Введение 6
1 Состояние вопроса 8
1.1 Виды подвесок грузового автомобиля 8
1.2 Методы измерения сцепления колес с дорогой и измерения амплитуды 10
1.3 Диагностическое оборудование для проверки подвески 16
2 Конструкторская часть 21
2.1 Техническое задание на разработку стенда для диагностики подвески
грузовых автомобилей вибрационным методом 21
2.2 Техническое предложение на разработку стенда для диагностики
подвески грузовых автомобилей вибрационным методом 25
2.3 Расчет конструкции стенда для диагностики подвески грузовых
автомобилей вибрационным методом 31
2.4 Руководство по эксплуатации стенда для диагностики подвески
грузовых автомобилей вибрационным методом 35
3 Технологический процесс 40
3.1 Основные признаки неисправности амортизаторов и стоек 40
3.2 Важность проверки амортизаторов и подвески 42
3.3 Испытания амортизаторов 43
3.4 Технологическая карта испытания подвески на вибрационном стенде 46
4 Безопасность и экологичность технического объекта 47
4.1 Конструктивно-технологическая и организационно-техническая
характеристика технологического процесса диагностики подвески
грузового автомобиля при помощи специализированного стенда 50
4.2 Идентификация профессиональных рисков 51
4.3 Методы и средства снижения профессиональных рисков 53
4.4 Обеспечение пожарной безопасности технического объекта 57
4.5 Обеспечение экологической безопасности рассматриваемого технологического процесса диагностики подвески грузового автомобиля при
помощи специализированного стенда 60
5 Экономическая эффективность технического объекта 62
Заключение 67
Список используемой литературы и используемых источников 68
Приложение А 74
В начале разработки автомобилей особое внимание уделялось динамичности и устойчивости конструкции. Причина этого - относительно низкие скорости и в основном плохие дороги. С дальнейшими улучшениями в строительстве более качественных дорог наблюдается увеличение скорости автомобилей, но также и увеличение интенсивности движения, поэтому на первый план выходят вопросы безопасности дорожного движения, а, следовательно, и эксплуатационные и технические свойства управляемости и устойчивости. Интенсивность транспортных потоков на улицах и дорогах требует от каждого водителя полной концентрации и готовности в любой момент выполнить соответствующие маневры со своим транспортным средством, чтобы изменить скорость или направление движения в соответствии с требованиями, предъявляемыми дорожной ситуацией.
Конструкция и техническое состояние самого транспортного средства в современных дорожных условиях должны соответствовать требованиям движения, при котором транспортное средство должно иметь возможность хорошо и быстро менять направление и скорость в соответствии с пожеланиями водителя с минимальным потреблением энергии. При торможении в случае внезапной опасности необходимо обеспечить минимальный тормозной путь (максимальное замедление) без потери устойчивости (заноса) транспортного средства. Торможение в случае внезапной опасности очень важно, поскольку оно определяет безопасное движение, хотя и используется очень редко (3-5% от общего количества тормозов). Как бы ни было важно, чтобы транспортное средство безопасно останавливалось в определенных условиях, так же важно, чтобы оно не теряло своей устойчивости во время торможения, то есть двигалось по линии, продиктованной водителем. Во время резкого торможения транспортное средство часто становится неустойчивым, что может привести к серьезным последствиям. Устойчивость теряется, когда торможение выполняется на пределе сцепления на одной или обеих осях транспортного средства.
Автомобильный рынок России уже долгое время переживает большие трудности. В 2021 году обозначилась серьезная проблема с поставками новых автомобилей из-за пандемии коронавируса. В автосалонах наблюдался сильный дефицит нового транспорта. Преимущественно это происходило из- за недостатка электронных компонентов, разрывом цепочек поставок и ростом цен на сырье (в первую очередь на сталь) необходимых для производства машин.
Теперь же к этому прибавилась еще одна проблема - санкционные ограничения, наложенные США и Европой на российские организации.
В условиях санкционных ограничений в отношении Российской Федерации и как следствие дефицита иностранных запчастей и деталей, повышения цен на автомобили, запчасти, поднятие расценок на техническое обслуживание, представляется интересным проведение качественной диагностики автомобиля, для своевременного выявления и предотвращения возможного дорогостоящего ремонта.
В работе будет рассмотрена разработка конструкции стенда для диагностики подвески грузовых автомобилей вибрационным методом.
В данной выпускной квалификационной работе бакалавра была разработана конструкция стенда для диагностики подвески грузовых автомобилей вибрационным методом.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы было сделано следующее:
- рассмотрены виды подвесок грузовых автомобилей, методы измерения сцепления колес с дорогой и измерения амплитуды, диагностическое оборудование применяемое для проверки подвески;
- проведена конструкторская разработка стенда для диагностики подвески грузовых автомобилей, приведены техническое задание и предложение, выполнен расчет конструкции и составлено руководство по эксплуатации стенда. Разработанный стенд может найти широкое применение на станциях технического обслуживания, АТП, как недорогой и эффективный стенд для диагностики подвески грузовых автомобилей вибрационным методом;
- рассмотрены основные признаки неисправности амортизаторов и стоек, а также их влияние на безопасность автомобиля, отмечена важность их проверки;
- рассмотрены вопросы, касающиеся обеспечения безопасности, экологичности технического объекта;
- определена эффективность разработки стенда для диагностики подвески грузовых автомобилей вибрационным методом с экономической стороны. Стоимость изготовления составляет 273662,55 р., что значительно дешевле вариантов стендов представленных на рынке.