Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Государственная политика в сфере образования России 12
1.1 Основные направления государственной политики в сфере образования 12
1.2 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г 19
Глава 2 Модернизация и деятельность органов управления в сфере образования г.о. Тольятти 29
2.1 Структура и основные направления деятельности Департамента образования г. о. Тольятти 29
2.2 Деятельность Департамента образования в Тольятти с 2000 по 2010 гг. в сфере школьного образования 35
Заключение 46
Список используемой литературы и используемых источников 49
Приложение А Из интервью с учителем истории и обществознания школы МБУ №16 Ольгой Николаевной Александрвич 54
Приложение Б Эвристическая олимпиада г. Тольятти в 2000 году 56
Приложение В Из интервью с учителем истории и обществознания школы МБУ №91 с углубленным изучением отдельных предметов Е.В. Сизенцовой 59
Приложение Г Из публичного доклада руководителя Департамента образования мэрии городского округа Тольятти, доктора экономических наук, профессора Е.И Ереминой 61
Образование на современном этапе развития России имеет большую значимость. В начале XXI века, когда Россия переходит к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимо преодоление опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития, в том числе и в сфере образования. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что образование является неотъемлемой и важной частью человеческой жизни, правительство Российской Федерации с каждым годом стремится улучшить качество образования на всех уровнях.
В 2000 году была принята Национальная доктрина образования в Российской Федерации, которая устанавливала приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, предусматривала обеспечение к 2010 году темпов роста объемов бюджетного финансирования. В регионах необходимо было модернизировать органы управления в сфере образования. Так в городе Тольятти было модернизировано орган управления образованием в Департамент образования. Чтобы оценить деятельность Департамента образования г. Тольятти необходимо в целом проследить модернизацию органов управления в сфере образования и выявить основные направления их деятельности.
Объектом является деятельность департамента образования г. Тольятти.
Предметом данного исследования является Департамент образования г. Тольятти.
Хронологические рамки - 2000-2010 гг. Нижняя граница - образование Департамента образования г.о. Тольятти, верхняя граница - Деятельность департамента образования, рассматривается в рамках проведения реализации концепции модернизации российского образования, которая рассчитана на период до 2010 года.
Территориальные рамки - г.о. Тольятти.
Цель работы - проследить модернизацию органов управления в сфере образования, проанализировать направления деятельности органов управления в сфере образования, а также саму деятельность Департамента образования г. Тольятти.
Задачи:
• выявить основные направления государственной политики в сфере образования,
• рассмотреть концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г.,
• исследовать структуру и основные направления деятельности Департамента образования г.о. Тольятти,
• проанализировать деятельность департамента образования г.о. Тольятти.
Степень изученности представленной темы. Историография данного вопроса очень обширна. Имеются различные работы на тему модернизации образования в России. В работе рассмотрены авторы научной, популярной литературы. Так же нами было изучено множество статей, написанных на данную тему.
Для исследования данной темы большое количество информации дает работа Э. Днепрова «Российская образовательная политика XIX-начала XX 5 в. в зеркале законодательных актов» [7]. Здесь представлено не только процесс развития образования на современном этапе, но и приведено множество материалов. В данной работе можно увидеть такие материалы как нормативные акты, постановления правительства, распоряжения и указы.
В работе Н.Е Кузьменко, В.В Лунина, О.Н. Рыжова «О модернизации образования в России» представлена обширно нормативно- правовая база в сфере образования в рассматриваемый период [22]. В своей работе они ссылаются на разных ученых не только отечественной науки, но и зарубежных стран. В данной работе можно увидеть подробный анализ развития образования разных стран и их сравнение.
Большую ценность представляет труд А.П. Лиферова «Интеграция мирового образования - реальность третьего тысячелетия» [24]. Им разработана система теоретико-методологических положений и принципов, которая сегодня используется при анализе меняющихся высокими темпами реалий мирового образования, процессов формирования единого мирового образовательного пространства. Результаты исследований академика А.П. Лиферова используются различными учреждениями и органами федерального и регионального уровней при разработке стратегии и тактики деятельности отечественных вузов по развитию международного научного и академического сотрудничества, реализации принципов Болонской конвенции. А.П. Лиферов является основателем и бессменным руководителем научно-методической школы по проблемам изучения интеграционных процессов в мировом образовании.
А.Д. Жуков «Образование в России: Проблемы и решения» [10]. Данная работа дает возможность комплексного анализа проблем российского образования. Благодаря данной работе мы можем рассмотреть структуру образования и основные направления, проблемы в каждом направлении и пути их решения.
Так же по данной теме существует множество статей. В ходе написания работы была использована статья такого автора как Н.М. Канаев [10]. Это статья интересна своим подходом.
Очень интересна своим подходом статья Атаян. В статье А.Т. Атаян «Перспективы: вопросы образования» рассмотрены основные направления в образовании [2]. Автор выявил, какие аспекты в образовании сейчас наиболее важны для общества, как поднять образование на новый уровень, и как государство может в этом помочь.
Таким образом, мы видим, литература по данной теме очень разнообразна и затрагивает множество аспектов данной темы. Это говорит о том, что историки считают эту тему актуальной. И мы можем сделать вывод, что развитие системы образования в России важный вопрос на современном этапе, как для государства, так и для общества.
Вопросы модернизации муниципального уровня управления образованием представлены в научной литературе не настолько широко, насколько это необходимо в условиях муниципализации образования. На начальных этапах реформирования системы управления образованием появлялись работы, которые анализируют результаты реформирования системы управления образованием. Работа В.Н. Аверкина «Использование результатов оценки учебных достижений школьников: комплексный подход» дает комплексный анализ в подходе в управлении образованием на муниципальном уровне [1]. Впоследствии, авторы в большей степени обращались к специфике управления образованием в городах и сельской местности. Так в работе В.Л. Назарова «Модернизация муниципальной системы образования» раскрывается муниципальная система образования и способы управления образованием в городах [27].
В экономической литературе и диссертационных исследованиях проблемы местного самоуправления рассматриваются чаще всего в аспекте развития межбюджетных отношений, оптимизации бюджетного процесса муниципальных образований, поиска возможностей развития ресурсного потенциала территорий, совершенствования организационно-управленческих механизмов и структур для эффективного решения задач местного уровня, а также реализации переданных государственных полномочий. Она из работ, где рассматриваются проблемы местного самоуправления это работа С.Д. Валентея «Законодательство о местном самоуправлении и экономические реалии» [5]. Но необходимо отметить, что вместе с тем отсутствуют необходимые в настоящее время работы, в которых анализировались бы состояние и проблемы управления образованием в рамках местного самоуправления.
Анализирую литературу необходимо отметить, что данная тема изучена недостаточно со стороны социально-экономического развития страны, т. е как экономическое положение повлияло на развитие образования в стране, финансирования в этой области и так далее. Далее отметим тот факт, что на местном уровне так же данная тема изучена мало. Данная исследовательская работа будет представлять собой первое комплексное изучение деятельности Департамента образования города Тольятти с 2000 по 2010 год.
Источниковая база состоит из неопубликованных и опубликованных источников.
Неопубликованные источники это материалы МКУ городского округа Тольятти «Тольяттинский архив». Фонд Р-150 опись №4 - материалы Департамента образования городского округа Тольятти. Данный фонд дает нам материал о деятельности Департамента образования. В данном фонде представлены годовые отчеты, планы, приказы. В начале фонда представлена структура Департамента образования, представлены отделы. Указана цель данной организации. В описи постоянного срока хранения представлены следующие документы:
• протоколы Коллегии Департамента образования,
• протокол совещаний руководителей учреждений,
• приказы директора Департамента образования,
• план работы Департамента образования на учебный год,
• отчеты о деятельности Департамента образования,
• доклады директора Департамента образования,
• функциональные программы.
Источниковая база исследования разделена на 3 группы опубликованных источников
• законодательные,
• делопроизводственные,
• периодическая печать.
Законодательными источниками в данной работе являются нормативно-правовые акты, федеральные законы РФ об образовании, приказы и распоряжения правительства, федеральные государственные образовательные стандарты. Важным законодательным источником является федеральный закон от 10 апреля 2000 г. №51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования». В названной программе отмечены основные направления модернизации образования в современных условиях [50].
Так же важнейшим источником является Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы от 3 сентября 2005 года распоряжением Правительства РФ №1340-р [31]. Данная программа излагает основные планы по развитию образования и модернизации системы образования в России в целом. В рамках Программы решались следующие задачи: во-первых, это повышение ориентации системы образования на рынок труда, а во-вторых, переход на нормативное финансирование образовательных учреждений.
В современном российском законодательстве важное место занимает Национальная доктрина образования РФ, которая была одобрена постановлением правительства РФ от 04.10.2000 г. №751 [31]. Это основополагающий документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Источники делопроизводственного происхождения это нормативные акты, приказы, распоряжения, отчеты, планы органов управления в сфере образования. В данном исследовании это отчеты, распоряжения, приказы, нормативные акты и доклады Департамента образования г. Тольятти.
Данные документы дают возможность проанализировать деятельность Департамента образования, выявить структуры данного органа и основные направления его деятельности. На главном сайте Департамента образования опубликованы годовые отчеты о деятельности Департамента образования. Дают огромный материал, в котором содержатся отчеты, статистика и динамика деятельности Департамента образования и системы образования в Тольятти в целом.
Периодическая печать представляет собой газеты и журналы.
Наибольшую значимость представляет газета «Городские ведомости» - муниципальная газета города Тольятти. На страницах данной газеты публикуются все постановления и решения мэрии и думы г.о Тольятти, а также новости в сфере образования и науки города [6].
Журнал «Образование в современной школе» - журнал для педагогов и руководителей всего спектра образовательных организаций: школ, СПО, ВУЗов и дополнительного образования, а также организаций. Данный журнал дает информацию о современных тенденциях в образовании [29].
Методология и методы исследования Для работы с данной научной работой были выбраны следующие методологии исследования: синхронный, сравнительно-исторический, системный.
Синхронный метод предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе. Данный метод позволяет установить взаимосвязь между явлениями и процессами протекающих в одно и тоже время в разных местах России.
Сравнительно-исторический метод помогает установить общие тенденции, которые присущие сходным историческим процессам и явлениям.
Системный метод направлен на изучение объектов или явлений прошлого как целостных исторических систем. При этом выполняется структурный анализ, определение взаимосвязи. При данном методе могут использоваться математические и логические приемы
Новизна исследовательской работы состоит в том, что предпринята первая попытка дать комплексный анализ деятельности Департамента образования в г. Тольятти и показать его роль в сфере образования. Также в научный оборот были введены ранее неиспользованные источники.
Структура работы включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованных источников и литературы.
Таким образом, в дипломной работе по теме «Деятельность департамента образования в городе Тольятти на период 2000-2010 гг.» был проведен исторический анализ, который показал состояние системы образования в России в начале XXI века и ее роль в российском обществе.
В ходе работы мы проанализировали состояние системы образования в целом, рассмотрев основные направления государственной политики в системе образования РФ в начале XXI века. Отметим, что в период сложного экономического, социального положения страны сфера образования не могла быть и не должна была уходить на второй план. Мы выявили главную задачу российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При проведении научного исследования нами были выделены такие направления в государственной политике в сфере образования как:
• создание условия для обеспечения доступности полного среднего образования и бесплатного образования других уровней;
• общедоступность всех граждан Российской Федерации к образованию различных уровней, при любых обстоятельствах, несмотря на место жительства и уровень дохода;
• обеспечения образовательных учреждений материально-технической базой.
Связи с этими направлениями выделяются приоритеты государственной политики в системе образования РФ в начале XXI века, которые отражены в концепции модернизации системы образования в Российской Федерации до 2010 года.
В ходе работы была изучена концепция модернизации российского общества на период до 2010 года.
Модернизация образования как государственная программа - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.
Система образования играет огромную роль в создании основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, в укреплении демократического правового государства и развитии гражданского общества, в утверждении статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики. Система общего образования отреагировала на вызовы времени внедрением в образовательный процесс вариативных программ, в том числе программ развивающего обучения. Так же появление доступности образования - один из важнейших итогов модернизации образования. Оснащения материально- технической базой образовательных учреждений было осуществлено в достаточной мере. Остается нерешенным вопрос о квалифицированных рабочих кадрах, а также о заработной плате работников сферы образования. Таким образом, мы дали комплексный анализ системе образования в Российской Федерации и обозначили ее место и роль в обществе.
Под муниципальной системой образования мы понимаем систему образовательных учреждений и систему служб, обеспечивающих анализ функционирования и развития образовательных учреждений, повышение эффективности их работы и разрабатывающих критерии оценки деятельности этих учреждений (методические, психологические, социологические) с учетом особенностей муниципального образования.
В начале 2000-ых годов Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. Новой формой управления образованием является департамент образования.
В городе Тольятти датой образования Департамента образования считается 21 января 2000 года.
Таким образом, в начале 2000-ых годов создается новая форма управления образованием - Департамент. На примере города Тольятти мы рассмотрели его структуру основные направления и выявили основные принципы развития образования города Тольятти: на основе результатов деятельности Департамента образования мы можем сделать вывод, что данные результаты соответствуют поставленным задач. При организации своей деятельности департамент образования руководствовался такими принципами как: гуманистический характер образования, непрерывность образования, общедоступность. Данные принципы выполняли организационную и ориентационную функции. Обозначение целей и задач в муниципальной системе образования в качестве базовых ориентиров для участников образовательного процесса и определение конкретных действий различных субъектов образовательного процесса необходимо для введения качественной деятельности Департамента образования.
1. Аверкин В.Н. Использование результатов оценки учебных достижений школьников: комплексный подход / В.Н. Аверкин, О. М. Зайченко // Нар. образование. 2013. № 4. С. 89-94.
2. Атаян А.Т. Перспективы: вопросы образования. / А.Т. Атаян - Париж: ЮНЕСКО, 1991. С. 78-117.
3. Безгина О. А. Ставрополь-Тольятти: история города: Учебное пособие. - Тольятти: издательство ТГУ, 2016. 494 с.
4. Бродский Ю. С. Исследование и проектирование системы управления в образовании / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. 84 с.
5. Валентей С.Д. Законодательство о местном самоуправлении и экономические реалии / С.Д. Валентей, Е.М. Бухвальд // Журнал российского права. 2008. № 3. С. 45-47.
6. «Гороские ведомости».
7. Днепров Э. Д. Российская образовательная политика XIX - начала XX в. в зеркале законодательных актов. Москва, 2015. № 2. С. 279-288.
8. Дедков А.К. Национальный проект «Образование» - основа инновационной деятельности // Образование как фактор национального единения и социального прогресса: сб. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. Москва, 2006.
9. Доклад рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам реформы образования 29 августа 2001 г. "Образовательная политика России на современном этапе". [Электронный ресурс]: Официальные сетевые ресурсы Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/21905. Дата обращения: 13.05.2021г.
10. Жуков А.Д. Образование в России: Проблемы и решения. / А.Д. Жуков, Н.М. Канаев. Москва. ЭКМОС, 2000. 197 с.
11. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 28.
12. Закона «Об образовании» Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1. [Электронный ресурс]: Гарант. Информационно - правовое обеспечение. URL:https://base.garant.ru/10164235/ (дата обращения: 9.02.2021).
13. Итоги работы системы образования в 2006 год. [Электронный ресурс]: Образовательный портал городского округа Тольятти. Режим доступа: http://www.do.tgl.ru/?do=static&page=public (дата обращения: 1.10.2020).
14. Итоги работы системы образования в 2007 год. [Электронный ресурс]: Образовательный портал городского округа Тольятти. URL:
http://www.do.tgl.ru/?do=static&page=public (дата обращения: 17.11.2020).
15. Итоги работы системы образования в 2008 год. [Электронный ресурс]: Образовательный портал городского округа Тольятти. URL:
http://www.do.tgl.ru/?do=static&page=public (дата обращения: 19.11.2020).
...