Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи 9
1.1 Особенности формирования у детей 5-6 лет представлений
о себе как члене семьи 9
1.2 Характеристика педагогических условий формирования
у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи 16
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи 20
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о себе как члене семьи 20
2.2 Содержание работы по реализации педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о себе как члене
семьи 35
2.3 Оценка динамики уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о себе как члене семьи 52
Заключение 61
Список используемой литературы 64
Приложение
Дошкольное образование - это первая ступень непрерывного образования. Исходя из этого, у выпускника дошкольной образовательной организации должны быть сформированы предпосылки для успешного перехода на следующую ступень. В концепции непрерывного образования одной из таких предпосылок является новообразование образ «Я». Образ «Я» рассматривается как совокупность знаний о себе, положительного отношения к себе, уверенности в своих силах. Сформированность образа «Я» у ребенка в последующем является основой формирования у него базового доверия к миру, чувства защищенности и возможности самовыражения. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013) «представления о себе» отражены в целевых ориентирах к психологическим характеристикам личности выпускника дошкольной образовательной организации. На сегодняшний день обществу нужна полноценная социально зрелая личность, знающая и почитающая семейные ценности. Социализация и адаптация ребенка к окружающему миру происходит в первую очередь в рамках семьи, где получает первостепенные знания, после чего формируется свое представление о семье (Л.И. Новикова, И.С. Кон).
Современное общество имеет ряд проблем, связанных с духовной жизнью общества. Люди становятся все более меркантильными и равнодушными, пагубные привычки подрывают эмоциональное состояние, постоянные стрессы ожесточают людей и лишают их милосердия, происходит обесценивание ценностей. Включенность в семью уходит на задний план, искажается восприятие семейных отношений, меняются взаимоотношения у членов семьи. Окружающая среда не способствует привитию дошкольникам эстетических норм поведения, и семейные ценности уже не несут обязательный характер.
Исследуя проблему духовно-нравственного воспитания, можно отметить, что именно в 5-6 лет у детей происходит осознание и усвоение норм поведения, как в семье, так и в обществе; у них начинают формироваться начальные представления о семейных ценностях.
Огромную роль в воспитании и привитии семейных ценностей играют родители (О.С. Нестерова, Н.Н. Литвинова, В.Я. Титаренко). Важность взаимоотношений между детьми и родителями рассматривается в трудах В.А. Сухомлинского и А.С. Макаренко.
В жизни ребенка на протяжении определенного времени фигурирует педагог, который так же является неотъемлемым и значимым субъектом, способствующим восприятию и усвоению детьми морально-эстетических норм, нравственных ориентиров, формированию ценностных отношений дошкольников к своей семье.
При решении поставленной проблемы мы исходили из основных теоретических положений психолого-педагогической науки, согласно которым формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о себе как члене семьи является важной и сложной задачей (Л.С. Выготский, Н.Ф. Калинина, Е.О. Мороз, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Палагина, С.Л. Рубинштейн).
Анализ и обобщение научно-методической и программно-методической литературы показывает, что проблема формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о себе как члене семьи является актуальной в аспекте духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и требует дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих реализации данного процесса в дошкольных образовательных организациях.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и
экспериментально проверить педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи.
Предметом исследования: педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи.
Гипотеза исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи будет возможным при следующих педагогических условиях:
- организация дидактических игр и бесед с целью обогащения представлений детей о своем имени, фамилии, своей семье, родственных связях;
- организация совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах с целью развития у детей эмоционально положительного отношения к себе и к членам семьи;
- организация дидактических игр, разработанных на основе произведений художественной литературы, на развитие у детей эмпатийного и ценностного отношения к членам семьи.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были разработаны следующие задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи.
2. Выявить уровень сформированное™ у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи.
3. Определить и реализовать педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи.
4. Оценить динамику уровня сформированное™ у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи.
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования,
прогнозирование, планирование;
- эмпирические: наблюдение, беседы с детьми, тестирование,
психолого-педагогический эксперимент, включающий
констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- методы обработки эмпирических данных: качественный и
количественный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад «Солнышко», п. Новосёлки муниципальное образование «Мелекесский район» Ульяновская область. В исследовании принимали участие 40 детей 5-6 лет.
Теоретическо-методологическая основа исследования:
- теоретические исследования особенностей формирования у детей дошкольного возраста представлений о себе как члене семьи (Л.С. Выготский, О.В. Дыбина, Н.Ф. Калинина, Е.О. Мороз, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, Н.Н. Палагина, С.Л. Рубинштейн);
- теоретические исследования в области развития личности ребенка
дошкольного возраста (Л.И. Божович, Н.Н. Палагина,
С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин);
- теоретические положения, раскрывающие содержание педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста представлений о семье (О.В. Бородина, Т.В. Семеняка, Л.Б. Шнейдер).
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и охарактеризованы уровни сформированности у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования в практике дошкольных образовательных организаций педагогами-психологами апробированных материалов по диагностике у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи, воспитателями обоснованных педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Дошкольное образование - это первая ступень непрерывного образования. Исходя из этого, у выпускника дошкольной образовательной организации должны быть сформированы предпосылки для успешного перехода на следующую ступень. В концепции непрерывного образования одной из таких предпосылок является новообразование образ «Я». Образ «Я» рассматривается как совокупность знаний о себе, положительного отношения к себе, уверенности в своих силах. Сформированность образа «Я» у ребенка в последующем является основой формирования у него базового доверия к миру, чувства защищенности и возможности самовыражения. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013) «представления о себе» отражены в целевых ориентирах к психологическим характеристикам личности выпускника дошкольной образовательной организации. На сегодняшний день обществу нужна полноценная социально зрелая личность, знающая и почитающая семейные ценности.
На основе исследований Н.Л. Белопольской, С.Я. Рубинштейна, Т.Д. Марцинковской, С.Г. Шевченко, И. Вандвик, П. Экблад были определены показатели для
выявления уровня сформированное™ у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи. Для изучения выделенных показателей,
был осуществлён подбор
диагностических заданий и проведён констатирующий этап эксперимента.
На констатирующем этапе был
выявлен уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о
себе как члене семьи. Полученные данные
диагностического исследования
показали, что в экспериментальной группе низкий уровень сформированности
представлений о себе как члене семьи был выявлен у 6 детей (30%), средний уровень сформированности представлений о себе как члене семьи был выявлен у 11 детей (55%), и высокий уровень сформированности представлений о себе как члене семьи был выявлен у 3 детей (15%).
В контрольной группе низкий уровень выявлен у 5 детей (25%), средний
уровень - у 13 детей (65%) и высокий уровень - у 2 детей (10%).
Полученные результаты позволяют утверждать, что необходима специально организованная работа, способствующая повышению уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи.
Мы предположили, что процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи будет возможным при следующих педагогических условиях:
- организация дидактических игр и бесед с целью обогащения представлений детей о своем имени, фамилии, своей семье, родственных связях;
- организация совместной деятельности педагога с детьми в режимных моментах с целью развития у детей эмоционально положительного отношения к себе и к членам семьи;
- организация дидактических игр, разработанных на основе произведений художественной литературы, на развитие у детей эмпатийного и ценностного отношения к членам семьи.
Реализация данных педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи являлось содержанием работы на формирующем этапе эксперимента.
В результате проведения контрольного среза была выявлена следующая динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи в экспериментальной группе:
- количество детей с низким уровнем снизилось на 20%,
- количество детей со средним уровнем увеличилось на 15%,
- количество детей с высоким уровнем увеличилось на 5%.
Положительная динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи в экспериментальной группе свидетельствует о том, что разработанные и реализованные нами педагогические условия способствовали формированию у детей 5-6 лет представлений о себе как члене семьи:
- у детей были сформированы представления о родственных связях;
- дети стали проявлять эмоционально положительное отношение к себе и к членам своей семьи;
- дети стали больше интересоваться своей семьей, внимательнее относится к чувствам своих близких людей;
- дети стали проявлять эмпатийное и ценностное отношение к членам своей семьи;
- дети стали проявлять уважительное, доброжелательное, ценностное и бережное отношение к старшему поколению и к тому, что оно делает, как носителям семейных традиций и ценностей.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой гипотезой, можно констатировать, что задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Логос, 2012. 224 с.
2. Авдеева Н. Н. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М. : Смысл, 2003. 152 с.
3. Авдеева Н. Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. М. : АСТ-пресс, 1997. 214 с.
4. Авдеева Н. Что знает о себе дошкольник // Дошкольное воспитание. 1986. № 7. С. 42-47.
5. Басина Е. З. Становление самооценки и образа Я // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М. : Педагогика, 1988. С. 56-65.
6. Безменова Е. И. Формирование представлений у дошкольников о себе с использованием метода проекта // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. СПб. : Питер, 2014. С. 51-53.
7. Божович А. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : АСТ, 2012. 400 с.
8. Болотова А. К. Развитие самосознания личности: Временной аспект. Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 116-126.
9. Бородина О. В. Проблема формирования семейных традиций в
условиях деятельности социально-педагогических организаций //
Педагогическое образование и наука. 2017. № 1.С. 95-98
10. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. М. : Мозаика-Синтез, 2019. с. 336.
11. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. : Союз, 2014. 224 с.
12. Гурина И. В. Букварь: стихи: для детей дошкольного возраста. М. : Фламинго, 2019. 63 с.
13. Дыбина О. А. Диагностика направленности ребенка на мир семьи. Учебно-методическое пособие. М. : Центр педагогического образования, 2009. 64 с.
14. Козицина С. В. Методическое пособие по организации учебно-
исследовательского Веб-квеста «Семейные традиции» [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/koziсina-sv-metodiсheskoe-posobie-po-organizaсii-
uсhebnoissledovatelskogo-vebkvesta-semeynie-tradiсii-2080086.html (дата
обращения: 14.01.2021).
15. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 3-х частях // Составитель Е.Б. Мазулина. М. 2013. 43с
16. Методика «Два дома» (И. Вандвик, П. Экблад) URL: http: //www.psy-files. ru/mat/metodiki-dlya-detey/388-metodika-dva-doma.. html (дата обращения: 21.02.2021).
17. Мороз Е. О. Роль социально-значимых и личностно-актуальных
представлений в жизни ребенка 5-6 лет // Научный журнал. 2017. № 6 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsialno-znachimyh-i-lichnostno-
aktualnyh-predstavleniy-v-zhizni-rebenka-5-6-let (дата обращения: 23.06.2020).
18. Мухина В. С. Личность: мифы и реальность : Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты. М. : Педагогика, 2017. 245 c.
19. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2015. 739 с.
20. Орлова Е. О. Составление семейного архива в воспитании старших дошкольников // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 5 (96). С. 86-89.
21. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология. М. : МПСИН, 2015. 234 с.
22. Половозрастная идентификация: методика исследования детского самосознания / Под ред. Н. Л. Белопольская. М. : Когито-Центр, 2002. 25 с.
23. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // Российская газета. 2013. 25.11 (№ 265). URL: http://rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html (дата обращения: 13.03.2021).
24. Психология семейных отношений. М. : Апрель-Пресс. 2019. 512 с.
25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2014. 720 с.
26. Семеняка Т. В. Педагогические условия формирования семейно-нравственных ценностей у дошкольников // Вестник МГУКИ. 2019. 6 (32). С. 198-202.
27. Слободчиков, И. М. К вопросу о развитии «образа Я» в пришкольный период детства // Психологическая наука и образование. 2004. № 1. 18-21.
28. Столин В. В. Самосознание личности М. : Московский
Университет, 1983. 284 с.
29. Урунтаева Г. А. Практикум по психологии дошкольника. М. : Академия, 2012. 368 с.
30. Урунтаева Г. А. Психология дошкольника. М. : Наука, 2010. 312 с.
31. Хайртидинова Л. Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушением интеллекта // Коррекционная педагогика. 2001. № 5. С. 81-89.
32. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. М. : Генезис, 2019. 176 с.
33. Эльконин Д. Б. Детская психология : учебное пособие для вузов. М. : Академия, 2014. 304 с.
34. Юдаева М. В. Большая хрестоматия поэзии для детей. М. : Жанр, 2018. 200 с.