ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭКСКУРСИЙ
|
Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования представлений о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 13
1.1 Формирование у детей 5-6 лет с задержкой психического
развития представлений о профессиях как психолого-
педагогическая проблема 13
1.2 Теоретические основы использования интерактивной экскурсии
в образовательной работе по формированию представлений
о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития .. 26
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий 35
2.1 Выявление уровня сформированности представлений
о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития ... 35
2.2 Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет
с задержкой психического развития представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий 46
2.3 Выявление динамики сформированности представлений о
профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 60
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложение А Результаты диагностики детей на констатирующем этапе эксперимента 73
Приложение Б Анкета для педагогов 74
Приложение В Перспективный план работы по формированию представлений о профессиях у детей 5-6 лет с ЗПР 75
Приложение Г Содержание представлений детей 5-6 лет с ЗПР о профессиях ближайшего окружения 77
Приложение Д Результаты диагностики детей на контрольном этапе
эксперимента
Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования представлений о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 13
1.1 Формирование у детей 5-6 лет с задержкой психического
развития представлений о профессиях как психолого-
педагогическая проблема 13
1.2 Теоретические основы использования интерактивной экскурсии
в образовательной работе по формированию представлений
о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития .. 26
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий 35
2.1 Выявление уровня сформированности представлений
о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития ... 35
2.2 Содержание работы по формированию у детей 5-6 лет
с задержкой психического развития представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий 46
2.3 Выявление динамики сформированности представлений о
профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 60
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложение А Результаты диагностики детей на констатирующем этапе эксперимента 73
Приложение Б Анкета для педагогов 74
Приложение В Перспективный план работы по формированию представлений о профессиях у детей 5-6 лет с ЗПР 75
Приложение Г Содержание представлений детей 5-6 лет с ЗПР о профессиях ближайшего окружения 77
Приложение Д Результаты диагностики детей на контрольном этапе
эксперимента
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне продиктована необходимостью ранней профориентации подрастающего поколения. Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. В п 6.7 записано, что дошкольные учреждения в процессе реализации программ воспитания должны осуществлять психолого-социальную ориентацию детей, проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки, формировать мотивацию и интересы детей с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья [1]. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий) и содержит совместное обсуждение опыта и мечты ребенка дошкольника в трудовой деятельности (самообслуживание).
Дошкольные организации являются первой ступенью знакомства дошкольников с профессиями. Формирование у детей представлений о профессиях расширяет кругозор ребенка об окружающем мире, ребенок социализируется и приобретает элементарный опыт, который способствует ранней профессиональной.
Актуальность на научно-теоретическом уровне продиктована тем, что при существующей потребности в формировании у дошкольников представлений о профессиях недостаточно изучены особенности такой работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Важным для всестороннего развития детей является формирование у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях.
Значимо также определение эффективных средств образовательной работы с детьми, в том числе возможностей использования интерактивной экскурсии.
Современными исследованиями (О.В. Дыбина, М.В. Крулехт, Т.С. Комарова, В.И. Логинова и другие) доказано, что «ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых формирует у них представления о роли труда и важности профессий в жизни общества. В процессе ознакомления детей с профессиями взрослых накапливаются представления, которые позволяют детям все больше узнать о мире взрослых, понять его, происходит социализация детей. На основе этих представлений формируется интерес к труду».
Ряд исследователей (О.В. Дыбина, А.В. Запорожец, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, В.С. Мухина, В.Г. Нечаева, и др.) отмечают, что формирование у дошкольников представлений о профессиях взрослых развивают у детей представления об устройстве жизни в обществе, о трудовых действиях человека данной профессии и о человеке как создателе предметного мира. Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова предлагают знакомить детей с профессиями людей данной местности. По мнению Т.И. Бабаевой, А.Г. Гигоберидзе, О.В. Дыбиной «необходимо не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий».
По мнению исследователей, (Р.С. Буре, Г.М. Година, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева и др.), для формирования представлений о профессиях возможно использование такого средства как экскурсия, в которой возможно наблюдать за процессом труда и за трудовыми действиями представителей профессии.
В работах (Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Н.П. Нечаев и др.) представлены теоретические положения об использовании интерактивного обучения.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью разработки методических аспектов реализации интерактивной экскурсии как средства образовательной работы с детьми с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях.
Анализ научно-методической литературы показал, что проблема исследования представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития раскрыта недостаточно.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных образовательных организация выявил следующие противоречия:
- между необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития представлений о профессиях и недостаточным использованием содержательно-методических разработок этого процесса;
- между возрастными возможностями формирования представлений о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием интерактивных экскурсий как средства.
Для разрешения данных противоречий в теории и практике современного дошкольного образования, была сформулирована проблема исследования: как осуществить формирование у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий?
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику проведения интерактивных экскурсий по формированию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование у детей 5¬6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях может обеспечить реализации методики проведения интерактивных экскурсий, если:
- разработана и реализована содержательная характеристика знаний о профессиях, отражающая специфику профессий и доступная для освоения детьми данного возраста с имеющимся типом задержки психического развития;
- определена специфика и содержание интерактивных экскурсий для детей с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях, и разработаны технологические карты их проведения, отражающие взаимодействие детей, педагога и представителей профессий;
- разработаны и реализованы типовые задания для детей по освоению всей совокупности представлений и педагогический инструментарий, отражающие специфику интерактивных экскурсий, возрастные особенности детей и тип задержки психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретическое состояние исследуемой проблемы в современных исследованиях, уточнить понятие «интерактивная экскурсия» и раскрыть ее специфику для детей с задержкой психического развития.
2. Определить показатели, диагностический инструментарий и выявить уровень сформированности представлений о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать методику проведения интерактивных экскурсий с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях.
4. Выявить динамику уровня сформированности представлений о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития после проведенной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические положения о формировании у детей представлений о социальном мире (Л.А. Венгер, О.В. Дыбина, С.А. Козлова, В.С. Мухина, А.Г. Маклаков, Г.А. Урунтаева и др.);
- теоретические аспекты проблемы формирования у дошкольников представлений о профессиях (О.В. Дыбина, М.В. Крулехт, B. И. Логинова);
- требования и принципы по определению программы знаний дошкольников (Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, О.В. Дыбина, Г.А. Толмачева и др.);
- теоретические положения об особенностях развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, Т.В. Егорова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович и др.);
- теоретические аспекты проблемы формирования представлений об окружающем мире у детей с ЗПР (Г.М. Капустина, У.В. Ульенкова, C. Г. Шевченко и др.);
- идеи и теоретические положения об использовании экскурсии в образовательной работе с детьми (Р.С. Буре, Г.М. Година, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева и др.);
- теоретические положения об использовании интерактивного обучения (Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Н.П. Нечаев и др.).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; выдвижение гипотезы исследования; обобщение практического опыта, системный анализ, проектирование результатов и процессов их достижения);
- эмпирические (беседы с педагогами и детьми, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, наглядное представление результатов исследования).
Опытно-экспериментальная база: муниципальное бюджетное
учреждение детский сад № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет с задержкой психического развития, 3 педагога.
Организация и этапы исследования.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2018 - март 2019 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата исследования. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, определение теоретико-методологических оснований исследования по изучаемой проблеме, осуществление первичного сбора и анализа эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный (апрель 2019 - февраль 2020 гг.). Разработка и реализация программы экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Обсуждение плана и методик констатирующего эксперимента, разработка плана работы с детьми и проверка методики проведения интерактивной экскурсии на формирующем этапе эксперимента.
Третий этап - заключительно-обобщающий (март - июнь 2020 г.). Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизация и оформление материала магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в:
- выявлении состояния изучаемой проблемы в теории и педагогической практике на современном этапе;
- в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методики проведения интерактивных экскурсий с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях;
- в раскрытии понятия «интерактивная экскурсия» и уточнении ее специфики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- определены показатели и охарактеризованы уровни сформированности представлений о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- охарактеризованы особенности интерактивной экскурсии как средства образовательной работы с детьми дошкольного возраста;
- раскрыта методика проведения интерактивных экскурсий с детьми 5¬6 лет с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что специалисты дошкольного образования могут применять разработанные диагностические материалы (показатели и диагностические задания) по изучению у детей 5-6 лет с задержкой психического развития уровня сформированности представлений о профессиях; содержание интерактивных экскурсий и типовые задания для детей 5-6 лет с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, а также в разработке и апробации методики проведения интерактивных экскурсий с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты доказывались на следующих конференциях:
- «Студенческие Дни науки в ТГУ» (2019 г., 2020 г.);
- Всероссийская научно-практическая конференция «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики» (2019 г.).
Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование у детей представлений о профессиях определяется разработкой содержательной характеристики знаний (предметно-содержательная, содержательно-деятельностная), которая должна отражать специфику профессий и учитывать возможности познавательной сферы детей 5-6 лет с имеющимся у них типом задержки психического развития.
Предметно-содержательная характеристика знаний является ключевой, определяет их полноту и системность (объекты познания, образовательные задачи); предполагает конкретизацию перечня профессий и дидактических единиц, определяющих специфику профессии (специальная одежда, место работы, орудия труда и трудовые действия, результаты и значение труда, профессиональные умения и личностные качества) и являющихся основой для конкретизации образовательных задач.
Содержательно-деятельностная характеристика отражает процесс освоения знаний, определяет их прочность и действенность (формы активности детей); предполагает конкретизацию заданий, обеспечивающих решение соответствующих образовательных задач в процессе интерактивных экскурсий.
2. Интерактивная экскурсия определяется как форма коррекционно-образовательной работы с детьми, которая предполагает коммуникацию и взаимодействие детей, учителя-дефектолога и представителей профессий в связи с выполняемыми ими ролями в процессе решения образовательных задач (экскурсовод, его помощник, экскурсанты, представитель профессии).
Специфика интерактивной экскурсии для детей с задержкой психического развития по формированию представлений о профессии проявляется в непосредственной коммуникации и взаимодействии, использовании различных заданий, получая от представителя профессии содержательную обратную связь и эмоциональную поддержку. Представитель профессии, который выполняет или моделирует профессиональные действия на своем рабочем месте, а дети повторяют их.
Технологическая карта интерактивной экскурсии отражает специфику места проведения экскурсии, ролей и особенностей коммуникации педагога, учителя-дефектолога, представителя профессии и детей, и представляет поэтапную специфику и взаимосвязь их действий (мотивационно-целевой, организационно-проектировочный, содержательно-деятельностный и оценочно-рефлексивный).
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 4 рисунка, 5 таблиц, список используемой литературы (48 источников), 5 приложений. Основной текст работы изложен на 72 страницах.
Дошкольные организации являются первой ступенью знакомства дошкольников с профессиями. Формирование у детей представлений о профессиях расширяет кругозор ребенка об окружающем мире, ребенок социализируется и приобретает элементарный опыт, который способствует ранней профессиональной.
Актуальность на научно-теоретическом уровне продиктована тем, что при существующей потребности в формировании у дошкольников представлений о профессиях недостаточно изучены особенности такой работы с детьми, имеющими задержку психического развития. Важным для всестороннего развития детей является формирование у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях.
Значимо также определение эффективных средств образовательной работы с детьми, в том числе возможностей использования интерактивной экскурсии.
Современными исследованиями (О.В. Дыбина, М.В. Крулехт, Т.С. Комарова, В.И. Логинова и другие) доказано, что «ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых формирует у них представления о роли труда и важности профессий в жизни общества. В процессе ознакомления детей с профессиями взрослых накапливаются представления, которые позволяют детям все больше узнать о мире взрослых, понять его, происходит социализация детей. На основе этих представлений формируется интерес к труду».
Ряд исследователей (О.В. Дыбина, А.В. Запорожец, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, В.С. Мухина, В.Г. Нечаева, и др.) отмечают, что формирование у дошкольников представлений о профессиях взрослых развивают у детей представления об устройстве жизни в обществе, о трудовых действиях человека данной профессии и о человеке как создателе предметного мира. Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова предлагают знакомить детей с профессиями людей данной местности. По мнению Т.И. Бабаевой, А.Г. Гигоберидзе, О.В. Дыбиной «необходимо не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий».
По мнению исследователей, (Р.С. Буре, Г.М. Година, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева и др.), для формирования представлений о профессиях возможно использование такого средства как экскурсия, в которой возможно наблюдать за процессом труда и за трудовыми действиями представителей профессии.
В работах (Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Н.П. Нечаев и др.) представлены теоретические положения об использовании интерактивного обучения.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью разработки методических аспектов реализации интерактивной экскурсии как средства образовательной работы с детьми с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях.
Анализ научно-методической литературы показал, что проблема исследования представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития раскрыта недостаточно.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в дошкольных образовательных организация выявил следующие противоречия:
- между необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития представлений о профессиях и недостаточным использованием содержательно-методических разработок этого процесса;
- между возрастными возможностями формирования представлений о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием интерактивных экскурсий как средства.
Для разрешения данных противоречий в теории и практике современного дошкольного образования, была сформулирована проблема исследования: как осуществить формирование у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий?
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить методику проведения интерактивных экскурсий по формированию у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование у детей 5¬6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях может обеспечить реализации методики проведения интерактивных экскурсий, если:
- разработана и реализована содержательная характеристика знаний о профессиях, отражающая специфику профессий и доступная для освоения детьми данного возраста с имеющимся типом задержки психического развития;
- определена специфика и содержание интерактивных экскурсий для детей с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях, и разработаны технологические карты их проведения, отражающие взаимодействие детей, педагога и представителей профессий;
- разработаны и реализованы типовые задания для детей по освоению всей совокупности представлений и педагогический инструментарий, отражающие специфику интерактивных экскурсий, возрастные особенности детей и тип задержки психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретическое состояние исследуемой проблемы в современных исследованиях, уточнить понятие «интерактивная экскурсия» и раскрыть ее специфику для детей с задержкой психического развития.
2. Определить показатели, диагностический инструментарий и выявить уровень сформированности представлений о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать методику проведения интерактивных экскурсий с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях.
4. Выявить динамику уровня сформированности представлений о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития после проведенной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теоретические положения о формировании у детей представлений о социальном мире (Л.А. Венгер, О.В. Дыбина, С.А. Козлова, В.С. Мухина, А.Г. Маклаков, Г.А. Урунтаева и др.);
- теоретические аспекты проблемы формирования у дошкольников представлений о профессиях (О.В. Дыбина, М.В. Крулехт, B. И. Логинова);
- требования и принципы по определению программы знаний дошкольников (Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, О.В. Дыбина, Г.А. Толмачева и др.);
- теоретические положения об особенностях развития детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, Т.В. Егорова, К.С. Лебединская, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович и др.);
- теоретические аспекты проблемы формирования представлений об окружающем мире у детей с ЗПР (Г.М. Капустина, У.В. Ульенкова, C. Г. Шевченко и др.);
- идеи и теоретические положения об использовании экскурсии в образовательной работе с детьми (Р.С. Буре, Г.М. Година, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева и др.);
- теоретические положения об использовании интерактивного обучения (Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Н.П. Нечаев и др.).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; выдвижение гипотезы исследования; обобщение практического опыта, системный анализ, проектирование результатов и процессов их достижения);
- эмпирические (беседы с педагогами и детьми, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, наглядное представление результатов исследования).
Опытно-экспериментальная база: муниципальное бюджетное
учреждение детский сад № 53 «Чайка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет с задержкой психического развития, 3 педагога.
Организация и этапы исследования.
Первый этап - поисково-аналитический (сентябрь 2018 - март 2019 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата исследования. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, определение теоретико-методологических оснований исследования по изучаемой проблеме, осуществление первичного сбора и анализа эмпирического материала.
Второй этап - экспериментальный (апрель 2019 - февраль 2020 гг.). Разработка и реализация программы экспериментальной работы, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Обсуждение плана и методик констатирующего эксперимента, разработка плана работы с детьми и проверка методики проведения интерактивной экскурсии на формирующем этапе эксперимента.
Третий этап - заключительно-обобщающий (март - июнь 2020 г.). Осуществление обработки, анализа и интерпретации результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизация и оформление материала магистерской диссертации.
Научная новизна исследования заключается в:
- выявлении состояния изучаемой проблемы в теории и педагогической практике на современном этапе;
- в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методики проведения интерактивных экскурсий с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях;
- в раскрытии понятия «интерактивная экскурсия» и уточнении ее специфики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- определены показатели и охарактеризованы уровни сформированности представлений о профессиях у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
- охарактеризованы особенности интерактивной экскурсии как средства образовательной работы с детьми дошкольного возраста;
- раскрыта методика проведения интерактивных экскурсий с детьми 5¬6 лет с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что специалисты дошкольного образования могут применять разработанные диагностические материалы (показатели и диагностические задания) по изучению у детей 5-6 лет с задержкой психического развития уровня сформированности представлений о профессиях; содержание интерактивных экскурсий и типовые задания для детей 5-6 лет с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: опорой на концептуальные научные положения психологии и педагогики; комплексностью и адекватностью методов теоретического и опытно-поискового исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, а также в разработке и апробации методики проведения интерактивных экскурсий с детьми 5-6 лет с задержкой психического развития по формированию представлений о профессиях
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты доказывались на следующих конференциях:
- «Студенческие Дни науки в ТГУ» (2019 г., 2020 г.);
- Всероссийская научно-практическая конференция «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста: направления, технологии, культурные практики» (2019 г.).
Результаты исследования нашли свое отражение в четырех публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование у детей представлений о профессиях определяется разработкой содержательной характеристики знаний (предметно-содержательная, содержательно-деятельностная), которая должна отражать специфику профессий и учитывать возможности познавательной сферы детей 5-6 лет с имеющимся у них типом задержки психического развития.
Предметно-содержательная характеристика знаний является ключевой, определяет их полноту и системность (объекты познания, образовательные задачи); предполагает конкретизацию перечня профессий и дидактических единиц, определяющих специфику профессии (специальная одежда, место работы, орудия труда и трудовые действия, результаты и значение труда, профессиональные умения и личностные качества) и являющихся основой для конкретизации образовательных задач.
Содержательно-деятельностная характеристика отражает процесс освоения знаний, определяет их прочность и действенность (формы активности детей); предполагает конкретизацию заданий, обеспечивающих решение соответствующих образовательных задач в процессе интерактивных экскурсий.
2. Интерактивная экскурсия определяется как форма коррекционно-образовательной работы с детьми, которая предполагает коммуникацию и взаимодействие детей, учителя-дефектолога и представителей профессий в связи с выполняемыми ими ролями в процессе решения образовательных задач (экскурсовод, его помощник, экскурсанты, представитель профессии).
Специфика интерактивной экскурсии для детей с задержкой психического развития по формированию представлений о профессии проявляется в непосредственной коммуникации и взаимодействии, использовании различных заданий, получая от представителя профессии содержательную обратную связь и эмоциональную поддержку. Представитель профессии, который выполняет или моделирует профессиональные действия на своем рабочем месте, а дети повторяют их.
Технологическая карта интерактивной экскурсии отражает специфику места проведения экскурсии, ролей и особенностей коммуникации педагога, учителя-дефектолога, представителя профессии и детей, и представляет поэтапную специфику и взаимосвязь их действий (мотивационно-целевой, организационно-проектировочный, содержательно-деятельностный и оценочно-рефлексивный).
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 4 рисунка, 5 таблиц, список используемой литературы (48 источников), 5 приложений. Основной текст работы изложен на 72 страницах.
1. В ходе исследования было установлено, что проблема формировании у детей 5-6 лет с задержкой психического развития представлений о профессиях посредством интерактивных экскурсий в педагогической теории и практике дошкольного образования является актуальной, и требует дальнейшего теоретического осмысления.
2. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование у детей представлений о профессиях расширяет общую осведомленность об окружающем мире, способствует социализации детей, формирует элементарный познавательный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Выявлены особенности познавательной деятельности детей с ЗПР церебрально-органического генеза и уточнена содержательная характеристика знаний о профессиях (предметно-содержательная, содержательно-деятельностная). Был определен перечень профессий, представители которых находятся в их ближайшем окружении и продуктами труда которых они часто пользуются в своей обычной жизни (повар, врач, швея, прачка, плотник). Выделенные дидактические единицы стали основой для определения совокупности образовательных задач и выделения блоков работы с детьми (название профессий. специальная одежда, место работы, орудия труда и трудовые действия, результаты и значение труда, профессиональные умения и личностные качества).
3. Установлено, что эффективным средством образовательной работы с детьми с ЗПР является интерактивная экскурсия, специфика которой проявляется в непосредственной коммуникации и взаимодействии детей с представителями профессий, моделирующих профессиональные действия; в получении от них содержательной обратной связи и эмоциональной поддержки; в выполнении самими детьми типовых заданий в связи с выполняемыми ими ролями (экскурсовод, его помощник, экскурсанты, представитель профессии), обеспечивающих освоение всей совокупности представлений. При разработке содержательно-деятельностной характеристики знаний о мире профессий по каждому блоку знаний определены типовые задания («Как одет?», «Где работает?», «Для чего это нужно?», «Что и как делает?», «Какую пользу приносит?», «Каким должен быть?»).
4. Необходимость построения более эффективной образовательной работы с детьми 5-6 лет с ЗПР по формированию представлений о профессиях доказана результатами проведенной диагностики на констатирующем этапе эксперимента. Показателями сформированности представлений о профессиях у данных детей являются: представления о названии профессий и трудовых процессах людей разных профессий; представления о специальной одежде людей разных профессий; представления об орудиях труда людей разных профессий; представления о месте работы людей разных профессий; представления о значении и результатах труда людей разных профессий.
5. В ходе формирующего эксперимента осуществлялась поэтапная и реализация интерактивных экскурсий по формированию представлений о профессиях. На подготовительно-проектировочном этапе были подготовлены представители профессии к проведению интерактивных экскурсий с детьми, разработаны методические материалы (технологические карты, типовые задания для детей) и созданы материальные условия их реализации. Основной этап работы с детьми предполагал реализацию разработанного перспективного план проведения интерактивных экскурсии на рабочем месте представителя профессии и в групповом помещении детей.
6. Повторная диагностика на контрольном этапе показала положительную динамику и качественные изменения представлений детей о профессиях. Таким образом, цель исследования достигнута поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена.
2. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование у детей представлений о профессиях расширяет общую осведомленность об окружающем мире, способствует социализации детей, формирует элементарный познавательный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Выявлены особенности познавательной деятельности детей с ЗПР церебрально-органического генеза и уточнена содержательная характеристика знаний о профессиях (предметно-содержательная, содержательно-деятельностная). Был определен перечень профессий, представители которых находятся в их ближайшем окружении и продуктами труда которых они часто пользуются в своей обычной жизни (повар, врач, швея, прачка, плотник). Выделенные дидактические единицы стали основой для определения совокупности образовательных задач и выделения блоков работы с детьми (название профессий. специальная одежда, место работы, орудия труда и трудовые действия, результаты и значение труда, профессиональные умения и личностные качества).
3. Установлено, что эффективным средством образовательной работы с детьми с ЗПР является интерактивная экскурсия, специфика которой проявляется в непосредственной коммуникации и взаимодействии детей с представителями профессий, моделирующих профессиональные действия; в получении от них содержательной обратной связи и эмоциональной поддержки; в выполнении самими детьми типовых заданий в связи с выполняемыми ими ролями (экскурсовод, его помощник, экскурсанты, представитель профессии), обеспечивающих освоение всей совокупности представлений. При разработке содержательно-деятельностной характеристики знаний о мире профессий по каждому блоку знаний определены типовые задания («Как одет?», «Где работает?», «Для чего это нужно?», «Что и как делает?», «Какую пользу приносит?», «Каким должен быть?»).
4. Необходимость построения более эффективной образовательной работы с детьми 5-6 лет с ЗПР по формированию представлений о профессиях доказана результатами проведенной диагностики на констатирующем этапе эксперимента. Показателями сформированности представлений о профессиях у данных детей являются: представления о названии профессий и трудовых процессах людей разных профессий; представления о специальной одежде людей разных профессий; представления об орудиях труда людей разных профессий; представления о месте работы людей разных профессий; представления о значении и результатах труда людей разных профессий.
5. В ходе формирующего эксперимента осуществлялась поэтапная и реализация интерактивных экскурсий по формированию представлений о профессиях. На подготовительно-проектировочном этапе были подготовлены представители профессии к проведению интерактивных экскурсий с детьми, разработаны методические материалы (технологические карты, типовые задания для детей) и созданы материальные условия их реализации. Основной этап работы с детьми предполагал реализацию разработанного перспективного план проведения интерактивных экскурсии на рабочем месте представителя профессии и в групповом помещении детей.
6. Повторная диагностика на контрольном этапе показала положительную динамику и качественные изменения представлений детей о профессиях. Таким образом, цель исследования достигнута поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена.



