ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 7
1.1 Характеристика творческого воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 22
2.1 Выявления уровня развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 22
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 29
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 32
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Приложение 43
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 7
1.1 Характеристика творческого воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 22
2.1 Выявления уровня развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 22
2.2 Реализация психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 29
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 32
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Приложение 43
В современном прогрессирующем обществе все более актуально возникает вопрос о воспитании творческой, незаурядной личности, которая имела бы возможностью нестандартно мыслить и размышлять. Для того чтобы выжить в постоянно меняющемся обществе необходимо развивать свой творческий потенциал, фундаментом которого является творческое воображение. Великая сила - воображение. При помощи воображения мы способны вернуться в прошлое, предугадать будущее и преобразовать настоящее. Благодаря творческому воображению создаются произведения искусства, делаются научные открытия. Невыносимо даже подумать, что человек не будет иметь воображение, фантазию. Дети никогда не услышат сказок и не смогут играть во многие игры.
Творческое воображение необходимо абсолютно в любой деятельности: в игре, в творчестве, в учении, в труде. Воображение, как и любой другой психический процесс человека, нуждается в постоянной, особой заботе в плане развития. С раннего детства общество требует достаточного высокого уровня развития воображения.
В отечественной педагогике и психологии вопросами развития, творческого воображения занимались такие выдающие личности, как К.А. Маклаков, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.Т. Кудрявцев, В.В. Давыдова и многие другие, все авторы уверены в том, что необходимо работать над развитием творческого воображения у детей уже с дошкольного возраста.
Также хотелось бы заострить внимание на детях с задержкой психического развития (далее - ЗПР), ведь для них вопрос развития творческого воображения является более значимым. Особенность развития детей с ЗПР изучалось учеными, такими как Т.А Власова, Т.С. Певзнер, К.С. Лебединская и многими другими. На сегодняшний момент дефектология уже имеет базу исследований, а также располагает определенными программами развития таких детей. Но много вопросов остаются полностью не изучены, среди них - вопрос развития творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития.
Творческое воображение - важный фактор психического развития. Благодаря творческому воображению человек всесторонне развивается. У детей с недостаточным уровнем психического развития творческое воображение самостоятельно не развивается. Для данных детей характерна низкая мотивация к творческой деятельности, слабая фантазия, отсутствует инициатива, самостоятельность. Отмечается однообразие образов, они имеют шаблонный тип, отсутствует креативность и уникальность. Дети испытывают сложности и трудности как при выполнении заданий с использованием творчества, так и с реализацией собственных идей. Творческое воображение активно проявляется и развивается в возрасте 5 -6 лет. Если воспитатели, психологи, дефектологи, родители не будут обращать должного внимания на развитие творческого воображения, то в дальнейшем у ребенка будет наступать спад активности этой психической функции.
В данное время, единство представлений о развитии творческого воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития не полностью рассмотрены условия, содействующие эффективному развитию данной психической функции.
Анализ исследований позволил нам выявить следующее противоречие между:
- потребностью осуществления целенаправленной работы по развитию творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий для развития творческого воображения у детей данной категории.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что развитие творческого воображения у дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития возможно при организации следующих психолого - педагогических условий:
• организовано взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
• создание в группе развивающей предметно-пространственной среды по изобразительной деятельности;
• организован комплекс мероприятий у дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития по нетрадиционному рисованию.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. 3.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия по развитию творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого - педагогической литературы по исследуемой проблеме), эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы), методы обработки данных (качественный и количественный анализы результатов изучения, метод наглядного предъявления результатов).
Теоретическую основу исследования творческого воображения составили положения:
• о специфике развития творческого воображения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Л. Леонтьев);
• об особенностях развития творческого воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн);
• о развитии творческого воображения в процессе изобразительной деятельности (Т.Г. Казакова):
• о развитии творческого воображения через использование разнообразных материалов и нетрадиционных техник рисования (И.А. Лыкова, А.В. Никитина, Т.С. Комарова).
Этапы исследования. В данной работе можно выделить три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический. На данном этапе изучается и анализируется литература с целью установления разработки исследуемой проблемы, составление плана исследования, определение исходных параметров, методов.
Второй этап - экспериментальный, который включает в себя разработку и реализацию мероприятий, направленной на развитие творческого воображения у дошкольников 5 -6 лет с задержкой психического развития (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий. Этап включает в себя анализ, обобщение результатов экспериментальной работы; оформление исследования творческого воображения.
Научная новизна работы заключается в том, что в исследовании выявлены показатели и уровни развития творческого воображения 5 -6 лет дошкольников с задержкой психического развития; разработаны психолого-педагогические условия развития творческого воображения у данных детей.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описана характеристика уровней развития творческого воображения у детей 5-6 лет с ЗПР; обоснованы психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей с ЗПР.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс мероприятий по развитию творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития могут быть использованы педагогами, дефектологами, родителями в процессе развития творческого воображения у детей с ЗПР.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ №10 СПДС «Аленушка» г. Жигулевска. В исследовании принимали участие 10 детей 5-6 лет с ЗПР.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения.
Творческое воображение необходимо абсолютно в любой деятельности: в игре, в творчестве, в учении, в труде. Воображение, как и любой другой психический процесс человека, нуждается в постоянной, особой заботе в плане развития. С раннего детства общество требует достаточного высокого уровня развития воображения.
В отечественной педагогике и психологии вопросами развития, творческого воображения занимались такие выдающие личности, как К.А. Маклаков, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.Т. Кудрявцев, В.В. Давыдова и многие другие, все авторы уверены в том, что необходимо работать над развитием творческого воображения у детей уже с дошкольного возраста.
Также хотелось бы заострить внимание на детях с задержкой психического развития (далее - ЗПР), ведь для них вопрос развития творческого воображения является более значимым. Особенность развития детей с ЗПР изучалось учеными, такими как Т.А Власова, Т.С. Певзнер, К.С. Лебединская и многими другими. На сегодняшний момент дефектология уже имеет базу исследований, а также располагает определенными программами развития таких детей. Но много вопросов остаются полностью не изучены, среди них - вопрос развития творческого воображения у дошкольников с задержкой психического развития.
Творческое воображение - важный фактор психического развития. Благодаря творческому воображению человек всесторонне развивается. У детей с недостаточным уровнем психического развития творческое воображение самостоятельно не развивается. Для данных детей характерна низкая мотивация к творческой деятельности, слабая фантазия, отсутствует инициатива, самостоятельность. Отмечается однообразие образов, они имеют шаблонный тип, отсутствует креативность и уникальность. Дети испытывают сложности и трудности как при выполнении заданий с использованием творчества, так и с реализацией собственных идей. Творческое воображение активно проявляется и развивается в возрасте 5 -6 лет. Если воспитатели, психологи, дефектологи, родители не будут обращать должного внимания на развитие творческого воображения, то в дальнейшем у ребенка будет наступать спад активности этой психической функции.
В данное время, единство представлений о развитии творческого воображения детей 5-6 лет с задержкой психического развития не полностью рассмотрены условия, содействующие эффективному развитию данной психической функции.
Анализ исследований позволил нам выявить следующее противоречие между:
- потребностью осуществления целенаправленной работы по развитию творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточной разработкой психолого-педагогических условий для развития творческого воображения у детей данной категории.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что развитие творческого воображения у дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития возможно при организации следующих психолого - педагогических условий:
• организовано взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
• создание в группе развивающей предметно-пространственной среды по изобразительной деятельности;
• организован комплекс мероприятий у дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития по нетрадиционному рисованию.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. 3.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия по развитию творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого - педагогической литературы по исследуемой проблеме), эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы), методы обработки данных (качественный и количественный анализы результатов изучения, метод наглядного предъявления результатов).
Теоретическую основу исследования творческого воображения составили положения:
• о специфике развития творческого воображения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Л. Леонтьев);
• об особенностях развития творческого воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн);
• о развитии творческого воображения в процессе изобразительной деятельности (Т.Г. Казакова):
• о развитии творческого воображения через использование разнообразных материалов и нетрадиционных техник рисования (И.А. Лыкова, А.В. Никитина, Т.С. Комарова).
Этапы исследования. В данной работе можно выделить три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический. На данном этапе изучается и анализируется литература с целью установления разработки исследуемой проблемы, составление плана исследования, определение исходных параметров, методов.
Второй этап - экспериментальный, который включает в себя разработку и реализацию мероприятий, направленной на развитие творческого воображения у дошкольников 5 -6 лет с задержкой психического развития (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий. Этап включает в себя анализ, обобщение результатов экспериментальной работы; оформление исследования творческого воображения.
Научная новизна работы заключается в том, что в исследовании выявлены показатели и уровни развития творческого воображения 5 -6 лет дошкольников с задержкой психического развития; разработаны психолого-педагогические условия развития творческого воображения у данных детей.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описана характеристика уровней развития творческого воображения у детей 5-6 лет с ЗПР; обоснованы психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей с ЗПР.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс мероприятий по развитию творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития могут быть использованы педагогами, дефектологами, родителями в процессе развития творческого воображения у детей с ЗПР.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ №10 СПДС «Аленушка» г. Жигулевска. В исследовании принимали участие 10 детей 5-6 лет с ЗПР.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения.
В своем исследовании мы опирались на взгляды К.А. Маклакова, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, В.Т. Кудрявцева, Т.Г. Казаковой, Т.В. Комаровой о развитии творческого воображения у детей 5 -6 лет с задержкой психического развития. Основные показатели творческого воображения мы определили, анализируя труды Р.С Немова, О.М. Дьяченко, В.Б. Синельникова, В.Т. Кудрявцева. К показателям отнесли: умение придумывать и воспроизводить рассказ, умение изображать оригинальные образы, умение видеть реальное и нереальное в изображении. Мы предположили, что развитие творческого воображения у данных детей возможно, если соблюдены определенные психолого-педагогические условия, такие как: организация взаимосвязи между родителями воспитанников по вопросам развития творческого воображения у детей 5-6 лет с ЗПР ; организация развивающей предметно-пространственной среды по изобразительной деятельности; организован комплекс мероприятий у дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития по нетрадиционному рисованию.
Также мы предположили, что необходимо учитывать индивидуальные особенности проявления задержек психического развития, что улучшит и облегчит работу по развитию творческого воображения у данных детей.
Для определения развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, мы выделили ряд показателей. Для изучения выделенных показателей, мы осуществили подборку диагностических методик и провели констатирующий эксперимент и выявили уровни развития творческого воображения у детей 5-6 лет с ЗПР. Количественный анализ данных констатирующего эксперимента показал, что у 40 % детей низкий уровень развития творческого воображения, высокий уровень развития не выявлен ни у одного ребенка. Эти данные говорят о необходимости развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
На основании работ Т.Г. Казаковой, А.В. Никитина, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой мы разработали содержание работы по развитию творческого воображения у детей с ЗПР. Работа была разбита на два блока. Каждый блок преследовал свои цели и задачи.
Динамика развития творческого воображения была определена на основании контрольного среза. Количественный анализ показал, что на 10 % повысился высокий уровень развития творческого воображения. Увеличился средний уровень и составил 70 %. Низкий диагностирован у одного ребенка и составил 20 %.
Качественный анализ показал, что проведенная работа по развитию творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития показала положительный результат. Дети научились придумывать и рисовать необычные, оригинальные рисунки. В детских работах просматривается старательность, отмечается разнообразие креативных, уникальных образов. Дошкольники с ЗПР стали проявлять огромный интерес к изобразительной деятельности, научились самостоятельно задумывать и реализовывать свою работу. Также можно отметить положительную динамику в развитии коммуникативных умений, в речевом развитии. Дети стали более раскованней в общении друг с другом, научились договариваться при планировании совместной деятельности.
Согласно результатам контрольного среза можно сделать вывод, что психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития показали положительные изменения в развитии детей.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены положительные экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
Также мы предположили, что необходимо учитывать индивидуальные особенности проявления задержек психического развития, что улучшит и облегчит работу по развитию творческого воображения у данных детей.
Для определения развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, мы выделили ряд показателей. Для изучения выделенных показателей, мы осуществили подборку диагностических методик и провели констатирующий эксперимент и выявили уровни развития творческого воображения у детей 5-6 лет с ЗПР. Количественный анализ данных констатирующего эксперимента показал, что у 40 % детей низкий уровень развития творческого воображения, высокий уровень развития не выявлен ни у одного ребенка. Эти данные говорят о необходимости развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
На основании работ Т.Г. Казаковой, А.В. Никитина, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой мы разработали содержание работы по развитию творческого воображения у детей с ЗПР. Работа была разбита на два блока. Каждый блок преследовал свои цели и задачи.
Динамика развития творческого воображения была определена на основании контрольного среза. Количественный анализ показал, что на 10 % повысился высокий уровень развития творческого воображения. Увеличился средний уровень и составил 70 %. Низкий диагностирован у одного ребенка и составил 20 %.
Качественный анализ показал, что проведенная работа по развитию творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития показала положительный результат. Дети научились придумывать и рисовать необычные, оригинальные рисунки. В детских работах просматривается старательность, отмечается разнообразие креативных, уникальных образов. Дошкольники с ЗПР стали проявлять огромный интерес к изобразительной деятельности, научились самостоятельно задумывать и реализовывать свою работу. Также можно отметить положительную динамику в развитии коммуникативных умений, в речевом развитии. Дети стали более раскованней в общении друг с другом, научились договариваться при планировании совместной деятельности.
Согласно результатам контрольного среза можно сделать вывод, что психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей 5-6 лет с задержкой психического развития показали положительные изменения в развитии детей.
Таким образом, достигнута цель исследования, решены все поставленные задачи, получены положительные экспериментальные данные, подтверждающие выдвинутую гипотезу.
Подобные работы
- Психолого-педагогические условия развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогические условия развития вербального воображения у детей 6¬7 лет с общим недоразвитием речи III уровня
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - Театрализованная деятельность в детском саду
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование творческих способов действий у детей 4-5 лет с задержкой психического развития в различных видах изобразительной деятельности и конструирования
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ 4-5 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Индивидуальный подход к формированию пространственных представлений и ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция нарушений наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сюжетно-ролевых игр
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018





