Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования представлений о предметном мире средствами подвижных игр народов мира у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7
лет представлений о предметном мире 8
1.2 Подвижная игра как средство формирования у детей 6-7 лет
представлений о предметном мире 16
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о предметном мире посредством подвижных игр народов мира 20
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
представлений о предметном мире 20
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет
представлений о предметном мире посредством подвижных игр народов мира 32
2.3 Динамика сформированности у детей 6-7 лет представлений о
предметном мире посредством подвижных игр народов мира 44
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Результаты констатирующего этапа эксперимента 54
Приложение Б Результаты контрольного этапа эксперимента 56
Актуальность исследования определяется важностью решения задачи развития подрастающего поколения в постоянно меняющихся условиях глобализации и социальных изменений общества. Государство в сфере образования и воспитания детей ведет целенаправленную деятельность по сохранению российских традиционных ценностей через знание и понимание собственных культурных традиций, через знакомство с многообразием мира, и культурных ценностей разных народов.
На современном этапе развития научных взглядов на период детства наиболее популярной является антропологической парадигма, где большое значение придается социально-культурному развитию ребенка. Одна из первых задач взрослого в рамках образовательного процесса антропологического подхода - создать условия для формирования системы представлений о предметном мире, раскрыть перед детьми богатый и многообразный социальный и культурный мир, помочь выстроить и активизировать процесс знакомства и познания ребенком мира предметов и связей между предметами мира, помочь ребенку занять позицию активного участника и созидателя происходящих в обществе событий, начиная с дошкольного периода развития. Для полноценного развития и социализации ребенка большое значение имеют целостные, правильно и своевременно сформированные представления о разных предметах окружающего мира.
Предметный мир является первым объектом деятельности и познания окружающей действительности в процессе онтогенеза ребенка. И истинное познание становится возможным благодаря обучению и формированию целостных и полных представлений, выверенных знаний о многообразном предметном мире средствами современной педагогики.
Необходимость определения в условиях дошкольных образовательных учреждений таких средств, которые смогли бы способствовать формированию детьми старшего дошкольного возраста целостных представлений о предметном мире через культурные традиции народов мира, определяет актуальность работы. Одними из таких средств, наиболее интересных для самих дошкольников, являются подвижные игры народов мира. Источниками познания в подвижных играх народов мира могут являться воспроизводящиеся в сюжете игры природный, географический, окружающий предметный мир и повседневный быт. Многообразный мир, представленный культурой народов как специфический объект, познается и осваивается ребенком в ходе подвижной игры.
Проблема ознакомления с предметным миром детьми дошкольного возраста не является новой для психолого-педагогической науки и практики. Большой вклад в изучение разных аспектов вопроса внесли российские ученые (Г.С. Абрамова, О.В. Дыбина, С.А. Козлова, В.И. Логинова).
Вместе с тем, анализ педагогических источников показал недостаточность научно-обоснованной методики по использованию подвижных игр народов мира как средства формирования у детей 6-7 лет представлений о предметном мире.
Это, в свою очередь, вызвало противоречие между необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о предметном мире и недостаточным использованием в этом процессе подвижных игр народов мира.
В связи с выявленным противоречием возникает проблема исследования: каковы потенциальные возможности подвижных игр народов мира в процессе формирования у детей 6-7 лет представлений о предметном мире?
Тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений о предметном мире посредством подвижных игр народов мира».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования у детей 6-7 лет представлений о предметном мире посредством подвижных игр народов мира.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений о предметном мире.
Предмет исследования: подвижные игры народов мира как средство формирования у детей 6-7 лет представлений о предметном мире.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что формирование у детей 6-7 лет представлений о предметном мире посредством подвижных игр народов мира возможно, если:
- отобраны подвижные игры, которые включают предметы, выходящие за рамки ближайшего окружения;
- определены предметы для включения их в предметно-пространственную среду для первоначального ознакомления детей с целью понимания сюжета подвижной игры;
- обеспечена организация подвижных игр в соответствии с методикой физического воспитания.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, теоретически обосновать проблему формирования у детей 6-7 лет представлений о предметном мире посредством подвижных игр народов мира;
2. Выявить уровень сформированности представлений у детей 6-7 лет о предметном мире;
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений о предметном мире посредством подвижных игр народов мира;
4. Выявить изменения уровня сформированности представлений детей 6-7 лет о предметном мире.
Теоретико-методологической основой исследования выступают:
- культурно-историческая теория Л.С. Выготского;
- теоретические положения О.В. Дыбиной, С.А. Козловой, В.И. Логинова об особенностях познания предметного мира детьми дошкольного возраста;
- научные положения и исследования М.М. Конторович, П.Ф. Лесгафта, Т.И. Осокина о возможностях использования подвижных игр в процессе формирования у дошкольников представлений о предметном мире.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: детский сад «For kids» г. Москвы. В работе приняли участие 40 детей подготовительных групп: 20 детей (экспериментальной группы) и 20 детей (контрольной группы).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования подвижных игр народов мира в процессе формирования у детей 6-7 лет представлений о предметном мире.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании возможности использования подвижных игр народов мира в процессе формирования у детей 6-7 лет представлений о предметном мире.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формирования у детей 6-7 лет представлений о предметном мире посредством подвижных игр народов мира может быть использовано в образовательном процессе воспитателями дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (37 источников) и 3 приложений. Текст работы иллюстрирован 10 таблицами, 3 рисунками. Основной текст работы изложен на 53 страницах.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что целенаправленная организация деятельности с детьми старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр народов мира может успешно влиять на формирование представлений о предметном мире у детей 6-7 лет.
Целенаправленная систематическая работа по включению в деятельность детей подвижных игр народов мира способствует повышению уровня сформированности представлений о предметном мире у детей 6-7 лет, в том случае, когда:
- отобраны народные подвижные игры, которые представляют предметы окружающего мира, а также соответствуют возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста;
- определен перечень подвижных игр народов мира и предметы для включения их в пространственно-предметную среду для ознакомления детей с учетом существенных признаков, функций и назначения;
- определена и поэтапно реализована совместная деятельность детей и педагогов посредством подвижных игр народов мира;
- обеспечена предметно-пространственная среда группы атрибутами и материалами для организации подвижных игр народов мира (атрибуты для игр, костюмы, декорации).
С помощью подобранных диагностических методик О.В. Дыбиной, было выявлено, что у испытуемых обеих групп преобладают низкий и средний уровень сформированности представлений о предметном мире дальнего окружения.
Анализ полученных результатов помог разработать и внедрить поэтапную работу, направленную на использование подвижных игр народов мира для формирования представлений о предметном мире у старших дошкольников на формирующем этапе педагогического эксперимента.
Включение в работу подвижных игр народов ближнего зарубежья, с культурой которой могут быть знакомы дети, помогли реализовать поставленные задачи. В ходе эксперимента показали наилучшие возможности следующие подвижные игры: «Кот и мыши», «Перетягивание каната», «Козе», «Япдан бок», Анангист гндак», «Нахчирбози», Чаболейка», «Птица без гнезда», «Иванка», «Лянок».
На контрольном этапе эксперимента итоговая диагностика показала, что разработанные мероприятия положительно повлияли на формирование представлений о предметном мире у детей 6-7 лет в экспериментальной группе. Эффективность проведенной работы подтверждается результатами, которые отмечают повышение показателей выделения существенных признаков, функций и назначений предметов.
Таким образом, были решены задачи, которые были поставлены перед нами в начале исследования, достигнута цель бакалаврской работы, гипотеза подтверждена.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М. : Академический проект, 2018. 672 с.
2. Бабенкова Е. А. Подвижные игры на прогулке. М. : Сфера. 2016. 96 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2014. 400 с.
4. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М. : Просвещение, 2009.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М. : Юрайт, 2016. 200 с.
6. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации для детей 3-7 лет. [Электронный ресурс] М. : Мозайка-Синтез, 2018. URL: https://educ.wikireading.ru/2183(дата обращения: 21.11.2021)
7. Демчишин А. А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. К. : Здоровья, 1998. 168 с.
8. Дыбина-Артамонова О. В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара : Изд-во СамГПУ, 1997. 198 с.
9. Дыбина О. В. Предметный мир как средство формирования творческих способностей у детей. Самара : Изд-во СамГПУ, 2002. 112 с.
10. Дыбина О. В. Диагностика творческого отношения детей к рукотворному миру. Самара : Изд-во СамГПУ, 2018. 212 с.
11. Дыбина О. В. Теории и технологии социализации детей. Тольятти : ТГУ, 2010. 59 с.
12. Ефимова Е. А. О месте подвижных игр в жизни современных детей. 2015. № 12. С. 12-19.
13. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М. : Просвещение, 2005. 319 с.
14. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления с социальной действительностью. М. : Академия, 2018. 160 с.
15. Козлова С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М. : Линка-Пресс, 2014. 224с.
16. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 2012. 504 с.
17. Кожухова Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М. : Издательский центр «Академия», 2012. 320 с.
18. Конторович М. М. Подвижные игры в детском саду. М. : Книга по требованию, 2012. 148 с.
19. Леонтьев А. Н. Умственное развитие ребенка. М. : Правда, 2008.
20. Лесгафт, П. Ф. Педагогика. Избранные труды. М. : Юрайт, 2017. 375 с.
21. Мухина С. В. Детская психология. М. : Просвещение, 1985. 272 с.
22. Новиков А. Д. Средства и методы физического воспитания: к
вопросу о систематизации средств и методов физического воспитания М.: Л.; «Физкультура и спорт», 1941. 94 с.
URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01005245984(дата обращения: 27.11.2021).
23. Новоселова С. Развивающая предметно-игровая среда детства // Дошкольное воспитание. 2004. № 4. С.11.
24. Николаева Е. Е. Подвижные игры в жизни дошкольника [Электронный ресурс] // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 2. С. 36¬37. - Режим доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/54/1992/(дата обращения: 15.11.21).
25. Полосина Т. П. Особенности проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста // Приволжский научный вестник. 2014. № 8. Ч. 2 С. 33-35.
26. Патрикеев А. Ю. Летние подвижные игры для детей. Ростов-на-Д. Феникс, 2014. 224 с.
27. Поддьяков Н. Н. К проблеме умственного развития ребенка. М., 2000.
28. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30.08.2013 г. No1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы «Минобрнауки.рф». URL: minobrnauki.gov.ru(дата обращения: 11.12.2021).
29. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. No 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России14.11.2013 №30384). Доступ из справочно-правовой системы
«Гарант»URL:garant.ш>products/ipo/prime/(дата обращения: 02.12.2021).
30. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М. : Мозаика-Синтез, 2019. 256 с.
31. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М. : Воспитание дошкольника, 2016. 368 с.
32. Трифонова Е. В., Волкова Е. М., Иванкова Р. И. и др. Развитие игры детей 5-7 лет. СПб. : «Сфера», 2015. 208 с.
33. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М. : Просвещение, 2008. 669 с.
34. Филиппова С. О. Физическое воспитание и развитие дошкольников. М. : Академия, 2017. 224 с.
35. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М. : Просвещение, 1984. 203 с.
36. Цукерман Г. А. Игра и учение: встреча двух ведущих деятельностей // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. №2. С. 4-13.
37. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Просвещение, 2010. 226 с.