Дидактическая игра как средство развития мышления у младших школьников
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития мышления у младших школьников 8
1.1 Понятие «мышление» в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Дидактические игры в развитии мышления у младших школьников 13
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию мышления у младших школьников посредством дидактической игры 18
2.1 Выявление уровня развития мышления у младших школьников 18
2.2 Содержание и организация работы по развитию мышления у
младших школьников посредством дидактической игры 30
2.3 Оценка динамики уровня развития мышления у младших школьников 39
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложение А. Характеристика выборки исследования 53
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 54
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 55
Приложение Г Картотеке дидактических игр
Глава 1 Теоретические основы развития мышления у младших школьников 8
1.1 Понятие «мышление» в психолого-педагогической литературе 8
1.2 Дидактические игры в развитии мышления у младших школьников 13
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию мышления у младших школьников посредством дидактической игры 18
2.1 Выявление уровня развития мышления у младших школьников 18
2.2 Содержание и организация работы по развитию мышления у
младших школьников посредством дидактической игры 30
2.3 Оценка динамики уровня развития мышления у младших школьников 39
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложение А. Характеристика выборки исследования 53
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 54
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 55
Приложение Г Картотеке дидактических игр
Вопрос системных изменений в школе затрагивает абсолютно каждого ребенка в нашей стране и является одним из первостепенных элементов национального развития. Исполнение ФГОС начального образования подразумевает создание условий для формирования личности каждого ребенка, содействия инициативы и самостоятельности «на основе индивидуального подхода к детям школьного возраста и специфичных для детей школьного возраста видов деятельности». На сегодняшний день, остается актуальной Главной чертой мышления, является способность выявление и связывание образов, представлений, понятий, а также определяет возможность их изменений и применений. Причем мышление дает возможность индивидууму познать все тонкости объекта в полном объеме. Мышление способно усваивать новые свойства предметов, устанавливая отношения между объектами и его атрибутами. Данным процессом руководит правое полушарие головного мозга. Этот процесс имеет много общего с воображением, однако, он совместим не с вымышленными, а с реальным состоянием объектов.
Мышление является процессом, без которого не проходит не одно решение задач. При котором ребенок всегда познает новое и получает для себя новую информацию. Решение задач требует умственной деятельности, которая в свою очередь требует повышенного внимания, сосредоточения и большого терпения. Реальный мыслительный процесс всегда носит не только когнитивный, но также эмоциональный и волевой характер.
Для реализации поставленных задач особый интерес представляет изучение дидактической игры как средства развития мышления у младших школьников. Эффективный метод формирования у детей младшего школьного возраста мышления - это игровая деятельность. Дидактические игры - это обучающая разновидность игры, которая отличается от других видов направленностью на обучение, четкими регламентированными правилами, постановкой конкретных задач для каждой игры. Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, дидактических игр.
Теоретические основы решения проблемы развития мышления у детей младшего школьного возраста широко представлены в целом ряде зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследований Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. Вопросы, связанные с возможностью развития мышления у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр, были рассмотрены в работах А.В. Белошистой, Н.А.Уразлиной, Л.А.Парамоновой, И.А.Яковлевой, Л.С.Лоренсо, В.Г.Гоголевой.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития мышления у младших школьников и недостаточным использованием дидактических игр в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы вероятности дидактических игр в развитии мышления у младших школьников?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Дидактическая игра как средство развития мышления у младших школьников».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность дидактических игр как средства развития мышления у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития мышления у младших школьников.
Предмет исследования: развитие мышления у младших школьников посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие мышления у младших школьников будет возможным, если:
- подобраны дидактически игры в соответствии с показателями развития мышления у младших школьников;
- включены дидактические игры в план уроков в образовательном
процессе.
Задачи исследования.
1. Выявить теоретические основы развития мышления у младших школьников.
2. Провести диагностику уровня развития мышления у младших школьников.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию мышления у младших школьников посредством дидактической игры.
4. Проанализировать и обобщить результаты исследования.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого - педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования заключается в том, что подобраны дидактические игры в соответствии с показателями развития мышления у детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обосновано применение дидактических игр как средства развития мышления у младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано содержание и организация работы по развитию мышления у младших школьников посредством дидактической игры, которые могут быть использована педагогом в процессе развития мышления у детей младшего школьного возраста.
Экспериментальная база исследования: «Средняя школа №29», г. Алматы. В данном исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 7-8 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 источников) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 1 таблицей, 11 рисунками. Основной текст работы изложен на 54 страницах.
Мышление является процессом, без которого не проходит не одно решение задач. При котором ребенок всегда познает новое и получает для себя новую информацию. Решение задач требует умственной деятельности, которая в свою очередь требует повышенного внимания, сосредоточения и большого терпения. Реальный мыслительный процесс всегда носит не только когнитивный, но также эмоциональный и волевой характер.
Для реализации поставленных задач особый интерес представляет изучение дидактической игры как средства развития мышления у младших школьников. Эффективный метод формирования у детей младшего школьного возраста мышления - это игровая деятельность. Дидактические игры - это обучающая разновидность игры, которая отличается от других видов направленностью на обучение, четкими регламентированными правилами, постановкой конкретных задач для каждой игры. Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, дидактических игр.
Теоретические основы решения проблемы развития мышления у детей младшего школьного возраста широко представлены в целом ряде зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследований Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. Вопросы, связанные с возможностью развития мышления у детей младшего школьного возраста посредством дидактических игр, были рассмотрены в работах А.В. Белошистой, Н.А.Уразлиной, Л.А.Парамоновой, И.А.Яковлевой, Л.С.Лоренсо, В.Г.Гоголевой.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития мышления у младших школьников и недостаточным использованием дидактических игр в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы вероятности дидактических игр в развитии мышления у младших школьников?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Дидактическая игра как средство развития мышления у младших школьников».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность дидактических игр как средства развития мышления у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития мышления у младших школьников.
Предмет исследования: развитие мышления у младших школьников посредством дидактических игр.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие мышления у младших школьников будет возможным, если:
- подобраны дидактически игры в соответствии с показателями развития мышления у младших школьников;
- включены дидактические игры в план уроков в образовательном
процессе.
Задачи исследования.
1. Выявить теоретические основы развития мышления у младших школьников.
2. Провести диагностику уровня развития мышления у младших школьников.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию мышления у младших школьников посредством дидактической игры.
4. Проанализировать и обобщить результаты исследования.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого - педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования заключается в том, что подобраны дидактические игры в соответствии с показателями развития мышления у детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обосновано применение дидактических игр как средства развития мышления у младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано содержание и организация работы по развитию мышления у младших школьников посредством дидактической игры, которые могут быть использована педагогом в процессе развития мышления у детей младшего школьного возраста.
Экспериментальная база исследования: «Средняя школа №29», г. Алматы. В данном исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 7-8 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (35 источников) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 1 таблицей, 11 рисунками. Основной текст работы изложен на 54 страницах.
Основываясь на труды, по теме развития мышления у детей младшего школьного возраста, изученные во время написания работы пришли к выводу, что уровень развития мышление играет важную роль в жизни любого человека. Благодаря хорошо развитому мышлению, дети легко осваивают новый учебный материал, учатся находить решения поставленным задачам.
Эффективный метод формирования у детей младшего школьного возраста мышления - это игровая деятельность. Дидактические игры - это обучающая разновидность игры, которая отличается от других видов направленностью на обучение, четкими регламентированными правилами, постановкой конкретных задач для каждой игры. Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, дидактических игр.
На этапе констатации в экспериментальной группе демонстрируют низкий уровень развития мышления у младших школьников - 45% детей. Ученик был невнимателен, часто отвлекался, не может выявить логическую связь и построить аналогичную на других предметах даже после того, как педагог разобрал с ним пример построения связи. Подсказки взрослого не принимает и не понимает. Ученик отвечал неохотно и только после просьбы учителя, без образца действий от взрослого не мог справиться с заданием. Смог образовать менее 5 существительных. Ученик отвечал неохотно и только после просьбы учителя, без образца действий от взрослого не мог справиться с заданием. Подсказки взрослого не принимает и не понимает. Ученик был невнимателен, часто отвлекался, не может выявить обобщения и выполнить аналогичную операцию мышления на других предметах даже после того, как педагог разобрал с ним пример построения связи. Подсказки взрослого не принимает и не понимает.
Средний уровень развития мышления у младших школьников выявлен у 55% учеников. Ученик довольно внимателен, отвлекался не часто, может выявить логическую связь после того, как педагог разобрал с ним пример построения связи. Построить аналогичную связь на других предметах затрудняется и снова обращается к педагогу. Подсказки взрослого принимает и понимает, но сам работу выполнить не может. Школьник прибегал к подсказке учителя, с его помощью смог верно выполнить задание. Образовал 5 - 8 слов. Ученик обращался к помощи педагога, совместно с ним мог верно выполнить задание. Ученик смог верно выполнить задание только при помощи педагога. Ученик довольно внимателен, отвлекался не часто, может выявить обобщение после того, как педагог разобрал с ним пример построения связи. Построить аналогичную операцию мышления на других предметах затрудняется и снова обращается к педагогу. Подсказки взрослого принимает и понимает, но сам работу выполнить не может.
К сожалению высокого уровня, мы не выявили. В группе не было установлено не одного ребенка с высоким уровнем, 45% учеников показали низкий уровень развития мышления у детей младшего школьного возраста. У 55% учеников был показан средний уровень развития мышления.
Полученные результаты диагностики обосновали необходимость разработки и апробации содержания работы по развитию мышления у младших школьников посредством дидактической игры.
Нами было экспериментально доказано, что развитие мышления у младших школьников будет возможным, если:
- подобраны дидактически игры в соответствии с показателями развития мышления у младших школьников;
- включены дидактические игры в план уроков в образовательном процессе.
Контрольный этап позволил нам заключить, что в экспериментальной группе в общем уровень развития мышления значительно возрос. Если низкий уровень мышления демонстрировали 45% младших школьников, то сейчас таких детей выявлено всего 20%, что на 25% меньше, чем на констатирующей фазе исследования. Результаты контрольной группы не изменились.
Можно сделать вывод, что дидактические игры, использованные в работе являются эффективными. Тем самым, мы доказали, что выдвинутая гипотеза является верной.
Эффективный метод формирования у детей младшего школьного возраста мышления - это игровая деятельность. Дидактические игры - это обучающая разновидность игры, которая отличается от других видов направленностью на обучение, четкими регламентированными правилами, постановкой конкретных задач для каждой игры. Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, дидактических игр.
На этапе констатации в экспериментальной группе демонстрируют низкий уровень развития мышления у младших школьников - 45% детей. Ученик был невнимателен, часто отвлекался, не может выявить логическую связь и построить аналогичную на других предметах даже после того, как педагог разобрал с ним пример построения связи. Подсказки взрослого не принимает и не понимает. Ученик отвечал неохотно и только после просьбы учителя, без образца действий от взрослого не мог справиться с заданием. Смог образовать менее 5 существительных. Ученик отвечал неохотно и только после просьбы учителя, без образца действий от взрослого не мог справиться с заданием. Подсказки взрослого не принимает и не понимает. Ученик был невнимателен, часто отвлекался, не может выявить обобщения и выполнить аналогичную операцию мышления на других предметах даже после того, как педагог разобрал с ним пример построения связи. Подсказки взрослого не принимает и не понимает.
Средний уровень развития мышления у младших школьников выявлен у 55% учеников. Ученик довольно внимателен, отвлекался не часто, может выявить логическую связь после того, как педагог разобрал с ним пример построения связи. Построить аналогичную связь на других предметах затрудняется и снова обращается к педагогу. Подсказки взрослого принимает и понимает, но сам работу выполнить не может. Школьник прибегал к подсказке учителя, с его помощью смог верно выполнить задание. Образовал 5 - 8 слов. Ученик обращался к помощи педагога, совместно с ним мог верно выполнить задание. Ученик смог верно выполнить задание только при помощи педагога. Ученик довольно внимателен, отвлекался не часто, может выявить обобщение после того, как педагог разобрал с ним пример построения связи. Построить аналогичную операцию мышления на других предметах затрудняется и снова обращается к педагогу. Подсказки взрослого принимает и понимает, но сам работу выполнить не может.
К сожалению высокого уровня, мы не выявили. В группе не было установлено не одного ребенка с высоким уровнем, 45% учеников показали низкий уровень развития мышления у детей младшего школьного возраста. У 55% учеников был показан средний уровень развития мышления.
Полученные результаты диагностики обосновали необходимость разработки и апробации содержания работы по развитию мышления у младших школьников посредством дидактической игры.
Нами было экспериментально доказано, что развитие мышления у младших школьников будет возможным, если:
- подобраны дидактически игры в соответствии с показателями развития мышления у младших школьников;
- включены дидактические игры в план уроков в образовательном процессе.
Контрольный этап позволил нам заключить, что в экспериментальной группе в общем уровень развития мышления значительно возрос. Если низкий уровень мышления демонстрировали 45% младших школьников, то сейчас таких детей выявлено всего 20%, что на 25% меньше, чем на констатирующей фазе исследования. Результаты контрольной группы не изменились.
Можно сделать вывод, что дидактические игры, использованные в работе являются эффективными. Тем самым, мы доказали, что выдвинутая гипотеза является верной.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ
ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроке математики
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Дидактические игры как средство развития памяти детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ОБУЧАЮЩИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К
ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ОБУЧАЮЩИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Дидактическая игра как средство развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020



