Развитие системы социального обеспечения в СССР в середине 1950-х - середине 1980-х гг. (на материалах Куйбышевской области)
|
Введение 4
Глава 1. Развитие системы социального обеспечения в СССР в середине 1950-х - середине 1980-х гг 13
1.1 Социальное реформирование в 1950-е годы и особенности системы
социального обеспечения в СССР 13
1.2 Нормативно-правовые основы системы социального обеспечения в
середине 1950-х - середине 1980-х гг 30
Глава 2. Действие системы социального обеспечения в Куйбышевской области в середине 1950-х - середине 1980-х гг 51
2.1 Основные направления деятельности органов и учреждений системы
социального обеспечения на территории Куйбышевской области 51
2.2 Система социального обеспечения как составляющая политики по
повышению материального благосостояния 69
Заключение 84
Список используемых источников
Глава 1. Развитие системы социального обеспечения в СССР в середине 1950-х - середине 1980-х гг 13
1.1 Социальное реформирование в 1950-е годы и особенности системы
социального обеспечения в СССР 13
1.2 Нормативно-правовые основы системы социального обеспечения в
середине 1950-х - середине 1980-х гг 30
Глава 2. Действие системы социального обеспечения в Куйбышевской области в середине 1950-х - середине 1980-х гг 51
2.1 Основные направления деятельности органов и учреждений системы
социального обеспечения на территории Куйбышевской области 51
2.2 Система социального обеспечения как составляющая политики по
повышению материального благосостояния 69
Заключение 84
Список используемых источников
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. В стране обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Социальное обеспечение всегда занимало и по-прежнему занимает одно из ключевых мест в жизни государства и общества. Уровень социального обеспечения граждан является важнейшим показателем экономического развития государства.
Актуальность. В конце ХХ века, в связи с распадом СССР и проведением радикальных экономических реформ, государственная система социального обеспечения Российской Федерации находилась в кризисном состоянии. Произошло осложнение, обострение целого ряда социальных проблем, таких как снижение уровня жизни, кризис пенсионной системы, увеличение количества нетрудоустроенных граждан и т.п. Правительству на федеральном и региональном уровнях практически заново пришлось выстраивать политику в области системы социальной защиты населения. Вследствие Россия отошла от централизованной государственной системы социального обеспечения, но по-прежнему всё еще далека от какой-либо модели социальной поддержки, эффективно функционирующих в странах с рыночной моделью экономики.
В Послании к Федеральному собранию в феврале 2019 года президент В.В. Путин отметил, что страна смогла переломить негативные тенденции в социальной сфере начала 2000-х годов, что абсолютно недопустимо отступать от намеченных рубежей. Однако принимаемые правительством Российской Федерации меры, к сожалению, не всегда приносят ожидаемого результата. Значительная доля населения так и проживает за чертой бедности.
Современная система социального обеспечения РФ имеет свои исторические предпосылки. Поэтому особенно немаловажно обращать внимание на исторический опыт предшествующих периодов нашей страны в данной сфере, его анализировать. Это позволит извлечь уроки из негативных процессов и перенять все лучшие наработки, чтобы выстроить наиболее действующую систему социальной помощи.
Значительный интерес представляет изучение системы социального обеспечения в СССР в середине 1950-х - середине 1980-х гг., анализ основных тенденций, особенностей реализации социальной политики на определенной территории.
Актуальность темы обусловлена высокой значимостью изучения системы социального обеспечения для раскрытия механизмов функционирования советской экономической модели, а также понимания особенностей советского общества и государства.
Степень изученности темы. Историографию по исследуемой теме можно условно разделить на два периода: советский (50-е гг. - конец 80-х гг. XX века) и постсоветский (начало 90-х гг. XX века - по настоящее время).
В первый период историческая наука была подчинена политике и нередко превращалась в средство выполнения пропагандистских задач. Исследования проводились в рамках сложившихся теоретических и идеологических концепций. Их смысл состоял в том, что для всех этапов советского общества был характерен устойчивый рост экономики и социальной сферы. Советская система социального обеспечения рассматривалась как основная составляющая единого экономического направления государственной политики.
В данный период крупные работы были посвящены лишь теоретическим вопросам советской системы социального обеспечения. Выходят труды Е.И. Астрахана, В.А. Ачаркана, P.M. Цивилева и др. Опираясь на растущие материальные возможности населения, они подчеркивали стабильность и жизнеспособность социалистического государства. Процесс становления советской системы социального обеспечения освещался ими исключительно в позитивном аспекте.
Во многих исследованиях подчеркивались коренные различия между советской, социалистической и капиталистической моделями социальной поддержки граждан, отмечалось совершенство первой. В.С Андреев в данной области взял такой критерий как роль государства. Исследователь отмечал, что социалистическое государство действует, в первую очередь, в интересах трудящихся и по мере развития экономики само улучшает социальное обеспечение: законодательство о социальном обеспечении охватывает всех граждан и предусматривает обеспечение во всех необходимых случаях. В капиталистическом государстве, где защищены интересы буржуазного класса, социальное обеспечение стало вынужденной мерой. Здесь, по рассуждению В.С. Андреева, стремятся, как можно максимально ограничить на него расходы, социальные выплаты предоставляется не всем гражданам и в недостаточных размерах.
Второй период начался с начала 1990-х гг., когда отечественная историография стала развиваться в новых реалиях, обусловленных во многом всесторонними переменами, которые тогда происходили в стране. В условиях экономической и финансовой нестабильности социальные проблемы стали выходить на первый план. Стабильность в обществе при таких условиях может дать только продуманная, тщательно взвешенная социальная политика. Её эффективность и результативность зависят от того, какое направление изберет правительство. В современной российской действительности возросла необходимость в принятии конкретных мероприятий в социальной сфере. В связи с этим увеличился научный интерес к изучению социального обеспечения.
Публикуются статьи, отражающие опыт развитых стран в сфере социальной защиты. Автором одной из таких статей является В.В. Кижикина. Её исследование интересно тем, что в нем проводится сравнение социальной политики России со странами Европы. Для достижения своей цели Кижикиной В.В. были исследованы эволюция системы социальной защиты в РФ и основные элементы благосостояния населения, выдвигаемые государствами-членами Европейского Союза. В конце своего исследования на основании статистических данных она заключает, что расходы на социальную политику растут, но это не добавляет гражданам чувства уверенности в своем благополучии. Перед Россией в системе социальной защиты населения стоит ещё множество задач. Ею предложено использовать накопленный положительный опыт развитых стран Европы.
Также появляются работы по вопросам социального обеспечения в СССР в 1950-е - 1980-е годы. Их авторы рассматривали опыт в социальном реформировании предшествующего периода, т.е. советского. Они выделяли как положительные, так и отрицательные результаты социальной политики в области социального обеспечения и развития его законодательства.
В первую очередь, свой научный интерес исследователи проявляли на изучении становления всеобщего пенсионного обеспечения на данном временном отрезке. В частности, Иванова Г.М. в своем исследовании анализирует советский опыт пенсионного реформирования в середине 1950-х годов. Она рассматривает механизм подготовки и реализации пенсионной реформы 1956 года. Иванова Г.М. в положительном ключе отмечает, что итогом реформ стало начало формирования советской модели пенсионного обеспечения, со своими характерными особенностями: централизация управления системы социального страхования, доступность и доходчивость 6 ее законодательства для широких масс трудящихся.
Другая исследовательница, Капустина О.В. в своей работе проанализировала законодательство пенсионного обеспечения на пути его становления, начиная с середины 1950-х и заканчивая серединой 1980-х годов. Ею был произведен разбор правительственных постановлений, касающихся пенсионной поддержки отдельных социальных групп: рабочих и служащих, колхозников, научных работников и работников культуры, а также граждан, которые оказали исключительные услуги стране. И, не смотря на то, что Капустина О.В. приходит к выводу, что все советские граждане были разделены государством на ряд неравноправных категорий, ее работа также утверждает всеобщность социального обеспечения в СССР. В свою очередь, в качестве итога, она отмечает тенденцию унификации советского пенсионного законодательства к 1980-м годам.
Темой развития системы пенсионного обеспечения также занимаются исследователи: Пудовкин А.В., Акбулатов Р.С., Гуменюк А.А. и другие.
Интерес представляет работа В.С. Аракчеева. В становлении и развитии системы социального обеспечения в России он выделяет три этапа, состоящих из конкретных периодов. Каждому этапу он дает качественную характеристику, выделяя его наиболее типичные признаки. Интересны выводы данного исследования. По мнению В.С. Аракчеева, в настоящий момент развития системы социального обеспечения, она по-прежнему сохраняет признаки, свойственные этапу социалистических преобразований в России, но одновременно включает заимствованный опыт социальной политики экономически развитых стран. Исследователь отмечает, что такая тенденция не должна быть долговременной, поскольку она объединяет два прямо противоположных направления, которые не обозначат точности в социальной политике нашего государства.
Специальных работ, изучающих проблему советской системы социального обеспечения в середине 1950-х - в середине 1980-х гг. на региональном уровне нет. Областные исследователи занимаются изучением системы в первые годы советской власти, период НЭПа и предвоенное время. Среди работ выделяется исследование Шиловой О.С., в котором на примере Самарского края комплексно рассматривается история формирования и развития органов и учреждений системы социального обеспечения с самого основания (1918) и до военных лет (1941).
Таким образом, историография по теме советской системы социального обеспечения в середине 1950-х - в середине 1980-х гг. представлена достаточно широким рядом работ, однако на региональном уровне проблема не исследовалась. Т.к. в центре большинства исследований в рамках данной проблемы находится развитие пенсионного обеспечения, дальнейшее изучение темы целесообразно. Необходимо сосредоточить внимание на всестороннем изучении системы социального обеспечения в советский период и её реализации, привлекая материалы по области.
Целью настоящей работы является анализ системы социального обеспечения в СССР в середине 1950-х - середине 1980-х гг. и определение эффективности её действия в Куйбышевской области.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Сформулировать понятие социального обеспечения СССР.
2. Определить основные принципы и направления политики, проводимой советским правительством в области социального обеспечения.
3. Изучить законодательную базу системы социального обеспечения СССР заданного промежутка времени.
4. Рассмотреть действие системы социального обеспечения в Куйбышевской области в середине 1950-х - середине 1980-х гг.
Объектом исследования является система социального обеспечения, реализуемая советской властью в середине 1950х - середине 1980-х гг.
Предмет исследования - мероприятия, направленные на развитие системы социального обеспечения, являющейся составной частью общей государственной социально-экономической программы повышения благосостояния советского народа.
Хронологически рамки работы охватывают период с середины 1950-х до середины 1980-х гг. Данный временной промежуток определяется, прежде всего, новым этапом в становлении социального обеспечения. Отправная точка исследования была определена с учетом значимости событий, произошедших во второй половине 1950-х гг. Начался новый, базировавшийся на иных принципах, этап в развитии советского государства, когда одним из приоритетных направлений внутригосударственной политики становится развитие социальной сферы. Заключительная рамка исследования проходит в середине 1980-х гг. и связана со сменой глобальных исторических эпох в развитии Российского государства.
Территориальные рамки работы определены Куйбышевской (Самарской) областью. На примере отдельно взятого региона предоставляется возможность детально рассмотреть действие советской системы социального обеспечения, показать, как она влияла на уровень материального благосостояния населения.
Теоретико-методологическая база исследования. Исследование проводилось с использованием общеисторическим методов и приемов: историко-системного, проблемно-хронологического, статистического.
Источниковая база исследования состоит из неопубликованных и опубликованных письменных материалов. Их можно разделить на следующие группы: нормативно - правовые; делопроизводственные; статистические данные; материалы периодической печати.
Первая группа состоит из нормативно-правовых документов, актов государственных и партийных органов по вопросам социального обеспечения населения в виде законов, указов, постановлений. Данные материалы позволяют проследить процесс развития советской системы социального обеспечения, в частности в Куйбышевской области, в изучаемый период.
Вторая группа представлена делопроизводственными источниками. Материалы этой группы хранятся в Управлении по делам архивов администрации г. о. Тольятти (Ф. Р-315, Р-24, Р-202), Центральном государственном архиве Самарской области (Ф. Р3859, Р3429, Р4079, Р4302) и Самарском областном государственном архиве социально-политической истории (Ф. 676, 9358). Приказы, акты ревизий, годовые планы, докладные записки, справки о работе отделов дают информацию о реализации системы социального обеспечения на территории Куйбышевской области.
Важными для нашего исследования являются источники третьей группы - это цифровые сведения, характеризующие различные стороны общественной жизни, т.е. статистические данные. Для исследования необходимы сведения об уровне жизни населения, о статьях расходов госбюджета СССР на социальное обеспечение, а также некоторые статистические сведения о населении Куйбышевской области.
В четвертую группу входят материалы периодического печати как центрального, так и местного значения. Материалы периодических изданий отражают на своих страницах официальные постановления советской власти и наиболее значимые для страны сведения. В них также можно встретить опубликованные письма и заметки, посылаемые гражданами в редакции изданий.
Научная новизна состоит в том, что в данной работе предпринята попытка комплексного анализа системы социального обеспечения в СССР в середине 1950-х - середине 1980-х гг. Впервые проблема рассмотрена на региональном уровне, а в научный оборот введены новые архивные документы, материалы ведомственной и периодической печати.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Социальное обеспечение всегда занимало и по-прежнему занимает одно из ключевых мест в жизни государства и общества. Уровень социального обеспечения граждан является важнейшим показателем экономического развития государства.
Актуальность. В конце ХХ века, в связи с распадом СССР и проведением радикальных экономических реформ, государственная система социального обеспечения Российской Федерации находилась в кризисном состоянии. Произошло осложнение, обострение целого ряда социальных проблем, таких как снижение уровня жизни, кризис пенсионной системы, увеличение количества нетрудоустроенных граждан и т.п. Правительству на федеральном и региональном уровнях практически заново пришлось выстраивать политику в области системы социальной защиты населения. Вследствие Россия отошла от централизованной государственной системы социального обеспечения, но по-прежнему всё еще далека от какой-либо модели социальной поддержки, эффективно функционирующих в странах с рыночной моделью экономики.
В Послании к Федеральному собранию в феврале 2019 года президент В.В. Путин отметил, что страна смогла переломить негативные тенденции в социальной сфере начала 2000-х годов, что абсолютно недопустимо отступать от намеченных рубежей. Однако принимаемые правительством Российской Федерации меры, к сожалению, не всегда приносят ожидаемого результата. Значительная доля населения так и проживает за чертой бедности.
Современная система социального обеспечения РФ имеет свои исторические предпосылки. Поэтому особенно немаловажно обращать внимание на исторический опыт предшествующих периодов нашей страны в данной сфере, его анализировать. Это позволит извлечь уроки из негативных процессов и перенять все лучшие наработки, чтобы выстроить наиболее действующую систему социальной помощи.
Значительный интерес представляет изучение системы социального обеспечения в СССР в середине 1950-х - середине 1980-х гг., анализ основных тенденций, особенностей реализации социальной политики на определенной территории.
Актуальность темы обусловлена высокой значимостью изучения системы социального обеспечения для раскрытия механизмов функционирования советской экономической модели, а также понимания особенностей советского общества и государства.
Степень изученности темы. Историографию по исследуемой теме можно условно разделить на два периода: советский (50-е гг. - конец 80-х гг. XX века) и постсоветский (начало 90-х гг. XX века - по настоящее время).
В первый период историческая наука была подчинена политике и нередко превращалась в средство выполнения пропагандистских задач. Исследования проводились в рамках сложившихся теоретических и идеологических концепций. Их смысл состоял в том, что для всех этапов советского общества был характерен устойчивый рост экономики и социальной сферы. Советская система социального обеспечения рассматривалась как основная составляющая единого экономического направления государственной политики.
В данный период крупные работы были посвящены лишь теоретическим вопросам советской системы социального обеспечения. Выходят труды Е.И. Астрахана, В.А. Ачаркана, P.M. Цивилева и др. Опираясь на растущие материальные возможности населения, они подчеркивали стабильность и жизнеспособность социалистического государства. Процесс становления советской системы социального обеспечения освещался ими исключительно в позитивном аспекте.
Во многих исследованиях подчеркивались коренные различия между советской, социалистической и капиталистической моделями социальной поддержки граждан, отмечалось совершенство первой. В.С Андреев в данной области взял такой критерий как роль государства. Исследователь отмечал, что социалистическое государство действует, в первую очередь, в интересах трудящихся и по мере развития экономики само улучшает социальное обеспечение: законодательство о социальном обеспечении охватывает всех граждан и предусматривает обеспечение во всех необходимых случаях. В капиталистическом государстве, где защищены интересы буржуазного класса, социальное обеспечение стало вынужденной мерой. Здесь, по рассуждению В.С. Андреева, стремятся, как можно максимально ограничить на него расходы, социальные выплаты предоставляется не всем гражданам и в недостаточных размерах.
Второй период начался с начала 1990-х гг., когда отечественная историография стала развиваться в новых реалиях, обусловленных во многом всесторонними переменами, которые тогда происходили в стране. В условиях экономической и финансовой нестабильности социальные проблемы стали выходить на первый план. Стабильность в обществе при таких условиях может дать только продуманная, тщательно взвешенная социальная политика. Её эффективность и результативность зависят от того, какое направление изберет правительство. В современной российской действительности возросла необходимость в принятии конкретных мероприятий в социальной сфере. В связи с этим увеличился научный интерес к изучению социального обеспечения.
Публикуются статьи, отражающие опыт развитых стран в сфере социальной защиты. Автором одной из таких статей является В.В. Кижикина. Её исследование интересно тем, что в нем проводится сравнение социальной политики России со странами Европы. Для достижения своей цели Кижикиной В.В. были исследованы эволюция системы социальной защиты в РФ и основные элементы благосостояния населения, выдвигаемые государствами-членами Европейского Союза. В конце своего исследования на основании статистических данных она заключает, что расходы на социальную политику растут, но это не добавляет гражданам чувства уверенности в своем благополучии. Перед Россией в системе социальной защиты населения стоит ещё множество задач. Ею предложено использовать накопленный положительный опыт развитых стран Европы.
Также появляются работы по вопросам социального обеспечения в СССР в 1950-е - 1980-е годы. Их авторы рассматривали опыт в социальном реформировании предшествующего периода, т.е. советского. Они выделяли как положительные, так и отрицательные результаты социальной политики в области социального обеспечения и развития его законодательства.
В первую очередь, свой научный интерес исследователи проявляли на изучении становления всеобщего пенсионного обеспечения на данном временном отрезке. В частности, Иванова Г.М. в своем исследовании анализирует советский опыт пенсионного реформирования в середине 1950-х годов. Она рассматривает механизм подготовки и реализации пенсионной реформы 1956 года. Иванова Г.М. в положительном ключе отмечает, что итогом реформ стало начало формирования советской модели пенсионного обеспечения, со своими характерными особенностями: централизация управления системы социального страхования, доступность и доходчивость 6 ее законодательства для широких масс трудящихся.
Другая исследовательница, Капустина О.В. в своей работе проанализировала законодательство пенсионного обеспечения на пути его становления, начиная с середины 1950-х и заканчивая серединой 1980-х годов. Ею был произведен разбор правительственных постановлений, касающихся пенсионной поддержки отдельных социальных групп: рабочих и служащих, колхозников, научных работников и работников культуры, а также граждан, которые оказали исключительные услуги стране. И, не смотря на то, что Капустина О.В. приходит к выводу, что все советские граждане были разделены государством на ряд неравноправных категорий, ее работа также утверждает всеобщность социального обеспечения в СССР. В свою очередь, в качестве итога, она отмечает тенденцию унификации советского пенсионного законодательства к 1980-м годам.
Темой развития системы пенсионного обеспечения также занимаются исследователи: Пудовкин А.В., Акбулатов Р.С., Гуменюк А.А. и другие.
Интерес представляет работа В.С. Аракчеева. В становлении и развитии системы социального обеспечения в России он выделяет три этапа, состоящих из конкретных периодов. Каждому этапу он дает качественную характеристику, выделяя его наиболее типичные признаки. Интересны выводы данного исследования. По мнению В.С. Аракчеева, в настоящий момент развития системы социального обеспечения, она по-прежнему сохраняет признаки, свойственные этапу социалистических преобразований в России, но одновременно включает заимствованный опыт социальной политики экономически развитых стран. Исследователь отмечает, что такая тенденция не должна быть долговременной, поскольку она объединяет два прямо противоположных направления, которые не обозначат точности в социальной политике нашего государства.
Специальных работ, изучающих проблему советской системы социального обеспечения в середине 1950-х - в середине 1980-х гг. на региональном уровне нет. Областные исследователи занимаются изучением системы в первые годы советской власти, период НЭПа и предвоенное время. Среди работ выделяется исследование Шиловой О.С., в котором на примере Самарского края комплексно рассматривается история формирования и развития органов и учреждений системы социального обеспечения с самого основания (1918) и до военных лет (1941).
Таким образом, историография по теме советской системы социального обеспечения в середине 1950-х - в середине 1980-х гг. представлена достаточно широким рядом работ, однако на региональном уровне проблема не исследовалась. Т.к. в центре большинства исследований в рамках данной проблемы находится развитие пенсионного обеспечения, дальнейшее изучение темы целесообразно. Необходимо сосредоточить внимание на всестороннем изучении системы социального обеспечения в советский период и её реализации, привлекая материалы по области.
Целью настоящей работы является анализ системы социального обеспечения в СССР в середине 1950-х - середине 1980-х гг. и определение эффективности её действия в Куйбышевской области.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Сформулировать понятие социального обеспечения СССР.
2. Определить основные принципы и направления политики, проводимой советским правительством в области социального обеспечения.
3. Изучить законодательную базу системы социального обеспечения СССР заданного промежутка времени.
4. Рассмотреть действие системы социального обеспечения в Куйбышевской области в середине 1950-х - середине 1980-х гг.
Объектом исследования является система социального обеспечения, реализуемая советской властью в середине 1950х - середине 1980-х гг.
Предмет исследования - мероприятия, направленные на развитие системы социального обеспечения, являющейся составной частью общей государственной социально-экономической программы повышения благосостояния советского народа.
Хронологически рамки работы охватывают период с середины 1950-х до середины 1980-х гг. Данный временной промежуток определяется, прежде всего, новым этапом в становлении социального обеспечения. Отправная точка исследования была определена с учетом значимости событий, произошедших во второй половине 1950-х гг. Начался новый, базировавшийся на иных принципах, этап в развитии советского государства, когда одним из приоритетных направлений внутригосударственной политики становится развитие социальной сферы. Заключительная рамка исследования проходит в середине 1980-х гг. и связана со сменой глобальных исторических эпох в развитии Российского государства.
Территориальные рамки работы определены Куйбышевской (Самарской) областью. На примере отдельно взятого региона предоставляется возможность детально рассмотреть действие советской системы социального обеспечения, показать, как она влияла на уровень материального благосостояния населения.
Теоретико-методологическая база исследования. Исследование проводилось с использованием общеисторическим методов и приемов: историко-системного, проблемно-хронологического, статистического.
Источниковая база исследования состоит из неопубликованных и опубликованных письменных материалов. Их можно разделить на следующие группы: нормативно - правовые; делопроизводственные; статистические данные; материалы периодической печати.
Первая группа состоит из нормативно-правовых документов, актов государственных и партийных органов по вопросам социального обеспечения населения в виде законов, указов, постановлений. Данные материалы позволяют проследить процесс развития советской системы социального обеспечения, в частности в Куйбышевской области, в изучаемый период.
Вторая группа представлена делопроизводственными источниками. Материалы этой группы хранятся в Управлении по делам архивов администрации г. о. Тольятти (Ф. Р-315, Р-24, Р-202), Центральном государственном архиве Самарской области (Ф. Р3859, Р3429, Р4079, Р4302) и Самарском областном государственном архиве социально-политической истории (Ф. 676, 9358). Приказы, акты ревизий, годовые планы, докладные записки, справки о работе отделов дают информацию о реализации системы социального обеспечения на территории Куйбышевской области.
Важными для нашего исследования являются источники третьей группы - это цифровые сведения, характеризующие различные стороны общественной жизни, т.е. статистические данные. Для исследования необходимы сведения об уровне жизни населения, о статьях расходов госбюджета СССР на социальное обеспечение, а также некоторые статистические сведения о населении Куйбышевской области.
В четвертую группу входят материалы периодического печати как центрального, так и местного значения. Материалы периодических изданий отражают на своих страницах официальные постановления советской власти и наиболее значимые для страны сведения. В них также можно встретить опубликованные письма и заметки, посылаемые гражданами в редакции изданий.
Научная новизна состоит в том, что в данной работе предпринята попытка комплексного анализа системы социального обеспечения в СССР в середине 1950-х - середине 1980-х гг. Впервые проблема рассмотрена на региональном уровне, а в научный оборот введены новые архивные документы, материалы ведомственной и периодической печати.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Необходимость наличия системы социального обеспечения в государстве и обществе была всегда. Чтобы развиваться и процветать правительство должно воплощать в себе право и справедливость, поддержку всего населения.
В партийно-государственных документах периода середины 1950-х - середины 1980-х гг. предусматривался целый комплекс социально значимых мероприятий направленных на улучшение условий жизни граждан, их повседневного быта. Проводились они, как правило, за счет государственных и общественных средств.
Анализ нормативно-правовых основ системы социального обеспечения позволяет говорить о том, что она стала одним из ключевых звеньев в правительственной социально-экономической программе повышения материального благосостояния населения. Сама суть системы социального обеспечения определяется, как обязательство государства содержать своих граждан, когда они по социально значимым причинам не имеют самостоятельных средств к существованию. Советским правительством проводились мероприятия в сфере помощи, нетрудоспособным, малоимущим, семьям и детям, а также они были нацелены на достижение высокого материального обеспечения граждан в старости.
Можно выделить несколько основных направлений государственной политики в области социального обеспечения. Это совершенствование пенсионного законодательства, формирование обширной системы пособий, улучшение медицинского и санаторно-курортного обслуживания. Обеспечивая внутреннюю целостность всей системы, каждое из направлений развивалось согласно конкретным принципам. К числу основных относятся: 1) достижение всеобщности права на социальное обеспечение; 2) полнота и многообразие его видов; 3) обеспечение за счет государственных и частично общественных средств; 4) гарантированность бесплатного медицинского и санаторно-курортного обслуживания; 5) стремление достичь высокого уровня размера социального обеспечения. Перечисленные закономерности и направляющие идеи лежали в основе законодательства о социальном обеспечении и проходят через всю его систему.
В соответствии с проводимой партией политики модернизации социалистических хозяйств и общей социалистической идеи, а также с общемировыми тенденциями развития социальных отношений, нормативно-правовая база системы социального обеспечения СССР на протяжении середины 1950-х - середины 1980-х годов расширялась. Например, Закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов» 1964 окончательно утвердил принцип о всеобщности права на социальное обеспечение, система пополнилась последним недостающим элементом - колхозниками. А к концу 1970-х утверждалось понятие «семейная политика»: в законодательных актах стало отмечаться, что государство теперь проявляет заботу о семье. Кроме того, продолжали приниматься положения по улучшению социального обеспечения рабочих и служащих, многодетных и одиноких матери, инвалидов, нетрудоспособных, а также положения, касающиеся пенсионного обеспечения.
Можно утверждать, что к середине 1980-х годов в Советском Союзе уже действовало систематизированное всеобщее государственное социальное обеспечение. Большая часть населения по законодательству имела право на его получение.
Организация и обслуживание социальной поддержкой осуществлялись государственными учреждениями социального обеспечения разных уровней, строгий контроль которых осуществлялся органами исполнительной власти. Они прошли большой путь исторического развития, изменяя свои компетенции и объем работы.
Основным направлением органов и учреждений системы социального обеспечения по всей стране, в частности и на территории Куйбышевской области, стало соблюдение строгого контроля за правильностью начисления государственных выплат. В связи с этим принимались меры по улучшению работы отделов социального обеспечения разных уровней. Проводились ревизии, среди сотрудников развивалось коммунистическое движение, в 1962 был образован общественный Совет, а в 1975 - Куйбышевский областной центр по начислению и выплате пенсий и пособий.
Есть возможность утверждать, что уровень социальной работы в области, районе, городе во многом зависел от профессиональных знаний и деловых качеств заведующих отделами социального обеспечения. В качестве руководителя Куйбышевского облсобеса на протяжении большей части изучаемого периода (с 1965 г. по 1985 г.) оставалась Кораблина Галина Николаевна. Под её руководством система социального обеспечения на территории Куйбышевской области продвигалась вперед. Область одна из первых в РСФСР перешла на централизованную выплату пенсий и пособий с ведением персонифицированного учета получателей льгот, были организованы постоянно действующие ВТЭКи, благоустроены дома- интернаты для престарелых и инвалидов, а также сделаны первые шаги по организации надомного обслуживания.
В целом, можно заключить, что на протяжении 1950-х - 1980-х годов система социального обеспечения на территории Куйбышевской области постепенно принимала все более совершенные формы.
Кроме того, в ходе данного исследования были выделены положительные и негативные стороны советской системы социального обеспечения. Сильным стало пенсионное обеспечение с низким возрастом выхода на пенсию: 60 лет - мужчины, 55 лет - женщины. Заслуживает внимания и активная позиция советского руководства. Однако главной слабостью системы социального обеспечения явился её упор на ресурсы мобилизационной экономики.
Таким образом, по нашему мнению, социальной защите населения должна отводится огромная роль в политике государства, а решению современных проблем может способствовать самостоятельно действующая система социальной защиты и социального обслуживания при огромной всесторонней поддержке правительства с широким привлечением общественности. При этом успех в этом деле во многом зависит от кадрового обеспечения органов и учреждений.
В партийно-государственных документах периода середины 1950-х - середины 1980-х гг. предусматривался целый комплекс социально значимых мероприятий направленных на улучшение условий жизни граждан, их повседневного быта. Проводились они, как правило, за счет государственных и общественных средств.
Анализ нормативно-правовых основ системы социального обеспечения позволяет говорить о том, что она стала одним из ключевых звеньев в правительственной социально-экономической программе повышения материального благосостояния населения. Сама суть системы социального обеспечения определяется, как обязательство государства содержать своих граждан, когда они по социально значимым причинам не имеют самостоятельных средств к существованию. Советским правительством проводились мероприятия в сфере помощи, нетрудоспособным, малоимущим, семьям и детям, а также они были нацелены на достижение высокого материального обеспечения граждан в старости.
Можно выделить несколько основных направлений государственной политики в области социального обеспечения. Это совершенствование пенсионного законодательства, формирование обширной системы пособий, улучшение медицинского и санаторно-курортного обслуживания. Обеспечивая внутреннюю целостность всей системы, каждое из направлений развивалось согласно конкретным принципам. К числу основных относятся: 1) достижение всеобщности права на социальное обеспечение; 2) полнота и многообразие его видов; 3) обеспечение за счет государственных и частично общественных средств; 4) гарантированность бесплатного медицинского и санаторно-курортного обслуживания; 5) стремление достичь высокого уровня размера социального обеспечения. Перечисленные закономерности и направляющие идеи лежали в основе законодательства о социальном обеспечении и проходят через всю его систему.
В соответствии с проводимой партией политики модернизации социалистических хозяйств и общей социалистической идеи, а также с общемировыми тенденциями развития социальных отношений, нормативно-правовая база системы социального обеспечения СССР на протяжении середины 1950-х - середины 1980-х годов расширялась. Например, Закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов» 1964 окончательно утвердил принцип о всеобщности права на социальное обеспечение, система пополнилась последним недостающим элементом - колхозниками. А к концу 1970-х утверждалось понятие «семейная политика»: в законодательных актах стало отмечаться, что государство теперь проявляет заботу о семье. Кроме того, продолжали приниматься положения по улучшению социального обеспечения рабочих и служащих, многодетных и одиноких матери, инвалидов, нетрудоспособных, а также положения, касающиеся пенсионного обеспечения.
Можно утверждать, что к середине 1980-х годов в Советском Союзе уже действовало систематизированное всеобщее государственное социальное обеспечение. Большая часть населения по законодательству имела право на его получение.
Организация и обслуживание социальной поддержкой осуществлялись государственными учреждениями социального обеспечения разных уровней, строгий контроль которых осуществлялся органами исполнительной власти. Они прошли большой путь исторического развития, изменяя свои компетенции и объем работы.
Основным направлением органов и учреждений системы социального обеспечения по всей стране, в частности и на территории Куйбышевской области, стало соблюдение строгого контроля за правильностью начисления государственных выплат. В связи с этим принимались меры по улучшению работы отделов социального обеспечения разных уровней. Проводились ревизии, среди сотрудников развивалось коммунистическое движение, в 1962 был образован общественный Совет, а в 1975 - Куйбышевский областной центр по начислению и выплате пенсий и пособий.
Есть возможность утверждать, что уровень социальной работы в области, районе, городе во многом зависел от профессиональных знаний и деловых качеств заведующих отделами социального обеспечения. В качестве руководителя Куйбышевского облсобеса на протяжении большей части изучаемого периода (с 1965 г. по 1985 г.) оставалась Кораблина Галина Николаевна. Под её руководством система социального обеспечения на территории Куйбышевской области продвигалась вперед. Область одна из первых в РСФСР перешла на централизованную выплату пенсий и пособий с ведением персонифицированного учета получателей льгот, были организованы постоянно действующие ВТЭКи, благоустроены дома- интернаты для престарелых и инвалидов, а также сделаны первые шаги по организации надомного обслуживания.
В целом, можно заключить, что на протяжении 1950-х - 1980-х годов система социального обеспечения на территории Куйбышевской области постепенно принимала все более совершенные формы.
Кроме того, в ходе данного исследования были выделены положительные и негативные стороны советской системы социального обеспечения. Сильным стало пенсионное обеспечение с низким возрастом выхода на пенсию: 60 лет - мужчины, 55 лет - женщины. Заслуживает внимания и активная позиция советского руководства. Однако главной слабостью системы социального обеспечения явился её упор на ресурсы мобилизационной экономики.
Таким образом, по нашему мнению, социальной защите населения должна отводится огромная роль в политике государства, а решению современных проблем может способствовать самостоятельно действующая система социальной защиты и социального обслуживания при огромной всесторонней поддержке правительства с широким привлечением общественности. При этом успех в этом деле во многом зависит от кадрового обеспечения органов и учреждений.
Подобные работы
- Репрессивная политика советского государства в 30-е годы ХХ века на материалах Куйбышевской области
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2017 - Социальная политика Советского государства в 30-е годы ХХ века (на материалах Куйбышевской области)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Социальная защита детей в годы ВОВ 1941-1945 (на примере Ставрополя - на-Волге Куйбышевской области)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Строительство жилья и социокультурных объектов Автозаводского района города Тольятти во втор. пол. 60-х - нач. 80-х гг. XX века
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - Строительство жилья и социокультурных объектов Автозаводского района города Тольятти во втор. пол. 60-х - нач. 80-х гг. XX века
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Развитие образования в 1946-1965 годы: позитивные и негативные тенденции (на материалах г. Ставрополя-Тольятти)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - Производственная повседневность и быт работников ВАЗа (70-ые
гг., начало 90-х гг. ХХ в.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2020 - Развитие системы здравоохранения Куйбышевской области в 1960-е - начале 1990-х гг. (на примере г. Ставрополя-Тольятти)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - Становление и развитие Тольяттинского политехнического института в 1951-1991 гг
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018



