Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Работа №103978

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы66
Год сдачи2018
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения 7
1.1 Психолого-педагогические основы формирования ориентировки в
пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения 7
1.2 Особенности педагогических условий формирования ориентировки в
пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения 12
Глава 2 Экспериментальное исследование по реализации педагогических условий формирования ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения 16
2.1 Выявление уровня сформированной ориентировки в пространстве у
детей 6-7 лет с нарушением зрения 16
2.2 Содержание работы по организации педагогических условий формирования ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет
с нарушением зрения 29
2.3 Выявление эффективности педагогических условий формирования
ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения 37
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложения 55


Актуальность исследования обусловлена двумя факторами. Во - первых, нарушение ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушением зрения приводит к их дальнейшим затруднениям социальной адаптации, мобильности, контактам с окружающим миром и жизнедеятельности в целом.
Во - вторых, изменения современного законодательства в системе образования Российской Федерации заставляют посмотреть на организацию коррекционно-педагогической работы с воспитанниками с ОВЗ под другим углом, а именно в условиях реализации целого комплекса коррекционных воздействий всеми участниками образовательных отношений.
Многочисленные исследования ученых (В.З. Денискина, Л.А. Дружинина, В.А. Кручинин, Т.Н. Никольская, Е.В. Островская, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, В.С. Сверлов, Л.А. Семенова, Л.И. Солнцева, Н.Г. Хопренинова и другие) подтверждают невозможность самостоятельного овладения детьми с нарушением зрения навыками ориентировки в окружающем пространстве. Это свидетельствует о необходимости осуществления систематической и планомерной работы со старшими дошкольниками в данном направлении.
Проблема исследования: педагогические условия для формирования ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Цель исследования: определить и апробировать педагогические условия формирования пространственной ориентировки у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Объект исследования: процесс развития пространственной ориентировки детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Предмет исследования: педагогические условия формирования ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Гипотеза исследования - выдвинуто предположение о том, что процесс формирования ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения будет наиболее эффективным при соблюдении следующих педагогических условиях:
- разработан комплекс упражнений, направленных на процесс формирования ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения;
- созданы необходимые условия для проведения комплекса упражнений, способствующих формированию ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения;
- включен комплекс упражнений в процесс коррекционно- образовательной работы с детьми 6-7 лет с нарушением зрения по формированию ориентировки в пространстве.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
2. Выявить уровень сформированности ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
3. Разработать и апробировать педагогические условия формирования ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические методы (анализ философской, психолого-педагогической литературы, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ);
- эмпирические методы (наблюдения, беседа с детьми, психолого-педагогический эксперимент);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретической основой исследования являются:
- процесс становления и развития пространственной ориентировки у детей (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская);
- особенности процесса формирования пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения (Л.А. Дружинина, Т.Н. Никольская, Л.И. Плаксина).
Новизна состоит в следующем: выявлена эффективная возможность использования комплекса упражнений для формирования ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Теоретическая значимость исследования:
- обоснована возможность формирования ориентировки у в пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения;
- разработаны и апробированы показатели и уровни формирования ориентировки у в пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс упражнений показывает эффективные результаты в исследовании и может быть использован в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога для эффективности педагогических условий формирования ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад №56 «Красная гвоздика» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 6-7 лет с нарушением зрения.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (30 источников) и 11 приложений. Работа проиллюстрирована 17 таблицами и 3 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результат теоретического анализа дают основание утверждать, что проблема педагогических условий формирования ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения является актуальной в настоящее время.
Нарушение ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушением зрения приводит к их дальнейшим затруднениям социальной адаптации, мобильности, контактам с окружающим миром и жизнедеятельности в целом. Многочисленные исследования ученых (В.З. Денискина, Л.А. Дружинина, В.А. Кручинин, Т.Н. Никольская, Е.В. Островская, Л.И. Плаксина, Е.Н. Подколзина, В.С. Сверлов, Л.А. Семенова, Л.И. Солнцева, Н.Г. Хопренинова и другие) подтверждают невозможность самостоятельного овладения детьми с нарушением зрения навыками ориентировки в окружающем пространстве. Это свидетельствует о необходимости осуществления систематической и планомерной работы со старшими дошкольниками в данном направлении.
Детям с нарушением зрения для развития ориентировки в пространстве очень важны следующие компоненты: пространственное восприятие, зрительное восприятие, восприятие осязания, восприятие обоняния и слуховое восприятие. Необходимо формировать, развивать, расширять для получения высокого уровня ориентировки в пространстве.
Выявление уровня сформированности ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения показало, что 60% детей имеют средний уровень развития и 10% детей низкий уровень развития. Это показывает, что у детей не сформирована ориентировка в пространстве, следовательно, детям будет сложно адаптироваться в социуме.
Формирование ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения возможно если:
- разработан комплекс упражнений, направленных на процесс формирования ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения;
- созданы необходимые условия для проведения комплекса упражнений, способствующих формированию ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет;
- включен комплекс упражнений в процесс коррекционно-образовательной работы с детьми 6-7 лет с нарушением зрения по формированию ориентировки в пространстве.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить эффективность методики с использованием комплекса упражнений и положительную динамику в развитии ориентировки в пространстве у детей 6-7 лет с нарушением зрения. После проведенного формирующего этапа в группе увеличилось количество детей с высоким уровнем (90%) по всем показателям ориентировки в пространстве, детей с низким уровнем развития ориентировки в пространстве выявлено не было.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о эффективности разработанной методики формирования ориентировки в пространству у детей 6-7 лет с нарушением зрения посредством комплекса упражнений.



1. Акшонина, А.Я. Развитие пространственной ориентировки у детей со сложным сенсорными и множественными нарушениями развития [Текст] // А.Я Акшонина, Г.В. Васина. - М. : «Логос», 2008.
2. Гаврина, С.Е. Развиваем пространственное мышление. Пространство вокруг нас [Текст] / С.Е. Гаврина. - М. : Академия развития, 2005. - 26 с.
3. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка [Текст] / Л.П. Григорьева, М.Э. Вернадская, И.В. Блинникова, О.Г. Солнцева. - М. : Школьная пресса, 2009 - 61-67 с.
4. Григорьева, Л.П. Развитие зрительного восприятия. Программа обучения и медико-психолого-педагогической помощи специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (ясли-сад-начальная школа) [Текст] / Под ред. Л.И. Плаксиной. - М. : просвещение, 2009 - 58 с.
5. Дружинина, Л.А, Дошкольники, имеющие нарушения зрения: индивидуальная работа по развитию пространственной ориентировки в условиях общеобразовательной группы [Текст] / Л.А. Дружинина Дошкольное воспитание. - М. : 2011. - №9. - с. 104-107
6. Дружинина, Л.А. Занятия по развитию ориентировке в пространстве у дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Л.А. Дружинина, Методические рекомендации сост. Дружинина ЛА. и др. - М. : Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. - 206 с.
7. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.А. Дружинина. - М. : Экзамен - 2008. - 159 с.
8. Жилинская, А.В. Ориентируемся в пространстве [Текст] / А. Жилинская. - М. : Развиваем пространственное мышление; тренируем память и внимание, 2013. - 47 с.
9. Жилинская, А.В. Ориентируемся в пространстве [Текст] / А. Жилинская. - М. : Развиваем пространственное мышление; тренируем мелкую моторику, 2015. - 16 с.
10. Жилинская, А.В. Ориентируемся в пространстве [Текст] / А. Жилинская. - М. : Эксмо, 2017. - 32 с.
11. Иванова, Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушение зрения [Текст] / Н.Н. Иванова Дефектология №4. - М. : 2008. - 12-16 с.
12. Крушельницкая, О.И. Вправо-влево, вверх-вниз: Развитие
пространственного восприятия у детей 6-8 лет [Текст] // О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 80 с.
13. Лебедева, А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа [Текст] / А.Н. Лебедева - М. : Школьная Пресса,2012. - 73 с.
14. Литвак, А.Г. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / А.Г. Литвак. - М. : СПб. - 336 с.
15. Медникова, Л.С. Особенности развития пространственно - временной организации изобразительной и речевой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л.С. Медникова. - М. : Дефектология №4, - 2010. - 47 с.
16. Мишин, М.А. Занятия по мелкой моторике и зрительные гимнастики в дошкольном учреждении для детей с косоглазием и амблиопией [Текст] // М.А. Мишин, И.А. Смирнова журнал Физическое воспитание детей с нарушением зрения №4. - М. : 2008. - с. 12-24
17. Мишин, М.А. Зрительно-двигательно-пространственная ориентировка (ЗДПО). Тестирование и развитие у детей с косоглазием и амблиопией [Текст] / М.А. Мишин. - М. : Журнал «Физическое воспитание детей с нарушением зрения» №5. - 2007. - с. 47-69
18. Нагаева, Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки [Текст] / Т.И. Нагиева. - М. : Ростов н/д: Феникс, - 2008.
19. Осипова, Л.Б. Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование дошкольников с нарушением зрения Методическое пособие. [Текст] / Л.Б. Осипова. - М. : Челябинск, 2005.
20. Павлова, Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников [Текст] / Т.А. Павлова. - М. : Школьная Пресса, - 2009. - с. 5
21. Плаксина, Л.И. Некоторые особенности зрительной ориентации детей с нарушением зрения [Текст] / под ред. Л.И. Плаксиной. - М. : Калуга, - 1998.
22. Подколзина, Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения метод. пособие [Текст] / Е.Н. Подколзина. - М. : Линка- пресс, - 2009. - 169 с.
23. Подколозина, Е.Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения. Дефектология [Текст] / Е.Н. Подколозина. - М. : 2008. - №4
24. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / Под ред. Л.И. Плаксиной. - М. : Издательство Экзамен, - 2003.
25. Сверлов, В.С. Пространственная ориентация слепых [Текст] / В.С. Сверлов. - М. : 2002.
26. Солнцева, Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста [Текст] / Л.И. Солнцева. - М. : Полиграф сервис. - 2007. - 9-15 с.
27. Солнцева, Л.И. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности [Текст] / Л.И. Солнцева, Л.А. Семенов. - М. : ВОС - 2008. - 410 с.
28. Специальная психология [Текст] / под ред. В.И. Лубовского, уч. - М. : Академия, - 2003. - 103 с.
29. Стребелева, Е.А. Современный подход к детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии [Текст] / Е.А. Стребелева Дефектология №2. - М. : 2007. - с. 50-58
30. Фильчикова, Л.И. Нарушения зрения у детей раннего возраста Диагностика и коррекция [Текст] // Л.И. Фильчикова, М.Э. Берднацкая, О.В. Парамей. Методическое пособие для педагогов и психологов, врачей и родителей. - М. : Экзамен, 2004. - 192 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ