ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 9
1.1. Понятие «орфографической зоркости» в педагогической литературе 9
1.2 Педагогические условия, направленные на развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка 16
Выводы по первой главе 33
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 34
2.1. Диагностика уровня развития орфографической зоркости у учащихся
третьего класса 34
2.2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на развитие
орфографической зоркости младших школьников 45
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию
орфографической зоркости младших школьников 51
Выводы по второй главе 59
Заключение 62
Список используемой литературы 64
Приложение А 67
Приложение Б
В системе современного образования, особенно на начальной ступени образование, первостепенное значение отводится изучению родного языка. Именно освоение русской речью способствует формированию нравственного мира учащегося, развитие его духовной среды, другими словами, обеспечивается культурно-гуманистическая направленность личности. Несмотря на тот факт, что каждый ребенок с рождения усваивает основные нормы и правила родного языка, в образовательных учреждениях русский язык является серьезной научной дисциплиной, изучение которой требует от обучающегося немало сил.
Внедрение современных инновационный технологий в начальном образовании и применению новых форм организации учебного процесса в течение последнего времени удалось повысить уровень преподавания русского языка в начальной школе. Однако результаты итоговых контрольных работ свидетельствует о том, что уровень орфографической грамотности учащихся все равно находится на низком уровне. Поэтому проблема повышения грамотности учеников особенно актуальна и значима для педагогов, преподающих русский язык.
В качестве одной из причин недостаточно высокого уровня орфографической грамотности учащихся можно выделить низкий уровень развития орфографической зоркости, или неумение «видеть» орфограммы. Понятие «орфографической зоркости» можно определить как способность быстро находить в тексте орфограмму, определять ее тип, а также уметь находить собственные и чужие ошибки. Таким образом, низкий уровень развития орфографической зоркости либо ее отсутствие вовсе является основной причиной допущения такого рода ошибок.
Исследование данной проблемы является достаточно актуальным, так как формирование орфографической зоркости, а вследствие и орфографической грамотности является важнейшей задачей при изучении родного языка. Проблема развития орфографической зоркости уже довольно долгое время привлекает внимание ученых-лингвистов и является основной для изучения в их научных трудах. Однако, несмотря на это, вопрос низкого уровня орфографической грамотности довольно остро стоит в современной педагогической науке.
Актуальность данной проблемы подтверждается тем фактом, что младший школьный возраст выступает в качестве сензитивного периода для развития данного вида грамотности. Именно уровень развития навыков правописания в период обучения на начальной ступени образования закладывает основы орфографической и речевой грамотности, а также оказывает непосредственное влияние на способности усваивать родной язык в письменном виде, что впоследствии отражается на дальнейшем обучении в школе.
В педагогических трудах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна поднимается вопрос о связи между опадением человеком формами как устной так и письменной речи в совокупности с развитием мышления и понимания. Такие филологи, как Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, М.Р. Львовв своих работах определяли сформированность речевых умений как главного признака образования и воспитания личности, что в полной мере определяет профессиональную и общественную сторону деятельности человека. К пониманию развитости речевых умений относят такие признаки как четкая, точная, грамотная и выразительная речь, выразительное чтение и грамотное письмо.
Многие отечественные авторы (Р.И. Аванесов, Л.Ю. Комисарова, А.Н.Гвоздев, М.В. Панов, Л.А. Фролова, М.Р. Львов, В.Н. Сидоров, М.М. Разумовская, М.В. Ушаков, Д.И. Тихомирови др.) работали над выделением условий и подбором эффективных средств, которые направлены на развитие орфографических основ и ценностного отношения к родному языку.
Развитие у младших школьников навыков орфографически грамотного письма являться самой трудной задачей стоящей перед педагогом начальных классов. Множество научных исследований подтверждают, что многие существующие в методике обучения правописания средства, не дают возможность обучить младших школьников орфографии. Объясняется это тем, что существует огромное количество орфографических правил и исключений, что вызывает многочисленные трудности у учащихся, так как им порой сложно вникнуть в логическое построение правописания и они под орфографией понимают набор не связанных между собой способов правильного написания слов. Задача учителя в данном случае - помочь школьнику не только усвоить закономерности, но и понять целесообразность правописания.
Несмотря на тот факт, что в настоящее время существует большое количество теоретико-практических работ по выявленной проблеме, отмечается недостаточная разработанность методических идей обучения. Методическая литература не предоставляет вариативные методы, приемы и средства, способствующие развитию орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка.
Анализ текущего состояния изучаемой проблемы в области методики обучения детей младшего школьного возраста позволил выделить противоречия между:
- необходимостью развития орфографической зоркости как одного из показателей орфографической зоркости и отсутствием эффективного комплекса методов, средств и приемов, способствующих этому.
Актуальность этой темы позволила сформулировать проблему нашего исследования: каковы педагогические условия развития орфографической зоркости у учащихся младших классов?
Целью исследования: выявить и экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий, направленных на развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия, направленные на развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза: успешному процессу развития орфографической зоркости у учащихся начальной школы будут способствовать следующие педагогические условия:
- использование игровых технологий с целью создания положительной мотивации к обучению;
- внедрение разработанного комплекса упражнений, направленного на формирование орфографической грамотности, в частности орфографической зоркости.
Выявленные цель, объект, предмет и гипотеза данного исследования позволили определить следующие задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы,
посвященной проблеме развития орфографической зоркости.
2. Разработать диагностический инструментарий с целью определения уровня развития орфографической зоркости у учащихся начальной школы.
3. Определить первоначальной уровень развития орфографической зоркости младших школьников.
4. Выявить и экспериментально доказать эффективность выявленных педагогических условий, способствующих развитию орфографической зоркости у детей третьего класса.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- анализ продуктов деятельности учащихся третьего класса;
- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы).
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в том, что разработан и апробирован комплекс дидактических игр, направленный на развитие орфографической детей младшего школьного возраста.
Исследование проводилось на базе МБУ «Школа №4» городского округа Тольятти.
В контексте нашего дипломного исследования рассмотрены психолого-педагогические характеристики развития орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка, даны определения понятия «орфограмма» и «орфографической зоркости». Приведены и охарактеризованы типы учебных заданий на уроках русского языка направленные на развитие орфографической зоркости у младших школьников. Изучены педагогические принципы обучения орфографической зоркости у младших школьников. Изучены особенности урока русского языка с точки зрения развития орфографической зоркости у младших школьников. Изучены задания на уроках русского языка направленные на развитие орфографической зоркости у младших школьников.
В процессе определения методики исследования были выявлены критерии, определены и описаны уровни и показатели развития орфографической зоркости у младших школьников.
Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Каждый этап исследования имел цель, определенную логику построения, выводы. Обобщая данные, полученные при проведении всех четырех диагностических методик, можно сделать вывод о том, что учащиеся третьих классов имеют довольно низкий уровень развития орфографической зоркости. Высокий уровень характерен лишь для четверти детей всего класса, что является неприемлемым.
На основании полученных результатов констатирующего этапа эксперимента был разработан комплекс дидактических игр для внедрения на уроках русского языка с целью повышения уровня орфографической зоркости. Опытно-экспериментальная работа строилась в три этапа: подготовительный, на котором велась работа по формированию и развития навыка обнаруживать орфограмму; основной этап осуществлялся с целью закрепления теоретических знаний, полученных на подготовительном этапе; заключительный этап был направлен на отработку и закрепление полученных знаний и навыков правописания.
В результате анализа на контрольном этапе эксперимента было выявлено, что данный комплекс разработанных заданий на уроке русского языка способствует динамике развития уровня орфографической зоркости у учащихся экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе данный показатель претерпел незначительные изменения. Низкий уровень развития орфографической зоркости в экспериментальной группе снизился на 25%, а высокий уровень вырос на 15%.
Таким образом, цель исследования была достигнута. Гипотеза нашла свое подтверждение. Тема данной бакалаврской работы на современном этапе образования является актуальной и требует дальнейшего изучения.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М. : Логос, 2012. 224с.
3. Алгазина Н.Н. Формирование офографических навыков - М. : Наука, 2013. 96 с.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2011. - С. 28-32.
5. Андреева Г.А. Краткий педагогический словарь. М. : В. Секачев, 2012. 181 с.
6. Бетенькова Н.М.Офография - М.: Каро, 2014. 70 с.
7. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. : АСТ, 2012. 298с.
8. БузумаковаЕ.В. Современные технологии проведения урока русского языка. - М. : АРКТИ, 2013. 325с.
9. Воителева Т.М. Русский язык - М. : Наука, 2013. 96 с.
10. Выготский Л.С. Лекции по психологии. М. : Мозаика-Синтез, 2013. 286с.
11. Гаврилова Г.Ф. Изучение грамматики русского языка в школе. Ростов н/Д : Феникс, 2018. 160 с.
12. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения орфографии - М. : Пеленк, 2015. -96 с.
13. Коноваленко В.В. Карточки и дидактически игры для дошкольников и младших школьников. М. : ГНОМ и Д - 2016. 339 с.
14. Крутецкий В.А. Психология. М.: Инфра-М, 2012. 164с.
15. Леонтьев А.М. Психическое развитие. М. : Наука, 2013. 498 с.
16. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку - М. : : Просвещение, 2015. -431 с.
17. Люблинская А.А. Детская психология. М. : ЮНИТИ, 2013. 289с.
18. Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. - М.: Учитель, 2012. - С. 174.
19. Немов Р.С. Психология : учебник для вузов. М. : Инкос, 2010. 606с.
20. Психология : Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М. : Академия, 2012.-352с.
21. Перминова, Л.М. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения / Л.М. Перминова // Педагогика.- 2011.- № 10. С. 95-102.
22. Примерные программы начального общего образования : в 2 ч. Ч. 1. - 2-е изд. М. : Просвещение, 2012. 317 с.
23. Репкин В.В. Русская орфография - М. : ВИТА, 2017. 96 с.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : пособие для педагогов. Ярославль : Академия развития.2012. -236с.
25. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода. М. : Просвещение, 2016. 479 с.
26. Савенков А.И. Маленький исследователь. Ярославль : Академия Холдинг, 2012. - 208 с.
27. Панов М.В Занимательная орфография - М. : : Просвещение, 2015. -96 с.
28. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения / сост. Е. С. Савинов. - М. : Просвещение, 2015. - 342 с.
29. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах /М.С.Соловейчик, - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. - С. 321.
30. Соловейчик М. С. Русский язык: Оценка достижения планируемых результатов освоения / М. С. Соловейчик. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012, 256 с.
31. Тихонова Т.Е. Индивидуальная тетрадь младшего школьника по творческой работе. М. : Легион, 2014. 626 с.
32. Смоленцова А.А.Дидактические игры. М. : ТЦ Сфера, 2012, 208с.
33. Узорова О.В. Большой справочник по русскому языку для начальной школы. М. : АСТ, 2012. 850 с.
34. Ушакова О. Д. Интересный русский язык для младших школьников М. : Литера, 2018. 136 c.
35. Хуторской, А.В. Метапредметный подход в обучении / А.В.Хуторской. - М. : Эйдос, 2012. - С. 73.
36. Эльконин Д.Б.Психология игры - М. : Генезис, 2014. - С. 348.
37. Чутко, Н. Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе: книга для учителя / Н.Я. Чутко. - М.: Просвещение, 2007. - С. 93.
38. Шереметевский В.П.Орфографическая зоркость// Начальная школа. - 2012, № 5. - С. 17 - 22.