Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы формирования мотивации
к коммуникативной деятельности у детей с нарушениями слуха 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей
с нарушениями слуха в коммуникативном аспекте 8
1.2 Методы формирования коммуникативных навыков у детей
с нарушениями слуха 13
1.3 Роль мотивации в формировании коммуникативной деятельности 19
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию мотивации
к коммуникативной деятельности у детей с нарушениями слуха 25
2.1 Выявление уровня сформированности мотивации к
коммуникативной деятельности и развития коммуникативных навыков у детей 5-6 лет с нарушениями слуха 26
2.2 Содержание работы по формированию мотивации
к коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с нарушениями слуха 41
2.3 Изучение динамики сформированности мотивации
к коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с нарушениями слуха 49
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложения А Список участников эксперимента 62
Приложение Б Результаты констатирующего этапа эксперимента 63
Приложение В Результаты контрольного этапа эксперимента 68
В развитии ребенка слух играет чрезвычайно важную роль. Слух помогает ориентироваться в пространстве, распознавать опасность. Частичная слуховая недостаточность или полное отсутствие слуха может оказывать существенное влияние на формирование поведения, характер ребенка, его интеллектуальное развитие, на возможность формировать целостный образ предмета или явления, полноценно познавать мир.
Все это приводит к появлению специфических способов овладения деятельностью, появлению иных форм взаимодействия с миром и поведения в социуме. Даже слабослышащие дети не всегда могут адекватно выражать свои мысли и чувства, что создает преграду для полноценного контакта с ровесниками, и создает потребность в специальных мероприятиях, направленных на формирование коммуникативных компетенций, мотивации к коммуникативной деятельности.
Проблемой формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, ролью устной речи как средства общения занимались такие ученые, как Л.И. Тигранова Л.С. Выготский, Г.Л. Выгодская, В.И. Бельтюкова, Н.Л. Pay, Е.Ф. Pay, Н.И. Белова, Э.И. Леонгард, А.Д. Салахова, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Б.Д. Корсунская, Л.П. Носкова. Способы развития устной речи у детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста описаны Н.И. Беловой, Э.И. Леонгард, А.Д. Салаховой, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской.
Теоретический анализ исследований свидетельствует, что формирование мотивации к коммуникативной деятельности у детей с нарушениями слуха в настоящее время является недостаточно изученным.
Это приводит к возникновению противоречия между необходимостью формирования мотивации к коммуникации у слабослыщащих, неслышащих, позднооглохших детей и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий данного процесса.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования мотивации к коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с нарушениями слуха.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование мотивации к коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с нарушениями слуха».
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить результативность психолого-педагогических условий формирования мотивации к коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с нарушениями слуха.
Объект исследования: процесс формирования мотивации к коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с нарушениями слуха.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования мотивации к коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с нарушениями слуха различного уровня (неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие) в дошкольном учреждении.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс формирования мотивации к коммуникативной деятельности у детей 5-6 лет с нарушениями слуха возможен при следующих психолого-педагогических условиях:
- организация пребывания детей с нарушениями слуха среди слышащих сверстников и общение с ними;
- осуществление связывания речевой практики с иными видами деятельности (предметно-практической, познавательной) при коммуникативной направленности используемого материала;
- обеспечение общения детей в устной, письменной и дактильной форме речи;
- создание речевой среды, содействующей возникновению активной речи и необходимости в общении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические положения по рассматриваемой проблеме, раскрыть ее состояние на современном этапе развития дефектологического образования.
2. Определить показатели оценки уровня сформированности навыков коммуникативной деятельности у детей с нарушениями слуха различного уровня.
3. Разработать и реализовать психолого-педагогические условия формирования мотивации к коммуникативной деятельности у детей нарушениями слуха различного уровня.
4. Изучить динамику уровня сформированности навыков коммуникативной деятельности у детей с нарушениями слуха различного уровня.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- исследования Л.С. Выготского в части, касающейся формирования коммуникативной компетентности;
- исследования Г.Л. Выготской, посвященные формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;
- концепция Е.П. Кузьмичевой об остаточной слуховой функции у детей с нарушением слуха;
- исследования о способах развития устной речи у детей с нарушениями слуха (Н.И. Белова, А.Д. Салаховой, Н.Д. Шматко);
- теории интенсивной речевой деятельности (Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение, сопоставление); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапа, психодиагностические методы); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 43 «Гнёздышко». В исследовании принимали участие 5 детей шестого года жизни с нарушениями слуха. Учреждение занимается обучением детей с ограниченными возможностями в рамках ФЗ №263, относя к этой категории детей с нарушением слуха. Среди воспитанников детского сада есть неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие дети.
Новизна исследования заключается в:
- разработке психолого-педагогических условий формирования мотивации к коммуникативной деятельности у детей с нарушениями слуха различного уровня;
- подборе методов формирования мотивации к коммуникативной деятельности у детей с нарушениями слуха различного уровня.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании значимости формирования мотивации к коммуникативной группе у детей с нарушениями слуха (различного уровня) в условиях дошкольной образовательной организации, определении показателей оценки уровня развития у детей с нарушениями слуха навыков коммуникативной деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования психолого-педагогических условий формирования мотивации к коммуникативной деятельности в дошкольных организациях, диагностических заданий по изучению уровня развития навыков коммуникативной деятельности.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 наименований), 3 приложения. Для иллюстрации текста используется 12 таблиц и 5 рисунков. Основной текст работы изложен на 61 странице.
Теоретический анализ психолого-педагогических исследований свидетельствует об актуальности проблемы формирования мотивации к коммуникативной деятельности у детей с нарушениями слуха.
Изучив специализированную литературу и современные исследования, мы пришли к выводу, что нарушения слуха могут вести к отставанию детей в развитии коммуникативных навыков, а это, в свою очередь, может оказывать влияние на все развитие ребенка. Таким образом, работа с детьми с нарушениями слуха должна включать в себя развитие их коммуникативных навыков, но оно, в отсутствие мотивации у самого ребенка, может быть затруднено; решение задачи по формированию мотивации к коммуникативной деятельности позволит достичь высокого уровня самих коммуникативных навыков, а значит - приведет к гармоничному развитию самого слабослышащего ребенка.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей с нарушениями слуха действительно наблюдаются определенные проблемы с коммуникативными навыками, вызванные отсутствием мотивации к коммуникативной деятельности; при этом результаты исследования были существенно дифференцированы; некоторые дети демонстрировали значительно более высокий уровень мотивации к коммуникативной деятельности до проведения формирующего этапа эксперимента, чем другие. Нами была установлена связь между мотивацией к коммуникативной деятельности и развитием коммуникативных навыков. Так, только 40% детей продемонстрировали высокий уровень мотивации к совместной деятельности (остальные - средний), к партнерскому диалогу, и к овладению навыками культурного поведения. Аналогичные результаты показало выполнение диагностического задания, направленного на выявление инициативности, целенаправленности и эмоциональной вовлеченности к коммуникациям.
Уровень умения оценки эмоционального состояния партнера оказался еще ниже; высокий уровень продемонстрировали те же 40% детей, но 20% детей смогли показать только низкий уровень.
Формирующий эксперимент доказал, что работа по формированию мотивации к коммуникативной деятельности с использованием различных стимулов может приводить к устойчивому результату - увеличению уровня мотивации детей, их стремления к партнерскому диалогу, соблюдению культуры общения, к совместной деятельности. Нами использовались материальные, духовно-познавательные, духовно-эстетические, социальные стимулы и ряд дополнительных условий, включая организацию пребывания детей с нарушениями слуха среди слышащих сверстников.
Анализ данных контрольного этапа исследования свидетельствует о положительной динамике сформированности мотивации к коммуникативной деятельности у детей с нарушениями слуха. Дети демонстрировали более высокие результаты по всем пяти приведенным нами показателем.
Так, высокий уровень мотивации к коммуникативной деятельности продемонстрировали на 20% детей больше (рост показателя до 60%), стремление к партнерскому диалогу - на 40% больше (рост до 80%), высокий уровень овладения правилами и нормами общения - до 60%, и на 100% (до 0%) снизился низкий уровень. Аналогично выросли стремление к оценке эмоционального состояния собеседника и уровень инициативности и целенаправленности коммуникаций.
Таким образом, контрольный этап исследования показал рост по всем показателям, а полученные результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу исследования.
1. Акулина М. В., Белова О. А. Школьные тревожность и мотивация у глухих и слабослышащих детей // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2008. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnye-trevozhnost-i-motivatsiya-u- gluhih-i-slaboslyshaschih-detey(дата обращения: 18.04.2021). 14 с.
2. Амиров А. Ф., Кудашкина О. В. Коммуникативная деятельность: уч.-метод. Пособие. Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрав России, 2014. 144 с.
3. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005. 204 с.
4. Бадмаева Н. Ц. Роль коммуникативной мотивации в умственной
деятельности // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-kommunikativnoy-motivatsii-v-
umstvennoy-deyatelnosti (дата обращения: 18.04.2021).
5. Барабанов Р. Е. Этиология нарушения слуха и речи у глухих и слабослышащих детей. Челябинск ; Молодой ученый, 2011. № 5. Т.2. С. 174
6. Барабанов Р. Е. Формирование коммуникативных навыков у детей
с нарушением слуха // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск : Два Комсомольца, 2013. 143 с. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4520/
(дата обращения: 01.05.2021).
7. Бекетова Е. С. Пути формирования коммуникативных навыков у
детей с нарушением слуха // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov-u- detey-s-narusheniem-sluha(дата обращения: 18.04.2021).
8. Белая Н. А., Речицкая Е. Г. Особенности коммуникативной компетентности слабослышащих детей 6-7 лет // European Social Sience Journal. 2012. № 10-2 (26). С. 113-119.
9. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. М.: Просвещение, 2008. С. 211-213.
10. Бражнов К. А. Особенности инклюзивного образования
слабослышащих детей в специализированной школе-интернате // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). Санкт-Петербург : Свое
издательство, 2016.С. 46-48. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10850/(дата обращения: 01.05.2021).
11. Виноградова Е. Л. Условия становления познавательной мотивации старших дошкольников: диссертация кандидата психологических наук / Москва - МГППУ, 2004 15 с.
12. Власова Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. М, 1954. 178 с.
13. Волкова Л. С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Логопедия : учеб. пособие / под ред. Л. С. Волковой. Москва : Просвещение, 1989. 528 с.
14. Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно¬ролевым играм. М.: Просвещение, 1975. 174 с.
15. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5. Основные проблемы дефектологии. М. : Педагогика, 1983. 368 с.
16. Дыбина О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / О. В. Дыбина, А. Ю. Кузина [и др.]. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 64 с.
17. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы СПб: Издательство «Питер», 2000 512 с.
18. Карпова Г. А. Основы сурдопедагогики. Екатеринбург: Просвящение, 2008. 28 с.
19. Макарова И. В. Психология: конспект лекций. 2-е изд., доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. 237 с. 24-25.
20. Мардахаев Л. В. Специальная педагогика. М.: Юрайт, 2015. 448 с.
21. Межличностные отношения дошкольников: диагностика,
проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 114 с.
22. Розанова Т. В. Развитие способностей у глухих детей. М.: Педагогика, 1991. 176 с.
23. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. 244 с.
24. Чернышенко Ю. К. Возрастные особенности развития
психических процессов детей 3-6 лет // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. №2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vozrastnye-osobennosti-razvitiya-
psihicheskih-protsessov-detey-3-6-let (дата обращения: 01.05.2021).
25. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 321 с.