Нормативно-правовые основы организации качественной и доступной стоматологической помощи детям-инвалидам (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Анализ нормативно-правового регулирования организации стоматологической помощи детям-инвалидам на федеральном уровне 6
1.1. Анализ ключевых положений федеральных нормативных правовых документов, регулирующих деятельность по организации стоматологической помощи детям-инвалидам 6
1.2 Анализ положений государственных программ, национальных и федеральных проектов, отражающих состояние и перспективы развития здравоохранения в организации стоматологической помощи детям-инвалидам 9
2. Анализ ключевых положений нормативных правовых документов города Москвы, регулирующих деятельность организации стоматологической помощи детям-инвалидам 12
2.1. Анализ ключевых положений нормативных правовых документов, регулирующих деятельность по организации стоматологической помощи детям-инвалидам в г. Москве 12
2.2. Анализ положений государственных программ, национальных и федеральных проектов, региональных программ и проектов, отражающих состояние и перспективы развития здравоохранения по организации и управлению по оказанию стоматологической помощи детям-инвалидам в г. Москве 15
3.Роль локальных нормативных актов в регулировании деятельности в здравоохранении 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСО К ИСПОЛЬЗОВАННЫ Х ИСТОЧНИКО В 28
Детская инвалидность представляет собой острейшую медико-социальную проблему государственного значения, связанную с имеющимися у детей с особенностями развития нарушениями самостоятельного передвижения, самообслуживания, обучения, ориентации, общения и самоконтроля. Однако, далеко не все аспекты социальной и медицинской помощи данной категории населения урегулированы на государственном уровне. В частности, оценка стоматологического статуса и вопросы стоматологической помощи детям-инвалидам в нашей стране являются важными, но не решенными в настоящий момент проблемами.
Актуальность исследования обусловлена увеличением числа детей-инвалидов, а также ростом распространённости стоматологических заболеваний среди данной категории населения в России. Необходимость обращения в 2021 году к нормативным документам регулирования стоматологической помощи детям-инвалидам велика, так как в настоящее время организация оказания медицинской помощи, в частности стоматологической помощи детям-инвалидам нуждается в доработке.
Цель настоящего исследования – проанализировать нормативно-правовое регулирование оказания стоматологической помощи детям-инвалидам в России. В соответствие с установленной целью нами определен следующий ряд задач:
• Рассмотреть особенности законодательства в сфере оказания стоматологической помощи детям-инвалидам на федеральном и региональном уровнях;
• Привести основные ключевые моменты в рамках данного законодательства и показать их роль в улучшении здравоохранения;
• Рассмотреть основные федеральные и национальные проекты, существующие на территории Российской Федерации;
• Выявить участие федеральных программ в улучшении состояния оказания стоматологической помощи детям-инвалидам;
• Выявить недостатки в нормативно-правовом регулировании по оказанию стоматологической помощи для детей-инвалидов и предложить пути её улучшения.
Теоретико-методологической базой исследования послужили ряд работ таких зарубежных и отечественных авторов, как Ж.В. Альбицкая, Б. Ахами, Е.Г. Бабко, Д. Бакарциц, Е.Ю. Белоусова, К. Валдрон, О.С. Гилева, И.Ю. Захарова, Т.Э. Зоиров, А.С. Иванов, Г.Н. Индиаминова, А.А. Капица, К.И. Керимова, Л.П. Кисельникова, С.Ю. Косюга, Н.С. Краевская, М.В. Лебедев, К. Левис, Е.Ю. Леонтьева, Я.М. Осинкина, И.Ю. Пестрякова, Д.Б. Слуцкий, И.М. Сон, Х. Форсберг.
Практической базой исследования стал ряд федеральных и региональных нормативно-правовых актов Российской Федерации относительно здравоохранения.
Объект исследования – организация оказания стоматологической помощи детям-инвалидам. Предмет – нормативно-правовое регулирование организации оказания стоматологической помощи детям-инвалидам.
В результат е работ ы выполнен ы вс е поставленны е задач и и достигнут а цел ь. П о результата м выполнения данной работы получе н ря д выводо в.
В Российской Федерации в целом и в городе Москве в частности реализуется ряд программ, совершенствуются нормативные документы в области здравоохранения, отдельное внимание уделено нормативным актам по оказанию стоматологической помощи детям–инвалидам.
Аспекты нормативных правовых актов по предоставлению стоматологических услуг, которые были рассмотрены в рамках данной работы, безусловно, оказали значимое влияние на получение медицинской помощи детьми–инвалидами.
Однако стоматологическая помощь ввиду особых трудностей является неудовлетворенной потребностью для детей с ограниченными возможностями. Врачи–стоматологи способны осуществить эту потребность, но также они имеют хорошие возможности для оказания значимой помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям, помимо простого оказания стоматологической помощи. Стоматологам необходимо затрагивать темы питания, гигиены, поведения и распорядка дня, все это может глубоко повлиять на детей с ограниченными возможностями и их семьи. Обмен этими знаниями с детьми и семьями поспособствует улучшению здоровья полости рта и общего благополучия детей с ограниченными возможностями.
В связи с тем, что на данный момент в нормативных правовых актах не рассматривается всеобщий подход врачей–стоматологов по оказанию медицинской помощи, был разработан ряд рекомендаций.
Разработать программы раннего вмешательства, чтобы помочь детям–инвалидам осуществлять потребности в ранней профилактической стоматологической помощи. Повышать квалификацию медицинских работников с детьми с ограниченными возможностями. Перед процедурой уточнять у родителей наиболее приемлемые способы взаимодействия с ребёнком. Консультировать родителей о необходимости тщательного домашнего ухода за полостью рта ребёнка–инвалида и важности здорового питания.
Дети с особыми потребностями, как и все дети, уникальны по своей природе, интересам, семейному положению, сильным сторонам и проблемам. У каждого есть диагноз, который дает представление о медицинском, стоматологическом и поведенческом управлении. Однако реальность такова, что каждый пациент индивидуален. У одного ребенка с аутизмом или церебральным параличом могут быть потребности, совершенно отличные от потребностей другого ребенка с тем же диагнозом. Это радость, привилегия и вызов – открывать для себя каждого ребенка и разрабатывать индивидуальный подход к оказанию стоматологической помощи, способствующий сохранению здоровья полости рта на всю жизнь.