ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
И СПОРТЕ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ 6
1.1. Актуальные вопросы подготовки тренера-преподавателя 6
1.2. Спортивно-педагогические требования, которыми должен
руководствоваться тренер - преподаватель 10
1.3. Взаимоотношения тренера - преподавателя с учениками 15
1.4. Медико-биологические и педагогические аспекты системы
спортивного отбора и построение учебно-тренировочного процесса спортсменов 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Методы исследования 26
2.2. Организация исследования 30
2.3. Программа подготовки спортивного резерва 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.32
3.1. Исследование причины преждевременного прекращения
занятий плаванием 32
3.2. Пути улучшения организации подготовки юных пловцов
в группах спортивного совершенствования 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
Актуальность исследования. Изменение количественных параметров многолетней тренировки за последние 20 лет характеризуется неуклонным повышением объемов общего и интенсивного плавания от одного олимпийского цикла к другому.
Анализ подготовки пловцов высокого класса показал количественные и квалификационные соотношения контингента ДЮСШ на разных этапах многолетней тренировки, а также причины преждевременного прекращения занятий плаванием перспективными юными спортсменами. Это позволило разработать предложения по совершенствованию организации и планирования подготовки спортивного резерва. Исходя из этого, была сформулирована цель нашего исследования.
Объект исследования: содержание форм и методов организации и планирования подготовки спортивного резерва в плавании.
Предметом исследования выступают критерии направленности тренировочных программ.
Целью исследования является совершенствование методики организации и планирования подготовки спортивного резерва в плавании.
Гипотеза. Предполагается, что выявленные возрастные, количественные, результативные критерии являются основой для планирования подготовки спортивного резерва в системе возрастных групп.
Задачи исследования:
1. Изучить динамику показателей результативности пловцов как критерий направленности тренировочных программ.
2. Установить причины преждевременного прекращения занятий плаванием.
3. Разработать и экспериментально проверить методику оценки динамики показателей спортивных результатов как критерия направленности тренировочных программ.
Новизна. Сравнение индивидуальных достижений юных пловцов с табличными данными поможет определить специализацию спортсмена, выявить уязвимые места в его подготовке и внести коррективы в содержание тренировочных программ.
Практическая значимость работы. Для повышения качества подготовки спортивного резерва в плавании необходимо дальнейшее обобщение опыта практической деятельности ведущих тренеров, а также достоверного экспериментального материала, полученного в группах юных спортсменов одного возраста, использующих на отдельных этапах многолетней подготовки тренировочные программы разной направленности, а также программы, одинаковые по направленности, но отличающиеся по применяемым средствам и методам.
Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать следующие выводы:
Ранняя и очень ранняя спортивная специализация не дают реально ощутимых преимуществ с точки зрения сроков высших спортивных результатов.
Ранняя спортивная специализация не создает ощутимых преимуществ с точки зрения пребывания в сборной команде. Большинство примеров свидетельствует о том, что спортсмены, рано достигшие высоких результатов, как правило, имеют меньший стаж пребывания в сборной команде страны и быстрее уходят из большого спорта.
Спортсмены с ранней спортивной специализацией в связи с ранним уходом из большого спорта нередко испытывают разочарование.
Сокращение времени пребывания в сборной команде страны, связанное с ранней спортивной специализацией, а возможно, и обусловленное ею, имеет определенные неблагоприятные экономические последствии, так как высокая стоимость подготовки мастера спорта высокого класса и относительно короткое пребывание в большом спорте снижают экономическую эффективность спортивной работы.
Проведенный анализ показал, что между спортсменами, продолжающими тренироваться, и спортсменами, прекратившими занятия спортом, нет различий в уровне развития физических качеств, определяющих спортивные достижения в плавании.
В целом без продуманной и отлаженной системы подготовки 17-20-летних пловцов на этапе высшего спортивного мастерства невозможно создание единой стратегии планирования подготовки спортивного резерва.
Объективным показателем отсутствия прогресса являются неудачные выступления в соревнованиях, что формирует негативное отношение к спорту, которое усугубляется из-за неудовольствия, выражаемого тренером и родителями. В результате спортсмен, как правило, уходит из спорта.
Физические качества и функциональные возможности организма развиваются гетерохронно (это зависит от темпов пубертатного развития индивидов).
В связи с этим содержание подготовки (направленность, объем и интенсивность применяемых нагрузок) новичков должно коренным образом отличаться от содержания подготовки высококвалифицированных спортсменов.
1) на этапе спортивного совершенствования в ДЮСШ и СДЮШОР по плаванию отсутствуют необходимые условии для выполнения учащимися установленных режимов и объемов учебно-тренировочной работы, что приводит к нарушению преемственности тренировочных нагрузок в многолетнем процессе подготовки юных пловцов и в конечном итоге препятствует повышению их спортивного мастерства.
2) выявленные факторы в основном управляемы. Их устранение в значительной степени зависит от физкультурных организаций, на которые возложена задача по осуществлению подготовки спортивных резервов по плаванию.
3) в целях оптимизации условий подготовки юных пловцов на этапе спортивного совершенствования целесообразно организовывать всероссийские соревнования для пловцов юниоров при командах мастеров высшего и первого (округа) дивизиона, предусмотрев для них соответствующее материально-техническое обеспечение.
1. Алешков И.А. Формирование скоростного навыка в связи с индивидуальными особенностями в силе и лабильности нервных процессов // Вопросы психологии. - 2002. - № 2. - С. 94 - 100.
2. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. - Киев: Здоровья, 2005.-80 с.
3. Афанасьева Ю.И., Кузнецов С.Л. Соотношение различных типов волокон скелетной мышце как фактор, влияющий на эффективность тренировки на выносливость //Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 12. -С.41 - 42.
4. Бондарев А. П. Руководство по спортивно-функциональной классификации пловцов с поражениями опорно-двигательного аппарата. - М.: «Советский спорт», 2011. -80с.
5. Булгакова Н. Ж., Попов Н. И. Теория и методика плавания. Учебник. -М.: ФКиС, 2014. -320с.
6. Григан С. Научно педагогические основы планирования
подготовки пловцов. LAP, 2012. -208с.
7. Джалилов А. А., Меркурьев К. Л. Биомеханика двигательной деятельности. Учебное пособие. - Тольятти, 2019. -216с.
8. Загайнов Р. Кризисные ситуации в спорте и психология их преодоления. 2011. -300с.
9. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. -М.: ФиС, 2009. -199с.
10. Кузнецов В. Л. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Теория и методика физического воспитания и спорта. -М.: Академия. 2010. -420с.
11. Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры. Учебник. -М.: ФКиС, 2012. -416с.
12. Медведев М. А., Смирнов В.М. Физиология и психофизиология. Учебник. МИА. 2015. -616с.
13. Михайлов С. С. Биохимия двигательной деятельности: учебник. - 6 изд. дополн. -М.: Спорт. 2016. -296с.
14. Никитушкин В. Г., Суслов Ф. П. Спорт высших достижений: теория и методика. Учебное пособие. - М.: Спорт. 2017. -252с.
15. Никитушкин В. Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов. «Физическая культура». 2010. -278с.
16. Ньюсом П., Янг А. Эффективное плавание. Методика тренировки пловцов и триатлетов. 2013. -400с.
17. Иорданская Ф. А. Мужчина и женщина в спорте высших
достижений. Проблемы полового диморфизма. Советский спорт. 2012. -256с.
18. Стернин Ю. И Адаптация и реабилитация в спорте высших
достижений. ИнформМед. 2010. -152с.
19. Третьякова Н. В., Андрюхина А. В. Теория и методика
оздоровительной физической культуры. Учебное пособие. Спорт. 2016. - 215с.
20. Фискалов В. Д., Чуркашин В. П. Теоретико-методические аспекты практики спорта. Учебное пособие. Спорт. 2016. -186с.
21. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры и спорта. 12 изд. испр. - М.: Академия, 2014. -420с.
22. Чертов Н. В. Комплекс текстовых заданий по теории и методике избранного вида спорта. Плавание: учебное пособие. -Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2012. -136с.
23. Шеланов А. Б. Восстановительная медицина в спорте. ИКИ. 2016. -136с.
24. Юров И. Психология успешности спортсмена-пловца. LAP, 2012.
-248с.