Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание волевых качеств у учащихся младшего школьного возраста со специфическими расстройствами навыков обучения

Работа №104414

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура

Объем работы97
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Общие понятия, критерии формирования и особенности воспитания волевых качеств человека 12
1.1. Воля, как необходимое качество личности современного человека 12
1.2. Характеристика волевых качеств, значимых в деятельности человека 17
1.3. Характеристика методов и условия воспитания волевых качеств у учащихся младшего школьного возраста 22
1.4. Специфические расстройства развития навыков обучения 32
1.5. Лица с расстройствами навыков обучения и сопутствующими нарушениями СДВГ и СДК 36
1.5.1. Предположительные причины специфических расстройств разви­тия навыков обучения, СДВГ и СДК 41
1.5.2. Общие особенности, которые могут затруднять обучение 44
Глава 2. Методы и организация исследования 52
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 65
3.1. Оценка эффективности методов воспитания волевых качеств у учащихся младшего школьного возраста с СДВГ и СДК 65
3.2. Эффективность экспериментальной методики 82
Заключение 87
Список используемой литературы 90

Актуальность исследования. Современное общество, в основе которого лежит высокотехнологичное развитое производство, требует крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные психические и физические нагрузки.
Согласно выводам Хрипковой А. Г., Колисова Д. В. [92], «.. .в условиях производства основным критерием физической работоспособности является способность многочасового поддержания заданной производительности труда в устойчивом физиологическом режиме».
Это напрямую связано с проявлением таких волевых качеств, как целеустремленность, инициативность, настойчивость, упорство, что в профессиональной деятельности на производстве весьма актуально.
Анализ современной жизнедеятельности людей, представленный в исследованиях Антроповой М. В., Кольцовой М. М., Тереховой Н.Т. [1], свидетельствует, что существуют факторы, отрицательно влияющие на воспитание морально-волевых качеств детей младшего школьного возраста. Это:
1) средства массовой информации;
2) низкопробные фильмы;
3) компьютерные игры;
4) радио программы, не требующие интеллектуального, нравственного воспитания.
Низкий уровень двигательной активности является основной причиной неудовлетворительного состояния здоровья учащихся. Согласно данным Ермоленко Е.К. [33], более 50% 10-15-летних учащихся имеют разные факторы риска: мало занимаются физической культурой, курят, имеют повышенное артериальное давление, избыточный вес тела и т.д.
Кроме того, по мнению Белоусова В. В. [5], Высоцкого А. И. [15], Гоноблина Ф. Н. [20], Мухиной В. С. [55], во многих семьях родители не уделяют воспитанию воли у детей должного внимания.
Чтобы противостоять этому, необходимо не только участие школы, но и прямое участие семьи. В данном случае, нужен мощный противовес в виде занятий физической культурой и спортом, как в рамках школьной программы, так и во внеурочное время в спортивных секциях и в семье. На наш взгляд, родители, особенно молодые, не должны оставаться безразличными к физическому воспитанию своих детей.
Известно, что физическое воспитание способствует развитию волевых качеств, формирует у детей понятие о здоровом образе жизни, помогает им в дальнейшем добиваться успехов в преодолении трудностей. Здоровые и физически развитые дети становятся полноценными гражданами общества.
Сущность понятия воли в психологии истолковывается неоднозначно. До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации понятий, обозначающих волевую активность. Ряд вопросов, связанных с определением понятий волевых качеств, свойств и способностей личности представляют не только теоретический, но и практический интерес. От их решения зависят педагогические методы развития настойчивости, терпеливости, выдержки, решительности и т. д.
В работах Выготского Л. С. [14], Гуревич К. М., Борисовой Е. М. [22], Ильина Е. П. [35], Немова Р. С. [59] отражены качественные характеристики воли человека с учетом потребности общества, в целом, или частные особенности волевых качеств в определенных видах деятельности.
В исследованиях Гиссен Л. Д. [16], Джеймс У. [25], Крутецкого В. А. [41], Рубинштейна С. Л. [74], Смирнова А. А. [76] рассматриваются и методики формирующего воздействия, которые отвечают задачам воспитательного процесса, именно, в направлении социально значимых проявлений воли.
Следовательно, можно сделать заключение о том, что:
1) при разработке методических основ воспитания значимых волевых качеств необходимо руководствоваться, в первую очередь, определением особенностей их проявления в деятельности;
2) в работе со школьниками следует учитывать не только поло­возрастные особенности, но индивидуальные особенности физического и психического развития детей.
Особенно это касается детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии, испытывающими трудности в обучении.
Проблема слабовыраженных отклонений в психическом развитии приобрела особое значение, как в зарубежной, так и в отечественной науке лишь в середине ХХ в., когда, вследствие бурного развития различных областей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных школ, появилось большое число детей, испытывающих трудности в обучении.
Педагоги и психологи придавали большое значение анализу причин этой неуспеваемости. Достаточно часто она объяснялась умственной отсталостью, что сопровождалось направлением таких детей во вспомогательные школы. Однако, при клиническом обследовании у многих детей, которые плохо усваивали программу общеобразовательных школ, не удавалось обнаружить специфических особенностей, присущих умственной отсталости.
Комплексное клинико-психолого-педагогическое обследование стойко неуспевающих учеников из школ разных регионов страны, осуществленное в 60-ых годах под руководством Певзнер М.С., ученицы Выготского Л.С., легло в основу сформулированных представлений о детях с задержкой психического развития (ЗПР). Согласно результатам проведенных исследований, данная категория аномальных детей составила около 50% неуспевающих учеников общеобразовательной системы [62].
В зарубежной литературе дети с ЗПР рассматриваются как дети с трудностями в обучении, либо определяются как неприспособленные, социально запущенные, подвергшиеся социальной и культурной депривации [12].
В отечественной литературе, например, в учебнике «Основы специальной психологии» [62], пишется о том, что «...дети с ЗПР по всем показателям психосоциального развития занимают промежуточное положение между умственно отсталыми и нормально развивающимися сверстниками».
Для описания детей со специфическими парциальными трудностями в обучении в системе образования широко используется термин «дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью» - синдром СДВГ (children with attention deficit hyperactivity disorders - syndrome ADHD) [64].
Основным признаком ЗПР, по данным Т.А. Власовой [12], является «.незрелость эмоционально-волевой сферы, которая, в первую очередь, проявляется в неумении сосредоточиться на выполнении задания».
Хотя Закон об образовании не выделяет двигательные нарушения сами по себе в качестве диагноза расстройства навыков обучения, педагоги и психологи [5,12,14,16,17,20,23, 25,34,40,41 и др.] убеждены в том, что большинство детей с нарушениями навыков обучения по причине наличия у них синдрома СДВГ, характеризуются также наличием проблем, обусловленных отставанием в перцептивно-двигательном или двигательном развитии, которое требует интенсивного вмешательства.
У многих детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) дополнительно обнаруживаются нарушения развития координации (СДК - синдром дефицита координации).
Диагноз «нарушение развития координации» (СДК) часто ставят на основании результатов двигательного теста в случае, если они отличаются от возрастных норм более, чем на два стандартных отклонения. В целом, у детей с СДК наблюдается выраженная задержка в развитии основных двигательных навыков, например ходьбы, дети часто выглядят неуклюжими, плохо пишут, характеризуются низкими показателями в занятиях спортом. Дети с СДК часто не обнаруживают классических неврологических признаков неуклюжести, однако, им недостает двигательной компетентности, необходимой чтобы справляться с потребностями повседневной жизни.
У многих детей двигательные нарушения не исчезают с возрастом, поэтому СДК может оставаться проблемой на протяжении всей жизни человека.
Поскольку федеральное законодательство не выделяет в государственных школах СДВГ в качестве самостоятельных нарушений, требующих особого внимания, программирование занятий для учащихся с расстройствами навыков обучения и с этими вторичными нарушениями становится проблематичным.
Поэтому, поиск ответа на вопрос «каковы методические особенности формирования у детей младшего школьного возраста c СДВГ таких волевых качеств как целеустремленность, инициативность, настойчивость, упорство» определяет проблему исследования настоящей работы.
Объектом исследования является процесс воспитания волевых качеств у детей 10-11-летнего возраста c СДВГ.
Предметом исследования выступает методика воспитания волевых качеств детей 10-11-летнего возраста c СДВГ.
Гипотеза исследования: предполагалось, что применение экспериментальной методики позволит добиться повышения эффективности в воспитании целеустремленности, решительности, инициативности, настойчивости, смелости как значимых для будущей жизнедеятельности детей c СДВГ волевых качеств.
Цель исследования: совершенствование процесса воспитания волевых качеств у детей 10-11 - летнего возраста c СДВГ на занятиях адаптивной физической культурой и спортом.
Для достижения цели исследования решались следующие задачи:
1) определить теоретико-методические особенности формирования целеустремленности, настойчивости, смелости у детей младшего школьного возраста;
2) разработать экспериментальную методику воспитания волевых качеств у школьников 10-11- летнего возраста c СДВГ;
3) Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности экспериментальную методику воспитания волевых качеств у школьников 10-11- летнего возраста c СДВГ.
Теоретической основой исследования стали:
• основные положения теории и организации адаптивной физической культуры и адаптивного спорта [Гyбapeвa Т. И., Шапкова Л.В., Кypдыбaйлo С. Ф. и другие];
• исследования, рассматривающие особенности двигательного и психического развития детей с (СДВГ) и нарушения развития координации (СДК - синдром дефицита координации) [Богданова Т.Г., Крутецкий В. А., Певзнер М.С. и другие];
• научные труды в области коррекционной педагогики, психологии, дефектологии [Белоусов В. В., Выготский Л.С., Гоноблин Ф. Н. и другие];
• результаты работ ученых, исследующих проблему воспитания волевых качеств у человека, методов самовоспитания и саморегуляции [Высоцкий А. И., Жаров К. П., Ильин Е. П., Рубинштейн С. Л. и другие].
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение литературных данных.
2. Педагогические наблюдения.
3. Педагогический эксперимент.
4. Математико-статистический анализ экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования. С целью выявления наиболее эффективной методики воспитания волевых качеств у детей младшего школьного возраста был проведен педагогический эксперимент в период с сентября 2015г. по май 2016 года.
Эксперимент проходил на базе специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва №3 г.о. Тольятти. Исследования проводились совместно с тренером высшей категории Р. М. Козиной.
В педагогическом эксперименте приняли участие 38 мальчиков 2006- 2007 гг. рождения, имеющих проблемы в состоянии психики по типу СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и СДК (синдром нарушения координации, сидром дефицита координации).
Исследование проводилось в три этапа:
• Этап 1 (июнь 2015г. - сентябрь 2015г.). В этот период изучалась литература по теме работы. Выбирались методы и средства воспитания волевых качеств и методы исследования. Формировались тема, объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования. Было представлено предварительное теоретическое обоснование проблемы, разработан план работы, программа воспитания волевых качеств, обучение приемам самовоспитания. На этом этапе были сформулированы экспериментальная и контрольная группы, получены исходные данные.
• Этап 2 (сентябрь 2015г. - май 2016г.). Проведение педагогического эксперимента. Проведено контрольное тестирование. Осуществлялась обработка имеющихся сведений, проводился анализ результатов обучения методам самовоспитания занимающихся и методам воспитания волевых качеств. В этот период, на основании выявленных недостатков, была реализована корректировка экспериментальной методики, условий эксперимента, цели, гипотезы и задач исследования. Оформлялась теоретическая часть работы, анализировались первичные результаты исследования. На этом этапе был сформулирован ряд практических рекомендаций по использованию методов воспитания волевых качеств занимающимися.
• Этап 3 (май 2016г. - август 2016г.). В этот период работы получены итоговые данные. Осуществлялась обработка результатов исследования. Формулировались выводы и практические рекомендации по результатам педагогического эксперимента. На этом этапе проводилось оформление практической части квалификационной работы и ее завершение, в целом.
Научная новизна исследования заключается том, что разработана методика воспитания волевых качеств у детей младшего возраста c СДВГ.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в дополнении теории и методики физического воспитания, оздоровительной и адаптивной физической культуры средствами и методами организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, способствующими эффективному развитию и коррекции двигательных и психических способностей данного контингента.
Практическая значимость исследования: методику воспитания волевых качеств у детей c СДВГ можно применять в адаптивных, спортивных детско-юношеских школах, на уроках АФВ в специальных коррекционных школах.
Достоверность полученных результатов обеспечена теоретико-методологической базой исследования; соблюдением логики научного исследования, использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования; личным проведением эксперимента и участием в нем автора; реальностью поставленных задач; корректностью статистической обработки экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялась путем выступления автора на научно-практических конференциях, проводимых в ТГУ: VI и VII Всероссийские научно-практические конференции «Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры», ноябрь 2016 и 2017гг.; студенческие Дни науки в ТГУ, апрель 2016 и 2017гг.; промежуточные результаты исследования обсуждались на предзащите.
Положения, выносимые на защиту:
1. Активное использование игрового, соревновательного метода, методов практического приучения и самовоспитания в учебно-тренировочном процессе является одним из важнейших способов совершенствования системы воспитания волевых качеств у учащихся младшего школьного возраста с СДВГ и СДК.
2. Методы воспитания волевых качеств отвечают требованиям обеспечения процесса, именно, в направлении социально значимых проявлений воли. Каждый из методов имеет определенную направленность и может рассматриваться как элемент воздействия на конкретный компонент проявления волевых качеств.
3. Экспериментальная методика воспитания волевых качеств учащихся младшего школьного возраста с СДВГ и СДК определяется комплексным подходом к организации учебно-тренировочного процесса. В ней предусматривается, что применение игрового и соревновательного методов имеет первостепенное значение в воспитании волевых качеств и направлено на формирование настойчивости, целеустремленности, решительности, активности и т. д.
4. Используя метод примера можно достичь большого эффекта в воспитании нравственных и моральных качеств. При решении задач, связанных с дисциплинированностью и организованностью занимающихся и направленных на умение управлять собой, своими действиями и поступками, необходимо использовать методы самовоспитания. Для формирования устойчивых качеств личности, настойчивости, соблюдении правил, режима, перенесении значительных и длительных усилий необходимо использовать метод практического приучения (упражнения).
4. Экспериментальная проверка эффективности методов воспитания волевых качеств показала, что применение метода практического приучения, игрового и соревновательного методов в сочетании с методами самовоспитания и примера способствует повышению процессов формирования волевых качества (смелости, решительности, терпеливости и др.).
Структура и объем магистерской работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Основная часть работы изложена на 97 страницах компьютерного текста. Работа содержит 3 рисунка, 22 таблицы. Список используемой литературы насчитывает 98 источников, в том числе, 2 иностранных.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:
1. Активное использование игрового, соревновательного метода, методов практического приучения и самовоспитания в учебно-тренировочном процессе является одним из важнейших способов совершенствования системы воспитания волевых качеств у учащихся младшего школьного возраста с СДВГ и СДК.
2. Методы воспитания волевых качеств отвечают требованиям обеспечения процесса, именно, в направлении социально значимых проявлений воли. Каждый из методов имеет определенную направленность и может рассматриваться как элемент воздействия на конкретный компонент проявления волевых качеств.
3. Экспериментальная методика воспитания волевых качеств учащихся младшего школьного возраста с СДВГ и СДК определяется комплексным подходом к организации учебно-тренировочного процесса. В ней предусматривается, что применение игрового и соревновательного методов имеет первостепенное значение в воспитании волевых качеств и направлено на формирование настойчивости, целеустремленности, решительности, активности и т. д. Используя метод примера можно достичь большого эффекта в воспитании нравственных и моральных качеств. При решении задач, связанных с дисциплинированностью и организованностью занимающихся и направленных на умение управлять собой, своими действиями и поступками, необходимо использовать методы самовоспитания. Для формирования устойчивых качеств личности, настойчивости, соблюдении правил, режима, перенесении значительных и длительных усилий необходимо использовать метод практического приучения (упражнения).
4. Экспериментальная проверка эффективности методов воспитания волевых качеств показала, что применение метода практического приучения, игрового и соревновательного методов в сочетании с методами самовоспитания и примера способствует повышению процессов формирования:
• волевого качества смелость на 35,7 %;
• силы и устойчивости проявления волевых качеств на 28,3 %;
• волевого качества решительность на 22,2 %;
• волевого качества терпеливость на 3 %;
• физического качества силы и выносливости на 5,5 % и 2,4 %, соответственно.
В ходе экспериментальной апробации методов воспитания волевых качеств у учащихся младшего школьного возраста с СДВГ и СДК были сформулированы следующие практические рекомендации по их использованию:
1) в тренировочный процесс необходимо включать методы соревнования, практического приучения, примера, как наиболее значимые в воспитании волевых качеств у учащихся с СДВГ и СДК данного возраста;
2) организуя тренировочные занятия и занятия по физической культуре необходимо учитывать возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста с СДВГ и СДК;
3) большую часть занятий проводить в игровой форме, используя, при этом, соревновательный метод, подвижные сюжетные игры, эстафеты и простейшие единоборства;
4) перед применением методов самовоспитания волевых качеств необходимо предварительно обучить занимающихся с СДВГ и СДК приемам саморегуляции психических состояний, организации поведения и техники выполнения специальных упражнений: аутогенной тренировке, идеомоторной тренировке;
5) занятия, связанные с аутогенной и идеомоторной тренировкой проводить вне тренировочных занятий (дополнительно);
6) перед включением методов воспитания волевых качеств в учебно-тренировочный процесс следует осуществлять мероприятия психодиагностики, которые направлены на оценку индивидуально-психологического и физического уровня развития каждого учащегося;
7) в младшем школьном возрасте особое внимание необходимо уделять воспитанию социально значимых волевых качеств и развитию общей физической подготовки, используя, при этом, наиболее эффективные средства развития волевых и физических качеств, таковыми следует считать физические упражнения из различных видов спорта (легкая атлетика, лыжная подготовка, гимнастика, акробатика, плавание, подвижные сюжетные и спортивные игры);
8) в младшем школьном возрасте необходимо строго дозировать нагрузку и соблюдать постепенность в процессе преподавания учебного материала; исходя из дидактического принципа систематичности, для успешного воспитания волевых и развития физических качеств, обеспечить занимающихся с СДВГ и СДК достаточным количеством регулярных занятий;
9) вести тщательный учет возрастных, индивидуально-психологических и половых особенностей, а также уровня физической подготовленности занимающихся с СДВГ и СДК;
10) регулярно проходить медицинский осмотр в спортивном диспансере.


1. Антропова М. В., Кольцова М. М., Терехова Н.Т. Влияние двигательной активности на развитие ребенка. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - С.48-61.
2. Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. - М.: Медицина, 1990. - 138 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
4. Ашмарин Б. А., Виноградов Ю. А., Вяткина З. Н. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990. - 180 с.
5. Белоусов В. В. Педагогика: учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 288 с.
6. Бриль М. С. Отбор в спортивных играх. - М.: Советский спорт, 1980. - 114с.
7. Буд Л. М. Подвижные игры под музыку. - Киев: Музична Украша, 1987. - 95 с.
8. Былеева Л. В., Григорьев В. М. Игры народов СССР. - М.: Физкультура и спорт, 1985. -269 с.
9. Былеева Л. В., Коротков И. М. Подвижные игры: учебное пособие для институтов физической культуры. 5-е издание. - М.: Физкультура и спорт, 1987. -221 с.
10. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. - М.: Терра-Спорт, 2003. -С. 336.
11. Волков Л. В. Физические способности детей и подростков. - Киев: Здоровье, 2011. - изд.3-е испр. и доп. - С.22-29.
12. Власова Т.А. Дети с задержкой психического развития. - М.: Академия, 2014. - изд.3-е испр. и доп. - С.79.
13. Выготский Л.С. Основы дефектологии//Собрание сочинений. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 5. - 367с.
14. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Пeдaгoгикa-Пpecc, 1996. - 536c.
15. Высоцкий А. И. Волевая активность школьников и методы ее изучения: Учебное пособие. - Челябинск.: ИФКиС, 1979. - С.77-80.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ