ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ПЕРИОДУ МОЛОДОСТИ
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ к изучению преодоления кризиса при переходе к периоду молодости 8
1.1 Понятие возрастного кризиса в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2 Психологическая характеристика юношеского возраста 12
1.3 Психологические особенности кризиса перехода к периоду молодости 19
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления кризиса при переходе к периоду молодости 24
2.1 Методы и организация исследования 24
2.2 Представление результатов исследования особенностей проявления кризиса при переходе к периоду молодости 25
2.3 Статистический анализ и интерпретация результатов исследования психологических особенностей кризиса при переходе к периоду молодости 36
Выводы по второй главе 39
Заключение 42
Список используемой литературы 45
Приложение А 49
Приложение Б 50
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ к изучению преодоления кризиса при переходе к периоду молодости 8
1.1 Понятие возрастного кризиса в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2 Психологическая характеристика юношеского возраста 12
1.3 Психологические особенности кризиса перехода к периоду молодости 19
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления кризиса при переходе к периоду молодости 24
2.1 Методы и организация исследования 24
2.2 Представление результатов исследования особенностей проявления кризиса при переходе к периоду молодости 25
2.3 Статистический анализ и интерпретация результатов исследования психологических особенностей кризиса при переходе к периоду молодости 36
Выводы по второй главе 39
Заключение 42
Список используемой литературы 45
Приложение А 49
Приложение Б 50
Актуальность исследования. В период юности человек становится на пороге самостоятельной жизни и ему предстоит один из самых важных выборов своей жизни, а именно кем и каким именно быть уже во взрослой жизни. Как правило к этому моменту юноши и девушки психологически готовы вступить в новую для них самостоятельную жизнь. Тем не менее, с момента окончания школы в их сознании встречаются идеальные жизненные планы и настоящая реальность, которая может отличаться от их представлений. Образование на этом этапе становится специальным, работающие юноши и девушки обретают большую материальную независимость от родителей, образуют свои собственные семьи. Процесс вливания в самостоятельную жизнь в рамках общества, начало процесса индивидуализации не всегда происходит ровно и бесконфликтно. Поступление в профессиональное учебное заведение или начало трудовой деятельности представляется как совершенно новая, незнакомая эпоха в жизни каждого человека.
Процесс адаптации в профессиональном учебном заведении или на первой работе, как правило, может сопровождаться переживаниями негативного характера. Эти переживания связаны с потерей устоявшего школьного коллектива с его понятными нормами и правилами, взаимной поддержкой, недостаточно развита саморегуляция поведения и деятельности, что осложняет процесс обучения и работы, поиск оптимального режима дня и т.д. Эти и многие другие факторы провоцируют проявления нормативного кризиса перехода к периоду молодости.
В процессе кризиса юности человек впервые сталкивается и с экзистенциальным кризисом, то есть кризисом смысла жизни. Содержание данного кризиса заключается в процессе самоопределения и поиска своего места в социуме. В процессе кризиса перехода к периоду молодости приобретают актуальность вопросы смысла жизни, предназначении человека, о своем внутреннем мире. Как правило, юноши и девушки начинают проявлять интерес к нравственно-этическим вопросам, самопознанию и самовоспитанию.
Если у молодого человека отсутствуют внешние и внутренние ресурсы разрешения данного кризиса, то это может привести к крушению надежд, а также провоцировать аддиктивное поведение. В связи с этим, одним из важнейших предметов изучения проявления кризиса в данном возрасте, мы видим исследование копинг-стратегий и смысложизненных ориентаций. Период кризиса юности сопровождается большими стрессовыми нагрузками, так как человек полностью меняет условия своего существования. Копинговые стратегии представляют собой когнитивные, эмоциональные и поведенческие механизмы в борьбе с ежедневными стрессами. От того насколько успешно и быстро адаптируется к новым условиям человек, может зависеть его дальнейшее мировосприятие, соответственно, и смысложизненные ориентации, которые как раз формируются в этот период.
Цель исследования: изучить особенности преодоления возрастного кризиса при переходе к периоду молодости.
Объект исследования: преодоление возрастных кризисов при переходе к периоду молодости.
Предмет исследования: психологические особенности возрастного кризиса перехода к периоду молодости.
Гипотеза исследования: предполагается, что чем выше показатель осмысленности жизни у юношей и девушек, тем они выбирают более адаптивные и продуктивные копинг-стратегии, что позволяет выйти из кризисного периода данного возраста. Так же существуют различия между юношами и девушками при выборе копинг-стратегий совладания со стрессовыми ситуациями: для девушек характерны копинг-стратегии «самоконтроля» и «принятие ответственности», в то время, как для юношей характерны дистанцирование и конфронтационный копинг.
Задачи исследования:
1. Проанализировать существующие подходы к изучению феномена возрастного кризиса при переходе к периоду молодости.
2. Осуществить эмпирическое изучение психологических особенностей проявления возрастного кризиса при переходе к периоду молодости.
3. Произвести качественную и статистическую обработку результатов исследования.
4. Обобщить результаты и сформулировать выводы о проделанной работе.
Методологическая и теоретическая база исследования: данное исследование опирается на научные принципы исследования в психологии: принцип системности; принцип детерминизма; принцип историзма; принцип единства сознания и деятельности; принцип индивидуальности; принцип развития психических явлений. Научным обоснованием данного исследования являются подходы отечественной психологии: культурно - историческая концепция Л.О. Выготского и теория психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, деятельностный подход А.Н. Леонтьева, принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна, концепции формирования личной идентичности Э. Эриксона, концепции критических возрастов К.Н. Поливановой, Е.Л. Солдатовой.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ и обработка научных источников по теме исследования;
2. Психодиагностические тесты и методики в бланковой форме:
• Тест смысложизненные ориентации (СЖО), Д. А. Леонтьев.
• Копинг-тест Т. Лазаруса.
• Тест «Экспресс диагностика уровня самооценки личности».
3. Методы статистического анализа и обработки данных с использованием описательной статистики, корреляционного анализа, факторного анализа, табличного и графического представления полученных результатов.
Практическая база исследования: в исследовании приняли участие 20 человек (10 юношей и 10 девушек) в возрасте от 18 до 20 лет.
Достоверность результатов и выводов аргументирована опорой на принципы психологического исследования и общенаучные принципы, применением надежных и валидных методик психологической диагностики, применением методов математической статистики при обработке данных, а также содержательным анализом выявленных фактов и репрезентативной выборкой испытуемых.
Практическая значимость результатов: результаты данного исследования могут применяться в различных областях психологической деятельности:
• при составлении программ психологической адаптации первокурсников в учебных заведениях профильного направления;
• при коррекции и профилактике кризисных проявлений данного возрастного этапа;
• для дальнейшего исследования особенностей проявления возрастного кризиса при переходе к периоду молодости.
Процесс адаптации в профессиональном учебном заведении или на первой работе, как правило, может сопровождаться переживаниями негативного характера. Эти переживания связаны с потерей устоявшего школьного коллектива с его понятными нормами и правилами, взаимной поддержкой, недостаточно развита саморегуляция поведения и деятельности, что осложняет процесс обучения и работы, поиск оптимального режима дня и т.д. Эти и многие другие факторы провоцируют проявления нормативного кризиса перехода к периоду молодости.
В процессе кризиса юности человек впервые сталкивается и с экзистенциальным кризисом, то есть кризисом смысла жизни. Содержание данного кризиса заключается в процессе самоопределения и поиска своего места в социуме. В процессе кризиса перехода к периоду молодости приобретают актуальность вопросы смысла жизни, предназначении человека, о своем внутреннем мире. Как правило, юноши и девушки начинают проявлять интерес к нравственно-этическим вопросам, самопознанию и самовоспитанию.
Если у молодого человека отсутствуют внешние и внутренние ресурсы разрешения данного кризиса, то это может привести к крушению надежд, а также провоцировать аддиктивное поведение. В связи с этим, одним из важнейших предметов изучения проявления кризиса в данном возрасте, мы видим исследование копинг-стратегий и смысложизненных ориентаций. Период кризиса юности сопровождается большими стрессовыми нагрузками, так как человек полностью меняет условия своего существования. Копинговые стратегии представляют собой когнитивные, эмоциональные и поведенческие механизмы в борьбе с ежедневными стрессами. От того насколько успешно и быстро адаптируется к новым условиям человек, может зависеть его дальнейшее мировосприятие, соответственно, и смысложизненные ориентации, которые как раз формируются в этот период.
Цель исследования: изучить особенности преодоления возрастного кризиса при переходе к периоду молодости.
Объект исследования: преодоление возрастных кризисов при переходе к периоду молодости.
Предмет исследования: психологические особенности возрастного кризиса перехода к периоду молодости.
Гипотеза исследования: предполагается, что чем выше показатель осмысленности жизни у юношей и девушек, тем они выбирают более адаптивные и продуктивные копинг-стратегии, что позволяет выйти из кризисного периода данного возраста. Так же существуют различия между юношами и девушками при выборе копинг-стратегий совладания со стрессовыми ситуациями: для девушек характерны копинг-стратегии «самоконтроля» и «принятие ответственности», в то время, как для юношей характерны дистанцирование и конфронтационный копинг.
Задачи исследования:
1. Проанализировать существующие подходы к изучению феномена возрастного кризиса при переходе к периоду молодости.
2. Осуществить эмпирическое изучение психологических особенностей проявления возрастного кризиса при переходе к периоду молодости.
3. Произвести качественную и статистическую обработку результатов исследования.
4. Обобщить результаты и сформулировать выводы о проделанной работе.
Методологическая и теоретическая база исследования: данное исследование опирается на научные принципы исследования в психологии: принцип системности; принцип детерминизма; принцип историзма; принцип единства сознания и деятельности; принцип индивидуальности; принцип развития психических явлений. Научным обоснованием данного исследования являются подходы отечественной психологии: культурно - историческая концепция Л.О. Выготского и теория психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, деятельностный подход А.Н. Леонтьева, принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна, концепции формирования личной идентичности Э. Эриксона, концепции критических возрастов К.Н. Поливановой, Е.Л. Солдатовой.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ и обработка научных источников по теме исследования;
2. Психодиагностические тесты и методики в бланковой форме:
• Тест смысложизненные ориентации (СЖО), Д. А. Леонтьев.
• Копинг-тест Т. Лазаруса.
• Тест «Экспресс диагностика уровня самооценки личности».
3. Методы статистического анализа и обработки данных с использованием описательной статистики, корреляционного анализа, факторного анализа, табличного и графического представления полученных результатов.
Практическая база исследования: в исследовании приняли участие 20 человек (10 юношей и 10 девушек) в возрасте от 18 до 20 лет.
Достоверность результатов и выводов аргументирована опорой на принципы психологического исследования и общенаучные принципы, применением надежных и валидных методик психологической диагностики, применением методов математической статистики при обработке данных, а также содержательным анализом выявленных фактов и репрезентативной выборкой испытуемых.
Практическая значимость результатов: результаты данного исследования могут применяться в различных областях психологической деятельности:
• при составлении программ психологической адаптации первокурсников в учебных заведениях профильного направления;
• при коррекции и профилактике кризисных проявлений данного возрастного этапа;
• для дальнейшего исследования особенностей проявления возрастного кризиса при переходе к периоду молодости.
Возрастной кризис ознаменует собой переход от одного этапа развития к другому. Кризис представляет собой как бы столкновение реальностей - реальности психической, которая включает двух мировоззрения человека, детерминанты его поведения и т.д., и той реальности объективной действительности, которая может противоречить его предыдущему жизненному опыту.
Юношество является возрастном периодом, предшествующим периоду молодости, а затем взрослости. На данный момент не существует точного определения возрастных границ данного возраста. Некоторые возрастные периодизации объединяют юношеский и предшествующий ему подростковый период развития. Также существуют концепции, которые выделяют период молодости после юношества. Верхней границей юношеского возраста принято считать в районе 22-23 лет.
Как социальную причину данного кризиса можно выделить удлинение в современном мире периода, в течение которого человек должен выбрать и готовиться к будущей профессии, при этом утрачивается возможность созидательной деятельности.
Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков в своих работах связывают кризис юношеского возраста со становлением авторства в собственной жизни, со вступлением в самостоятельную жизнь. Стоит отметить, что социально-психологические свойства особенности данной возрастной группы напрямую зависят от социально-профессионального положения личности.
Кризис юности находит свое отражение в крушении планов на жизнь, если молодой человек не поступил в желаемое учебное заведение, в сомнении в правильности собственного профессионального выбора, в несоответствии представлений об условиях и содержании деятельности, ее реальном воспроизведении. Отсутствие внутренних и внешних ресурсов для разрешения кризиса могут привести к негативным последствиям, вплоть до наркомании и алкоголизма. Застревание на данным кризисе может привести в дальнейшем к деструктуризации личности.
Учитывая вышесказанные особенности проявления данного возрастного кризиса, мы посчитали важным изучить особенности проявления кризиса в зависимости от смысложизненных ориентаций и копинг-стратегий, так как оба этих фактора являются ресурсными в процессе преодоления кризиса.
Нами было проведено исследование психологических особенностей кризиса при переходе к периоду молодости, в котором приняли участие 20 человек (10 мужчин и 10 женщин) юношеского возраста (18 -20 лет), все респонденты окончили среднее учебное заведение и поступили на следующий этап профессионального обучения.
В ходе исследования нам удалось достичь поставленных целей и задач. Мы выявили взаимосвязи между смысложизненными ориентациями юношей и девушек и избираемые ими копинг-стратегиями, которые влияют на проявление возрастного кризиса перехода к периоду молодости.
Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась. Чем выше осмысленность жизни, тем более рабочие и адаптивные используются копинг-стратегии, что напрямую влияет на протекание данного возрастного кризиса. С помощью факторного анализа нам удалось выявить следующие полярные типы протекания кризиса при переходе к периоду молодости:
• Зрелый/избегающий
• Волевой/конфликтный
• Уверенный/подавленный
• Рациональный/зависимый
Данное исследование не охватывает весь аспект поставленной проблемы. Дальнейшие исследования данного феномена могут быть продолжены в русле исследования взаимосвязями с другими индивидуальными свойствами личности, например, характером, темпераментом, тревожностью и т.д.
Юношество является возрастном периодом, предшествующим периоду молодости, а затем взрослости. На данный момент не существует точного определения возрастных границ данного возраста. Некоторые возрастные периодизации объединяют юношеский и предшествующий ему подростковый период развития. Также существуют концепции, которые выделяют период молодости после юношества. Верхней границей юношеского возраста принято считать в районе 22-23 лет.
Как социальную причину данного кризиса можно выделить удлинение в современном мире периода, в течение которого человек должен выбрать и готовиться к будущей профессии, при этом утрачивается возможность созидательной деятельности.
Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков в своих работах связывают кризис юношеского возраста со становлением авторства в собственной жизни, со вступлением в самостоятельную жизнь. Стоит отметить, что социально-психологические свойства особенности данной возрастной группы напрямую зависят от социально-профессионального положения личности.
Кризис юности находит свое отражение в крушении планов на жизнь, если молодой человек не поступил в желаемое учебное заведение, в сомнении в правильности собственного профессионального выбора, в несоответствии представлений об условиях и содержании деятельности, ее реальном воспроизведении. Отсутствие внутренних и внешних ресурсов для разрешения кризиса могут привести к негативным последствиям, вплоть до наркомании и алкоголизма. Застревание на данным кризисе может привести в дальнейшем к деструктуризации личности.
Учитывая вышесказанные особенности проявления данного возрастного кризиса, мы посчитали важным изучить особенности проявления кризиса в зависимости от смысложизненных ориентаций и копинг-стратегий, так как оба этих фактора являются ресурсными в процессе преодоления кризиса.
Нами было проведено исследование психологических особенностей кризиса при переходе к периоду молодости, в котором приняли участие 20 человек (10 мужчин и 10 женщин) юношеского возраста (18 -20 лет), все респонденты окончили среднее учебное заведение и поступили на следующий этап профессионального обучения.
В ходе исследования нам удалось достичь поставленных целей и задач. Мы выявили взаимосвязи между смысложизненными ориентациями юношей и девушек и избираемые ими копинг-стратегиями, которые влияют на проявление возрастного кризиса перехода к периоду молодости.
Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась. Чем выше осмысленность жизни, тем более рабочие и адаптивные используются копинг-стратегии, что напрямую влияет на протекание данного возрастного кризиса. С помощью факторного анализа нам удалось выявить следующие полярные типы протекания кризиса при переходе к периоду молодости:
• Зрелый/избегающий
• Волевой/конфликтный
• Уверенный/подавленный
• Рациональный/зависимый
Данное исследование не охватывает весь аспект поставленной проблемы. Дальнейшие исследования данного феномена могут быть продолжены в русле исследования взаимосвязями с другими индивидуальными свойствами личности, например, характером, темпераментом, тревожностью и т.д.
Подобные работы
- ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ПЕРИОД КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ В КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2021 - Психологическое консультирование как средство адаптации в период кризиса среднего возраста женщин 30-35 лет
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Психологические трудности адаптации подростков при переходе в среднюю школу (Амурский Гуманитарно-Педагогический Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4-5-х КЛАССОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - КРИЗИС ПЕРЕХОДА К ВЗРОСЛОСТИ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В СКАЗОЧНОЙ МЕТАФОРЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2013 - Тьюторское сопровождение перехода подростка в новую образовательную ситуацию
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - Педагогическое сопровождение адаптации пятиклассников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022





