Введение 3
Глава 1 Развитие межкультурного взаимодействия в образовательной среде 9
1.1. Межкультурная коммуникация: понятие,
сущность 9
1.2. Роль педагогических технологий в развитие межкультурной
коммуникации 20
1.3. Технологии развития межкультурной коммуникации 32
Глава 2 Экспериментальное исследование по формированию межкультурной
коммуникации учащихся 7-х классов 45
2.1. Диагностика уровня формирования межкультурной
коммуникации 45
2.2. Разработка серий упражнения для развития межкультурной
коммуникации 57
2.3. Анализ и оценка результативности исследовательской
работы 63
Заключение 80
Список используемой литературы 82
Приложение
В текущее время общество заинтересовано в том, чтобы дети в школах не только разносторонне развивались, но и успешно социализировались. В настоящее время происходит глобализация и интеграция сфер межкультурных коммуникаций. Подростки чаще сталкиваются с представителями других стран, так как активно пользуются интернетом. Из- за разных мировосприятий, не знания культур, обычаев, менталитета и особенностей других национальностей возникают конфликты. Следовательно, ребенку необходимо объяснить культурные особенности, менталитет других национальностей, чтобы в будущем он мог избегать конфликтов.
В школьной программе нет предмета по межкультурной коммуникации, на уроках которого дети знакомились с традициями и обычаями разных национальностей. Так как на уроке истории изучается не только история России, а также другие страны, народы и национальности, то именно в рамках урока истории можно сформировать уважительное отношение к культуре другой страны.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что в современном мире человеку необходимо контактировать с людьми, относящиеся к другой культурной группе. Так как происходит активное сотрудничество государств друг с другом, сближаются и национальные группу, укрепляются связи. Одновременно с сближением, происходят и конфликты, так как не совпадает менталитет и установки разных культурных групп, из-за чего, в современном обществе, наблюдается проявление нетерпимости к другим. Во избежание конфликтов между разными культурными группами важными становится то, что нужно развивать межкультурную коммуникацию. Процесс развития межкультурной коммуникации лучше всего происходит в рамках урока истории, так как на уроках изучается история и культура разных государств и народов. Учащиеся знакомятся с особенностями культуры и менталитета других народов.
В Российской Федерации на законодательном уровне закреплено развитие межкультурных отношений. Так, в Национальной доктрине образования в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751), говорится следующее: «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов», «формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений». Основными задачами, является «гармонизацию национальных и этнокультурных отношений», «интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций». Следовательно, нужно целенаправленно работать в направление развития межкультурных коммуникаций в обществе.
1. Межкультурная коммуникация — это умение выстраивать диалог с представителем другой культурной группы, несмотря на языковой барьер между частниками диалога и на различия в менталитете. Умение грамотно выстраивать диалог с другим человеком, который является представителем другой нации и культурной группы, основывается на международном этикете общение, которое складывается из установленных стандартов поведения, знаний правил поведения. Благодаря этим знаниям и умениям человек способен устанавливать межкультурную связь с людьми другой культуры. Такому человеку проще признать другие культурные ценности; он терпимее относятся к особенностям речи и манере общения, которые свойственны для той или иной культурной группы; демократичнее относится к культурным особенностям и традициям.
2. Педагогическая технология - это построение деятельности учителя, в которой все действия, входящие в него, представлены в конкретной последовательности и целостности, выполнение которых предусматривает достижение требуемых результатов и имеет прогнозируемый характер. Педагог является творцом технологии, так как создание технологии невозможно без творчества. Педагогу необходимо внедрять инновационные методики для формирования необходимых компетенций, которые в последствие дают гарантированный результат и становятся технологиями.
3. Данное эксперимент помог выявить уровень межкультурной коммуникации у учащихся, которые, несмотря на стереотипы в отношении других культур, негативное отношение к людям другой национальности из-за незнания их культуры и обычаи, при определённых условиях могут научиться качественно контактировать с представителями других культур и готовы воспринимать без агрессии представителей других культур, терпимо относится к традициям других народов.
4. Контрольный эксперимент показал, что в ходе проведения упражнений, тренингов, ролевых игр, дискуссий, уроков-конференций развивающих межкультурную коммуникацию учащихся 7-х классов, этническая идентичность выросла на 29%, ксенофобия снизилась на 11%, безразличие к этнической принадлежности снизилась на 7%. Можно отметить, что систематичность проведения данных занятий помогает учащимся учиться общаться с представителями других этнических групп, освобождаться от стереотипов, которым они были подвержены относительно других народов. Данные упражнения не только расширяют кругозор школьников Интеллектуально развивает интеллект учащихся, но и помогает научиться сотрудничать с представителями других культур, вести конструктивный диалог.
1. Агаларова Р.И., Абдулаева Р. Н. Дидактические возможности видеоконтента в формировании межкультурной коммуникативной компетенции учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 143-145.
2. Ануфриева В.И. Формирование межкультурной компетенции старшеклассников посредством совместного изучения родной и иноязычной культур / диалог культур в педагогическом и психологическом континууме: Сборник статей по итогам Международной научно - практической конференции (Стерлитамак, 06 октября 2017). Стерлитамак: АМИ, 2017. С. 4¬6.
3. Асмолов А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал, 2016. № 24. С. 61-63.
4. Билз Р. Аккультурация / Р. Билз // Антология исследования культуры. Спб. : 1997. Т.1. С.335.
5. Боуэн У. Высшее образование в цифровую эпоху. М. : НИУ ВШЭ, 2018. 224 с.
6. Будник А.С. Технология формирования межкультурной коммуникативной компетенции старшеклассников посредствам интернет- видео // Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социально¬гуманитарных практик. Материалы Первой международной конференции (Москва 14 -16 апреля 2016 г.) / Под общ. ред. Е. Г. Таревой, Л. Г. Викуловой. М. : МГПУ, Языки Народов Мира. 2016. С. 88-83.
7. Булдакова Е.И. «Буферно- синергийные зоны» в пространстве межкультурной коммуникации: автореф. дис.канд.филос.наук / Е. И. Булдакова. Ростов н/Д. 2008. 23с.
8. Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. СПб. : Речь, 2007, 31 с.
9. Верещагин Е.М. Язык и культура. М. : Русский язык. 1990. 142 с.
10. Войкова К. В. формирование межкультурных компетенций старшеклассников в процессе обучения чтению аутентичных текстов // Студенческая наука XXI век. 2017. №14. С. 245-247.
11. Волканова Е. В. Комплекс упражнений, направленных на формирование иноязычной этнокультурной компетенции учащихся старших классов // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. №1. С. 37-47.
12. Волков И.П. Цель одна- дорог много: Проектирование процессов обучения. М. : Просвящениеб 1990.
13. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. 2016. № 2. С. 105-107.
14. Гойко, Е. В. Преграды в межкультурной коммуникации / Е.В. Гойко //Вестник МГУКИ, 2011. №2. С.47-51.
15. Гончарова В. А., Камышанова А.В. Особенности формирования межкультурной коммуникативной компетенции старшеклассников на основе межпредметной интеграции (иностранный язык + всемирная история xx века) // Источник Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5(71): в 3-х ч. Ч. 2. C. 172-174.
16. Границкая А. С. Научить думать и действовать: Адаптив. система обучения в шк. : Кн. для учителя. М. : Просвещение, 1991. 172 с.
17. Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д.Попков, А.П. Садохин; под ред.А.П. Садохина. М. : Юнита-Дана, 2003. 352с.