Введение 4
Глава 1 Методологические основы анализа социальных сетей в
информационном пространстве 9
1.1 Теоретические аспекты изучения социальных сетей 9
1.2 Стратегические приоритеты информационного пространства 19
1.3 Культура потребления в социальных сетях: состояние и тенденции 22
Глава 2 Эмпирический анализ изучения социальных сетей как
инновационной площадке потребления в сети Интернет 31
2.1 Мотивация приобретения товаров и услуг пользователей Интернет 31
2.2 Изучение мнения о социальных сетях как инновационной площадке
потребления в сети Интернет 47
Заключение 63
Список используемой литературы и используемых источников 65
Приложение А Программа эмпирического исследования 70
Приложение Б Анкета 83
Приложение В Таблицы распределений 91
Приложение Г Вопросы интервью 101
Приложение Д Стенограмма интервью 102
Актуальность темы исследования. Начнем с того, что потребление - это процесс использования благ для удовлетворения различных потребностей, это очень важная и, конечно, неотъемлемая часть человеческого существования и жизнедеятельности общества. В социологии потребления говорится о том, что даже тогда, когда человек потребляет индивидуально, он обязательно будет сопоставлять то, что делает с действиями других представителей определенных социальных групп или локальных сообществ. Более того, общество начинают внимательно наблюдать за ним. Также, усиливается контроль со стороны групп и сообществ, которые регулируют и величину (масштаб), и формы потребления тех или иных благ. Общество потребления в конце 20 века, стремительно развивавшееся в Западных и других странах мира, определили культуру потребления так, что для людей потребление стало являться необходимой частью социализации в обществе.
В настоящее время Интернет-пространство изучается не только как возможность самоидентификации пользователей и их активной коммуникации. Всё чаще уклон происходит в исследование потребительского пользования пользователей. На это влияет и тот факт, что большое количество общественных благ, являющихся цифровой информацией, формируется и массово используется именно на данной площадке.
Всемирная сеть активно влияет на человеческое мировоззрение и сознание. Интернет-коммуникации, вырабатываемые в виртуальном пространстве, влияют на формирование общественного мнения, становясь при этом действительно мощным и действенным инструментом для развития общества потребления.
Каждый день пользователи сети Интернет передают друг другу бесплатную информацию через электронную почту, списки рассылки, совместные видеоконференции и веб-сайты [40].
В современном мире в силу развития цифровизации происходит трансформация первоначального значения потребления для индивидов. Сейчас Интернет стал незаменимой частью гражданского общества по всему миру. Социальные медиа, в настоящее время, все активнее становятся средством для удовлетворения потребностей не только конкретно взятых индивидов, но и социума в целом. Социальные сети становятся не только основой и центром обмена мнениями, актуальной и базовой фундаментальной информацией, но и с помощью виртуальных социальных сетей современное общество пытается повысить свою социальную значимость и улучшить свою социальную роль.
По данным опроса ВЦИОМ в 2018 году «45 % опрошенных россиян старше 18 лет пользуются хотя бы одной из социальных сетей почти каждый день, а 62 % - хотя бы раз в неделю. Активная аудитория социальных сетей составляла 44 % глобальной интернет-аудитории, которая насчитывает почти 4,2 млрд человек. А за 2018 год в соц. сетях зарегистрировалось 320 млн пользователей, то есть темпы роста пользователей составили 10 %» [16].
Резкий прогресс и формирование сильных информационных технологий, включая Интернет, стали основными факторами развития 20-го века. Трансформация, происходящая под влиянием Интернета в структуре общества и непосредственно в поведении индивида, вызывают и сейчас огромный интерес исследователей. Причиной этому служит «явное неоднозначное влияние его на отдельные личности и социум в целом, что в свою очередь ведет к появлению как негативных, так и позитивных последствий» [28]. В связи с этим изучение культуры потребления в социальных сетях становится очень актуальным.
Степень научной разработанности темы. Основа социологического изучения данной проблемы представлена в работах таких зарубежных ученых как: М. Вебер, Т. Веблен, Г. Зиммель, В. Зомбарт, К. Маркс и др.
На Западе первоначально поведение потребителей рассматривалось только как экономическое явление (А. Смит, А. Маршалл, В. С. Джевонс, Д - С. Милль, Дж. Б. Кларк, Л. Вальрас, Т. Р. Мальтус, К. Менгер, Д. Рикардо).
В работах И. И. Петтая, А. А. Овсянникова, Л. Н. Жилиной, А. Г. Здравомыслова, В. Д. Патрушева и Н. М. Римашевской поведение потребителей рассматривается теперь не только в экономическом, но и в психологическом и социологическом аспектах.
В 20 веке многими исследователями потребление начинает рассматриваться как социальный и культурный процесс, включающий в себя знаки и символы культуры (М. Томас, Ж. Бодрийяр, Р. Барт, П. Бурдье, и другие). Критики «общества массового потребления» Э. Фромм, Дж. К. Гэлбрейт, Г. Маркузе интерпретировали потребление как дегуманизацию, идеологию, «одномерность» мышления человека и общества.
Можно выделить целый ряд имен современных российских социологов, занимающихся проблемами потребления: А. А. Овсянников, И. В. Алешина, Я. М. Рощина, В. JI. Афанасьевский, А. Железцов, А. Б. Гофман, В. В. Радаев, В. И. Ильин, А. Лукина, Н. М. Римашевская, С. В. Цирель и другие ученые.
В 21 веке проблемами потребления посредством сети Интернет занимаются В. Л. Силаева, Д. С. Хаустов, А. В. Щекотуров, С. В. Докука, Э. Д. Дряева и др.
Целью бакалаврской работы является изучение социальной сети Инстаграм как инновационной площадки потребления в сети Интернет.
Объект исследования - социальная сеть Инстаграм, как площадка потребления
Предмет исследования - покупательная способность в онлайн- магазинах Инстаграм.
Задачи бакалаврской работы:
- изучить теоретические аспекты особенностей социальных сетей;
- выделить особенности культуры потребления в сети Интернет;
- рассмотреть стратегические приоритеты информационного пространства;
- проанализировать мотивацию приобретения товаров и услуг пользователей Интернет;
- дать оценку мнению о социальных сетях как инновационной площадке потребления в сети Интернет.
Теоретико-методологическая база исследования представлена следующими подходами:
- концепция множественности реальностей (А. Щюц). С помощью этого подхода мы можем изучать идентичность в социальных сетях и сообществах (группах) внутри них;
- концепция социального конструирования реальности (Т. Лукман, П. Бергер), является неким продолжением феноменологической теории. Данная теория даёт возможность не только показать способность субъектов конструировать саму социальную реальность и оказывать обратное влияние на общество и его институциональные структуры, но и с её помощью мы можем описать их действия в рамках определенных моделей;
- концепция общественного мнения (У. Липпман). Данная концепция позволяет как охарактеризовать восприятие личностью окружающую обстановку (термины «псевдосреда» и «стереотип»), так и анализировать образующийся процесс коммуникации личности и группы;
- концепция общественного мнения (Э. Ноэль-Нойман) дает четкое разграничение понятий общественного и обыденного мнения и знание о том, как порождается общественное мнение;
- концепция социальной драматургии. Повседневные коммуникации и самопрезентация личностей в социальных сетях могут быть рассмотрены через концепцию социальной драматургии И. Г офмана;
- социокультурный подход (П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон) позволяет проанализировать общество как единство культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека;
- концепция общества потребления (Ж. Бодрийяр) описывает общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни культура. В сферу потребления включены не только вещи, но и человеческие отношения, история, природа, наука, культура и даже религия и патриотизм.
Эмпирическая база исследования. Анкетный опрос N=200 человек, сбор информации при помощи метода интервью, подготовка аналитических материалов.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав (в 1 главе 3 параграфа, во 2 главе - 2 параграфа), заключения, списка используемой литературы и источников и приложений. В первой главе рассматриваются методологические основы анализа социальных сетей в информационном пространстве. Во второй главе представлены эмпирические данные по результатам проведенных исследований.
Активное развитие социальных сетей и сервисов в последние годы оказало сильное влияние на то, как миллионы пользователей во всем мире общаются, делают покупки, воспринимают бренды. Таким сервисам, как социальные сети, блоги и микроблоги, удалось привлечь многомиллионную аудиторию. И во всем мире крупнейшие компании, включая лидеров рынка розничной торговли и производства продуктов питания, используют Интернет в своей маркетинговой стратегии, поскольку их целевая аудитория, их покупатели именно там. Социальные сети, как объект социологического исследования, предоставляют большой объем материала для анализа в различных его аспектах, позволяют опробовать смешанные методы исследования и сформулировать новые подходы, что, в свою очередь, обогащает социологический инструментарий.
В рамках исследования мы выяснили, что в современном обществе люди проводят большое количество своего времени в Интернет- пространстве. Конечно, это не может не влиять на формирования их потребительского поведения. Люди выбирают покупки онлайн чаще всего из-за более низкой цены, чем в обычном магазине. Часто Интернет - это площадка для сравнивания цен, чтобы опять же выбрать магазин с меньшей стоимостью товара и более выгодными условиями покупки в целом. Наличие отзывов и мнений о товаре от других покупателей также продвигает Интернет-магазины на потребительском рынке, так как в традиционных торговых точках такой возможности нет. В целом общество довольно онлайн-покупками. Однако, ниже всего потребители оценивают безопасность, так как в данной сфере становится всё больше мошенников. Это подтверждают и самые популярные барьеры покупок в Интернете (отсутствие возможности потрогать и примерить товар, риск получить некачественный товар и непонятные условия возврата товара в случае, если он не подошёл или был доставлен бракованным).
Целью интервью было рассмотреть различие потребления товаров и услуг в социальных сетях от потребления их в традиционных торговых точках. Респонденты делали акцент на разнообразие недостатков и достоинств каждого из вариантов покупок. В основном респонденты советуют тщательнее проверять информацию в Интернете, чтобы быть увереннее в своём выборе и не попасть в руки мошенников. Основным преимуществом социальных сетей, как площадки для потребления, в отличии от традиционных магазинов, пользователи выделяют возможность выбирать товар и оформлять покупку там, где им это будет выгодно (в том числе из других стран) и совершать это таким образом, которым им будет удобно. Также, для респондентов очень важно наличие настоящих отзывов в аккаунте. Данный фактор может повлиять на мнение покупателя, при котором он выберет для покупки именно этот магазин. В целом респонденты считают социальные сети очень удобной площадкой для поиска и заказа нужного им продукта.
Современное общество тратит много время, размышляя о потреблении. Мы должны помнить, что в понятие потребление входят не только покупки вещей или товаров, а также опыт, знания, которые мы получаем посредством потребления. Потребление напрямую влияет на эмоциональное состояние общества, а также оказывает большое влияние на формирование ценностей.
1. Абрамов, Р. Н. Социальные инноваторы: досуговые практики и культурное потребление / Р. Н. Абрамов, А. А. Зудина // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2010. - № 6. - С. 109-119.
2. Абрамов, Р. Н. Мобильные коммуникационные технологии и повседневность / Р. Н. Абрамов // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2006. - Т. 9. - № 4. - С. 185-192.
3. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.
4. Беккер, Г. De Gustibus Non Est Disputandum // Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. - С. 488-518.
5. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с
6. Бернейс, Э. (2012) Манипуляция общественным мнением: как и почему / Э. Бернейс // Политические исследования. № 4. - С. 149-159.
7. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. - М.: Культурная революция: Республика, 2006. - 268 с.
8. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть. / Жан Бодрийяр; [Пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина]. - М.: Добросвет, 2000. - 389 с.
9. Браславец, С. А. Социальные сети, как средства массовой информации: к постановке проблемы / С. А. Браславец // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2009. - № 1. - С. 125-132.
10. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен / Изд. 4-е. - М.: Либроком, 2011. - 366 с.
11. Г офман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. и вступ. статья А. Д. Ковалева. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000 - 304 с.
12. Докука, С. В. Практика использования онлайновых сетей / С.В. Докука // Социологические исследования. - 2014. - № 1. - С. 137-145.
13. Ильин, В. И. Креативный консюмеризм как тренд современного общества потребления / В.И Ильин // Журнал социологии и социальной антропологии, 2016. - Т. XIV. - № 5 (58). - С. 41-54.
14. Ильин, В. И. Потребление как дискурс: учеб.-метод. пособие
/ В. И. Ильин. - СПб.: Интерсоцис, 2008. - 445 с.
15. Ильин, В. И. Поведение потребителей : Учебное пособие / В. И. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 223 с.
16. Каждому возрасту - свои сети // ВЦИОМ. Новости URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kazhdomu-vozrastu-svoi-seti(дата обращения: 20.10.2020).
17. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 328с.
18. Контент, e-commerce, приватность: как соцсети удерживают
аудиторию и борются с новыми конкурентами // Seldon.News URL: https: //news .myseldon.com/ru/news/index/201349402 (дата обращения: 18.10.2020).
19. Костина, А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А.В. Костина; Моск. гуманит.-социал. акад. - М. : Моск. гуманит.-социал. акад., 2003. - 404 с.
20. Липпман У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т.В Барчуновой;
Ред. пер. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. - М.: Институт Фонда
«Общественное мнение». - 2004. -384 с.
21. Литвинский В.М. Культура и производство желания / В.М. Литвинский // Серия “Symposium”, Виртуальное пространство культуры., Выпуск 3 / Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. - СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - C.106-108.
22. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе; [Пер. с англ. А. А. Юдина]. - М.: АСТ: Ермак, 2003. - 331 с.
23. Овсянников, А. А. Типология потребительского поведения / А. А. Овсянников, И. И. Петтай, Н. М. Римашевская; ред. Н. Я. Петраков; Акад. наук СССР, Центр. экономико-мат. ин-т, Науч. совет по комплекс. проблемам "Оптим. планирование и упр. нар. хоз-вом". - М.: Наука, 1989. - 237 с.
24. Приепа, А. Производство теории потребления / А. Приепа // Логос. - 2000. - № 4 (25). - С. 57-62.
25. Радаев, В. В. Социология потребления: основные подходы / В.В. Радаев // СОЦИС, 2005. - № 1. - С. 5-9.
26. Радаев, В.В. Экономическая социология. / В.В. Радаев // М.: ГУ-
ВШЭ, 2004. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://ecsocman.hse.ru/data/838/062/1217/001_radaev_2005-1.pdf (дата
обращения: 28.03.2020)
27. Савельев, Д.А. Значение внутриорганизационного маркетинга и его функций для предприятия / Д.А. Савельев, М.Б. Щепакин, Г.В. Михеев // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. №14. - С. 63-68.
28. Сазанов, В.М. Социальные сети как новая общественная сфера. Системный анализ и прогноз. - М.: Лаборатория СВМ, 2016. - 180 с.
29. Силаева, В. Л. Интернет как социальный феномен / В.Л. Силаева // Социологические исследования. - 2008. - № 11. - С. 101-107.
30. Скокова Л. Г. Современные исследования культурных практик в контексте социальной и культурной стратификации / Л.Г. Скокова // Социологический альманах, 2014. - № 5. - C. 232-243.
31. Сорокин, П. Социальная и культурная динамика: исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений / Питирим Сорокин; пер. с англ. В.В. Сапова. - СПб: Изд-во РХГИ, 2000. - 1054 с.
32. Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2019 // Brand Analytics URL:https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2019/(дата обращения: 18.10.2020).
33. Социология потребления: методические рекомендации /
составитель Е.Г. Сосновских. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2017. - 20 с.
34. Татаринцева, Ю.А. Культура потребления как социологическая категория / Ю.А. Татаринцева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - 2016. - Т.2. - №3(7). - С. 66-70.
35. Тоискин, В. С. Антропологическое измерение социальных сервисов интернета: учебное пособие / В. С. Тоискин, А. В. Шумакова, В. В. Красильников. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2012. - 104 с.
36. Халилов, Д. Маркетинг в социальных сетях [Текст] / Дамир Халилов. - 4-е изд. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 228 с.
37. Хаустов, Д.С. Теорема Томаса: жизнь одной идеи / Д.С. Хаустов // Идеи и идеалы. - 2014. - Т. 2, вып. 3. - С. 38-45.
38. Шюц, А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии / сост. А. Я. Алхасов; пер. с англ. А. Я. Алхасова, Н. Я. Мазлумяновой. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. - 336 с.
39. Donath J.S. Identity and Deception in the Virtual Community // Kollock P., Smith M. A. (eds.). Communities in Cyberspace. New York: Routledge, 1999. - 225 p.
40. Kollock, P. Communities in Cyberspace / P. Kollock, M. Smith // Taylor & Francis, 2002. - 336 p.
41. Mady T. T. Sentiment toward marketing: should we care about consumer alienation and readiness to use technology? // Journal of Consumer Behaviour. - 2011. - Т. 10. - №. 4. - P.192-204.
42. Paquette H. Social Media as a Marketing Tool: A Literature Review. Major Papers by Master of Science Students. Paper 2, 2003 - 27 p.
43. Stephen, A. T. The role of digital and social media marketing in consumer behavior //Current Opinion in Psychology, 2016. - V. 10. - P.17-21.