, нестабильная политическая ситуация, волатильность рынка и другие, вопрос диверсификации отечественной экономической системы становится наиболее острым. На текущий момент ОЭЗ являются структурным элементом международной экономики и играют важную роль в социально-экономическом развитии отдельных регионов. Они являются "точками роста" и могут обеспечить рост уровня инвестиционной деятельности, создание новых рабочих мест и развитие кластеров производственных организаций, способствующих применению новейших методов производственной деятельности и менеджмента. Таким образом, ОЭЗ считаются оптимальным инструментом для развития экономики России и обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке товаров.
Целью исследования является разработка мероприятий, способствующих совершенствованию свободных экономических зон в России на примере АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»‬.
Задачи исследования:
- рассмотрение теоретических основ деятельности свободных экономических зон;
- проведение анализа деятельности свободных экономических зон в России на примере АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»;
- разработка направлений по совершенствованию деятельности АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга».
Предметом работы является деятельность свободных экономических зон в России.
Объектом работы является АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга».
Проблема становления и развития ОЭЗ в последние 30 лет - в особенности, достаточно широко обсуждается в экономической литературе, на международных научно-практических конференциях, находит свое отражение в законодательстве разных стран мира. Среди научных исследований последнего времени выделим работы ученых - Авдокушина Е.Ф., Горбунова А.Р., Данько Т.П., Иванова В.М., Округа З.М., Кучина И.А.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Исследование основано на системном подходе к решению проблемы выравнивания экономического потенциала регионов путем создания особых экономических зон (ОЭЗ); теоретических исследованиях отечественных и зарубежных ученых по государственному регулированию создания и развития ОЭЗ; а также соответствующих правовых актах, касающихся их функционирования. В исследовании также используется статистический и сравнительный анализ, а также экспертные оценки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В нашей стране разработаны, а также функционируют особые экономические зоны. ОЭЗ - хороший источник с целью привлечения разных форм инвестиций. Формирование ОЭЗ стимулирует увеличение уровня развития предпринимательской активности, а также улучшают конкурентоспособность государства на международном рынке.
Формирование ОЭЗ не новинка для нашего государства. Особые экономические зоны формируются как в развивающихся, так и в развитых государствах. Целью формирования ОЭЗ является максимальное повышение как динамики экономического развития регионов, так и динамики экономического развития в общем.
Государство формирует особые экономические зоны с целью развития определенных территорий. Это достигается, главным образом, в результате расширения производственной деятельности в сфере импорто замещающих товаров, увеличения экспорта, создания новых раб. мест, а также бюджетных доходов. На территориях особых экономических зон создан особый режим с целью развития предпринимательской деятельности: определенные таможенные, а также налоговые льготы, упрощенное взаимодействие с гос. органами, гос. финансирование инфраструктуры. Данные условия формируют режим ОЭЗ в качестве крайне привлекательного для современных инвесторов.
Объектом исследования в работе является АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга».
В структуре резидентов АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» наибольшее число компаний сферы строительных материалов и упаковки (16), химико-технологической отрасли (12), агропрома и пищевой промышленности (8).
Из анализа видно, что количество резидентов увеличивается с каждым годом, кроме 2020 г. Особенно удачными можно назвать период 2014 г., когда в ОЭЗ «Алабуга» пришли 7 новых резидентов, а также с 2015 г. по 2017 г. в ОЭЗ пришло 17 новых резидентов. Динамичный рост резидентов в ОЭЗ «Алабуга» может говорить о удовлетворенности компаний относительно управления ОЭЗ и развития ее инфраструктуры и планов руководства по будущему развитию территории.
АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» в рейтинге входит в 1 группу (высокая инвестиционная привлекательность ОЭЗ) и в целом является лидером в России среди ОЭЗ промышленно-производственного типа.
По результатам проведенного анализа хозяйственной деятельности ОЭЗ ППТ «Алабуга» получены следующие выводы:
1. Как показывают проведенные вычисления, величина баланса рассматриваемой организации в 2019-2021 гг. показывает устойчивую динамику роста: на 2 500 700 тыс.руб. в 2020 году по отношению к 2019 году (темп роста составил 109,09 %). А также на 9 281 700 тыс. руб. на конец рассматриваемого периода – в 2021 году по отношению к предыдущему 2020 году (темп роста составил 130,94 %). В результате этого, можно сделать вывод, что для предприятия характерен устойчивый рост имущества, а также постоянное расширение финансово-хозяйственной деятельности рассматриваемой организации.
2. Самый большой удельный вес в активах рассматриваемой организации в 2019-2021 годах занимали доходные вложения в материальные ценности, а также основные средства. В структуре пассивов рассматриваемой организации в 2019-2021 годах преобладают оценочные обязательства, а также уставный капитал.
3. По результатам проведенного анализа можно заметить увеличение показателя выручки рассматриваемой организации: на величину в 60 980 тыс.руб. в 2020 году по отношению к предыдущему 2019 году (плюс 4,02 %) и на величину 906 920 тыс.руб. в 2021 году по отношению к предыдущему 2020 году (плюс 57,49 %). Данное увеличение показателя выручки можно объяснить ростом объемов деятельности, которое показывает рассматриваемая организация. Что касается следующего анализируемого показателя – показателя чистой прибыли рассматриваемой организации, то на протяжении периода анализа она показывает отрицательные результаты, т. е. наблюдается чистый убыток.
4. На основании проведенного анализа ликвидности баланса можно заключить, что из 4-х отношений ликвидности рассматриваемой организации исполняются или все 4, или 2, или 1, то есть баланс рассматриваемой организации во временном промежутке 2019-2021 годов является абсолютно ликвидным, не абсолютно ликвидным и не ликвидным соответственно.
5. В результате, можно сделать вывод по результатам вышеприведенного анализа, который показывает нам наличие проблемных моментов с платежеспособностью рассматриваемой организации: значения двух индикаторов оказались ниже нормативов, но следует заметить, что заметно негативное изменение коэффициентов в 2021 г.
6. Что касается показателя коэффициента фин. устойчивости, то он снижается. На конец 2021 г. он равен 0,88, что больше норматива, равного 0,75.
7. По результатам анализа можно увидеть, что часть индикаторов рентабельности на конец 2021 г. показывают динамику снижения. Данный факт негативно воздействует на рентабельность рассматриваемого предприятия.
Для совершенствования деятельности ОЭЗ ППТ «Алабуга» были предложены следующие мероприятия:
1. Совершенствование стратегии развития ОЭЗ ППТ «Алабуга»
2. Проект строительства промышленного парка.
В качестве главных направлений развития рассматриваемой ОЭЗ необходимо на I место поставить перспективы долгосрочного стратегического партнерства и кооперации с региональными «капитанами бизнеса» в таких областях, как нефтедобыча (ОАО «Татнефть»), авто машиностроение (ОАО «Соллерс», ОАО «КамАЗ»), нефтепереработка, а также нефтехимический комплекс, (ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскшина» и пр.) и др. Для резидентов рассматриваемой зоны привлекательным является индустриальный, а также энергетический потенциал вышепредставленных компаний, в то время как они могут извлечь выгоду от взаимодействия на рынке интеллектуальной собственности, технологического обмена, а также пользоваться преимуществами с целью рационализации хоз. операций (в т. ч. в налоговом вопросе).
II направление развития можно отнести к высочайшему потенциалу кооперации между предприятиями-резидентами внутри ОЭЗ, в результате которой рассматриваемая ОЭЗ будет иметь шансы стать комплексной ОЭЗ, а также региональным центром развития в условиях окружающего положительного инвестиционного климата.
III направление развития – это усиление, а также дальнейшее продолжение трендов выделения среди всех имеющихся ОЭЗ непосредственно ППТ в общем, а также ОЭЗ «Алабуга» в частности. Такие особые зоны как ТВТ, а также ППТ на текущий момент - самые успешные проекты новейшей волны.
В качестве IV направления стоит выделить систематическое усиление роли ОЭЗ «Алабуга» на мировой арене, формировании бренда данной ОЭЗ на международном рынке среди всех ОЭЗ с дальнейшим извлечением «репутационной ренты».
В качестве V направления можно выделить аккумуляцию рассматриваемой ОЭЗ фин. ресурсов для дальнейшего выступления на биржах, а также мировых фин. рынках.
Также для повышения эффективности функционирования особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга» предлагается проект строительства промышленного парка «Гордость».
Экономический анализ проекта парка продемонстрировал, что данный проект является достаточно привлекательным для инвестирования. В процессе принятия управленческого решения о целесообразности реализации проекта необходимо учитывать и другие, в т. ч. неэкономические, факторы:
Во- первых, реализация данного проекта даст возможность расширять круг потенциальных предприятий-резидентов, что серьезно увеличит степень узнаваемости рассматриваемой ОЭЗ как в нашей стране, так и на международной арене.
Во-вторых, ряд крупных действующих предприятий-резидентов сможет реализовать малые проекты в рамках этого парка для углубления собственной производственной цепочки на территории рассматриваемой ОЭЗ.
Также, строительство парка будет являться «посевной» инвестицией в развитие малых, а также организаций, некоторые из которых могут вырасти до стадии строительства своего завода.
В-четвертых, для привлечения банковского финансирования банк-партнер требует предоставить один или несколько видов обеспечения по кредиту: государственная гарантия, имущественное обеспечение или поручительство. Помимо этого, в случае использования банковского кредитования требуется на постоянной основе предоставлять детализированную отчетность с целью мониторинга.
В процессе разработки проекта были оценены главные риски потенциальных арендаторов с указанием возможных рекомендаций по управлению выявленными рисками в деятельности.
С учетом всех вышерассмотренных экономических, а также экономических факторов можно заключить, что проект строительства промышленного парка под названием «Гордость» может рекомендоваться к реализации с приоритетным привлечением банковского кредитования.



1. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 04.11.2022)
2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 03.06.2006 N 76-ФЗ (ред. от 04.11.2022)
3. Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 N 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны»
4. Авдокушин Е.Ф. Свободные (специальные) экономические зоны. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 275 с.
5. Басенко А.М. Функции свободных экономических хон в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей: Дис. д.э.н. 08.00.14. – Ростов-на Дону, 2017. – 341 с.
6. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России, 2021. Выпуск 5 / под ред. А.В. Шпиленко, В.И. Зверков, А.Н. Козловский. – М.: АКИТ РФ, 2021. – 265 с.
7. Васильева И.И. Территории с особым статусом в экономической системе страны // Oeconomia et Jus. - 2019. - № 1. - С. 1-6
8. Веселова Э.Ш. «Алабуга»: Особый опыт особой экономической зоны // ЭКО. - 2019. - №1(487). - С. 47-54
9. Газдиев И.И. Функционирование особых экономических зон на территории современной Российской Федерации // Вестник экономики, права и социологии. - 2019. - № 4. - С. 22-27
10. Гайнутдинова Г. Г. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона (на примере ОЭЗ «Алабуга») / Г. Г. Гайнутдинова // Молодой ученый. - 2019. - № 10. С. 96–97
11. Гилева И.С. Инструменты территориального развития и привлечения инвестиций на примере особых экономических зон и территорий опережающего развития в РФ // Вопросы управления. - 2020. - № 38. - С. 106-115.
12. Громов В.В. Анализ эффективности функционирования особых экономических зон в российской Федерации // Экономическое развитие России. - 2022. - № 25. - С. 25-32.
13. Евстафьева А. Х. Развитие особых экономических зон в условиях обеспечения экономической безопасности России // Инновационное развитие экономики. – 2021. - №4-5 (58-59). – С. 225-231
14. Евстафьева А.Х. Опыт развития ОЭЗ как фактор обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации / А.Х. Евстафьева // Инновационное развитие экономики. - 2020. - № 6 (48). - С. 192-198
15. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 224 с.
16. Инновационный менеджмент: учеб. Пособие / Маховикова Г.А., Ефимова Н.Ф. – М.: Эксмо, 2017. – 208 с.
17. Кашина Н.В. Территории опережающего развития: новый инструмент привлечения инвестиций на Дальний восток России // Экономика региона. - 2020. - № 2. - С. 569-585
18. Килунина И.А. Особенности формирования особых экономических зон и проблемы их функционирования // Актуальные вопросы современной экономики. - 2019. - №5. - С. 144-149
19. Ковалевская О.А., Павлов К.В. Организация и функционирование свободных экономических зон в России: Учебное пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2017. – 140 с.
20. Коробова О.В., Жариков В.В., Безпалов В.В. Управление особыми экономическими зонами в РФ: проблемы и перспективы // Журнал аудит и финансовый анализ. – 2019. – № 5. – С. 23-25
21. Кравченко Л. А. Горячих М. В. Особые экономические зоны: зарубежный опыт и перспективы функционирования в России // Вестник Тверского государственного университета. - 2020. - №4. - С. 7-13
22. Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. − М.: Благовест-В, 2017. − 119 с.
23. Кузнецова О.В. Особые экономические зоны: эффективны или нет? // Пространственная экономика. - 2019. - № 4-5. - С. 129-152
24. Куршакова О.А. Динамика и направления развития особой экономической зоны «Алабуга» в Республике Татарстан // Символ науки. - 2019. - № 3-1(15). - С. 100-104
25. Лешина И. Е. Предпосылки и цели создания свободных экономических зон. Проблемы и перспективы развития / И. Е. Лешина // Проблемы местного самоуправления. - 2019. - № 4. - С. 31-38
26. Майбуров И. А. Особые экономические зоны. Теоретико-методологические аспекты развития: [монография для магистрантов, обучающихся по программам направлений «Экономика», «Государственный аудит» и «Финансы и кредит»]; под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2018. – 351 с.
27. Национальная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, А.Р. Таймасов; под общ. ред. К.Н. Юсупова. – М.: КНОРУС, 2018. - 286 с.
28. Низамова Д.Р. Модель управления развитием промышленной инфраструктуры особой экономической зоны / Д.Р. Низамова // Научное обозрение. - 2020. - № 8. - С. 259-265
29. Никишина Е.С., Филимонова Н.М. Разработка стратегических направлений инновационного развития регионов // Проблемы современной экономики. – 2019. – № 3. – С. 295-297
30. Овчинникова С. Зоны свободного предпринимательства. - СПб.: СПб УЭФ, 2018. – 247 с.
31. Орлов А.К. Развитие особых экономических зон: опыт, тенденции, перспективы / А.К.Орлов, Е.Р.Буадзе // Микроэкономика. - 2022. - № 3. - С.124-129
32. Павлов П.В. Роль различных типов свободных экономических зон в развитии мировой экономики // Региональная теория и практика. - 2020. - №9(36). - С. 54-61
33. Передкова И.В. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона // Социально-экономические явления и процессы. - 2020. - №11(57) - С. 89-92
34. Сидоренко Ю. Особые экономические зоны в России: результаты и перспективы / Ю.Сидоренко, А.Клепиков // Пробл. теории и практики управл. - - 2021. - № 4. - С.8-13
35. Смородинская Н. В. Организация особых экономических зон в мировой и российской практике: концептуальные аспекты // Вестник института экономики РАН. – 2020. - №3. - С. 16-36
36. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. – 2020. – №12. – С. 126-140
37. Старостина М.И. Проблемы функционирования особых экономических зон в России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2020. - № 8. - С. 13-30
38. Тарасова Ю.А., Бобкова Т.С., Кожевникова С.А. К вопросу правового регулирования особых экономических зон в России // Вестник евразийской науки. - 2020. - № 10. - С. 40-49
39. Тиницкая О.В., Макарова Г.В.. Свободные экономические зоны. – СПБ.: Питер, 2018. – 345 с.
40. Хазанович Э.С. Иностранные инвестиции: учеб. пособие / Э.С. Хазанович. - М.: КНОРУС, 2018. - 312 с
41. Чемодин Ю.А., Горбунов В.С. К вопросу о развитии особых экономических зон в России // Столыпинский вестник. - 2022. - № 2. - С. 62-72.
42. Шавина Е.В., Надырова Е.М. Территории опережающего развития как ключевой инструмент поддержки экономики в условиях санкций // Экономика образования. - 2020. - № 4 (89). - С. 79-87
43. Швецов А.Н. «Точки роста» или «Черные дыры»? (К вопросу об эффективности применения «зональных» инструментов госстимулирования оживления экономической динамики территорий) // Российский экономический журнал. - 2019. - № 3. - С. 40-61
44. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru
45. Официальный сайт АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://alabuga.ru
46. Финансовая отчетность АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ