Введение 3
Глава 1 Теоретические основы внедрения цифровых образовательных технологий для формирования общих компетенций студентов колледжа 8
1.1. Особенности внедрения цифровых образовательных технологий в
систему среднего профессионального образования 8
1.2. Характеристика цифровых образовательных технологий 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию общих компетенций студентов 40
2.1 Изучение уровня сформированности общих компетенций
студентов колледжа 40
2.2 Опытно -экспериментальная работа по формированию общих
студентов колледжа в процессе внедрения цифровых образовательных технологий 45
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию общих компетенций студентов колледжа в процессе внедрения цифровых образовательных технологий 56
Заключение 63
Список используемой литературы 66
Приложение А Технологическая карта электронного учебного курса 71
Приложение Б Программа формирующего эксперимента 72
Актуальность необходимости перехода к использованию цифровых образовательных технологий в образовании вызвана в первую очередь трансформацией экономических и социальных взаимодействий общества в цифровую среду. В Указе Президента Российской Федерации «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (2017г.) отмечается, что «содействие и регулирование этих процессов - значимые приоритеты государственной политики Российской Федерации» [13].
Процесс трансформации образовательного процесса направлен, с одной стороны, на формирование цифрового образовательного пространства с помощью электронных средств, к которым относятся онлайн тренажеры, дистанционные курсы, электронные библиотеки и т.д. С другой стороны, необходима профессиональная подготовка кадров для новой цифровой экономики.
На сегодняшний день, как отмечается в аналитических документах Министерства науки и высшего образования, «использование информационных систем в современном образовательном процессе чаще всего сводится к визуализации и наглядной демонстрации учебного материала, упрощению процессов тестирования или проведению экзаменов» [5]. Возникает противоречие между необходимостью увеличения и расширения образовательных сред и систем для цифровой модернизации и недостаточной компетентностью кадров, готовых к эффективному решению задач во всех сферах профессиональной деятельности. В этой связи необходимо пересмотреть подготовку специалистов на всех уровнях образования, в том числе и в системе среднего профессионального образования.
В исследованиях, посвященных проблемам формирования общих компетенций студентов колледжей, можно выделить качественный анализ вопросов психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки в системе среднего профессионального образования, однако практические вопросы формирования цифровой образовательной среды и её апробации в процессе формирования общих компетенций студентов СПО раскрыты в недостаточной степени. Таким образом, проблема формирования общих компетенций студентов колледжа в процессе внедрения цифровых образовательных технологий сохраняет свою актуальность и значимость в настоящее время.
Объектом представленного исследования является образовательный процесс в колледже.
Предмет: процесс формирования общих компетенций студентов колледжа с использованием цифровых технологий.
Целью данной работы является теоретическое обоснование и внедрение цифровых образовательных технологий в образовательный процесс и доказательство их эффективного влияния на формирование общих компетенций студентов колледжа.
В основу исследования положена гипотеза:
Процесс формирования общих компетенций студентов колледжа будет эффективен если:
- в образовательный процесс интегрирована программа дополнительного образования, направленная получение профессиональных навыков в области цифровой компетенции;
- разработаны внедрены технологические карты, описывающие алгоритм приобретения студентами знаний умений в области ИКТ;
- используются цифровые образовательные технологии, развивающие информационные компетенции студентов колледжа;
- осуществляется персонифицированный мониторинг промежуточных и итоговых образовательных результатов.
Исходя из целей и гипотезы исследования, были поставлены задачи:
1. Проанализировать особенности внедрения цифровых образовательных технологий в образовательный процесс в России и за рубежом.
2. Дать характеристику цифровым образовательным технологиям и определить принципы их использования в образовательном процессе колледжа.
3. Организовать опытно-экспериментальную работу по формированию общих компетенций студентов колледжа в процессе внедрения цифровых образовательных технологий.
4. Проанализировать динамику формирования общих компетенций студентов колледжа по результатам опытно-экспериментальной работы.
Теоретическая основа исследования:
- труды С.В Цирель, Dicheva D., Dichev C., Agre G., Angelova G о феномене геймификации в образовательном процессе и прогнозах развития общества в период цифровой трансформации;
- работы Viberg O., Gronlund А. о важности дизайна мобильных приложений для дистанционного обучения;
- исследования Lai K. W., Hong K. S. Fenwick T., Edwards R о влиянии цифровых технологий на профессиональную практику педагогов;
- научные труды отечественных педагогов и психологов о внедрении компетентностного подхода в подготовку студентов колледжа Белканова H.A., Долженко О.В., Дунюшина A.A., Кондакова И.М., Кузовлева В.П, Новоселова A.A., Подаевой Н.Г., Румянцевой JI.H., Саввиной O.A., Ярославовой JI.A.
Решение поставленных задач осуществлялось следующими методами: анализ философской, научной и психолого-педагогической литературы, относящийся к объекту и предмету исследования; моделирование деятельности субъектов педагогического процесса в процессе формирования цифровой образовательной среды с использованием цифровых образовательных технологий; опытно-экспериментальная работа.
Экспериментальной базой исследования является ГБПОУ СО «Тольяттинский социально-экономический колледж» (г. о Тольятти) в 2019¬2021. В экспериментальную группу входили студенты 1-2 курса по специальности 09.01.01 Информационные системы и программирование. В эксперименте приняли участие 50 студентов.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в 2019¬2021 гг. в три этапа.
Первый этап (2019-2020 гг.) - аналитический - определение актуальности исследования, изучение теоретических основ внедрения цифровых образовательных технологий в систему среднего профессионального образования.
Второй этап (2020-2021 гг.) - экспериментальный - организация опытно-экспериментальной работы по формированию общих компетенций студентов колледжа в процессе внедрения цифровых образовательных технологий.
Третий этап (2021 г.) - заключительный - осуществление анализа динамики формирования общих компетенций по результатам опытно-экспериментальной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке образовательных форм и методов цифрового обучения, эффективных для формирования общих компетенций студентов колледжа
Научная значимость результатов исследования: проведен анализ современных цифровых образовательных технологий и определены принципы их использования в образовательном процессе колледжа в рамках формирования цифровой образовательной среды.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы дополнительного образования «Изучение web-дизайна и сетей internet», которая может использоваться в системе среднего профессионального образования и подготовки студентов.
На защиту выносятся:
- Программа дополнительного образования «Изучение web- дизайна и сетей internet», интегрированная в учебный процесс профессиональной подготовки студентов колледжа и направленная на совершенствование и формирование общих компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области web-дизайна и сетей internet.
- Технологические карты, в которых представлен алгоритм формирования образовательного контента с использования цифровых образовательных технологий.
- Диагностический инструментарий, способствующий персонификации оценки образовательных результатов в процессе обучения, к которому относится: система индивидуального автоматического тестирования с помощью программы Plickers; компетентностно-ориентированные задания, наблюдения и учебные дискуссии.
Выстроенный алгоритм реализации целей и поставленных задач диссертации определил структуру работы.
Структура магистерской диссертации: введение; 2 главы, включающие 6 параграфов, заключение, список использованной литературы и 2 приложения
Новые запросы современного рынка труда являются для профессионального образования и обучения основным источником в необходимости формирования цифрового образовательного пространства. Общая цифровизация общества и всех социальных и профессиональных взаимодействий внутри него повышает уровень требований рынка труда к образовательным институтам, смещая акцент на необходимость формирования комплекса новых цифровых компетенций, причем независимо от выбранной профессии или специальности выпускника. Высокий уровень освоения этих компетенций в современном мире - требование для выпускников всех направлений профессионального образования, включая те, что раньше были связаны с цифровыми технологиями только на уровне базовых компьютерных навыков.
Зарубежные исследователи С.В Цирель,. Dicheva D. Dichev C., Agre G., Angelova G изучали в своих работах феномен геймификации в образовательном процессе, и делали прогнозы о развитие общества в период цифровой трансформации. Исследователи Viberg O., Gronlund А. изучали вопрос важности дизайна мобильных приложений для дистанционного обучения . Исследователи Lai K. W., Hong K. S. Fenwick T., Edwards R считают, что новые цифровые технологии значительно изменят профессиональную практику педагогов. Ученые Bruce D.L., Chiu M.M. доказывают целесообразность и положительный опыт подобных преобразований - повышение компетенций преподавателей в сфере использования цифровых образовательных технологий в работе будет необходимо для образовательного процесса и полезно для самих педагогов. Для того, чтобы преподаватели могли эффективно взаимодействовать с обучаемыми, в контексте текущих изменений в будущем им необходимо постоянно повышать уровень своей цифровой компетентности.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
- Для того, чтобы удовлетворить запросы современного рынка труда, образованию необходимо проводить модернизацию традиционных форм и методов обучения. Так, концепция «Новой педагогики» подразумевает генерацию персональной траектории каждого студента и делает акцент на формирование у учеников новых навыков и компетенций, а не авторитарного оценивания успеваемости. Для успешной реализации этой концепции использование цифровых инструментов в рамках образовательного процесса становится острой необходимостью.
- В ходе исследования были определены основные принципы эффективного обучения с применением цифровых образовательных технологий в образовательном процессе колледжа: принцип приоритета, принцип персонализации, принцип целесообразности, принцип гибкости и адаптивности, принцип успешности обучения принцип практико-ориентированности, принцип возрастающей сложности, принцип насыщенности образовательной среды, принцип мультимедийности, принцип инклюзивной оценки.
- На этапе констатирующего эксперимента был зафиксирован первичный уровень сформированности общих компетенций у студентов колледжа, для этого определены критерии, позволяющие увидеть динамику процесса формирования общих компетенций у студентов колледжа, выбраны методы диагностики: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество - компетентностно-ориентированные задания. Информационная компетенция. Извлечение и первичная обработка информации. Уровень I - II; ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития - компетентностно-
ориентированные задания. Информационная компетенция. Поиск информации. Уровень I-II; ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности - компетентностно- ориентированные задания Информационная компетенция. Обработка информации. Уровень I-II; ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями - компетентностно- ориентированные задания. Коммуникативная компетенция. Монолог (публичное выступление).
- Эффективность разработанной дополнительной образовательной программы проверялась на контрольном этапе эксперимента, проводимого на основе тех же диагностических методов, что и на констатирующем этапе. Количество обучающихся, которые показывают полное или частичное соответствие своей деятельности требованиям уровня 1 не менее чем по 5 заданиям из 6 или полное соответствие не менее чем по 4 заданиям, составили по второму курсу 72%. У студентов увеличилась мотивация к обучению, повысился уровень осознанности в выборе профессиональной траектории, её социальной значимости. Большинство студентов повысили свою учебную самостоятельность, освоили проектный подход к представлению конечного результата. В ходе проведения исследования были сформированы активные учебные команды внутри учебных группы, способные эффективно взаимодействовать друг с другом и с преподавателем для достижения конечной цели обучения - успешного освоения учебного материала.
Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике уровня сформированности общих компетенций на основе экспериментальной работы, что подтверждает гипотезу исследования.
1. Ахметшин Э.М. Контроль в системе управления персоналом в современных условиях // Казанский экономический вестник. 2017. № 1 (27). С. 110-114.
2. Ахметшин Э.М. Контроль как фактор обеспечения эффективности менеджмента // Экономика и менеджмент систем управления. 2017. Т. 24. № 2.1. С. 104-110.
3. Ахметшин Э.М. Применение современных стандартов, процедур, информационных технологий для повышения эффективности систем внутреннего контроля промышленных предприятий // Экономика и менеджмент систем управления. 2017. Т. 26. № 4. С. 4-10.
4. Ахметшин Э.М., Гарифуллин А.А., Фаттахова А.Р. Разработка программ повышения квалификации управленческого состава // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-1 (57-1). С. 533-535.
5. Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С., Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. - М.: Издательство «Перо», 2019. - 72 с.
6. Валеева Н. Г., Руднева М. А. Массовые открытые онлайн-курсы в обучении студентов экологического факультета английскому языку для профессиональной коммуникации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2016. № 3.
7. Куприяновский В.П., Синягов С.А., Намиот Д.Е., Добрынин А.П., Черных К.Ю. Информационные технологии в системе университетов, науки и инновации в цифровой экономике на примере Великобритании // International Journal of Open Information Technologies. 2016. Т. 4. № 4.
8. Классов А. Б., Классова О. В. Использование системы дистанционного обучения в учебном процессе // Научный альманах. 2016. № 32. С. 165-169.
9. Лебедева М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования // Человек и образование. 2015. № 1 (42).
10. Ладыжец Н. С., Неборский Е. В. Университетский барометр: мировые тенденции развития университетов и образовательной среды // Интернет- журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 2 (27).
11. Маковейчук К.А. Перспективы использования курсов в формате МООК в высшем образовании в России // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 63. С. 66.
12. Султанов К.В., Воскресенский А.А. Особенности и проблемы поколения Y в образовательном пространстве современной России // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2015. № 3 (36).
13. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»
14. Virgillito M. E. Rise of the robots: technology and the threat of a jobless future // Labor History. 2017. Т. 58. No. 2. С. 240-242. URL: https://doi.or g/10.1080/0023656X.2016.1242716
15. Smater M., Zielinski J. New Approach to Automation and Robotics Vocational Education in Support of Europe Reindustrialization // Progress in Automation, Robotics and Measuring Techniques. Springer, Cham, 2015. С. 255-264. URL: https:// doi.org/10.1007/978-3-319-15796-2_26
16. Kaivo-oja J., Roth S. The Technological Future of Work and Robotics.
2015. URL: http:// hdl.handle.net/10419/118693
17. Tsirel S. V. The economy of the nearest future // Terra economicus. 2017. Т. 15. № 1. С. 44-67.
18. Lukina N.P., Slobodskaia A.V., Zilberman N.N. Social dimentions of labour robotization in post-industrial society: issues and solutions // Man In India. 2017. T. 96(7). C. 2367-2380.
19. Upadhyay V. Can Capitalism Survive High Degree of Automation? A Comparison with Thomas Piketty’s Argument. 2015. URL: http://dx.doi. org/10.2139/ssrn.2558989
20. Noble D. F. Digital diploma mills, part 1: The automation of higher education // October. 1998. Т. 86. С. 107-117.
21. 9. Dicheva D. Dichev C., Agre G., Angelova G. Gamification in education: a systematic mapping study. Journal of Educational Technology & Society. 2015. Т. 18. No. 3. С. 75. URL: http:// dx.doi.org/10.1145/3134302.3134305
22. Viberg O., Gronlund A. Understanding students’ learning practices: challenges for design and integration of mobile technology into distanceeducation // Learning, Media and Technology.
23. Aleksandrovna M.O., Iurievna E.M., Olegovna E. P. Digital transformation as the factor of the generation dynamics in the information society // QUID: Investigation, Ciencia y Tecnologia. 2017. № 1. С. 1624-1629.
24. Lai K. W., Hong K. S. Technology use and learning characteristics of
students in higher education: Do generational differences exist? // British Journal of Educational Technology. 2015. Т. 46. № 4. С. 725- 738. URL:
https://doi.org/10.1111/ bjet.12161
25. 14. Borges N.J., Manuel R.S., Elam C.L., Jones B.J. Differences in motives between Millennial and Generation X medical students // Medical education. 2010. Т. 44. № 6. С. 570-576. URL: https://doi.org/10.1111/j. 1365-2923. 2010.03633.x
26. BATES A. W. T. Teaching in a digital age // Glokalde. 2015. Т. 1. № 3.
27. 18. Fenwick T., Edwards R. Exploring the impact of digital technologies on professional responsibilities and education // European Educational Research Journal.
2016. Т. 15. № 1. С. 117-131. URL: http://dx.doi.org/10.1177/1474904115608387
28. Instefjord E. Appropriation of digital competence in teacher education // Nordic Journal of Digital Literacy. 2015. Т. 10. № Jubileumsnummer. С. 155-171.
29. Tomte C., Enochsson A.B., Buskqvist U., Karstein A. Educating online student teachers to master professional digital competence: The TPACK-framework goes online // Computers & Education. 2015. Т. 84. С. 26-35. URL: https:// doi.org/10.1016/j.compedu.2015.01.005
30. Bruce D.L., Chiu M.M. Composing with new technology: Teacher reflections on learning digital video // Journal of Teacher Education. 2015. Т. 66. № 3. С. 272-287. URL: http://dx.doi. org/10.1177/0022487115574291
31. Nielsen W., Miller K. A., Hoban G. Science teachers’ response to the digital education revolution // Journal of Science Education and Technology. 2015. Т. 24. № 4. С. 417-431. URL: https://doi.org/10.1007/s10956-014-9527-3
32. Watson W. R., Watson S. L., Reigeluth C. M. Education 3.0: Breaking the mold with technology // Interactive Learning Environments. 2015. Т. 23. № 3. С. 332-343. URL: https://doi. org/10.1080/10494820. 2013. 764322
33. Wilcox C. The role of automation in undergraduate computer science
education // Proceedings of the 46th ACM Technical Symposium on Computer Science Education. ACM, 2015. С. 90- 95. URL:
https://doi.org/10.1145/2676723.2677226
34. Brown M., Dehoney J., Millichap N. The next generation digital learning environment // A Report on Research. ELI Paper. Louisville, CO: Educause April.
2015.
35. Ng’ambi D., Bozalek V. Massive open online courses (MOOCs):
Disrupting teaching and learning practices in higher education // British Journal of Educational Technology. 2015. Т. 46. № 3. С. 451- 454. URL:
https://doi.org/10.1111/ bjet. 12281
36. Freitas S. I., Morgan J., Gibson D. Will MOOCs transform learning and teaching in higher education? Engagement and course retention in online learning provision // British Journal of Educational Technology. 2015. Т. 46. № 3. С. 455¬471. URL: https://doi.org/10.1111//bjet.1268
37. Kaplan A. M., Haenlein M. Higher education and the digital revolution: About MOOCs, SPOCs, social media, and the Cookie Monster // Business Horizons.
2016. Т. 59. № 4. С. 441-450. URL: https://doi.org/10.1016/j.bushor.2016.03.008
38. 33. Uribe S. N., Vaughan M. Facilitating student learning in distance education: a case study on the development and implementation of a multifaceted feedback system // Distance Education. 2017. Т. 38. № 3. С. 288-301. URL: https://doi.org/10.1207/ s15389286ajde1903_2
39. Poulova P., Simonova I., Manenova M. Which one, or another? Comparative analysis of selected LMS // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Т. 186. С. 1302-1308. URL: https:// doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.052