Введение 3-11
Глава 1. Теоретические аспекты разработки проблемы
формирования у педагогов дополнительного образования
культуры взаимодействия с родителями
1.1. «Культура взаимодействия педагога дополнительного
1.2. Повышение квалификации педагогов дополнительного
образования в области взаимодействия с родителями - актуальная проблема теории и практике образования
1.3. Проектирование системы формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями
Выводы по первой главе 59-60
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации системы формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями
2.1. Изучение уровня сформированности культуры взаимодействия с родителями у педагогов дополнительного образования
2.2. Реализация системы формирования у педагогов
дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями в МБОУ ДО «Икар» г. Тольятти
2.3. Динамика сформированности культуры взаимодействия с родителями у педагогов дополнительного образования МБОУ ДО «Икар»
Выводы по второй главе 96-97
Заключение 98-100
Список используемой литературы 101-106
Приложения
Актуальность исследования. Система непрерывного профессионального образования признана одним из приоритетов государственной политики развития и рассматривается как неотъемлемая часть формирования человеческого капитала, содействующая наращиванию его конкурентных преимуществ.
В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года отмечается, что уровень конкурентоспособности в сфере образования в большей степени будет определяться качеством подготовки профессиональных кадров.
Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» одной из задач определяет разработку программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов дополнительного образования детей.
В период модернизации образования и принятия важнейших государственных документов: Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных стандартов общего и профессионального образования, Федеральной программы развития образования, утверждения «Профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых», «Стратегии развития воспитания до 2025 года» появляется необходимость и актуальность профессионального развития педагога в учреждении дополнительного образования.
В условиях решения стратегических задач важнейшими качествами личности педагога становятся инициативность, профессиональная активность, способность креативно, творчески мыслить, умение осознанно выбирать профессиональный путь, готовность обучаться на протяжении всей жизни. Более того, современная система дополнительного образования требует от педагога не только профессионального развития, но и постоянной готовности и желания реализовать в практической профессиональной деятельности свои способности и возможности, свой профессиональный потенциал.
Успешное решение задач системы дополнительного образования во многом зависит от качества взаимодействия семьи и образовательного учреждения. «Концепцией развития дополнительного образования детей» (2014 г.) подчеркнуто, что образовательный процесс в учреждении дополнительного образования следует выстраивать с опорой на инициативы детей и семьи, рассматривать ресурсы семейных сообществ как один из основных механизмов развития системы дополнительного образования.
В связи с этим одной из задач профессиональной подготовки педагога является формирование у него культуры взаимодействия с субъектами образовательного процесса, как с учащимися, так и родителями. Эта задача закреплена и в «Профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых» (2015 г.). Необходимость осуществления педагогами дополнительного образования специальных профессиональных компетенций по обеспечению взаимодействия с родителями актуализирует перед образовательными учреждениями задачи по научно-методическому сопровождению их профессионального развития в процессе непрерывной педагогической деятельности.
Исследователи В.А. Бенин, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.А. Сластёнин, С.Д. Эльканова рассматривали культуру взаимодействия с родителями как важную часть профессионально-педагогической культуры педагога. Взаимодействию школы, учителей и семьи посвящены исследования Л.В. Байбородовой, В.В. Белкиной, Т.К. Ким, М.Н. Недвецкой, О.А. Щекиной. Особенности взаимодействия учреждения дополнительного образования и семьи раскрывают труды Т.К. Говорушиной. Во всех вышеупомянутых исследованиях подчеркивается необходимость организации взаимодействия с родителями на основе совместной деятельности, демократических взаимоотношений, согласованности ценностных ориентаций в воспитании ребенка, а также профессиональной подготовки педагога к работе с семьей. Вместе с тем, в исследованиях Л.Н. Буйловой, Е.Г. Вуколовой, О.В. Ройтблат обозначаются основные аспекты повышения квалификации педагогических работников системы дополнительного образования, которые указывают на возможность формирования у педагогов профессиональных компетентностей как в учреждениях дополнительного профессионального образования в процессе освоения курсовой подготовки, так и в условиях неформального образования.
Однако недостатком существующей теории и практики профессиональной подготовки педагогов в процессе повышения квалификации является его оторванность от практической педагогической деятельности, что не обеспечивает гарантированной реализации педагогами своего потенциала в практике дополнительного образования.
Вышеизложенное позволяет сформулировать ряд противоречий между:
- объективной необходимостью поддержки семейного воспитания, педагогического взаимодействия с родителями в учреждении дополнительного образования и недостаточным уровнем сформированности у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями в учреждении дополнительного образования;
- необходимостью повышения квалификации педагогов дополнительного образования в области взаимодействия с родителями и недостаточной системой научно-теоретического и методического сопровождения, способствующего результативности данного процесса;
- современными требованиями к педагогу дополнительного образования в соответствии с требованиями «Профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых» и преимущественно традиционными технологиями взаимодействия с родителями, не ориентированными на модернизацию системы дополнительного образования.
Сформулированные противоречия определили проблему исследования: какова система формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями в процессе повышения квалификации.
На основании вышеизложенного обозначена тема исследования «Формирование у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями в процессе повышения квалификации».
Актуальность исследования определяет постановку его целей и задач, выбор объекта, предмета исследования, выдвижение его гипотезы.
Объект исследования: процесс формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями.
Предмет исследования: система формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями в процессе повышения квалификации.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить систему формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями.
Гипотеза: процесс формирования культуры взаимодействия с родителями будет эффективным если:
- раскрыта сущность понятия «культура взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»;
- теоретически обоснована, спроектирована и реализована система повышения квалификации педагогов дополнительного образования по организации взаимодействия с родителями;
- определено содержание, формы, методы деятельности учреждения дополнительного образования по формированию у педагогов культуры взаимодействия с родителями, а основные модули программы повышения квалификации направленны на развитие мотивационного, когнитивного, деятельностного, коммуникативного критериев культуры взаимодействия с родителями;
- охарактеризованы и выявлены критерии, показатели и уровни сформированности культуры взаимодействия с родителями у педагогов дополнительного образования.
В соответствии с обозначенной проблемой, предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «культура взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями».
2. Изучить особенности повышения квалификации педагогов дополнительного образования в области взаимодействия с родителями в теории и практике образования.
3. Разработать и научно обосновать систему формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями в процессе повышения квалификации.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной системы формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями на основе разработанных критериев и показателей.
Теоретическую основу исследования составляют:
- научные труды, посвященные проблеме формирования и развития профессионально-педагогической и педагогической культуры (В.Л. Бенин, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.А. Сластёнин);
- работы, посвященные изучению особенностей педагогического взаимодействия школы и семьи (Л.В. Байбородова, В.В. Белкина, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, Т.К. Ким, М.Н. Недвецкая, О.А. Щекина);
- исследования в области изучения психологической культуры педагога (И.В. Дубровина, А.Б. Кузина, В.В. Семикина, И.А. Сладкова, О.Е. Шаповалова);
- концепция управления качеством взаимодействия учреждения дополнительного образования и семьи (Т.К. Говорушина);
- исследования по разработке и реализации моделей и особенностей повышения квалификации педагогических работников системы дополнительного образования (Л.Н. Буйлова, Е.Г. Вуколова, Л.Н. Макарова, Д.С. Молоков, О.В. Ройтблат, Г.А. Филиппов, А.М. Ходырев, И.А. Шаршов);
- работы, посвященные проблеме формирования профессиональной компетентности педагогов к взаимодействию с родителями в учреждениях дошкольного образования (Е.В. Бабикова, М.С. Задворная, Р.И. Элоян), дополнительного образования (Т.Н. Гущина, В.С. Знамина);
- научные работы, раскрывающие проектирования системы (В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, А.М. Новиков, И.А. Г.П. Щедровицкий).
Методы исследования:
теоретические (изучение и анализ литературы, диссертационных работ по проблеме исследования, научных материалов, публикаций периодической печати);
эмпирические (тестирование, анкетирование, самоанализ педагога, констатирующий и формирующий эксперимент, сравнительный анализ).
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе анализа психолого-педагогической литературы уточнено ведущее понятие исследования: «культура взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями», определены критерии и показатели, уровни сформированности культуры.
Теоретическая значимость заключается в том, что теоретически обоснована и доказана эффективность разработанной системы формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями.
Практическая значимость исследования представлена наличием возможности применения результатов исследования для повышения квалификации педагогов дополнительного образования. Модульная программа повышения квалификации «Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями» может быть использована при организации курсов повышения квалификации педагогов дополнительного образования; в процессе обучения студентов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Икар» г.о. Тольятти (МБОУ ДО «Икар»).
Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов с 2015 по 2017 годы.
Первый этап (2015 г.) - осуществлялось изучение состояния исследуемой проблемы. Формулировалась тема, уточнялся аппарат исследования (цель, объект, предмет, гипотеза и задачи), определялась методика исследования.
Второй этап (2015 - 2017 г.г.) - был организован констатирующий и формирующий эксперимент по формированию у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями. Разрабатывалась и апробировалась модель и программа повышения квалификации «Взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями». Осуществлялась подборка диагностического инструментария.
Третий этап (2017 г.) - был проведен сравнительный анализ и обобщены результаты исследования. Внедрение полученных результатов в практику, оформление диссертационной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе обсуждения на педагогических советах, совещаниях, методических объединениях, семинарах Областной стажерской площадки для работников учреждения дополнительного образования, на кафедре педагогики и методик преподавания Тольяттинского государственного университета.
Основные положения докладывались на межрегиональных и региональных научно-практических конференциях «Воспитание детей и молодежи в современном образовательном пространстве» (г. Самара, 2016 г.), «Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации» (с. Большая Черниговка, 2016 г.), «Управление образовательными системами в условиях модернизации содержания и технологии обучения» (г. Самара, 2016 г.), «Эффективные педагогические и управленческие практики реализации Федеральных государственных образовательных стандартов» (г. Самара, 2016г.); Областном слете педагогических команд (г. Самара, 2016 г.), семинарах и мастер -классах Областной стажерской площадки «Система поддержки семейного воспитания в условиях интеграции общего и дополнительного образования» (г. Самара, 2015 г.); практико-ориентированных занятиях в СИПКРО «Воспитательные технологии социально-успешной личности» (г. Самара, 2016 г.); педагогическом марафоне «От компетентного педагога к новому качеству образования» (г. Тольятти, 2015 г.), выставке-ярмарке методической продукции (Тольятти, 2016 г.); мероприятиях городского сетевого проекта «Успех ребенка - дело семейное» (г. Тольятти, 2016 г.).
На защиту выносится:
1. Понятие «культура взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями» как интегральное качество личности, основанное на специальных профессиональных компетенциях, предполагающих наличие мотивации, психолого-педагогических знаний, способности к взаимопониманию, добрым, гуманным взаимным действиям по развитию и воспитанию ребенка.
2. Модель формирования у педагогов дополнительного образования
культуры взаимодействия с родителями, представляющая совокупность взаимодополняющих компонентов: целевого, который включает в себя социальный заказ, цель и принципы (систематичности и последовательности, научности обучения, сознательности и творческой активности обучающихся, совместной деятельности и учета индивидуальных особенностей,
преемственности, модульности, самостоятельности, опоры на опыт обучающихся); содержательного, основу которого составляет программа повышения квалификации «Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями»; организационно-деятельностного, обеспечивающего реализацию соответствующих форм и методов за счет создания психолого-педагогических, организационно-педагогических, организационно-методических, кадровых, материально-технических условий; оценочно-результативного, определяющего критерии, показатели, уровни, результат.
3. Модульная программа повышения квалификации «Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями», направленная на развитие мотивационного, когнитивного, деятельностного, коммуникативного критериев, способствующих повышению профессионализма педагога дополнительного образования; реализуемая с помощью традиционных и инновационных форм (педагогическая мастерская, стажировочная площадка, мастер-классы, ярмарка профессионального мастерства, научно - исследовательские группы) и методов (педагогические тренинги, лекция-диалог, моделирование ситуаций, деловая игра, интерактивные методы, рефлексия, и др.).
4. Диагностический инструментарий, включающий критерии, показатели, уровни сформированности у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями.
Структура диссертации определена логикой исследования и последовательностью решения его задач. Структурными компонентами диссертации являются введение, две главы, заключение, библиографический список (53 источника) и приложения.
В процессе теоретико-экспериментального исследования полностью подтвердилась выдвинутая гипотеза данного исследования, достигнута его цель, решены поставленные задачи. Полученные результаты дают возможность сделать следующие выводы:
1. В связи с внедрением «Профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н, одной из актуальных задач учреждения дополнительного образования является повышение профессионализма педагога в области взаимодействия с родителями. В диссертационном исследовании понятие «культура взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями» рассматривается как интегральное качество личности, основанное на специальных профессиональных компетенциях, предполагающих наличие мотивации, психолого-педагогических знаний, способности к взаимопониманию, добрым, гуманным взаимным действиям по развитию и воспитанию ребенка. Структурно культура взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями представлена совокупностью критериев: мотивационного, когнитивного, деятельностного и коммуникативного.
2. Спроектированная система формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями основана на концептуальных положениях системного, андрагогического, компетентностного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Данная система вовлекает педагогов в неформальную образовательную деятельность и представляет собой систему взаимодополняющих компонентов: целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного, последовательная реализация которых обеспечивает эффективность процесса повышения квалификации.
3. В исследовании доказана эффективность реализации модульной программы повышения квалификации «Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями», направленной на повышение профессионализма педагогов дополнительного образования по организации взаимодействия с родителями.
4. В ходе исследования определен диагностический инструментарий изучения уровня сформированности у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями. Разнообразие методик, применяемых во время эксперимента, позволяет признать наличие положительной динамики сформированности каждого критерия культуры взаимодействия педагога с родителями между началом эксперимента и его завершением.
На основе критериев и показателей определены уровни сформированности культуры взаимодействия с родителями:
- высокий уровень обозначает, что мотивационная готовность педагога
характеризуется профессиональной потребностью и стремлением к глубокому изучению теоретических знаний и овладению дополнительными профессиональными компетенциями по взаимодействию с родителями; педагог владеет системными знаниями о содержании семейного воспитания, нормативно-правовых документов и современных педагогических технологиях взаимодействия с родителями, проявляет высокий уровень эффективности педагогических коммуникаций с родителями и детьми, осознанно владеет полным комплексом организационно-педагогических и программно-методических умений по взаимодействию с родителями;
- средний уровень характеризует педагога с мотивационной готовностью, выраженной функциональным интересом или развивающимся любопытством, стремлением к поверхностному, ситуативному изучению теоретических знаний и овладению дополнительными профессиональными компетенциями по взаимодействию с родителями, педагог владеет базовыми знаниями о содержании семейного воспитания, нормативно-правовых документов и современных педагогических технологиях взаимодействия с родителями, имеет средний уровень эффективности педагогических коммуникаций с родителями и детьми, частично владеет комплексом организационно-педагогических и программно-методических умений по взаимодействию с родителями;
- низкий уровень мотивационная готовность педагога характеризуется показной заинтересованностью, эпизодическим любопытством, равнодушным отношением и пассивностью к изучению теоретических знаний и овладению дополнительными профессиональными компетенциями по взаимодействию с родителями; педагог владеет знаниями о содержании семейного воспитания, нормативно-правовых документов и современных педагогических технологиях взаимодействия с родителями на уровне представлений, проявляет низкий уровень эффективности педагогических коммуникаций с родителями и детьми, слабо владеет комплексом организационно-педагогических и программно-методических умений по взаимодействию с родителями.
Проведенное диссертационное исследование, обусловленное внедрением «Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», подтвердило, что разработанная и апробированная на практике система формирования у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями в процессе повышения квалификации является эффективной и может применяться в образовательном процессе как научно-методический инструментарий профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования для реализации новых профессиональных задач по обеспечению взаимодействия с родителями.
Данная работа не решает всех вопросов, связанных с формированием у педагогов дополнительного образования культуры взаимодействия с родителями. Выводы, полученные в результате исследования не претендуют на решение данной проблемы.
1. Акопян, А.В. Концепция педагогической культуры Е.В. Бондаревской / А.В. Акопян // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2013. - №1. - С.67-75.
2. Акопян, А.В. Профессионально-педагогическая культура в трудах отечественных педагогов / А.В. Акопян // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №12. - С. 71.
3. Байбородова, Л.В., Белкина, В.В. Педагогические средства воспитания демократической культуры участников образовательного процесса / Л.В. Байбородова, В.В. Белкина //Ярославский педагогический вестник. - 2014. - №1. - С.18-25.
4. Байкова, Л.А., Гребенкина, Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учеб. пособие / под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Пед. общество России, 2000. - 102 с.
5. Безрукова, В.С. Педагогика: учеб. пособие / В.С. Безрукова. - Ростов н /Д.: Феникс, 2013. - 381 с.
6. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография / В.А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 310 с.
7. Беспалько, В.П. Персонализированное образование (теория) / В.П.
Беспалько // Школ. технологии: науч. - практ. журн. - М., 2007. - N4. -
С.40-55.
8. Бессонов, С.С., В.А. Сластёнин о формировании педагогической культуры учителя / С.С. Бессонов //Вопросы современной науки и практики. - 2013. - С.86-90.
9. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов н / Д., 2000. - 216 с.
10. Буйлова, Л.Н. Формирование системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования города Москвы в современных условиях / Л.Н. Буйлова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - № 6. - С.19-24.
11. Вуколова, Е.Г. Роль неформального образования для профессионального развития педагогов-экологов / Е.Г. Вуколова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4. - С.205-207.
12. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 1008 с.
13. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука: избранные
психологические труды / П.Я. Гальперин; под. ред. А.И. Подольского; Вступ. ст. А.И. Подольского. - 3-е изд. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 480 с.
14. Говорушина, Т.К. Концептуальные основания управления качеством
взаимодействия учреждений дополнительного образования и родителей / Т.К. Говорушина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - №1. - С.68-72.
15. Гущина, Т.Н. О формировании тьюторской позиции педагога
дополнительного образования в процессе повышения квалификации: возможности и ограничения / Т.Н. Гущина // Инновационные модели и технологии современного образования. - 2013. - С.182-187.
16.Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 256 с.
17.Задворная, М.С. Активные формы и методы обучения педагогов дошкольного образования личностно-ориентированнному взаимодействию с родителями / М.С. Задворная //Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 4. - С.88-91.
18.Знамина, В.С. Подготовка педагогов дополнительного образования к взаимодействию с семьей воспитанника / В.С. Знамина // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №11. - С. 34-37.
19. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. Пособие для студ. вузов / И.Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
20. Ким, Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой / Т.К. Ким.-М.: Прометей, 2013. - С.49-51.
21. Кисляков, А.В. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования как ресурс расширения возможностей государственно- общественного управления / А.В. Кисляков, А.В. Щербаков // Образовательная панорама. - 2016. - №1. - С. 18-26.
22. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Изд. центр «МарТ», 2005. - 448 с.
23. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.
24. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций// Распоряжение Правительства РФ 28.05.2014 Ы3241п-П8, г.Москва. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_166654/ (Дата обращения 15.02. 2016 г.)
25. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, г. Москва. - Режим доступа:
http://base.garant.ru/194365/(Дата обращения 21.04. 2016 г.)
26. Кузьмина, А.Б. Модель формирования психологической культуры будущих педагогов / А.Б. Кузьмина // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №4. - С.93-94.
27. Мазур, И.И. Управление проектами: справочное пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро [и др.]. - М.: Высшая школа, 2010. - 960 с.
28. Макарова, Л.Н., Шаршов, И.А. Методологическое обеспечение компетентностной модели повышения квалификации педагогов дополнительного образования / Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов// Психолого - педагогический журнал Гаудеамус- 2011. - № 17. - С.9-15.
29. Недвецкая, М.Н., Вострикова, М.В. Воспитательный потенциал
педагогического просвещения школьников / М.Н. Недвецкая, М.В. Вострикова // Парадигмальный диалог в отечественном педагогическом знании: материалы научно-практической конференции с международным участием. - 2016. -С.289-295.
30. Новиков, А.М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. - М.: Эгвес, 2004. - 119 с.
31.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. - М.: ООО «ИТИ
Технологии», 2008. - 736 с.
32. Педагогическая культура. Коллективная монография. / Отв. редакторы В. Л. Бенин, В. В. Власенко. - СПб: Эйдос, 2012. - 730 с.
33. Практическая психология образования: учеб. Пособие 4-е изд. / под редакцией И.В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.
34. Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии Организации, Руководства и Управления: хрестоматия по работам Г.П. Щедровицкого / сост. А. П. Зинченко. - М.: Дело, 2004.- 208 с.
35. Ройтблат, О.В. Новый взгляд на систему дополнительного образования взрослых через призму неформального образования / О.В. Ройтблат // Омский научный вестник. - 2012. - №5. - С. 190-192.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
37. Семикин, В.В. Психологическая культура в структуре личности и
деятельности педагога / В.В. Семикин // Известия Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2003. - 6. - С.124-132.
38. Сладкова, И.А. О понятии «Психологическая культура педагога» / И.А. Сладкова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - №1. - С.231-233.
39. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008 - 576 с.
40. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред.
пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - М.: Издательский центр
«Академия», 2006 - 288 с.
41. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // RG.RU- интернет-портал «Российской газеты». - Режим доступа:http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (Дата обращения 12.09. 2016 г.)
42. Ходырев, А.М., Филиппов, Г.А., Молоков, Д.С. Вариативные модели
переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы
дополнительного образования детей / А.М. Ходырев, Г.А.Филиппов, Д.С. Молоков // Ярославский педагогический вестник. Том II (Психолого-педагогические науки). - 2014. - № 4. - С.206-213.
43. Шаповалова, О.Е. Психологическая культура будущих педагогов / О.Е. Шаповалова // Высшее образование в России. - 2012. - №3. - С.97-103.
44. Щекина, О.А. Семья и школа: согласование ценностей воспитания / О.А. Щекина // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - №1. - С.80-83.
45.Элоян, Р.И., Бабикова, Е.В. Формирование профессиональной компетенции педагогов дошкольного образовательного учреждения / Р.И. Элоян, Е.В. Бабикова. - 2013. - С. 1-2. - Режим доступа:http://oaji.net/articles/2015/245-1439376313.pdf (Дата обращения 15.09. 2016 г.)
46.Эльканова, С.Д. Профессионально-педагогическая культура и ее
основанные компоненты / С.Д. Эльканова // Образование. Наука.
Инновации: Южное измерение. - 2013. - №5. - С.195-200.
47.Эльконин, Б.Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения / Б.Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно- ориентированному образованию. - Красноярск, 2002. - С. 18-24.
48. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2008. - 112 с.
49. Vivien, R. Open educational resources: staff attitudes and awareness [Electronic
resource]. - UK: De Montfort University, Leicester, Faculty of Health and Life Sciences, 2011. - С.13 - Access mode:https://eric.ed.gov/?id=EJ973804
(Circulation date 14.12.2015.)
50. Cohen, D. K. Traps of teaching / trans. With the English. I. Murian, O. Levchenko; Under the scientific. Ed. M. Dobryakova; Nat. Issled. University Higher School of Economics. - Moscow: Izd. Home of the Higher School of Economics, 2017. - 288 p.
51. Caena, Francesca Literature review Quality in Teachers’ continuing professional development [Electronic resource] / Francesca Caena // Education and Training 2020 - Access mode:
http ://ec. europa.eu/dgs/education culture/repository/education/policy/strate gic -framework/doc/teacher-development en.pdf(Circulation date 23.04.2016 г.)
52. Avalos, Beatrice Teacher professional development in Teaching and Teacher Education over ten years Review Article //Teaching and Teacher Education, Volume 27, Issue 1, January 2011 - Pages 10-20.
53. Jurasaite-Harbison, Elena, Rex, Lesley A. School cultures as contexts forinformal teacher learning // Teaching and Teacher Education, Volume 26, Issue 2, February 2010 - Pages 267-277.