Государственное управление в сфере миграционной политики
|
Введение 3
Глава 1 Историко-правовой анализ государственного управления в сфере
миграции 10
1.1 Становление и развитие государственного управления в сфере
миграции в России 10
1.2 Социально-правовой аспект миграционной политики в современной
России 19
Глава 2 Организационно-правовые аспекты государственного управления в
сфере миграции 31
2.1 Органы государственного управления в сфере миграционных
отношений 31
2.2 Полномочия органов государственного управления в сфере
миграционных отношений 35
2.3 Основные инструменты регулирования миграционных отношений 44
Глава 3 Проблемы и практика реализации государственной миграционной политики 56
3.1 Государственная миграционная политика Российской Федерации:
цели, задачи, принципы и основные направления 56
3.2 Государственная программа по содействию добровольному
переселению в Российскую Федерацию соотечественников 61
3.3 Перспективы развития законодательного регулирования
миграционной политики в Российской Федерации 66
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 78
Глава 1 Историко-правовой анализ государственного управления в сфере
миграции 10
1.1 Становление и развитие государственного управления в сфере
миграции в России 10
1.2 Социально-правовой аспект миграционной политики в современной
России 19
Глава 2 Организационно-правовые аспекты государственного управления в
сфере миграции 31
2.1 Органы государственного управления в сфере миграционных
отношений 31
2.2 Полномочия органов государственного управления в сфере
миграционных отношений 35
2.3 Основные инструменты регулирования миграционных отношений 44
Глава 3 Проблемы и практика реализации государственной миграционной политики 56
3.1 Государственная миграционная политика Российской Федерации:
цели, задачи, принципы и основные направления 56
3.2 Государственная программа по содействию добровольному
переселению в Российскую Федерацию соотечественников 61
3.3 Перспективы развития законодательного регулирования
миграционной политики в Российской Федерации 66
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 78
Актуальность исследования. Миграция как социально-правовое явление стало неотъемлемым элементом современных обществ. В мире насчитывается около 232 млн. мигрантов. По количеству мигрантов в десятку ведущих стран мира входит наряду с Германией и Францией, Российская Федерация, занимающая второе место [89].
По официальным данным Главного управления по вопросам миграции МВД России в 2019 году было оформлено 506451 приглашений, 348458 - визы, поставлено на миграционный учет 19 518 304 человек, выдано разрешений на временное проживание - 234705 и проживает по разрешению на временное проживание - 512852 человека, видов на жительство выдано 182079, проживает по виду на жительство - 630610 человек. В 2020 году данные показатели
значительно ниже в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в мире [58].
Вместе с тем нерешенные проблемы в сфере миграции снижают эффективность реализации миграционной политики, влияют на миграционные намерения российских и иностранных граждан. Несмотря на то, что внешняя политика России направлена на защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в том числе на применение мер социального и экономического характера, миграционные проблемы тормозят социально-экономическое и демографическое развитие России.
Интенсивное нормотворчество в сфере миграционных процессов, едва ли не граничащее с избыточностью правового регулирования, с одной стороны, и все более остро напоминающая о себе необходимость качественного усиления управляемости в данной сфере как реакция на дефицит права - с другой, свидетельствуют о сложившейся противоречивой и сложно разрешимой проблемной ситуации.
Уровень теоретического обсуждения проблемы систематизации законодательства не соответствует практическим потребностям упорядочения законодательства. Нагромождение не отвечающих требованиям теории права аргументов порождает ложную картину развития миграционного законодательства. Риск нарастания правовой неопределенности миграционного законодательства в этих условиях достаточно очевиден.
Сложившаяся во всем мире практика регулирования миграционной политики отличается некоторой диспропорциональностью в разграничении управленческих полномочий. Так, основные властные полномочия в исследуемой сфере сосредоточены на уровне государственной власти, в то время как непосредственные вопросы жизнедеятельность мигрантов связаны прежде всего с местными властями, такими полномочиями не обладающими. Подобное распределение полномочий не способствует эффективности решения задач в указанной сфере.
В целом, можно обозначить лишь часть проблем, возникающих в управлении миграцией.
Во-первых, государственное управление процессами миграции не всегда позволяет обеспечить наиболее оптимальную организацию процессов социального взаимодействия указанных субъектов, которые реализуют указанный интерес за пределами деятельности государственных органов.
Во-вторых, предпринимаемые государством попытки расширения регулятивного и охранительного функционала в отношении исследуемой группы не обеспечивают эффективное решение задач в указанной сфере по причине реального осуществления указанных процессов за пределами государственного регулирования, на уровне муниципалитетов.
В-третьих, отсутствуют объективные предпосылки для социальной интеграции мигрантов во все стороны жизни государства, что обусловлено экономической нецелесообразностью, вызванной интересов хозяйствующих субъектов к наиболее дешевой рабочей силе, которая имеет место в условиях существенной изоляции последних от общества.
В-четвертых, организационные компетенции по работе с мигрантами сосредоточены на федеральном и региональном уровнях, а те вспомогательные функции, которыми наделены органы муниципального управления, трудно реализуемы, поскольку властно-управленческие структуры не допускают волеизъявления местных сообществ.
Кроме того, утвержденная Президентом РФ в конце 2018 года новая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, актуализирует тему магистерской диссертации, предполагающую исследование государственного управления в сфере миграционной политики с учетом положений данной Концепции.
Степень разработанности темы. Неотъемлемой составляющей современного российского общества является миграция, что обуславливает непреходящий исследовательский интерес специалистов различных областей знания. Специалисты различных областей научного знания обращают внимание на необходимость формулирования комплексных положений методологического и прикладного характера, призванных обеспечить эффективное преодоление сложностей, сопровождающих исследуемые процессы.
Первые тематические исследования указанного феномена могут быть обнаружены в трудах английского ученого Э. Ровенштайна, предметом которых явилось изучение процессов миграции между Великобританией и Северной Америкой, а результатом работы послужило формирование свода миграционных правил. Автору удалось обнаружить прямую зависимость уровня развития экономики государства и миграционных процессов [144].
Значительная часть исследований по миграции посвящена таким вопросам, как интеграция[25], правовое обеспечение [65], трудовая занятость[11; 142; 143; 147], криминогенная ситуация, связанная с миграцией[48; 49], и многое другое[146]. Следует подчеркнуть широкое
внимание к правовым и тесно с ними связанным вопросам миграции, при недостаточном внимании к такому важному фактору, как власть и особенности ее реализации. Юристы зачастую обращают особое внимание на аспекты нормативно-правового регулирования миграционных процессов, однако не проводят критический анализ властных структур как самостоятельного участника миграционных процессов [46].
Недостаточное внимание усматривается и в аспекте взаимодействия муниципальных и региональных властных органов по решению комплекса проблем в данной сфере. В целом, можно заметить, что потенциал местных властей в миграционной сфере реализован не в полной мере.
Довольно обширное внимание уделено такому субъекту миграционных процессов, как население, способное эффективно решать задачи в указанной области с использованием разного рода общественных институтов и форм самоуправления. Важное место в классификации составляющих миграционной политики отводит общественным институтам и местному сообществу И.В. Василевская[15].
Методологическую основу диссертационного исследования составили компаративный, институциональный подходы, позволяющие выявить особенности государственного управления в сфере миграционной политики и рассматривать деятельность, государственных институтов в сфере миграционных отношений. Изучение явления миграции проводилось с применением метода индукции, посредством которого была выявлена структурно-функциональная сторона российской власти.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: А.Н. Аверина, Л.В. Андриченко, Т.Н. Балашовой, Д.К. Бекяшева, А.Г. Вишневского, В.А. Волох, А.Н. Жеребцова, А.В. Завьялова, Ю.А. Лялякина, Э.А. Мамонтовой, Л.Л. Рыбаковского, С.. Рязанцева, В.И. Червонюк и др.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления в сфере миграционной политики.
Предметом исследования - нормы права, регулирующие государственное управление миграционными процессами в Российской Федерации.
Цель исследования - проанализировать и выявить проблемы, возникающие в процессе государственного управления в сфере миграционной политики, и наметить пути их решения.
Задачи исследования:
1) провести историко-правовой анализ государственного управления в сфере миграции в России;
2) исследовать социально-правовой аспект миграционной политики в современной России;
3) определить органы государственного управления миграционными отношениями в Российской Федерации;
4) проанализировать полномочия органов государственного управления в сфере миграционных отношений;
5) выявить основные инструменты управления миграционными отношениями;
6) рассмотреть цели, задачи, принципы и основные направления современной государственной миграционной политики Российской Федерации;
7) исследовать государственную программу по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников;
8) наметить перспективы развития законодательного регулирования миграционной политики в Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на уровне нормативно-правового регулирования проводится комплексный анализ государственного управления миграционными процессами в соответствии с положениями новой Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы.
Положения, выносимые на защиту:
- сформулировано определение миграции как определенное жизненное обстоятельство (юридический факт), с которым правом связывается возникновение (изменение, прекращение) миграционного правоотношения, однако, повторимся, сама миграция как таковая правоотношением не является;
- одним из векторов дальнейшего развития миграционного законодательства должна стать оптимизация полномочий органов власти каждого территориального уровня в управлении миграционными процессами на основе конституционных принципов, обеспечения национальной безопасности, соблюдения прав иностранных граждан и с целью повышения экономического благосостояния государства;
- с целью совершенствования инструментов регулирования миграционных отношений, необходимо:
- урегулировать вопрос въезда в целях воссоединения семьи для случаев полигамных браков;
- в целях предупреждения фиктивных браков необходимо установить временной период, в течение которого лица должны состоять в браке, прежде чем претендовать на упрощенный порядок получения разрешения на временное проживание, вид на жительство и т.д.;
- целесообразно ввести понятие, определяющее место преимущественного проживания, что помогло бы более четко урегулировать вопрос о месте регистрации при наличии нескольких жилых помещений, принадлежащих иностранному гражданину на праве пользования;
- в новую Концепцию миграционной политики необходимо включить в первый раздел основные понятия, которые нашли свое отражение в этом документе, а также уточнить их сущность во избежание неоднозначного толкования;
- следует обеспечить проведение кодификации законодательства, в рамках которого подробно и непротиворечиво урегулировать место и роль МВД России в механизме реализации государственной миграционной политики.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности использования результатов исследования в учебном процессе при чтении курсов «Конституционное право Российской Федерации», «Административное право».
Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О беженцах», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты федерального и регионального значения, регулирующие миграционные отношения в Российской Федерации.
Структура магистерской диссертации: введение, три главы, восемь параграфов, заключение и список используемых источников
По официальным данным Главного управления по вопросам миграции МВД России в 2019 году было оформлено 506451 приглашений, 348458 - визы, поставлено на миграционный учет 19 518 304 человек, выдано разрешений на временное проживание - 234705 и проживает по разрешению на временное проживание - 512852 человека, видов на жительство выдано 182079, проживает по виду на жительство - 630610 человек. В 2020 году данные показатели
значительно ниже в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в мире [58].
Вместе с тем нерешенные проблемы в сфере миграции снижают эффективность реализации миграционной политики, влияют на миграционные намерения российских и иностранных граждан. Несмотря на то, что внешняя политика России направлена на защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в том числе на применение мер социального и экономического характера, миграционные проблемы тормозят социально-экономическое и демографическое развитие России.
Интенсивное нормотворчество в сфере миграционных процессов, едва ли не граничащее с избыточностью правового регулирования, с одной стороны, и все более остро напоминающая о себе необходимость качественного усиления управляемости в данной сфере как реакция на дефицит права - с другой, свидетельствуют о сложившейся противоречивой и сложно разрешимой проблемной ситуации.
Уровень теоретического обсуждения проблемы систематизации законодательства не соответствует практическим потребностям упорядочения законодательства. Нагромождение не отвечающих требованиям теории права аргументов порождает ложную картину развития миграционного законодательства. Риск нарастания правовой неопределенности миграционного законодательства в этих условиях достаточно очевиден.
Сложившаяся во всем мире практика регулирования миграционной политики отличается некоторой диспропорциональностью в разграничении управленческих полномочий. Так, основные властные полномочия в исследуемой сфере сосредоточены на уровне государственной власти, в то время как непосредственные вопросы жизнедеятельность мигрантов связаны прежде всего с местными властями, такими полномочиями не обладающими. Подобное распределение полномочий не способствует эффективности решения задач в указанной сфере.
В целом, можно обозначить лишь часть проблем, возникающих в управлении миграцией.
Во-первых, государственное управление процессами миграции не всегда позволяет обеспечить наиболее оптимальную организацию процессов социального взаимодействия указанных субъектов, которые реализуют указанный интерес за пределами деятельности государственных органов.
Во-вторых, предпринимаемые государством попытки расширения регулятивного и охранительного функционала в отношении исследуемой группы не обеспечивают эффективное решение задач в указанной сфере по причине реального осуществления указанных процессов за пределами государственного регулирования, на уровне муниципалитетов.
В-третьих, отсутствуют объективные предпосылки для социальной интеграции мигрантов во все стороны жизни государства, что обусловлено экономической нецелесообразностью, вызванной интересов хозяйствующих субъектов к наиболее дешевой рабочей силе, которая имеет место в условиях существенной изоляции последних от общества.
В-четвертых, организационные компетенции по работе с мигрантами сосредоточены на федеральном и региональном уровнях, а те вспомогательные функции, которыми наделены органы муниципального управления, трудно реализуемы, поскольку властно-управленческие структуры не допускают волеизъявления местных сообществ.
Кроме того, утвержденная Президентом РФ в конце 2018 года новая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, актуализирует тему магистерской диссертации, предполагающую исследование государственного управления в сфере миграционной политики с учетом положений данной Концепции.
Степень разработанности темы. Неотъемлемой составляющей современного российского общества является миграция, что обуславливает непреходящий исследовательский интерес специалистов различных областей знания. Специалисты различных областей научного знания обращают внимание на необходимость формулирования комплексных положений методологического и прикладного характера, призванных обеспечить эффективное преодоление сложностей, сопровождающих исследуемые процессы.
Первые тематические исследования указанного феномена могут быть обнаружены в трудах английского ученого Э. Ровенштайна, предметом которых явилось изучение процессов миграции между Великобританией и Северной Америкой, а результатом работы послужило формирование свода миграционных правил. Автору удалось обнаружить прямую зависимость уровня развития экономики государства и миграционных процессов [144].
Значительная часть исследований по миграции посвящена таким вопросам, как интеграция[25], правовое обеспечение [65], трудовая занятость[11; 142; 143; 147], криминогенная ситуация, связанная с миграцией[48; 49], и многое другое[146]. Следует подчеркнуть широкое
внимание к правовым и тесно с ними связанным вопросам миграции, при недостаточном внимании к такому важному фактору, как власть и особенности ее реализации. Юристы зачастую обращают особое внимание на аспекты нормативно-правового регулирования миграционных процессов, однако не проводят критический анализ властных структур как самостоятельного участника миграционных процессов [46].
Недостаточное внимание усматривается и в аспекте взаимодействия муниципальных и региональных властных органов по решению комплекса проблем в данной сфере. В целом, можно заметить, что потенциал местных властей в миграционной сфере реализован не в полной мере.
Довольно обширное внимание уделено такому субъекту миграционных процессов, как население, способное эффективно решать задачи в указанной области с использованием разного рода общественных институтов и форм самоуправления. Важное место в классификации составляющих миграционной политики отводит общественным институтам и местному сообществу И.В. Василевская[15].
Методологическую основу диссертационного исследования составили компаративный, институциональный подходы, позволяющие выявить особенности государственного управления в сфере миграционной политики и рассматривать деятельность, государственных институтов в сфере миграционных отношений. Изучение явления миграции проводилось с применением метода индукции, посредством которого была выявлена структурно-функциональная сторона российской власти.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: А.Н. Аверина, Л.В. Андриченко, Т.Н. Балашовой, Д.К. Бекяшева, А.Г. Вишневского, В.А. Волох, А.Н. Жеребцова, А.В. Завьялова, Ю.А. Лялякина, Э.А. Мамонтовой, Л.Л. Рыбаковского, С.. Рязанцева, В.И. Червонюк и др.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления в сфере миграционной политики.
Предметом исследования - нормы права, регулирующие государственное управление миграционными процессами в Российской Федерации.
Цель исследования - проанализировать и выявить проблемы, возникающие в процессе государственного управления в сфере миграционной политики, и наметить пути их решения.
Задачи исследования:
1) провести историко-правовой анализ государственного управления в сфере миграции в России;
2) исследовать социально-правовой аспект миграционной политики в современной России;
3) определить органы государственного управления миграционными отношениями в Российской Федерации;
4) проанализировать полномочия органов государственного управления в сфере миграционных отношений;
5) выявить основные инструменты управления миграционными отношениями;
6) рассмотреть цели, задачи, принципы и основные направления современной государственной миграционной политики Российской Федерации;
7) исследовать государственную программу по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников;
8) наметить перспективы развития законодательного регулирования миграционной политики в Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на уровне нормативно-правового регулирования проводится комплексный анализ государственного управления миграционными процессами в соответствии с положениями новой Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы.
Положения, выносимые на защиту:
- сформулировано определение миграции как определенное жизненное обстоятельство (юридический факт), с которым правом связывается возникновение (изменение, прекращение) миграционного правоотношения, однако, повторимся, сама миграция как таковая правоотношением не является;
- одним из векторов дальнейшего развития миграционного законодательства должна стать оптимизация полномочий органов власти каждого территориального уровня в управлении миграционными процессами на основе конституционных принципов, обеспечения национальной безопасности, соблюдения прав иностранных граждан и с целью повышения экономического благосостояния государства;
- с целью совершенствования инструментов регулирования миграционных отношений, необходимо:
- урегулировать вопрос въезда в целях воссоединения семьи для случаев полигамных браков;
- в целях предупреждения фиктивных браков необходимо установить временной период, в течение которого лица должны состоять в браке, прежде чем претендовать на упрощенный порядок получения разрешения на временное проживание, вид на жительство и т.д.;
- целесообразно ввести понятие, определяющее место преимущественного проживания, что помогло бы более четко урегулировать вопрос о месте регистрации при наличии нескольких жилых помещений, принадлежащих иностранному гражданину на праве пользования;
- в новую Концепцию миграционной политики необходимо включить в первый раздел основные понятия, которые нашли свое отражение в этом документе, а также уточнить их сущность во избежание неоднозначного толкования;
- следует обеспечить проведение кодификации законодательства, в рамках которого подробно и непротиворечиво урегулировать место и роль МВД России в механизме реализации государственной миграционной политики.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности использования результатов исследования в учебном процессе при чтении курсов «Конституционное право Российской Федерации», «Административное право».
Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О беженцах», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты федерального и регионального значения, регулирующие миграционные отношения в Российской Федерации.
Структура магистерской диссертации: введение, три главы, восемь параграфов, заключение и список используемых источников
Констатируя все выше изложенное в настоящей магистерской диссертации, представляется необходимым обозначить следующие выводы.
Во-первых, в истории становления и развития государственного управления в сфере миграции можно условно выделить три этапа: дореволюционный (до 1917 г.), советский (1918 - 1991 гг.) и современный (после 1991 г.). Применительно к каждому из названных этапов обнаруживаются особые сущностные свойства миграции при сохранении единообразия и стабильности, а также направленности миграционных процессов. В дореволюционный период процессы миграции населения были связаны с расширением границ государства и освоением новых присоединенных территорий. В советском государстве широко применялся инструментарий административного регулирования в сочетании с мерами льготирования и предоставлением различных преимуществ. Сразу же после распада советского союза в стране стала иметь место тенденция депопуляции, несколько сгладить последствия которой в последующие годы смогли лишь явление миграции, обеспечившее компенсацию порядка половины процессов явления естественной убыли населения. Именно внешняя миграции носила характер важного компенсационного механизма, способного снизить негативные проявления процессов сокращения численности граждан. В целом, наша страна является одним из лидеров в числе стран, значительная доля населения которых составляют мигранты.
Во-вторых, изучение сложившейся системы российской и международной правовой регламентации дает возможность дифференцировать обусловленные его правовым характером сущностные свойства миграционных правоотношений. В подобном качестве могут быть названы: особые юридические факты, выступающие в роли оснований возникновения правоотношений - перемещение участников правоотношений в пределах тех или иных территорий; а также специфический результат правоотношений, связанный с получением особого юридического статуса субъектов подобного перемещения. В целом, миграция - это объективное явление, оно опосредуется правом, поскольку государство заинтересовано в урегулировании миграционных процессов, однако миграция как таковая изначально не может являться «совокупностью правоотношений». Миграция представляет собой конкретное действие (совокупность действий), и, как действие, миграция - это определенное жизненное обстоятельство (юридический факт), с которым правом связывается возникновение (изменение, прекращение) миграционного правоотношения, однако, повторимся, сама миграция как таковая правоотношением не является.
В-третьих, основы миграционной политики определяются Президентом РФ. Палаты Федерального Собрания РФ в пределах своих полномочий ведут работу по законодательному обеспечению миграционной политики. Правительство РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере миграции и обеспечивает проведение единой миграционной политики. В структуре МВД России создано Главное управление по вопросам миграции, которое относится к числу самостоятельных структурных подразделений центрального аппарата МВД России, деятельность которого направлена на обеспечение и осуществление в пределах возложенных на него полномочий функций МВД России по выработке, реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
В-четвертых, требуется дальнейшее системное разграничение полномочий федеральных, региональных и местных органов власти в сфере регулирования миграционных процессов. Обеспечить такое разграничение возможно с помощью целого комплекса законодательных мер. Они заключаются как в более четком определении полномочий органов власти каждого территориального уровня в специальных федеральных законах в сфере миграции, так и в корреляции этих полномочий с принципами разграничения полномочий, установленными в таких статутных федеральных законах, как Федеральный закон № 1884-ФЗ и Федеральный закон № 131-ФЗ.Одним из векторов дальнейшего развития миграционного законодательства должна стать оптимизация полномочий органов власти каждого территориального уровня в управлении миграционными процессами на основе конституционных принципов, обеспечения национальной безопасности, соблюдения прав иностранных граждан и с целью повышения экономического благосостояния государства.
В-пятых, к инструментам регулирования миграционных отношений относятся: разрешительные процедуры, информационный учет населения, регистрационный учет граждан РФ, миграционный учет, адаптация и интеграция мигрантов в РФ.
С целью совершенствования рассмотренных инструментов регулирования миграционных отношений, необходимо:
- урегулировать вопрос въезда в целях воссоединения семьи для случаев полигамных браков, что соответствовало бы ст. 158 СК РФ, так как в случае, если иностранный гражданин в соответствии с законодательством страны гражданской принадлежности может иметь несколько супругов, право воссоединения с семьей будет распространяться на всех них;
- в целях предупреждения фиктивных браков необходимо установить временной период, в течение которого лица должны состоять в браке, прежде чем претендовать на упрощенный порядок получения разрешения на временное проживание, вид на жительство и т.д.;
- необходимо более детальное законодательное регулирование формирования и функционирования информационной системы по вопросам, касающимся порядка учета информации об иностранных гражданах, обеспечения доступа к этой информации;
- дальнейшее совершенствование системы регистрационного учета должно
осуществляться одновременно в двух направлениях: повышения эффективности контроля за соблюдением правил регистрационного учета в целях обеспечения общественной безопасности и минимизации зависимости реализации прав и свобод гражданина от наличия регистрации по месту жительства или по месту пребывания;
- представляется целесообразным ввести понятие, определяющее место преимущественного проживания, что помогло бы более четко урегулировать вопрос о месте регистрации при наличии нескольких жилых помещений, принадлежащих иностранному гражданину на праве пользования.
В-шестых, в новой Концепции миграционной политики отсутствует перечень основных понятий, который, в первую очередь, необходим для однозначной интерпретации описываемых явлений. В связи с чем, необходимо включить в первый раздел Стратегии основные понятия, которые нашли свое отражение в этом документе, а также уточнить их сущность во избежание неоднозначного толкования.
В-седьмых, нельзя не отметить высокий уровень патернализма российского государства, что не могло не сказаться и на процессы миграционной политики. В подобных условиях гражданского обществу, при всем его особом потенциале, недостаточно широкого участвует в процессах социальной адаптации мигрантов, несмотря на объективную нуждаемость в активизации работы в заданном направлении [30].
В-восьмых, проведенный анализ позволил наметить следующие пути развития законодательного регулирования миграционной политики в Российской Федерации:
- целесообразно рассмотрение возможности полноценного участия Российской Федерации в Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми 2005 года и в Европейском соглашении о передаче ответственности в отношении беженцев 1980 года;
- следует провести передачу несвойственных функций органам внутренних дел Российской Федерации, речь прежде всего идет о функционале, связанным с вынужденными переселенцами; по предоставлению государственной поддержки в виде субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходов региональным бюджетам по реализации соответствующих программ; по поддержке и развитию информационного ресурса «Автоматизированная информационная система «Соотечественники»; по предоставлению бюджетам субъектов РФ иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по социально-бытовому обустройству граждан и лиц без гражданства, прибывших на территорию РФ в экстренном массовом порядке.
- актуализировался запрос на осуществление кодификации миграционного законодательства, в том числе путем регламентации места и роли МВД России в механизме реализации государственной миграционной политики.
Таким образом, вышеуказанные предложения по оптимизации законодательных норм обуславливают необходимость формирования иной нормативной основы. Обеспечить осуществление указанных инициатив возможно только посредством реализации российской властью соответствующей политической воли. Внедрение предлагаемого инструментария позволит обеспечить комплексную оптимизацию всех нормативных положений. Совершенствование миграционного законодательства даст определенную политическую установку на правотворческий процесс, осуществляемый законодательными органами государственной власти Российской Федерации, подзаконное правотворчество органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере миграции.
Во-первых, в истории становления и развития государственного управления в сфере миграции можно условно выделить три этапа: дореволюционный (до 1917 г.), советский (1918 - 1991 гг.) и современный (после 1991 г.). Применительно к каждому из названных этапов обнаруживаются особые сущностные свойства миграции при сохранении единообразия и стабильности, а также направленности миграционных процессов. В дореволюционный период процессы миграции населения были связаны с расширением границ государства и освоением новых присоединенных территорий. В советском государстве широко применялся инструментарий административного регулирования в сочетании с мерами льготирования и предоставлением различных преимуществ. Сразу же после распада советского союза в стране стала иметь место тенденция депопуляции, несколько сгладить последствия которой в последующие годы смогли лишь явление миграции, обеспечившее компенсацию порядка половины процессов явления естественной убыли населения. Именно внешняя миграции носила характер важного компенсационного механизма, способного снизить негативные проявления процессов сокращения численности граждан. В целом, наша страна является одним из лидеров в числе стран, значительная доля населения которых составляют мигранты.
Во-вторых, изучение сложившейся системы российской и международной правовой регламентации дает возможность дифференцировать обусловленные его правовым характером сущностные свойства миграционных правоотношений. В подобном качестве могут быть названы: особые юридические факты, выступающие в роли оснований возникновения правоотношений - перемещение участников правоотношений в пределах тех или иных территорий; а также специфический результат правоотношений, связанный с получением особого юридического статуса субъектов подобного перемещения. В целом, миграция - это объективное явление, оно опосредуется правом, поскольку государство заинтересовано в урегулировании миграционных процессов, однако миграция как таковая изначально не может являться «совокупностью правоотношений». Миграция представляет собой конкретное действие (совокупность действий), и, как действие, миграция - это определенное жизненное обстоятельство (юридический факт), с которым правом связывается возникновение (изменение, прекращение) миграционного правоотношения, однако, повторимся, сама миграция как таковая правоотношением не является.
В-третьих, основы миграционной политики определяются Президентом РФ. Палаты Федерального Собрания РФ в пределах своих полномочий ведут работу по законодательному обеспечению миграционной политики. Правительство РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере миграции и обеспечивает проведение единой миграционной политики. В структуре МВД России создано Главное управление по вопросам миграции, которое относится к числу самостоятельных структурных подразделений центрального аппарата МВД России, деятельность которого направлена на обеспечение и осуществление в пределах возложенных на него полномочий функций МВД России по выработке, реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.
В-четвертых, требуется дальнейшее системное разграничение полномочий федеральных, региональных и местных органов власти в сфере регулирования миграционных процессов. Обеспечить такое разграничение возможно с помощью целого комплекса законодательных мер. Они заключаются как в более четком определении полномочий органов власти каждого территориального уровня в специальных федеральных законах в сфере миграции, так и в корреляции этих полномочий с принципами разграничения полномочий, установленными в таких статутных федеральных законах, как Федеральный закон № 1884-ФЗ и Федеральный закон № 131-ФЗ.Одним из векторов дальнейшего развития миграционного законодательства должна стать оптимизация полномочий органов власти каждого территориального уровня в управлении миграционными процессами на основе конституционных принципов, обеспечения национальной безопасности, соблюдения прав иностранных граждан и с целью повышения экономического благосостояния государства.
В-пятых, к инструментам регулирования миграционных отношений относятся: разрешительные процедуры, информационный учет населения, регистрационный учет граждан РФ, миграционный учет, адаптация и интеграция мигрантов в РФ.
С целью совершенствования рассмотренных инструментов регулирования миграционных отношений, необходимо:
- урегулировать вопрос въезда в целях воссоединения семьи для случаев полигамных браков, что соответствовало бы ст. 158 СК РФ, так как в случае, если иностранный гражданин в соответствии с законодательством страны гражданской принадлежности может иметь несколько супругов, право воссоединения с семьей будет распространяться на всех них;
- в целях предупреждения фиктивных браков необходимо установить временной период, в течение которого лица должны состоять в браке, прежде чем претендовать на упрощенный порядок получения разрешения на временное проживание, вид на жительство и т.д.;
- необходимо более детальное законодательное регулирование формирования и функционирования информационной системы по вопросам, касающимся порядка учета информации об иностранных гражданах, обеспечения доступа к этой информации;
- дальнейшее совершенствование системы регистрационного учета должно
осуществляться одновременно в двух направлениях: повышения эффективности контроля за соблюдением правил регистрационного учета в целях обеспечения общественной безопасности и минимизации зависимости реализации прав и свобод гражданина от наличия регистрации по месту жительства или по месту пребывания;
- представляется целесообразным ввести понятие, определяющее место преимущественного проживания, что помогло бы более четко урегулировать вопрос о месте регистрации при наличии нескольких жилых помещений, принадлежащих иностранному гражданину на праве пользования.
В-шестых, в новой Концепции миграционной политики отсутствует перечень основных понятий, который, в первую очередь, необходим для однозначной интерпретации описываемых явлений. В связи с чем, необходимо включить в первый раздел Стратегии основные понятия, которые нашли свое отражение в этом документе, а также уточнить их сущность во избежание неоднозначного толкования.
В-седьмых, нельзя не отметить высокий уровень патернализма российского государства, что не могло не сказаться и на процессы миграционной политики. В подобных условиях гражданского обществу, при всем его особом потенциале, недостаточно широкого участвует в процессах социальной адаптации мигрантов, несмотря на объективную нуждаемость в активизации работы в заданном направлении [30].
В-восьмых, проведенный анализ позволил наметить следующие пути развития законодательного регулирования миграционной политики в Российской Федерации:
- целесообразно рассмотрение возможности полноценного участия Российской Федерации в Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми 2005 года и в Европейском соглашении о передаче ответственности в отношении беженцев 1980 года;
- следует провести передачу несвойственных функций органам внутренних дел Российской Федерации, речь прежде всего идет о функционале, связанным с вынужденными переселенцами; по предоставлению государственной поддержки в виде субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходов региональным бюджетам по реализации соответствующих программ; по поддержке и развитию информационного ресурса «Автоматизированная информационная система «Соотечественники»; по предоставлению бюджетам субъектов РФ иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение мероприятий по социально-бытовому обустройству граждан и лиц без гражданства, прибывших на территорию РФ в экстренном массовом порядке.
- актуализировался запрос на осуществление кодификации миграционного законодательства, в том числе путем регламентации места и роли МВД России в механизме реализации государственной миграционной политики.
Таким образом, вышеуказанные предложения по оптимизации законодательных норм обуславливают необходимость формирования иной нормативной основы. Обеспечить осуществление указанных инициатив возможно только посредством реализации российской властью соответствующей политической воли. Внедрение предлагаемого инструментария позволит обеспечить комплексную оптимизацию всех нормативных положений. Совершенствование миграционного законодательства даст определенную политическую установку на правотворческий процесс, осуществляемый законодательными органами государственной власти Российской Федерации, подзаконное правотворчество органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере миграции.
Подобные работы
- Миграционная политика РФ (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Деятельность органов государственного управления по реализации молодёжной политики: региональные аспекты (Санкт-Петербургский Университет Технологий Управления и Экономики)
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Особенности административной политики в миграционной сфере
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование миграционной политики на уровне субъекта Российской Федерации
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Решение миграционных проблем в Российской Федерации и в Аргентинской Республике (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Государственное регулирование внешней трудовой миграции в России: федеральные и региональные аспекты (Кемеровский Государственный Университет)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - Миграционная политика РФ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Реализация государственной миграционной политики в Российской Федерации и Республике Казахстан в контексте региональных политических процессов
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Россия: государство, иностранцы, внешняя миграция
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017



