Виртуальные школьные сообщества как средство социализации подростков
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме социализации подростков в школьных виртуальных сообществах 10
1.1 Понятие «социализация» в зарубежной и отечественной науке 10
1.2 Психологические аспекты социализации в подростковом возрасте 21
1.3 Особенности социализации подростков в виртуальных школьных
сообществах 31
Глава 2 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию социализации в виртуальных школьных сообществах 41
2.1 Выявление уровня социализации подростков МБУ «Школа № 21» 41
2.2 Организация работы виртуальных школьных сообществ в МБУ «Школа
№21» 50
2.3 Контрольный эксперимент 59
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме социализации подростков в школьных виртуальных сообществах 10
1.1 Понятие «социализация» в зарубежной и отечественной науке 10
1.2 Психологические аспекты социализации в подростковом возрасте 21
1.3 Особенности социализации подростков в виртуальных школьных
сообществах 31
Глава 2 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию социализации в виртуальных школьных сообществах 41
2.1 Выявление уровня социализации подростков МБУ «Школа № 21» 41
2.2 Организация работы виртуальных школьных сообществ в МБУ «Школа
№21» 50
2.3 Контрольный эксперимент 59
Заключение 68
Список используемой литературы 70
Актуальность данного исследования связана с реализацией национального проекта «Образование» [35], ряда нормативных документов в области образования: постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №295 «Об утверждении программы Российской Федерации «Развитие образования» [33], «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [47], а также важностью включения детей и молодежи в социальную жизнь современного общества.
Согласно программе «Развитие образования» подпрограмма «Вовлечение молодежи в социальную практику» определяет задачи для образовательных организаций по развитию различных форм социальных практик с целью создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. В программе сказано, что приоритетным направлением государственной молодежной политики является «создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственном стержнем, способной, при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям». Исходя из определения, данного Л.В. Мардахаевым, все это можно считать компетенциями социализированной личности. Социализация - важнейший этап формирования личности в подростковом возрасте. Р.А. Литвак даже считала социализацию воспитанием в широком смысле этого слова. В «Стратегии развития воспитания в РФ» среди основных направлений сказано о важности расширения воспитательных возможностей информационных ресурсов с помощью создания условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение). Следовательно, воспитание и социализация подростков на данный момент должна происходить не только в классе, но и в виртуальной среде. Как показали данные исследований В.В. Солодникова, Н.А. Прониной, Т.Д. Марциновской, а также личные практические исследования, наиболее удобным пространством для общения с подростками в виртуальном пространстве являются школьные сообщества в социальных сетях.
Согласно паспорту национального проекта «Образование», опубликованного на сайте правительства РФ 20 февраля 2019 года, в 25% школ из 75 регионов России к концу 2024 года планируется внедрить технологии дополненной и виртуальной реальности. «В целях обеспечения создания современной цифровой образовательной среды планируется использовать при реализации основных образовательных программ современные технологии, в том числе технологии виртуальной и дополненной реальности», - сказано в документе [33]. Естественно процесс внедрения виртуальных технологий в основное и дополнительное образование уже запущен, что не может не сказаться не только на обучении, но и на воспитании школьников. Последние годы, в особенности после пандемии, виртуальная реальность все чаще используется педагогами для реализации целей образования и воспитания.
Система дополнительного образования нацелена на развитие социализации подростков для наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества. Современному подростку необходимо в условиях обучения и воспитания готовиться к тому, чтобы стать социально активным членом общества со своим мировоззрением и пониманием своих социальных ролей, способным эффективно строить отношения в реальной и виртуальной среде.
В трудах известных зарубежных и отечественных ученых Э. Дюркгейма, Э. Эриксона, Ч.К. Кули, А.В. Мудрика, Л.В. Мардахаева и других педагогов исследованы процессы социализации. Анализ научной литературы позволил сделать вывод, что социализация - необходимое условия для воспитания современного школьника. Г.М. Андреева исследовала социализацию в современном информационном мире. В последние годы возросло количество исследований на тему влияния виртуальной реальности на воспитание подростков, но исследователи сами признают, что по многим причинам (появление новых технологий, постоянный рост информации) эти исследования являются неполными, а иногда и противоречат друг другу.
На данный момент в основное и дополнительное образование активно происходит внедрение виртуальной реальности, но обычно педагоги не принимают активного участия в ее создании, а подросткам часто неинтересны те платформы, которые им навязаны извне.
Анализ исследований и педагогической практики позволили выявить следующие противоречия между:
- активным внедрением виртуального пространства и его слабым освоением в образовательной практике;
- важностью социализации подростков с использованием виртуального пространства и недостаточным использованием этого процесса;
- потенциальными возможностями дополнительного образования в социализации подростков и отсутствием методического обеспечения виртуальных программ.
Исходя из проблемы, определена тема исследования: «Виртуальные школьные сообщества как средство социализации подростков».
Объект исследования: процесс социализации подростков в виртуальных школьных сообществах.
Предмет исследования: влияние виртуального школьного сообщества «Юный журналист» на процесс социализации подростков.
Цель исследования: обосновать, разработать и апробировать программу деятельности виртуального школьного сообщества, обеспечивающую усвоение норм и ценностей общества, социальных ролей и навыков.
Гипотеза исследования: повышения уровня социализации подростков в виртуальном школьном сообществе можно достигнуть, если реализацию этого процесса вести на основе:
учета психологического аспекта социализации в подростковом возрасте;
- доминантных интересов подростков (выделены Л.С. Выготским);
- выделенных компонентов социализации (по Л.В. Мардахаеву);
- постоянно функционирующего виртуального школьного сообщества.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие «социализация» в научных трудах отечественных и зарубежных ученых.
2. Исследовать особенности социализации в подростковом возрасте.
3. Проанализировать теорию и практику организации виртуальных школьных сообществ в образовательных организациях.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы деятельности виртуального школьного сообщества «Юный журналист».
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теории и концепции отечественных (А.В. Мудрик, А.И. Ковалева, В.А. Сухомлинский, И.С. Кон, Л.В. Мардахаев, Г.М. Андреева, С.Н. Гавров, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) и зарубежных педагогов, психологов, социологов (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, К. Маннгейм У.И. Томас, Ч.К. Кули, Дж. Мид, У.М. Уэнтворт, Дж. Коулман);
- труды об особенностях социализации в подростковый период (Э. Эриксон, С. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, В. Штерн, Ж. Пиаже), отечественные исследователи (Р.С. Немов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Выготский, Л.И. Божович, Н.Е. Щуркова);
- исследования о социализации в виртуальной среде (Н.А. Пронина, А.Н. Аянян, Т.Д. Марцинковская, В.В. Солодников и др.).
Для достижения цели, решения задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме, педагогические наблюдения, анкетирование, тестирование, беседы, констатирующий эксперимент, формирующий педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась МБУ «Школа № 21» г.о. Тольятти.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе были определены научный аппарат и база исследования, актуальность темы исследования, осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, велись анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и подготовка методических материалов для проведения эксперимента.
На втором этапе проводились отбор и разработка диагностического инструментария, осуществлялась опытно-экспериментальная работа, включающая три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный. Подобран и адаптирован комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня социализации подростков.
На третьем этапе проводилась обработка и анализ результатов экспериментальных исследований, формировались теоретические и практические выводы проведенного исследования, велась публикация результатов проведенного исследования в научных журналах и периодических изданиях, велось оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем раскрыто понятие социализации в подростковом возрасте; систематизированы идеи о деятельности виртуальных школьных сообществ в образовательной организации.
Теоретическая значимость полученных результатов исследования заключается в выявлении и систематизации научных взглядов на понятия «социализация», «сообщество», «виртуальное школьное сообщество»; обосновании и разработке содержания, форм, методов работы виртуального школьного сообщества.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов для совершенствования дополнительного образования подростков в детских общественных объединениях.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались комплексностью методов теоретического и опытно-экспериментального исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента, целенаправленным анализом опыта работы и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в анализе теоретических материалов, составлении программы исследования, апробации программы в реальных условиях.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на конференции Дни науки ТГУ (г.о. Тольятти 2022), на IX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования» (г. Самара, 2022), а также в двух публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социализация подростков, включающая в себя усвоение норм и ценностей общества, развитие таких качеств как активность, адаптированность, нравственность, а также усвоение своих социальных ролей, может осуществляться в виртуальном школьном сообществе на базе детского объединения, что помогает подростку адекватно адаптироваться в социуме, учит самостоятельно принимать решения и выстраивать отношения с окружающей действительностью.
2. Повышения уровня социализации подростков в виртуальном школьном сообществе можно достигнуть, если реализацию этого процесса вести на основе учета психологического аспекта социализации в подростковом возрасте; доминантных интересов подростков; выделенных функционирующего виртуального школьного сообщества.
3. Содержание программы деятельности виртуального школьного сообщества «Юный журналист», направленное на усвоение социальных, общественных и духовных качеств, культурных норм и ценностей, развитие социальных навыков, разрабатывается с учетом принципов гуманизации и дифференциации и предполагает выбор форм, методов в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей (творческие мастерские с использованием игр-тренингов, игр-практикумов, творческие лаборатории, дискуссии и др.)
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения; содержит 1 рисунок, 18 таблиц, список используемой литературы (57 источников). Основной текст работы изложен на 77 страницах.
Согласно программе «Развитие образования» подпрограмма «Вовлечение молодежи в социальную практику» определяет задачи для образовательных организаций по развитию различных форм социальных практик с целью создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. В программе сказано, что приоритетным направлением государственной молодежной политики является «создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственном стержнем, способной, при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям». Исходя из определения, данного Л.В. Мардахаевым, все это можно считать компетенциями социализированной личности. Социализация - важнейший этап формирования личности в подростковом возрасте. Р.А. Литвак даже считала социализацию воспитанием в широком смысле этого слова. В «Стратегии развития воспитания в РФ» среди основных направлений сказано о важности расширения воспитательных возможностей информационных ресурсов с помощью создания условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение). Следовательно, воспитание и социализация подростков на данный момент должна происходить не только в классе, но и в виртуальной среде. Как показали данные исследований В.В. Солодникова, Н.А. Прониной, Т.Д. Марциновской, а также личные практические исследования, наиболее удобным пространством для общения с подростками в виртуальном пространстве являются школьные сообщества в социальных сетях.
Согласно паспорту национального проекта «Образование», опубликованного на сайте правительства РФ 20 февраля 2019 года, в 25% школ из 75 регионов России к концу 2024 года планируется внедрить технологии дополненной и виртуальной реальности. «В целях обеспечения создания современной цифровой образовательной среды планируется использовать при реализации основных образовательных программ современные технологии, в том числе технологии виртуальной и дополненной реальности», - сказано в документе [33]. Естественно процесс внедрения виртуальных технологий в основное и дополнительное образование уже запущен, что не может не сказаться не только на обучении, но и на воспитании школьников. Последние годы, в особенности после пандемии, виртуальная реальность все чаще используется педагогами для реализации целей образования и воспитания.
Система дополнительного образования нацелена на развитие социализации подростков для наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества. Современному подростку необходимо в условиях обучения и воспитания готовиться к тому, чтобы стать социально активным членом общества со своим мировоззрением и пониманием своих социальных ролей, способным эффективно строить отношения в реальной и виртуальной среде.
В трудах известных зарубежных и отечественных ученых Э. Дюркгейма, Э. Эриксона, Ч.К. Кули, А.В. Мудрика, Л.В. Мардахаева и других педагогов исследованы процессы социализации. Анализ научной литературы позволил сделать вывод, что социализация - необходимое условия для воспитания современного школьника. Г.М. Андреева исследовала социализацию в современном информационном мире. В последние годы возросло количество исследований на тему влияния виртуальной реальности на воспитание подростков, но исследователи сами признают, что по многим причинам (появление новых технологий, постоянный рост информации) эти исследования являются неполными, а иногда и противоречат друг другу.
На данный момент в основное и дополнительное образование активно происходит внедрение виртуальной реальности, но обычно педагоги не принимают активного участия в ее создании, а подросткам часто неинтересны те платформы, которые им навязаны извне.
Анализ исследований и педагогической практики позволили выявить следующие противоречия между:
- активным внедрением виртуального пространства и его слабым освоением в образовательной практике;
- важностью социализации подростков с использованием виртуального пространства и недостаточным использованием этого процесса;
- потенциальными возможностями дополнительного образования в социализации подростков и отсутствием методического обеспечения виртуальных программ.
Исходя из проблемы, определена тема исследования: «Виртуальные школьные сообщества как средство социализации подростков».
Объект исследования: процесс социализации подростков в виртуальных школьных сообществах.
Предмет исследования: влияние виртуального школьного сообщества «Юный журналист» на процесс социализации подростков.
Цель исследования: обосновать, разработать и апробировать программу деятельности виртуального школьного сообщества, обеспечивающую усвоение норм и ценностей общества, социальных ролей и навыков.
Гипотеза исследования: повышения уровня социализации подростков в виртуальном школьном сообществе можно достигнуть, если реализацию этого процесса вести на основе:
учета психологического аспекта социализации в подростковом возрасте;
- доминантных интересов подростков (выделены Л.С. Выготским);
- выделенных компонентов социализации (по Л.В. Мардахаеву);
- постоянно функционирующего виртуального школьного сообщества.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие «социализация» в научных трудах отечественных и зарубежных ученых.
2. Исследовать особенности социализации в подростковом возрасте.
3. Проанализировать теорию и практику организации виртуальных школьных сообществ в образовательных организациях.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективность программы деятельности виртуального школьного сообщества «Юный журналист».
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- теории и концепции отечественных (А.В. Мудрик, А.И. Ковалева, В.А. Сухомлинский, И.С. Кон, Л.В. Мардахаев, Г.М. Андреева, С.Н. Гавров, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) и зарубежных педагогов, психологов, социологов (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, К. Маннгейм У.И. Томас, Ч.К. Кули, Дж. Мид, У.М. Уэнтворт, Дж. Коулман);
- труды об особенностях социализации в подростковый период (Э. Эриксон, С. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, В. Штерн, Ж. Пиаже), отечественные исследователи (Р.С. Немов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Выготский, Л.И. Божович, Н.Е. Щуркова);
- исследования о социализации в виртуальной среде (Н.А. Пронина, А.Н. Аянян, Т.Д. Марцинковская, В.В. Солодников и др.).
Для достижения цели, решения задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме, педагогические наблюдения, анкетирование, тестирование, беседы, констатирующий эксперимент, формирующий педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась МБУ «Школа № 21» г.о. Тольятти.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе были определены научный аппарат и база исследования, актуальность темы исследования, осуществлялось теоретическое осмысление проблемы, велись анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования и подготовка методических материалов для проведения эксперимента.
На втором этапе проводились отбор и разработка диагностического инструментария, осуществлялась опытно-экспериментальная работа, включающая три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный. Подобран и адаптирован комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня социализации подростков.
На третьем этапе проводилась обработка и анализ результатов экспериментальных исследований, формировались теоретические и практические выводы проведенного исследования, велась публикация результатов проведенного исследования в научных журналах и периодических изданиях, велось оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем раскрыто понятие социализации в подростковом возрасте; систематизированы идеи о деятельности виртуальных школьных сообществ в образовательной организации.
Теоретическая значимость полученных результатов исследования заключается в выявлении и систематизации научных взглядов на понятия «социализация», «сообщество», «виртуальное школьное сообщество»; обосновании и разработке содержания, форм, методов работы виртуального школьного сообщества.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов для совершенствования дополнительного образования подростков в детских общественных объединениях.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались комплексностью методов теоретического и опытно-экспериментального исследования, соответствующих предмету, цели, задачам научного поиска; объективностью способов оценки результатов эксперимента, целенаправленным анализом опыта работы и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в анализе теоретических материалов, составлении программы исследования, апробации программы в реальных условиях.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на конференции Дни науки ТГУ (г.о. Тольятти 2022), на IX Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования» (г. Самара, 2022), а также в двух публикациях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социализация подростков, включающая в себя усвоение норм и ценностей общества, развитие таких качеств как активность, адаптированность, нравственность, а также усвоение своих социальных ролей, может осуществляться в виртуальном школьном сообществе на базе детского объединения, что помогает подростку адекватно адаптироваться в социуме, учит самостоятельно принимать решения и выстраивать отношения с окружающей действительностью.
2. Повышения уровня социализации подростков в виртуальном школьном сообществе можно достигнуть, если реализацию этого процесса вести на основе учета психологического аспекта социализации в подростковом возрасте; доминантных интересов подростков; выделенных функционирующего виртуального школьного сообщества.
3. Содержание программы деятельности виртуального школьного сообщества «Юный журналист», направленное на усвоение социальных, общественных и духовных качеств, культурных норм и ценностей, развитие социальных навыков, разрабатывается с учетом принципов гуманизации и дифференциации и предполагает выбор форм, методов в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей (творческие мастерские с использованием игр-тренингов, игр-практикумов, творческие лаборатории, дискуссии и др.)
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения; содержит 1 рисунок, 18 таблиц, список используемой литературы (57 источников). Основной текст работы изложен на 77 страницах.
В ходе проведенного нами исследования были решены поставленные задачи. Результаты изучения и анализа психолого-педагогической литературы, научно-методической литературы и проведенной опытно-экспериментальной работы подтвердили верность гипотезы исследования и позволили сделать следующие выводы.
Теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований социологов, педагогов и психологов позволил выявить степень изученности, раскрыть структуру и содержание понятия социализации для подростков.
Социализация понимается нами как «развитие и изменение человека под влиянием общества, включающее в себя усвоение языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущей данному обществу, дальнейшее воспроизведение социальных норм и опыта». Этот процесс наиболее важен в подростковом возрасте. В современном мире усвоение и воспроизведение культуры важно не только в реальном, но и в виртуальном мире, поэтому мы рассматривали социализацию через призму виртуальных школьных сообществ в детском объединении. Была проанализирована теория и практика организации виртуальных школьных сообществ в образовательных организациях.
На этапе констатирующего эксперимента были определены показатели по каждому из компонентов социализации, подобран и апробирован диагностический инструментарий, описаны уровни (высокий, средний, низкий) социализации подростков.
Разработанная и апробированная в ходе исследования программа дополнительного образования подростков «Юный журналист» направлена на социализацию подростков посредством работы в виртуальном школьном сообществе.
Опытно-экспериментальную проверку эффективности реализации спроектированной системы формирования социальной компетенции подростков в детском общественном объединении можно проводить с помощью диагностического инструментария, определяющего положительное отношение к своим социальным ролям, направленность на профессиональные, социальные и общественные ценности, желание развиваться, получать новые знания, расширять свою сферу деятельности; представление детей о своих социальных ролях, владение знаниями о культурных и социальных нормах и ценностях общества, знаниями об использовании социальных сетей для работы; умение быть коммуникативными в группе, брать на себя определенную социальную роль, проявление социальной активности, адаптированности, автономности и нравственных качеств в коллективе, навыки ведения онлайн-газеты в виртуальном школьном сообществе.
Достигнутая положительная динамика социализации доказывает эффективность выделенных психолого-педагогических условий. Разработка может быть продолжена в аспекте изучения инновационных форм и методов, последующем развитии и совершенствовании программы социализации подростков в среде дополнительного образования.
Теоретический анализ зарубежных и отечественных исследований социологов, педагогов и психологов позволил выявить степень изученности, раскрыть структуру и содержание понятия социализации для подростков.
Социализация понимается нами как «развитие и изменение человека под влиянием общества, включающее в себя усвоение языка, социальных ценностей и опыта, культуры, присущей данному обществу, дальнейшее воспроизведение социальных норм и опыта». Этот процесс наиболее важен в подростковом возрасте. В современном мире усвоение и воспроизведение культуры важно не только в реальном, но и в виртуальном мире, поэтому мы рассматривали социализацию через призму виртуальных школьных сообществ в детском объединении. Была проанализирована теория и практика организации виртуальных школьных сообществ в образовательных организациях.
На этапе констатирующего эксперимента были определены показатели по каждому из компонентов социализации, подобран и апробирован диагностический инструментарий, описаны уровни (высокий, средний, низкий) социализации подростков.
Разработанная и апробированная в ходе исследования программа дополнительного образования подростков «Юный журналист» направлена на социализацию подростков посредством работы в виртуальном школьном сообществе.
Опытно-экспериментальную проверку эффективности реализации спроектированной системы формирования социальной компетенции подростков в детском общественном объединении можно проводить с помощью диагностического инструментария, определяющего положительное отношение к своим социальным ролям, направленность на профессиональные, социальные и общественные ценности, желание развиваться, получать новые знания, расширять свою сферу деятельности; представление детей о своих социальных ролях, владение знаниями о культурных и социальных нормах и ценностях общества, знаниями об использовании социальных сетей для работы; умение быть коммуникативными в группе, брать на себя определенную социальную роль, проявление социальной активности, адаптированности, автономности и нравственных качеств в коллективе, навыки ведения онлайн-газеты в виртуальном школьном сообществе.
Достигнутая положительная динамика социализации доказывает эффективность выделенных психолого-педагогических условий. Разработка может быть продолжена в аспекте изучения инновационных форм и методов, последующем развитии и совершенствовании программы социализации подростков в среде дополнительного образования.
Подобные работы
- Влияние социальных сетей на социализацию подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК
СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
СРЕДСТВАМИ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАСТОЛЬНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2024 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика асоциального поведения подростков в процессе гражданского воспитания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Детско-юношеская газета «САМИ» как современный ресурс
медиаобразования и социализации школьников
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ДЕСТРУКТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018



