Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Работа №104096

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы сенсорного воспитания детей .... 7
1.1 Теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований
проблемы сенсорного воспитания детей 7
1.2 Особенности сенсорного развития детей до 3 лет 13
1.3 Психолого-педагогические условия сенсорного развития детей
раннего возраста 19
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий сенсорного воспитания детей в раннем возрасте .. 26
2.1 Выявление уровня сенсорного воспитания детей в раннем возрасте ... 26
2.2 Разработка и реализация психолого-педагогических условий по
сенсорному воспитанию детей раннего возраста 29
2.3 Выявление динамики в сенсорном воспитании детей раннего возраста .. 33
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Приложения 44

Актуальность исследования. Ребенок познает окружающий мир посредством восприятия им предметов и явлений. База образов восприятия является основой для различных форм познания, как то: запоминание, мышление, воображение и др.. Исследователи считают, что формы познания это результат переработки образов восприятия.
Возможность полноценного умственного развития человека определяется уровнем развития восприятия, т.е. его сенсорным воспитанием. Сенсорное воспитание, связанное с совершенством осязания, видения и слышения окружающего мира, сказывается на нравственном, эстетическом воспитании детей.
Характер представлений ребенка о мире, их отчетливость, точность, полнота зависят от степени сформированности сенсорных процессов, обеспечивающих отражение действительности. Сенсорное воспитание - сложный процесс, который включает такие основные моменты, как усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, овладение способами обследования предметов.
Значение сенсорного воспитания в раннем возрасте, охватывающем второй и третий год жизни ребенка, трудно переоценить. Психологические новообразования, которые складываются в этот период, влияют на все дальнейшее развитие и деятельность личности. В совершенствовании работы органов чувств, накопления представлений особенно важен младенческий возраст.
Сенсорное развитие малышей происходит под влиянием различных факторов, среди которых первостепенное значение представляет характер осваиваемых детьми предметных действий, в том числе действий с предметами. Сенсорное воспитание в определенной мере направляется конструктивными особенностями этих предметов. Однако этот процесс, в спонтанных условиях, бывает малоэффективным и не обеспечивает оптимальной подготовки детей к освоению в дальнейшем сенсорных 4 эталонов и обследовательских действий. В связи с этим определением условий эффективного сенсорного развития детей раннего возраста занимались и занимаются исследователи и педагоги - практики.
Многие выдающиеся деятели дошкольной педагогики (О. Декроли, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель и другие) хорошо понимали значение своевременного и качественного сенсорного развития детей раннего возраста, создавая различные разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Проблемами сенсорного воспитание детей раннего возраста занимались Ш.А. Абдуллаева, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, А.М. Фонарев и другие. В работах Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др. определяются и изучаются многие актуальные проблемы сенсорного воспитания дошкольников.
Особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста в процессе дидактических игр исследовали В.Н. Аванесова, Н.М. Аксарина, К.Л. Печора и др. Сенсорное воспитания детей в процессе предметной и продуктивной деятельности изучали А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.
Отмечая большую значимость исследований названных ученых, следует признать, что в педагогической теории проблема сенсорного воспитания детей раннего возраста в полной мере не раскрыта, что определяет актуальность данного исследования.
Источником этой проблемы в педагогической практике является противоречие между необходимостью сенсорного воспитания детей раннего возраста и недостаточной представленностью в педагогической практике психолого-педагогических условий, обеспечивающих его развитие.
Данное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста?
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: «Психолого - педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста».
Объект исследования - процесс сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Гипотеза исследования - сенсорное воспитание детей раннего возраста будет результативным, если реализуется комплекс психолого-педагогических условий:
- разработан и внедрен комплекс дидактических игр и упражнений, направленный на сенсорное развитие детей раннего возраста;
- предметно-развивающая среда группы обогащена дидактическими материалами и игрушками для сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи исследования.
1. На основе анализа проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста, раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить основные понятия по данной проблеме.
2. Выявить уровень сенсорного воспитания детей раннего возраста.
З. Экспериментально проверить эффективность психолого - педагогических условий сенсорного воспитания детей раннего возраста:
- варианты игр-занятий по сенсорному воспитанию детей первых трёх лет жизни.
- методические рекомендации по организация предметно-развивающей среды для воспитателей по проблеме сенсорного воспитания детей раннего возраста использовались: теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных).
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой выступают работы ученых, посвященные проблеме сенсорного воспитания (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Т.С. Комарова, Л.А. Венгер, В.И. Логинова, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.Я. Лернер, З.В. Богатеева, Э.Г. Пилюгина, В.В. Гербова, А.К. Бондаренко и др.).
Экспериментальная база исследования: дети 1 младшей группы ГБОУ СОШ «Детский сад «Сказка» пос. Просвет. В эксперименте принимали участие 15 детей от 2 лет 3 месяцев до 2 лет 10 месяцев, из них 5 девочек и 10 мальчиков, 1 воспитатель
Новизна работы заключается в разработке психолого-педагогических условий сенсерного воспитания детей раннего возраста.
Практическая значимость. Материалы экспериментальной работы могут быть использованы для диагностики сенсорного развития детей раннего возраста: умение узнавать основные цвета, умение различать основные геометрические формы, умение различать предметы по величине.
Содержание разработанных психолого-педагогических условий сенсерного воспитания детей раннего возраста может быть использовано в работе воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений.
Структура бакалаврской работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Рассмотрению теоретических и практических аспектов сенсорного воспитания детей раннего возраста посвящено данное исследование.
Нами была изучена психологическая и педагогическая литература по сенсорному воспитанию детей в раннем возрасте. Проблеме сенсорного развития детей посвящено множество трудов как педагогов, так и психологов (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева м многие другие исследователи.) Современный подход к сенсорному воспитанию осуществляется посредством: усвоения, так называемых, «сенсорных эталонов» и способов обследования предметов (З.М. Богуславская, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы позволил констатировать, что посредством сенсорного воспитания, считают исследователи, можно целенаправленно совершенствовать, развивать у малышей таких сенсорных процессов, как ощущение и восприятие. Эти процессы позволяют формировать у ребенка представления о форме, цвете, величине (внешние свойства) предметов. Сенсорная культура ребенка - то направление основное
направление, на которое ориентируется сенсорное воспитание. Основными задачами сенсорного развития являются: усвоение знаний о сенсорных эталонах, включение сенсорности в практическую деятельность малыша, соединение слова с чувственным опытом.
Особое внимание в работе уделено сенсорному развитию детей раннего возраста, которое может быть представлено развитием координации движения, умением анализа и обобщения признаков предмета, умением действовать с предметами.
Достичь этого можно через решение следующих задач:
- развитие перцептивных действий;
- развитие сенсорных эталонов;
- развитие умений самостоятельного применения перцептивных действий и эталонов в практической деятельности ребенка.
Продуктивное развитие умений исследователи связывают с постоянством занятий, с развитием развивающей среды. Важно, чтобы в работе воспитателя по развитию сенсорных умений прослеживалась этапность, включающая: плановость, систематичность и повторяемость используемого материала.
С основным методом сенсорного воспитания, исследователи относят обследование либо свойств, либо целей. С вариатиностью выполнения заданий ученые связывают полученную прочность и глубину знаний ребенка. Построение и проведение занятий по знакомству детей с формой, величиной и цветом должно соответствовать возрасту и уровню развития малышей. Осуществление сенсорного развития невозможно без игрушек (народных, сюжетных и др). Особое место при сенсорном развитии детей отводится дидактическим играм, музыкальному воспитанию, речевому развитию.
В экспериментальной части исследования был подобран диагностический материал, который позволил выявить низкий уровень сенсорного развития у детей, что позволило нам выбрать и реализовать новые направления сенсорного развития детей этой возрастной группы ( игры, упражнения для занятий и свободной деятельности). Были составлены рекомендации для родителей.
Апробация предложенных мероприятий по сенсорному развитию детей показала эффективность разработанных мероприятий, так как уровень их развития повысился. Таким образом, анализ контрольного этапа позволяет констатировать что цели и задачи исследования - выполнены.



1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н. М. Аксарина. - М.: Просвещение, 2011. -- 228 с.
2. Ананьев, Б. Г. и др. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - М., 2014. - 203с.
3. Абдуллаев, Ш. A. Формирование сенсорного пространства у детей а [Текст]: автореф.дис.канд. пед. науки : 13.00.07 / Ш.А. Абдуллаева. ; Моск. гос. пед. ун-т. - М., 2015.-26 с.
4. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду [Текст] / В. Н. Аванесова. - М. : Просвещение, 2015 - 176 с.
5. Богуславская, Е. О., Смирнова Н. П. Развивающие игры [Текст] / Е.О. Богуславская, Н.П. Смирнова. - М: Просвещение, 2011. - 158 с.
6. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Текст]: монография / В. А. Беликов. М.: Академия Естествознания, 2010- 310 с.
7. Венгер, Л. А. Дидактические игры и упражнения, по сенсорному воспитания дошкольного [Текст] / Л. А. Венгер. - М., 2015. -109 с .
8. Венгер, А. Л. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада. /Л. A. Венгер, E. Г. Пилюгин, Н.Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 2016 - 144.
9. Венгер, А. Л. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / А. Л. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгер. - М.: Просвещение, 2015. - 144 с.
10. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста [Текст] / Е.Б. Волосова. - М.: Линкас- прессы, 2017. - 70 с.
11. Воспитание и обучение детей раннего возраста [Текст] / Под ред. Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 2016. - 176 с.
12. Воспитание и и обучение детей раннего возраста [Текст] / под редакцией Г. М. Ламиной. - М.: Просвещение, 2011. - 224 р.
13. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Сост. О. Е. Смирнова, И. Н. Авдеева и др. - М., Просвещение, 2016. - 158 с.
14. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет [Текст] / Т. В. Галанова. - Ярославль: Академии развития, 2016. - 240 с.
15 Давиденко Л. А. Воспитание детей раннего возраста в детском саду [Текст] / Л. А. Давыденко-Алма-Ата: Мактел, 2015. - 120 с.
16. Дидактические материалы Михеевой Е. И. Водовозовой Е. Н. на практике ДОУ. [Текст] / О. А. Гуськова, // - Ж-л «Управление», №6 2015, - с. 106.
17. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / под редакцией Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2010. - 46 с.
18. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. [Текст] / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилов, А. М. Прихожан - М.: Академия, 2013. - 464 с.
19. Жирнова, Н. Н., Анилова, Е.А. Отечественные педагоги конца 19- го-начале 20-го века о роли дидактической игрушки в воспитании детей раннего и дошкольного возраста. [Текст] / Н. Н. Жирнова, Е. А. Анилов. // - Ж-л «Управление ДОУ» 2009.- №7- с. 96.
20. Запорожец, А. В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2013. -- 98 с.
21. Ибука, М. После трех уже поздно: пер. с анг. [Текст] / М. Ибука.- М., 2011.
22. Камышанов, К. И. Ребенок от рождения до трех лет. [Текст] / К.И. Камышанов .- Ярославль: Академия развития, 2011. - 140 с.
23. Курашова, Р. А. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / Р.А. Курашова. - М: Новое знание, 2016. - 345 с.
24. Лыкова, И. А. и др.Художественно-дидактические игры с цветом. [Текст] / И. А. Лыков, Н. В. Гаранина // Ж-л "Управление ДОУ", 2010. - № 5 - с. 108.
25 Махадева, М. Д. и др. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет [Текст] / М. Д. Махадева., С. В. Радикова. - М. : ООО «ТЦ Сфера», 2012. - 96 с.
26. Нечаев И. Ю. Система сенсорного развития детей. [Текст] / И. Ю. Нечаев // Ж-л «Справочник ст. воспитателя».- №1.- 2010. - с. 58 .
27. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. под ред. профессора Л. И. Скворцовой. - М.: ООО "Издательство Оникс": ООО" Издательство мир и образования".- 2017 - 640.
28. Павлова, Л. Н Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет [Текст] / Н. Л. Павлова.- М.: Мозаика - синтез.- 2013. - 95 с.
29. Печора, ЮК. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях" [Текст] / К. Л. Печора., Г. В. Пантюхина. - М.: Просвещение, 2016 - 144 с.
30. Поддьяков, Н. Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду. [Текст] / Н. Н. Поддьяков. M. - 2015. - 392 р.
31. Подлясый, И. П. Педагогика. [Текст] / И. П. Подлясый.- М.:
Просвещение, 2016.
32. Полозова, Е. В. Развивающих тренажеров из бросового
материала[Текст] / Е. В. Полозова - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2016. - 48 с.
33. Плеханов А., Морозова О., Манасеина Н. М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / А. Н. Плеханов. О. Морозова, М. М. Манасеиной., // Ж-Л "Д / В", 2015, №7. - с. 31-35.
34. Тутушкина, М.К. Практическая психология [Текст] / под редакцией М.К. Тутушкиной. - 2016.
35 Психическое развитие младенцев. / Пер.. с англ. А. В. Леонова /[Текст] / под редакцией А. В. Запорожца. - М.: Психология, 2015. - 320 с.
36 Пилюгина, Э. Г. Занятие по сенсорному воспитанию детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Е. Г. Пилюгина. - M., 2013. - 335 с.
37. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. [Текст] / Э.Г. Пилюгина. - М.: Мозаика- синтез, 2013. - 150 с.
38. Пилюгина, Э. Г. Игры-занятия с малышом от рождения до трех лет. [Текст] / Э. Г. Пилюгина. - М: Мозаика - Синтез, 2015. - 120 с.
39. Пилюгина, Э. Г. Сенсорное воспитание младенца [Текст] /
Е.Г. Пилюгин. - Ж-л "Д/В", 2014- № 11- с.. 62.
40. Краснощекова, Н.Б. Развитие ощущений и восприятий удети от младенчества до школьного возраста: игры, упражнения, тесты. [Текст] // Н. Б. Краснощекова - Ростов н / Д: Феникс, 2017.
41. Поддьяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: руководство для воспитателей [Текст] / под ред.. Н. Н. Поддьяков, В И. Аванесова. 2- изд,испр.и доп.. - М. : Просвещение, 2011. - 192.
42. Сенсорное воспитание дошкольников. [Текст] / под редакцией А.В. Запорожца и А. П. Усова. - М.:Просвещеение. 2013. - 364 с.
43. Сенсорная комната: новые возможности использования. [Текст] С.Н. Мутагорова, И.Г. Безуглая - Ж-л "Воспитатель ДОУ", 2010. - №9 - с.7.
44. Сенсорные способности малыша: Игра на развитие восприятия цвета, форма и величины у детей раннего возраста[Текст] / кн. для воспитателей детского сада и родителей. - М.: АО"Учебная литература", 2016
45. Теории и практика сенсорного воспитание в детском саду [Текст] / Под ред. А. П. Усовой, Н.П. Сакулиной -- М.:Просвещение, 2015-188с.
46. Усов, А. П. Роль игры в воспитание детей [Текст] / А. П. Усова; под редакцией А. В. Запорожца. - М.:Просвещение, 2016. - 96 с.
47. Фрейдкин, И. С. Ознакомление дошкольников движением предметов [Текст] : автореф. дис. канд. пед. науки: 13.00.02 / И. С. Фрадкин; Моск. гос. пед. унив. - М. 2012 - 22 с.
48. Хохрякова, Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста [Текст]: Учеб.-метод.. - М. : ТЦ Сфера, 2014 - 128 с..
49. Широкова Г. А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. [Текст] / Г. А. Широков.,- Ростов н / Д: Феникс, 2015. - 256 с.
50. Ядэшко, В. И., Сохини, Ф. А. Дошкольная педагогика [Текст] / Учебник для студентов педагогического колледжа. - М.: Просвещение, 2016. - 416 с.
51. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста [Текст] / Е.А. Янушко. -М.: Мозаика- синтез, 2015. - 72


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ