ВВЕДЕНИЕ .....3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРАВОТВОРЧЕСТВА И СИСТЕМАТИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ..5
1.1. Понятие, виды и принципы правотворческой деятельности ..5
1.2. Понятие и формы систематизации нормативных актов ....11
Глава II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…15
2.1. Основные стадии правотворческой деятельности в России ..15
2.2. Юридическая техника в России ….19
2.3. Проблемы правотворчества в современной России …..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ......9
Целью исследования является выявление особенностей правотворчества и систематизации нормативных актов, определение проблем правотворчества в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
определить понятие, виды, принципы и роль правотворческой деятельности;
изучить понятие, формы и значение систематизации нормативных актов;
рассмотреть основные стадии правотворческой деятельности в России;
охарактеризовать законодательную технику в России;
выявить проблемы правотворчества в современной России.
Нормативно-правовую базу исследования составили нормы Конституции РФ 1993 г., федеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации».
В основе научной базы исследования лежат работы специалистов в области теории права. Так, например, В. А. Томин в своей работе уделяет внимание понятиям и видам правотворческой деятельности, ее особенностям в субъектах Российской Федерации; М. Б. Румянцев рассматривает тему правотворчества как комплексная обобщающая наука, отмечает сложный многоаспектный характер правотворчества; А. П. Альбов и С. В. Николюкин раскрывают особенности правотворчества, в том числе законотворчества, муниципального и корпоративного правотворчества. Рассматриваемой теме в юридической литературе уделялось и уделяется достаточно внимания. По данной теме также заслуживают внимания работы: Л. Ф. Апта, И. А. Нестеренко, М. Ю. Осипова. Особый интерес составляют научные статьи И. Н. Исакова, М. С. Кайырбека, М. А. Лапиной, Г. А. Шокирова.
Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением и списком источников и литературы.
Правотворчество и систематизация нормативных актов является важным звеном любого государства. По работе этих механизмов судят не только о законодательной сфере страны, но и о государстве в целом. Поэтому уделять внимание и развивать их, безусловно, важно и нужно.
Правотворчество – это деятельность, в результате которой создаются, изменяются или прекращают свое действие нормативно-правовые акты. Динамический и сложный процесс, который начинается с обнаружения проблемы, пробела в правовой нормы, а заканчивается воплощением этой нормы в действительность.
В узком смысле под правотворчеством понимается именно процесс, в результате которого уполномоченные органы создают нормативные акты. В широком – длительный процесс не только связанный с создание норм права, но и с их реализацией.
Правотворчество выполняет определенные функции. Во-первых, разрабатывает новые нормативно-правовые акты, которые позволяют регулировать общественные отношения. Во-вторых, создавая их, обновляется законодательство, а значит, пересматривают и устраняются старые нормы, ликвидируются пробелы. В-третьих, общество бурно развивается, поэтому право должно не отставать от него и идти в ногу с ним, сократить отрыв как раз помогает правотворчество.
Безусловно, правотворческий процесс должен основываться на определенных принципах, идеях, которые бы помогали избежать ошибки, создавать более эффективные нормы, повышать правовую культуру граждан. Наиболее важными принципами являются демократизм, гласность, профессионализм, законность и гуманизм. Они позволяют достичь поставленных целей и раскрыть сущность государства. Правотворчество также подразделяется на множество видов, которые способствуют результативно функционировать государству. Ведь правотворчество – это важное звено правового регулирования.
Еще одним значимым механизмом деятельности государства является систематизация нормативных актов. Это процесс, который направлен на упорядочение и кодификацию норм права. Преследуя цель, создания четкой системы законов, систематизация выполняет ряд наиважнейших функций. Во-первых, группирует нормы в единую и слаженную концепцию, позволяющую совершенствованию законодательства. Во-вторых, устраняет пробелы и ликвидирует устаревшие нормы, которые затормаживают развитие правовой системы страны. В-третьих, оперативно помогает разрешать противоречия между людьми, позволяет мгновенно ориентироваться в законодательстве. В-четвертых, воспитывает правовую культуру в каждом из нас.
Систематизацию можно разделить на два вида: кодификацию и инкорпорацию, но в настоящее время также выделяют еще один вид – консолидацию. Систематизация в большинстве случаев производится по отраслям. Так, в России базовые отрасли права записаны каждый в своем кодексе, что способствует эффективному развитию права.
В работе были подробно рассмотрены стадии правотворчества в Российской Федерации. Иными словами, этапы, на которых создаются, изменяются и прекращают свое действие нормативно-правовые акты. Эта деятельность осуществляется уполномоченными органами и имеет сложную структуру. Она помогает принимать законы высокого качества, которые смогут эффективно функционировать в обществе.
Одним из сложных понятий было понятие «юридическая техника». Оно характеризуется, как средство, которое помогает праву стать более структурирование, упорядочить его. Выполняет следующие действия: определяет правила работы и оценивает результат деятельности, тем самым способствует преобразованию форм и содержанию права, гарантирует постоянство права и следит за тем, чтобы право развивалось в том же темпе, что и общество. Поэтому юридическая техника – это основа юридической практики.
Таким образом, правотворчество и систематизация нормативных актов – это актуальные темы в современном мире и заслуживают внимания. В современной России есть пробелы в этих деятельностях, но можно считать, что наша страна находится на стадии становления. Ведь, изучив историю России, понимаешь, что это достаточно молодая, но уже могучая страна, которая упорно идет к своей цели. Чтобы не говорили окружающие, но Российской Федерации стабильно развивается в области права, социологии и экономики.
1. Конституция Российской Федерации // [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения 21.10.2021)
2. Федеральный закон «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] https://docs.cntd.ru/document /420243605 (дата обращения 23.10.2021 )
Литература
3. Альбов, А. П. Правотворчество: учебное пособие для вузов / А. П. Альбов [и др.]; под ред. А. П. Альбова, С. В. Николюкина. — Москва : Издательство «Юрайт», 2021. — 254 с.
4. Апт, Л. Ф. Аналитическая информация в сфере правотворчества и правоприменения : курс лекций / Л. Ф. Апт. — Москва : Российский государственный университет правосудия, 2017. — 136 c.
5. Бялт, В. С. Юридическая техника: Учебное наглядное пособие / В. С. Бялт. — Санкт-Петербург : Издательство «ЛЕМА», 2017. — 99 с.
6. Бялт, В. С. Основные подходы к пониманию юридической техники / В. С. Бялт, А. В. Демидов // Царскосельские чтения. — 2016. — № 20 (3). — С. 17-19.
7. Исаков, И. Н. Конкретизация положений законопроекта в процессе законотворчества субъектов РФ / И. Н. Исаков // Социология и право. — 2014. — № 2 (24). — С. 52-56.
8. Кайырбек, М. С. Понятие правотворчества и его роль в развитии общественных отношений / М. С. Кайырбек, Н. Ж. Сарсенбеков, Ж. Т. Мусаева // Colloquium-journal. — 2019. — № 14. — С. 21-25.
9. Нестеренко, И. А. Правотворчество в Российской Федерации: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / И. А. Нестеренко — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 271 c.
10. Осипов, М. Ю. Понятие и соотношение правового регулирования и правотворчества: монография / М. Ю. Осипов. — Москва : РИОР, 2017. — 219 с.
11. Румянцев, Е. В. Организация и осуществление кодификации законодательства в суде: Учебное пособие / Е. В. Румянцев. — Москва : РГУП, 2018. — 64 с.
12. Румянцев, М. Б. Правотворчество в Российской Федерации: монография / М. Б. Румянцев. — Чебоксары : ИД «Среда», 2019. — 324 с.
13. Томин, В. А. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации : учебное пособие / В. А. Томин. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2017. — 96 с.
14. Шокиров, Г. А. Некоторые проблемы понятия правотворческой деятельности и систематизации законодательства: теоретический анализ / Г. А. Шокиров // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. — 2017. — № 70. — С. 15-21.
Электронные ресурсы
15. Статус и полномочия, порядок формирования и Регламент Государственной Думы // [Электронный ресурс] http://duma.gov.ru /duma/about/ (дата обращения 23.10.2021)