ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ МИЛОСЕРДИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания милосердия у
дошкольников
1.1 Воспитание милосердия как психолого-педагогическая проблема
1.2 Психолого-педагогические условия воспитания милосердия у
детей 6-7 лет
Глава 2. Экспериментальная работа по воспитанию милосердия у 30 детей 6-7 лет
2.1 Изучение уровня проявления милосердия у детей 6-7 лет 30
2.2 Содержание работы по воспитанию милосердия у детей 6-7 лет.. 39
2.3 Изучение динамики уровня проявления милосердия у детей 6-7 лет
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания милосердия у
дошкольников
1.1 Воспитание милосердия как психолого-педагогическая проблема
1.2 Психолого-педагогические условия воспитания милосердия у
детей 6-7 лет
Глава 2. Экспериментальная работа по воспитанию милосердия у 30 детей 6-7 лет
2.1 Изучение уровня проявления милосердия у детей 6-7 лет 30
2.2 Содержание работы по воспитанию милосердия у детей 6-7 лет.. 39
2.3 Изучение динамики уровня проявления милосердия у детей 6-7 лет
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Рост агрессии и насилия среди молодежи в настоящее время является неоспоримым фактом. Проблема происхождения жестокости и насилия в обществе волнует умы уже не одно столетие. К сожалению, история человечества наглядно показывает, что агрессия присуща человеку и обществу в целом. Агрессия - это один из древнейших, наиболее примитивный способ разрешения конфликтов. Вопрос о том, что есть разрушительное в человеке, каковы истоки произрастания зла в каждом из нас как в индивиде и социуме, в истории и жизни всего человеческого рода волновал умы многих мыслителей.
В основе природы насилия лежит психологическая теория. Зигмунд Фрейд верно подметил, что люди в корыстных целях могут совершить все что угодно, в том числе жестокость и насилие. Агрессия порождает зло, а это в свою очередь унижает человека, делает его безжалостным существом. Все более усиливающееся расслоение уровня благосостояния российского общества, возрастающая конкуренция, развитие потребительского общества, с одной стороны, выживание и борьба за минимальный уровень существования с другой создали условия для формирования особого менталитета, основанного на эгоизме и грубом прагматизме.
Отдаление людей друг от друга, проявление равнодушия и жестокости вызывают острую необходимость развития у новых поколений способности ощущать чужое страдание как собственное, сопереживать, прощать нанесенные другими обиды и боль. Не случайно будущее российского образования направлено на развитие нравственной личности и опирается на канонические духовные ценности.
Традиция воспитания в России гуманной личности спокон веков была связана с постижением основ христианской морали, этики, духовности. Отличительными чертами русской души всегда были: душевность, проявление благородства, самопожертвования. Особенную роль в воспитании детей занимали: развитие способности жертвовать личными интересами и удобствами ради защиты справедливости и добра, формирование милосердия и любви к окружающим, пробуждение в отроках начал светлых и нравственных. Важным условием для создания в социуме атмосферы взаимного уважения и доверия, заботы об окружающих являются взаимоотношения, которые основаны на сострадании к окружающим и милосердии. Потребность совершенствования реальных взаимоотношений между взрослыми в обществе подчеркивает важность воспитания у детей с ранних лет милосердия и внимания к людям, стремления оказывать помощь нуждающимся.
Противоречие, существующее между объективной необходимостью российского социума в воспитании нравственной личности и скудным уровнем развития милосердия как ведущей нравственной ценности в процессе организации деятельности детей старшего дошкольного возраста, обусловило неизбежность разработки средств и путей решения проблемы воспитания милосердия у детей.
Актуальность данной работы состоит именно в том, что на сегодняшний день проблема воспитания милосердия является значимой, поскольку побороть равнодушие и грубость, которые процветают в современном обществе можно только путем образования именно в дошкольном детстве установок на идеалы нравственности, великодушия, бережного и чуткого отношения друг другу.
Анализ исследований и педагогической практики позволили нам выявить противоречие между декларируемой необходимостью воспитания милосердия дошкольников и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий данного процесса.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема
исследования: каковы психолого-педагогические условия воспитания милосердия у детей 6-7 лет?
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий воспитания милосердия у детей 6-7 лет.
Объект исследования - процесс нравственного воспитания дошкольников.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия воспитания милосердия у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования - воспитание милосердия у детей 6-7 лет возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- учет психофизиологических особенностей старших дошкольников, обеспечивающих успех данному процессу;
- поэтапная организация педагогического процесса, направленного на реализацию эмоционального, познавательного и поведенческого компонентов милосердия;
- обеспечение содержательного и эмоционально насыщенного взаимодействия воспитателей и родителей .
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «милосердие», изучить теоретические основы и состояние процесса воспитания милосердия в современных условиях работы дошкольных образовательных организаций .
2. Обосновать психолого-педагогические условия, способствующие воспитанию милосердия у детей 6-7 лет.
3. Разработать показатели и уровни проявления милосердия у детей 6-7 лет.
Методы исследования. В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ научной педагогической, психологической, философской литературы, нормативных, программно-методических документов; систематизация, обобщение, сравнительно-сопоставительный анализ собранных данных); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; опросные методы, методы математической обработки данных).
Теоретическую основу исследования определили положения о нравственном воспитании детей (Л.И. Рувинский, С.А. Козлова, Т.А. Куликова), о роли семьи в данном процессе воспитания (Т.А. Куликова, Б.С. Братусь) о гуманной педагогике (Ш.А. Амонашвили), а также концепция духовно-нравственного развития личности (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков).
Научная новизна исследования:
- уточнено понимание милосердия у старших дошкольников как нравственного качества, отражающее знания о милосердии, желание и стремление его проявлять и реализовывать в поведении.
Теоретическая значимость исследования:
- определены и апробированы психолого-педагогические условия воспитания милосердия у детей 6-7 лет;
- раскрыты показатели проявления милосердия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагоги могут использовать в работе диагностический материал и психолого-педагогические условия воспитания милосердия у детей дошкольного возраста.
Положения: выносимые на защиту
1. Милосердие рассматривается как нравственное качество: отражающее знания о милосердии, желание и стремление его проявлять и реализовывать в поведении и деятельности.
2. Воспитание милосердия у детей 6-7 лет обеспечивается следующими
психолого-педагогическими условиями: учет психофизиологических особенностей старших дошкольников, обеспечивающих успех данному процессу; поэтапная организация педагогического процесса, направленного на реализацию эмоционального, познавательного и поведенческого компонентов милосердия; обеспечение содержательного и эмоционально насыщенного взаимодействия воспитателей и родителей.
3. Показателями проявления милосердия детьми 6-7 лет характеризуются степенью готовности оказывать помощь людям (взрослым и сверстникам), выраженным желанием и стремлением по-доброму относиться ко всему живому на основе овладения знаниями и способами деятельностного участия.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80 "Песенка" городского округа Тольятти.
Структура магистерской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
В основе природы насилия лежит психологическая теория. Зигмунд Фрейд верно подметил, что люди в корыстных целях могут совершить все что угодно, в том числе жестокость и насилие. Агрессия порождает зло, а это в свою очередь унижает человека, делает его безжалостным существом. Все более усиливающееся расслоение уровня благосостояния российского общества, возрастающая конкуренция, развитие потребительского общества, с одной стороны, выживание и борьба за минимальный уровень существования с другой создали условия для формирования особого менталитета, основанного на эгоизме и грубом прагматизме.
Отдаление людей друг от друга, проявление равнодушия и жестокости вызывают острую необходимость развития у новых поколений способности ощущать чужое страдание как собственное, сопереживать, прощать нанесенные другими обиды и боль. Не случайно будущее российского образования направлено на развитие нравственной личности и опирается на канонические духовные ценности.
Традиция воспитания в России гуманной личности спокон веков была связана с постижением основ христианской морали, этики, духовности. Отличительными чертами русской души всегда были: душевность, проявление благородства, самопожертвования. Особенную роль в воспитании детей занимали: развитие способности жертвовать личными интересами и удобствами ради защиты справедливости и добра, формирование милосердия и любви к окружающим, пробуждение в отроках начал светлых и нравственных. Важным условием для создания в социуме атмосферы взаимного уважения и доверия, заботы об окружающих являются взаимоотношения, которые основаны на сострадании к окружающим и милосердии. Потребность совершенствования реальных взаимоотношений между взрослыми в обществе подчеркивает важность воспитания у детей с ранних лет милосердия и внимания к людям, стремления оказывать помощь нуждающимся.
Противоречие, существующее между объективной необходимостью российского социума в воспитании нравственной личности и скудным уровнем развития милосердия как ведущей нравственной ценности в процессе организации деятельности детей старшего дошкольного возраста, обусловило неизбежность разработки средств и путей решения проблемы воспитания милосердия у детей.
Актуальность данной работы состоит именно в том, что на сегодняшний день проблема воспитания милосердия является значимой, поскольку побороть равнодушие и грубость, которые процветают в современном обществе можно только путем образования именно в дошкольном детстве установок на идеалы нравственности, великодушия, бережного и чуткого отношения друг другу.
Анализ исследований и педагогической практики позволили нам выявить противоречие между декларируемой необходимостью воспитания милосердия дошкольников и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий данного процесса.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема
исследования: каковы психолого-педагогические условия воспитания милосердия у детей 6-7 лет?
Цель исследования - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий воспитания милосердия у детей 6-7 лет.
Объект исследования - процесс нравственного воспитания дошкольников.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия воспитания милосердия у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования - воспитание милосердия у детей 6-7 лет возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- учет психофизиологических особенностей старших дошкольников, обеспечивающих успех данному процессу;
- поэтапная организация педагогического процесса, направленного на реализацию эмоционального, познавательного и поведенческого компонентов милосердия;
- обеспечение содержательного и эмоционально насыщенного взаимодействия воспитателей и родителей .
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «милосердие», изучить теоретические основы и состояние процесса воспитания милосердия в современных условиях работы дошкольных образовательных организаций .
2. Обосновать психолого-педагогические условия, способствующие воспитанию милосердия у детей 6-7 лет.
3. Разработать показатели и уровни проявления милосердия у детей 6-7 лет.
Методы исследования. В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (анализ научной педагогической, психологической, философской литературы, нормативных, программно-методических документов; систематизация, обобщение, сравнительно-сопоставительный анализ собранных данных); эмпирические (педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; опросные методы, методы математической обработки данных).
Теоретическую основу исследования определили положения о нравственном воспитании детей (Л.И. Рувинский, С.А. Козлова, Т.А. Куликова), о роли семьи в данном процессе воспитания (Т.А. Куликова, Б.С. Братусь) о гуманной педагогике (Ш.А. Амонашвили), а также концепция духовно-нравственного развития личности (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков).
Научная новизна исследования:
- уточнено понимание милосердия у старших дошкольников как нравственного качества, отражающее знания о милосердии, желание и стремление его проявлять и реализовывать в поведении.
Теоретическая значимость исследования:
- определены и апробированы психолого-педагогические условия воспитания милосердия у детей 6-7 лет;
- раскрыты показатели проявления милосердия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагоги могут использовать в работе диагностический материал и психолого-педагогические условия воспитания милосердия у детей дошкольного возраста.
Положения: выносимые на защиту
1. Милосердие рассматривается как нравственное качество: отражающее знания о милосердии, желание и стремление его проявлять и реализовывать в поведении и деятельности.
2. Воспитание милосердия у детей 6-7 лет обеспечивается следующими
психолого-педагогическими условиями: учет психофизиологических особенностей старших дошкольников, обеспечивающих успех данному процессу; поэтапная организация педагогического процесса, направленного на реализацию эмоционального, познавательного и поведенческого компонентов милосердия; обеспечение содержательного и эмоционально насыщенного взаимодействия воспитателей и родителей.
3. Показателями проявления милосердия детьми 6-7 лет характеризуются степенью готовности оказывать помощь людям (взрослым и сверстникам), выраженным желанием и стремлением по-доброму относиться ко всему живому на основе овладения знаниями и способами деятельностного участия.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 80 "Песенка" городского округа Тольятти.
Структура магистерской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Проведенное исследование посвящено изучению психолого-педагогический условий воспитания милосердия у детей 6-7 лет. В ходе исследования мы обратились к анализу сущности и истории развития милосердия и благотворительности, обозначили особенности их развития в отечественной истории.
Опираясь на накопленные знания и опыт отечественных и зарубежных педагогов и психологов, была выдвинута гипотеза о том, что для воспитания милосердия у детей 6-7 лет необходимо соблюдать ряд условий. В ходе работы нами был использован комплекс методов исследования: проведен анализ научной литературы, нормативных документов, обобщены и систематизированы, полученные данные. Проведен педагогический эксперимент, который включал в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы, а также опросный и этап математической обработки данных.
Сравнительный анализ опыта воспитания милосердия в системе светского и религиозного обучения показал, что в обоих системах образования уделяется особое внимание духовно-нравственному воспитанию, в частности воспитанию милосердия. Используются одинаковые методы воспитания милосердия: беседа, труд, пример. Особый воспитательный эффект имеют семейное паломничество по святым местам.
Ключевым отличием между религиозным и светским пониманием милосердия является вопрос о том, почему человек поступает милосердно к ближнему. Светские исследователь рассматриваю формирование милосердия как одного из механизмов выживания, до сознательного проявления «любви- дара», предназначенного для всех как условия человеческого общежития. В процессе культурогенеза милосердие становится определяющей нравственной идеей в нормативно-ценностной аксиоматике морального
сознания как такового, где любой человек обладает непреходящей ценностью в качестве объекта уважения и заботы [1, с. 53-54].
Для религиозного понимания характерно восприятие милосердия - как долга человека. На это указывает заповедь любви «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и ближнего твоего, как самого себя (10-27).
Исследование подтвердило насущность проблемы воспитания милосердия у детей старшего дошкольного возраста, так как в этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: эмоциональная и волевая, интеллектуальная, нравственная, действенно-практическая.
Основываясь на результатах констатирующего эксперимента, мы условно выделить три уровня проявления милосердия у детей 6-7 лет (низкий - 30%, средний - 35% и высокий - 35%). Результаты контрольного эксперимента показали положительные результаты: низкий уровень проявления милосердия составил 5% детей, средний - 10%, высокий - 85% детей.
В ходе проведенного нами исследования мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
1. Исследование показало, что именно психофизиологические особенности детей 6-7 лет, их способность эмоционально переживать и проживать услышанное или увиденное, а также потребность в новых знаниях и формах поведения, во взаимопонимании и сопереживании, способствуют более успешному воспитанию милосердия чем в любом другом возрасте.
2. В ходе работы было доказано, что для воспитания такого важного нравственного качества как милосердие необходима поэтапная организация педагогического процесса, направленного на реализацию эмоционального, познавательного и поведенческого компонентов милосердия.
3. Исследование подтвердило важность обеспечения содержательного и эмоционально насыщенного взаимодействия воспитателей и родителей, поскольку это способствовало пониманию родителями важности развития милосердия у детей и повысило эффективность процесса воспитания данного нравственного качества у детей 6-7 лет.
Наше исследование не претендует на окончательное решение исследуемой проблемы. Требуют тщательного изучения вопросы, связанные с созданием воспитывающей милосердие среды не только в стенах детского сада и семьи, но и общества в целом, необходимо решить вопрос преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой.
Опираясь на накопленные знания и опыт отечественных и зарубежных педагогов и психологов, была выдвинута гипотеза о том, что для воспитания милосердия у детей 6-7 лет необходимо соблюдать ряд условий. В ходе работы нами был использован комплекс методов исследования: проведен анализ научной литературы, нормативных документов, обобщены и систематизированы, полученные данные. Проведен педагогический эксперимент, который включал в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы, а также опросный и этап математической обработки данных.
Сравнительный анализ опыта воспитания милосердия в системе светского и религиозного обучения показал, что в обоих системах образования уделяется особое внимание духовно-нравственному воспитанию, в частности воспитанию милосердия. Используются одинаковые методы воспитания милосердия: беседа, труд, пример. Особый воспитательный эффект имеют семейное паломничество по святым местам.
Ключевым отличием между религиозным и светским пониманием милосердия является вопрос о том, почему человек поступает милосердно к ближнему. Светские исследователь рассматриваю формирование милосердия как одного из механизмов выживания, до сознательного проявления «любви- дара», предназначенного для всех как условия человеческого общежития. В процессе культурогенеза милосердие становится определяющей нравственной идеей в нормативно-ценностной аксиоматике морального
сознания как такового, где любой человек обладает непреходящей ценностью в качестве объекта уважения и заботы [1, с. 53-54].
Для религиозного понимания характерно восприятие милосердия - как долга человека. На это указывает заповедь любви «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и ближнего твоего, как самого себя (10-27).
Исследование подтвердило насущность проблемы воспитания милосердия у детей старшего дошкольного возраста, так как в этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: эмоциональная и волевая, интеллектуальная, нравственная, действенно-практическая.
Основываясь на результатах констатирующего эксперимента, мы условно выделить три уровня проявления милосердия у детей 6-7 лет (низкий - 30%, средний - 35% и высокий - 35%). Результаты контрольного эксперимента показали положительные результаты: низкий уровень проявления милосердия составил 5% детей, средний - 10%, высокий - 85% детей.
В ходе проведенного нами исследования мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
1. Исследование показало, что именно психофизиологические особенности детей 6-7 лет, их способность эмоционально переживать и проживать услышанное или увиденное, а также потребность в новых знаниях и формах поведения, во взаимопонимании и сопереживании, способствуют более успешному воспитанию милосердия чем в любом другом возрасте.
2. В ходе работы было доказано, что для воспитания такого важного нравственного качества как милосердие необходима поэтапная организация педагогического процесса, направленного на реализацию эмоционального, познавательного и поведенческого компонентов милосердия.
3. Исследование подтвердило важность обеспечения содержательного и эмоционально насыщенного взаимодействия воспитателей и родителей, поскольку это способствовало пониманию родителями важности развития милосердия у детей и повысило эффективность процесса воспитания данного нравственного качества у детей 6-7 лет.
Наше исследование не претендует на окончательное решение исследуемой проблемы. Требуют тщательного изучения вопросы, связанные с созданием воспитывающей милосердие среды не только в стенах детского сада и семьи, но и общества в целом, необходимо решить вопрос преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой.
Подобные работы
- ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ СОСТРАДАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2020 - Методические основы формирования у старших дошкольников милосердия (Армавирский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - ВОСПИТАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогические условия развития нравственных ценностных ориентаций старших дошкольников в социально-коммуникативном воспитании (Псковский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - ВОСПИТАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016



