Введение 3
Глава 1. Поэтический текст: терминологические определения и аспекты лингвистического анализа 10
1.1. Поэтический язык и поэтический текст: к определению понятий 10
1.2. Системно-смысловой анализ текста с авторским креативным заданием: основы интерпретации 19
1.3. Лингвоаксиологические аспекты интерпретации текста 30
Выводы 43
Глава 2. Тексты песен Ивана Алексеева (Noize MC): опыт лингвоцентрического анализа 44
2.1. Особенности отбора языковых средств и смыслотворчество 44
2.2. Системно-смысловой анализ песенного текста «Деньги» 71
2.3. Аксиологическое содержание песенных текстов 78
Выводы 96
Заключение 98
Список использованных источников 100
Список использованных словарей русского языка 103
Список литературы 104
Магистерская диссертация посвящена исследованию аксиологических и стилистических особенностей текстов песен Ивана Александровича Алексеева - лидера музыкального коллектива «Noize MC».
Музыкальная группа «Noize MC» образована в 2008 году путём ребрендинга ранее созданной группы «Protivo Gunz». Лидером коллектива, автором текстов, музыки и исполнителем песен является Иван Алексеев, выступающий под псевдонимом «Noize MC» [https://reproduktor.net/noize- mc/]. Произведения группы характеризуются синтезом жанров: «хип-хоп, рэп- рок, альтернативный хип-хоп, панк-рок, альтернативный рок, осознанный хип-хоп, электроник-рок» [https://ru.wikipedia.org/wiki/Noize_MC].
Характерной для коллектива является запись и исполнение музыки преимущественно на «живых» инструментах. При этом тексты песен в основном исполняются речитативом, что «свойственно рэп-композициям» [https://reproduktor.net/noize-mc/]. Наиболее емким терминологическим обозначением представляется «рэп-рок». Лексемы рок, рэп вошли в словари русского языка. Так, рок трактуется как «эксцентричная эстрадная вокальноинструментальная музыка, насыщенная драматической экспрессией, обычно исполняемая в быстрых ритмах, чаще на электронных и ударных инструментах» [ТРСЯ 2011: 838]. Рэп - «музыкальный стиль, отличающийся ритмичностью и особой манерой вокального исполнения». Фиксируется также вторичное значение, непосредственно связанное с вербальной составляющей: «Рифмованный текст, произносимый в особой речитативной манере (обычно под музыку), характерный для такого направления [АЛ 2006: 876]. В молодежном жаргоне употребляются производные единицы: рэпак - «музыкальное проиведение в стиле рэп», рэповать - «писать и/или исполнять музыку в стиле рэп», MC (читается «ЭмСи» - сокращение от англ. Master of Ceremonies) - «любой человек, который занимается рэпом» [Никитина 2003: 511].
В отечественной филологии анализ рок- и рэп-поэзии долгое время находился на периферии внимания исследователей. Специальный анализ произведений русских авторов представлен в трудах прошедшего десятилетия [Авдеенко 2018, 2020, Шамина 2020, Шмелева 2012 и др.]. Важно, что вектор отбора языковых средств в подобных произведениях определяется современным состоянием русского языка. Авторы и исполнители песен стилизуют речь, подверженную влиянию активных процессов постсоветского времени [См.: Гаспаров 1996, Костомаров 1994, Кронгауз 2007, Крысин 2008 и др.].
Поскольку в современной филологической литературе произведения, составляющие репертуар групп, подобных Noize MC, исследуются эпизодически [См., например: Быков 2009], мы сочли целесообразным представить сведения об авторе песен. Приведем имеющиеся в Википедии биографические данные [https://ru.wikipedia.org/wiki/Noi/e_MC]: Иван
Алексеев родился в 1985 году в городе Ярцево Смоленской области. Мать - химик; отец - музыкант. С 8 лет Иван начал «писать первые стихи, а в 10 лет увлекся музыкой». В 1995 году поступил в музыкальную школу «по классу классической гитары». В 1996 году он «вместе с матерью переехал в Белгород», где впоследствии «дважды стал лауреатом областного конкурса исполнителей на классической гитаре». В 13 лет Алексеев «собрал свою первую группу». В начале 2000-х участвовал в андерграундной группе «Рычаги машин» в качестве «басиста и бэк-вокалиста» и начал сочинять рэп. Впоследствии Иван участвовал в белгородской хип-хоп-группе «У.ГР.», которая «быстро приобрела локальную популярность», затем создал рэп-дуэт «Басе2Расе». В 2001 году Иван Алексеев «окончил музыкальную школу, а в 2002 - общеобразовательную, с золотой медалью»; поступил «на факультет информатики» [https://noi/emc.com/bio/] в Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) и получил диплом о высшем образовании.
В 2003 году Алексеев организовал альтернативную рок-группу «Ргойуо Синх» (в 2008 году переименованную в «Noize MC»). Все участники группы были иногородними студентами университета. В этот период «были сочинены и записаны подавляющее большинство демо-треков Noize MC и Ргойуо Синг, ставших популярными в молодёжной среде благодаря интернету». В период с 2003 по 2005 год Алексеев участвовал в различных хип-хоп-соревнованиях, «регулярно занимал призовые места». С 2005 года Noize MC развивает практику «импровизированных уличных выступлений» [https://noizemc.com/bio/]. Позже Алексеев выпускает дебютный альбом, снимается в фильме, к которому написал саундтрек [См. подробнее: https://noizemc.com/bio/; https://ru.wikipedia.org/wiki/Noize_MC и др.].
2010 год «стал во многом переломным для Noize МС. После того, как он выступил в защиту жертв резонансного ДТП с участием вице-президента “Лукойла” Анатолия Баркова и привлек внимание к этой трагедии своим клипом “Мерседес 8666”, многие стали воспринимать Ивана не только как музыканта и автора текстов песен, но и как заметного общественного деятеля» [https://noizemc.com/bio/]. Публикации о Noize МС вышли во многих российских, а также зарубежных изданиях.
Идейная направленность творчества Noize МС характеризуется пацифизмом, либерализмом и персонализмом. Ряд песен отличается включённостью в политику, прямой публицистичностью в сочетании с «остросоциальной направленностью» [https://reproduktor.net/noize-mc/]. Аксиологические предпочтения Ивана Алексеева осознаются как «бунтарские» установки, которые свойственны рок- и рэп-культурам. Основное содержание многих песен связано с «протестом против чрезмерного обогащения олигархов и критикой современного российского капитализма» [https://ru.wikipedia.org/wiki/Noize_MC]. В репертуаре Алексеева есть «несколько антифашистских песен» и песни, посвященные событиям, вызвавшим «широкий общественный резонанс» [Там же]. В его текстах отстаиваются ценности, которые М. М. Бахтин называл «руководящими», обусловливающими определенный аксиологический выбор [См.: Бахтин 1986: 141-142].
Важно отметить, что тексты Ивана Алексеева пронизаны «духом юношеского нонконформизма» [https://1musicagency.com/noizemc-amsterdamnavigator]. Целевая аудитория Noize MC - подростки и молодежь (14-35 лет). Песни приобрели популярность во многом благодаря интернету. Д. Быков пишет: «Почему Noize сейчас востребован - понятно. В общем, это такой антигламур, очевидные вроде бы вещи, проговариваемые с нонконформистским пафосом и напором, с обязательным теперь уже поплевыванием в адрес попсы, гламура, офисного планктона, кризиса, чартов и обывателей. Если бы Алексеев ограничивался этим, он представлял бы интерес лишь для упомянутых чартов и планктона, но у него, во-первых, настоящий лирический темперамент, а во-вторых, замечательная точность» [Быков 2009]. Отмечается самоценность вербальных текстов: «<...> его рэп вполне способен существовать отдельно от музыки» [Там же].
В приведённом ниже фрагменте интервью (04.06.2018) Иван Алексеев (И. А.) отвечает на вопрос Андрея Никитина (А. Н.) - редактора музыкальноразвлекательного портала «The Flow». Его ответ важен для понимания коммуникативной стратегии [См.: Иссерс 2017] автора:
А. Н.: Концерт Noize MC сейчас и десять лет назад - как поменялась аудитория?
И. А.: Расширилась. Огромное количество людей с нами все эти годы, они уже и детей своих приводят, но и по-прежнему огромное количество молодежи и подростков [https://daily.afisha.ru/music/9117-gastroli-na- marshrutke-koncert-za-yaschik-piva-dumal-tak-budet-vsegda-intervyu-noize-mc/].
В качестве подтверждения факта популярности группы «Noize MC» среди молодежной аудитории нами приведены результаты срезового эксперимента в форме интервью со студентами академической группы. Респондентам было предложено 12 вопросов, тематическое поле которых включало сведения о личности Ивана Алексеева и группе «Noize MC». Выявлялось отношение респондентов к творчеству Noize MC и развитию русского рэпа и рока.
Вопрос: Слышали ли вы о группе «Noize MC» и её лидере Иване Алексееве?
Ответы: «Слышала о группе Noize MC, но ничего не знала про Ивана Алексеева»; «Да, конечно, я слышала. Скажу больше: я его одно время слушала и очень любила. Конечно, я не была фанаткой и не знала все песни, но есть много композиций, которые запали мне в душу. По сей день слушаю их с приятными воспоминаниями»; «Слышала конечно, знаю несколько его песен, но не много. О самом певце мало чего знаю, не фанат, но некоторые песни прям нравятся».
Вопрос: Считаете ли вы, что в песнях Noize MC обращается к общественно значимым проблемам и транслирует определенные ценности?
Ответы: «Да, так и есть»; «Ну, про одну песню могу сказать однозначно - да! "Вселенная бесконечна?"»; «Да, безусловно, большинство песен наделены определенным спектром проблем, над которыми надо подумать всем членам общества».
Вопрос: Почему вам нравится или не нравится творчество Noize MC?
Ответы: «Мне нравится творчество Noize MC, потому что он один из немногих ответственно подходит к написанию текстов своих песен, стремится вложить в них глубокий смысл»; «Даже не знаю, просто есть песни, которые мне нравятся. Нравится, что он пишет тексты со смыслом! И музыка хорошая. И вообще, мне кажется, что он очень мудрый человек»; «Оригинально, интересно, динамично, смесь рока и рэпа».
Таким образом, Иван Алексеев как автор и исполнитель адресует свои тексты молодежной массовой аудитории. Он выступает как носитель определенных мировоззренческих установок, которые находят живой отклик у целевой аудитории. Последнее подтверждает актуальность специального анализа песенного творчества популярного автора.
Цель настоящего исследования - выявление аксиологических и стилистических особенностей текстов песен Ивана Алексеева.
Материалом исследования являются размещенные в интернет-ресурсах тексты песен Ивана Алексеева.
Объект анализа - стилистический облик и аксиологическое содержание песенных текстов Ивана Алексеева.
Предмет анализа - стилистически и аксиологически маркированные средства, а также реализованные в текстах аксиологемы, аксиологические суждения и установки.
Задачи анализа реализуются поэтапно.
На первом этапе реализуется задача выявления векторов отбора и реализации языковых средств, на базе которых формируется стилистическое своеобразие текстов песен.
На втором этапе реализуется задача выявления стилистического и аксиологического своеобразия текста песни «Деньги» на основе процедуры системно-смыслового анализа, предусматривающей выявление языковых средств и приемов, обеспечивающих содержательную (тематическую) и аксиологическую целостность текста.
На третьем этапе анализ аксиологем, аксиологических суждений и установок, транслирующих ценностные предпочтения группы «Noize MC», позволяет предложить решение задачи интерпретации аксиологического содержания песенных текстов.
Методы исследования: в работе использованы методы и приемы системно-смыслового анализа текста, семантического и контекстуального анализа, лингвостилистической и лингвоаксиологической интерпретации языковых средств отдельного текста и песенного сверхтекста, а также процедура замедленного чтения. Анализ проводился в границах коммуникативной рамки автор - адресат (целевая аудитория).
Работа прошла апробацию на кафедре русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации УГИ Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Основные положения магистерской диссертации были изложены на международном научном семинаре «Аксиологические аспекты современных лингвистических исследований» (Екатеринбург 2020). Содержание работы освещено в двух научных публикациях автора [Овчинников 2019, 2020].
Целевая установка и поставленные задачи обусловили структуру магистерской диссертации, которая состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованных источников, списка
использованных словарей русского языка (10 наименований), списка использованной литературы (103 наименования).
Проведенное исследование основано на идеях и принципах стилистики как как сложившейся лингвистической дисциплины и лингвоаксиологии как научной дисциплины, складывающейся в настоящее время.
Анализ специальной литературы позволил разграничить широкий и узкий подходы, связанные с определением поэтического языка. Обоснована целесообразность обращения к широкому пониманию поэтического языка (В. П. Григорьев). Сформулирован вывод о целесообразности опоры на лингвистический анализ при обращении к вопросу о соответствии феномену «поэтического» текстов современных авторов. Установлено, что выразительность поэтического текста обусловливается интенционально заданным отбором языковых средств, их преобразованием, а также внедрением креативных речевых новаций. Отмечено, что лингвоцентрический, в частности, стилистический системно-смысловой анализ, способствует снижению субъективности интерпретации текста.
Подтверждена результативность аспектного аксиологического анализа поэтических, в том числе песенных, текстов, предполагающего концентрацию исследования на выявлении форм вербализации базовых ценностей - аксиологем - как в границах отдельного текста, так и в рамках сверхтекста. Лингвоаксиологическая интерпретация позволяет осмыслить ценностные установки автора, спроецировав авторский аксиологический лексикон на лексикон общенациональный и групповой.
Лингвоцентрический анализ песенных текстов обнаружил, во-первых, тенденцию к использованию сниженной социально-маркированной лексики, во-вторых, тенденцию к отбору иноязычных единиц, в-третьих, тенденцию к использованию стилистических фигур и индивидуальных компаративных тропов, в-четвертых, тенденцию к использованию прецедентных знаков национального культурного кода. Для рок- и рэп-текстов данные тенденции являются органическими и выполняют запланированную стилистическую функцию. Векторы отбора и реализации языковых средств направлены на формирование диалога с целевой молодежной аудиторией.
Системно-смысловой анализ текста песни «Деньги» позволил обосновать целесообразность специального лингвоаксиологического анализа. На материале песенных текстов, характеризующих авторскую картину мира, были описаны аксиологемы, аксиологически маркированные единицы, сформулированные суждения и адресные установки. Результаты анализа аксиологического содержания песенных текстов позволили сформулировать предварительный вывод о наличии аксиологической конвенции группы «Noize MC», связанной с трансляцией аксиологических констант русской культуры и обличением ценностных предпочтений богатых, сильных мира сего.
Перспективы исследования составляют типология понятий «первичная аксиологема» и «вторичная аксиологема», моделирование образа автора роки рэп-поэзии. Особая область перспективного использования результатов проведенного исследования - выявление примет эстетической и аксиологической конвенции рок-групп и рэп-исполнителей, творчество которых оказывает влияние на мировоззрение целевой аудитории.