Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования бережного отношения к игрушке у детей дошкольного возраста 8
1.1 Психолого-педагогические основы формирования бережного
отношения к игрушке у детей 4-5 лет 8
1.2 Характеристика педагогических условий формирования
бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет 17
Глава 2. Экспериментальное исследование реализации педагогических условий формирования бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет 23
2.1 Выявление уровня сформированности бережного отношения к
игрушке у детей 4-5 лет 23
2.2 Реализация педагогических условий формирования бережного
отношения к игрушке у детей 4-5 лет 32
2.3 Выявление динамики сформированности бережного отношения к
игрушке у детей 4-5 лет 38
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложения
Приобщение ребенка дошкольного возраста к реальной жизни, приближение его к ней - одна из задач современного общества. Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих явлениях общественной жизни, а также преемственностью между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой. В связи с этим одной из задач современной педагогики дошкольного детства является воспитание бережного отношения к личным и общественным вещам, формирование индивидуальной и групповой ответственности за личное и общественное достояние.
Все начинается с детства. Даже бережливость: с проявлений аккуратности, организованности, дисциплины, с чувства собственной ответственности, уважения к людям и, следовательно, результатам их труда. Данные качества не возникнут сами по себе, их нужно развивать.
Детей необходимо готовить с самого раннего детства к тем экономическим проблемам, с которыми они столкнуться, когда станут взрослыми.
Экономическое образование - важный компонент общей культуры человека, который предполагает формирование экономического мышления, разумных экономических потребностей, экономически осознанного отношения к труду, природе, материальным ценностям, деньгам и т.д.
Проблема экономического образования в истории современной педагогики всегда была актуальной, о чем свидетельствуют исследования известных специалистов - педагогов С. Батышева, А. Автономова, И. Сасовой, Н. Побирченко, Б. Дратвер и других.
Проблема включения экономического образования в систему общего образования рассматривается исследователями недавно. Наряду с такими отраслями образования и воспитания как физическое, трудовое, умственное, эстетическое экономическое выступает как сравнительно молодое. Однако одни из наиболее ранних упоминаний об экономическом образовании детей дошкольного возраста можно проследить уже в работах Я.А. Коменского («Материнская школа»), А.С. Макаренко («Семейное хозяйство»), а также в трудах В.А. Сухомлинского, в практике М. Монтессори.
На современном этапе данная проблема рассматривается в трудах Л.М. Клариной, Е.А. Курака, А.Д. Шатовой и др. Данные педагоги указывают на роль и значимость знакомства детей с окружающей действительностью, в основе которой лежат рыночные отношения. В этих исследованиях поднимаются вопросы формирования у детей экономических представлений (о труде, о деньгах, о профессиях, о бюджете семьи, о качествах человека-хозяина). Показано, что дошкольники учатся оперировать экономическими понятиями (категориями), непосредственно применять их в различных видах деятельности. Результатами этих исследований являются парциальные программы по экономическому воспитанию дошкольников, а так же учебно-методические пособия.
Вместе с тем, как показал, анализ теоретических подходов к проблеме экономического воспитания дошкольников ее решение в аспекте нравственного развития детей рассматривается недостаточно. Нравственная сторона играет особую роль в экономическом воспитании. Одно лишь наличие знаний и представлений об экономике не может говорить о том, что ребенок умеет правильно их применять в жизни. Здесь срабатывает сразу другая сторона - нравственная, которая помогает ребенку разобраться в сложившейся ситуации.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет и недостаточной разработанностью педагогических условий реализации данного процесса.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет.
Объект исследования: процесс формирования бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: педагогические условия формирования бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования: формирование бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет возможно при следующих педагогических условиях:
- определены направления работы по формированию представлений об игрушке;
- разработано и реализовано содержание работы по каждому направлению работы по формированию представлений об игрушке;
- включены родители в процесс формирования бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы формирования бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет.
2. Выявить уровень сформированности бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования явились: положения о воспитании культуры поведения детей дошкольного возраста С.В. Петериной, положения А.Д. Шатовой об экономическом воспитании дошкольников, исследования Е.А. Флериной о педагогической ценности игрушки.
Новизна исследования: определение педагогических условий формирования бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет; уточнение показателей и описание уровней сформированности бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании педагогических условий формирования бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет.
Практическая значимость исследования: разработанные педагогические условия формирования бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет могут быть внедрены в практику работы дошкольных образовательных организаций. Материалы исследования могут быть использованы родителями.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Волошка» муниципального образования г. Ноябрьск. В исследовании приняли участие 30 дошкольников 4-5 лет.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников) и 3 приложений. Текст работы иллюстрирован 11 таблицами, 2 рисунками.
Данная работа посвящена изучению педагогических условий формирования бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет. В работе изучены теоретические основы проблемы формирования бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет, выявлен уровень сформированности бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет, экспериментально проверена эффективность педагогических условий формирования бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет.
Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для детских игр и иного жизненного назначения не имеющий. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предмета, которые обеспечивают соответствующие действия с ними. Игрушка является важнейшим средством воспитания и физического развития ребенка. Игрушки классифицируют на: сюжетно-образные игрушки (используются преимущественно в сюжетных играх, их прообразом являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира) - куклы, животные, предметы игрового обихода, театральные, празднично-карнавальные, технические; дидактические игрушки предназначенные для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены развивающие (обучающие) задачи - автодидактические; настольно-печатные; игры-головоломки; конструкторы и строительные наборы; музыкальные игрушки; спортивные игрушки; игрушки - забавы.
Бережливость - это нравственное качество личности, характеризующее заботливое, бережное отношение людей к материальным и духовным ценностям, к собственности. Бережливость как сложное личностное качество включает следующие компоненты: знания о бережливости, бережное отношение, бережливую деятельность. Ведущими педагогическими условиями формирования бережного отношения к игрушке у детей 4 -5 лет являются следующие: формирование у детей представлений об игрушке как результатах труда взрослых; формирование у детей практического опыта бережного отношения к игрушкам; достижение тесной взаимосвязи детского сада и семьи в формировании у детей бережного отношения к предметам ближайшего окружения. Воспитание у дошкольников бережливости к игрушкам рассматривается как составляющая целостной системы образовательной работы детского сада по воспитанию ценностного отношения ребенка к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Проведенная практическая работа позволяет подтвердить гипотезу исследования. Формирование бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет возможно при следующих педагогических условиях: формировании у детей 4-5 лет представлений об игрушке как результатах труда взрослых; формировании у детей 4-5 лет практического опыта бережного отношения к игрушкам; включении родителей в процесс формирования бережного отношения к игрушке у детей 4-5 лет.
1. Абраменкова, В. Осторожно: антиигрушка: родителям об играх и игрушках [Текст] / В. Абраменкова // Дошкольное воспитание. - 2005 - № 4 - С. 98-100.
2. Абрамян, Л.А. Игра дошкольника [Текст] / Л.А. Абрамян / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2009. - 286 с.
3. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / А.С. Белкин - М.: Академия, 2015. - 211с.
4. Васильева, О.К. Образная игрушка в играх дошкольников [Текст] / О.К. Васильева - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 144 с.
5. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова, Ф.С. Гайнуллова; Под ред. Н.В. Микляева. - М.: Форум, 2012. - 256 с.
6. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 2006. - 415 с.
7. Дронов, С.Г. Сюжетная игрушка: история и современность [Текст] / С.Г. Дронов // Образование и наука. - 2014. - №4. - С.56-59.
8. Игры и игрушки в жизни детей: пособие для педагогов ДОУ [Текст] / Под ред. Т.И. Оверчук; сост. Р. А. Горб - М. : ГНОМ и Д, 2016 - 240 с.
9. Калиниченко, А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие [Текст] / А.В. Калиниченко - М.: Айрис-пресс, 2014. - 112 с.
10. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова - М.: Академия, 2011. - 416 с.
11. Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребенка [Текст] /
Е.А. Коссаковская - М.: Просвещение, 1980. - 64 с.
12. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая / Под редакцией Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 2002. - 128 с.
13. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для
академического бакалавриата [Текст] / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 с.
14. Морозов, И.А. Роль куклы в онтогенезе [Текст] / И.А. Морозов // Живая старина. - 2006 - №1 - С. 15-19.
15. Новоселова, Л.С. Развивающая предметная среда [Текст] / Л.С. Новоселова - М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца, 2011. - 76с.
16. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / С.В, Петеррина. - М. Просвещение. - 2006. - 145 с.
17. Попова, С.С. Игрушка в жизни ребёнка [Текст] / С.С. Попова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №3. - С. 96-98.
18. Семенова, Т.А. Анализ педагогической ценности игрушек современных детей [Текст] / Т.А. Семенова // Молодой ученый. - 2016. - №7 - С. 204-207.
19. Семенова, Т.А. Народная игра и игрушка как традиционное
средство духовного воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Семенова // Духовные ценности в воспитании и образовании детей и молодежи: Материалы III международной научно-практической
конференции (16 апреля 2015 г) / Отв. ред. Т. А. Семенова. - М.: Издательство «Спутник +», 2015. - С. 64-67.
20. Социально-педагогическая деятельность с семьей в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие [Текст] / Л.И. Сайгушева, И.В. Фадеева. - М.: Флинта. - 2015. - 138с.
21. Урунтаева, Г.А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка.
Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних
педагогических учебных заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева - 3-е изд. М.: Академия, 2007. - 165с.
22. Флерина, Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада [Текст] / Е.А. Флерина - М.: Просвещение, 2003 - 130с.
23. Хламова, Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада [Текст] / Н.А. Хламова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 39-41.
24. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / А.Д. Шатова - М. : Педагогическое общество России. - 2005. - 112с.
25. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная
программа, перспективное планирование, конспекты занятий [Текст] / Под ред. Е.А. Курака - М. : ГЦ Сфера, 2002. - 80 с.