Введение 6
1 Теоретические аспекты учета и аудита деятельности некоммерческих
организаций 9
1.1 Сущность и виды некоммерческих организаций, и регулирование их
деятельности 9
1.2 Соблюдение принципов целевого расходования бюджетных средств,
как основы правильности ведения бухгалтерского учета 16
1.3 Система нормативного регулирования бюджетного учета и аудита в
некоммерческих организациях 25
2. Бухгалтерский учет деятельности муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик» 33
2.1 Технико-экономическая характеристика МАДОУ «Тяжинский детский
сад № 3 «Золотой ключик» 33
2.2 Организация бухгалтерского учета в некоммерческой организации .... 40
2.3 Алгоритм проведения аудиторской проверки в МАДОУ «Тяжинский
детский сад № 3 «Золотой ключик» 52
3. Мероприятия по совершенствованию учета и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью некоммерческой организации 58
3.1 Теория аудита расчетов в некоммерческой организации 58
3.2 Практические процедуры аудита в некоммерческой организации при
проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками 63
Заключение 71
Список использованных источников 76
Приложение
Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях является составной частью российской национальной системы бухгалтерского учета, специализированной на создании учетной системы для управления государственными (муниципальными) финансами на всех уровнях организаций бюджетной системы Российской Федерации.
Нормативно-правовые документы бухгалтерского учета, которые обязаны вести все некоммерческие организации, принимаемые Министерством финансов Российской Федерации, постоянно изменяются, способствуя значительному повышению достоверности ведения учета и составления бюджетной отчетности. Действующая в настоящий момент система бюджетного учета является своеобразным отправным пунктом постоянного его совершенствования. Бюджетный учет имеет ряд существенных особенностей, обусловленных казначейской системой исполнения бюджета, сметным порядком планирования и бюджетной классификацией.
Основные цели аудита позволяют в различных отраслях хозяйства повышать эффективность деятельности экономических субъектов. Проведение аудита в некоммерческих организациях позволяет выполнить ключевые требования при осуществлении бюджетных расходов, которые были отражены в Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года: «должны стать бережливость и максимальная отдача, правильный выбор приоритетов, учет текущей экономической ситуации». Поэтому качественный аудит способен повысить эффективность расходования бюджетных средств и максимального социально - экономического эффекта, а так же гарантировать соблюдение законодательства.
В рамках этого исследования особенностей бухгалтерского учета и аудита имеет особое значение в деятельности некоммерческих организаций, что и определило актуальность выбранной темы бакалаврской работы.
Целью бакалаврской работы является изучение особенностей ведения учета в некоммерческих организации и повышение эффективности осуществления контрольных мероприятий по соблюдению бюджетного законодательства.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и виды некоммерческих организаций, и регулирование их деятельности;
- исследовать принципы соблюдения целевого расходования бюджетных средств, как основы правильности ведения бухгалтерского учета;
- рассмотреть систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и аудита в некоммерческих организациях;
- дать технико-экономическую характеристику объекту исследования;
- выявить особенности бухгалтерского учета основных хозяйственных операций в некоммерческой организации;
- исследовать организационно-методические аспекты проведения аудита в некоммерческой организации;
- выработать рекомендации по проведению контрольных мероприятий по соблюдению законодательства в области расчетов некоммерческой организации.
Объект исследования МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик».
Предметом исследования является порядок ведения учета и аудита в некоммерческих организациях.
Теоретическую основу бакалаврской работы составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области организации и методики ведения бухгалтерского учета и аудита в некоммерческих организациях, положения, инструкции, регулирующие деятельность автономных учреждений в Российской Федерации.
В работе применялись различные методы научного познания: аналитический, графический, сравнения, экономико-статистический.
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в возможности применения в автономных учреждениях разработанного алгоритма проведения проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, использование которого возможно не только проверяющими Росфиннадзора, Контрольно-счетной комиссии, но и внутренними пользователями, например: главным бухгалтером. Порядок планируется использовать как часть общей проверки представленного совокупностью выполняемых действий проверяющими с обязательным пакетом документов включающего следующие формы. Такие как: перечень операций для актуализации карты внутреннего финансового контроля, карту внутреннего финансового контроля, анализ бюджетных рисков, журнал внутреннего финансового контроля, отчет о результатах внутреннего финансового контроля.
В бакалаврской работе разработаны контрольные формы документов, формируемых в процессе проведения внутреннего финансового контроля по соблюдению бюджетного законодательства в области расчетов с поставщиками и подрядчиками, отражение выявленных нарушений с возможностью расчета бюджетного риска по отдельным составляющим обязательственных расчетов.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников из 30 наименований, 5 таблиц и 9 приложений.
В результате проведенного исследования организации учета и аудита в некоммерческих организациях можно сделать вывод.
Главной целью в деятельности некоммерческих организаций является неполучение прибыли, а исключительно социальный эффект. Некоммерческая организация существует в контексте социальных организаций по схожим законам и правам.
Некоммерческие организации призваны опережать развитие организаций традиционных и нивелировать недостатки межинституционального взаимодействия, в том числе, и за счет оптимизации собственной организационной структуры.
Эффективного достижения поставленных целей возможно только лишь при соблюдении бюджетной дисциплины получателями бюджетных средств. Это возможно только при организации действенного контроля за состоянием и движением государственных финансов на местах с обеспечением правильности ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях.
Исследовав систему нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и аудита в некоммерческих организациях можно отметить, что законодательство постоянно совершенствуется. В рамках бюджетного процесса это направлено на достижение прозрачности бюджетных средств, эффективности их использования и нейтрализации коррупционных схем.
Объектом исследования в бакалаврской работе выступает Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик», которое осуществляет свою деятельность в области оказания услуг по общедоступному и бесплатному дошкольному образованию в Тяжинском муниципальном районе.
По данным проведенного экономического анализа деятельности организации можно увидеть увеличение финансирования деятельности организации за исследуемый период 2014-2016 гг. на 10 815 071,76 руб., что говорит о расширении деятельности организации и расширении увеличении объеме государственных услуг по государственному заданию.
Бухгалтерский учет в МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик» ведется на основании Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению № 183н.
В соответствии с данной Инструкцией МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик» сформировал свой рабочий план счетов и учетную политику.
Бухгалтерский учет в МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик» ведется структурным подразделением - бухгалтерией во главе с главным бухгалтером.
Для оформления хозяйственных операций бухгалтерией применяются унифицированные документы, которые утверждены Приказом Минфина РФ № 52н.
Основным документов по учету хозяйственных операций является Журнал операций по форме 0504071, который заполняется работником бухгалтерии на основании проверенных и принятых к учету первичных учетных документов в хронологическом порядке, и подписывается главным специалистом - главным бухгалтером.
Накопительным регистром бухгалтерского учета по деятельности МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик» является Главная книга, которая формируется без забалансовых счетов.
Каждое учреждение, получающее субсидии из бюджета, имеет лицевой счет в органах казначейства, движение денежных средств по которому учитывается на счете 020111000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства».
Поступление субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания отражается:
- Дебет счета 420111000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»,
- Кредит счета 420531130 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг».
Если поступают субсидии на иные цели, то делается проводка:
- Дебет счета 520111000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»,
- Кредит счета 520581180 «Расчеты с плательщиками прочих доходов».
С приносящей доход деятельности МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик» обязана рассчитывать и уплачивать налог на прибыль, в балансе данная сумма задолженности по принятым обязательствам перед бюджетом по налогу на прибыль показывается отдельной строкой.
Кроме того, МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик» является налоговым агентом по перечислению налога на доходы физических лиц, а также рассчитывает и уплачивает в соответствии с ФЗ № 212-ФЗ «О страховых взносах» страховые взносы с начисленной заработной платы работников.
МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик» предоставляет информацию о государственном (муниципальном) задании на оказание услуг (выполнение работ) и его исполнении в виде Отчетов о выполнении государственного задания.
Для достижения цели аудиторской проверки в некоммерческих организациях необходимо проведение следующих мероприятий:
- проверка учредительных, регистрационных, плановых, бухгалтерских, отчетных документов;
- проверка подлинности документов, правильности их оформления и соответствия установленным формам;
- проверка действительности совершения сделок, получения или выдачи указанных в документах денежных средств, или материальных ценностей, фактического выполнения работ или оказания услуг;
- сопоставление бухгалтерских записей в учете с первичными документами;
- проведения встречных проверок посредством сличения записей, документов и данных, имеющихся у проверяемого объекта, с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым перечислены денежные средства, переданы материальные ценности и документы;
- контрольные обмеры выполненных ремонтно-строительных работ;
- другие контрольные действий, связанные с исследованием вопросов, указанных программе проверки.
Для совершенствования контрольных мероприятий по соблюдению законодательства в некоммерческой организации был реализован алгоритм проведения аудиторской проверки МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик» и были проанализированы материалы ранее проводимых проверок.
Сделан вывод, что в МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик» соблюдение бюджетного законодательства осуществляется с некоторыми нарушениями.
Изученные материалы проверок привели к выводу о необходимости усиления контрольных мероприятий, направленных на соблюдение бюджетного законодательства именно в области организации закупок и расчетов с поставщиками и подрядчиками, как одной из самых нарушаемых участков учета бухгалтерией МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик».
Для усиления контроля за соблюдением бюджетного законодательства в области расчетов с поставщиками и подрядчиками был разработан алгоритм проведения проверки соблюдения бюджетного законодательства в области расчетов с поставщиками и подрядчиками, использование которого возможно не только проверяющими Росфиннадзора, Контрольно-счетной комиссией, но и внутренними - главным специалистом - главным бухгалтером, используя как часть общей проверки.
Для усиления контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками в МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик» предлагается пакет документов, необходимых при проведении внутреннего финансового контроля главным бухгалтером, заведующей и Контрольно-счетной комиссией при необходимости. Перечень операций для актуализации карты внутреннего финансового контроля; Карта внутреннего финансового контроля; Отчет о результатах внутреннего контроля.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Режим доступа: Консультант плюс.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Режим доступа: Консультант плюс.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Режим доступа: Консультант плюс.
4. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Режим доступа: Консультант плюс.
5. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 12.03.2014, с изм. от 29.12.2014) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Режим доступа: Консультант Плюс.
6. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Режим доступа: Консультант Плюс.
7. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Режим доступа: Консультант Плюс.
8. Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Режим доступа «Консультант Плюс».
9. Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» // Режим доступа: Консультант плюс.
10. Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» // Режим доступа: Консультант плюс.
11. Приказ Минфина России от 19.09.2008 N 98н «О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета» // Режим доступа: Консультант плюс.
12. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» // Режим доступа: Консультант плюс.
13. Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении
форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами),органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными)
учреждениями, и Методических указаний по их применению» // Режим доступа: Консультант плюс.
14. Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» // Режим доступа: Консультант плюс
15. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» // Режим доступа: Консультант плюс.
16. Письмо Минфина России от 07.04.2015 № 02-07-07/19450 «О
порядке отражения в учете операций с принимаемыми и отложенными обязательствами» // Режим доступа: Консультант плюс.
17. Указание Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» // Режим доступа: Консультант плюс.
18. Постановление Правительства РФ от 11.06.2015 N 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации» // Режим доступа «Консультант Плюс».
19. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 // Режим доступа «Консультант Плюс».
20. Постановление Правительства РФ от 29.12.2010 № 1191 «Об
утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр» // Режим доступа: Консультант плюс.
21. Аудит: учебник для бакалавров / под общей редакцией профессора А.Е. Суглобова. - М.: Дашков и К. - 2015. - 368 с.
22. Аудит: теория и практика: учебник для вузов / под ред. В.С. Карагода. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт. - 2012. - 666 с.
23. Бычкова С.М. Международные стандарты аудита / С.М. Бычкова. - СПб.: Питер; М.: Издательский дом БИНФА. - 2009. - 384 с.
24. Бюджетное право : учебное пособие / Д.А. Ремиханова,
С.Н. Бочаров, Н.Д. Амаглобели и др. ; под ред. Г.Б. Поляк, Д.А. Ремиханова, С.Н. Бочаров. - 8-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2015. - 311 с.
25. Восколович, Н.А. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник / Н.А. Восколович, Е.Н. Жильцов, С.Д. Еникеева ; под ред. Н.А. Восколович. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 380 с.
26. Дорофеев, В.Г. Бюджетный учет и отчетность в финансовых органах : учебное пособие / В.Г. Дорофеев. - Минск : Вышэйшая школа, 2012. -368 с.
27. Карамышев, В.П. Бюджетный учет: Учет финансовых потоков / В.П. Карамышев. - М. : Лаборатория книги, 2010. - 92 с.
28. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных учреждениях : практические рекомендации / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010. - 464 с.
29. Кучеров А.В. Развитие бюджетного учета в США / А.В. Кучеров // бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2012. - № 24 (312). - С. 32-35.
30. Финансы бюджетных организаций : учебник / Г.Б. Поляк, Л.Д. Андросова, В.В. Карчевский и др. ; под ред. Г.Б. Поляк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 464 с.