Проведено анкетирование: 8 тренеров (1 и высшая категория) в возрасте от 19 до 65 лет и со стажем педагогической деятельности от 1 до 46 лет.
Проведен контролирующий последовательный эксперимент, в котором принимали участие 16 девочек 4-5 лет МБУ СШ №3 «Мелодия».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ 6
1.1. Общая характеристика и особенности начальной подготовки в спорте на современном этапе 6
1.2. Особенности начальной подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике 12
1.3. Возрастные особенности девушек 3-5 лет и их учет в процессе подготовки юных спортсменок 21
1.4. Проблема ранней специализации и интенсификации подготовки в современном спорте 24
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 32
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОТБОРА ХУДОЖНИЦ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 34
3.1. Результаты исследования 34
3.2. Анализ результатов исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Цель работы – выявить возможности совершенствования методики спортивного отбора в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ особенностей подготовки спортсменок в художественной гимнастике и изучить проблему ранней специализации по данным специальной литературы.
2. Разработать тренировочную программу для повышения эффективности отбора начинающих художниц для занятий спортом на начальном этапе.
3. Обосновать эффективность использования авторской программы тренировки художественных гимнасток 4-5 в контексте отбора для занятий данным видом спорта.
Объект исследования – процесс начальной подготовки девочек в художественной гимнастике.
Предмет исследования – программу повышения эффективности отбора девочек 4-5 лет для занятий художественной гимнастикой.
Методы исследования: анализ научно-методической и специальной литературы, нормативных документов; анкетирование тренеров по художественной гимнастике; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; педагогическое тестирование; методы математической статистики.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что обоснован подход к обучению юных спортсменок упражнениям в художественной гимнастике, сложным по координации, заключающейся в широком применении упражнений для повышения вестибулярной устойчивости, а также развития физических качеств в сочетании с технической подготовкой на основе взаимодействия главных целей и конкретных целей спортивной подготовки гимнастов.
Практическая значимость работы связана с разработкой программы для начинающих спортсменок 4-5 лет, специализирующихся в художественной гимнастике, которая рекомендована и апробирована в тренировочном процессе, и позволяет тренеру осуществлять набор в группы с 3-5 лет с учетом возрастных особенностей и базовой подготовки осуществлять мероприятия по ориентации и ранней специализации юных гимнасток, а детям овладевать базовыми элементами техники, расширять двигательный и технический арсенал действий, создавать базу физической подготовленности.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа изложена на 61 странице текста, она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Работа иллюстрирована 4 таблицами и 2 рисунками.
1. Проведенный анализ современного состояния вопросов связанных с тренировочным процессом в художественной гимнастике, анализ научно-методической литературы указывает, что усовершенствование содержания подготовки в этом виде спорта может происходить по следующим направлениям: поиск и разработка новых действенных средств в соответствии с современными тенденциями развития данного вида и правил соревнований; учет индивидуального стиля спортсменок; разработки авторских методик, способствующих совершенствованию процесса спортивного отбора и ориентации, а также технической и специальной подготовки в художественной гимнастике.
2. Современная художественная гимнастика характеризуется значительным ее омоложением, поэтому в секцию художественной гимнастики набирают с раннего возраста. Итак, перед специалистами встает вопрос о том, что развитие двигательных качеств и в том числе координационных способностей у будущих гимнасток необходимо начинать гораздо раньше.
3. Особенности разных этапов подготовки в художественной гимнастике свидетельствуют о том, что трудности структуры двигательных действий, выполняемых гимнастками, создают необходимость запоминать достаточно большой объем свободных (независимых) между собой движений, это составляет определенные требования к двигательной памяти гимнасток, а также к другим качествам, таким как усердие, понятность зрительных представлений, правильность воспроизведения движений. Поэтому поиск и разработка новых средств и методик тренировок влияющих на развитие функций равновесия и вестибулярной устойчивости в художественной гимнастике будут способствовать достижению поставленных целей.
4. Определен оптимальный возраст начала занятий художественной гимнастикой – 4 года, возраст начала соревновательной деятельности – 5-6 лет. 53% тренеров определили раннюю специализацию как объективную тенденцию современного спорта, что связано с необходимостью выполнения большего объема работы, раннего перехода к узкой специализации и овладением большим количеством базовых и вспомогательных двигательных действий. Специфика видов спорта со сложно-координационной структурой движений предполагает овладение большим количеством технических элементов, значительного развития физических качеств, в первую очередь таких, как гибкость и координационные способности, что невозможно сделать за 2-4 года. Среди факторов, влияющих на достижение спортсменками высоких результатов, определено желание ребенка, его целеустремленность и нацеленность на результат, при этом заинтересованность и помощь родителей не значима. 41,2% тренеров считают уместными делать выводы о перспективности гимнасток в спорте высших достижений, начиная с 12 лет.
5. Анализ и обобщение научно-методической литературы свидетельствуют о существовании противоречия между необходимостью усовершенствования способности к сохранению равновесия у гимнасток на этапе начальной подготовки, с одной стороны, и недостаточной научно-методической разработанностью вопросов использования различных средств целенаправленного воздействия на данный вид координационных способностей. Особенностью развития двигательных качеств гимнасток является взаимозависимость прироста отдельных качеств. Проявляется это в том, что направленное влияние на одно из двигательных качеств подталкивает развитие других. Использование в тренировочном процессе специальных тренажерных устройств будет способствовать развитию и усовершенствованию функции сохранения равновесия и вестибулярной устойчивости спортсменок, что очень важно в таком виде спорта как художественная гимнастика. Определены средства, на основе которых разработана программа развития функции равновесия и вестибулярной устойчивости спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки в контексте повышения эффективности процесса спортивного отбора.
6. Экспериментальная проверка разработанной программы для гимнасток 4-5 лет свидетельствует о положительной динамике усвоения программного материала и результатах тестирования спортсменок экспериментальной группы. Определены положительные различия, статистически значимые (p<0,05) в обеих группах гимнасток 4-5 лет, во всех тестах, кроме № 5. Однако, в экспериментальной группе зафиксирован больший процентный прирост результатов в период педагогического эксперимента, а также более высокая посещаемость занятий начинающими художницами. Результаты тестирования свидетельствуют о том, что раннее начало занятий положительно влияет на развитие физических качеств, присущих художественной гимнастике, и овладение элементами сложности тела, что в дальнейшем будет оказывать положительное влияние на результативность выполнения соревновательных упражнений юными спортсменками и способствовать эффективному процессу отбора в данном виде спорта.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена.
Перспективами дальнейших исследований является учет уровня вестибулярной функции в процессе набора и дальнейшей ориентации начинающих гимнасток.
1. Алешин, И. Н. Неопределенность и нелинейность в спортивной подготовке: направления, формы проявления и реализация / И. Н. Алешин, Н. Е. Слинкина, Е. Л. Самойлова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58-3. – С. 33-40.
2. Бандаков, М. П. Анализ учебно-тренировочной работы по художественной гимнастике и пути ее совершенствования / М. П. Бандаков, В. О. Соловьева // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – Т. 1. – № 5(22). – С. 90-94.
3. Безносикова, Е. В. Структура тренировочного процесса юных спортсменок в художественной гимнастике / Е. В. Безносикова // Успехи современной науки и образования. – 2017. – Т. 2. – № 4. – С. 188-190.
4. Белокопытова, Ж. А. Факторы, определяющие эффективность начальной подготовки в художественной гимнастике / Ж. А. Белокопытова, А. М. Дячук //Физическое воспитание студентов. – 2010. – Т. 2. – С. 24-27.
5. Беспалова, Т. А. Динамика вестибулярной устойчивости на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике / Т. А. Беспалова //Актуальные вопросы физического воспитания молодежи и студенческого спорта. – 2020. – С. 416-420.
6. Богданова, М. А. О проблемах детского спорта: гуманистическая экспертиза / М. А. Богданова, Г. Н. Голоденко // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2017. – Т. 2. – № 3. – С. 186-191.
7. Бороздин, В. Я. Подходы к повышению эффективности многолетней подготовки спортсменов / В. Я. Бороздин, О. В. Бороздина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2017. – Т. 2. – № 1. – С. 26-31.
8. Босенко, А. И. Критерии отбора девочек для занятий спортивной гимнастикой / А. И. Босенко, А. П. Чустрак, М. М. Шерстюк, К. В. Кобусь // Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И. П. Шамякина. – 2019. – № 1(53). – С. 72-77.
9. Быков, B. C. Развитие двигательных способностей учащихся / В. С. Быков. – Москва: 2018. – 74 с.
10. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
11. Выборная, К. В. Контроль морфологических параметров как фактор здоровьесбережения девочек и девушек, профессионально занимающихся художественной гимнастикой / К. В. Выборная, М. М. Семенов, М. Ф. Захарова [и др.] // Профилактическая медицина-2020 : Сборник научных трудов всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18–19 ноября 2020 года). – Санкт-Петербург, 2020. – С. 77-83.
12. Гирфанова, А. И. Особенности тренировок по художественной гимнастике на начальном этапе подготовки / А. И. Гирфанова // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма : Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием (26 апреля 2019 года). – Казань, 2019. – С. 378-379.
13. Гусева, Е. А. Тренировочный процесс и его структура в художественной гимнастике на примере спортсменок младшего школьного возраста / Е. А. Гусева, С. В. Бурханов // Вопросы педагогики. – 2021. – № 11-2. – С. 152-155.
14. Давыдов, В. Ю. Физкультурно-спортивная деятельность: теоретико-методологический подход / В. Ю. Давыдов, А. Н. Яковлев // Актуальные проблемы совершенствования физического воспитания в учебных заведениях : Материалы II Международной научно-практической конференции (01 января 2018 года). – Гродно, 2018. – С. 253-258.
15. Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В. М. Качашкин. – Москва: Просвещение, 2018. – 304 с.
16. Колиненко, Е. А. Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике / Е. А. Колиненко, В. Е. Могилев, А. А. Ашарина // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2017. – № 1. – С. 147-152.
17. Краснова, В. И. Методика и критерии отбора спортсменок в художественную гимнастику / В. И. Краснова, И. Е. Янкевич, Н. В. Ермолина // Медико-биологические, клинические и социальные вопросы здоровья и патологии человека : XII Областной фестиваль «Молодые ученые – развитию Ивановской области» : межрегиональная научная конференция студентов и молодых ученых с международным участием (Иваново, 11–15 апреля 2016 года). – Иваново, 2016. – С. 285-286.
18. Крымова, Д. В. Теоретическая подготовка спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки / Д. В. Крымова // Тезисы докладов ХLVI научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа : Материалы конференции (01 февраля 2019 года). – Краснодар, 2019. – С. 189.
19. Куценко, Ю. Е. Факторная структура физической подготовленности юных спортсменок, специализирующихся в художественной гимнастике / Ю. Е. Куценко, Л. В. Тарасова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2017. – № 5. – С. 78-79.
20. Лагун, Е. В. Дополнительная предпрофессиональная программа «Художественная гимнастика» / Е. В. Лагун. – Сочи, 2017. – 91 с.
21. Ларионова, Г. П. Факторы будущей успешности начинающих спортсменок в художественной гимнастике / Г. П. Ларионова, Е. Э. Малахова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 4(170). – С. 187-193.
22. Лосева, И. В. Новые формы организации подготовки спортивного резерва в России на современном этапе / И. В. Лосева, А. В. Мартынова // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. – 2017. – № 2. – С. 39-41.
23. Лучкив, К. А. Физиологическое сопровождение подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике / К. А. Лучкив // Физиологическое сопровождение тренировочного процесса и занятий физической культурой : Материалы Международной научно-практической (on-line) конференции молодых ученых (25 марта 2021 года). – Челябинск, 2021. – С. 89-93.
24. Макарова, М. В. Актуализация контрольно-нормативных тестов для программы ДЮСШ по гимнастике художественной / М. В. Макарова, А. П. Боринская //Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры. – 2020. – №. 23. – С. 169-173.
25. Майкл, Ф. Б. Подготовка спортивного резерва: рекомендации международного олимпийского комитета / Ф. Б. Майкл, М. Марго, А. Нейл [и др.] // Прикладная спортивная наука. – 2017. – № 1(5). – С. 122-140.
26. Мацюсь, Н. Ю. Проблема отбора и ориентации в сложно-координационных видах спорта / Н. Ю. Мацюсь // Мат.конф. – 2016. – ч.1. – С. 247-250.
27. Мацюсь, Н. Ю. Диагностика обучаемости сложнокоординационным действиям в гимнастических видах спорта на этапе начальной подготовки / Н. Ю. Мацюсь // Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогика. Психология. Филология. – 2020. – № 1(103). – С. 45-48.
28. Медведева, Е. Н. Теория и методика художественной гимнастики. Подготовка спортивного резерва / Е. Н. Медведева, И. А. Винер-Усманова, Р. Н. Терехина. – М.: Спорт. – 2020. – 362 с.
29. Менхин, Ю. В. Физическая подготовка в гимнастике / Ю. В. Менхин. – Москва: Физкультура и спорт, 2017. – 116 с.
30. Никитушкин, В. Г. Теория и методика детско-юношеского спорта: учебник / В. Г. Никитушкин. – М.: Физическая культура, 2010. – 220 с.
31. Никитушкин, В. Г. Спорт высших достижений. Теория и методика / В. Г. Никитушкин, Ф. П. Суслов. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью Издательство «Спорт», 2017. – 319 с.
32. Ногаев, Б. Т. Психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений / Б. Т. Ногаев, А. М. Шалбарбаев, С. А. Кондратенко [и др.] // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2019. – № 3-3(47). – С. 131-134.
33. Ожогина, Д. В. Методические аспекты применения ранних нагрузок у детей с учетом физиологических особенностей / Д. В. Ожогина, Е. В. Колтыгина // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 3(76). – С. 345-348.
34. Платонов, В. Общая теория подготовки спортсменов: история развития, методология построения, современное состояние / В. Платонов // Наука в олимпийском спорте. – 2016. – № 3. – С. 75-104.
35. Платонов, В. Н. Перетренированность в спорте / В. Н. Платонов // Теория и методика физической культуры. – 2016. – № 1(44). – С. 4-35.
36. Платонов, В. Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В. Н. Платонов. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью Издательство «Спорт», 2019. – 656 с.
37. Потапчук, А. А. Состояние здоровья юных спортсменов: проблемы и перспективы / А. А. Потапчук // XXI Царскосельские чтения : материалы международной научной конференции (25–26 апреля 2017 года). – Санкт-Петербург, 2017. – С. 259-262.
38. Потужний, А. В. Современная система подготовки спортсменов в олимпийском спорте и ее внешняя среда / А. В. Потужний // Современные здоровьесберегающие технологии. – 2017. – № 1. – С. 162-170.
39. Приходько, Н. К. Специально-двигательная подготовка в художественной гимнастике на начальном этапе обучения / Н. К. Приходько // Актуальные проблемы физического воспитания, спорта и безопасности жизнедеятельности: теория и практика : сборник научных трудов (23 ноября 2017 года). – Хабаровск, 2018. – С. 110-113.
40. Пронин, Б. С. Критерии перспективности юных спортсменов в художественной гимнастике / Б. С. Пронин // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в современном мире : региональный сборник научно-методических материалов. – Рязань, 2016. – С. 85-92.
41. Савченков, Ю. И. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков) : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Ю. И. Савченков, О. Г. Солдатова, С. Н. Шилов. – Москва : ВЛАДОС, 2013. – 143 с.
42. Серова, Л. К. Профессиональный отбор в спорте : Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / Л. К. Серова. – Москва : ООО «Человек», 2011. – 160 с.
43. Сладкова, А. В. Характеристика этапов спортивной подготовки в художественной гимнастике / А. В. Сладкова, П. Ю. Жигайлов // Служение науке – служение обществу : Сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса (08 ноября 2021 года). – Петрозаводск, 2021. – С. 58-65.
44. Слезко, Ю. С. Особенности хореографической подготовки в художественной гимнастике на начальном этапе подготовки / Ю. С. Слезко, И. А. Алексеева // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма : Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (24 апреля 2020 года). – Казань, 2020. – С. 466-468.
45. Смоленский, В. А. Гимнастика в трех измерениях / В. А. Смоленский. – Москва, 2009. – 123 с.
46. Соловьева, Н. И. Вид спорта «Художественная гимнастика» дополнительная общеобразовательная программа: дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта (для детско-юношеских спортивных школ) / Н. И. Соловьева, С. Е. Кутасов, А. Г. Пискарева, М. Солнечная. – Ростов-на-Дону, 2015. – 38 с.
47. Суслов, Ф. П. Современная система спортивной подготовки / Ф. П. Суслов, В. Л. Сыч, Б. Н. Шустин. – М.: изд-во СААМ, 1995. – 448 с.
48. Тимакова, Т. С. Проблемы спортивной подготовки в свете современных тенденций фенотипических сдвигов (на примере спортивного плавания) / Т. С. Тимакова // Вестник спортивной науки. – 2019. – № 2. – С. 29-34.
49. Тимакова, Т. С. Роль возрастной гетерохронии в кризисных проявлениях спортивной карьеры / Т. С. Тимакова // Вестник спортивной науки. – 2020. – № 5. – С. 12-17.
50. Ткачева, О. И. Взаимосвязь антропометрических показателей с результативностью на соревнованиях по художественной гимнастике / О. И. Ткачева // Культура физическая и здоровье. – 2019. – № 3(71). – С. 95-97.
51. Умарова, З. Особенности выбора нагрузок в начальной спортивной подготовки юных спортсменов / З. Умарова, И. Одилова // Высшая школа. Научно-практический журнал. – 2019. – №11. – С. 33-34.
52. Фалалеев, А. Ранняя спортивная специализация, биоритмы физического развития и биологического созревания / А. Фалалеев. – Санкт-Петербург, 2022. – 119 с.
53. Фискалов, В. Д. Теоретические основы и организация подготовки спортсменов: учебное пособие / В. Д. Фискалов. – Волгоград: ВГАФК, 2010. – 278 с.
54. Фомин, Н.А Возрастные особенности физического воспитания / Н. А. Фомин. – Москва: Академия, 2003. – 75 с.
55. Черников, Н. К. Психологическое сопровождение спортивной деятельности / Н. К. Черников, А. А. Черникова // Роль инноваций в трансформации современной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции (01 июня 2017 года). – Уфа, 2017. – С. 136-138.
56. Чертихина, Н. А. Методика комплексного развития вестибулярной устойчивости в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки / Н. А. Чертихина, Н. А. Шевчук //Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2013. – №. 1. – С. 34-38.
57. Шинкарук, О. А. Художественная гимнастика: отбор и ориентация подготовки спортсменок в групповых упражнениях: монография / О. А. Шинкарук, И. С. Сиваш. – К.: Олимп. лит., 2016. – 120 с.
58. Шуняева, В. М. Особенности формирования предметной подготовки в художественной гимнастике на начальном этапе первого года обучения / В. М. Шуняева, А. И. Акулова // Перспективы развития студенческого спорта и Олимпизма : Сборник статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов (23 мая 2019 года). – Воронеж, 2019. – С. 405-411.