Методика спортивного отбора в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки
|
Проведено анкетирование: 8 тренеров (1 и высшая категория) в возрасте от 19 до 65 лет и со стажем педагогической деятельности от 1 до 46 лет.
Проведен контролирующий последовательный эксперимент, в котором принимали участие 16 девочек 4-5 лет МБУ СШ №3 «Мелодия».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ 6
1.1. Общая характеристика и особенности начальной подготовки в спорте на современном этапе 6
1.2. Особенности начальной подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике 12
1.3. Возрастные особенности девушек 3-5 лет и их учет в процессе подготовки юных спортсменок 21
1.4. Проблема ранней специализации и интенсификации подготовки в современном спорте 24
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 32
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОТБОРА ХУДОЖНИЦ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 34
3.1. Результаты исследования 34
3.2. Анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Проведен контролирующий последовательный эксперимент, в котором принимали участие 16 девочек 4-5 лет МБУ СШ №3 «Мелодия».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ 6
1.1. Общая характеристика и особенности начальной подготовки в спорте на современном этапе 6
1.2. Особенности начальной подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике 12
1.3. Возрастные особенности девушек 3-5 лет и их учет в процессе подготовки юных спортсменок 21
1.4. Проблема ранней специализации и интенсификации подготовки в современном спорте 24
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 32
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОТБОРА ХУДОЖНИЦ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 34
3.1. Результаты исследования 34
3.2. Анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Цель работы – выявить возможности совершенствования методики спортивного отбора в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ особенностей подготовки спортсменок в художественной гимнастике и изучить проблему ранней специализации по данным специальной литературы.
2. Разработать тренировочную программу для повышения эффективности отбора начинающих художниц для занятий спортом на начальном этапе.
3. Обосновать эффективность использования авторской программы тренировки художественных гимнасток 4-5 в контексте отбора для занятий данным видом спорта.
Объект исследования – процесс начальной подготовки девочек в художественной гимнастике.
Предмет исследования – программу повышения эффективности отбора девочек 4-5 лет для занятий художественной гимнастикой.
Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы, нормативных документов; анкетирование тренеров по художественной гимнастике; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; педагогическое тестирование; методы математической статистики.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что обоснован подход к обучению юных спортсменок упражнениям в художественной гимнастике, сложным по координации, заключающейся в широком применении упражнений для повышения вестибулярной устойчивости, а также развития физических качеств в сочетании с технической подготовкой на основе взаимодействия главных целей и конкретных целей спортивной подготовки гимнастов.
Практическая значимость работы связана с разработкой программы для начинающих спортсменок 4-5 лет, специализирующихся в художественной гимнастике, которая рекомендована и апробирована в тренировочном процессе, и позволяет тренеру осуществлять набор в группы с 3-5 лет с учетом возрастных особенностей и базовой подготовки осуществлять мероприятия по ориентации и ранней специализации юных гимнасток, а детям овладевать базовыми элементами техники, расширять двигательный и технический арсенал действий, создавать базу физической подготовленности.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 61 странице текста, она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Работа иллюстрирована 4 таблицами и 2 рисунками.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ особенностей подготовки спортсменок в художественной гимнастике и изучить проблему ранней специализации по данным специальной литературы.
2. Разработать тренировочную программу для повышения эффективности отбора начинающих художниц для занятий спортом на начальном этапе.
3. Обосновать эффективность использования авторской программы тренировки художественных гимнасток 4-5 в контексте отбора для занятий данным видом спорта.
Объект исследования – процесс начальной подготовки девочек в художественной гимнастике.
Предмет исследования – программу повышения эффективности отбора девочек 4-5 лет для занятий художественной гимнастикой.
Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы, нормативных документов; анкетирование тренеров по художественной гимнастике; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; педагогическое тестирование; методы математической статистики.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что обоснован подход к обучению юных спортсменок упражнениям в художественной гимнастике, сложным по координации, заключающейся в широком применении упражнений для повышения вестибулярной устойчивости, а также развития физических качеств в сочетании с технической подготовкой на основе взаимодействия главных целей и конкретных целей спортивной подготовки гимнастов.
Практическая значимость работы связана с разработкой программы для начинающих спортсменок 4-5 лет, специализирующихся в художественной гимнастике, которая рекомендована и апробирована в тренировочном процессе, и позволяет тренеру осуществлять набор в группы с 3-5 лет с учетом возрастных особенностей и базовой подготовки осуществлять мероприятия по ориентации и ранней специализации юных гимнасток, а детям овладевать базовыми элементами техники, расширять двигательный и технический арсенал действий, создавать базу физической подготовленности.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 61 странице текста, она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Работа иллюстрирована 4 таблицами и 2 рисунками.
1. Проведенный анализ современного состояния вопросов связанных с тренировочным процессом в художественной гимнастике, анализ научно-методической литературы указывает, что усовершенствование содержания подготовки в этом виде спорта может происходить по следующим направлениям: поиск и разработка новых действенных средств в соответствии с современными тенденциями развития данного вида и правил соревнований; учет индивидуального стиля спортсменок; разработки авторских методик, способствующих совершенствованию процесса спортивного отбора и ориентации, а также технической и специальной подготовки в художественной гимнастике.
2. Современная художественная гимнастика характеризуется значительным ее омоложением, поэтому в секцию художественной гимнастики набирают с раннего возраста. Итак, перед специалистами встает вопрос о том, что развитие двигательных качеств и в том числе координационных способностей у будущих гимнасток необходимо начинать гораздо раньше.
3. Особенности разных этапов подготовки в художественной гимнастике свидетельствуют о том, что трудности структуры двигательных действий, выполняемых гимнастками, создают необходимость запоминать достаточно большой объем свободных (независимых) между собой движений, это составляет определенные требования к двигательной памяти гимнасток, а также к другим качествам, таким как усердие, понятность зрительных представлений, правильность воспроизведения движений. Поэтому поиск и разработка новых средств и методик тренировок влияющих на развитие функций равновесия и вестибулярной устойчивости в художественной гимнастике будут способствовать достижению поставленных целей.
4. Определен оптимальный возраст начала занятий художественной гимнастикой – 4 года, возраст начала соревновательной деятельности – 5-6 лет. 53% тренеров определили раннюю специализацию как объективную тенденцию современного спорта, что связано с необходимостью выполнения большего объема работы, раннего перехода к узкой специализации и овладением большим количеством базовых и вспомогательных двигательных действий. Специфика видов спорта со сложно-координационной структурой движений предполагает овладение большим количеством технических элементов, значительного развития физических качеств, в первую очередь таких, как гибкость и координационные способности, что невозможно сделать за 2-4 года. Среди факторов, влияющих на достижение спортсменками высоких результатов, определено желание ребенка, его целеустремленность и нацеленность на результат, при этом заинтересованность и помощь родителей не значима. 41,2% тренеров считают уместными делать выводы о перспективности гимнасток в спорте высших достижений, начиная с 12 лет.
5. Анализ и обобщение научно-методической литературы свидетельствуют о существовании противоречия между необходимостью усовершенствования способности к сохранению равновесия у гимнасток на этапе начальной подготовки, с одной стороны, и недостаточной научно-методической разработанностью вопросов использования различных средств целенаправленного воздействия на данный вид координационных способностей. Особенностью развития двигательных качеств гимнасток является взаимозависимость прироста отдельных качеств. Проявляется это в том, что направленное влияние на одно из двигательных качеств подталкивает развитие других. Использование в тренировочном процессе специальных тренажерных устройств будет способствовать развитию и усовершенствованию функции сохранения равновесия и вестибулярной устойчивости спортсменок, что очень важно в таком виде спорта как художественная гимнастика. Определены средства, на основе которых разработана программа развития функции равновесия и вестибулярной устойчивости спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки в контексте повышения эффективности процесса спортивного отбора.
6. Экспериментальная проверка разработанной программы для гимнасток 4-5 лет свидетельствует о положительной динамике усвоения программного материала и результатах тестирования спортсменок экспериментальной группы. Определены положительные различия, статистически значимые (p<0,05) в обеих группах гимнасток 4-5 лет, во всех тестах, кроме № 5. Однако, в экспериментальной группе зафиксирован больший процентный прирост результатов в период педагогического эксперимента, а также более высокая посещаемость занятий начинающими художницами. Результаты тестирования свидетельствуют о том, что раннее начало занятий положительно влияет на развитие физических качеств, присущих художественной гимнастике, и овладение элементами сложности тела, что в дальнейшем будет оказывать положительное влияние на результативность выполнения соревновательных упражнений юными спортсменками и способствовать эффективному процессу отбора в данном виде спорта.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена.
Перспективами дальнейших исследований является учет уровня вестибулярной функции в процессе набора и дальнейшей ориентации начинающих гимнасток.
2. Современная художественная гимнастика характеризуется значительным ее омоложением, поэтому в секцию художественной гимнастики набирают с раннего возраста. Итак, перед специалистами встает вопрос о том, что развитие двигательных качеств и в том числе координационных способностей у будущих гимнасток необходимо начинать гораздо раньше.
3. Особенности разных этапов подготовки в художественной гимнастике свидетельствуют о том, что трудности структуры двигательных действий, выполняемых гимнастками, создают необходимость запоминать достаточно большой объем свободных (независимых) между собой движений, это составляет определенные требования к двигательной памяти гимнасток, а также к другим качествам, таким как усердие, понятность зрительных представлений, правильность воспроизведения движений. Поэтому поиск и разработка новых средств и методик тренировок влияющих на развитие функций равновесия и вестибулярной устойчивости в художественной гимнастике будут способствовать достижению поставленных целей.
4. Определен оптимальный возраст начала занятий художественной гимнастикой – 4 года, возраст начала соревновательной деятельности – 5-6 лет. 53% тренеров определили раннюю специализацию как объективную тенденцию современного спорта, что связано с необходимостью выполнения большего объема работы, раннего перехода к узкой специализации и овладением большим количеством базовых и вспомогательных двигательных действий. Специфика видов спорта со сложно-координационной структурой движений предполагает овладение большим количеством технических элементов, значительного развития физических качеств, в первую очередь таких, как гибкость и координационные способности, что невозможно сделать за 2-4 года. Среди факторов, влияющих на достижение спортсменками высоких результатов, определено желание ребенка, его целеустремленность и нацеленность на результат, при этом заинтересованность и помощь родителей не значима. 41,2% тренеров считают уместными делать выводы о перспективности гимнасток в спорте высших достижений, начиная с 12 лет.
5. Анализ и обобщение научно-методической литературы свидетельствуют о существовании противоречия между необходимостью усовершенствования способности к сохранению равновесия у гимнасток на этапе начальной подготовки, с одной стороны, и недостаточной научно-методической разработанностью вопросов использования различных средств целенаправленного воздействия на данный вид координационных способностей. Особенностью развития двигательных качеств гимнасток является взаимозависимость прироста отдельных качеств. Проявляется это в том, что направленное влияние на одно из двигательных качеств подталкивает развитие других. Использование в тренировочном процессе специальных тренажерных устройств будет способствовать развитию и усовершенствованию функции сохранения равновесия и вестибулярной устойчивости спортсменок, что очень важно в таком виде спорта как художественная гимнастика. Определены средства, на основе которых разработана программа развития функции равновесия и вестибулярной устойчивости спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки в контексте повышения эффективности процесса спортивного отбора.
6. Экспериментальная проверка разработанной программы для гимнасток 4-5 лет свидетельствует о положительной динамике усвоения программного материала и результатах тестирования спортсменок экспериментальной группы. Определены положительные различия, статистически значимые (p<0,05) в обеих группах гимнасток 4-5 лет, во всех тестах, кроме № 5. Однако, в экспериментальной группе зафиксирован больший процентный прирост результатов в период педагогического эксперимента, а также более высокая посещаемость занятий начинающими художницами. Результаты тестирования свидетельствуют о том, что раннее начало занятий положительно влияет на развитие физических качеств, присущих художественной гимнастике, и овладение элементами сложности тела, что в дальнейшем будет оказывать положительное влияние на результативность выполнения соревновательных упражнений юными спортсменками и способствовать эффективному процессу отбора в данном виде спорта.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена.
Перспективами дальнейших исследований является учет уровня вестибулярной функции в процессе набора и дальнейшей ориентации начинающих гимнасток.
Подобные работы
- ЙОГА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - Методика развития двигательно-координационных способностей девочек 7-8 лет в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Эффективность воздействии метода круговой тренировки на развитие
гибкости у гимнасток на этапе начальной подготовки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Эффективность воздействия метода круговой тренировки на развитие гибкости у гимнасток на этапе начальной подготовки
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2021 - Развитие гибкости в художественной гимнастике девочек 6-7 лет
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У СПОРТСМЕНОК НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2023 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК В I РУПЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУППАХ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ ДЕВУШЕК 16 - 18 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЗДУШНОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ПОЛОТНАХ В РОССИИ И КРАСНОЯРСКЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



