Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Волонтерские практики детско-юношеской организации как средство формирования активной гражданской позиции школьников

Работа №103877

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2020
Стоимость4925 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы разработки проблемы развития активной гражданской позиции школьников в процессе волонтерских практик детско-юношеских организаций 12
1.1 Проблема формирования гражданской позиции школьника в
психолого-педагогических исследованиях 12
1.2 Особенности формирования гражданской позиции школьников в
процессе волонтерских практик детско-юношеских организаций 22
1.3 Педагогические условия формирования гражданской
позиции школьников в процессе волонтерских практик детско- юношеских организаций 33
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию гражданской позиции школьников в рамках детско-юношеского волонтерского объединения 44
2.1 Выявление уровня сформированности гражданской позиции
школьников МБУ «Школа №21» г. о. Тольятти 44
2.2 Организация работы по созданию условий для формирования
гражданской позиции школьников в процессе волонтерских практик детско-юношеских организаций 57
2.3 Анализ и оценка результативности работы по формированию гражданской позиции школьников в процессе волонтерских практик
детско-юношеских организаций 71
Заключение 80
Список используемых источников 83
Приложение А Результаты контрольной и экспериментальной групп по
методике №1 (тест «Волонтер», А.А. Козин) на констатирующем этапе 89
Приложение Б Результаты контрольной и экспериментальной групп по методике №2 (ориентационная анкета определения направленности личности,
С. Ф. Спичак, А. Г. Синицын) на констатирующем этапе 90
Приложение В Результаты контрольной и экспериментальной групп по методике №3 (опросник «Коммуникативные и организаторские склонности»,
B. В. Синявский и Б. А. Федоришин) на констатирующем этапе 91
Приложение Г Результаты контрольной и экспериментальной групп по методике №4 («Метод экспертных оценок», С.В. Гуцыкова) на констатирующем этапе 92
Приложение Д Содержание образовательной программы внеурочной деятельности «За нами будущее» 93
Приложение Е Результаты контрольной и экспериментальной групп по
методике №1 (тест «Волонтер», А.А. Козин) на контрольном этапе 94
Приложение Ж Результаты контрольной и экспериментальной групп по
методике №2 (ориентационная анкета определения направленности личности,
C. Ф. Спичак, А. Г. Синицын) на контрольном этапе 95
Приложение З Результаты контрольной и экспериментальной групп по методике №3 (опросник «Коммуникативные и организаторские склонности», В.В. Синявский и Б. А. Федоришин) на контрольном этапе 96
Приложение И Результаты контрольной и экспериментальной групп по методике №4 («Метод экспертных оценок», С.В. Гуцыкова) на контрольном этапе

Формирование гражданской позиции школьника представляет собой важнейшую составляющую образовательно-воспитательного процесса. В школе оно занимает одну из важных ступеней в развитии будущего гражданина и патриота своей Родины и является актуальной проблемой для общества. Если человек научится раньше дорожить своим наследием предков, уважать традиции своего народа, тем самым он быстрее научится в дальнейшем проявлять активность в жизни общества и государства.
Актуальность исследования обусловлена тем, что «развитие общества подразумевает наличие в нем определенной части гражданско-активных индивидов, способных к сотрудничеству, обладающих творческим потенциалом, отличающихся такими чертами как мобильность, активность, нравственность, патриотизм, испытывающих чувство ответственности за судьбу своей страны» [ 43 ].
При построении правового государства, рыночных отношений, кризисных процессов в экономике, социальной и политической сферах, вопросах формирования духовности, нравственности и необходимости воспитания молодежи как социально активного элемента общества с позитивной и активной гражданственностью впервые возникла впервые в нашей стране. Волонтерство является одним из элементов, которые могут сформировать активную гражданскую позицию в молодом поколении.
Молодежное волонтерское движение «призвано воспитывать лидерские качества, а также стимулировать школьников к проявлению таких позитивных качеств как интеллигентность, честность, социальную ответственность и активная гражданская позиция» [5]. Иными словами, «участие молодежи в различных волонтерских практиках детско-юношеских организаций следует рассматривать, как системообразующий элемент формирования гражданской социальной ответственности и «выращивания» гражданской позиции подрастающего поколения» [ 17].
Теоретический анализ показывает, что в педагогической литературе нет единого подхода к определению понятия «гражданская позиция».
Современные ученые (А.Г. Асмолов, Ю.В. Соколов, Ш. А. Амонашвили) рассматривают различные вопросы, связанные с формированием гражданской позиции. В рамках задач образовательной науки Т.В. Болотина, М. Брэнсон, Н.М. Воскресенская, В.П. Пахомов полагают, что «гражданство считается источником личностного развития» [13], а В. А.
Бухвалов, Е. Р. Корниенко, Н. И. Новиков рассматривают «гражданскую позицию как качество личного обучения» [4], а то время как Ю.В. Комарова, Д.В. Любовский предполагают, что «гражданская позиция-это интегративное качество личности» [14]. А Н.В. Казаченок, А.М. Каменский, Г.Н. Филонов считают, «гражданскую позицию особым феноменом гражданства в структуре личностного развития» [ 16].
Гражданская позиция - это качество личности, которое представляет собой сложную, многофункциональную систему, которая формируется на основе устойчивых социокультурных характеристиках общества, социально - политических, национально-культурных, религиозных и иных особенностей окружающей нас среды. При рассмотрении проблемы формирования гражданской позиция необходимо опираться на весь ряд учебных и внеучебных дисциплин.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р развитие и распространение волонтерской деятельности (волонтерства) отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики государства. На II Всероссийском форуме волонтеров «Сообщество», в ноябре 2015г., Президент Российской Федерации В.В. Путин «подчеркнул значимость и важность волонтерского движения для дальнейшего развития и процветания нашей страны» [ 45 ].
В своих исследованиях В.Н. Мельникова провела ретроспективный анализ развития добровольного движения в России за период прошлого столетия (20 век). Также данные вопросы в своих трудах освещала Н.Н.Пешкова, которая не только изучала проблемы, связанные с феноменом волонтерства, но и пыталась сформировать возможные способы их решения.
«Волонтерская работа считается особым видом деятельности, который имеет возможность втянуть в собственные ряды всех неравнодушных и желающих делать общественно-полезные дела, в том числе и школьники- подростки могут войти в эти ряды волонтеров» [ 50 ],—так о волонтерстве писал И.Н. Григорьев, который оценивал подростковый возраст как особенный этап развития личности и интенсивной социализации. Подключение молодых людей в волонтерскую работу положительно и благоприятно воздействует на формирование их гражданской позиции. «Именно волонтерская работа создает условия для формирования целостной картины мира и собственного «Я» и препятствует развитию разобщенности в подростковой среде» [34].
Однако на сегодняшний день научно-методическое обеспечение данной деятельности для школьников недостаточно. На основании этого выделены следующие противоречия:
- между постоянно растущими требованиями к развитию гражданской позиции школьников и недостаточным использованием ресурсов волонтерской деятельности;
- между необходимостью разработки специальных программ подготовки волонтеров и недостаточным использованием потенциала образовательных учреждений для подготовки школьников к данному виду деятельности.
Выявленные противоречия позволили сформировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования гражданской позиции школьников в процессе волонтерской практики детско-юношеской организации?
Таким образом, формирование активной гражданской позиции, чувств и поведения как основная задача гражданского воспитания приобретает несомненную важность и становится важным направлением многосторонних научных исследований.
Объект исследования: процесс формирования активной гражданской позиции школьника.
Предмет исследования: педагогические условия формирования активной гражданской позиции школьника на основе участия в волонтерских практиках детско-юношеских организаций.
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать педагогические условия по формированию активной гражданской позиции школьника на основе участия в детско-юношеском волонтерском движении.
Гипотеза исследования: формирование активной гражданской позиции школьника будет эффективно при следующих педагогических условиях:
- осуществляется целенаправленная подготовка школьников к участию в волонтерской деятельности по специально разработанной образовательной программе внеурочной деятельности, обеспечивающей включение подростков в волонтерские практики; развитие организаторских и коммуникативных способностей;
- систематическое включение школьников в волонтёрскую деятельность поддерживается методами и средствами стимулирования, разработанными в детско-юношеской организации;
- эффективность организованной работы изучается и корректируется на основе специально подобранных диагностических методик.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить сущность и характеристику понятий «гражданская позиция», «волонтерская деятельность», «волонтерские практики» в психолого-педагогической литературе;
- обосновать и апробировать педагогические условия формирования гражданской позиции школьников в процессе волонтерских практик детско-юношеских организаций
- организовать опытно-экспериментальную работу по формированию гражданской позиции школьников в процессе волонтерских практик детско-юношеских организаций;
- разработать диагностический инструментарий, критерии и показатели сформированности гражданской позиции школьников в процессе волонтерских практик детско-юношеских организаций.
Теоретическая основа исследования:
- основные положения теории отечественных и зарубежных исследований, в которых анализируются различные аспекты социальной активности человека (А.В. Мудрик, И.С. Кон, А.В. Петровский и др.);
- исследования, раскрывающие сущность понятия «гражданская позиция» (Г.С. Ануфриева, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, В.Х. Беленький, Ю.Е. Волков, М.С. Каган, А.В. Клюев, М.А. Нугаев, В.Л. Смирнов, Л.П. Станкевич, В.А. Ядов.);
- исследования по проблемам формирования гражданской активности в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.);
- положения российской педагогики и психологии по проблеме психического развития подростков (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме; экспериментальные методы (оценка, обучение, контрольные эксперименты), диагностические методы (педагогические наблюдения, анкеты, тесты, беседа).
Для обработки полученных данных были использованы модели, методы математической обработки результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.о. Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов №21". В исследовании принимали участие учащиеся 4 «А» (28 учащихся), 4 «В» (28 учащихся) классов.
Этапы исследования.
Первый этап (2018) - анализ научных работ; выбор и диагностика для определения уровня сформированности гражданской позиции школьника; качественный анализ результатов определяющего эксперимента и количественной обработки.
Второй этап (2018-2019гг)-формирование эксперимента: сравнительный анализ существующих программ по формированию гражданской позиции, гражданское образование; составление и внедрение экспериментальной программы в учебную программу учебного заведения; проверка влияния этой программы на повышение уровня сформированности гражданской позиции школьника; определение эффективных форм и методов [11].
Третий этап (2019-2020) - контрольный эксперимент: контрольная диагностика. Сравнение всех полученных результатов (первичная и вторичная диагностика) и выявление динамики формирования гражданской позиции среди школьников; обобщение и систематизация результатов исследований; Сформулированы заключение и методические рекомендации исследования.
Научная значимость данного исследования заключается в том, что в нем расширены научные представления о формах и методах воспитательной работы, организованной в процессе формирования гражданской позиции школьников путем участия в волонтерских практиках детско-юношеских организаций.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке педагогических условий, форм и методов организации совместной деятельности детей и взрослых в волонтерском объединении, способствующей формированию гражданской позиции школьников в волонтерских практиках детско-юношеских организаций.
Практическая значимость: представленные материалы исследования и разработанная программа «За нами будущее» могут быть использованы педагогами общеобразовательных учреждений в процессе воспитания социально значимых качеств у обучающихся.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались полнотой теоретической обоснованности основных положений и использованием в работе совокупности методов, соответствующих поставленной цели и задачам исследования, а также результатами опытно-экспериментальной работы, проведенной в условиях реального педагогического процесса в общеобразовательном учреждении.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в постановке проблемы и цели, определении задач, теоретическом анализе психолого-педагогической литературы; проведении опытно-экспериментальной работы, интерпретации её результатов по методикам, в число которых входят авторские.
Апробация и внедрение результатов работы осуществлялись на педагогических советах муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.о. Тольятти "Школа с углубленным изучением отдельных предметов №21"; в выступлениях на семинарах в Тольяттинском государственном университете; на научно-практических конференциях:
- всероссийских: «Жизнь в её гуманитарно-культурном понимании» (Тольятти, 2019);
- городских: «Раннее выявление подростков «группы риска» и педагогическое сопровождение семей деятельности классного руководителя» (Тольятти, 2019), а также в 3 публикациях в научных журналах.
На защиту выносятся:
- Образовательная программа внеурочной деятельности «За нами будущее», предполагающая подготовку и включение школьников в процессе волонтерских практик детско-юношеских организаций, что способствует формированию активной гражданской позиции, а также развитию организаторских и коммуникативных качеств и инициативы.
- Методы и средства стимулирования школьников к участию в процессе волонтерских практик детско-юношеских организаций (похвала и слова благодарности, вручение грамот и благодарственных писем образовательной организации и родителям; публичное признание с привлечением СМИ; предоставление волонтерам возможности бесплатного посещения выставок, музеев, конференций, поездок и др.; вручение отзывов, грамот по месту учебы, работы; вручение подарков и др.).
- Пакет диагностических методик по изучению уровня сформированности гражданской позиции школьников в процессе волонтерских практик детско-юношеских организаций
- Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На современном этапе развития российского общества его ориентация направлена на построение правого демократического государства, а формирование активной гражданской позиции является одной из важнейших социальных, психологических и образовательных проблем современной России и одним из основных принципов государственной политики в сфере образования. Наше исследование позволило нам сформулировать следующие выводы и рекомендации:
1. Историко-педагогический анализ развития отечественной системы формирования гражданской позиции показывает, что в разные исторические периоды она основывалась на разных идеях в России. Соответственно, на разных исторических этапах акцент в определении ключевых понятий «гражданской позиции» был сделан по-разному. Однако, как и прежде, весь процесс формирования гражданской позиции современного школьника направлен на овладение гражданскими ценностями, в том числе идеалами, убеждениями, соответствующей моральной позицией и освоением социально ценного жизненного опыта.
Одним из основных показателей воспитания личности как гражданина является уровень формирования гражданской позиции. Для выявления уровня образования студенческого гражданства в федеральном образовательном стандарте нового поколения было проведено экспериментальное исследование на базе Тольяттинского муниципального бюджетного образовательного учреждения «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 21».
2. Представленное исследование, посвященное проблемам формирования активной гражданской позиции школьников-подростков путем вовлечения их в добровольное участие в волонтерской деятельности в рамках молодежного объединения, было основано на исследовании психолого-педагогической литературы и исследованиях в данной области таких наук как психология, педагогика и социальная педагогика таких ученых как В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, В.А. Сластенин М.В. Шакурова В.С. Мухина, Е.П. Ильин Г.М. Каджаспирова, Л.П. Крившенко и многие другие. Исследователи, определяя гражданскую позицию школьников как сознательное и намеренное взаимодействие человека и общества, обратили внимание на то, что эта позиция должна быть мотивирована определенным образом. Обращая внимание на мотивационную структуру гражданской позиции, следует отметить, что этот компонент является органическим компонентом его сущности. Следовательно, мотивы гражданской позиции - это преднамеренные мотивы, которые побуждают членов общества активно взаимодействовать друг с другом, оказывая положительное влияние друг на друга.
Опытно-практическая часть диссертационного исследования была первично апробирована при участии подростков 10 - 12 лет. Она включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Практическая работа с учащимися МБУ «Школа №21»г.о.Тольятти включала в себя групповые и коллективные формы волонтерской деятельности: благотворительная акция, вечера памяти, социальные проекты, группы помощи, бригады, отряды добровольцев и др. Был использован и индивидуальный подход, постоянно велась опора на положительные качества учащихся, на круг их личных интересов, как один из способов решения возникающих проблем в период подросткового возраста. Представленная образовательная программа внеклассных мероприятий «За нами будущее» была предназначена для вовлечения школьников в социально значимые виды деятельности, что способствовало формированию лидерских качеств, инициативности и развитию активной гражданской позиции. Указанная программа включала следующие разделы:
- Уроки-лекции «Волонтер в России»;
- Цикл внеурочных часов «Встреча с пользой»;
- Социальный проект «Время добрых дел»;
- Благотворительная акция «Яблоко добра»;
- Операция «Память поколений»;
- Мероприятие «Памяти героев».
В процессе диагностической части эксперимента были использованы следующие методики: «Коммуникативные и организаторские способности», «Ценностные ориентации». Согласно результатам диагностики, в коллективе испытуемых школьников были выявлены низкий, средний и высокий уровни сформированности нравственных качеств и организаторских способностей.
Целенаправленная работа способствовала повышению уровня социально значимых личностных качеств, таких как общительность, активность, инициативность, дисциплина, ответственность, независимость и доброта, что свидетельствует о повышении уровня гражданской позиции студентов. Экспериментальные данные подтверждают правильность гипотезы.



1. Borden, G.A. Cultural orientation an approach to understanding intercultural communication / G.A. Borden — Prentice Hall College Div, 1991. — 348 p.
2. Carol Davis and Alice Yang: Keeping in Touch with Families All Year Long // Responsive Classroom Newsletter. Northeast Foundation for Children, Inc. — 2018. — S. 4.
3. Cherng, H. S. Less Socially Engaged? Participation in Friendship and Extracurricular Activities Among Racial : Ethnic Minority and Immigrant Adolescents / Cherng H., Turney K., Kao S., - Teachers College Record, - 2014, 116(3), 1-28.
4. John Clegg: Education System in Great Britain, The USA and Russia.http://ru.referatus.com.ua/yazykoznanie/education-system-in-great-britain- the-usa-and-russ/.
5. Kort-Butler, L.School-based extracurricular activity involvement and adolescent self-esteem: A growth-curve analysis. : Journal of Youth and Adolescence / Kort-Butler, L., & Hagewen, K. J., - 2011, 40(5), 568-81.
6. Абдулгазимов Е.В. Введение в волонтерство: учеб. пособие для школ/ Е.В. Абдулгазимов. - М.: Публицист 20 века, 2015. - 46 с.
7. Анчикова Ю.А. Социальная активность личности // Е.А. Анчикова. - М.: Изд-во Академии Педагогических наук, 2010. - 55 с.
8. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы
формирования личности. — М.: Международная педагогическая
академия, 2017. — 22 с.
9. Башко Е.М. Благотворительность современной России: краткий исторический очерк / Л. В. Бадя. - М.: Наука, 2003. 24 с.
10. Богданова М.А. Зарубежный опыт волонтерства как средство
воспитания. М.: Просвещение. - 2016. С.24- 26.
11. Боравви Дж. Общество и развитие в России. Опыт двух столетий / Дж. Боравви // Общественные науки и современность. 2004. № 4. С. 21.
12. Борисова И.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник ТГПУ. 2016. Вып. 3 (134). С. 134-139.
13. Бояринцева А.В. Школа и волонтерство, 2015. 18 с.
14. Бражнова Г.М. Социальное воспитание и индивидуальный субъектный опыт. Социология поведения, 2016. С.15- 35.
15. Буник Я.Ф. Социальность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: Учебное пособие.- Киев: Киев. Гос. Ун-т., 2006. - 32с.
16. Бурая И.В. Социальное воспитание в РФ, 2011. №13. С.3- 12.
17. Висаева Ю. П. Воспитание гражданской самореализации; Ин-т общ. сред. образования Рос. акад. образования, Самар. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования. - Самара, 2016. 45 с.
18. Войцех, Ю. Л., Королев Б. Н. В поисках смысла и правды. Гражданственность как смысл общественного устройства. М.: МГСУ «Эвер»,2013. - 53 с.
19. Вреник И.Ю. История развития волонтерства в Российском государстве в советский и постсоветский периоды (историографический очерк). Журнал Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология» Выпуск 7№ 4 / 2014
20. Григорьев, И. Н. Потенциал волонтерского движения в воспитании гражданской активности молодежи / Илья Николаевич ; Илья Николаевич Григорьев // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. - 2014. - Вып. 10 (128). - С. 67-71
21. Гулин, А.А. Волонтерство как социальное воспитание / А. А. Гулин Социальная работа. - 2015. - №7. - С. 1-4.
22. Демидова С.А., Сорокина, И. Р. Развитие социальной активности подростков в школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, март 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2016. — С. 14-16.
23. Жаткова О. В. Деятельность благотворительных союзов по организации социальной помощи в Германии / О. В. Животовская // Российский журнал социальной работы. 2016. - № 4. - С. 17-31.
24. Зуев Н. Е. Общая социология. М.: Бонтурс, 2014. 234 с.
25. Иевлев А.В. Методика формирования гражданской активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.В. Иевлев.- М., 2015.
26. Козин А.А. Волонтерская деятельность школьников в современной школе. М.: Просвещение. - 2017. 56 с.
27. Комченко Е. Е. Участие волонтерских организаций в социальной политике / Е. Е. Комченко // Жизнь Россия. Трансформация гражданской сферы и социальная отрасль. - М.: Дело, 2008. - С. 39-49.
28. Кон И.С. Словарь по этике, 1981. (редакция 2014 г.) - 233с.
29. Косторченко А.А. Молодой человек в потоке информации. Москва: Наука (Центральное отделение), 2017. 16 с.
30. Кошин А.В. Третий сектор как субъект социальной политики/ А.В. Кошин // М.: Лингос. - 52с.
31. Кравченко А.И., Шнурин, В.Ф. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Шнурин//- СПб.:Питер, 2015. - 235с.
32. Кузин А.Г. Проблема определения и оценки социальной активности // Психология индивидуальности. Материалы IV Всероссийской научной конференции. М.: Логос, 2014. С. 32—33.
33. Ленкин Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы
психологии. - 2011, № 3 - С.11-21.
34. Люферов А.П. Профессиональная школа: конвергенция традиционной и корпоративной систем/ А.П. Люферов// Профессиональное образование. Столица. М.: Логос, 2016. С. 46—54.
35. Мальцева Е.В. Развитие волонтерства как общественно¬педагогического движения в XX веке. / Е.В. Мальцева // Вестник Ульяновского государственного университета - 2016. - Т. 21, № 3,- С. 125-127.
36. Мальцева Т. Н. Гражданская активность. М.: Педагогика, 2018.24 с.
37. Митянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. М. : МПСИ; Флинт, 1998. 225 с.
38. Михайлова О.И. Гражданин и позиция: противоречия современности // Гражданская активность. Череповец, 2016. Вып. 4. С. 2-5.
39. Нисков Е.Ю. Формирование гражданской позиции школьников в
условиях взаимодействия семьи и школы: дисс. к. пед. н.: 13.00.01.
Москва, 2017. 134 с.
40. Ноткин Н. Е., Рагозина Л. Д. Воспитательная работа: формирование гражданской активности личности. М.: Педагогическое общество России, 2015. 70 с.
41. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова - 4-е изд., дополненное.
- М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2003. С 33.
42. Пачулина Н. Е., Попова Л. Д. Формирование социально - гражданского взаимодействие у учащихся. М.: Педагогическое общество Москвы,
2015. 150 с.
43. Перыгина Н.Н. Детское волонтерство в России // Человек и труд. - 2016.
- № 5. - С. 12-14.
44. Плисов А.А.. Индивид: Волонтер и доброволец. // Вопросы социологии.
-2016 - № 7 - С.22-26.
45. Прохоров Н.В. Изучение гражданской активности школьников: теория и практика // Вестник ТГПУ. 2018. Вып. 2 (56). С. 45-49.
46. Репешко, Е.Е. Волонтерство в России: основные проблемы и способы их решения / Елена Евгеньевна; Е. Е. Репешко // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2014,- № 12 (13). - С. 10-19
47. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. М.: БРЭ, 1993-1998.
48. Силкина В.И. Позиция как отражение воли // Вопросы психологии и педагогики воли. Норильск, 2016.С. 4-26.
49. Сичкова Н.А. Формирование гражданской активности подростков в полусубъектной среде современного образования : монография / Н. А. Сичкова, Ю. Н. Губин. - Чехов: ЧПУ, 2017. - 27 с.
50. Словарь социологии (под ред. Миткина Е.Ю.). - 3-е издание,
переработанное и дополненное.-2019 г.
51. Социальная активность человека: философский анализ: Сб. науч. тр. Переславль, 2006, с. 12.
52. Социальная педагогика. Словарь (А-О) / Автор составитель
Мусякаева Л.В. — М: УЦ Плато, 2019. — 24с.
53. Социальная энциклопедия: актуальные понятия современной
социологии / под ред. А.Е. Прошкиной, А.Д. Рылева. - М.: Издат. дом «Виток», 2013. - 24 с.
54. Структурный анализ волонтерской деятельности/ Авт.-сост. Л.В. Марушин //. - М.: Академия, 2017. - 3с.
55. Стрык О.А. Субъектный опыт в гражданском образовании// Высшее образование./О.А. Стрык// 2015. - К 3. - С. 19-21.
56. Тинина Е. Ф. Социальная активность личности. М.: Педагогика, 2001. 230 с.
57. Топковский Х. Педагогические условия развития граждански-активной личности / Х. Топковский // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 26-28.
58. Третьяков, Н. Ф. Социальная активность личности. М.: Педагогика, 2001. 230 с.
59. Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
60. Философский словарь (под ред. Фролова). - 7-е издание, переработанное и дополненное.-2011 г.
61. Фокин Д.А. Индивид: самоиндефикация и вовлеченность волонтерство // Вопросы психологии. -2017 - № 4 - С.20-21.
62. Хатренко Е.Н. Волонтерство в условиях современности: монография / Е. Н. Хатренко . - Москва: МПУ, 2017. - 41 с.
63. Христофорова Е.Т. Теоретическое обоснование педагогического обеспечения развития гражданской активности школьников: монография / Е. Т. Христофорова. - Уральск: УПУ, 2018. - 21 с.
64. Шилова Н. Е., Рагозина Л. Д. Классное руководство: формирование гражданского опыта у учащихся. М.: Педагогическое общество России,
2016. 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ