Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме правового воспитания студентов вуза 12
1.1. Правовое воспитание студентов: сущность и виды 12
1.2. Ретроспективный анализ правового воспитания в России как основа
совершенствования процесса подготовки студентов вуза 17
1.3. Проблемы правового воспитания студентов в современной психолого-педагогической литературе 23
Выводы 31
Глава 2. Повышение эффективности правового воспитания в вузе 33
2.1. Анализ средств правового воспитания в системе высшего
образования 33
2.2. Выявление правового компонента в структуре учебных дисциплин
психолого-педагогического направления подготовки 40
2.3. Разработка учебно-методического обеспечения правового воспитания
образовательной деятельности студентов вуза 52
Выводы 80
Заключение 82
Список используемой литературы и источников 85
Приложения 95
Актуальность исследования определяется тем, что в результате принятия Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ и федеральных государственных образовательных стандартов возникает вопрос о такой грани в высшем образовании, как правовое воспитание.
Современная Россия переживает период радикальных преобразований. Построение правового государства, рыночные отношения, кризисные процессы в экономике, социальной и политической сферах выдвигают на первое место вопросы формирования духовности, нравственности и правовой культуры. Поэтому, зная о том, насколько устойчивы правовые стереотипы, и как они передаются подрастающему поколению, актуальность правового воспитания в вузах значительно возрастает. Неадекватность складывающихся общественных отношений, временных законодательных решений, отсутствие четкой концепции государственной молодежной политики - сегодня все это предопределяет возрождение интереса ученых к проблеме формирования правового воспитания.
Определенные надежды на улучшение ситуации в сфере правового воспитания вселяют принятые Россией обязательства при вступлении в Совет Европы, закрепленная в Конституции России обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, а также растущая в общественном сознании необходимость построения гражданского общества и правового государства.
Отдельные положения о воспитании учащейся молодежи содержатся в президентских указах и федеральных законах, в частности, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (на период до 2025 года), Стандарте воспитательной деятельности в учреждениях высшего образования (2014) и других.
Следует отметить, что при неизбежных издержках процесс формирования правового воспитания молодежи продолжает развиваться. Однако, на сегодняшний день наука пока не предложила концепции правового воспитания молодежи, отвечающей современным требованиям. Практика организации правового воспитания молодежи, в частности студенчества, с позиций новых подходов находится сегодня в стадии становления.
Особую актуальность приобретало правовое воспитание молодежи в переходный период развития страны, который в России носит затяжной характер. Данное обстоятельство обуславливается как неснижающимся количеством разнообразных правонарушений, в совершении которых нередко участвуют и представители студенческой молодежи, так и реформированием отечественной правовой системы.
Правовые и политические реформы, которые проводятся в России на протяжении последних лет, ставят перед высшей школой задачу организовать деятельность профессорско-преподавательского состава таким образом, чтобы достигалась цель воспитания студентов в духе уважения к праву и системе российского законодательства, к правоохранительным органам государства, возникало доверие к деятельности государственного механизма . Студенты должны уметь самостоятельно защищать свои права и законные интересы, отстаивать их способами, предусмотренными в законе. Однако данная деятельность не приведет к успеху, если она будет осуществляться только на уровне вуза, поскольку здесь требуется и разноплановая государственная поддержка. Следует отметить и то, что оптимальные направления деятельности государства и общества, в целом, в направлении правового воспитания еще нуждаются в своем определении.
Другой аспект актуальности исследования обусловлен тем, что реальность свидетельствует о широком распространении таких негативных явлений как коррупция, массовое неисполнение, как должностными лицами, так и гражданами своих обязанностей, неуважение прав и свобод человека и гражданина.
Проблема правового воспитания в вузах в настоящее время действительно существует, но она не должна исчерпываться только профилактическими мерами. Воспитание новых поколений в духе взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры может быть отнесено к числу «вечных» проблем.
Задача учреждений высшего образования состоит в том, чтобы помочь студенту, а в дальнейшем специалисту достигнуть такого уровня правовой воспитанности, которая не просто позволит ему участвовать в правоотношениях без эксцессов, но и даст возможность включиться в конструктивную профессиональную деятельность, а также проявить себя свободной личностью, обладающей системой сформированных правовых взглядов.
Правовое воспитание студенческой молодежи - комплексная многогранная проблема, изучаемая не только педагогической наукой, но и философией, юриспруденцией, социологией, психологией. Их взаимодействие и интеграция в структуре духовной культуры России позволяют говорить о широком охвате общеметодологических особенностей правовой культуры личности, ее правовой воспитанности.
В последнее время особо возрастает интерес к проблемам правового воспитания в учебных заведениях системы высшего профессионального образования, проводятся социологические исследования по вопросам правового воспитания, правового сознания, правовой культуры. В работах ряда ученых рассматриваются различные аспекты правового воспитания молодежи вообще и студенчества в частности: Блясова И. Ю , Борискина К. Г. , Воронова, Галиченко А. Ю., А.А., Галстян И. Ш., Лаута О. Н., Ильин О. Ю., Киреев М. Н., , Киреева Н. В. и ряда других.
Тем не менее, следует отметить, что в системе правового воспитания имеются и недостатки. К недостаткам правового воспитания можно отнести тот факт, что не редко злоупотребление правом и другими формами практического и теоретического нигилизма у одной части, представление о том, что все проблемы можно решить посредством принятия соответствующей правовой нормы у другой его части. Не разработан комплексный подход к организации учебной деятельности, способствующей повышению эффективности правового воспитания молодежи, и отсутствует методика его оценки. Все это является следствием неэффективности правового воспитания, что можно действительно отнести к недостаткам существующей правовой системы.
Выявленные недостатки обозначили противоречия между:
- достаточно большим количеством разработанных педагогических концепций правового воспитания и неэффективностью их реализации;
- наличием теоретических правовых знаний у выпускников вузов и невозможностью их включения в конструктивную профессиональную деятельность;
- необходимостью проведения широкой разъяснительной работы по правовому воспитанию и отсутствием должного внимания к ней со стороны профессорско-преподавательского состава.
Сформулированные противоречия определили проблему исследования: как повысить эффективность правового воспитания студентов в современных условиях вуза?
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности студентов психолого-педагогического направления подготовки по правовому воспитанию.
Объект исследования: процесс правового воспитания в вузе.
Предмет исследования: учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности по правовому воспитанию в вузе.
Гипотеза исследования состоит в том, что правовое воспитание студентов вуза будет эффективным, если:
- раскрыто понятие «правовое воспитание в вузе»;
- субъекты образовательной деятельности признают значимость и необходимость наличия правовых знаний;
- правовое воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность преподавателей по формированию у студентов ценностных отношений к закону, правовым нормам и правовому поведению;
- осуществляется интеграция дидактических и воспитательных целей, форм, методов, средств обучения и воспитания студентов для реализации правового воспитания;
- разработаны методические рекомендации для преподавателей по организации правового воспитания в вузе.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по проблеме правового воспитания в вузах;
- раскрыть понятие «правовое воспитание» и выявить особенности правового воспитания в вузах;
- определить сущность и виды правового воспитания в вузе;
- разработать методические рекомендации по повышению эффективности правового воспитания студентов вуза.
Теоретической основой исследования явились:
- положения, связанные с изучением вопроса содержания правового воспитания (А. А. Иванов, А. В. Малько, Т. В. Синюкова, М. Н. Дудина, Л. Р. Шакирова и другие),
- труды, посвященные актуальности правового воспитания (М.М. Галимов, И.А. Ильин, О.А. Соколова, Б.А. Кистяковский, С.Л. Франк и другие),
- теоретические положения педагогики, психологии профессиональной деятельности и профессионального образования, касающиеся вопросов правового воспитания студентов в вузах (И.Г. Гузенко. Н.А. Макарова, В.Н. Кудрявцев, Е.Т Рыбинская, А.А. Черемисина, Хусаинова О.В и другие).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов: теоретический анализ философской, юридической, психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований, учебных программ; частные эмпирические методы и приемы (анкетирование, тестирование, беседа, экспертная оценка), позволяющие проводить анализ и оценку результатов; идентификация и прогнозирование результатов в ходе выполнения работы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Работа осуществлялась на базе ФГБОУ ВО ТГУ со студентами психолого-педагогического направления подготовки, профиль «Психология и педагогика начального образования», магистерская программа «Теория и методика профессионального образования».
На первом этапе (2015-2016гг.) был проведен анализ психолого-педагогической и юридической литературы; определены противоречия между существующим запросом общества на наличие правовых знаний у выпускников вузов и сложившимся образовательным процессом, на их основе сформулированы гипотеза, задачи, уточнены ведущие понятия исследования.
На втором этапе (2016-2017 гг.) проанализирован Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования психолого-педагогического направления, проведена экспертиза программ подготовки бакалавров и магистров указанного направления и определены дисциплины учебного плана, в содержание которых внесены дополнения, что позволит повысить эффективность правового воспитания студентов. Проведена исследовательская деятельность.
На третьем этапе (2017 г.) систематизировались и анализировались итоги исследовательской работы, определялась логика изложения материала, формулировались практические и теоретические заключения и выводы диссертационного исследования, осуществлялось оформление работы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- уточнено понятие правового воспитания студентов в вузе, которое понимается как организованная учебно-воспитательная деятельность, направленная на формирование у студентов вуза правового сознания и правовой культуры;
- осуществлена интеграция правового воспитания студентов в процессе
их профессионального образования, представленная целями (дидактическими, воспитательными, развивающими), содержанием, адекватным содержанию учебных дисциплин, методическими элементами (когнитивный, мотивационный, содержательно-операциональный, индивидуально-творческий, рефлексивно-оценочный), формами (индивидуальными, групповыми, учебными и внеаудиторными занятиями), функциями преподавателя (обучение, воспитание, развитие, управление, прогнозирование, коррекция) и студентов (самовоспитание, саморазвитие, самореализация) и результатами.
Теоретическая значимость исследования. Представленная работа дополняет теорию и методику профессионального образования в аспекте правового воспитания студентов в вузе.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют скоординировать образовательную деятельность со студентами, а разработанные методические рекомендации для преподавателей способствуют повышению эффективности правового воспитания в вузе.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается: общим методологическим подходом к теоретической
концепции исследования; корректным использованием комплекса апробированных методов, соответствующих предмету и задачам исследования; целенаправленной опытно-экспериментальной работой; выявлением положительной динамики эффективности правовой подготовки.
Личный вклад автора заключается в участии на всех этапах проводимой исследовательской работы; в изучении состояния проблемы; уточнении видов и сущности правового воспитания; в создании учебно-методического комплекса для повышения эффективности правового воспитания в вузе; в выступлениях на научно-практических конференциях; в подготовке научных публикаций по исследуемой проблеме.
Апробация и внедрение результатов исследования:
По результатам исследования автором опубликованы шесть научных работ. Основные положения и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях разного уровня: V Всероссийской научно-практической конференции «Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры» (Тольятти 2016), Международной научной конференции Международной академии наук педагогического образования «Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития» (Москва 2016), а также на заседаниях кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинского государственного университета.
Положения, выносимые на защиту:
- правовое воспитание студентов в вузе представляет собой организованную учебно-воспитательную деятельность, направленную на формирование у студентов вуза правового сознания и правовой культуры, глубинный процесс, который формирует отношение к праву, к его реализации в профессиональной деятельности, усвоению обучаемыми основных положений законодательств и выработке чувства глубокого уважения к праву;
- субъектами правового воспитания в вузе являются преподаватели, студенты, общественные объединения, правовое сознание которых формируется в процессе целенаправленной образовательной и профессиональной деятельности;
- разработанные методические рекомендации для преподавателей на основе анализа учебных дисциплин «История педагогики и образования», «Введение в профессию», «Формирование универсальных учебных действий младших школьников», «Организация внеурочной деятельности младших школьников», «Организация работы с родителями в младшей школе», «Организация внеурочной деятельности младших школьников», «История». «Правоведение», «Образовательные программы младшей школы», «Коррекция девиантного поведения младших школьников», «Практическая педагогика», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» по направлениям подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и педагогика начального образования»; 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, «Теория и методика образовательной деятельности» позволят повысить эффективность правового воспитания в вузе.
Диссертационное исследование объёмом 94 страницы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Анализ научной психолого-педагогической литературы показал, что проблема правового воспитания в вузах на сегодняшний день является актуальной. Наличие объективных недостатков правовой системы и несовершенство правоприменительной практики порождают трудности в практическом осуществлении правового воспитания, которое должно рассматриваться сегодня как органическая часть образовательного процесса в вузе. Правовое воспитание в вузе - это глубинный процесс, который должен строиться на основе Федерального государственного образовательного стандарта, в связи с этим правовое воспитание в вузе имеет ряд особенностей. Так, средства правового воспитания в вузе всегда должны соотноситься с реалиями социальной действительности; быть направлены на восприятие общественных отношений, обеспечивать ориентацию студентов в современной правовой системе. Отметим, что правовое воспитание следует осуществлять планомерно и систематически, а его целевые установки соотносить с соответствующими программными документами, которые утверждаются на уровне вуза. В настоящее время существует необходимость разработки базовой федеральной программы по правовому воспитанию, которая должна содержать все основные направления реализации правовоспитательной работы.
Проведенный анализ рабочих программ дисциплин, включенных в учебный план по направлению подготовки 44.03.02 Психолого - педагогическое образование, профиль «Психология и педагогика начального образования» показал, что содержание изучаемых дисциплин представляет большой потенциал для повышения эффективности правового воспитания в вузе. На основе проведенного анализа разработаны рекомендации по включению в содержание дисциплин «История педагогики и образования», «Введение в профессию», «Формирование универсальных учебных действий младших школьников», «Организация внеурочной деятельности младших школьников», «Организация работы с родителями в младшей школе», «Организация внеурочной деятельности младших школьников», «История». «Правоведение», «Образовательные программы младшей школы», «Коррекция девиантного поведения младших школьников», «Практическая педагогика», «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса» различных форм организации деятельности студентов, которые являются наиболее эффективными и приемлемыми. В ходе изучения указанных дисциплин было конкретизировано содержание относительно соответствующих аспектов их будущей профессиональной деятельности. Разработанные учебно-методические рекомендации по изучаемым дисциплинам указанного направления позволят как преподавателям, так и студентам повысить эффективность формирования правового сознания и правовой культуры посредством правового воспитания, предполагающего создание теоретической, мировоззренческой и психологической основ этого процесса.
С целью продолжения процесса правового воспитания студентов психолого-педагогического направления подготовки в магистратуре в учебный план студентов магистратуры 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Теория и методика образовательной деятельности» включена дисциплина «Нормативно-правовое обеспечение современной образовательной деятельности». Данная дисциплина предполагает целенаправленное воздействие на повышение правовой культуры студентов и включает в себя семь тем, каждая из которых предполагает изучение определенных правовых и нормативных документов, обеспечивающих образовательную деятельность. Включение подобного курса в процесс обучения студентов магистратуры дает возможность формировать интерес к правовым аспектам организации их профессиональной деятельности, способствовать адекватному пониманию конкретных правовых ситуаций, интегрируя знания из разных областей права. Студент может
проанализировать неясные моменты в чтении правовой документации, одновременно преобразуя свое поведение в зависимости от содержания правовых норм применительно к образовательной деятельности. Итогом изучения такого курса становится формирование личностной правовой позиции, которая определяет правомерность его поведения в профессиональной сфере; осознание ценностей прав обучаемого; поиск оптимальных решений при оценке результатов и последствий своих профессиональных действий.
Определяющим итогом правового воспитания студентов в результате выполнения данных рекомендаций должно стать повышение эффективности правового воспитания в вузе, чувства ценности права, а также понимание правовых профессиональных ценностей. Полученные студентом в процессе правового воспитания знания должны превратиться во внутреннюю потребность и привычку соблюдения норм права как в учебной, так и в будущей профессиональной деятельности.
1. Абдулаев, М.И. Теория государства и права / М. И. Абдулаев. - СПб.: Питер, 2003. - 656 с.
2. Абрамова, А.А. Эффективность механизма правового регулирования: автореф. дис... канд. юрид. Наук / А.А.Абрамова. - Красноярск, 2013. - 30 с.
3. Алексеев, С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве / С.С. Алексеев. - М.: 1989. - 243 с.
4. Антонова Ж. Д. Правосознание в механизме судебной защиты прав и
свобод граждан // Теория и практика общественного развития. 2015. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravosoznanie-v-mehanizme-sudebnoy-
zaschity-prav-i-svobod-grazhdan (дата обращения: 25.05.2017).
5. Бакарджиев, Я.В. Юридическая политика государства: понятие, основные характеристики, факторы формирования и направления реализации: автореф. дис. ... канд. юрид. Наук / Я.В. Бакарджиев.- Екатеринбург, 2006. - 178 с.
6. Барылкина Лидия Петровна, Остапенко Галина Сергеевна Проблемы
введения и реализации ФГОС и профессионального Стандарта педагога // ПНиО. 2015. №1 (13). URL: http://cyberleninka.ru/article/n7problemy-vvedeniya- i-realizatsii-fgos-i-professionalnogo-standarta-pedagoga (дата обращения:
25.05.2017).
7. Блясова И. Ю. Правовая культура подрастающего поколения: проблемы и пути решения // Педагогическое образование в России. 2014. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-kultura-podrastayuschego- pokoleniya-problemy-i-puti-resheniya(дата обращения: 25.05.2017).
8. Борискина К. Г. Правовое воспитание молодежи // Universum:
экономика и юриспруденция. 2015. №4 (15). URL: http://cyberleninka.rU/article/n/pravovoe-vospitanie-molodezhi(дата обращения: 25.05.2017).
9. Воронова, А.А. Воспитательная функция семьи как фактор
формирования правового сознания подростков / А.А. Воронова // Вестник Самарского государственного университета. 2006. - № 10-2 (50). - С. 275¬
283.
10. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (Принята в г. Париже 05.10.1998-09.10.1998 на Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры // Доступ из системы «Консультант Плюс».
11. Галимов, М.М., Мараметс О.Ф. Уважение к закону. - Казань: Татарское книжное издательство, 1983. - 454 с.
12. Галстян И. Ш., Лаута О. Н. К вопросу о правовой культуре молодежи
// Ленинградский юридический журнал. 2015. №1 (39). URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/k-voprosu-o-pravovoy-kulture-molodezhi (дата
обращения: 25.05.2017).
13. Геворкян Т. В. История формирования и развития правовой
культуры населения // Известия ОГАУ. 2014. №3. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-formirovaniya-i-razvitiya-pravovoy- kultury-naseleniya(дата обращения: 25.05.2017).
14. Гущев, М.Е. Изменение законодательства России (проблемы теории и практики): автореф. дис. ... канд. юрид. Наук / М.Е. Гущев. - Н. Новгород, 2006. - 30 с.
15. Гузенко И.Г., Темиренко Ю.В. Теоретические условия активизации воспитательного влияния процесса правового обучения в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2006. Т. 11. №3. С. 339-342.
16. Дербина А.В. К вопросу о правовом воспитании в современной
юридической науке // Ленинградский юридический журнал, 2009. - № 4. -
С. 203-210.
17. Дмитриев, Ю.А. Общая теория права / Ю.А. Дмитриев. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. - 458 с.
18. Дудина, М.Н. Воспитательная функция университета: традиции и реалии/ М.н. Дудина, Т.И. Гречухина // Образование и наука, 2010. - № 11. - С. 33-48.
19. Ефремов, А.Ф. Принципы законности и проблемы их реализации. А.Ф. Ефремов. - Тольятти: ТолПи, 2000. - 363 с.
20. Иванов, А.А. Справочник по теории государства и права: основные категории и понятия / А.А. Иванов. - М.: Экзамен, 2007. - 510 с.
21. Ильин, И.А. Теория государства и права / И.А. Ильин. - М.: Зерцало, 2008. - 550 с.
22. Ильин О. Ю. Современные проблемы правосознания и правовой культуры в представлении студенческой молодежи // Власть. 2015. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-pravosoznaniya-i- pravovoy-kultury-v-predstavlenii-studencheskoy-molodezhi(дата обращения: 25.05.2017).
23. Иоффе, О.С. Вопросы теории права / О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский. - М.: Юрид. лит., 1961. - 364 с.
24. Кантиева И.Г. Совершенствование процесса правового воспитания студентов неюридических специальностей в условиях вуза. Дис. ... кан.пед. наук. - Владикавказ: 2002. - С. 10.
25. Киреев М. Н., Галиченко А. Ю., Киреева Н. В. Ценностный аспект правового воспитания студентов // Наука. Искусство. Культура. 2015. №1 (5). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnyy-aspekt-pravovogo-vospitaniya- studentov(дата обращения: 25.05.2017).
26. Кистяковский, Б.А. К вопросу о ценности права // Радько Т.Н. Теория государства и права: Хрестоматия - М.: Академический проект, 2005. - 730 с.
27. Кудрявцев, В.Н. Правовое поведение: норма и патология / В.Н. Кудрявцев. - М., 1982. - 256 с.
28. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163.
29. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. - № 31. - Ст. 4398.
30. Кудрявцев, Ю.В. Нормы права как социальная информация / Ю.В. Кудрявцев. - М.: Юрид. лит., 1981. - 256 с.
31. Кириченко О.В. Современные образовательные тенденции в деятельности классного руководителя по правовому воспитанию старшеклассников // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология, 2012. - № 3. - С. 24-27.
32. Лазарев, В.В. Теория государства и права: Учебник для вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. - М.: Спарк, 2011. - 511 с.
33. Латыпов А. Р., Лысенко Д. В. Правовое воспитание // Символ науки.
2016. №11-2. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/pravovoe-vospitanie(дата
обращения: 25.05.2017).
34. Лебедева, Е.В. Институты гражданского общества в реализации правоохранительной функции российского государства: автореф. дис. ... канд. юрид. Наук / Е.В. Лебедева.- Челябинск, 2007. - 30 с.
35. Левина, С.В. Воспитательная функция права и механизм ее реализации / С.В. Левина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. - № 9 (89). - С. 272-279.
36. Левина, С.В. Воспитательная функция права и правовая культура: содержание и формы сосуществования / Л.В. Левина // Российский юридический журнал. 2010. - № 6. - С. 36-44.
37. Липинский Д.А. Понятие административного наказания /Д.А. Липинский//Юридические исследования. 2017-. № 2. -С. 24-43.
38. Лычагин, А.Н. Судебная практика как источник российского права / А.Н. Лычагин // Актуальные проблемы правоведения: сб. науч. трудов. Вып. 5. - Тольятти: ТГУ, 2008. - С. 66-68.
39. Макарова, Н.А. Воспитательная функция в системе функций российского права / Н.А. Макарова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2014. - № 1 (13). - С. 61-66.
40. Максимова Ж. С. Цели воспитания в современной России:
социальное содержание в социальном контексте // Вестник ТГПУ. 2014. №5 (146). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tseli-vospitaniya-v-sovremennoy-
rossii-sotsialnoe-soderzhanie-v-sotsialnom-kontekste (дата обращения:
25.05.2017).
41. Малько, А.В. Основы государства и права: учебное пособие / А.В. Малько. - М.: Кнорус, 2005. - 336 с.
42. Матвиенко, Е.А. Основы теории национальной безопасности: учебное пособие / [Матвиенко Е. А. и др.] ; М-во внутренних дел Российской Федерации, Волгоградская акад. - Волгоград : ВА МВД России, 2012. - 318 с .
43. Мухаммадиев Н. Б. Понятие, сущность и роль правового воспитания
// Вестник ТГУПБП. 2014. №1 (57). URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/ponyatie-suschnost-i-rol-pravovogo-vospitaniya(дата обращения: 25.05.2017).
44. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма, 2014. - 568 с.
45. Овсепян, Ж.И. Социалистическая законность - конституционная основа деятельности Советского государства по охране основных прав и свобод граждан СССР: дис. канд. юрид. Наук / Ж.И. Овсепян. - Ростов-н/Д., 1983. - 156 с.
46. Овчинников А. В. О классификации компетенций //
Организационная психология. 2014 №4. URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/o-klassifikatsii-kompetentsiy (дата обращения:
25.05.2017).
47. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. Д. Перевалов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 428 с.
48. Попандопуло О. А. Правовая социализация личности в российском
социокультурном пространстве: ценностно-смысловое и функциональное содержание // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2013. №1. URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/pravovaya-sotsializatsiya-lichnosti-v-rossiyskom- sotsiokUltUrnom-prostranstve-tsennostno-smyslovoe-i-fUnktsionalnoe-soderzhanie(дата обращения: 25.05.2017).
49. Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.05.2011 №1784
«О государственном образовательном учреждении высшего
профессионального образования «Тольяттинский государственный университет» // Доступ http://www.tltsu.ru/documents/norm/ustav.pdf
50. Приказ Минобрнауки России от 04.05.2010 №464 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.05.2010 N 17337) // «Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 26, 28.06.2010.
51. Путилкин, П.А. Роль русской православной церкви в предупреждении преступлений / П.А. Путилкин // Актуальные проблемы правоведенья: сб. науч. трудов. Вып. 5. - Тольятти: ТГУ, 2008. - С. 125-127.
52. Скляренко А. Н. Технология формирования компетенций в процессе реализации учебной программы дисциплины // Научные исследования в образовании. 2011. №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya- formirovaniya-kompetentsiy-v-protsesse-realizatsii-uchebnoy-programmy- distsipliny (дата обращения: 25.05.2017).
53. Раянов, Ф.М. Проблемы теории государства и права (юриспруденции) / Ф.М. Раянов. - М.: Право и государство, 2013. - 458 с.
54. Рыбинская, Е.Т. Состязательность российского уголовного судопроизводства при рассмотрении дел в суде первой инстанции: автореф. дис. ... канд. юрид. Наук / Е.Т. Рыбинская. - Иркутск, 2008. - 28 с.
55. Смирнов, О.В. Принцип гласности и его общие пределы в деятельности органов внутренних дел / О.В. Смирнов // Актуальные проблемы правоведения: сб. научных трудов. Вып. 5. - Тольятти: ТГУ, 2008. - С. 237-239.
56. Соболев В. Ю., Киселева О. В.Основные предпосылки выявления
профессиональных компетенций профиля подготовки бакалавров // Вестник ВУиТ. 2014. №1 (15). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-
predposylki-vyyavleniya-professionalnyh-kompetentsiy-profilya-podgotovki- bakalavrov (дата обращения: 25.05.2017).
57. Соколова, О.А. Теоретико-методологический аспект гражданско- правового воспитания студентов неюридических вузов в образовательном процессе при изучении «Правоведения» / О.А. Соколова // Образование и саморазвитие. 2010. - Т. 6. - № 22. - С. 133-138.
58. Соколова, О.А. Теоретико-методологический аспект гражданско- правового воспитания студентов неюридических вузов в образовательном процессе при изучении «Правоведения» / О.А. Соколова // Образование и саморазвитие. 2010. - Т. 6. - № 22. - С. 133-138.
59. Спиридонов, Л.И. Теория государства и права / Л.И. Спиридонов. - М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2011. - 304 с.
60. Строгович, М.С. Социалистическая законность, правопорядок и применение советского права / М.С. Строгович. - М.: 1966. - 356 с.
61. Томин, В.Т. Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью / В.Т. Томин. - Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1976. - 344 с.
62. Туманов, В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе / В.А. Туманов // Государство и право. - 2013. - №8. - С. 52.
63. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2, ст. 198.
64. Указ Президента РФ от 06.07.1995 N 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 10.07.1995, N 28, ст. 2642.
65. Ушинский, К.Д. Лекции в Ярославском лицее/К.Д. Ушинский//, Вестник Практической психологии образования. 2010- №1(22).
66. Франк, С.Л. Этика нигилизма / С.Л. Франк // Вехи. Из глубины. М.: 1991. - 407 с.
67. Хачатуров, Р.Л. О юридической безответственности / Р.Л. Хачатуров
// Актуальные проблемы правоведения: сб. научных трудов. Вып. 5. -
Тольятти: ТГУ, 2016. - С. 4-7.
68. Хусаинов, Б.А. Правовое воспитание студентов начальной военной подготовкой / Б.А. Хусаинов // Наука и мир, 2013. - №3(3). - С. 222-223
69. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права / А.Ф. Черданцев. - М.: Юрайт, 1999. - 634 с.
70. Черемисина А.А. Совершенствование знаний будущих социальных педагогов по правовому воспитанию школьников // Образование и саморазвитие. 2008. Т. 1. - № 7. - С. 93-99.
71. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с
учетом поправок на 24.07.2015) // «Собрание законодательства РФ»,
31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
72. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 13.07.2015) Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних //Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3177.
73. Шапошникова Т. Л., Миненко В.Г., Хорошун К. В., Романов Д. А.
Диагностика сформированности компетенций // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. №3 (121). URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/diagnostika-sformirovannosti-kompetentsiy(дата обращения: 25.05.2017).
74. Шакирова, Л.Р. Национальный университет и его воспитательная функция / Л.Р. Шакирова // Филология и культура. - 2008. - № 12. - С. 35¬38.
75. Шахова Е. А. Формирование общих и профессиональных
компетенций через организацию самостоятельной работы обучающихся // Образование. Карьера. Общество. 2014. №2 (41). URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-obschih-i-professionalnyh- kompetentsiy-cherez-organizatsiyU-samostoyatelnoy-raboty-obUchayUschihsya(дата обращения: 25.05.2017).
76. Швецов, С.Б. Эффективность правоприменительной деятельности: дис. ... канд. юр. Наук / С. Б. Швецов. - СПб., 2004. - 194 с.
77. Asmolov A. G. Strategy and methodology for the sociocultural reform of
education // Psychology in Russia. 2013. №1. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/strategy-and-methodology-for-the-sociocultural- reform-of-education(дата обращения: 09.05.2017)
78. Boon A., Webb J. Legal Education and Training in England and Wales: Back to the Future? // Journal of Legal Education. - №58(1) 7. - pp. 23 - 26.
79. Feldshteyn, D. I. Psycho-pedagogical science as a resource of modern society // Psychological Science and Education, 2012. - № 1, 18- pp. 32-39.
80. Shmeleva E. A., Kislyakov P. A., Maltseva L. D., Luneva L. F.
Psychological factors of the readiness of teachers to ensure social security in the educational environment // Psychology in Russia. 2015. №1. URL:
http://cyberleninka.ru/article/nZpsychological-factors-of-the-readiness-of-teachers- to-ensure-social-security-in-the-educational-environment (дата обращения:
09.05.2017)
81. Weinert F.E. Concepts of Competence. (Contribution within the OECD project Definition and selection of competencies: Theoretical and conceptual foundations (DeSeCo)). Neuchatel: DeSeCo, 2015. - 234 p.