ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы сенсорного воспитания детей .... 7
1.1 Теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований
проблемы сенсорного воспитания детей 7
1.2 Особенности сенсорного развития детей до 3 лет 13
1.3 Психолого-педагогические условия сенсорного развития детей
раннего возраста 19
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий сенсорного воспитания детей в раннем возрасте .. 26
2.1 Выявление уровня сенсорного воспитания детей в раннем возрасте ... 26
2.2 Разработка и реализация психолого-педагогических условий по
сенсорному воспитанию детей раннего возраста 29
2.3 Выявление динамики в сенсорном воспитании детей раннего возраста .. 33
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Приложения 44
Глава 1. Теоретические основы проблемы сенсорного воспитания детей .... 7
1.1 Теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований
проблемы сенсорного воспитания детей 7
1.2 Особенности сенсорного развития детей до 3 лет 13
1.3 Психолого-педагогические условия сенсорного развития детей
раннего возраста 19
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий сенсорного воспитания детей в раннем возрасте .. 26
2.1 Выявление уровня сенсорного воспитания детей в раннем возрасте ... 26
2.2 Разработка и реализация психолого-педагогических условий по
сенсорному воспитанию детей раннего возраста 29
2.3 Выявление динамики в сенсорном воспитании детей раннего возраста .. 33
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Приложения 44
Актуальность исследования. Ребенок познает окружающий мир посредством восприятия им предметов и явлений. База образов восприятия является основой для различных форм познания, как то: запоминание, мышление, воображение и др.. Исследователи считают, что формы познания это результат переработки образов восприятия.
Возможность полноценного умственного развития человека определяется уровнем развития восприятия, т.е. его сенсорным воспитанием. Сенсорное воспитание, связанное с совершенством осязания, видения и слышения окружающего мира, сказывается на нравственном, эстетическом воспитании детей.
Характер представлений ребенка о мире, их отчетливость, точность, полнота зависят от степени сформированности сенсорных процессов, обеспечивающих отражение действительности. Сенсорное воспитание - сложный процесс, который включает такие основные моменты, как усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, овладение способами обследования предметов.
Значение сенсорного воспитания в раннем возрасте, охватывающем второй и третий год жизни ребенка, трудно переоценить. Психологические новообразования, которые складываются в этот период, влияют на все дальнейшее развитие и деятельность личности. В совершенствовании работы органов чувств, накопления представлений особенно важен младенческий возраст.
Сенсорное развитие малышей происходит под влиянием различных факторов, среди которых первостепенное значение представляет характер осваиваемых детьми предметных действий, в том числе действий с предметами. Сенсорное воспитание в определенной мере направляется конструктивными особенностями этих предметов. Однако этот процесс, в спонтанных условиях, бывает малоэффективным и не обеспечивает оптимальной подготовки детей к освоению в дальнейшем сенсорных 4 эталонов и обследовательских действий. В связи с этим определением условий эффективного сенсорного развития детей раннего возраста занимались и занимаются исследователи и педагоги - практики.
Многие выдающиеся деятели дошкольной педагогики (О. Декроли, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель и другие) хорошо понимали значение своевременного и качественного сенсорного развития детей раннего возраста, создавая различные разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Проблемами сенсорного воспитание детей раннего возраста занимались Ш.А. Абдуллаева, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, А.М. Фонарев и другие. В работах Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др. определяются и изучаются многие актуальные проблемы сенсорного воспитания дошкольников.
Особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста в процессе дидактических игр исследовали В.Н. Аванесова, Н.М. Аксарина, К.Л. Печора и др. Сенсорное воспитания детей в процессе предметной и продуктивной деятельности изучали А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.
Отмечая большую значимость исследований названных ученых, следует признать, что в педагогической теории проблема сенсорного воспитания детей раннего возраста в полной мере не раскрыта, что определяет актуальность данного исследования.
Источником этой проблемы в педагогической практике является противоречие между необходимостью сенсорного воспитания детей раннего возраста и недостаточной представленностью в педагогической практике психолого-педагогических условий, обеспечивающих его развитие.
Данное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста?
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: «Психолого - педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста».
Объект исследования - процесс сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Гипотеза исследования - сенсорное воспитание детей раннего возраста будет результативным, если реализуется комплекс психолого-педагогических условий:
- разработан и внедрен комплекс дидактических игр и упражнений, направленный на сенсорное развитие детей раннего возраста;
- предметно-развивающая среда группы обогащена дидактическими материалами и игрушками для сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи исследования.
1. На основе анализа проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста, раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить основные понятия по данной проблеме.
2. Выявить уровень сенсорного воспитания детей раннего возраста.
З. Экспериментально проверить эффективность психолого - педагогических условий сенсорного воспитания детей раннего возраста:
- варианты игр-занятий по сенсорному воспитанию детей первых трёх лет жизни.
- методические рекомендации по организация предметно-развивающей среды для воспитателей по проблеме сенсорного воспитания детей раннего возраста использовались: теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных).
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой выступают работы ученых, посвященные проблеме сенсорного воспитания (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Т.С. Комарова, Л.А. Венгер, В.И. Логинова, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.Я. Лернер, З.В. Богатеева, Э.Г. Пилюгина, В.В. Гербова, А.К. Бондаренко и др.).
Экспериментальная база исследования: дети 1 младшей группы ГБОУ СОШ «Детский сад «Сказка» пос. Просвет. В эксперименте принимали участие 15 детей от 2 лет 3 месяцев до 2 лет 10 месяцев, из них 5 девочек и 10 мальчиков, 1 воспитатель
Новизна работы заключается в разработке психолого-педагогических условий сенсерного воспитания детей раннего возраста.
Практическая значимость. Материалы экспериментальной работы могут быть использованы для диагностики сенсорного развития детей раннего возраста: умение узнавать основные цвета, умение различать основные геометрические формы, умение различать предметы по величине.
Содержание разработанных психолого-педагогических условий сенсерного воспитания детей раннего возраста может быть использовано в работе воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений.
Структура бакалаврской работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Возможность полноценного умственного развития человека определяется уровнем развития восприятия, т.е. его сенсорным воспитанием. Сенсорное воспитание, связанное с совершенством осязания, видения и слышения окружающего мира, сказывается на нравственном, эстетическом воспитании детей.
Характер представлений ребенка о мире, их отчетливость, точность, полнота зависят от степени сформированности сенсорных процессов, обеспечивающих отражение действительности. Сенсорное воспитание - сложный процесс, который включает такие основные моменты, как усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, овладение способами обследования предметов.
Значение сенсорного воспитания в раннем возрасте, охватывающем второй и третий год жизни ребенка, трудно переоценить. Психологические новообразования, которые складываются в этот период, влияют на все дальнейшее развитие и деятельность личности. В совершенствовании работы органов чувств, накопления представлений особенно важен младенческий возраст.
Сенсорное развитие малышей происходит под влиянием различных факторов, среди которых первостепенное значение представляет характер осваиваемых детьми предметных действий, в том числе действий с предметами. Сенсорное воспитание в определенной мере направляется конструктивными особенностями этих предметов. Однако этот процесс, в спонтанных условиях, бывает малоэффективным и не обеспечивает оптимальной подготовки детей к освоению в дальнейшем сенсорных 4 эталонов и обследовательских действий. В связи с этим определением условий эффективного сенсорного развития детей раннего возраста занимались и занимаются исследователи и педагоги - практики.
Многие выдающиеся деятели дошкольной педагогики (О. Декроли, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель и другие) хорошо понимали значение своевременного и качественного сенсорного развития детей раннего возраста, создавая различные разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Проблемами сенсорного воспитание детей раннего возраста занимались Ш.А. Абдуллаева, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, А.М. Фонарев и другие. В работах Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др. определяются и изучаются многие актуальные проблемы сенсорного воспитания дошкольников.
Особенности сенсорного воспитания детей раннего возраста в процессе дидактических игр исследовали В.Н. Аванесова, Н.М. Аксарина, К.Л. Печора и др. Сенсорное воспитания детей в процессе предметной и продуктивной деятельности изучали А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.
Отмечая большую значимость исследований названных ученых, следует признать, что в педагогической теории проблема сенсорного воспитания детей раннего возраста в полной мере не раскрыта, что определяет актуальность данного исследования.
Источником этой проблемы в педагогической практике является противоречие между необходимостью сенсорного воспитания детей раннего возраста и недостаточной представленностью в педагогической практике психолого-педагогических условий, обеспечивающих его развитие.
Данное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста?
Актуальность рассматриваемой проблемы определила выбор темы исследования: «Психолого - педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста».
Объект исследования - процесс сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Гипотеза исследования - сенсорное воспитание детей раннего возраста будет результативным, если реализуется комплекс психолого-педагогических условий:
- разработан и внедрен комплекс дидактических игр и упражнений, направленный на сенсорное развитие детей раннего возраста;
- предметно-развивающая среда группы обогащена дидактическими материалами и игрушками для сенсорного развития детей раннего возраста.
Задачи исследования.
1. На основе анализа проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста, раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить основные понятия по данной проблеме.
2. Выявить уровень сенсорного воспитания детей раннего возраста.
З. Экспериментально проверить эффективность психолого - педагогических условий сенсорного воспитания детей раннего возраста:
- варианты игр-занятий по сенсорному воспитанию детей первых трёх лет жизни.
- методические рекомендации по организация предметно-развивающей среды для воспитателей по проблеме сенсорного воспитания детей раннего возраста использовались: теоретические методы исследования (анализ психолого-педагогической и методической литературы); эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных).
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой выступают работы ученых, посвященные проблеме сенсорного воспитания (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Т.С. Комарова, Л.А. Венгер, В.И. Логинова, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.Я. Лернер, З.В. Богатеева, Э.Г. Пилюгина, В.В. Гербова, А.К. Бондаренко и др.).
Экспериментальная база исследования: дети 1 младшей группы ГБОУ СОШ «Детский сад «Сказка» пос. Просвет. В эксперименте принимали участие 15 детей от 2 лет 3 месяцев до 2 лет 10 месяцев, из них 5 девочек и 10 мальчиков, 1 воспитатель
Новизна работы заключается в разработке психолого-педагогических условий сенсерного воспитания детей раннего возраста.
Практическая значимость. Материалы экспериментальной работы могут быть использованы для диагностики сенсорного развития детей раннего возраста: умение узнавать основные цвета, умение различать основные геометрические формы, умение различать предметы по величине.
Содержание разработанных психолого-педагогических условий сенсерного воспитания детей раннего возраста может быть использовано в работе воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений.
Структура бакалаврской работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Рассмотрению теоретических и практических аспектов сенсорного воспитания детей раннего возраста посвящено данное исследование.
Нами была изучена психологическая и педагогическая литература по сенсорному воспитанию детей в раннем возрасте. Проблеме сенсорного развития детей посвящено множество трудов как педагогов, так и психологов (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева м многие другие исследователи.) Современный подход к сенсорному воспитанию осуществляется посредством: усвоения, так называемых, «сенсорных эталонов» и способов обследования предметов (З.М. Богуславская, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы позволил констатировать, что посредством сенсорного воспитания, считают исследователи, можно целенаправленно совершенствовать, развивать у малышей таких сенсорных процессов, как ощущение и восприятие. Эти процессы позволяют формировать у ребенка представления о форме, цвете, величине (внешние свойства) предметов. Сенсорная культура ребенка - то направление основное
направление, на которое ориентируется сенсорное воспитание. Основными задачами сенсорного развития являются: усвоение знаний о сенсорных эталонах, включение сенсорности в практическую деятельность малыша, соединение слова с чувственным опытом.
Особое внимание в работе уделено сенсорному развитию детей раннего возраста, которое может быть представлено развитием координации движения, умением анализа и обобщения признаков предмета, умением действовать с предметами.
Достичь этого можно через решение следующих задач:
- развитие перцептивных действий;
- развитие сенсорных эталонов;
- развитие умений самостоятельного применения перцептивных действий и эталонов в практической деятельности ребенка.
Продуктивное развитие умений исследователи связывают с постоянством занятий, с развитием развивающей среды. Важно, чтобы в работе воспитателя по развитию сенсорных умений прослеживалась этапность, включающая: плановость, систематичность и повторяемость используемого материала.
С основным методом сенсорного воспитания, исследователи относят обследование либо свойств, либо целей. С вариатиностью выполнения заданий ученые связывают полученную прочность и глубину знаний ребенка. Построение и проведение занятий по знакомству детей с формой, величиной и цветом должно соответствовать возрасту и уровню развития малышей. Осуществление сенсорного развития невозможно без игрушек (народных, сюжетных и др). Особое место при сенсорном развитии детей отводится дидактическим играм, музыкальному воспитанию, речевому развитию.
В экспериментальной части исследования был подобран диагностический материал, который позволил выявить низкий уровень сенсорного развития у детей, что позволило нам выбрать и реализовать новые направления сенсорного развития детей этой возрастной группы ( игры, упражнения для занятий и свободной деятельности). Были составлены рекомендации для родителей.
Апробация предложенных мероприятий по сенсорному развитию детей показала эффективность разработанных мероприятий, так как уровень их развития повысился. Таким образом, анализ контрольного этапа позволяет констатировать что цели и задачи исследования - выполнены.
Нами была изучена психологическая и педагогическая литература по сенсорному воспитанию детей в раннем возрасте. Проблеме сенсорного развития детей посвящено множество трудов как педагогов, так и психологов (М. Монтессори, Ф. Фребель, Е.И. Тихеева м многие другие исследователи.) Современный подход к сенсорному воспитанию осуществляется посредством: усвоения, так называемых, «сенсорных эталонов» и способов обследования предметов (З.М. Богуславская, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы позволил констатировать, что посредством сенсорного воспитания, считают исследователи, можно целенаправленно совершенствовать, развивать у малышей таких сенсорных процессов, как ощущение и восприятие. Эти процессы позволяют формировать у ребенка представления о форме, цвете, величине (внешние свойства) предметов. Сенсорная культура ребенка - то направление основное
направление, на которое ориентируется сенсорное воспитание. Основными задачами сенсорного развития являются: усвоение знаний о сенсорных эталонах, включение сенсорности в практическую деятельность малыша, соединение слова с чувственным опытом.
Особое внимание в работе уделено сенсорному развитию детей раннего возраста, которое может быть представлено развитием координации движения, умением анализа и обобщения признаков предмета, умением действовать с предметами.
Достичь этого можно через решение следующих задач:
- развитие перцептивных действий;
- развитие сенсорных эталонов;
- развитие умений самостоятельного применения перцептивных действий и эталонов в практической деятельности ребенка.
Продуктивное развитие умений исследователи связывают с постоянством занятий, с развитием развивающей среды. Важно, чтобы в работе воспитателя по развитию сенсорных умений прослеживалась этапность, включающая: плановость, систематичность и повторяемость используемого материала.
С основным методом сенсорного воспитания, исследователи относят обследование либо свойств, либо целей. С вариатиностью выполнения заданий ученые связывают полученную прочность и глубину знаний ребенка. Построение и проведение занятий по знакомству детей с формой, величиной и цветом должно соответствовать возрасту и уровню развития малышей. Осуществление сенсорного развития невозможно без игрушек (народных, сюжетных и др). Особое место при сенсорном развитии детей отводится дидактическим играм, музыкальному воспитанию, речевому развитию.
В экспериментальной части исследования был подобран диагностический материал, который позволил выявить низкий уровень сенсорного развития у детей, что позволило нам выбрать и реализовать новые направления сенсорного развития детей этой возрастной группы ( игры, упражнения для занятий и свободной деятельности). Были составлены рекомендации для родителей.
Апробация предложенных мероприятий по сенсорному развитию детей показала эффективность разработанных мероприятий, так как уровень их развития повысился. Таким образом, анализ контрольного этапа позволяет констатировать что цели и задачи исследования - выполнены.
Подобные работы
- Педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогические условии сенсорного развитии детей раннего возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста через общение с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе предметной игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Педагогическое сопровождение сенсорного развития детей раннего возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Сенсорное воспитание детей раннего возраста
в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Контрольные работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2014



