Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 7
1.1 Характеристика творческого воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 22
2.1 Выявления уровня развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 22
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 29
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 32
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Приложение 43
В современном прогрессирующем обществе все более актуально возникает вопрос о воспитании творческой, незаурядной личности, которая имела бы возможностью нестандартно мыслить и размышлять. Для того чтобы выжить в постоянно меняющемся обществе необходимо развивать свой творческий потенциал, фундаментом которого является творческое воображение. Великая сила - воображение. При помощи воображения мы способны вернуться в прошлое, предугадать будущее и преобразовать настоящее. Благодаря творческому воображению создаются произведения искусства, делаются научные открытия. Невыносимо даже подумать, что человек не будет иметь воображение, фантазию. Дети никогда не услышат сказок и не смогут играть во многие игры.
Творческое воображение необходимо абсолютно в любой деятельности: в игре, в творчестве, в учении, в труде. Воображение, как и любой другой психический процесс человека, нуждается в постоянной, особой заботе в плане развития. С раннего детства общество требует достаточного высокого уровня развития воображения.
В отечественной педагогике и психологии вопросами развития, творческого воображения занимались такие выдающие личности, как К.А. Маклаков, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.Т. Кудрявцев, В.В. Давыдова и многие другие, все авторы уверены в том, что необходимо работать над развитием творческого воображения у детей уже с дошкольного возраста.
Также хотелось бы заострить внимание на детях с задержкой психического развития (далее - ЗПР), ведь для них вопрос развития творческого воображения является более значимым. Особенность развития детей с ЗПР изучалось учеными, такими как Т.А Власова, Т.С. Певзнер, К.С. Лебединская и многими другими. На сегодняшний момент дефектология уже имеет базу исследований, а также располагает определенными программами развития таких детей. Но много вопросов остаются полностью не изучены, среди них - вопрос развития творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития.
Творческое воображение - важный фактор психического развития. Благодаря творческому воображению человек всесторонне развивается. У детей с недостаточным уровнем психического развития творческое воображение самостоятельно не развивается. Для данных детей характерна низкая мотивация к творческой деятельности, слабая фантазия, отсутствует инициатива, самостоятельность. Отмечается однообразие образов, они имеют шаблонный тип, отсутствует креативность и уникальность. Дети испытывают сложности и трудности как при выполнении заданий с использованием творчества, так и с реализацией собственных идей. Творческое воображение активно проявляется и развивается в возрасте 5 -6 лет. Если воспитатели, психологи, дефектологи, родители не будут обращать должного внимания на развитие творческого воображения, то в дальнейшем у ребенка будет наступать спад активности этой психической функции.
В данное время, единство представлений о развитии творческого воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития не полностью рассмотрены условия, содействующие эффективному развитию данной психической функции.
Анализ исследований позволил нам выявить следующее противоречие между:
- потребностью осуществления целенаправленной работы по развитию творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий для развития творческого воображения у детей данной категории.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что развитие творческого воображения у дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития возможно при организации следующих психолого - педагогических условий:
• организовано взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
• создание в группе развивающей предметно-пространственной среды по изобразительной деятельности;
• организован комплекс мероприятий у дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития по нетрадиционному рисованию.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. 3.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия по развитию творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого - педагогической литературы по исследуемой проблеме), эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы), методы обработки данных (качественный и количественный анализы результатов изучения, метод наглядного предъявления результатов).
Теоретическую основу исследования творческого воображения составили положения:
• о специфике развития творческого воображения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Л. Леонтьев);
• об особенностях развития творческого воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн);
• о развитии творческого воображения в процессе изобразительной деятельности (Т.Г. Казакова):
• о развитии творческого воображения через использование разнообразных материалов и нетрадиционных техник рисования (И.А. Лыкова, А.В. Никитина, Т.С. Комарова).
Этапы исследования. В данной работе можно выделить три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический. На данном этапе изучается и анализируется литература с целью установления разработки исследуемой проблемы, составление плана исследования, определение исходных параметров, методов.
Второй этап - экспериментальный, который включает в себя разработку и реализацию мероприятий, направленной на развитие творческого воображения у дошкольников 5 -6 лет с задержкой психического развития (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий. Этап включает в себя анализ, обобщение результатов экспериментальной работы; оформление исследования творческого воображения.
Научная новизна работы заключается в том, что в исследовании выявлены показатели и уровни развития творческого воображения 5 -6 лет дошкольников с задержкой психического развития; разработаны психолого-педагогические условия развития творческого воображения у данных детей.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описана характеристика уровней развития творческого воображения у детей 5-6 лет с ЗПР; обоснованы психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей с ЗПР.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс мероприятий по развитию творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития могут быть использованы педагогами, дефектологами, родителями в процессе развития творческого воображения у детей с ЗПР.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ №10 СПДС «Аленушка» г. Жигулевска. В исследовании принимали участие 10 детей 5-6 лет с ЗПР.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения.
В своем исследовании мы опирались на взгляды К.А. Маклакова, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, В.Т. Кудрявцева, Т.Г. Казаковой, Т.В. Комаровой о развитии творческого воображения у детей 5 -6 лет с задержкой психического развития. Основные показатели творческого воображения мы определили, анализируя труды Р.С Немова, О.М. Дьяченко, В.Б. Синельникова, В.Т. Кудрявцева. К показателям отнесли: умение придумывать и воспроизводить рассказ, умение изображать оригинальные образы, умение видеть реальное и нереальное в изображении. Мы предположили, что развитие творческого воображения у данных детей возможно, если соблюдены определенные психолого-педагогические условия, такие как: организация взаимосвязи между родителями воспитанников по вопросам развития творческого воображения у детей 5-6 лет с ЗПР ; организация развивающей предметно-пространственной среды по изобразительной деятельности; организован комплекс мероприятий у дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития по нетрадиционному рисованию.
Также мы предположили, что необходимо учитывать индивидуальные особенности проявления задержек психического развития, что улучшит и облегчит работу по развитию творческого воображения у данных детей.
Для определения развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, мы выделили ряд показателей. Для изучения выделенных показателей, мы осуществили подборку диагностических методик и провели констатирующий эксперимент и выявили уровни развития творческого воображения у детей 5-6 лет с ЗПР. Количественный анализ данных констатирующего эксперимента показал, что у 40 % детей низкий уровень развития творческого воображения, высокий уровень развития не выявлен ни у одного ребенка. Эти данные говорят о необходимости развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
На основании работ Т.Г. Казаковой, А.В. Никитина, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой мы разработали содержание работы по развитию творческого воображения у детей с ЗПР. Работа была разбита на два блока. Каждый блок преследовал свои цели и задачи.
Динамика развития творческого воображения была определена на основании контрольного среза. Количественный анализ показал, что на 10 % повысился высокий уровень развития творческого воображения. Увеличился средний уровень и составил 70 %. Низкий диагностирован у одного ребенка и составил 20 %.
Качественный анализ показал, что проведенная работа по развитию творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития показала положительный результат. Дети научились придумывать и рисовать необычные, оригинальные рисунки. В детских работах просматривается старательность, отмечается разнообразие креативных, уникальных образов. Дошкольники с ЗПР стали проявлять огромный интерес к изобразительной деятельности, научились самостоятельно задумывать и реализовывать свою работу. Также можно отметить положительную динамику в развитии коммуникативных умений, в речевом развитии. Дети стали более раскованней в общении друг с другом, научились договариваться при планировании совместной деятельности.
Согласно результатам контрольного среза можно сделать вывод, что психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития показали положительные изменения в развитии детей.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены положительные экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 2008. - 215 с.
2. Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова. - М. : Просвещение, 2003. - 15 с.
3. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития [Текст] / Н.Ю. Борякова. - М. : Гном- Пресс, 2002. - 64 с.
4. Винник, М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы [Текст] / М.О. Винник. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2007. - 154 с.
5. Волков, Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Кноракс, 2008. - 189 с.
6. Выготский, Л.С. Вопрос о детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский - М. : Прометей, 2007. - 254 с.
7. Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст] / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. - Воронеж, 2009. - 192 с.
8. Гудкова, Т.В. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] : учеб. пособие [Текст] / Т.В. Гудкова. - Новосибирск : НГПУ, 2007.- 188 с.
9. Дети с временными задержками развития [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. - М. : Педагогика, 1971. - 208 с.
10. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения [Текст] / С.Г Шевченко [и др.]. - М. : АРКТИ, 2001.- 224 с.
11. Журбина, О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе [Текст] / О.А. Журбина. - Ростов-на/Д. : Феникс, 2007. - 157 с.
12.Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника : монография [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Просвещение, 2005. - 178 с.
13. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития : Хрестоматия [Текст] / О.В. Защиринская. - СПб. : Речь, 2007. - 168 с.
14.Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург : Деловая книга, 2005. - 320 с.
15.Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург : Наука, 2009. - 315 с.
...