Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы развития общения и взаимодействия ребенка дошкольном возраста со сверстниками 10
1.1. Анализ проблемы развития общения и взаимодействия дошкольников в
отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе 10
1.2. Особенности межличностного общения и взаимодействия детей
дошкольного возраста со сверстниками 16
1.3. Роль игры в развитии общения и взаимодействия детей дошкольного
возраста 23
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы развития общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками
2.1. Выявление исходного уровня коммуникативных способностей у детей 6¬7
лет 31
2.2. Разработка и внедрение комплекса игр для развития общения и
взаимодействия детей 6-7 лет 45
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 63
Заключение 75
Список используемой литературы 82
Приложения 87
Актуальность. На современном этапе проблема развития общения и взаимодействия ребенка со сверстниками приобретает особую остроту и актуальность. Ребенок является социальным существом. С самого рождения он испытывает огромную потребность в общении и взаимодействии с другими людьми. Эта потребность постоянно нарастает и на протяжении всей жизни является необходимой. Дети постоянно нуждаются в эмоциональном контакте с родными и близкими.
Дошкольный возраст - это «период наиболее быстрого социального развития личности. Этот период является важным в процессе становления личности ребенка. Дети в этом возрасте нуждаются в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании. Огромная роль в развитии общения и взаимодействия со сверстниками принадлежит взрослому, ведь взрослые являются образцом для подражания. Глядя на взрослых, дети пытаются повторять манеру поведения, стиль общения, взаимоотношения с другими людьми.
В дошкольном возрасте при общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни детей. Она является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей» [1].
«Специфика общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками отличается во многом от общения ребенка со взрослыми. Общение со сверстниками более эмоционально насыщено, в нем отсутствуют такие жесткие нормы и правила, которые необходимо соблюдать при общении со взрослыми. Дети со сверстниками чувствуют себя более раскованно, раскрепощено, чаще проявляют инициативу, и творчество, становятся более активными и самостоятельными. Дети очень любят общаться, во время общения со сверстниками у них происходит формирование речевых навыков, развиваются коммуникативные умения и способности» [3].
Развитие общения в дошкольном возрасте является необходимым условием для жизнедеятельности и социализации ребенка в обществе. Ведь высокий уровень коммуникативности является основой для успешной адаптации человека в любой социальной среде.
Большое значение в развитии общения и взаимодействия со сверстниками имеет игровая деятельность. Поскольку игра является ведущим видом детской деятельности. В игре ребенок формируется как активный деятель. Он придумывает правила, определяет замысел и воплощает свои придумки в игре. В процессе игровой деятельности происходит формирование целого комплекса качеств, необходимых для развития механизмов социального поведения, таких как общение, взаимодействие, сотрудничество, расширение и углубление чувств, переживаний, развивается воля, характер и настойчивость.
Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребенка в современных условиях. Поэтому очень важно в воспитательно- образовательной работе дошкольных учреждений, особое внимание уделять становлению межличностного общения и взаимодействия.
Общение как сложный и многократный процесс рассматривали в своих трудах А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская и многие другие.
Значение игры как уникального феномена развития и социализации личности нашло отражение в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.
Анализ состояния педагогической и научно-методической литературы свидетельствуют о недостатках в решении проблемы развития общения и взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками: недостаточно полно раскрыты психолого-педагогические условия развития общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками со сверстниками.
Необходимость раннего формирования и развития межличностного общения и взаимодействия детей является особенно актуальной на современном этапе в связи с тем, что отсутствие этого приводит к возникновению недоброжелательных, негативных форм поведения у детей, к ненужным конфликтам и возможно даже дракам. У детей не всегда получается вступать в контакт, подбирать выражения и выбирать уместные способы общения с детьми своего возраста, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к другим детям. В дошкольном возрасте проявляются как дружеские, так и конфликтные взаимоотношения, а также выделяются дети, испытывающие трудности в общении.
По мнению психологов, отставание в развитии общения со сверстниками в рамках ситуативно-делового общения, совместного взаимодействия оказывает неблагоприятное воздействие на психическое развитие ребенка, в том числе и на развитие его способностей.
Это послужило выделению проблемы нашего исследования: каковы психолого-педагогические условия развития общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками.
В рамках этой проблемы сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками».
На основе сформулированной проблемы мы определили цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать необходимость создания психолого-педагогических условий развития общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками; апробировать комплекс игровых занятий для развития коммуникативных способностей.
Объект исследования: процесс развития общения и взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками посредством комплекса игровых занятий.
Исходя из цели и предмета исследования, нами была сформулирована гипотеза: развитие общения и взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками будет эффективным при следующих психолого-педагогических условиях:
> развитие общения правильно организовано, в соответствии с интересами и потребностями детей данной возрастной группы;
> осуществляется систематическое обучение навыкам общения и взаимодействия в различных видах игровой и совместной деятельности;
> формировании коммуникативных способностей и положительных взаимоотношений между детьми.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития общения и взаимодействия детей дошкольного возраста.
2. Выявить психолого-педагогические условия развития общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками.
3. Обосновать необходимость развития общения и взаимодействия со сверстниками в дошкольном возрасте.
4. Определить роль игры в развитии общения и межличностного взаимодействия детей.
5. Определить исходный уровень развития общения и взаимодействия у детей.
6. Экспериментально апробировать комплекс игровых занятий,
направленных на развитие общения и взаимодействия детей в условиях ДОУ.
7. Выявить эффективность психолого-педагогических условий развития общения и взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в процессе совместной и игровой деятельности.
В ходе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ психологическо-педагогической литературы по проблеме исследования, беседа, опрос, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), социометрия, наблюдение.
Основные этапы исследования:
На первом этапе (2017г.) осуществлялся теоретический обзор психолого-педагогической литературы по проблеме развития общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками. Проведен констатирующий эксперимент.
На втором этапе (2018г.) нашей работы на основе результатов констатирующего эксперимента и анализа состояния проблемы в теории и практике был проведен формирующий эксперимент, основанный на организации и проведении серии игровых занятий из программы Л.М. Шипицыной «Азбука общения», направленной на развитие коммуникативных способностей и межличностного взаимодействия детей 6¬7 лет.
На третьем этапе (2019г.) проводился анализ результатов, полученных в ходе экспериментальной работы; разрабатывались методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений; осуществлялось оформление текста магистерской диссертации и автореферата.
Научная новизна работы заключается в том, что теоретически доказана необходимость создания психолого-педагогических условий для развития общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со своими сверстниками; были определены и апробированы содержание, средства и приемы развития коммуникативных способностей через игры (методика Л.М. Шипицыной), направленные на развитие общения и взаимодействия, а также на:
- познание собственного «я»;
- познание мира взрослых;
- познание мира сверстников.
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе был обобщен материал отечественных и зарубежных ученых по проблеме исследования развития межличностного общения детей, а также в обосновании игры как средства влияющего, на эффективное развитие межличностного общения и взаимодействия детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в подборе комплекса дидактических и сюжетно-ролевых игр, которые способствуют эффективному развитию межличностного общения и взаимодействия со сверстниками, развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Также в разработке рекомендаций, которые рекомендованы для использования работникам дошкольных учреждений в рамках организации психолого-педагогической работы.
Апробация и внедрение результатов работы. Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе экспериментальной работы, выполненной на базе дошкольного образовательного учреждения №146, «Калинка», города Тольятти.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Умение общаться - это важное условие успешного, социального, интеллектуального развития ребенка. Через общение обогащается опыт ребенка, ускоряется ход его развития. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания.
2. Игра - главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностного общения, взаимодействия, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношения детей
3. Важным средством развития общения и взаимодействия в дошкольном возрасте выступает игра. Успешность ее использования обеспечивается созданием следующих психолого-педагогических условий: - развитие общения правильно организовано, в соответствии с интересами и потребностями детей данной возрастной группы; осуществляется систематическое обучение навыкам общения и взаимодействия в различных видах игровой и совместной деятельности; формировании коммуникативных способностей и положительных взаимоотношений между детьми.
Цель и задачи исследования способствовали установлению следующей структуры диссертации: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложения.
В данной работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме развития общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками в условия дошкольного образовательного учреждения. В ряде исследований отмечается, что коммуникативные способности способствуют психическому развитию дошкольника (М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин). Основываясь на психологических исследованиях (Д. Карнеги, Э. Шостром, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик), авторы педагогических технологий воспитания (Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, А.П. Савченко и др.) выделяют два этапа общения. На первом, до непосредственной встречи с детьми, педагог должен моделировать общение, через овладение способностью восприятия, воображения, самообладания, артистизм и др. на втором этапе, собственно общения, осуществляется обмен информацией, оценками по поводу этой информации, взаимной оценкой партнеров и самооценкой.
Мы выявили психолого-педагогические условия развития общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками в условиях дошкольного образовательного учреждения, обосновали развитие коммуникативных способностей у детей 6-7 лет в процессе организации общения со взрослым и сверстниками, определили роль игры в развитии коммуникативных способностей у детей 6-7 лет, экспериментально исследовали проблему развития коммуникативных способностей у детей 6-7 лет, определили исходный уровень коммуникативных способностей у детей 6-7 лет, экспериментально апробировали серию игровых занятий из программы «Азбука общения» Л.М. Шипицыной, О.В. Защиринской, А.П. Вороновой, Т.А. Ниловой, направленную на развитие коммуникативных способностей у детей 6-7 лет, выявили эффективность психолого-педагогических условий развития коммуникативных способностей детей 6-7 лет.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Мы доказали, что развитие общения и взаимодействия у детей 6-7 лет может быть успешным при следующих психолого-педагогических условиях:
- развитие общения правильно организовано, в соответствии с интересами и потребностями детей данной возрастной группы;
- осуществляется систематическое обучение навыкам общения и взаимодействия в различных видах игровой и совместной деятельности;
- формировании коммуникативных способностей и положительных взаимоотношений между детьми.
В результате теоретического обзора литературы, мы выяснили, что эффективным условием развития коммуникативных способностей является сотрудничество детей с взрослыми, а также их творческое взаимодействие со сверстниками под руководством взрослого. Категория взаимодействия в педагогическом процессе приобрела актуальность в педагогической теории в связи с разработкой концепции целостного педагогического процесса, воспитания целостной личности. Эта категория отражает суть и является условием гуманистического характера педагогического процесса, участниками которого являются два субъекта: педагог и ребенок.
Проведенная нами практическая работа, направленная на развитие дружеских взаимоотношений среди старших дошкольников, показала свою эффективность. Дети, которые раньше играли в одиночку, нашли «друга» для совместной игровой деятельности, а те дети, которые и раньше играли с другими сверстниками, стали привлекать к своей игре новых товарищей.
Проблема отношений дошкольников — одна из важнейших проблем педагогики и психологии. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками.
Проведенное исследование позволяет дать воспитателям следующие рекомендации:
- в воспитательно-образовательном процессе больше внимания уделять воспитанию коммуникативных навыков дошкольников по средствам организации взаимодействия их в ирге;
- учить детей способам решения конфликтных ситуаций.
- использовать игровые занятия на формирование коммуникативных навыков, (эффект экспериментально подтвержден серией игровых занятий из программы «Азбука общения» Л.М. Шипицыной,).
1. Антонова, Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст] / Т.В. Антонова // Дошкольное воспитание. 2008. - №10. -С. 14 - 17. (3)
2. Антонова, Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре. - М., 2015.
3. Артемова, Б.Т. О характере взаимоотношений среди дошкольников. - М., 2013.
4. Белкина, В.Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию [Текст] / В.Н. Белкина. Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №1. - Том II. - С.291-294.
5. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст]/ А.А. Бодалев. - М.:
Международная педагогическая академия, 2012. - 328 с.
6. Бондаренко, А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2009. - 192 с.
7. Бондаренко, А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. - М., 2010. - 28 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 2008. - 274 с.
9. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 2009. №6.
10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? // АСТ, 2008 - 153с.
11. Гущина, Е.А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. [Текст] / Е.А. Гущина. - М.: Буки- Веди, 2013. - 238 с.
12. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под редакцией Репиной Т.А. - М., 2015.
13. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки [Текст] / М.Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2009.- № 4. - С. 29-33.
14. Запорожец, А.В., Усова, А.П. Психология и педагогика игры дошкольника. / Изд. «Просвещение». М., 2007.
15. Золотнякова, А.С. Личность в структуре педагогического общения [Текс]: Пособие по спецкурсу. - Ростов н/Д : РГПИ, 2014. - 80 с
16. Иванова Г. Е. Психологические особенности отношений ребенка дошкольного возраста в группе сверстников. - М.,2014. - 76 с.
17. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива : учебное пособие / Я.Л. Коломинский. - Минск : «Вышэйшая школа», 2013 - 109с.
18. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
19. Лисина, М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника.
- М., 2013.
20. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]/ М.И. Лисина - СПб.: Речь, 2009. - 204 с.
21. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. 1. : Общие основы психологии :
учебник / Р.С. Немов. - Москва : Владос, 2012. - 687 с.
22. Нечаева, В.Г. и др. Формирование коллективных взаимоотношений детей.
- М., 2011.
23. Особенности психологического развития детей 6-7летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М., 2010.
24. Отношения между сверстниками в группе детского сада. / Под ред. Репиной Т.А. - М, 2011. - 200 с.
25. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды место издания: Москва: Просвещение: 2008г. - 659 с.
26. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. Запорожца А.В., Усовой А.П. - М., 2009. - 350 с.
27. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. Рузской А.Г. - М., 2014.
28. Развитие общения у дошкольников / Под ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. - М., 2009.
29. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М., 2010. - 232 с.
30. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / А.Г. Рузской - М.: Педагогика, 2009 - 262 с.
31. Рояк, А.А. Социально-психологические аспекты эгоистического поведения дошкольников / Психолого-педагогические приемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: Сб. науч. трудов. - М, 2008.
32. Рузская, А.Г. Особенности общения детей 2-7 лет с посторонним и близким взрослым: Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М.И. Лисиной. - М., 2014.
33. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие [Текст] / Е.О. Смирнова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 192 с.
34. Усова, А.П.: Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 2008.
35. Усова А.П.: Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Психология и педагогика игры дошкольника. М.: 2009. с 38-48.
36. Финогенова, Н.В. Подвижные игры в физическом воспитании детей в период подготовки к обучению в школе: учеб.-метод. пос. [Текст] / Н.В. Финогенова. - Волгоград: ВГАФК, 2007. - 52 с.
37. Шипицына, Л.М. «Азбука общения» СПб: «Детство-Пресс», 2010
38. Щербакова, Е.И.: Формирование взаимоотношений детей в игре. - М.: Просвещение, 2014. - 80.
39. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении [Текст]: учебное пособие для вузов/ Г.А. Цукерман - Томск.: Пеленг, 2015. - 362 с.
40. Цукерман, Г.А. Ребенок в коллективе сверстников. // Дошкольное воспитание. 1997, №4.
41. Якобсон, С. Г. Психологические проблемы этического развития детей, М., 2014.
42. Dolby R, The Circle of Security: Roadmap to building supportive relationships. Australia: Material herein must not be reproduced in any form without the written permission of Early Childhood Australia Inc., 2016
43. Gilmore L, Learning and developing through play. Aistear: The Early Childhood Curriculum Framework 2015; 28: 5-17.
44. Jacobson S, The development of speech in preschool children 2012; 44: 33¬
45.
45. Parlakian R, Performing Arts. National Association for the Education of Young Children 2015; 53: 22-31.
46. Gilmore L, Cuskelly M. Factor structure of the parenting sense of competence scale using a normative sample. Child Care Health Dev 2008; 35: 4855
47. Steiner, Karen. Language and communication developmental melestones in preschool 2012; 43: 12-35