Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БЫТОВОЙ ТЕХНИКЕ

Работа №104223

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о бытовой технике 9
1.1 Проблема формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Характеристика педагогического сопровождения формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике 14
Глава 2 Экспериментальное изучение организации педагогического сопровождения формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике 21
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике 21
2.2 Содержание работы по педагогическому сопровождению формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике 34
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике 46
Заключение 56
Список используемой литературы 60
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 63
Приложение Б Количественные результаты, полученные на констатирующем этапе эксперимента 65
Приложение В Тематическое планирование занятий в рамках педагогического сопровождения формирования у детей 5-6 лет представлений о предметах бытовой техники 67
Приложение Г Количественные результаты, полученные на контрольном этапе эксперимента 69

В настоящее время в России актуален вопрос повышения качества образования. Система образования ориентирована на развитие активной творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения.
Старший дошкольный возраст является очень ценным, в этот период ребенок учится пользоваться предметами, связывать предметы и события между собой. У детей повышается познавательный интерес к устройству вещей, что в свою очередь приводит к увеличению вопросов к взрослым. Для познания окружающего мира ребёнком большую роль играют представления. Представление определяется как наглядный образ предмета, а источниками детских представлений являются: собственный опят ребенка, наглядные пособия, живое слово воспитателя, письменные источники.
Из всех перечисленных источников именно собственный опыт ребенка нужно использовать с осторожностью, поскольку его представления о бытовых предметах бедны и не точны. Поэтому важную роль в представление о бытовых предметах играет организация упражнений и игр для распознавания, узнавания и использования изучаемых объектов.
Проблема формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике изучалась в работах Л.И. Божович, Д.Б. Годовиковой, Т.И. Зубковой, М.И. Лисиной, Т.А. Серебряковой, Т.И. Шамова, Г.И. Щукиной.
Таким образом, содержание дошкольного образования должно обеспечить формирование у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике. Отметим, что огромное влияние на формирование у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике оказывает грамотное педагогическое сопровождение.
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить тему педагогического сопровождения формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике. Однако практики использования педагогического сопровождения как средства формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике недостаточно.
Анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучения организации педагогического сопровождения формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике позволил выделить противоречие между необходимостью формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике в условиях дошкольной образовательной организации и недостаточным использованием ресурса педагогического сопровождения в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова роль педагогического сопровождения, способствующего формированию у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогическое сопровождение формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности педагогического сопровождения при организации формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике.
Предмет исследования: организация педагогического сопровождения формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике.
Гипотеза исследования: мы предположили, что специально организованное педагогическое сопровождение способствует формированию у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике и включает в себя:
• обогащение предметно-пространственной среды группы предметной и иллюстративной наглядностью;
• организацию дидактических игр для распознавания, узнавания и использования изучаемых объектов - предметов бытовой техники;
• организацию занятий по теме «Бытовая техника» в рамках совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике.
3. Разработать содержание работы по организации педагогического сопровождения формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике.
4. Определить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
• теоретические положения Д.Б. Годовиковой, Т.И. Зубковой, Т.А. Серебряковой о том, что содержание представлений дошкольников о бытовой технике должно опираться на явления окружающей жизни, обуславливаться ее потребностями;
• теоретические положения М.Ю. Бурыкиной, И.И. Кобитиной, Н.Н. Никандрова о том, что знакомство с предметами рукотворного мира обеспечивает ребенку освоение универсальных способов «открытия» общих характеристик объектов материального мира, таких как форма, величина, цвет, материал, строение, функция, назначение; культуры и особенностей создания, использования, исторического преобразования человеком многообразной области рукотворных предметов;
• теоретические положения Л.А. Венгера, В.И. Логиновой, М.В. Крулехт, Т.С. Комаровой, Р.И. Жуковской, М.В. Грибановой о предметном мире как области познания и активизации умственной, трудовой, изобразительной деятельности детей, как средстве духовно-нравственного воспитания дошкольников;
• концептуальные положения М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, О.С. Газмана, И.В. Серебряковой об организации социально-педагогического и методического сопровождения в системе образования.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность специально организованного педагогического сопровождения формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике; определены показатели уровни сформированности у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обосновано содержание педагогического сопровождения формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание педагогического сопровождения может быть использовано педагогами в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций для решения задач, связанных с формированием у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике.
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1095» Здание 3. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 10 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило установить, что проблема формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике изучалась в работах Л.И. Божович, Д.Б. Годовиковой, Т.И. Зубковой, М.И. Лисиной, Т.А. Серебряковой, Т.И. Шамова, Г.И. Щукиной и является актуальной на современном этапе развития дошкольного образования. Содержание дошкольного образования должно обеспечить формирование у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике, а влияние на формирование у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике оказывает грамотное педагогическое сопровождение.
В основе формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике лежат познавательные потребности. В дошкольной образовательной организации педагоги в ходе организации педагогического сопровождения формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике:
• обогащают предметно-пространственную среду группы предметной и иллюстративной наглядностью по теме «Бытовая техника»;
• используют формы организации детской деятельности, такие как специально организованные занятия и беседы познавательной направленности;
• применяют специальные средства, методы, методические приемы, в том числе дидактические настольно-печатные и словесные игры.
Все рассмотренные средства, методы, методические приемы и формы организации детской деятельности являются составляющими педагогического сопровождения формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике.
После проведения всех диагностических заданий на констатирующем этапе исследования мы условно отнесли всех детей экспериментальной группы и контрольной группы к одному из трех уровней сформированности у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике.
К низкому уровню сформированности представлений о бытовой технике мы условно отнесли 7 детей (35%) экспериментальной группы и 7 детей (35%) контрольной группы. Эти дети не могут правильно показать предметы бытовой техники на картинках, рассказать об их особенностях, исходя из внешнего вида. Могут только задать 1-2 вопроса о знакомых предметах бытовой техники. Дети затрудняются в определении роли и функциональном назначении предметов бытовой техники в квартире. Они не проявляют интереса к предметам бытовой техники, не испытывают потребности задавать вопросы о незнакомых предметах бытовой техники.
К среднему уровню сформированности представлений о бытовой технике мы условно отнесли 11 детей (55%) экспериментальной группы и 11 детей (55%) контрольной группы. Эти дети могут правильно показать предметы бытовой техники на картинках, но затрудняются рассказать об их особенностях, исходя из внешнего вида. Дети могут рассказать о роли 2-3 предметов бытовой техники в квартире, но рассказать о функциональном назначении бытовой техники дети могут только после подсказки педагога. Дети проявляют интерес к предметам бытовой техники, задают вопросы о предметах бытовой техники, но большинство вопросов касается только знакомых предметов бытовой техники.
К высокому уровню сформированности представлений о бытовой технике мы условно отнесли 2 ребенка (10%) экспериментальной группы и 2 ребенка (10%) контрольной группы. Эти дети правильно показывают все предметы бытовой техники на картинках, самостоятельно рассказывают об особенностях предметов бытовой техники, исходя из внешнего вида. Дети самостоятельно рассказывают о функциональном назначении и роли бытовой техники в квартире. Дети проявляют интерес к предметам бытовой техники, задают вопросы о предметах бытовой техники, причем большинство вопросов касается незнакомых предметов бытовой техники.
Полученные на констатирующем этапе результаты исследования свидетельствуют о том, что как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе преобладают дети 5-6 лет, условно отнесённые к низкому и среднему уровню сформированности представлений о бытовой технике. Это дает нам основание необходимости разработки и проведения работы по педагогическому сопровождению формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике.
Нами установлено и экспериментально проверено, что специально организованное педагогическое сопровождение способствует формированию у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике и включает в себя:
• обогащение предметно-пространственной среды группы предметной и иллюстративной наглядностью;
• организацию дидактических игр для распознавания, узнавания и использования изучаемых объектов - предметов бытовой техники;
• организацию занятий по теме «Бытовая техника» в рамках совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
В начале работы мы создали в группе насыщенную развивающую предметно-пространственную среду, способствующую формированию у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике.
Также мы организовали дидактические игры для распознавания, узнавания и использования изучаемых объектов - предметов бытовой техники. Подобрали дидактические игры по теме «Бытовая техника»: «Расскажи для чего?», «Кто больше назовет слов, что умеет делать прибор?», «Четвертый лишний», «Что будет». Игры расположены в свободном доступе для возможности использования их детьми в свободное время, а так же использовались в режимных моментах.
Также нами было проведено 6 занятий по теме «Бытовая техника» в рамках совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
Чтобы выявить динамику уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике мы провели контрольный срез.
Исходя из результатов, полученных на контрольном этапе, можно говорить о динамике уровня сформированности представлений о предметах бытовой техники у детей 5-6 лет экспериментальной группе:
• количество детей с низким уровнем снизилось на 25%;
• количество детей со средним уровнем повысилось на 15%;
• количество детей с высоким уровнем повысилось на10%.
Это свидетельствует об эффективности работы, организованной на формирующем этапе. В контрольной группе, исходя из результатов, полученных на контрольном этапе, можно говорить о том, что результаты не изменились и динамики уровня сформированности представлений о предметах бытовой техники у детей 5-6 лет контрольной группы не наблюдается.
Анализ результатов показал, что проведенная работа по педагогическому сопровождению формирования у детей 5-6 лет представлений о бытовой технике оказалась успешной.


1. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность в ДОУ. Проект - это игра всерьез. М. : Наша новая школа, 2016. 48 с.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды 2-е изд., стереотип. М. : Эксмо, 2017. 352с.
3. Веракса Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве. М. : Мозаика-Синтез, 2013. 336с.
4. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. М. : Мозаика-Синтез, 2016. 136 с.
5. Виноградова E. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников5-6лет // Психологическая наука и образование. 2017. No 2. С.47-56.
6. Виноградова Е. Л. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников // Журнал прикладной психологии. 2019. № 2. С. 50-59.
7. Выготский Л. С. Психология познания. М. : Издательство «Эксмо», 2012. 329 с.
8. Гальперин П. Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М. : Просвещение, 2017. 319 с.
9. Годовикова Д. Б. Формирование познавательной // Дошкольное воспитание. 2016. № 1. С. 35-42.
10. Голицин В. Б. Познавательная активность дошкольников // Советская педагогика. 1991. № 3. С. 33-38.
11. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М. : Народное образование, 2016. 240 с.
12. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. М.: Просвещение, 2017. 258 с.
13. Зубкова Т. И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2017. 63 с.
14. Клопотова Е. Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации // Психологическая наука и образование. 2015. № 2. С. 24-32.
15. Кулюткин Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности. Новосибирск, 2016. 379 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ