Введение 3
Глава 1 Теоретике - методологические аспекты повышению мотивации педагога в условиях инновационной образовательной среды 14
1.1 «Мотивация профессиональной деятельности педагога» как
предмет научного анализа 14
1.2 Сущность и структура инновационной образовательной среды 26
1.3 Способы повышения мотивации педагога в условиях
инновационной образовательной среды 36
Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по повышению мотивации педагога 47
2.1 Организация и методика опытно - экспериментальной работы по
определению уровня мотивации педагогов 47
2.2 Педагогические условия и особенности реализации курса
повышения мотивации учителей физической культуры 56
2.3 Результаты опытно - экспериментальной работы 64
Заключение 75
Список используемой литературы 78
Приложение А Курс повышения мотивации педагогов 83
Система физической культуры и спорта является одной из важных составляющих развития современной личности. Она сложна по внутренней структуре. Ее составляющими являются профессиональное занятие спортом, занятие спортом для поддержания физического и психологического здоровья, туристическое направление, обучение физической культуре в учреждениях дошкольного образования, общеобразовательных учреждениях, учебных заведениях среднего и профессионального уровня образования и многие другие области жизни людей.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» дала начало к формированию новой системы современного образования. Она отражает необходимость пересмотра содержания предметных линий и дисциплин. Современные потребности общества предъявляют новые требования к системе организации образовательного пространства. Большую роль приобретают здоровьесберегающие технологии, как в жизни, так и в обучении детей и подростков. Тем самым возникает необходимость пересмотра основ обучения таким предметам как физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности. Малоподвижный образ жизни молодого поколения обусловленный засильем различных гаджетов и потерей интереса к активным и контактным играм стал результатом того, что в общеобразовательных организациях основного общего образования здоровье детей ухудшилось в несколько раз. Поэтому на сегодняшний день одна из первостепенных задач учителя физической культуры - это сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Традиционные формы организации обучения на уроках физической культуры устарели, базовые ценности обесценились и требуют кардинального пересмотра.
Необходимость изменения существующих форм и методов обучения является ни чем иным как процессом внедрения инновационных подходов к решению стандартных задач. При этом инициатива изменений исходит не столько от руководства, сколько от конкретных исполнителей, то есть педагогов. Именно они являются первичным звеном на этапе осознания необходимости изменений. В результате сформировавшейся потребности в изменениях происходит формирование новых систем взаимодействия участников образовательного процесса, которые включают в себя всех его субъектов. Педагогические инициативы выстраиваются на фоне необходимости симбиоза процессов обучения и воспитания. Таким образом, участниками таких отношений становятся органы государственной и муниципальной власти, органы управления образованием, руководители образовательных организаций, педагоги, обучающиеся и их родители, а также представители различных некоммерческих и общественных организаций. На деле это проявляется в том, что формируются инновационные типы образовательных организаций, разрабатываются современные педагогические технологии, активно внедряется инновационное проектирование, совершенствуется законодательная база, применяются информационные технологии, укрепляется сотрудничество с международным сообществом, распространяется практика образовательного сотрудничества.
Как было отмечено ранее, интерес к подвижному образу жизни и занятием физической культурой и спортом среди детей и подростков с каждым годом становится все ниже. Многие современные ученые отмечают не только потерю интереса к урокам физической культуры, но и снижение двигательной активности обучающихся. При активной пропаганде здорового образа жизни и возрождающегося движения «Готов к труду и обороне» заинтересованность в спорте среди подростков остается на низком уровне. Решение данной проблемы мы видим в регулярном повышении профессионального мастерства педагогов физической культуры, через изучение и применение в профессиональной деятельности ими новых актуальных знаний в своей профессиональной деятельности. Одними из наиболее доступных способов получения новых знаний по профессиональной деятельности является использование информационных образовательных технологий. Особенность информационных технологий в том, что они позволяют получать новые знания на расстоянии. Сегодня как никогда приобретают популярность различные дистанционные курсы и тренинги по повышению профессионального мастерства. Благодаря широкому распространению информационных технологий педагоги получили возможность обмениваться опытом, как со своими соотечественниками, так и с зарубежными коллегами. Однако, изучив результаты современных исследований в данной области, можно сделать вывод, что большинство педагогов сегодня практически не используют в своей профессиональной деятельности информационные образовательные технологии. Овладение педагогами физической культуры инновационными технологиями на сегодняшний день характеризуется крайне низким уровнем, хотя такие технологии открывают перспективу их использования не только для получения знаний, но и для решения практических вопросов во время занятий физической культурой.
В условиях активно развивающейся политики внедрения в учебный процесс различных проверочных работ увеличения количества обязательных экзаменационных испытаний по основным предметам роль предмета физическая культура становится все меньше. В связи с этим возникает противоречием между требованиями профессиональных стандартов к уровню знаний и умений педагога и его заинтересованностью в их улучшении. Педагоги становятся заложниками ситуации снижением интереса к своему предмету со стороны его основных участников (учеников) и необходимостью развиваться при отсутствии четко выстроенной системы профессионального роста учителя физической культуры. Большая часть курсов повышения педагогического мастерства сегодня нацелена на аудиторию учителей основных предметов, таких как математика, русский язык, физика, обществознание и другие.
Изменение ситуации на государственном уровне и принятие программы развития физической культуры и спорта в стране способствует изменению ситуации. В связи с этим, каждый руководитель становится заинтересован в профессиональном росте своих учителей физической культуры. Возникает необходимость в разработке внутри школьной системы мотивации педагога к самосовершенствованию. Данная система должна включать передовые технологии повышения профессионального мастерства и учитывать опыт отечественных и зарубежных специалистов. Программа должна строиться с учетом применения современных инновационных и здоровьесберегающих технологий, способствовать изучению новых методик преподавания предмета с учетом его особенностей и быть доступной для педагога с любым опытом работы. Активная разработка и применение таких программ будет способствовать не только профессиональному развитию учителей, но и возрастанию интереса к предмету среди учеников.
Разработчики современных программ повышения квалификации для учителей физической культуры, в последнее время акцентируют свое внимание на содержании методических пособий, а не на способе передачи новой информации. Самыми популярными способами повышения квалификации для педагогов остается посещение курсов повышения квалификации, различных лекционных и практических занятий, а также вебинаров и онлайн - тренингов. При этом большинство из них не отвечает современным запросам обучающихся в плане освоения новых форм спортивной работы и использования в своей деятельности новых видов физической активности. Из года в год в содержании предмета остаются избитые и надоевшие ученикам упражнения на отработку приемов игры в волейбол, баскетбол, строевая подготовка и тому подобное. Все это вызывает скуку и отбивает желание заниматься спортом. Для активного привлечения детей к спорту необходимо учитывать современные тенденции в спорте и применять в своей работе наиболее популярные среди молодежи виды спорта. Сюда можно отнести возвращение в учебный процесс народных игр, использование приемом фитнеса, упражнений на растяжку - стрейчинга, кроссфита и других. Но, к сожалению, сегодня методических разработок и пособий по применению подобных методов очень мало.
Все вышесказанное указывает на то, что в современной системе повышения профессионального мастерства педагогов физической культуры в Российской Федерации требуются существенные перемены для увеличения скорости передачи новой информации для педагогов, создания новых и разнообразных способов обучения педагогов использованию инновационных технологий в процессе педагогической деятельности, появления онлайн площадок общения и обмена опытом учителей из различных регионов России. Однако в настоящее время ощущается острый дефицит научно обоснованных соответствующих методических разработок по данной тематике. Важность решения вопросов в этом направлении указывает на актуальность выбранной тематики исследования.
Актуальность исследования также обусловлена тем, что внимание к данной проблеме отмечается на государственном уровне. Президент Российской Федерации неоднократно в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию отмечал необходимость модернизации системы профессионального развития педагогического мастерства и усилению роли физической культуры и спорта в жизни подрастающего поколения. Обучение должно носить прикладной характер и отвечать запросам современной молодежи, только тогда мы сможем не только улучшить здоровье наших детей, но и повысить статус и роль педагога в обществе.
В условиях инновационной образовательной среды труд педагога представляет собой симбиоз интеллектуальной и психологической нагрузки. А профессиональная деятельность учителя физической культуры требует от сотрудника еще и не малой физической трудоспособности. Условия труда требуют от педагога большого запаса работоспособности, здоровья, педагогического оптимизма. Сегодня педагоги должны уметь быстро реагировать на изменения в окружающей среде, уметь приспосабливаться к стремительно меняющимся условиям труда.
Период пандемии показал, насколько быстротечны могут быть изменения в среде, которая выстраивалась веками. Педагоги были вынуждены освоить современные гаджеты, научиться не только работать на дистанции через компьютер с учениками, но и уметь качественно обучить детей новому программному материалу без привычной классно - урочной системы. В сложившихся условиях учителя прикладных дисциплин, таких как технология, мировая художественная культура, основы безопасности жизнедеятельности и физической культуры оказались в очень сложной ситуации. Весь программный материал пришлось в короткие сроки из сферы практического применения перевести в сферу теоретического обучения. Многие педагоги оказались к этому абсолютно не готовы. Именно поэтому необходимо пересматривать систему развития профессионального мастерства.
Высококвалифицированному педагогу сегодня необходимо обладать навыками высокой степени обученности и умением грамотно применять в своей работе современные инновационные технологии. Педагог должен уметь не только осваивать новые технологии преподавания, но и способностью заинтересовать и мотивировать учеников к работе в любых условиях, в том числе и при дистанционном обучении.
Необходимость поиска новых путей повышения профессиональной мотивации учителей физической культуры обусловлена следующими недостатками:
- устаревшие формы организации учебного процесса по предмету физическая культура;
- отсутствие стремление у педагогов к росту профессионального мастерства;
- низкий уровень овладения инновационным технологиями в рамках своей профессиональной деятельности.
Выявленные недостатки актуализируются рядом устойчивых противоречий между:
- объективной потребностью модернизации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, отвечающего современным требованиям общества, потребностям личности, и наличием альтернативных подходов к его совершенствованию;
- высокой степенью теоретической разработанности вопросов
мотивации труда педагогов и недостаточной разработанностью механизмов, обеспечивающих развитие мотивации профессионального развития педагогов;
- возрастающими требованиями к современному педагогу и снижением мотивации профессионального роста в условиях динамичных изменений системы образования;
- содержанием современных концептуальных установок о необходимости пропаганды здорового образа жизни и социокультурными условиями окружающей среды.
На основании выявленных противоречий определена проблема исследования: как повысить уровень мотивации учителей физической культуры в условиях инновационной образовательной среды?
Цель: разработать и экспериментально проверить эффективность курса повышения профессиональной мотивации учителей физической культуры общеобразовательной школы.
Объект - процесс повышения профессиональной мотивации педагогов в образовательной среде.
Предмет - содержание, формы и методы повышения профессиональной мотивации учителей физической культуры в инновационной образовательной среде.
Гипотеза исследования базируется на том, что повышение профессиональной мотивации педагогов в инновационной образовательной среде будет эффективным, если:
- рассмотреть мотивацию как предмет научного анализа, которая является причиной, активизирующей и направляющей развитие личности;
- определить структуру инновационной образовательной среды,
представленной взаимосвязью основных компонентов:
сотрудничество, информационно - коммуникационные технологии, компетентностно - деятельностный подход, учебно - методический комплекс;
- спроектировать и реализовать курс повышения профессиональной мотивации учителей физической культуры в трёх модулях: научно - методический, социально - психологический и материально - технический.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы исследования сформулированы его задачи:
1) Провести анализ научно - педагогической литературы с целью выявления сущности понятия профессиональной мотивации педагогов и способов повышения профессиональной мотивации.
2) Рассмотреть сущность и структуру инновационной образовательной среды.
3) Разработать курс повышения профессиональной мотивации учителей физической культуры и проверить его эффективность.
Теоретико - методологическая база исследования.
Методологической основой работы являются труды ведущих специалистов, исследователей в области повышения профессионального мастерства педагогов:
- о дополнительном образовании для педагогов в области физической культуры и спорта (А.Н. Блеер, В.М. Блинов, М.Я. Виленский, И.К. Латыпов) в работах;
- о традиционных и инновационных направлениях педагогики (М.Н. Гуслова, И.А. Зимняя, С.Д. Неверкович,) в работах;
- о применении инновационных методов и форм организации образовательного процесса на уроках физической культуры в работах (В.М. Блинов, В.П. Зинченко, Б.Е. Лосин, В.И. Лях, А.П. Матвеев, Н.И. Никитушкина).
В ходе работы над магистерской диссертацией применялись теоретические и эмпирические методы исследования. Нами была изучена и проанализирована психолого - педагогическая и научно - психологическая литература по теме нашего исследования. Разрабатывались методики проведения экспериментальной работы. На основе полученных данных проводилась сама опытно - экспериментальная работа, включающая в себя проведения тестирования, анкетирование, педагогический эксперимент по внедрению разработанного курса, а также статистические методы обработки данных.
Опытно - экспериментальной базой исследования стало муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Лицей № 76 имени В.Н. Полякова».
Научная новизна исследования характеризуется тем, что:
- выявлена необходимость применения инновационные способов повышения профессионального мастерства учителей физической культуры;
- разработан курс повышения профессионального мотивации учителей физической культуры;
- доказана эффективность применения разработанного курса в образовательной среде.
Практическая значимость работы. Разработан курс повышения профессиональной мотивации учителей физической культуры. Показана эффективность его практического применения. Данный курс может применяться в образовательных учреждениях на различных ступенях образования.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в проведение анализа теоретического и практического состояния выявленной проблемы, а также в разработке и самостоятельном внедрении курса повышения профессиональной мотивации учителей физической культуры в деятельность общеобразовательного учреждения.
Степень достоверности и апробация результатов.
Апробация экспериментального курса повышения профессионального мастерства учителей физической культуры прошла на базе МБУ «Лицей № 76». В экспериментальных исследованиях принимали участие учителя физической культуры данного образовательного учреждения и тренеры- преподаватели структурного подразделения «Детско-юношеского клуба физической подготовки».
На защиту выносятся следующие положения:
1) Научный анализ различных подходов к определению понятия «мотивация профессиональной деятельности» раскрывает сущность и его основные характеристики. Мотивация есть некая сила, способствующая и направляющая развитие человека. Характерной особенностью данного процесса является его двухсторонняя направленность, то есть влияние происходит как из внешней среды, так и является проявлением внутренних стимулов и побуждений. Выявлены три основных группы способов влияния на мотивацию профессионального развития. К ним относятся кадровые, интеллектуально - творческие, ресурсо-ориентированные способы воздействия.
2) Сущность и структура инновационной образовательной среды представляют собой единую педагогическую систему, состоящую из основных компонентов: сотрудничество, информационно -
коммуникационные технологии, компетентностно - деятельностный подход, учебно - методический комплекс. Возможность применять в своей профессиональной деятельности различные инновационные и здоровьесберегающие технологии способствует развитию педагогического мастерства и творческой активности учителей. В рамках инновационной образовательной среды формирование процесса повышения профессиональной мотивации должно носить комплексный характер.
3) Курс повышения профессиональной мотивации учителей физической культуры успешно внедрен в деятельность общеобразовательной организации и доказал свою эффективность. В его основу входят три модуля: научно - методический, социально - психологический и материально - технический. Научно - методический модуль курса представляет собой систему педагогической поддержки профессионального становления и мастерства. Второй модуль включает в себя развитие корпоративной культуры и улучшение психологического климата в коллективе. Для улучшения условий труда педагогов и тренеров - преподавателей реализуется материально - технический модуль.
4) Экспериментальная работа по определению уровня мотивации учителей физической культуры образовательного учреждения показала отсутствие стремления педагогов к достижениям. А так же низкий уровень заинтересованности в развитии своих профессиональных навыков. Полученные данные легли в основу курса повышения профессиональной мотивации, который состоит из трех модулей направленных на решения имеющихся проблем и способствует удовлетворению потребностей в профессиональной деятельности учителя.
Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка (52 наименования, из них 6 на иностранных языках) и приложения.
В условиях снижения двигательной активности подростков и потери интереса к занятиям физической культуры и спорта необходимо модернизировать систему физического воспитания в рамках школьного курса предмета «физическая культура». Применение инновационных технологий в образовательном процессе может стать решением сложившейся проблемы. Залог эффективного применения современных способов в процессе обучения это качественная подготовка и переподготовка квалифицированных кадров.
Система совершенствования педагогического мастерства должна учитывать следующие особенности:
- обучение должно основываться на применение педагогами инновационных технологий;
- способствовать развитию индивидуальных качеств личности;
- учитывать современные тенденции в развитии науки и общества;
- удовлетворять потребности всех участников образовательного процесса;
- способствовать дальнейшему самообразованию и развитию профессиональных компетенций.
В рамках инновационной образовательной среды должны создаваться такие условия, которые будут мотивировать педагогов к использованию в своей работе инновационных методов и способов организации образовательного процесса. Руководителю образовательного учреждения необходимо учитывать все потребности своих учителей при выстраивании системы повышения профессиональной мотивации сотрудников. Только комплексный подход при создании педагогических условий позволит эффективно повысить уровень профессионального мастерства учителей.
Курсы повышения квалификации для учителей физической культуры должны учитывать запросы и интересы подрастающего поколения. Необходимо разрабатывать такие программы, которые могли бы обучить педагогов применению в своей практике таких видов физической активности как кроссфит, скиппинг, стрейчинг и другие. Нужно применять новые формы и способы освоения программного материала. Кроме того, сегодня как никогда, стоит острая потребность в применении инновационных технологий в процессе обучения детей. Организация дистанционного обучения вскрыла проблему неспособности освоения программного материала по прикладным дисциплинам на расстоянии. Учителя оказались не готовы к резкому и вынужденному отказу от привычной классно - урочной системы. Соответственно повышение квалификации педагогов должно не только актуализировать их знания, но и обучать техники применения в своей работе инновационных методов преподавания.
В последнее время все больше отечественных ученых и исследователей обращает свое внимание на саму систему организации повышения профессионального мастерства, и указывают на ее примитивность и неэффективность. До сих пор основным способом прохождения обучения для педагогов остается посещение теоретических занятий. Во - первых, это отнимает много времени, необходимо добраться до места организации занятий и обратно. Во - вторых, приходится вносить изменение в расписание учителя либо искать ему замену, так как курсы проходят дневное время. Все это формирует негативное отношение самих педагогов к прохождению таких курсов и не вызывает интереса к содержанию курса. С нашей точки зрения, применения дистанционных и инновационных технологий в процессе организации дополнительного образования учителей будет наиболее эффективно в условиях современности.
Согласно поставленным задачам данного исследования, можно сформулировать его результаты.
Проведен анализ научно - педагогической литературы с целью выявления сущности понятия профессиональной мотивации педагогов. Рассмотрены научные подходы к определению мотивации педагогов, определены социально - психологические типы мотивации педагогических работников, сделан вывод о необходимости комплексного использования методов административного, экономического, социально - психологического воздействия.
В ходе исследования определена сущность и структура инновационной образовательной среды, проанализированы способы повышения мотивации педагогов в данных условиях.
В данной исследовательской работе также были рассмотрены инновационные способы повышения профессионального мастерства учителей физической культуры и учтены при разработке соответствующей экспериментальной программы повышения квалификации педагогов физической культуры, основанной на использовании комплексного подход по созданию благоприятных педагогических условий.
На этапе констатирующего и контрольного эксперимента было апробировано пять методик, разработан курс повышения мотивации учителей физической культуры. Курс состоял из трех модулей: научно - методического, социально - психологического и материально - технического. В ходе апробации курса выяснилось, что по всем трем модулям необходимо проделать серьезную работу, что современный коллектив педагогов физической культуры нуждается в реализации современной программы повышения квалификации. В ходе реализации курса выяснилось, что педагоги научились не только анализировать существующие психологические проблемы, но и учиться преодолевать их. Данный курс также способствовал повышению профессиональной мотивации педагогов. Значительное внимание было уделено решению проблемы профессионального выгорания педагогов. Результаты исследования показали, что педагоги стали уделять свободное время саморазвитию и профессиональному совершенствованию. Таким образом, можно сделать вывод об эффективности реализации данной программы и реализации задач диссертационного исследования.
1. Абдырахманова А.Т., Снегирева Т.В. Образовательная среда школы как эффективное условие повышения профессиональной мотивации и самооценки молодых педагогов // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей по материалам XXXIV международной научно-практической конференции. 2017. С. 53 - 60.
2. Ахметжанова Г.В. Организация и проведение научных исследований в профессиональной психолого - педагогической деятельности. Тольятти : ТГУ, 2015. 40 с.
3. Актуальные проблемы современного образования : Доклады и материалы / под общ. ред. В.А. Ситарова, В.З. Юсупова. М.: Изд - во Моск. гуманит. ун - та, 2017. 178 с.
4. Байтасов Р.Р Управление образовательным учреждением. М. : Издательские решения, 2017. 316 с.
5. Бахрамова Г.А., Арзымбетова Ш.Ж., Таутаева Г.Б., Досанова М.М. Принципы управления школой на основе менеджмента // Педагогика и современность. 2017. № 1 (27). С. 81 - 85.
6. Валеева Г.В. Здоровьесберегающее взаимодействие: учебно - методическое пособие. Челябинск: Южно - Уральский научный центр РАО, 2020. 128 с.
7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. Москва : Магистр, НИЦ ИНФРА - М, 2019. 656 с.
8. Глухарев Д.С., Пономарева Л.И. Управленческое сопровождение педагогических кадров в общеобразовательной школе // Успехи гуманитарных наук. 2020. № 6. С. 28 - 32.
9. Гретченко А.И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. Издательство «Проспект», 2016. 396 с.
10. Инновационные подходы профессиональном образовании: учебно - методическое пособие. Москва : МПГУ; Курск: РОСИ, 2018. 226 с.
11. Исаев И.Ф. Культурологический подход к исследованию проблем профессионализма педагога // Сибирский педагогический журнал. 2016. С. 32 - 36.
12. Ковальчук О.В. Вместе к успеху: управление современной школой от «А» до «Я»: учеб. - метод. пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов муниципальных органов управления образованием, методических служб. СПб. : ЛОИРО, 2018. 145с.
13. Колокольцева О.В. Реализация процессного подхода в системе менеджмента качества образовательной организации // Базис. 2017. №2 (2). С. 52 - 56.
14. Коренев А.А. Обратная связь в обучении и педагогическом общении // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия Филологические науки. 2018 № 2. С. 112 - 127.
15. Кроль В.М. Педагогика: Учебное пособие. М. : ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА - М, 2018. 303 с.
16. Кувандикова Г.Г. Гуманистический подход к процессу индивидуализации обучения // European research. 2017. № 1 (24). С. 74 - 76.
17. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования: монография. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 144 с.
18. Кустов Ю.А. и др. Развитие в образовании: монография. Тольятти : Изд - во ТГУ, 2019. 156 с.
19. Левкина Г.Н. Современное качество образования и принцип индивидуализации // Вестник научных конференций. ООО Консалтинговая компания Юком, 2016. № 11- 4 (15). С. 60 - 61.
20. Левченко Е.С. Новые направления цифровизации системы образования // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2019. Т 5. № 2. с. 73 - 75
21. Маслоу А.Х. Мотивация и личность. Спб. : Питер, 2008. 352с.
22. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. : ООО «И. Д. Вильямс», 2008. 672 с.
23. Молчанова А.В. Диссеминация инновационных ресурсов в условиях модернизации педагогического образования // Человеческий капитал. 2015. № 4 (73). С. 36 - 39.
24. Мотивация профессиональной деятельности [Электронный ресурс]. URL:http://www.prioslav.ru.(Дата обращения:19.12.2019).
25. Настявин И.М. Социология трудовой активности личности (опыт теоретико-прикладного исследования): монография. Казань: Изд - во Казанского национального исследовательского технологического ун - та,2017. 416 с.
26. Никифорова Т. А. Технологии деятельностного подхода как средство предотвращения «угасания» компетенций //Инновационная наука.
2018. Т 2. № 5. С. 100 - 103.
27. Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М. : Компания Спутник+. 2015. 170 с.
28. Пилипенко С.А. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6. С. 5 - 15.
29. Подласый И.П. Педагогика в 2 т. Том 2. Теоретическая педагогика в 2 книгах. Москва : Издательство Юрайт, 2016. 320 с.
30. Пономарева Г.И. Руководителю образовательного учреждения о работе с персоналом. М. : Сентябрь, 2011. 208 с.
31. Проблема мотивации [Электронный ресурс]. URL: http:www.nsportal.ru. (Дата обращения: 19.12.2019).
32. Пулина А.А. Профессиональная мобильность педагога как условие инновационного развития современной школы // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2016 г.). Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (7). С. 224 - 230.
33. Радионов А.А., Рулевский А.Д. Построение инновационной модели подготовки специалистов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2016. Т. 8. № 1. С. 87 - 93.
34. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности: Теория, методы исследования, практикум. СПб. : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2006. 255 с.
35. Родько Г.А. Обеспечение мотивации педагогов к инновационной деятельности в современной школе // Сибирский учитель. 2019. № 4 (125). С. 47 - 54.
36. Руденко А.М. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие для вузов. Ростов - на - Дону: Феникс, 2016. 173 с.
37. Сергеева C. В. Подготовка и переподготовка педагогических и научно-педагогических кадров в условиях многоуровневой образовательной организации. // Современные наукоёмкие технологии. 2017. № 7. С. 146 - 150.
38. Сериков В.В. Педагогическая реальность и педагогическое знание. Опыт методологической рефлексии: монография . Москва : Ред. - изд. дом Российского нового университета, 2018. 291 с.
39. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений ; под ред. В.А. Сластенина. М. : Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.
40. Сорокин П.А. Социальная мобильность. Москва : Academia : LVS, 2005. 588 с.
41. Стрельцова Е.Ю. Взаимосвязь мотивации труда и личностных особенностей педагогов // Современное педагогическое образование. 2018. № 5. С. 38 - 43.
42. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL:http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie- dok.html (Дата обращения 21.12.2019).
43. Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Санкт - Петербург : Питер, 2017. 718 с.
44. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. Москва : Логос, 2016. 447 с.
45. Щенников С.А. Инновационные процессы в образовании. Тьюторство. : учебное пособие для вузов: В 2 ч. Москва : Юрайт, 2018. 188 с.
46. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие СПб. : Изд-во Михайлова В.А.: Изд - во "Полиус", 1998. 639 с.
47. Anghel G. A. Interventional partnerships in the Education of Children with Special Needs // Revista de Asistenta Sociala. 2017. № 1. Pp. 5 - 14.
48. Anghel G.A., Dogaru M. School education in the context of inclusive education policies. // ICOANA CREDINTEI International Journal of Interdisciplinary Scientific Research. 2018. № 8. Pp. 71 - 78.
49. Bilinski J., Pavliuk O., Chopyk T., Antoniuk O., Pavliuk Y., Soltyk O. Pedagogical technology of physical education teachers’ professional self - improvement // Science and Education. 2017. Pp. 101 - 106.
50. Maseleno A., Ayshwary B., Ivanova T. N., Hashim W., Nguyen P T., Shankar K., Kristiawan M., Huda M. General theoretical and philosophical aspects of modern education // Revista San Gregorio. 2019. Vol. 32 (SI). Pp. 211 - 216.
51. Pavliuk Ye.O. Classification of the future coaches - instructors professional training at the higher education establishments // Stfe - doevropsky vestnik pro vedu a vyzkum. 2015. № 6 (19). Pp. 57 - 60.
52. Steven С Wright. Professional socialization is sues pertaining to physical education majors // Journal of Physical Education and Sport ® (JPES). 2016. № 16(1). Pp. 57 - 59.