Аннотация 2
Введение 5
1 Анализ исходных данных проекта 7
1.1 Информация о заказчике 7
1.2 Культурное пространство: сущность понятия 8
1.2.1 Способы формирования культурного пространства города 10
1.2.2 Формирование культурного пространства в современном городе 13
1.3 Городская идентичность: сущность понятия 14
1.3.1 Способы формирования городской идентичности 16
1.4 Проекты в городской среде 20
2 Предпроектный анализ и предварительные наработки 22
2.1 Исторический анализ 22
2.1.1 Образ города с начала его формирования 24
2.1.2 Образ города в перспективе его развития 25
2.2 Анализ целевой аудитории 27
2.3 Предпроектное исследование 29
2.3.1 Интернет-исследование 29
2.3.2 Экспертный опрос 32
2.3.3 Анализ СМИ 33
2.4 Анализ аналогов 35
3 Подготовка проектных материалов 38
3.1 Первичные концептуальные предложения 38
3.1.1 Тестирование концептуальных предложений 40
3.1.2 Финальное концептуальное предложение 42
3.2 Программа реализации дизайн-проекта 43
3.2.1 Сценарий перформанса: дизайн-продукт в реальности 43
3.2.2 Программа перформанса: дизайн-проект в реальности 44
3.3 Описание готовых дизайн-предложений 46
4 Экономическое обоснование проекта 50
4.1 Анализ текущего состояния проекта 50
4.2 Анализ состояния рынка 50
4.3 Планируемый эффект 51
4.4 Затраты на проект 51
Заключение 53
Список используемых источников 54
Приложение А Анализ исходных данных 57
Приложение Б Описание и обоснование проектного предложения 70
Приложение В Дизайн-продукты 72
В условиях развивающейся урбанизации одним из важнейших факторов является формирование идентичности города. Идентичность формирует бренд города, который в свою очередь играет ведущую роль в развитии города. Прежде всего, задачей бренда города является верное отображение идентичности города. Бренд является идеей, способной объединить местных жителей и подчеркнуть уникальность их территории. На сегодняшний день всеобщая ориентация на глобализацию, порождает унификацию, таким образом, города теряют свои уникальные черты, из-за чего современные города не воспринимаются «своими» для их жителей, поскольку те не могут в полной мере соотносить себя с ним.
В настоящее время для города Тольятти актуально всё вышеперечисленное. Тольятти находится в списке моногородов РФ с наиболее сложным социально-экономическим положением. Город стремительно теряет свою лояльность в лице жителей города, по статистике на начало января 2019 года численность населения города снова сократилось на 5 тыс. человек по сравнению с предыдущем годом и составляет 702,7 тыс. человек. Вместе с тем все большее количество жителей города высказывают желание уехать, поскольку не видят потенциала и возможностей для собственной реализации. Кроме того, культурное пространство города Тольятти имеет нереализованный потенциал.
Целью данной бакалаврской работы является создание идентификации места с помощью визуальных средств, используя уникальность городской среды Тольятти.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1) выявить и проанализировать современные способы формирования идентичности;
2) выявить и проанализировать исторический и культурный потенциал города Тольятти;
3) на основе анализа культурного и исторического потенциала выбрать наиболее подходящий способ формирования идентичности современного города;
4) провести исследование с целевой аудиторией проекта с целью формирования визуальной концепции проекта;
5) на основе проведенных исследований и анализа разработать визуальную концепцию проекта.
В первом разделе бакалаврской работы подробно рассматриваются понятия «культурное пространство» и «городская идентичность», способы их формирования и факторы, оказывающие на них влияние. А также их значение в проектах, реализованных в городской среде, вносящих вклад в поддержание идентичности города и повышающий уровень самосознания горожан.
Во втором разделе представлен анализ исходных данных: история и существующие устоявшиеся образы Тольятти, а также приведены выводы проведенного предпроектного исследования, описываются результаты исследований по каждому из выбранных методов.
В третьем разделе представлена концепция дизайн-проекта на основе полученных результатов исследований, а также предполагаемые элементы в рамках данной концепции.
В четвертом разделе описывается экономическое обоснование проекта, включающее в себя анализ состояния рынка, планируемый эффект, а также произведен расчет затрат на проект.
Города занимают значимое место в истории, как в общем смысле, так и в истории культуры в частности. В настоящий момент, при высоких темпах урбанизации, формирование идентичности города является важным инструментом продвижения территории, задействуя политический, экономический, а также культурный потенциал территории. От того, насколько развито культурное пространство города напрямую зависит его благосостояние.
Проанализировав все исходные данные проекта, а также аналоговый материал и проведя все необходимые исследования была выбрана наиболее подходящая визуальная концепция проекта по формированию городской идентичности г.о. Тольятти. Данная концепция является наиболее подходящей, поскольку сочетает в себе яркие характеристики и образы города, которые являются наиболее соответствующими внутреннему образу города в сознании его горожан.
В рамках данной концепции была разработана поэтапная программа реализации проекта в течении 12 месяцев, включающая в себя перечень дизайн-продуктов, подлежащих к разработке на каждом из его этапов. Стоит отметить, что данная программа включает в себя широкий спектр продвижения, охватывающий как медиа-пространство сети Интернет и различные онлайн-площадки, так и городскую среду. Особенность в том, что этапы проекта параллельно дополняют друг друга, формируя единый и полный образ города.
При дальнейшем развитии проекта данная концепция может в дальнейшем стать основой для разработки будущего территориального брендинга Тольятти, в котором город в настоящее время действительно нуждается.
1. Chu Ka Brand - украшения, вывернувшие конструктивизм наизнанку [Электронный ресурс] URL: https://ekb-room.ru/chu-ka-brand- ukrasheniya-vyvernuvshie-konstruktivizm-naiznanku-11304 (дата обращения 26.04.2020).
2. City branding is not just for tourists [Электронный ресурс] URL: https://www.europeancitiesmarketing.com/city-branding-is-not-just-for-tourists/ (дата обращения 02.03.2020).
3. Territorial branding [Электронный ресурс] URL:
https://buromt.com.ua/en/territory-branding-article-en/ (дата обращения 02.03.2020).
4. Архитектура советского модернизма Тольятти. [Электронный ресурс] URL: http://selfietecture.com/togliatti_photo_01/ (дата обращения 04.04.2020).
5. Бахтин, М.Н. Эстетика слова. М. : Наука, 1974. С. 266.
6. Богданова, Р.Ю. Культурные трансформации концепций развития города. Автореф. дис. ... д-ра культурологии, Иваново, 2019.
7. Бусуркина, И.П. Проблема формирования единого культурного пространства Санкт-Петербурга. Сборник статей «Студенты - городу». 2017. С. 56-58.
8. Быстрова А. Н. Структура культурного пространства : дис.... д-ра. филос. наук. Томск, 2004.
9. Визгалов, Д.В. Брендинг города. М. : Фонд «Институт экономики города», 2011. 160 с.
10. Глазычев В.Л. Город без границ. М. : Территория будущего, 2011. 400 с.
11. Горелова, Ю.В. Образные характеристики городской среды: сущность, механизмы формирования, классификация. Омский научный вестник. 2012. № 3 (109).
12. Замятин, Д. Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. М. : Знак, 2006. 485 с.
13. Ильина, Т.В. Городская идентичность: механизм формирования. Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4-10.
14. Кармин, А.С. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы. Вопросы философии, 2006. № 2. С. 52-61.
15. Козловская, Т. Н. Основные тенденции развития культуры г.о. Тольятти в период с 1990 по 2010 гг. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 7. С. 26-30.
...