Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повышение функциональной грамотности школьников в процессе внеурочной деятельности

Работа №104346

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2021
Стоимость5720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
167
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы повышения функциональной грамотности у школьников во внеурочной деятельности
11
1.1 Сущность и характеристика понятия «функциональная
грамотность»
11
1.2 Психологические и возрастные особенности старших
школьников как условие формирования функциональной грамотности 25
1.3 Особенности организации внеурочной деятельности при
образовательном процессе в школе
35
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование повышения функциональной грамотности у школьников в процессе внеурочной деятельности
46
2.1 Выявление уровня функциональной грамотности чтения у
школьников во внеурочной деятельности
46
2.2 Повышение функциональной грамотности чтения
школьников в процессе внеурочных занятий 57
2.3 Результаты опытно-экспериментального исследования по повышению функциональной грамотности чтения
школьников в процессе внеурочных занятий
71 Заключение
Список используемой литературы
84
Приложение

С развитием общества увеличивается его потребность в наличии высококвалифицированных специалистов, способных успешно решать задачи развития как самого общества, так и задачи его производственно- промышленной сферы без революций и потрясений. Для обеспечения такой потребности общества необходима соответствующая подготовка специалистов как по их количеству, так и по качеству. Принципиальным в этом вопросе является необходимость своевременной компенсации всевозрастающей сложности проблем, ростом объёмов знаний, навыков и умений, необходимых для их решения у специалистов, решающих эти проблемы, то есть своевременным ростом квалифицированности этих специалистов. Обеспечение потребности общества
высококвалифицированными специалистами - это первоочередная задача, без решения которой развитие общества невозможно. Подготовка специалистов и соответствие их квалификации возникающим задачам в процессе их деятельности, должны отвечать этим задачам в полной мере. А для поддержания такого соответствия необходима фундаментальная база знаний, умений и навыков, которая должна начинать закладываться в будущих специалистах уже в юном возрасте: ещё в школе, детском саду. И она должна быть не статистической, а «подвижной», динамически видоизменяемой, позволяющей наращивать свой потенциал новыми сведениями и знаниями, совершенствовать себя и быть легко доступной для изучения и восприятия. А это и есть основа функционального подхода в обучении и подготовке специалистов, существенно сокращающего сроки процесса обучения и повышающего его продуктивность. Прошедшие обучение на такой базе специалисты обретают возможность не только динамически и продуктивно использовать заложенную в базе систему знаний, но и сами становятся более динамически изменяемыми и обучаемыми, то есть более функционально грамотными. И повышение квалифицированности специалистов является ничем иным, как повышением их функциональной грамотности.
Но при практическом решении вопросов повышения функциональной грамотности школьников обнаруживаются реальные проблемы и трудности, связанные со сложностью совмещения их с существующими школьными программами обучения. Так как программы повышения функциональной читательской грамотности сами по себе достаточно ёмкие и требуют выделения довольно значительного дополнительного времени для своей реализации в виде, пока, внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность чаще всего реализуется после окончания обязательных предметов школьной программы, что приводит к дополнительной физической и психической нагрузке у школьников. К тому же, внеурочная деятельность не предполагает обязательности и планового зачёта знаний и умений в учебном процессе. Такой подход не позволяет охватывать значительную часть обучающихся, потому что носит избирательный характер: на занятия ходит ограниченный контингент школьников, имеющих только личную заинтересованность в дополнительном знании. Поэтому, если задаваться целью более широкого охвата обучения навыкам функциональной грамотности школьников, то её следует включать в обязательную учебную программу школы или в календарно-тематический план по отдельным предметам.
Изучением функциональной грамотности, её значимости в подготовке специалистов, занимаются многие институты систем образования мирового сообщества, включая РФ, а также и отдельные исследователи. Понятие «функциональная грамотность» представлено в словарях и работах В.Ю. Панариной, В.А. Ермоленко, Б.М. Бим-Бада, Э.Г. Азимова,
Н.Ф. Виноградовой, В.С. Безрукова, Г.А. Рудик, А.А. Леонтьева, Л.А. Ясюковой, на официальном сайте PISA и др.
Так, в мировом сообществе проверку уровня функциональной грамотности школьников последние 20 лет проводит Международная организация по оценке образовательных достижений учащихся - PISA. В соответствии её требованиям, функциональная грамотность проверяется у пятнадцатилетних подростков по 4 основным компонентам: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность.
Читательская грамотность является базовым элементом функциональной грамотности, так как не владея читательской грамотностью, невозможно успешно и быстро осваивать другие виды функциональной грамотности.
Уже несколько последних лет повышение функциональной грамотности в РФ стало одной из задач образования. По оценке PISA с 2000 по 2018 года, Россия показывает довольно низкие результаты по сравнению с другими странами-участницами. Так, согласно проверке 2018 года, РФ заняла 31 место по читательской, 33 - по естественнонаучной и 30 - по математической грамотностям. Что, конечно же, не может для РФ быть приемлемым. Естественно, что перед нашей страной должна стоять задача - соответствовать требованиям развития мирового сообщества.
Актуальность данного исследования обусловлена наличием объективного противоречия между: необходимостью повышения
функциональной грамотности школьников и недостаточной изученностью потенциала внеурочной деятельности, направленного на решение этой задачи.
Указанное противоречие позволяет установить проблему исследования: каковы содержание, формы и методы внеурочной деятельности по повышению функциональной грамотности школьников?
В рамках этой проблемы была сформулирована тема исследования: «Повышение функциональной грамотности школьников в процессе внеурочной деятельности».
Объектом исследования является процесс повышения функциональной грамотности школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - внеурочная деятельность как средство повышения функциональной грамотности школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать
содержание, формы и методы внеурочной деятельности, направленные на повышение функциональной читательской грамотности школьников.
Выявленное противоречие, обозначившаяся проблема и поставленная цель исследования позволяют сформулировать гипотезу: функциональная читательская грамотность школьников в процессе внеурочной деятельности может быть повышена, если:
- раскрыта сущность понятия «функциональная читательская грамотность»;
- теоретически обоснована и разработана программа внеурочной деятельности, направленная на повышение функциональной читательской грамотности;
- в программе использованы формы и методы работы по повышению функциональной читательской грамотности школьников с учётом их индивидуальных особенностей, такие как: круглый стол, дискуссия, конкурс, беседа, деловая игра, викторина.
Для достижения цели настоящего исследования и доказательства высказанной в этом исследовании гипотезы по повышению функциональной читательской грамотности школьников в процессе внеурочной деятельности, необходимо решить следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) подобрать соответствующие теме данного исследования методики и дополнительно разработать диагностические критерии и показатели по определению уровня располагаемой функциональной читательской грамотности школьников;
3) разработать и апробировать программу внеурочной деятельности «Искусство чтения» по повышению уровня развития функциональной читательской грамотности школьников;
4) провести занятия по повышению функциональной читательской грамотности школьников с учётом их индивидуальных особенностей;
5) определить эффективность применения программы внеурочной деятельности «Искусство чтения».
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) с целью проверки эффективности опытно-экспериментального исследования повышения функциональной грамотности у школьников в процессе внеурочной деятельности;
- тестирование;
- статистическая обработка полученных данных.
Теоретико-методологическую основу данного исследования составили работы Г.А. Рудика, А.А. Жайтаповой, Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, В.А. Ермоленко, С.А. Крупник, В.В. Мацкевича, Л.А. Ясюковой, Д.Т. Микнис, Г.С. Ковалевой, Г.А. Цукерман, Л.В. Байбородовой, Г.В. Куприяновой, Е.Н. Степановой, И.Н. Поповой.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №74 имени Героя Советского Союза Владимира Петровича Кудашова» городского округа Тольятти Самарской области. В эксперименте приняли участие 48 школьников старшего возраста, обучающихся сначала в восьмом, а затем в девятом классе.
Этапы исследования. Изучение процесса по функциональной читательской грамотности при внеурочной деятельности школьников осуществлялось в течение двух лет и состояло из трёх этапов.
Аналитический этап (2019 г.).
На первом этапе было изучено состояние проблемы в психологической, педагогической литературе и в практике общего образования, проведено ее теоретическое осмысление; сформулирована тема магистерской диссертации, гипотеза исследования; определены цель, объект, предмет, задачи и методы исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование (диссертационная работа), состоит из двух глав, введения, заключения, списка используемой литературы и двух приложений.
Достоверность и обоснованность результатов данного исследования обеспечена методологической доказанностью применённых в ней теоретических положений и логической структурой изложения.
Современные тенденции развития общества очевидно выявили необходимость подготовки специалистов, способных быстро
ориентироваться в потоках информации, аналитически обрабатывать их, выявляя возникающие проблемы и задачи с определением путей их решения в дальнейшем. Очевидно, что основой такой подготовки должна быть соответствующая существующим требованиям концепция подготовки специалистов, основанная на функциональных принципах обучения. То есть специалисты должны быть, прежде всего, грамотны функционально. Функциональная грамотность - это «ключ» и основа динамического развития всех сфер человеческой деятельности, включая социальную сферу. Мало иметь знания, профессиональные навыки, таланты и способности, необходимо ещё и уметь ими эффективно пользоваться, совершенствовать и развивать их. Только это даёт гарантию как устойчивого развития человечества, так и показатели динамики его развития. Другими словами, можно сказать, что функциональная грамотность - основа прогрессивного развития человечества. При такой значимости функциональной грамотности вообще следует отметить, что базовое значение функциональной грамотности имеет читательская грамотность, так как основой-основ всех видов обучения является умение продуктивно читать, то есть быстро извлекать и усваивать информацию любого текстового материала.
В современное время мир испытывает явный дефицит квалифицированных специалистов, что и порождает явное противоречие между необходимостью развития общества и возможностью этого развития, ввиду нехватки высококвалифицированных специалистов. В следствие наличия этого противоречия данным исследованием выполнена попытка его устранения (уменьшения) в части смещения начала подготовки специалистов на первичный, школьный этап, развитием у школьников навыков функционального чтения. Другими словами, путём повышения функциональной читательской грамотности школьников методом проведения тематических занятий по внеурочной деятельности. Для чего была сформулирована тема исследования: «Повышение функциональной читательской грамотности школьников в процессе внеурочной деятельности», а для её раскрытия разработана и применена на практике программа внеурочной деятельности «Искусство чтения», направленная на развитие у школьников способности понимать, усваивать и использовать текстовый материал. А именно: программа «Искусство чтения» развивает навыки быстрого и продуктивного чтения у школьников, позволяет им развивать способность по извлечению нужной информации из текстового массива и даёт возможность использовать эту информацию при решении учебных и практических задач. Тем самым, позволяя сократить адаптационный период при выходе в реальную жизнь, и может служить фундаментальной, базовой основой в профессиональном обучении и повышении квалифицированности. Были организованы занятия по форме «круглого стола», дискуссии, конкурса, деловой игры, викторины, практикума и беседы. Применение разных форм изложения и усвоения учебного материала предусматривает более продуктивное использование индивидуальных особенностей и склонностей обучающихся. Будучи объединёнными в отдельные подгруппы, с учётом их индивидуальных особенностей, ученики чувствуют себя более раскрепощённо, и, в следствие чего, меньше устают и усваивают новый материал более полно, быстро и ёмко. Такие индивидуальные особенности восприятия школьников при обучении, методологически систематизированы и учтены в программе внеурочной деятельности «Искусство чтения».
Была выдвинута и реализована, а тем самым доказана, исходя из результатов реализации, гипотеза по условиям осуществления возможности повышения читательской грамотности школьников в процессе внеурочной деятельности.
Для получения оценочных результатов исследования было проведено опытно-экспериментальное педагогическое исследование, состоящее из 3 этапов, а именно: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем и контрольном этапах были применены разработанные ранее для данного исследования критерии и показатели уровня располагаемой функциональной читательской грамотности испытуемых, что позволило использовать существующие методики оценок других авторов. Как видно из результатов эксперимента (сравнивая констатирующий и контрольный этапы), результаты занятий по повышению функциональной читательской грамотности школьников в процессе внеурочной деятельности, дали положительный. Хотя при увеличении количества часов занятий в неделю внеурочной деятельностью (на период проведения эксперимента программное время - 1 час в неделю), можно ожидать соответственно и более существенные результаты. То есть для того, чтобы выпускники школ обладали более высоким уровнем функциональной читательской грамотности, необходимо чтобы обучение этому навыку имело системный характер и вводилось в образовательных учреждениях, начиная с начальных классов, как отдельный предмет, а не как отдельная тема внеурочной деятельности.
В данном исследовании также осуществлен теоретический анализ необходимости повышения уровня читательской грамотности, обоснованы формы и методы внеурочной деятельности по повышению уровня функциональной читательской грамотности; разработаны и определены критерии и показатели для оценки уровня функциональной читательской грамотности школьников.



1. Абдулова Ж. Н. Внеурочная деятельность как вектор индивидуального развития личности младшего школьника // Наука и современность. 2013. № 25/1. С. 68.
2. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий.
М.: ИКАР, 2009. URL:
https: //methodological_terms .academic.ru/2266/%D0%A4%D0%A3 %D0%9D%D 0%9 (дата обращения: 08.09.2020).
3. Бабак Н. В. Особенности психологического и физиологического развития старших подростков, 2018. URL: https://infourok.ru/osobennosti- psihologicheskogo-i-fiziologicheskogo-razvitiya-starshih-podrostkov- 3167110.html (дата обращения: 15.04.2021).
4. Байбородова Л. В., Куприянова Г. В., Степанов Е. Н. Технологии
педагогической деятельности. 3 часть: Проектирование и программирование. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. 303 с. URL:
https://studfile.net/preview/1619935/ (дата обращения: 10.02.2021).
5. Безруков В. С. Основы духовной культуры // Энциклопедический
словарь педагога. Екатеринбург, 2000. URL:
https://spiritual_culture.academic.ru/2352/%D0%A4%D1%83%D0%BD%D0%B A%D1%86 (дата обращения: 05.02.2021).
6. Белкин А.В., Манюхин И.С., Ерофеева О.Ю. Программа курса
развитие функциональной грамотности обучающихся. Самара, 2019. URL: http://school17nsk.minobr63.ru/wp-content/uploads/2019/06/Программа-курса- Развитие-функциональной-грамотности-обучающихся-5-9-классы.pdf (дата
обращения: 05.12.2020).
7. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.:
Большая российская энциклопедия, 2002. С. 57. URL:
http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogic/fc/slovar- 195-3.htm#zag-829 (дата
обращения: 05.02.2021).
8. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер Пресс, 2009. С. 275-304.
9. Ваганова Ф. А. Задача «Анчар» // Задачи на грамотность чтения.
С. 55-59. URL:
http: //gov. cap. ru/home/13/р1за/рб£/задачи_на_грамотность_чтения. pdf (дата
обращения: 05.02.2020).
10. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. С. 16-17.
11. Волкова А. А. Концепция внеурочной деятельности в контексте
введения ФГОС НОО // Наука и современность. 2012. № 19-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v- kontekste-vvedeniya-fgos-noo (дата обращения: 14.02.2021).
12. Выготский Л. С. Педология подростка. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
13. Гладкова А. П. Функции внеурочной деятельности в начальной школе // Вестник научных конференций. 2016. № 10-2 (14). С. 28-30.
14. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с.
15. Дамбраускене Н. В. Проверочная робота по предметам
гуманитарного цикла для 7-х классов. 2014. URL:
https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i- literatura/library/2014/12/09/proverochnaya-rabota-po-predmetam-gumanitarnogo (дата обращения: 05.09.2020).
16. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. М. Дополнительное образование детей : учебник для студ. пед. училищ и колледжей. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 349 с.
17. Ермоленко В. А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Электронное научное издание
Альманах Пространство и Время. 2015. №1. Т. 8. URL: http://www.j-
spacetime.com/actual%20content/t8v1/t8v1_PDF/2227-9490e-aprovr_e-ast8- 1.2015.12%D0%95%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD %D0%BA%D0%BE%D0%92%D0%90.pdf (дата обращения: 07.02.2021).
18. Жукова Т. Д. Функциональная неграмотность - чума XXI века //
Независимая газета. 2006. URL: http://www.ng.ru/education/2006-03-
10/8_negramotnost.html (дата обращения: 21.10.2020).
19. Исследование PISA-2018 // ФИОКО федеральный институт
оценки качества образования. URL: https://fioco.ru/pisa-2018 (дата обращения: 10.12.2020).
20. Каретникова А. А. Диагностика читательской грамотности в 8
классе. 2019. URL:
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/05/27/diagnostika-chitatelskoy- gramotnosti-v-8-klasse (дата обращения: 05.09.2020).
21. Ковалева Г. С. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. М.: Логос, 2004. 296 с.
22. Ковалева Е. А. Задача «Полиглот» // Задачи на грамотность
чтения. 2019. С. 9-15. URL:
http://gov. cap.ru/home/13/pisa/pdf/задачи_на_грамотность_чтения. pdf (дата
обращения: 27.11.2020).
23. Козлова М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования // YOUTH FOR SCIENCE 2020 : сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса (17 апреля 2020 г.) - Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2020. С. 116-125.
24. Козлова М. И. Повышение функциональной грамотности
школьников как психолого-педагогическая задача // «Молодежь. Наука. Общество» : Всероссийская студенческая научно-практическая
междисциплинарная конференция (Тольятти, 5 декабря 2019 года) : сборник студенческих работ / отв. за вып. С.Х. Петерайтис. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2020. С. 320-323.
25. Козлова М. И. Программа внеурочной деятельности «Искусство
чтения» // Сборник методических разработок и педагогических идей педагогического сообщества «УРОК.РФ». 2020. URL:
https: //урок.рф/library/iskusstvo_chteniya_190509.html (дата обращения:
21.04.2020).
26. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
до 2020 года. Раздел III «Образование». URL:
http://static.government.ru/media/files/aaooFKSheDLiM99HEcyrygytfmGzrnAX. pdf (дата обращения: 10.02.2021).
27. Крупник С. А., Мацкевич В. В. Функциональная грамотность в системе образования Беларуси. Мн.: АПО, 2003. С. 100.
28. Леонтьев А. А. Образовательная система «Школа 2100».
Педагогика здравого смысла. М.: Баласс, 2003. С. 35. URL:
https: //docplayer.ru/51787787-Obrazovatelnaya-sistema- shkola-2100-pedagogika- zdravogo-smysla.html (дата обращения: 07.07.2020).
29. Лескова А. А. Психологические особенности младшего подросткового возраста // Профессиональные ориентиры. 2015. №4 (16). С. 9¬13.
30. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся // Официальный сайт Института стратегии развития образования РАО. URL: http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_info.html (дата обращения: 10.02.2021).
31. Международная программа по оценке образовательных
достижений учащихся [Электронный ресурс] : Материал из Википедии — свободной энциклопедии : Версия 103124405, сохранённая в 22:50 UTC 3 ноября 2019 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. Электрон. дан. Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2019.
URL: https://ru.wikipedia.org/?oldid=103124405 (дата обращения: 18.03.2020).
32. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ и рабочих программ курсов
внеурочной деятельности. ГАОУ ВО МИОО, 2016. URL:
https://soiro.ru/sites/default/files/metodicheskie_rekomendatsii_po_razrabotke_pro gramm.pdf (дата обращения: 27.02.2021).
33. Микнис Д. Т. Функциональная грамотность как методическое
понятие. 2016. URL: https://nsportal.ru/vuz/filologicheskie-
nauki/library/2016/03/21/funktsionalnaya-gramotnost-kak-metodicheskoe-ponyatie (дата обращения: 30.01.2021).
34. Низенькова М. Г. Разбираемся в терминологии. Чтение:
смысловое, продуктивное, функциональное. / Корпорация «Российский учебник». URL:
https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/cd3/cd36d55b707f971ad12bab6dcf6ea0db.pd f (дата обращения: 30.01.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ