Введение 5
1 Теоретические аспекты TQM-подхода для повышения
конкурентоспособности организации 7
1.1 Генезис принципов TQM-подхода 7
1.2 Понятие и сущность TQM-подхода для повышения
конкурентоспособности организации 13
1.3 Основные пути повышения конкурентоспособности организации
при использовании TQM-подхода 16
2 Анализ использования TQM-подхода в ООО
«Детальстройконструкция» 23
2.1 Анализ деятельности предприятия 23
2.2 Проблемы внедрения TQM подхода в ООО
«Детальстройконструкция» 28
3 Разработка рекомендаций по использованию TQM-подхода в ООО
«Детальстройконструкция» 38
3.1 Разработка и внедрение процедуры одобрения производства
автомобильных компонентов 38
3.2 Расчет экономической эффективности 52
Заключение 55
Список используемой литературы 58
Приложение А 62
Приложение Б 63
Приложение В 68
В настоящее время из-за высокой конкурирующей среды, конкурентоспособность компании в первую очередь зависит от ее компетенции при решении проблем, связанных с внешними условиями, например, реакцией на изменения потребностей и ожиданий клиентов, нововведениями или адаптацией к макроэкономическим условиям. Таким образом, компания неизбежно должна заниматься инструментами и средствами, повышающими способность компании к реагированию на изменения окружающей среды и восприятию новой тенденции.
Компания, работающая на конкурентный рынок, должна корректировать не только свои продукты и услуги, но и внутренние процессы, системы и источники к требованиям клиентов. Также важно следить за: конкуренцией и ее инновациями вместе с новыми тенденциями. Эти тенденции можно охарактеризовать следующим образом: немедленное движение капитала по всему миру, переход от массового производства к индивидуальным продуктам, цикл работы продукта снижается из года в год, повышенная зависимость от приобретенных материалов и внешней обработки, связанных с сокращением числа поставщиков, уделять больше внимания организационной и технологической гибкости, необходимость координации процессов, расширение возможностей сотрудников, конкурентное давление для более быстрого внедрения новых продуктов.
Указанные выше тенденции значительно способствовали тому, что многие компании приняли девиз «делать правильные вещи правильно» и «постоянное совершенствование», которые считаются основными принципами TQM. Успешно реализованная концепция TQM активирует интерес сотрудников к постоянному совершенствованию всех процессов в компании.
Цель бакалаврской работы заключается в разработке мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организации ООО «Детальстройконструкция» на основе принципов TQM-подхода.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты TQM-подхода для повышения конкурентоспособности организации;
2) провести анализ использования TQM-подхода в ООО «Детальстройконструкция»;
3) разработать мероприятия по использованию TQM-подхода в ООО «Детальстройконструкция».
Объект исследования - ООО «Детальстройконструкция». Предметом исследования являются средства и методы управления качеством для обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Методологическую базу работы включают в себя SWOT-анализ; процессные модели. Информационная база включают в себя теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых в области управления качеством конкурентоспособности предприятия.
Практическая значимость работы заключается в использовании специалистами различных организаций отдельных положений в виде материала подразделов 2.2, 3.1.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Концепция Total Quality Management, являющаяся одним из видов системы менеджмента качества, позволяет существенно улучшить качество производимой продукции или предоставляемых услуг за счет вовлечения работников в решение задач организации, повышенного внимания к клиентам, бенчмаркинга и некоторых других инструментов. Total Quality Management не является залогом успеха, однако в условиях конкуренции существенно повышает конкурентоспособность фирмы.
В процессе выполнения бакалаврской работы были проанализированы наиболее существенные особенности функционирования ООО «Детальстройконструкция». В ходе анализа производственной деятельности предприятии были рассмотрены организационная структура, номенклатура выпускаемой продукции.
Кроме этого, была проанализирована действующая на предприятии система менеджмента качества, сертифицированная по требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и проведен SWOT-анализ, который позволил выявить преимущества и недостатки предприятия, а также определить те направления деятельности организации, которые необходимо улучшать (совершенствовать) в первую очередь.
Медленное реагирование на изменение рынка и зависимость спроса на продукцию от потребительской способности ПАО «АВТОВАЗ» (основного потребителя) влечет за собой финансовую нестабильность предприятия и низкую конкурентоспособность в условиях динамично меняющейся экономической обстановки в стране. Данную проблему необходимо решать за счет привлечения большего числа потребителей путем увеличения номенклатуры выпускаемых изделий, ориентированной не только на автомобили семейства ВАЗ.
ООО «Детальстройконструкция» в полной мере обеспечено высокотехнологичным оборудованием и квалифицированным персоналом.
Руководствуясь этими средствами, предприятию следует разработать производственную программу, ориентированную на увеличение объемов производимой продукции, что также позволить повысить спрос и привлечь новых потребителей.
Однако, следует отметить, что практически все крупные предприятия машиностроительного комплекса в качестве основного требования при заключении партнерских отношений на поставку / покупку комплектующих выдвигают наличие системы менеджмента качества, сертифицированной по требованиям стандарта ТАТР 16949.
С целью сохранения закрепленных позиций в качестве основного поставщика ПАО «АВТОВАЗ», повышения конкурентоспособности и завоевания новых рынков сбыта предприятию ООО «Детальстройконструкция» необходимо внедрить процедуры одобрения производства автомобильных компонентов (РРАР), т.к. данный элемент системы менеджмента качества на предприятии слабо разработан и не функционирует.
В соответствии с полученными в ходе анализа данными были рассмотрены различные подходы и определен наиболее выгодный и удобный для предприятия. В рамках реализации были разработаны: универсальная схема внедрения процедуры одобрения производства автомобильных компонентов в качестве элемента TQM-подхода (РРАР).
В результате внедрения процедуры одобрения производства автомобильных компонентов на предприятии ООО «Детальстройконструкция» произойдет увеличение доли крупных потребителей за счет внедрения, применения и предоставления потребителям доказательств применения методик FMEA «Анализ видов и последствий потенциальных отказов», SPC «Статистическое управление процессами», MSA «Анализ измерительных систем», что приведет к росту объема производства и увеличению прибыли.
Таким образом, цель работы достигнута - разработана научно-обоснованная система мероприятий по повышению конкурентоспособности организации за счет внедрения элементов системы менеджмента предприятия.
1. Бережливое производство. Построение карт потока создания ценностей: курс лекций в слайдах. / под ред. Г.М. Скударя; Новокраматорск. машиностроит. завод. Краматорск, 2014. Ч. 6. 57 с.
2. Борецкий Е. А., Егорова М. С. Повышение эффективности процесса продаж магазина Эльдорадо с помощью инструментов системы бережливого производства // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 36-38.
3. Версан, В. Качество — стратегический путь возрождения России / В. Версан // Стандарты и качество. — 2013. — № 8. — С.63-66.
4. Веснин В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2015. - 512 с.
5. Вехорева А.А. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие для экономического бакалавриата / А.А. Вехорева. - Архангельск.:ВШЭиУ САФУ, 2015. - 297 с.
6. Витке H.A. Вопросы управления / Н.А. Витке // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 4. С. 114-119.
7. Волков О.И. Организация производства на предприятии (фирме): учеб. пособие для вузов / О.И. Волков, О.В. Девяткин, В.Г. Слепухин; под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина. М.: Инфра-М, 2014. - 448 с.
8. Воронцова Н.Н. Показатели оценки эффективности и интенсивности использования основных средств предприятия / Н.Н. Воронцова // Молодой ученый. - 2016. - №30. - С. 163-166.
9. Воронцова Н.Н. Проблема учета основных средств предприятия в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности / Н.Н. Воронцова // Молодой ученый. - 2016. - №30. - С. 166-168.
10. Голубков, Е.П. Инновационный менеджмент. Техология принятия управленческих решений / Е.П. Голубков. - М.: ДиС, 2014. - 464 с.
11. Грачев А.Н. «5S»: от метода к культуре / А.Н. Грачев, И.А. Киселев // Стандарты и качество. 2015. № 5. С. 88-93.
12. Гридин В.Г. Экономика, организация, управление природными и техногенными ресурсами: Учебное пособие / В.Г. Гридин, А.Р. Калинин; Под ред. А.А. Кобяков, В.А. Харченко. - М.: Горная книга, 2014. - 752 с.
13. Ефимова О.В. Анализ финансовой отчетности. Учебное пособие для магистров / О.В. Ефимова. - М.: ИД Омега-Л, 2014. - 388 с.
14. Епифанова И.Н. Проблемы формирования системы управления основными фондами на производственных предприятиях страны / И.Н. Епифанова // Наука и экономика. - № 1 (33). - 2016. - С. 135-139.
15. Золотогоров В.Г. Организация производства и управление предприятием: учеб. пособие для вузов / В.Г. Золотогоров. М.: Книжный Дом, 2015. - 448 с.
16. Ионова Ю.Г. Экономический анализ: учебник / Ю.Г. Ионова. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2016. - 432 с.
17. Иневатова О.А. Теория и проблемы управления основным капиталом предприятия / О.А. Иневатова // Молодой ученый. - 2016. - №30. - С. 198-201.
18. Казакова Н.А. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности / Н.А. Казакова. - М.: Финансы и статистика. 2013. - 179 с.
19. Каньковская А.Р, Экономический анализ / А.Р. Каньковская. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2013. - 511 с.
20. Клейменова Г.В., Кизим А.А., Внутрифирменное планирование: теория и практика. Уч. пос. Краснодар. 2017. - 566с.
21. Клейман А.В. Актуальные вопросы управления основным капиталом на предприятиях РФ / А.В. Клейман // Фундаментальные исследования. - № 5.- 2016. - С. 308-313.
22. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник и практикум для академического бакалавривата / Под ред. В.И. Бариленко. - М.: Изд-во: Юрайт, 2015. -
23. Кузов М. Управление затратами: практика, идеи, подходы / Кузов М. // Управление компанией. 2017. №1. - с.24-26.
24. Куприянова Л.М. Экономический анализ. Учебное пособие / Л.М. Куприянова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 159 с.
25. Леонтьева М. С. Принятие управленческих решений в области руководства предприятием - / М. С. Леонтьева // Молодой ученый. - 2014. - №14. - С. 168-170.
26. Минашкин В.Г. Методология статистического исследования социально-экономических процессов. М.: Юнити-Дана, 2012. - 392 с.
27. Наугольнова И.А. Бережливое производство как системный и комплексный подход к управлению предприятием / И.А. Наугольнова // Управление мегаполисом. № 5(41). 2014. С. 130-134.
28. Родионова В.Б. Организация производства и управление предприятием: учеб. для вузов / В.Б. Родионова, О.Г. Туровец, В.Н. Попов; под ред. О.Г. Туровца. М.: Инфра-М, 2015. - 544 с.
29. Самойлович В.Г., Телушкина Е.К. Экономика предприятия : учебное пособие / В.Г. Самойлович, Е.К. Телушкин. - М.: Академия, 2015. - 224 с.
30. Слесарев Е. Н., Горшков В. А. Качество образования и принципы ИСО 9000 // Молодой ученый. — 2015. — №12.1. — С. 77-80.
31. Татарских Б.Я. Основные организационно-экономические проблемы инновационно-технологического развития машиностроения РФ / Б.Я. Татарских // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 7. С. 74-80.
32. Туровец О.Г. Концепция реализации принципов бережливого производства / Туровец О.Г., Родионова В.Н. // Организатор производства. 2014. № 3 (62). С. 12-18.
33. Факторный анализ эффективности производства [Текст] / под ред. В.Ф. Палия. М.: Финансы и статистика, 1973. 157 с. 130. Фатхутдинов Р.А. Организация производства: учеб. для вузов / Р.А. Фатхутдинов. М.: ИНФРА- М, 2015. - 528с.
34. Хотяшева, О.М. Инновационный менеджмент: Учебник и
практикум. 3-е изд., пер. и доп. / О.М. Хотяшева, М.А. Слесарев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 326 с.
35. Шеремет А.Д. Комплексный анализ показателей устойчивого развития предприятия (список МГУ) / А.Д. Шеремет // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 45. С. 2-10.
36. Шершнева С. Е. Стратегическое управление / Шершнева З. Е. - 4-е изд., Перераб. и доп. - К.: КНЕУ, 2010. -699 с.
37. Янковский К. П. Организация инвестиционной и инновационной деятельности: учеб.пособие по специальности «Экономика и упр. на предприятии (по отраслям)». - СПб.идр. : Питер , 2011. - 448 с.
38. Mamorena, L.M. L.M. Mamorena, OlumideH..— Электрон. журн.
— 2015. — Режим доступа:
https://businessperspectives.org/images/pdf/applications/publishing/templates/artic le/assets/6887/imfi_en_2015_03cont_Matsoso.pdf, свободный
39. AlexandraJancikova, KarelBrychta — Электрон. журн. — 2009. — Режим доступа: http://www.economics-sociology.eu/files/08[1].pdf, свободный
40. DavoodGharakhani, HosseinRahmati — Электрон. журн. — 2014.
— Режим доступа: http://pubs.sciepub.com/ajie/1/3/2/свободный
41. FranklinA.J. — Электрон. журн. — 2015. — Режим доступа: https://www.managementstudyguide.com/importance-of-quality- management.htm,свободный
42. GarklinN.M.. — Электрон. журн. — 2015. — Режим доступа: https://www.managementstudyguide.com/role-of-customers-in-total-quality- management.htm, свободный