Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.1 Психолого-педагогические основы проблемы развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.2 Характеристика наглядного моделирования как средства развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 15
Глава 2 Экспериментальное исследование развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством наглядного моделирования 21
2.1 Изучение уровня развития связной речи детей 5-6 лет общим недоразвитием речи III уровня 21
2.2 Содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством наглядного моделирования 31
2.3 Динамика уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 38
Заключение 43
Список используемой литературы 44
Приложение А Характеристика выборки исследования 46
Приложение Б Протокол результатов на констатирующем этапе 47
Приложение В Сенсонрно-графическая схема В.К. Воробьевой 48
Приложение Г Картинно-графический план 49
Приложение Д Протокол результатов на контрольном этапе 50
Актуальность нашего исследования заключается в том, что одной из самых важных задач логопедической работы с дошкольниками, у которых имеется общее недоразвитие речи III уровня, относится развитие у них связной монологической речи. Дошкольным образовательным организациям, в которых присутствуют группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, принадлежит самая главная роль в их образовании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений.
Развитие связной фразовой речи очень важный аспект в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи III уровня. Проблемой развития связной речи детей с общим недоразвитием речи занимались К.Д. Ушинский, В.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко. В работах исследователей подчеркивается, что в системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, развитие связной речи приобретает особую важность из-за структуры дефекта и превращается в серьезную задачу.
Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность развития связной речи, является метод наглядного моделирования.
Метод моделирования был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым. Его сущность заключается в развитии мышления ребенка с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Теоретический анализ проблемы развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня позволил выявить противоречие между необходимостью развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным применением педагогами наглядного моделирования в данном процессе.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения позволило нам обозначить проблему исследования: каковы возможности наглядного моделирования в развитии связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством наглядного моделирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание работы по развитию связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством наглядного моделирования.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: развитие развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством наглядного моделирования будет возможно, если:
• спроектирована последовательность применения наглядного моделирования для развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
• разработаны системы упражнений по развитию связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством наглядного моделирования;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда материалами для самостоятельной работы детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Выявить уровень развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитию связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Выявить динамику уровня развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством наглядного моделирования.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• теоретические положения о закономерностях речевого развития, детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович);
• особенности развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушина);
• теоретические положения об особенностях организации коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта;
• эмпирические: констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого-педагогического эксперимента, беседа, опрос;
• методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: МАОУ ДС № 79 «Гусельки» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 12 детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Новизна исследования заключается в том, что обоснованы потенциальные возможности наглядного моделирования в развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня может быть использовано педагогами, учителями-дефектологами, педагогами-психологами в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций с детьми старшего дошкольного возраст с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списком используемой литературы (21 источников), 5 приложений. Работа иллюстрируется 13 таблицами и 3 рисунками. Объем текста без приложения 45 страниц.
В ходе нашего исследования были решены все поставленные задачи.
Проанализирована психолого-педагогическая литература, раскрыто понятие «связная речь», а также дана характеристика наглядному моделированию.
На констатирующем этапе исследования на базе проведенного теоретического анализа работ Ф.А. Сохина, Н.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Е.А. Флёриной мы выделили показатели развития связной речи детей 5-6 лет и в соответствии с ними подобрали диагностические методики.
Проведено четыре методики и выявлено, что 66 % детей имеют высокий уровень развития связной речи, у 17 % средний уровень и так же 17 % детей с низким уровнем развития связной речи.
Разработаны системы упражнений по развитию связной речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством наглядного моделирования.
По результатам контрольного этапа процент с низким уровнем детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня остался неизменным. Эти дети с трудом отвечают на вопросы, пересказывают текст и составляют предложения. Некоторые вовсе отказываются выполнять задания.
Количество детей со средним уровнем уменьшилось с 83 % до 17 %, дети выполняют задания с помощью педагога.
Количество дошкольников с высоким уровнем связной речи повысилось с 0 % до 66 %. Эти дети самостоятельно отвечают на вопросы, составляют предложения, пересказывают текста.
Проведенное исследование позволило установить верность выдвинутой гипотезы.
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2004. 255 с.
2. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2004. 213 с.
3. Бушуева Е. Наглядное моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/nagljadnoe-modelirovanie-kak-sredstvo-razvitija-svjaznoi-rechi-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 13.06.2021).
4. Вязникова Е. А. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников. [Электронный ресурс]. URL: https://s-ba.ru/articles/ispolzovanie-metoda-nagliadnogo-modelirovaniia-v-razvitii-sviazn (дата обращения: 02.06.2021).
5. Венгер Л. А. Психология : Учебник для студентов вузов. М. : Просвещение, 1988. 328 с.
6. Выготский Л. С. Детская речь. М. : Просвещение,1996. 420 с.
7. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Лабиринт, 1999. 352 с.
8. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. 2005. № 1. С. 18-23.
9. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. 2006. № 9. С. 28-34.
10. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М. : Просвещение, 1983. 143 с.
11. Глухов В. П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу // Дефектология.1989. № 1. С.69-76.
12. Глухов В. П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим речевым недоразвитием // Дефектология. 1990. № 6. С. 63.
13. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М. : Аркти, 2002. 144с.
14. Гуршалова А. Ю. Наглядное моделирование как средство развития связной речи дошкольников. [Электронный ресурс]. URL:
https://urok.1sept.ru/articles/630994 (дата обращения: 04.04.2021).
15. Гуськова А. А. Развитие монологической речи детей 6-7 лет. Волгоград : Учитель, 2011. 151 с.
...