Введение…………………………………………………..……...……….….3
Глава 1. Министерство юстиции Российской Федерации в системе органов государственной власти……..9
1.1. Полномочия органов юстиции и их нормативное закрепление.........9
1.2. Контрольно-надзорные функции органов юстиции в сфере нотариата………25
Глава 2. Формы и методы контрольно-надзорной деятельности органов юстиции в сфере нотариата……………………………………………….46
2.1. Административные регламенты и их значение…………………….46
2.2. Меры воздействия и ответственность нотариусов и их объединений……53
Заключение………………………………………………………………....73
Список источников и литературы ……………………….…….………....76
Полномочия по назначению нотариуса, в том числе по контролю и надзору, должны быть отнесены к исключительной компетенции двух органов Министерства юстиции России, а устав Юридической нотариальной палаты должен быть адаптирован к функциональному назначению нотариальной системы. В этом смысле целесообразно полностью возложить на Министерство Юстиции России и его территориальные органы осуществление нотариального контроля и надзора и разработать административный регламент осуществления контрольно-надзорной деятельности в нотариальной сфере Министерства Юстиции России».
Что касается контроля за привлечением нотариуса к ответственности за незаконные действия, М. Р. Загидуллин справедливо заметил, что «несмотря на то, что нотариус совершил преступление, пострадавшие организации и организации не применяют предусмотренных законом мер защиты. В результате правонарушения не выявляются, нарушающие нотариусы не привлекаются к ответственности, а негативный потенциал накапливается в обществе. Чтобы выйти из этой ситуации, можно принять дополнительные меры контроля и ответственности нотариусов на законодательном уровне, например, единую систему квалификации и подробные характеристики деятельности каждого нотариуса, строгую систему штрафов на индивидуальной основе, систему немедленного реагирования по каждому конкретному делу и т. д.».
Таким образом, деятельность, связанная с Министерством Юстиции России как с объектом контроля и надзора, сфера нотариальной работы очень разнообразна. Именно поэтому в рамках двух новых нормативно-правовых правовых актов положения и приказы Министерства Юстиции России, непосредственно устанавливающие контрольно-надзорные функции в сфере нотариального дела, также требуют тщательного и многостороннего изучения.
Исходя из темы исследования, следует отметить, что Министерство юстиции России как объект контроля и надзора в сфере нотариального дела часто обсуждается в академических кругах Российской Федерации. В частности, Т. Ю. Павлова, Н.Г. Стойко, А. О. Иншакова, Р. Т. Куплинова, Д. С. Буганова, А. А. Анисимова и другие рассматривали некоторые вопросы судопроизводства арбитражного суда. Тем не менее, не было проведено детального изучения существующих трудностей внутреннего законодательства Министерством юстиции России как объектом контроля и надзора в сфере нотариального дела.
Цель исследования состоит в анализе Минюста России как субъекта контроля и надзора в сфере нотариата.
Задачи исследования:
1. Выделить полномочия органов юстиции и их нормативное закрепление.
2. Исследовать контрольно-надзорные функции органов юстиции в сфере нотариата.
3. Проанализировать административные регламенты и их значение.
4.Изучить меры воздействия и ответственность нотариусов и их объединений.
Методологической основой исследования является система философских и идеологических, научных и специальных принципов, подходов и методов. Определенные принципы научного познания стали определяющими факторами: объективность, универсальность, историзм, сложность. Для решения определенных аспектов двух исследовательских проблем в большей или меньшей степени использовались следующие методы: диалектика, юридическая модель, системность, сравнение терминов и понятий, формальное и внешнее право. На общей методологической основе были использованы абстракция, анализ, конкретизация и систематизация.
Эмпирическую базу исследования составили нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие, а также учебно-методическая и правовая литература.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, которые разделены на два параграфа, заключения и списка источников и литературы.
Целью данного исследования являлся анализ Минюста России как субъекта контроля и надзора в сфере нотариата.
В ходе исследования для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Выделены полномочия органов юстиции и их нормативное закрепление.
2. Исследованы контрольно-надзорные функции органов юстиции в сфере нотариата.
3. Проанализированы административные регламенты и их значение.
4.Изучены меры воздействия и ответственность нотариусов и их объединений.
Изучение теоретических аспектов, связанных Минюстом России как субъекта контроля и надзора в сфере нотариата позволило сделать следующие выводы.
Прежде всего, следует отметить, что на современном этапе развития российской государственной правоохранительной системы особое место занимает Министерство юстиции России как объект контроля и надзора в сфере нотариального дела. Следует отметить, что основной задачей Министерства юстиции России и его территориальных органов при формировании единого правового пространства является обеспечение конституционной законности в отношении принципа верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Как и в любом другом виде деятельности, необходим надлежащий контроль и надзор. Деятельность двух нотариусов по данному вопросу не является исключением. Это связано с тем, что нотариальная деятельность – это публичная деятельность, осуществляемая в Российской Федерации.
В целом, полномочия Министерства юстиции России сводятся к деятельности в сфере принятия и контроля нормативных правовых актов, в сфере юридической экспертизы, в сфере контроля и надзора за законодательством и нотариатом, в сфере государственной регистрации, в сфере международных юридических отношений.
Министерство юстиции России является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по составлению и реализации государственной политики и законодательного регулирования в установленных сферах деятельности, в том числе нотариальной. Министерство юстиции России и судебные органы субъектов Российской Федерации наделены определенными полномочиями в сфере организации нотариальной деятельности. Некоторые полномочия делегированы только Министерству юстиции России, некоторые – судебным органам субъектов. Судебные органы объединяют многие полномочия с Нотариальной палатой.
Судебные органы осуществляют функции государственного контроля за нотариальной деятельностью, которые отнесены к основам законодательства Российской Федерации о нотариате. Таким образом, государство не осуществляет прямого контроля над деятельностью нотариуса, вместо этого оно решает наиболее важные вопросы нотариальной деятельности. Деятельность двух нотариусов, как и любая другая, требует контроля и надзора со стороны компетентных государственных органов. Эта необходимость обусловлена тем, что во время применения закона могут возникнуть проблемы, которые могут быть выявлены и устранены только с помощью мер контроля и надзора. Роль контроля в предотвращении и разрешении конфликтов в сфере нотариата имеет особое значение.
Власть административного устройства исполнительных органов может быть связана с последними развивающимися явлениями. В более общем смысле под нормативными актами понимаются нормы, регулирующие порядок деятельности. Административное законодательство должно регулировать выполнение всех общественных функций и отдельных процессов, которые гарантируют их выполнение, в том числе связанных с оказанием государственных услуг – неограниченному кругу лиц, гарантией прав и обязанностей граждан и организаций. Административный регламент – это официальный документ, регулирующий оказание услуг предприятиям и организациям. Министерство юстиции России пытается взять на себя функции по контролю и надзору в сфере нотариата и его ассоциаций непосредственно через них.
Ответственность нотариусов, в зависимости от степени правонарушения и вины, регулируется Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации. Нотариус несет ответственность в соответствии с трудовым законодательством, а также уголовным и административным.
Таким образом, специфика деятельности нотариуса определяет возможность применения к нему мер гражданско-правовой, дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Следует иметь в виду, что ответственность нотариуса наступает только в том случае, если его действия были незаконными.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года; с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ, от 1 июля № 11-ФКЗ) // Российская газета. 2020. 4 июля.
2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1 (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (с изменениями и дополнениями от 28 июня 2022 года № 185-ФЗ) // Российская газета. 1993. 13 марта. №49.
3. Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» (часть первая) (с изменениями и дополнениями от 25 февраля 2022 года № 20-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.1994. № 32. Ст. 3301.
4. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями от 14 июля 2022 года № 326-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.
5. Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 14 июля 2022 года №345-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
6. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями от 13 июля 2022 года № 235-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1.Ст. 1.
7. Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 14 июля 2022 года № 349-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 3.
8. Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 11 июня 2022 года № 183-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532.
9. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями и дополнениями от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52.Ст. 6249.
10. Федеральный закон от 29 декабря 2014 года № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 3 июля 2016 года № 361-Ф) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 1.Ст. 10.
11. Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 338-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 32.Ст. 5131.
12. Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27. Ст. 5182.
13. Указа Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 11 апреля 2022 года № 201-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 42.Ст.4108.
14. Указа Президента РФ от 21 января 2020 года №21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями от 15 июля 2022 года № 461) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 4.Ст.346.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 312 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция»» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2021 года № 492-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. №18.Ст.2158.
16. «Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации» (утв. Минюстом России 12.08.2019, 19.01.2016) (с изменениями и дополнениями от 23 апреля 2019 года) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://minjust.gov.ru/ru/documents/8028/ (дата обращения: 01.08.2022 г.).
17. Приказом Минюста России от 3 марта 2014 года № 25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 28 января 2022 года №13) // Российская газета. 2014. 20 марта.
18. Приказ Минюста России от 3 марта 2014 года № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 28 января 2022 года №13) // Российская газета. 2014. 25 марта.
19. Приказ Минюста России от 16 апреля 2014 года № 78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства» (с изменениями и дополнениями от 30 сентября 2020 года № 231) // Российская газета. 2014. 24 апреля.
20. Приказ Минюста России от 17 июня 2014 года № 134 «Об утверждении Формы предоставления отчетности о функционировании реестров единой информационной системы нотариата» (с изменениями и дополнениями от 28 апреля 2017 года № 70) // Российская газета. 2014. 19 июня.
21. Приказ Минюста России от 30 декабря 2015 года № 324 «Об утверждении порядка и формы учета сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов» // Российская газета. 2016. 27 января.
22. Приказ Минюста России от 30 августа 2017 года № 156 «Об утверждении Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования» (с изменениями и дополнениями от 24 октября 2021 года) // Российская газета. 2017. 7 сентября.
23. Приказ Минюста России от 16 января 2018 года № 3 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по выдаче выписки из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен» (с изменениями и дополнениями от 11 ноября 2019 года № 254) // Российская газета. 2018. 23 января.
24. Приказ Минюста России от 30 марта 2018 года № 63 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса» (с изменениями и дополнениями от 2 октября 2019 года № 221) // Российская газета. 2018. 6 апреля.
25. Приказ Минюста России от 7 февраля 2020 года № 15 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления» // Российская газета. 2020. 13 февраля.
26. Приказ Минюста России от 30 сентября 2020 года № 225 «Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата, внесения в них сведений, в том числе порядка исправления допущенных в таких реестрах технических ошибок» (с изменениями и дополнениями от 15 декабря 2021 года) // Российская газета. 2020. 6 октября.
27. Приказ Минюста России от 30 сентября 2020 года № 226 «Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления» (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 2021 года № 222) // Российская газета. 2020. 6 октября.
28. Приказ Минюста России от 24 ноября 2021 № 222 «О внесении изменений в Порядок оформления форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.09.2020 № 226» // Российская газета. 2020. 30 ноября.
29. Приказ Минюста России от 30 декабря 2021 года №274 «Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации» // Российская газета. 2021. 31 декабря.
30. Сводный отчет по Минюсту России о нотариате Российской Федерации за 2019 год [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://minjust.gov.ru/ru/pages/svedeniya-o-notariate-v-rossijskoj-federacii/ (дата обращения: 02.08.2022 г.).
б) материалы судебной практики
1. Постановление КС РФ от 19 мая 1998 года № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» [Электронный ресурс]//Режимдоступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18805/ (дата обращения: 02.08.2022 г.).
2. Определение КС РФ от 30 сентября 2021 года № 2123-О [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision560560.pdf (дата обращения: 02.08.2022 г.).
3. Постановление Пленума ВС РФ от 29 июня 2021 года № 21 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статьи 201, 2011, 202, 203 Уголовного кодекса Российской Федерации)» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.vsrf.ru/documents/own/30188/ (дата обращения: 02.08.2022 г.).
4. Апелляционное определение ВС РФ от 13 августа 2015 года № АПЛ15-312 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186103/ (дата обращения: 03.08.2022 г.).
5. Определение ВС РФ от 5 марта 2019 года №5-КГ18-311 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1747088 (дата обращения: 02.08.2022 г.).
6. Решение ВС РФ от 24 декабря 2020 года по делу № АКПИ20-844 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1958116 (дата обращения: 02.08.2022 г.).
2. ЛИТЕРАТУРА
а) учебники и монографии
1. Анисимова А. А., Шварц, М.З. Комментарий законодательства Российской Федерации о нотариате: учебник / Д.Я. Малешина. – М.: Статут, 2018. 719 с.
2. Иншакова А. О. Нотариат: учебник и практикум / А. О. Иншаковой, А. Я. Рыженкова. 2-е изд. М.: Юрайт, 2022. 470 с.
3. Стойко Н. Г. Правоохранительные органы: учебник / Н. Г. Стойко, Н. П. Кирилловой, И. И. Лодыженской. 4-е изд. М.: Юрайт, 2022. 432 с.
б) статьи из периодических изданий
1. Буганов Д. С. Обязанности и ответственность нотариуса в России / Д. С. Буганов. [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2020. № 46 (336). С. 190-192. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/336/74936/ (дата обращения: 20.07.2022).
2. Загидуллин М.Р. Виды юридической ответственности нотариуса: актуальные проблемы // Вестник гражданского процесса. 2017. №6. С. 77-92.
3. Уварова Т. А. Проблемы эффективного государственного контроля над нотариальными органами в России // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». 2018. №1 (20). С.173-179.
в) авторефераты диссертаций и диссертации
1. Андреева Ю. А. Контроль и надзор министерства юстиции Российской Федерации в сфере нотариата: Дис. … канд. юрид. наук / Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации. Москва, 2009. 196 с.
2. Кулишова Р. Т. Управление в сфере нотариата в России на современном этапе: Дис. ... канд. юрид. наук / ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». Москва, 2019. 175 с.