Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ПЕРИОДУ МОЛОДОСТИ

Работа №104502

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы50
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ к изучению преодоления кризиса при переходе к периоду молодости 8
1.1 Понятие возрастного кризиса в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2 Психологическая характеристика юношеского возраста 12
1.3 Психологические особенности кризиса перехода к периоду молодости 19
Выводы по первой главе 21
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления кризиса при переходе к периоду молодости 24
2.1 Методы и организация исследования 24
2.2 Представление результатов исследования особенностей проявления кризиса при переходе к периоду молодости 25
2.3 Статистический анализ и интерпретация результатов исследования психологических особенностей кризиса при переходе к периоду молодости 36
Выводы по второй главе 39
Заключение 42
Список используемой литературы 45
Приложение А 49
Приложение Б 50

Актуальность исследования. В период юности человек становится на пороге самостоятельной жизни и ему предстоит один из самых важных выборов своей жизни, а именно кем и каким именно быть уже во взрослой жизни. Как правило к этому моменту юноши и девушки психологически готовы вступить в новую для них самостоятельную жизнь. Тем не менее, с момента окончания школы в их сознании встречаются идеальные жизненные планы и настоящая реальность, которая может отличаться от их представлений. Образование на этом этапе становится специальным, работающие юноши и девушки обретают большую материальную независимость от родителей, образуют свои собственные семьи. Процесс вливания в самостоятельную жизнь в рамках общества, начало процесса индивидуализации не всегда происходит ровно и бесконфликтно. Поступление в профессиональное учебное заведение или начало трудовой деятельности представляется как совершенно новая, незнакомая эпоха в жизни каждого человека.
Процесс адаптации в профессиональном учебном заведении или на первой работе, как правило, может сопровождаться переживаниями негативного характера. Эти переживания связаны с потерей устоявшего школьного коллектива с его понятными нормами и правилами, взаимной поддержкой, недостаточно развита саморегуляция поведения и деятельности, что осложняет процесс обучения и работы, поиск оптимального режима дня и т.д. Эти и многие другие факторы провоцируют проявления нормативного кризиса перехода к периоду молодости.
В процессе кризиса юности человек впервые сталкивается и с экзистенциальным кризисом, то есть кризисом смысла жизни. Содержание данного кризиса заключается в процессе самоопределения и поиска своего места в социуме. В процессе кризиса перехода к периоду молодости приобретают актуальность вопросы смысла жизни, предназначении человека, о своем внутреннем мире. Как правило, юноши и девушки начинают проявлять интерес к нравственно-этическим вопросам, самопознанию и самовоспитанию.
Если у молодого человека отсутствуют внешние и внутренние ресурсы разрешения данного кризиса, то это может привести к крушению надежд, а также провоцировать аддиктивное поведение. В связи с этим, одним из важнейших предметов изучения проявления кризиса в данном возрасте, мы видим исследование копинг-стратегий и смысложизненных ориентаций. Период кризиса юности сопровождается большими стрессовыми нагрузками, так как человек полностью меняет условия своего существования. Копинговые стратегии представляют собой когнитивные, эмоциональные и поведенческие механизмы в борьбе с ежедневными стрессами. От того насколько успешно и быстро адаптируется к новым условиям человек, может зависеть его дальнейшее мировосприятие, соответственно, и смысложизненные ориентации, которые как раз формируются в этот период.
Цель исследования: изучить особенности преодоления возрастного кризиса при переходе к периоду молодости.
Объект исследования: преодоление возрастных кризисов при переходе к периоду молодости.
Предмет исследования: психологические особенности возрастного кризиса перехода к периоду молодости.
Гипотеза исследования: предполагается, что чем выше показатель осмысленности жизни у юношей и девушек, тем они выбирают более адаптивные и продуктивные копинг-стратегии, что позволяет выйти из кризисного периода данного возраста. Так же существуют различия между юношами и девушками при выборе копинг-стратегий совладания со стрессовыми ситуациями: для девушек характерны копинг-стратегии «самоконтроля» и «принятие ответственности», в то время, как для юношей характерны дистанцирование и конфронтационный копинг.
Задачи исследования:
1. Проанализировать существующие подходы к изучению феномена возрастного кризиса при переходе к периоду молодости.
2. Осуществить эмпирическое изучение психологических особенностей проявления возрастного кризиса при переходе к периоду молодости.
3. Произвести качественную и статистическую обработку результатов исследования.
4. Обобщить результаты и сформулировать выводы о проделанной работе.
Методологическая и теоретическая база исследования: данное исследование опирается на научные принципы исследования в психологии: принцип системности; принцип детерминизма; принцип историзма; принцип единства сознания и деятельности; принцип индивидуальности; принцип развития психических явлений. Научным обоснованием данного исследования являются подходы отечественной психологии: культурно - историческая концепция Л.О. Выготского и теория психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, деятельностный подход А.Н. Леонтьева, принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна, концепции формирования личной идентичности Э. Эриксона, концепции критических возрастов К.Н. Поливановой, Е.Л. Солдатовой.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ и обработка научных источников по теме исследования;
2. Психодиагностические тесты и методики в бланковой форме:
• Тест смысложизненные ориентации (СЖО), Д. А. Леонтьев.
• Копинг-тест Т. Лазаруса.
• Тест «Экспресс диагностика уровня самооценки личности».
3. Методы статистического анализа и обработки данных с использованием описательной статистики, корреляционного анализа, факторного анализа, табличного и графического представления полученных результатов.
Практическая база исследования: в исследовании приняли участие 20 человек (10 юношей и 10 девушек) в возрасте от 18 до 20 лет.
Достоверность результатов и выводов аргументирована опорой на принципы психологического исследования и общенаучные принципы, применением надежных и валидных методик психологической диагностики, применением методов математической статистики при обработке данных, а также содержательным анализом выявленных фактов и репрезентативной выборкой испытуемых.
Практическая значимость результатов: результаты данного исследования могут применяться в различных областях психологической деятельности:
• при составлении программ психологической адаптации первокурсников в учебных заведениях профильного направления;
• при коррекции и профилактике кризисных проявлений данного возрастного этапа;
• для дальнейшего исследования особенностей проявления возрастного кризиса при переходе к периоду молодости.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Возрастной кризис ознаменует собой переход от одного этапа развития к другому. Кризис представляет собой как бы столкновение реальностей - реальности психической, которая включает двух мировоззрения человека, детерминанты его поведения и т.д., и той реальности объективной действительности, которая может противоречить его предыдущему жизненному опыту.
Юношество является возрастном периодом, предшествующим периоду молодости, а затем взрослости. На данный момент не существует точного определения возрастных границ данного возраста. Некоторые возрастные периодизации объединяют юношеский и предшествующий ему подростковый период развития. Также существуют концепции, которые выделяют период молодости после юношества. Верхней границей юношеского возраста принято считать в районе 22-23 лет.
Как социальную причину данного кризиса можно выделить удлинение в современном мире периода, в течение которого человек должен выбрать и готовиться к будущей профессии, при этом утрачивается возможность созидательной деятельности.
Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков в своих работах связывают кризис юношеского возраста со становлением авторства в собственной жизни, со вступлением в самостоятельную жизнь. Стоит отметить, что социально-психологические свойства особенности данной возрастной группы напрямую зависят от социально-профессионального положения личности.
Кризис юности находит свое отражение в крушении планов на жизнь, если молодой человек не поступил в желаемое учебное заведение, в сомнении в правильности собственного профессионального выбора, в несоответствии представлений об условиях и содержании деятельности, ее реальном воспроизведении. Отсутствие внутренних и внешних ресурсов для разрешения кризиса могут привести к негативным последствиям, вплоть до наркомании и алкоголизма. Застревание на данным кризисе может привести в дальнейшем к деструктуризации личности.
Учитывая вышесказанные особенности проявления данного возрастного кризиса, мы посчитали важным изучить особенности проявления кризиса в зависимости от смысложизненных ориентаций и копинг-стратегий, так как оба этих фактора являются ресурсными в процессе преодоления кризиса.
Нами было проведено исследование психологических особенностей кризиса при переходе к периоду молодости, в котором приняли участие 20 человек (10 мужчин и 10 женщин) юношеского возраста (18 -20 лет), все респонденты окончили среднее учебное заведение и поступили на следующий этап профессионального обучения.
В ходе исследования нам удалось достичь поставленных целей и задач. Мы выявили взаимосвязи между смысложизненными ориентациями юношей и девушек и избираемые ими копинг-стратегиями, которые влияют на проявление возрастного кризиса перехода к периоду молодости.
Таким образом, гипотеза исследования полностью подтвердилась. Чем выше осмысленность жизни, тем более рабочие и адаптивные используются копинг-стратегии, что напрямую влияет на протекание данного возрастного кризиса. С помощью факторного анализа нам удалось выявить следующие полярные типы протекания кризиса при переходе к периоду молодости:
• Зрелый/избегающий
• Волевой/конфликтный
• Уверенный/подавленный
• Рациональный/зависимый
Данное исследование не охватывает весь аспект поставленной проблемы. Дальнейшие исследования данного феномена могут быть продолжены в русле исследования взаимосвязями с другими индивидуальными свойствами личности, например, характером, темпераментом, тревожностью и т.д.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова М.: Академ. Проект, 2001. -704 с
2. Ананьев, Б.Г. О системе возрастной психологии [Текст] / Б.Г. Ананьев //Психология развития. СПб.: Питер, 2001. - С. 12-23.
3. Анцыферова, Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Эриксона [Текст] / Л.И. Анцыферова // Принцип развития в психологии / под ред. Л.И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1978. - С. 231 -256.
4. Баттерворт, Дж. Принципы психологии развития [Текст] / Дж. Баттерворт, М. Харрис; пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2000. - 350 с.
5. Берне, Р. Эриксон об идентичности [Текст] / Р. Берне // Общая психология: сб. текстов / под ред. В.В. Петухова. М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. - Вып. 2 «Субъект деятельности». - 123 с.
6. Бершедова, Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов: дисс. д-ра психол. наук [Текст] / Л.И. Бершедова. М., 1999. - 314 с.
7. Божович, Л.И. О культурно-исторической концепции Выготского и ее значении для современных исследований психологии личности [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. — 1988. № 5. - С. 15 - 24.
8. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М - Воронеж: Международная пед. академия, 1995 — 264 с.
9. Бубнова, С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры системы ценностных ориентации личности // Методы психологической диагностики [Текст] / Под ред. А.Н. Воронина. М., 1994. - Вып. № 2. - С. 144 - 157
10. Выготский, Л.С Психология [Текст] / Л.С Выготский М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 1008 с.
11. Выготский, JI.C. Развитие личности и мировоззрения ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Психология личности: тексты/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырей. М., 1982. - С. 32 - 52.
12. Грушко, Н.В., Чернобровкина С.В. Психокоррекция творчеством в работе с молодыми людьми в период кризиса юности [Текст] // ОНВ. 2011. №5 (101).
13. Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни: Монография [Текст] / Е.Р. Исаева. - СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. - 136 с.
14. Карабанова, O.A. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: дис. д-ра. психол. наук [Текст] / O.A. Карабанова. -М., 2002. 360 с.
15. Кащук, Я.Н. Переживание смысложизненного кризиса в юношеском возрасте [Текст] // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. №5.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ