Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРПОРАТИВНЫЙ МУЗЕЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Работа №103836

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы83
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЕЯ КАК
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА 8
1.1. Музей: понятие, сущность, функции 8
1.2. Периодизация развития музейного дела в России (краткий очерк) 13
1.3. Типология музейных институций в современной России 19
1.4. Интерактивные музеи. Международный опыт 21
ГЛАВА II. КОРПОРАТИВНЫЙ МУЗЕЙ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ 27
2.1. Корпоративный музей: цели, задачи, особенности организации и функционирования 27
2.2. Опыт работы корпоративных музеев в России и за рубежом 31
2.3. Вызовы в работе современных корпоративных музеев 35
ГЛАВА III. ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО МУЗЕЙНО ВЫСТАВОЧНОГО ЦЕНТРА ООО «УРАЛЬСКИЕ ЛОКОМОТИВЫ» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 80
ПРИЛОЖЕНИЕ В 82

Актуальность темы исследования. В современном мире заводские музеи сталкиваются с множеством вызовов ввиду необходимости оперативной адаптации к новым культурным, социальным и научно - техническим требованиям. Корпоративный музей в современном обществе уже не просто собирает и хранит историческую информацию о предприятии, он также транслирует ценности компании, исполняет функцию корпоративной площадки, просветительской организации, выступает в качестве ресурсного центра для сотрудников.
Чаще всего в сознании людей, посещающих музей, присутствует стереотип о том, что музей - это место консервации, хранения и архивирования предметно-информационной базы, которая транслирует в мир историческую память о различных событиях и явлениях.
Осознание этого факта осложняет процесс создания проекта корпоративного музея, который не располагает фактической материальной базой и длительной историей существования предприятия, на базе которого музей создаётся. При этом необходимость инициирования создания проекта музея нельзя отрицать, так как именно работа над ним может стать предпосылкой сбора информации и предметной базы, а также создать у работников организации мотивацию к сохранению собственной исторической памяти.
В новых условиях от корпоративных музеев требуются также и новые формы взаимодействия с посетителями. Важным фактором здесь является репрезентационная функция: чтобы соответствовать имиджу предприятия музеи компаний должны быть инновационными и интерактивными . Создание корпоративного музея зачастую является вызовом для команды проекта, так как это связано либо с недостаточностью предметной базы, либо со сжатыми сроками при подготовке проекта, либо с недостаточным финансированием проекта. Но важнейшей из них является проблема создания конкурентоспособного, имиджевого корпоративного музея в нетипичных для этого условиях.
Степень разработанности проблемы. Проблема создания и деятельности корпоративных музеев - одна из наиболее обсуждаемых в деловых кругах и малоизученных в кругах научных тема.
В изучении деятельности музеев науки и техники, многие из которых являются корпоративными, определяющую роль играет Политехнический музей, ставший площадкой для специализированных дискуссий, конференций и осуществлявший ряд программ, близких к проблематике данной исследовательской работы. Результатом изысканий Политехнического музея можно назвать программы: «Памятники науки и техники», «Выдающиеся инженерные проекты России», «Инженерное наследие XIX - XX вв.», «История фирм, предприятий, научно-производственных центров России» и др.
Помимо специалистов Политехнического музея, вопросами истории, актуального развития и перспектив корпоративных музея занимаются:
• историческими аспектами: Н.Е. Болдырева, В. Борзых, К. В. Бородай.
• особенностями актуального развития: Я. Гимельштейн, А. М. Гнедовский, В. Ю. Дукельский6, Н. А. Левочкина, Н. А. Никишин, И. В. Пуликова.
• перспективами и потенциалом развития: Е. Н. Мастеница, М. А.
Дыбаль.
Объект данного исследования - феномен корпоративного музея.
Предмет исследования - корпоративный музей в современном российском обществе.
Цель работы - проанализировать особенности организации и функционирования современного корпоративного музея на примере проекта корпоративного музея ООО «Уральские локомотивы».
Задачи:
1. Уточнить понятие, сущность, функции музея; определить его место в системе корпоративной культуры.
2. Проследить историческую трансформацию музейного дела в России.
3. Выявить типологию музейных институций в современной России.
4. Проанализировать международный опыт организации и функционирования интерактивных музеев.
5. Охарактеризовать опыт работы и современные вызовы в работе корпоративных музеев.
6. Разработать проект корпоративного музея ООО «Уральские локомотивы».
Теоретико-методологические основы исследования
Теоретической базой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов в области теории и истории культуры, социологии, музеологии, таких как: Н.Е. Болдырева, В. Борзых, К. В. Бородай, Я.
Гимельштейн, А. М. Гнедовский, В. Ю. Дукельский, Н. А. Левочкина, Н. А. Никишин, И. В. Пуликова, Е. Н. Мастеница, М. А. Дыбаль. Состав источников характеризуется преобладанием научных статей, опубликованных в сборниках научных трудов, в научных периодических и продолжающихся изданиях.
Методологической основой работы является системный подход, поскольку корпоративный музей исследуется в данной работе в качестве системы коллекций, корпоративных традиций и ценностей. В процессе исследования мы опирались на следующие методы:
1. Общенаучные (анализ, синтез, классификация (систематизация), дедукция, индукция). Эти методы тесно взаимосвязаны между собой. Данные инструменты были использованы при изучении опыта отечественных и зарубежных корпоративных и интерактивных музеев.
2. Эмпирические (описание, наблюдение, сравнение). Эта группа методов использовалась при рассмотрении конкретного проекта корпоративного музея - музея ООО «Уральские локомотивы».
Научная новизна работы состоит в разработке проекта корпоративного музея в нетипичных условиях и анализе полученного результата.
Теоретическая значимость исследования заключается во внесении в актуальный культурологический дискурс подробного описания опыта создания проекта корпоративного музея, которое может быть использовано в дальнейшем с целью дополнения существующих теоретических изысканий, посвященных проблематике корпоративных музеев.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материалы данной работы для дальнейшего изучения проблемы организации и функционирования корпоративных музеев, а также при разработке различных курсов и спецкурсов для студентов социально- гуманитарных специальностей. Полученные в ходе исследования результаты и выводы могут быть использованы работниками социально-культурной сферы, а также предприятиями, организациями и учреждениями, занимающимися корпоративными музейными проектами. Данная работа также может быть использована при разработке концептуальных планов создания корпоративных центров, музеев и баз данных.
Апробация результатов исследования
Эмпирические выводы, обозначенные в этой магистерской диссертации были использованы при разработке Интерактивного музейно-выставочного центра ООО «Уральские локомотивы».
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, структурированных в параграфы, заключения, списка использованных источников и приложения.
Текст диссертации изложен на 78 страницах. Список использованных источников включает 61 наименования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе работы над выпускной квалификационной работой были выполнены все поставленные теоретические задачи: посредством обращения к различным источникам изучены классические и авторские толкования понятия «музей», а также осуществлён исторический анализ развития музейного дела в России. Кроме того, рассмотрены основные типологии музеев в России и изучен опыт организации и функционирования интерактивных музеев, обладающих мировым именем. Также изучены теоретические положения о сущности корпоративных музеев, проанализирован опыт существующих и функционирующих сегодня корпоративных музеев в России, изучены ключевые проблемы, с которыми сталкиваются корпоративные музеи.
Практическим результатом выполнения данной работы стал готовый Корпоративный музей, отвечающий целям и задачам предприятия во всей полноте, а также комплекс методик по работе над проектом создания Корпоративного музея. Такой проект - это комплексные задачи, при выполнении которых важно не только собрать теоретическую базу, изучить источники и аналоги проектов, но и учитывать специфику компании, в интересах которой создается проект.
В первую неделю работы Интерактивного музейно-выставочного центра ООО “Уральские локомотивы” его посетило около 200 человек, в том числе представители органов власти федерального уровня, главы железных дорог России, глава компании Сименс в России, а также более 50 журналистов. Сейчас комплекс работает в полную силу, экскурсии для заводчан проводятся еженедельно. Разработаны методики проведения экскурсий на базе центра.
Всего в Интерактивном центре создано: стена из цельных элементов экструдированного алюминия с вырезом под экран, макет производства с высоты птичьего полета, каше видео стены, состоящее из двенадцать мультимедийных экранов, два интерактивных стола и поворотный конструктив с мультитач-панелями, конструктив карты России с проекционным контентом, четыре приложения для мультитач-панелей, девять смонтированных и озвученных видеороликов о производстве, общей продолжительностью 12 минут, шестьдесят пять анкет заводчан, содержащих фотосъемку, видеоролик и карьерный путь, а также презентационные ролики по всем продуктам, физические и 31) модели каждого продукта, цифровые представления маршрутов и точек обращения всей продукции завода, два проекционных ролика. Создание Интерактивного центра повлекло сбор обширного фотоархива предприятия, инициировало создание новых фото- и видеоматериалов, проведение более шестидесяти интервью.
В настоящее время на базе Интерактивного центра проводятся награждения сотрудников, различные мероприятия по мотивации и вовлечению коллектива. Готовится к запуску Коммуникационная платформа для досуга и обучения заводчан. Создание точки для социализации сотрудников на предприятии позволит им взаимодействовать с контентом Интерактивного музейно-выставочного центра на постоянной основе, тем самым выполняя планы по посещаемости музея и выполняя его просветительскую функцию.
В процессе подготовки контента для Интерактивного центра стало понятно, что наилучшим способом мотивировать к посещению центра удалось тех, кто принимал непосредственное участие в подготовке проекта: помогал в создании роликов, комментировал теоретический материал, готовил экспонаты для оснащения музея. Получившийся проект вызывает чувство сопричастности и гордости не только у его команды, но и у рабочих завода, руководителей и представителей инженерных специальностей.


Нормативно-правовые акты
1. Федеральный Закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10496/ (дата обращения: 08.05.2021).
Однотомные издания, монографии
2. Воронцова Е.А. Классификация музеев // Музейное дело России. - М.: ВК, 2010. - С. 237-251.
3. Гимельштейн Я. Музейное дело в рамках феномена Новой культурной политики и теории корпоративизма // Триумф музея? - СПб.: Осипов, 2005. - С. 61-83.
4. Дукельский. В.Ю. Проектирование корпоративных музеев // Музейное проектирование / отв. ред. А.А. Щербакова, сост. А.В. Лебедев. - М., 2009. - С. 143-166.
5. Зиновьева Ю. В. Музей и город // Российская культура глазами молодых ученых. Вып.6. - СПб.: МПРИЦ Культ-Информ-Пресс, 1998. - С. 218-223.
6. Кузина Г.А. Государственная политика в области музейного дела в 1917-1941 гг. // Музей и власть. Ч. 1: Государственная политика в области музейного дела (ХУШ-ХХ вв.). - М., 1991. - С. 96-172.
7. Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А. В. Лебедев. М.: Мир будущего, 2001. -217с.
8. Музейное дело России. Под ред. Каулен М.Е. (ответственный редактор), Коссовой И.М., Сундиевой А.А. - М.: Издательство «ВК», 2003. - 614 с.
9. Странский З. Музей, искусство и перспектива развития человечества // Музейное дело: музей-культура-общество: сб. науч. тр. - М.: ЦМР, 1992. - С. 253.
10. Сундиева А.А. Культурная форма как категория истории музейного дела // Триумф музея? - СПб.: «Осипов», 2005. - С. 104-111.
11. Хадсон К. Влиятельные музеи. Пер. с англ. / Кеннет Хадсон; пер. Л. Мотылев. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. - 194 с.
12. Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. - М. : Русское слово, 2003. • 536 с.
Статьи из журналов и газет
13. Акулич Е. М. Музей как социокультурное явление //Социологические исследования. 2004. № 10 (246). С.89-92.
14. Борзых В. Из 25-летнего опыта строительства корпоративных музеев // Музей. - 2009. - №4. - С. 54-61.
15. Бородай К.В. Заводской музей - центр корпоративной культуры (Чусовской металлургический завод) / К. В. Бородай // Металлург. - 2009. - №8. - С. 92-95.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ