Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Министерство юстиции Российской Федерации как субъект контроля и надзора в сфере нотариата (Курский Государственный Университет)

Работа №103974

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
147
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………..……...……….….3
Глава 1. Министерство юстиции Российской Федерации в системе органов государственной власти……..9
1.1. Полномочия органов юстиции и их нормативное закрепление.........9
1.2. Контрольно-надзорные функции органов юстиции в сфере нотариата………25
Глава 2. Формы и методы контрольно-надзорной деятельности органов юстиции в сфере нотариата……………………………………………….46
2.1. Административные регламенты и их значение…………………….46
2.2. Меры воздействия и ответственность нотариусов и их объединений……53
Заключение………………………………………………………………....73
Список источников и литературы ……………………….…….………....76

Полномочия по назначению нотариуса, в том числе по контролю и надзору, должны быть отнесены к исключительной компетенции двух органов Министерства юстиции России, а устав Юридической нотариальной палаты должен быть адаптирован к функциональному назначению нотариальной системы. В этом смысле целесообразно полностью возложить на Министерство Юстиции России и его территориальные органы осуществление нотариального контроля и надзора и разработать административный регламент осуществления контрольно-надзорной деятельности в нотариальной сфере Министерства Юстиции России».
Что касается контроля за привлечением нотариуса к ответственности за незаконные действия, М. Р. Загидуллин справедливо заметил, что «несмотря на то, что нотариус совершил преступление, пострадавшие организации и организации не применяют предусмотренных законом мер защиты. В результате правонарушения не выявляются, нарушающие нотариусы не привлекаются к ответственности, а негативный потенциал накапливается в обществе. Чтобы выйти из этой ситуации, можно принять дополнительные меры контроля и ответственности нотариусов на законодательном уровне, например, единую систему квалификации и подробные характеристики деятельности каждого нотариуса, строгую систему штрафов на индивидуальной основе, систему немедленного реагирования по каждому конкретному делу и т. д.».
Таким образом, деятельность, связанная с Министерством Юстиции России как с объектом контроля и надзора, сфера нотариальной работы очень разнообразна. Именно поэтому в рамках двух новых нормативно-правовых правовых актов положения и приказы Министерства Юстиции России, непосредственно устанавливающие контрольно-надзорные функции в сфере нотариального дела, также требуют тщательного и многостороннего изучения.
Исходя из темы исследования, следует отметить, что Министерство юстиции России как объект контроля и надзора в сфере нотариального дела часто обсуждается в академических кругах Российской Федерации. В частности, Т. Ю. Павлова, Н.Г. Стойко, А. О. Иншакова, Р. Т. Куплинова, Д. С. Буганова, А. А. Анисимова и другие рассматривали некоторые вопросы судопроизводства арбитражного суда. Тем не менее, не было проведено детального изучения существующих трудностей внутреннего законодательства Министерством юстиции России как объектом контроля и надзора в сфере нотариального дела.
Цель исследования состоит в анализе Минюста России как субъекта контроля и надзора в сфере нотариата.
Задачи исследования:
1. Выделить полномочия органов юстиции и их нормативное закрепление.
2. Исследовать контрольно-надзорные функции органов юстиции в сфере нотариата.
3. Проанализировать административные регламенты и их значение.
4.Изучить меры воздействия и ответственность нотариусов и их объединений.
Методологической основой исследования является система философских и идеологических, научных и специальных принципов, подходов и методов. Определенные принципы научного познания стали определяющими факторами: объективность, универсальность, историзм, сложность. Для решения определенных аспектов двух исследовательских проблем в большей или меньшей степени использовались следующие методы: диалектика, юридическая модель, системность, сравнение терминов и понятий, формальное и внешнее право. На общей методологической основе были использованы абстракция, анализ, конкретизация и систематизация.
Эмпирическую базу исследования составили нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие, а также учебно-методическая и правовая литература.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, которые разделены на два параграфа, заключения и списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данного исследования являлся анализ Минюста России как субъекта контроля и надзора в сфере нотариата.
В ходе исследования для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Выделены полномочия органов юстиции и их нормативное закрепление.
2. Исследованы контрольно-надзорные функции органов юстиции в сфере нотариата.
3. Проанализированы административные регламенты и их значение.
4.Изучены меры воздействия и ответственность нотариусов и их объединений.
Изучение теоретических аспектов, связанных Минюстом России как субъекта контроля и надзора в сфере нотариата позволило сделать следующие выводы.
Прежде всего, следует отметить, что на современном этапе развития российской государственной правоохранительной системы особое место занимает Министерство юстиции России как объект контроля и надзора в сфере нотариального дела. Следует отметить, что основной задачей Министерства юстиции России и его территориальных органов при формировании единого правового пространства является обеспечение конституционной законности в отношении принципа верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Как и в любом другом виде деятельности, необходим надлежащий контроль и надзор. Деятельность двух нотариусов по данному вопросу не является исключением. Это связано с тем, что нотариальная деятельность – это публичная деятельность, осуществляемая в Российской Федерации.


В целом, полномочия Министерства юстиции России сводятся к деятельности в сфере принятия и контроля нормативных правовых актов, в сфере юридической экспертизы, в сфере контроля и надзора за законодательством и нотариатом, в сфере государственной регистрации, в сфере международных юридических отношений.
Министерство юстиции России является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по составлению и реализации государственной политики и законодательного регулирования в установленных сферах деятельности, в том числе нотариальной. Министерство юстиции России и судебные органы субъектов Российской Федерации наделены определенными полномочиями в сфере организации нотариальной деятельности. Некоторые полномочия делегированы только Министерству юстиции России, некоторые – судебным органам субъектов. Судебные органы объединяют многие полномочия с Нотариальной палатой.
Судебные органы осуществляют функции государственного контроля за нотариальной деятельностью, которые отнесены к основам законодательства Российской Федерации о нотариате. Таким образом, государство не осуществляет прямого контроля над деятельностью нотариуса, вместо этого оно решает наиболее важные вопросы нотариальной деятельности. Деятельность двух нотариусов, как и любая другая, требует контроля и надзора со стороны компетентных государственных органов. Эта необходимость обусловлена тем, что во время применения закона могут возникнуть проблемы, которые могут быть выявлены и устранены только с помощью мер контроля и надзора. Роль контроля в предотвращении и разрешении конфликтов в сфере нотариата имеет особое значение.
Власть административного устройства исполнительных органов может быть связана с последними развивающимися явлениями. В более общем смысле под нормативными актами понимаются нормы, регулирующие порядок деятельности. Административное законодательство должно регулировать выполнение всех общественных функций и отдельных процессов, которые гарантируют их выполнение, в том числе связанных с оказанием государственных услуг – неограниченному кругу лиц, гарантией прав и обязанностей граждан и организаций. Административный регламент – это официальный документ, регулирующий оказание услуг предприятиям и организациям. Министерство юстиции России пытается взять на себя функции по контролю и надзору в сфере нотариата и его ассоциаций непосредственно через них.
Ответственность нотариусов, в зависимости от степени правонарушения и вины, регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации. Нотариус несет ответственность в соответствии с трудовым законодательством, а также уголовным и административным.
Таким образом, специфика деятельности нотариуса определяет возможность применения к нему мер гражданско-правовой, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Следует иметь в виду, что ответственность нотариуса наступает только в том случае, если его действия были незаконными.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года; с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ, от 1 июля № 11-ФКЗ) // Российская газета. 2020. 4 июля.
2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1 (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (с изменениями и дополнениями от 28 июня 2022 года № 185-ФЗ) // Российская газета. 1993. 13 марта. №49.
3. Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» (часть первая) (с изменениями и дополнениями от 25 февраля 2022 года № 20-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.1994. № 32. Ст. 3301.
4. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями от 14 июля 2022 года № 326-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
5. Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 14 июля 2022 года №345-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
6. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями от 13 июля 2022 года № 235-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1.Ст. 1.
7. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 14 июля 2022 года № 349-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 3.
8. Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 11 июня 2022 года № 183-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532.
9. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями и дополнениями от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52.Ст. 6249.
10. Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 3 июля 2016 года № 361-Ф) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 1.Ст. 10.
11. Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 338-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 32.Ст. 5131.
12. Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27. Ст. 5182.
13. Указа Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 11 апреля 2022 года № 201-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 42.Ст.4108.
14. Указа Президента РФ от 21 января 2020 года №21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями от 15 июля 2022 года № 461) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 4.Ст.346.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 312 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция»» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2021 года № 492-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. №18.Ст.2158.
16. «Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации» (утв. Минюстом России 12.08.2019, 19.01.2016) (с изменениями и дополнениями от 23 апреля 2019 года) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://minjust.gov.ru/ru/documents/8028/ (дата обращения: 01.08.2022 г.).
17. Приказом Минюста России от 3 марта 2014 года № 25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 28 января 2022 года №13) // Российская газета. 2014. 20 марта.
18. Приказ Минюста России от 3 марта 2014 года № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 28 января 2022 года №13) // Российская газета. 2014. 25 марта.
19. Приказ Минюста России от 16 апреля 2014 года № 78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства» (с изменениями и дополнениями от 30 сентября 2020 года № 231) // Российская газета. 2014. 24 апреля.
20. Приказ Минюста России от 17 июня 2014 года № 134 «Об утверждении Формы предоставления отчетности о функционировании реестров единой информационной системы нотариата» (с изменениями и дополнениями от 28 апреля 2017 года № 70) // Российская газета. 2014. 19 июня.
21. Приказ Минюста России от 30 декабря 2015 года № 324 «Об утверждении порядка и формы учета сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов» // Российская газета. 2016. 27 января.
22. Приказ Минюста России от 30 августа 2017 года № 156 «Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования» (с изменениями и дополнениями от 24 октября 2021 года) // Российская газета. 2017. 7 сентября.
23. Приказ Минюста России от 16 января 2018 года № 3 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по выдаче выписки из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен» (с изменениями и дополнениями от 11 ноября 2019 года № 254) // Российская газета. 2018. 23 января.
24. Приказ Минюста России от 30 марта 2018 года № 63 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса» (с изменениями и дополнениями от 2 октября 2019 года № 221) // Российская газета. 2018. 6 апреля.
25. Приказ Минюста России от 7 февраля 2020 года № 15 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления» // Российская газета. 2020. 13 февраля.
26. Приказ Минюста России от 30 сентября 2020 года № 225 «Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата, внесения в них сведений, в том числе порядка исправления допущенных в таких реестрах технических ошибок» (с изменениями и дополнениями от 15 декабря 2021 года) // Российская газета. 2020. 6 октября.
27. Приказ Минюста России от 30 сентября 2020 года № 226 «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления» (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 2021 года № 222) // Российская газета. 2020. 6 октября.
28. Приказ Минюста России от 24 ноября 2021 № 222 «О внесении изменений в Порядок оформления форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2020 № 226» // Российская газета. 2020. 30 ноября.
29. Приказ Минюста России от 30 декабря 2021 года №274 «Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации» // Российская газета. 2021. 31 декабря.
30. Сводный отчет по Минюсту России о нотариате Российской Федерации за 2019 год [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://minjust.gov.ru/ru/pages/svedeniya-o-notariate-v-rossijskoj-federacii/ (дата обращения: 02.08.2022 г.).

б) материалы судебной практики
1. Постановление КС РФ от 19 мая 1998 года № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» [Электронный ресурс]//Режимдоступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18805/ (дата обращения: 02.08.2022 г.).
2. Определение КС РФ от 30 сентября 2021 года № 2123-О [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision560560.pdf (дата обращения: 02.08.2022 г.).
3. Постановление Пленума ВС РФ от 29 июня 2021 года № 21 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статьи 201, 2011, 202, 203 Уголовного кодекса Российской Федерации)» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.vsrf.ru/documents/own/30188/ (дата обращения: 02.08.2022 г.).
4. Апелляционное определение ВС РФ от 13 августа 2015 года № АПЛ15-312 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186103/ (дата обращения: 03.08.2022 г.).
5. Определение ВС РФ от 5 марта 2019 года №5-КГ18-311 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1747088 (дата обращения: 02.08.2022 г.).
6. Решение ВС РФ от 24 декабря 2020 года по делу № АКПИ20-844 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1958116 (дата обращения: 02.08.2022 г.).

2. ЛИТЕРАТУРА
а) учебники и монографии
1. Анисимова А. А., Шварц, М.З. Комментарий законодательства Российской Федерации о нотариате: учебник / Д.Я. Малешина. – М.: Статут, 2018. 719 с.
2. Иншакова А. О. Нотариат: учебник и практикум / А. О. Иншаковой, А. Я. Рыженкова. 2-е изд. М.: Юрайт, 2022. 470 с.
3. Стойко Н. Г. Правоохранительные органы: учебник / Н. Г. Стойко, Н. П. Кирилловой, И. И. Лодыженской. 4-е изд. М.: Юрайт, 2022. 432 с.

б) статьи из периодических изданий
1. Буганов Д. С. Обязанности и ответственность нотариуса в России / Д. С. Буганов. [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2020. № 46 (336). С. 190-192. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/336/74936/ (дата обращения: 20.07.2022).
2. Загидуллин М.Р. Виды юридической ответственности нотариуса: актуальные проблемы // Вестник гражданского процесса. 2017. №6. С. 77-92.
3. Уварова Т. А. Проблемы эффективного государственного контроля над нотариальными органами в России // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2018. №1 (20). С.173-179.
в) авторефераты диссертаций и диссертации
1. Андреева Ю. А. Контроль и надзор министерства юстиции Российской Федерации в сфере нотариата: Дис. … канд. юрид. наук / Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации. Москва, 2009. 196 с.
2. Кулишова Р. Т. Управление в сфере нотариата в России на современном этапе: Дис. ... канд. юрид. наук / ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». Москва, 2019. 175 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ