Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ МИЛОСЕРДИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Работа №104299

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
171
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания милосердия у
дошкольников
1.1 Воспитание милосердия как психолого-педагогическая проблема
1.2 Психолого-педагогические условия воспитания милосердия у
детей 6-7 лет
Глава 2. Экспериментальная работа по воспитанию милосердия у 30 детей 6-7 лет
2.1 Изучение уровня проявления милосердия у детей 6-7 лет 30
2.2 Содержание работы по воспитанию милосердия у детей 6-7 лет.. 39
2.3 Изучение динамики уровня проявления милосердия у детей 6-7 лет
Заключение 64
Список используемой литературы 67

Рост агрессии и насилия среди молодежи в настоящее время является неоспоримым фактом. Проблема происхождения жестокости и насилия в обществе волнует умы уже не одно столетие. К сожалению, история человечества наглядно показывает, что агрессия присуща человеку и обществу в целом. Агрессия - это один из древнейших, наиболее примитивный способ разрешения конфликтов. Вопрос о том, что есть разрушительное в человеке, каковы истоки произрастания зла в каждом из нас как в индивиде и социуме, в истории и жизни всего человеческого рода волновал умы многих мыслителей.
В основе природы насилия лежит психологическая теория. Зигмунд Фрейд верно подметил, что люди в корыстных целях могут совершить все что угодно, в том числе жестокость и насилие. Агрессия порождает зло, а это в свою очередь унижает человека, делает его безжалостным существом. Все более усиливающееся расслоение уровня благосостояния российского общества, возрастающая конкуренция, развитие потребительского общества, с одной стороны, выживание и борьба за минимальный уровень существования с другой создали условия для формирования особого менталитета, основанного на эгоизме и грубом прагматизме.
Отдаление людей друг от друга, проявление равнодушия и жестокости вызывают острую необходимость развития у новых поколений способности ощущать чужое страдание как собственное, сопереживать, прощать нанесенные другими обиды и боль. Не случайно будущее российского образования направлено на развитие нравственной личности и опирается на канонические духовные ценности.
Традиция воспитания в России гуманной личности спокон веков была связана с постижением основ христианской морали, этики, духовности. Отличительными чертами русской души всегда были: душевность, проявление благородства, самопожертвования. Особенную роль в воспитании детей занимали: развитие способности жертвовать личными интересами и удобствами ради защиты справедливости и добра, формирование милосердия и любви к окружающим, пробуждение в отроках начал светлых и нравственных. Важным условием для создания в социуме атмосферы взаимного уважения и доверия, заботы об окружающих являются взаимоотношения, которые основаны на сострадании к окружающим и милосердии. Потребность совершенствования реальных взаимоотношений между взрослыми в обществе подчеркивает важность воспитания у детей с ранних лет милосердия и внимания к людям, стремления оказывать помощь нуждающимся.
Противоречие, существующее между объективной необходимостью российского социума в воспитании нравственной личности и скудным уровнем развития милосердия как ведущей нравственной ценности в процессе организации деятельности детей старшего дошкольного возраста, обусловило неизбежность разработки средств и путей решения проблемы воспитания милосердия у детей.
Актуальность данной работы состоит именно в том, что на сегодняшний день проблема воспитания милосердия является значимой, поскольку побороть равнодушие и грубость, которые процветают в современном обществе можно только путем образования именно в дошкольном детстве установок на идеалы нравственности, великодушия, бережного и чуткого отношения друг другу.
Анализ исследований и педагогической практики позволили нам выявить противоречие между декларируемой необходимостью воспитания милосердия дошкольников и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий данного процесса.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема
исследования: каковы психолого-педагогические условия воспитания милосердия у детей 6-7 лет?
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий воспитания милосердия у детей 6-7 лет.
Объект исследования - процесс нравственного воспитания дошкольников.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия воспитания милосердия у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования - воспитание милосердия у детей 6-7 лет возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- учет психофизиологических особенностей старших дошкольников, обеспечивающих успех данному процессу;
- поэтапная организация педагогического процесса, направленного на реализацию эмоционального, познавательного и поведенческого компонентов милосердия;
- обеспечение содержательного и эмоционально насыщенного взаимодействия воспитателей и родителей .
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «милосердие», изучить теоретические основы и состояние процесса воспитания милосердия в современных условиях работы дошкольных образовательных организаций .
2. Обосновать психолого-педагогические условия, способствующие воспитанию милосердия у детей 6-7 лет.
3. Разработать показатели и уровни проявления милосердия у детей 6-7 лет.
Методы исследования. В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ научной педагогической, психологической, философской литературы, нормативных, программно-методических документов; систематизация, обобщение, сравнительно-сопоставительный анализ собранных данных); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; опросные методы, методы математической обработки данных).
Теоретическую основу исследования определили положения о нравственном воспитании детей (Л.И. Рувинский, С.А. Козлова, Т.А. Куликова), о роли семьи в данном процессе воспитания (Т.А. Куликова, Б.С. Братусь) о гуманной педагогике (Ш.А. Амонашвили), а также концепция духовно-нравственного развития личности (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков).
Научная новизна исследования:
- уточнено понимание милосердия у старших дошкольников как нравственного качества, отражающее знания о милосердии, желание и стремление его проявлять и реализовывать в поведении.
Теоретическая значимость исследования:
- определены и апробированы психолого-педагогические условия воспитания милосердия у детей 6-7 лет;
- раскрыты показатели проявления милосердия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагоги могут использовать в работе диагностический материал и психолого-педагогические условия воспитания милосердия у детей дошкольного возраста.
Положения: выносимые на защиту
1. Милосердие рассматривается как нравственное качество: отражающее знания о милосердии, желание и стремление его проявлять и реализовывать в поведении и деятельности.
2. Воспитание милосердия у детей 6-7 лет обеспечивается следующими
психолого-педагогическими условиями: учет психофизиологических особенностей старших дошкольников, обеспечивающих успех данному процессу; поэтапная организация педагогического процесса, направленного на реализацию эмоционального, познавательного и поведенческого компонентов милосердия; обеспечение содержательного и эмоционально насыщенного взаимодействия воспитателей и родителей.
3. Показателями проявления милосердия детьми 6-7 лет характеризуются степенью готовности оказывать помощь людям (взрослым и сверстникам), выраженным желанием и стремлением по-доброму относиться ко всему живому на основе овладения знаниями и способами деятельностного участия.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80 "Песенка" городского округа Тольятти.
Структура магистерской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование посвящено изучению психолого-педагогический условий воспитания милосердия у детей 6-7 лет. В ходе исследования мы обратились к анализу сущности и истории развития милосердия и благотворительности, обозначили особенности их развития в отечественной истории.
Опираясь на накопленные знания и опыт отечественных и зарубежных педагогов и психологов, была выдвинута гипотеза о том, что для воспитания милосердия у детей 6-7 лет необходимо соблюдать ряд условий. В ходе работы нами был использован комплекс методов исследования: проведен анализ научной литературы, нормативных документов, обобщены и систематизированы, полученные данные. Проведен педагогический эксперимент, который включал в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы, а также опросный и этап математической обработки данных.
Сравнительный анализ опыта воспитания милосердия в системе светского и религиозного обучения показал, что в обоих системах образования уделяется особое внимание духовно-нравственному воспитанию, в частности воспитанию милосердия. Используются одинаковые методы воспитания милосердия: беседа, труд, пример. Особый воспитательный эффект имеют семейное паломничество по святым местам.
Ключевым отличием между религиозным и светским пониманием милосердия является вопрос о том, почему человек поступает милосердно к ближнему. Светские исследователь рассматриваю формирование милосердия как одного из механизмов выживания, до сознательного проявления «любви- дара», предназначенного для всех как условия человеческого общежития. В процессе культурогенеза милосердие становится определяющей нравственной идеей в нормативно-ценностной аксиоматике морального
сознания как такового, где любой человек обладает непреходящей ценностью в качестве объекта уважения и заботы [1, с. 53-54].
Для религиозного понимания характерно восприятие милосердия - как долга человека. На это указывает заповедь любви «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и ближнего твоего, как самого себя (10-27).
Исследование подтвердило насущность проблемы воспитания милосердия у детей старшего дошкольного возраста, так как в этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: эмоциональная и волевая, интеллектуальная, нравственная, действенно-практическая.
Основываясь на результатах констатирующего эксперимента, мы условно выделить три уровня проявления милосердия у детей 6-7 лет (низкий - 30%, средний - 35% и высокий - 35%). Результаты контрольного эксперимента показали положительные результаты: низкий уровень проявления милосердия составил 5% детей, средний - 10%, высокий - 85% детей.
В ходе проведенного нами исследования мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
1. Исследование показало, что именно психофизиологические особенности детей 6-7 лет, их способность эмоционально переживать и проживать услышанное или увиденное, а также потребность в новых знаниях и формах поведения, во взаимопонимании и сопереживании, способствуют более успешному воспитанию милосердия чем в любом другом возрасте.
2. В ходе работы было доказано, что для воспитания такого важного нравственного качества как милосердие необходима поэтапная организация педагогического процесса, направленного на реализацию эмоционального, познавательного и поведенческого компонентов милосердия.
3. Исследование подтвердило важность обеспечения содержательного и эмоционально насыщенного взаимодействия воспитателей и родителей, поскольку это способствовало пониманию родителями важности развития милосердия у детей и повысило эффективность процесса воспитания данного нравственного качества у детей 6-7 лет.
Наше исследование не претендует на окончательное решение исследуемой проблемы. Требуют тщательного изучения вопросы, связанные с созданием воспитывающей милосердие среды не только в стенах детского сада и семьи, но и общества в целом, необходимо решить вопрос преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой.



1. Алябьева, Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками [Текст] / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Баллада о воспитании [Текст] /
Ш.А. Амонашвили. - Донецк: Изд-во «Ноулидж», 2008. - 92 с.
3. Амонашвили, Ш.А Улыбка моя, где ты? [Текст] /
Ш.А. Амонашвили. - Издательский дом Ш. Амонашвили. - Москва, 2003. - 39 с.
4. Байматова, А. Идеи ученых о милосердии [Текст] /А. Байматова // Молодой ученый. - 2013. - №2. - с. 333-335.
5. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л.И. Божович. - М., 1975. - 412 с.
6. Большой словарь русского языка [электронный ресурс]. - http://www.dict.t-mm.ru
7. Братусь, Б.С. Нравственное сознание (психологическое исследование) [Текст] / Б.С. Братусь. Изд-во «Знание», М. - 1985. - 65 с.
8. Бурнашев, В. Уроки нравственности [Текст] / В. Бурнашов, Е. Зайцева // Учебное пособие. - Казань, 1997. - 115 с.
9. Вилюнас, В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций [электронный ресурс]. - Куб - Электронная библиотека http: //www.koob.ru
10. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.
11. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / Под ред. А.М. Виноградовой // Книга для воспитателя детского сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
12. Выготский, Л.С. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.
13. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование [электронный ресурс] -Куб - Электронная библиотека. http: //www.koob.ru
14. Гиздатуллина, А. Г. Работа с родителями в детском саду
[Электронный ресурс] / А.Г. Гиздатуллина http://www.moi-
detsad.ru/konsultac260.html
15. Грамматика нравственности [Текст] / Под ред. Э.П. Козлова. - Москва: Новый учеб., 2007. - 223 с.
16. Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст] /
Л.А. Григорович. - М., 2001. - 289 с.
17. Гуревич, П.С. Философский словарь. Олимп [Текст] /
П.С. Гуревич. - М., 1997. - 461 с.
18. Даль, В.И. Толковый словарь живого великого русского языка [Текст] / В.И. Даль. - М., 1979. - 927 с.
19. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
20. Дыбина, О.В. Формирование творчества у детей дошкольного творчества в процессе ознакомления с предметным миром [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук (13.00.07; 13.00.08) / О.В. Дыбина; Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова. - Москва, 2002. 36 с..
21. Ермакова, Е. Курс нравственного воспитания «Этика» [Текст] / Е. Ермакова // Народное образование. - 1988. - № 9. - с. 37.
22. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! [Текст] / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М.: «Новая школа», 1996 - 157 с.
23. Княжева, И.А. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста [электронный ресурс]: Автореферат дисс. канд. пед. наук. -http: //www.childpsy.ru
24. Козлов, Э.П. Азбука нравственности [текст] / Э.П. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова // Воспитание школьников. - 2004-2007. - № 1-9.
25. Козлова, С.А Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: изд. центр «Академия», 2000. - 416 с.
26. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С. Кон. - М.: Наука, 1988. - 269с.
27. Кульчинская, Е.И. Воспитание чувств детей в семье [Текст] / Е.И. Кульчинская. - Киев: Радянська школа, 1983. - 120 с.
28. Купина, Н.А. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры [Текст] / Н.А. Купина, Н.Е. Богуславская. - М., 1992. - 176 с.
29. Лаврентьева, М.В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста [электронный ресурс] / М.В. Лаврентьева, -http://pedlib.ru.
30. Материалы Международной конференции. 16-17 февраля 2012
года, г. Ташкент [электронный ресурс]. -http://uza.uz. - Подготовка
образованного и интеллектуально развитого поколения как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны.
31. Мезина Е.С. Формирование у детей 4-5 лет доброжелательного
отношения к людям посредством традиций дошкольной образовательной организации [Текст] : бакалаврская работа : защищена 22.06.2016 / Е.С. Мезина. - Тольятти. : Изд-во Тольяттинский государственный университет, 2016. - 56 с.
32. Меньшиков В.И., Гатилова Н.Н., Хохлова А.Б. Духовно-нравственное воспитание в истории европейского образования (историко-педагогический анализ) [Текст] / В.И. Меньшиков, Н.Н. Гатилова,
A. Б. Хохлова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. - 2013. № 27 (170) выпуск 20. - С. 223-231.
33. Мосолов, В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко-педагогического исследования русской духовности) [Текст] /
B. А. Мосолов. - СПб, 1996. - 52 с.
34. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание
дошкольников 5-7 лет [Текст] / И.Ф. Мулько. - М., 2004. - 96 с.
35. Мясников, В.Н. Проблема отношения человека и ее место в психологии [Текст] / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1987. - 356 с.
36. Начала христианской психологии: учебное пособие для вузов [Текст] / Б.С. Братусь [и др.]. - М.: Наука, 1995. - 236 с.
37. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 2.[Текст] / Р.С. Немов. // Психология образования. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 496 с.
38. Нравственные проблемы развития личности [Текст] / Под ред. А.И. Титаренко. - М.: МГУ, 1982. - 144 с.
39. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. Изд. 18-е, стереотип. - М.: Русский язык, 1986. - 798с.
40. Ощепкова, Л.С. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у младших школьников [электронный ресурс]: Автореферат дисс. канд. пед. наук. - http://www.dissercat.com.
41. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 204 с.
42. Прихожан, A.M. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей [Текст] / А.М. Прихожан // Вопросы психологии. - 1981. - №2. - с. 143-149.
43. Психология эмоций [Текст] / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.
44. Психолого-педагогические особенности детей старшего
дошкольного возраста [электронный ресурс]. - http://dohcolonoc.ru.
45. Рувинский, Л.И. Нравственное воспитание личности [Текст] / Л.И. Рувинский. - Издательство Московского университета,1981. - 184 с.
46. Русскова, Л.В. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Л.В. Русскова. - М., 1986. - 397 с.
47. Семенака, С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая
программа для детей 5-7 лет [Текст] / С.И. Семенака. - М.: АРКТИ, 2002. - 78 с.
48. Суслов, В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания [Текст] / В.Н. Суслов. - М.: Просвещение, 2010. - 68 с.
49. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с.
50. Тисленкова, И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А. Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. -108 с.
51. Толковый словарь Ефремовой [электронный ресурс]. -www.efremova.info.
52. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
53. Чаплыгина А.Ю. Формирование у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях посредством этических бесед [Текст] / А.Ю. Чаплыгина. - Тольятти. : Изд-во Тольяттинский государственный университет, 2016. - 73 с.
54. Черемисина, В.Г. Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / В.Г. Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - с.14- 36.
55. Шадрина С.Н. Традиции нравственного воспитания детей в зарубежных исследованиях [Текст] / С.Н. Шадрина // Преподаватель XXI век / Московский педагогический государственный университет. - 2012. № 4. - с. 170-173.
56. Швачкина, Л.А. Древний мир: рождение милосердия [Текст] / Л.А. Швачкина // Вестник Самарского государственного университета. - 2010. №81. - с. 155-159.
57. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] / А.И. Шемшурина. - М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. - 140 с.
58. Шульц, М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников [Текст] / М.П. Шульц // Нравственное воспитание школьников. - 1976. - №12. - с.104.
59. Шутова, В.А. Педагогические условия воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста [электронный ресурс]: Автореферат дисс. канд. пед. наук. - http://www.dissercat.com.
60. Якобсон, С.Г. Психологические проблемы этического развития детей [Текст] / С.Г. Якобсон. - М.: Просвещение, 1984. - 144 с.
61. Формы работы детского сада с родителями [электронный ресурс]. -http: //detskiysad.ru/.
62. История милосердия [электронный ресурс]. -http://miloserdie.ru.
63. Энциклопедия Кругосвет [электронный ресурс]. -
http://www.krugosvet.ru.
64. RELIGIOUS TOURISM AND PILGRIMAGE IN RUSSIA: CULTURAL-HISTORICAL ANALYSIS Yakunin V.N., Yamashev V.M., Anuchin O.I., Adaevskaya T.I., Ovsyannikova N.V.The Turkish Online Journal ofDesign Art and Communication. 2016. Т. 6. № NVSPCL. С. 2595-2603.
65. Stepp G. Raising a Moral Child // Vision. Spring 2013. http://www.vision.org/visionmedia/child-development-core-competencies-moral-system/67422.aspx
66. SuttieJ_How Parents Influence Early Moral Development // Greater
Good Magazine. September, 29, 2015.
https://greatergood.berkeley.edu/article/item/how parents influence early moraldevelopment
67. Nikolaeva A., Popova L. To the Problem of the Spiritual and Moral Values Formation in Senior Pre-school Children //Procedia - Social andBehavioral Sciences/Volume 146, 25 August 2014, Pages 271-274. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S 1877042814047818
68. Sayo Turner V. Children with a Religious Upbringing Show Less
Altruism // Scientific American. February 9, 2016.
https://www.scientificamerican.com/article/children-with-a-religious-upbringing-show-less-altruism


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ