Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование критического мышления младших школьников в процессе проектной деятельности

Работа №104297

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2022
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
193
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования критического мышления у младших школьников в процессе проектной деятельности 7
1.1 Сущность понятия «критическое мышление» и специфика его
формирования в младшем школьном возрасте 7
1.2 Особенности формирования критического мышления в процессе
проектной деятельности 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию критического
мышления у младших школьников в процессе проектной деятельности 24
2.1 Диагностика уровня сформированности критического мышления у
младших школьников 24
2.2 Организация экспериментальной работы по формированию
критического мышления посредством проектной деятельности 32
2.3 Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию критического мышления 37
Заключение 46
Список используемой литературы 48


В современном обществе количество информации, которое сегодня доступно человеку, в разы превышает его возможность на её обработку. Информация накладывается лавиной, и помимо этого, больше половины поступающей информации не является достоверной.
Перед современной школой стоит очень важная задача, которая заключается в том, чтобы воспитать личность, умеющую думать, аргументировать свои высказывания, достигать поставленной цели, владеть набором умений, навыков и знаний. Чтобы решить эту задачу наиболее эффективным способом является формирование у школьников критического мышления. В него входит умение находить проблему, искать новые пути решения, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, уметь проводить анализ деятельности и признавать допущенные ошибки.
В Концепции развития образования Российской Федерации до 2025 года важная роль отводиться обучению младшего школьника мыслить критически, решать сложные проблемы с помощью анализа обстоятельств и соответствующей информации. Так же сравнивать и принимать во внимание альтернативные мнения, принимать правильные решения, общаться с людьми, вступать в дискуссию [44].
Формированию критического мышления учащихся младшего школьного возраста посвящены труды таких учёных, как: С. Л. Рубинштейн [30], С. И. Заир-Бек [14], Д. Халперн [46], М. В. Кларин [17], Дж. Дьюи [11], И. В. Муштавинская [23], И. О. Загашев [12], Ч. Темпл [39] и других.
Чтобы стать успешным, сегодняшнему ученику необходимо уметь анализировать получаемую информацию и выявлять главное, уметь сформулировать свое отношение к полученным знаниям, отказаться от недостоверной, неактуальной и ненужной информации. Ребёнок с такими умениями не рождается, их нужно развивать; для решения поставленной задачи необходимо формировать критическое мышление у детей младшего школьного возраста. Так же нужно не забывать учитывать уровень доверчивости детей, в младшем школьном возрасте он крайне высок, дети верят практически всему, что говорят взрослые, ещё одна из причин почему формирование критического мышления нужно начинать именно с младшего школьного возраста.
Количество информации, которое сегодня доступно человеку, превышает его возможности на ее обработку. Тем более большая часть поступающей информации является не достоверной.
Человек с развитым критическим мышлением сумеет эффективно работать с информационным пространством, принимать разнообразие окружающего мира и точек зрения.
Цель исследования - разработать и апробировать содержание проектной деятельности, способствующее формированию критического мышления у младших школьников.
Объект исследования: процесс реализации проектной деятельности в начальной школе.
Предмет исследования: формирование в ходе проектной деятельности критического мышления обучающихся начальной школы.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование критического мышления младших школьников в проектной деятельности будет протекать наиболее эффективно, если:
- рассмотреть условия формирования критического мышления у младших школьников и применить их на практике;
- разработать содержание проектной деятельности направленное на формирование критического мышления у детей младшего школьного возраста;
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования критического мышления;
2) подобрать методики для выявления уровня сформированности критического мышления у младших школьников;
3) разработать и реализовать содержание проектной деятельности, включающее рефлексию и самоанализ, и направленное на формирование критического мышления у младших школьников;
4) провести контрольную диагностику, выявить эффективность методов и сделать выводы.
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методологической литературы, изучение нормативно-правовых документов по проблеме исследования;
2) практические (эмпирические) методы: формирующий эксперимент;
3) методы обработки и интерпретации: обработка результатов по этапной реализации приемов.
База исследования: МБУ «Лицей № 37», Самарская область, г. Тольятти. В исследовании принимали участие учащиеся 3 «А» класса, в количестве 30 человек (экспериментальная группа) и учащихся 3 «Б» класса, в количестве 26 человек (контрольная группа).
Практическая значимость: результаты исследования и разработанное содержание проектной деятельности могут быть использованы педагогами начальной школы для формирования критического мышление младших школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (49 источников). Текст проиллюстрирован 18 таблицами и 10 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования критического мышления в младшем школьном возрасте на современном этапе развития социальных отношений является актуальным.
Формирование критического мышления является одной из важнейших задач современного образования, так как человек, умеющий критически мыслить, очень быстро решает поставленную задачу.
Проведенный анализ литературы, дал нам возможность сделать вывод о том, что наиболее продуктивной методикой для формирования критического мышления является именно проектная деятельность.
Значение проектной деятельности в формировании критического мышления проявляется в развитии умений самостоятельно формировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, уметь находить проблему, уметь объяснять и доказывать свою точку зрения.
Для того, чтобы достигнуть цель исследования и подтвердить гипотезу исследования, нами была проведена экспериментальная работа.
Цель экспериментальной работы - разработать и апробировать содержание проектной деятельности, которая благоприятствует формированию критического мышления в младшем школьном возрасте.
По результатам оценки критического мышления школьников мы получили данные:
- уровень наблюдательности у учащихся - средний;
- уровень умения проводить анализ и синтез - средний;
- уровень установления причинно-следственных связей - средний;
- уровень способности к обобщению - высокий;
- уровень способности к абстрактному мышлению - высокий.
На основе результатов, которые мы получили на констатирующем этапа эксперимента, мы провели комплекс занятий, которые специализируются на критическом мышлении с помощью проектной деятельности.
Основываясь на констатирующей и формирующей части эксперимента, мы выделили цель контрольного эксперимента: сравнить их результаты и с помощью их сделать выводы. Вторая диагностика была проведена после формирующего этапа эксперимента. Для диагностирования уровня сформированности критического мышления у учеников, мы использовали методики, которые использовались так же и на констатирующем этапе эксперимента.
После обучения с использованием проектной деятельности, у младших школьников наблюдалась положительная динамика:
- появление у детей интереса и готовности к использованию знаний, полученных ранее;
- решение практических задач;
- устойчивое проявление познавательной активности;
- адекватное оценивание своих действий.
Итак, с уверенностью можно утверждать, что формирование критического мышления происходит эффективно с использованием проектной деятельности; именно поэтому необходимо продолжать формирование критического мышления младших школьников.
Таким образом, гипотеза подтверждена и цель достигнута.



1. Аверин В. А. Психология детей и подростков. СПб. : Михайлова, 1998. 379 с.
2. Байрамов А. С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста / Авторефер. докт. дис. Баку, 1968. 128 с.
3. Блум Б. Таксономия образовательных целей: сфера познания. 1956. 570 с.
4. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М. : Открытое общество, 2000. 215 с.
5. Бутенко А. В., Ходос Е. А.Критическое мышление: метод,теория, практика. М. : Мирос, 2002. 176 с.
6. Векслер С. И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: автореф. дис.; канд. пед. наук. Киев, 1974. 24 с.
7. Вишнякова Е. Е. Не только о технологии РКМЧП. Русский язык. 2004. №15. С. 10-13.
8. Волков Б. С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. М. : Академический Проект, 2004. 142 с.
9. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М. : Русский язык, 1978. 360 с.
10. Дубравина И. В. Возрастная и педагогическая психология. М. : Академия, 2002. 330 с.
11. Дьюи Дж. Школа и общество. М. : Госиздат, 1924. 168 с.
12. Загашев И. О. Критическое мышление: технология развития. СПб. : Альянс-Дельта, 2003. 284 с.
13. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей критически мыслить. СПб. : Альянс Дельта, 2003. 415 с.
14. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М. : Просвещение, 2011. 219 с.
15. Занков Л. В. Развитие учащихся в процессе обучения. М. : АПН РСФСР, 1963. 292 с.
16. Ивунина Е. Е.О различных подходах к понятию «критическое мышление». М. : Просвещение, 2009. 170 с.
17. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления. СПб. : Школьные технологии. 2004. №2. С. 3-10.
18. Клустер Д. Что такое критическое мышление? М. : Русский язык. 2002. №29. С. 3-6.
19. Ковалева Л. В. Технология развития критического мышления. Горно-Алтайск: ИПКРОРА, 2005. 189 с.
20. Ласкожевская Е. В. Технология развития критического
мышления младших школьников. М. : Начальная школа. 2007. №6. С. 68-70.
21. Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М. : Педагогика, 1975. 364 с.
22. Мокраусов И. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Самара: Профи, 2002. 217 с.
23. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учебно-методическое пособие. СПб. : КАРО, 2018. 140 с.
24. Немов Р. С. Психология; в 3-ёх т. М. : Владос, 1998. т. 3. С. 47¬53.
25. Низовская И. В. За и против. Критическое мышление - это...// Библиотека в школе. №16. С. 3-4.
26. Ноэль-Цигульская Т. Ф. О критическом мышление. М. : Педагогика, 2000. 259 с.
27. Поль Р. У. Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире. Перевод с англ. 1990. 575 с.
28. Реан А. А. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. 432 с.
29. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М. : Владос, 2009. 240 с.
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2007. 316 с.
31. Русских Г. А. Технология развития критического мышления // Биология в школе. 2004. №2. C. 28-33.
32. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. М. : Народное образование, 2005. 535 с.
33. Сизова Р. И. Учусь создавать проект. ч. 1: исследуем, доказываем, проектируем, создаем: 3-й класс: рабочая тетрадь. М. : РОСТ, 2019. 58 с.
34. Сизова Р. И. Учусь создавать проект. ч. 2: исследуем, доказываем, проектируем, создаем: 3-й класс: рабочая тетрадь. М. : РОСТ, 2019. 54 с.
35. Скурыгина С. К. Взгляды зарубежных ученых на сущность критического мышления. М. : Молодой учёный, 2016. №7. С. 708-710.
36. Сорина Г. В. Критическое мышление: история и современный статус // Вестник Московского университета. 2003. №6. С. 97-110.
37. Сорокун П. А. Общая психология. Псков: ПГПИ, 2003. 312 с.
38. Столбунова С. В. Развитие критического мышления. Апробация технологии // Русский язык. 2003. №27. С. 3-7.
39. Темпл Ч. Критическое мышление и критическая грамотность. СПб. : Перемена. 2005. № 2. С. 15-20.
40. Толковый словарь русского языка: современная редакция; под ред. Д. Н. Ушакова. М. : Дом Славянской кн., 2008. 959 с.
41. Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений. Ожегов С. И.; под общ. ред. Скворцова Л. И. 28-е изд., перераб. М. : Мир И образование, 2015. 1375 с.
42. Тягло А. В. Критическое мышление: начальное пособие. Харьков: Основа, 2008. 189 с.
43. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М. : Политиздат,1987. 590 с.
44. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя; под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2010. 159 с.
45. Фостер К. К. Вводные вопросы для активизации критического мышления // Перемена. 2004. № 4. С. 38-43.
46. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб. : Питер, 2000. 224 с.
47. Шацкий С. Т. Сохраним то, что есть в детях. М. : Карапуз, 2011. 349 с.
48. Щербатых Ю. В. Общая психология. СПб. : Питер, 2008. 272 с.
49. Ягудина Т. А. Мышление обучающихся в информационно-педагогическом процессе // Журнал Педагогическое образование и наука. 2009. № 2. C. 65-68.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ