Коррупция в сфере государственного управления: понятие, причины и предупреждение (Тольяттинский государственный университет)
|
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретические аспекты понятия генезиса коррупции………………….6
1.1 Зарубежный и отечественный историко-правовой обзор антикоррупционных мероприятий.6
1.2 Психологические причины коррупционных проявлений………….21
Глава 2 Государственная политика по противодействию коррупции .…...26
2.1 Антикоррупционные меры современности: зарубежная практика..26
2.2 Общая характеристика антикоррупционных мероприятий государственного и муниципального сектора Российской Федерации……....31
2.3 Дискриминация и конфликт интересов на госслужбе как основа возникновения коррупции.36
Глава 3 Основополагающие направления антикоррупционной политики регионального уровня43
3.1 Система исполнительных органов государственной ……………...43
3.2 Антикоррупционная политика органов власти отдельных органов власти субъектов Российской Федерации: аналитика текущего состояния, перспективы …………….46
Заключение……………………………………………………………………….69
Список используемой литературы…………72
Глава 1 Теоретические аспекты понятия генезиса коррупции………………….6
1.1 Зарубежный и отечественный историко-правовой обзор антикоррупционных мероприятий.6
1.2 Психологические причины коррупционных проявлений………….21
Глава 2 Государственная политика по противодействию коррупции .…...26
2.1 Антикоррупционные меры современности: зарубежная практика..26
2.2 Общая характеристика антикоррупционных мероприятий государственного и муниципального сектора Российской Федерации……....31
2.3 Дискриминация и конфликт интересов на госслужбе как основа возникновения коррупции.36
Глава 3 Основополагающие направления антикоррупционной политики регионального уровня43
3.1 Система исполнительных органов государственной ……………...43
3.2 Антикоррупционная политика органов власти отдельных органов власти субъектов Российской Федерации: аналитика текущего состояния, перспективы …………….46
Заключение……………………………………………………………………….69
Список используемой литературы…………72
Коррупция как социальный феномен на протяжении длительного времени вызывает интерес со стороны всех участников политических и экономических отношений. Основной характеристикой, причиной возникновения и степенью влияния человеческого фактора занимались исследователи различных отраслей науки древности и нашего времени.
Основные представители, изучавшие понятие коррупции и основные формы ее проявления, представлены работами таких ученых, как
Астанина В.В., Гулягина А.Ю., Глухова Е.А., Камневой Е.В., Коновалова В.А., Миронова А.Л., Ноздрачевой А.Ф., Патова н.А., Русецкого А., Сафонова В.Г., Севальнева В.В., Тулиновой О.А., Хабриевой Т.Я., Цирина А.М.,
Черепановой Е.В. и др. Основополагающая роль исследования вышеуказанных работ авторов заключается в анализе воздействия коррупциогенного фактора на должностное лицо, в том числе государственного сектора, в рамках общекультурного исторического генезиса.
Объектом исследования настоящей работы выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере антикоррупционной политики государственного сектора управления в субъектах Российской Федерации (на примере исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры).
Предметом исследования является коррупционная деятельность в государственных органах и системе государственного управления.
Цель исследования. Необходимо рассмотреть теоретические и исторические аспекты возникновения коррупции, определив генезис понятия и трансформации коррупции в системе государственного управления.
Проанализировать уровень коррупционной проблематики в органах государственной власти (на примере Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры).
Внести предложения по антикоррупционной политике в государственном управлении, рассмотрев основные проблемы данной рассматриваемой области и существующие методы по борьбе с коррупционными правонарушениями в исполнительной ветви государственной власти.
Задачи исследования. В процессе разработки концепции исследовательской работы необходимо определить следующие задачи:
проанализировать теоретические и исторические аспекты понятия коррупции;
определить причины психологического фактора возникновения коррупциогенного поведения госслужащего;
разграничить понятия коррупции и бюрократии;
рассмотреть антикоррупционную политику в управлении государственной системы Российской Федерации;
определить характеристику системы исполнительной ветви власти субъекта Российской Федерации (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) и ее коррупционную составляющую;
провести анализ существующей антикоррупционной системы в сфере государственного управления субъекта Российской Федераций, рассмотрев основные проблемы и методы по борьбе с коррупционными правонарушениями в государственных органах;
внести предложения по антикоррупционной политике в государственном секторе управления региона Российской Федерации.
На данном этапе проводятся различные антикоррупционные воздействия политического процесса общемирового масштаба, в том числе, и в сфере государственного управления. Их эффективность, проблемные стороны и пути преодоления предлагаются автором к рассмотрению и анализу на фоне опыта зарубежных стран и отечественной практики, способствующих возможному решению коррупционных правонарушений в сфере государственного управления. В заключении представлены основные выводы по реализации поставленных задач исследовательской работы.
Основные представители, изучавшие понятие коррупции и основные формы ее проявления, представлены работами таких ученых, как
Астанина В.В., Гулягина А.Ю., Глухова Е.А., Камневой Е.В., Коновалова В.А., Миронова А.Л., Ноздрачевой А.Ф., Патова н.А., Русецкого А., Сафонова В.Г., Севальнева В.В., Тулиновой О.А., Хабриевой Т.Я., Цирина А.М.,
Черепановой Е.В. и др. Основополагающая роль исследования вышеуказанных работ авторов заключается в анализе воздействия коррупциогенного фактора на должностное лицо, в том числе государственного сектора, в рамках общекультурного исторического генезиса.
Объектом исследования настоящей работы выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере антикоррупционной политики государственного сектора управления в субъектах Российской Федерации (на примере исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры).
Предметом исследования является коррупционная деятельность в государственных органах и системе государственного управления.
Цель исследования. Необходимо рассмотреть теоретические и исторические аспекты возникновения коррупции, определив генезис понятия и трансформации коррупции в системе государственного управления.
Проанализировать уровень коррупционной проблематики в органах государственной власти (на примере Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры).
Внести предложения по антикоррупционной политике в государственном управлении, рассмотрев основные проблемы данной рассматриваемой области и существующие методы по борьбе с коррупционными правонарушениями в исполнительной ветви государственной власти.
Задачи исследования. В процессе разработки концепции исследовательской работы необходимо определить следующие задачи:
проанализировать теоретические и исторические аспекты понятия коррупции;
определить причины психологического фактора возникновения коррупциогенного поведения госслужащего;
разграничить понятия коррупции и бюрократии;
рассмотреть антикоррупционную политику в управлении государственной системы Российской Федерации;
определить характеристику системы исполнительной ветви власти субъекта Российской Федерации (на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) и ее коррупционную составляющую;
провести анализ существующей антикоррупционной системы в сфере государственного управления субъекта Российской Федераций, рассмотрев основные проблемы и методы по борьбе с коррупционными правонарушениями в государственных органах;
внести предложения по антикоррупционной политике в государственном секторе управления региона Российской Федерации.
На данном этапе проводятся различные антикоррупционные воздействия политического процесса общемирового масштаба, в том числе, и в сфере государственного управления. Их эффективность, проблемные стороны и пути преодоления предлагаются автором к рассмотрению и анализу на фоне опыта зарубежных стран и отечественной практики, способствующих возможному решению коррупционных правонарушений в сфере государственного управления. В заключении представлены основные выводы по реализации поставленных задач исследовательской работы.
В современном обществе существует довольно много мероприятий и процедур по борьбе с извечным злом коррупции. Анализируя рассмотренный мировой и отечественный опыт, практически все страны участвуют в разработке стратегий и дальнейшим их развитии в части антикоррупционной политике современности, базируясь на таких немаловажных константах, как особенности национальной политики, исторический опыт поколений, менталитет, экономическую составляющую, региональный и геополитический кластер. Данные стратегии разрабатывались не одно поколение и имеют позитивный контекст в мировом управленческом прогрессе общества на фоне устоявшегося традиционализма.
Однако, уровень коррупции в некоторых странах и регионах остается достаточно высоким, что ставит вопрос о влиянии антикоррупционных мер на его противодействие. Можно определить тот факт, что национальные антикоррупционные мероприятия разных стран сталкиваются с похожими проблемами, повышая эффективность решения, которых, в общем итоге, дает положительный результат для будущих поколений.
Стратегии борьбы с коррупцией могут быть политическими (отражающими приоритеты в стране или разработанными в результате внешнего, например, давления ЕС) или техническими (основанными на различных исследованиях, общественных консультациях и опросах). Успешная стратегия должна быть как политической – для воплощения политической воли в борьбе с коррупцией, так и технической – для поддержки практической реализации. Задачей же государственных должностных лиц, ответственных за разработку и реализацию стратегий и планов действий, является то, чтобы найти правильный баланс между политическими технократическими подходами.
Существует много примеров, формально хорошо разработанных антикоррупционных стратегий, которые не были должным образом реализованы из-за отсутствия политической поддержки.
Проанализировав основные работы ученых о противокоррупционных мероприятиях и стратегиях современности и исторического контекста, следует сделать обобщающий вывод о том, что даже совершенный технический документ не будет принят или реализован на практике, если не станет содержать реальных политических интересов социума. Политические интересы в демократических обществах, в первую очередь, основаны на требованиях этих обществ.
В дополнение, к многочисленным примерам успешной антикоррупционной политики разных стран (Сингапур, Китай, ряд европейских стран), существует также гораздо меньше совершенные стратегии, которые не могут быть реализованы или не окажут никакого влияния на уровень коррупции из-за плохой разработки мер по реализации и слабых механизмов контроля. Стратегии должны иметь четкие цели, основанные на анализе ситуации, включая общественные и политические предпочтения, а также имеющиеся ресурсы. Необходимо приложить больше усилий для разработки мер по реализации, соответствующих политическим и социальным требованиям, и для информирования о намерениях правительства и достижения результатов таким образом, чтобы они соответствовали общественным и политическим интересам современности.
На примере региональной политики конкретного субъекта Российской Федерации по антикоррупционным мероприятиям были выделены основные направления и проанализирован успешный опыт этого региона в указанном контексте, в том числе на уровне правового регулирования, с учетом формирования положительного примера поведения государственных (муниципальных) служащих, в соответствии с установленным кодексом поведения, активной информационной и образовательной составляющей.
Проводимые на регулярной основе опросы общественного мнения населения об уровне коррупционных проявлений, с целью оценки эффективности мер, направленных на противодействие коррупции, в определенной мере дают анализ эффективности деятельности органов власти, с учетом открытости и достоверности полученных сведений.
Меняются века и эпохи, меняется правосознание, экономика и взаимоотношения между индивидами, но факт коррупционного генезиса остается актуальным на протяжении многих столетий. Однако очевидных и универсальных решений не существует: антикоррупционная политика должна соответствовать политическим условиям стран и должна предоставлять практикам различные инструменты решения актуального времени. Которые, в свою очередь, должны отражать реалистичные цели, охватывать все заинтересованные стороны процесса, содержать эффективный механизм реализации и способствовать политической поддержке самого общества. Только двухстороннее взаимодействие в будущем, сможет дать положительный результат всего процесса.
Однако, уровень коррупции в некоторых странах и регионах остается достаточно высоким, что ставит вопрос о влиянии антикоррупционных мер на его противодействие. Можно определить тот факт, что национальные антикоррупционные мероприятия разных стран сталкиваются с похожими проблемами, повышая эффективность решения, которых, в общем итоге, дает положительный результат для будущих поколений.
Стратегии борьбы с коррупцией могут быть политическими (отражающими приоритеты в стране или разработанными в результате внешнего, например, давления ЕС) или техническими (основанными на различных исследованиях, общественных консультациях и опросах). Успешная стратегия должна быть как политической – для воплощения политической воли в борьбе с коррупцией, так и технической – для поддержки практической реализации. Задачей же государственных должностных лиц, ответственных за разработку и реализацию стратегий и планов действий, является то, чтобы найти правильный баланс между политическими технократическими подходами.
Существует много примеров, формально хорошо разработанных антикоррупционных стратегий, которые не были должным образом реализованы из-за отсутствия политической поддержки.
Проанализировав основные работы ученых о противокоррупционных мероприятиях и стратегиях современности и исторического контекста, следует сделать обобщающий вывод о том, что даже совершенный технический документ не будет принят или реализован на практике, если не станет содержать реальных политических интересов социума. Политические интересы в демократических обществах, в первую очередь, основаны на требованиях этих обществ.
В дополнение, к многочисленным примерам успешной антикоррупционной политики разных стран (Сингапур, Китай, ряд европейских стран), существует также гораздо меньше совершенные стратегии, которые не могут быть реализованы или не окажут никакого влияния на уровень коррупции из-за плохой разработки мер по реализации и слабых механизмов контроля. Стратегии должны иметь четкие цели, основанные на анализе ситуации, включая общественные и политические предпочтения, а также имеющиеся ресурсы. Необходимо приложить больше усилий для разработки мер по реализации, соответствующих политическим и социальным требованиям, и для информирования о намерениях правительства и достижения результатов таким образом, чтобы они соответствовали общественным и политическим интересам современности.
На примере региональной политики конкретного субъекта Российской Федерации по антикоррупционным мероприятиям были выделены основные направления и проанализирован успешный опыт этого региона в указанном контексте, в том числе на уровне правового регулирования, с учетом формирования положительного примера поведения государственных (муниципальных) служащих, в соответствии с установленным кодексом поведения, активной информационной и образовательной составляющей.
Проводимые на регулярной основе опросы общественного мнения населения об уровне коррупционных проявлений, с целью оценки эффективности мер, направленных на противодействие коррупции, в определенной мере дают анализ эффективности деятельности органов власти, с учетом открытости и достоверности полученных сведений.
Меняются века и эпохи, меняется правосознание, экономика и взаимоотношения между индивидами, но факт коррупционного генезиса остается актуальным на протяжении многих столетий. Однако очевидных и универсальных решений не существует: антикоррупционная политика должна соответствовать политическим условиям стран и должна предоставлять практикам различные инструменты решения актуального времени. Которые, в свою очередь, должны отражать реалистичные цели, охватывать все заинтересованные стороны процесса, содержать эффективный механизм реализации и способствовать политической поддержке самого общества. Только двухстороннее взаимодействие в будущем, сможет дать положительный результат всего процесса.
Подобные работы
- Ответственность государственных гражданских служащих
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Злоупотребление правом
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2021 - Уголовно-правовой и криминологический аспекты противодействия терроризму и экстремизму
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2019 - НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЕЕ ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2016 - Уголовная ответственность за вымогательство
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022 - Противодействие использования платёжных инструментов третьих лиц (дропов) в противоправных целях
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Юридическая ответственность судей в Российской Федерации
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2018



