Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПО ОБРАЗЦУ

Работа №103823

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы68
Год сдачи2020
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы развития внимания у детей шестого года жизни с нарушениями зрения посредством конструирования по образцу 9
1.1 Проблема развития внимания у детей шестого года жизни с
нарушениями зрения 9
1.2 Конструирование по образцу как средство развития внимания
у детей шестого года жизни с нарушениями зрения 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию внимания у детей шестого года жизни с нарушениями зрения посредством конструирования по образцу 24
2.1 Выявление уровня развития внимания у детей шестого года
жизни с нарушениями зрения 24
2.2 Организация и содержание работы по развитию внимания у
детей шестого года жизни с нарушениями зрения посредством конструирования по образцу 35
2.3 Выявление динамики уровня развития внимания у детей
шестого года жизни с нарушением зрения посредством конструирования по образцу 44
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Список детей, принявших участие в исследовании 57
Приложение Б Стимульный материал к диагностическим методикам.... 58
Приложение В Результаты констатирующего этапа исследования 59
Приложение Г Картотека занятий и игр по конструированию по образцу, направленных на развитие внимания у детей шестого года жизни с нарушениями зрения 60
Приложение Д Схемы-образцы для конструирования по образцу 63
Приложение Е Результаты контрольного этапа исследования

Общие закономерности развития внимания у нормально развивающихся детей присущи и детям с нарушениями зрения. Однако, полное выпадение или глубокое нарушение зрительных функций делает невозможным или затрудняет зрительное отражение предметов и явлений окружающей действительности. Следовательно, восполнить эти недостатки в чувственном опыте может активация деятельности сохранных органов чувств, в которой огромная роль принадлежит вниманию.
Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, И. Гербарт, Н.Ф. Добрынин, Л.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн). Изучением развития произвольного внимания слепых и слабовидящих детей занимались такие известные психологи и педагоги, как А.Г. Литвак, Л.А. Новикова, Л.И. Солнцева.
В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый компонент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.
При нарушениях зрения наблюдается снижение активности, проявляющееся наиболее чётко в ранние периоды развития, что связано с невозможностью воспринимать раздражители нарушенным зрительным анализатором и реагировать на них. Отсутствие зрительных сведений снижает уровень внешней стимуляции по отношению к внешнему миру. Практически все качества внимания оказываются под влиянием нарушенного зрения, но способны к высокому уровню его развития.
Среди разнообразных видов продуктивной деятельности для детей с нарушениями зрения развитие конструирования занимает одно из ведущих мест в системе средств коррекционного воздействия на ребенка, так как в ходе конструирования в наиболее полной мере происходит развитие не только сенсорики, памяти и мышления, но и внимания.
Актуальными остаются проблемы развития внимания у детей с нарушениями зрения, а также проведения с ними коррекционной работы по данному направлению. Низкая устойчивость и концентрация внимания, трудности при распределении и переключении внимания, малый объем внимания у детей с нарушениями зрения - все это говорит об актуальности изучения этой проблемы. Несмотря на это, остается недостаточно раскрытым практический аспект развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, в частности, посредством конструирования по образцу. Так, в современной коррекционной литературе не описаны практические рекомендации, связанные с успешной организацией занятий по конструированию по образцу в целях развития внимания.
Отталкиваясь от вышеизложенного, нами было сформулировано противоречие между необходимостью развития внимания у детей шестого года жизни с нарушениями зрения и недостаточным использованием конструирования по образцу для данного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности конструирования по образцу как средства развития внимания у детей шестого года жизни с нарушениями зрения?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития внимания у детей шестого года жизни с нарушениями зрения посредством конструирования по образцу.
Объект исследования: процесс развития внимания у детей шестого года жизни с нарушениями зрения.
Предмет исследования: конструирование по образцу как средство развития внимания у детей шестого года жизни с нарушениями зрения.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что развитие внимания у детей шестого года жизни с нарушениями зрения посредством конструирования по образцу будет возможно, если:
- учтены индивидуальные особенности зрительного дефекта детей шестого года жизни в процессе организации работы по конструированию по образцу;
- определено содержание занятий по конструированию по образцу, направленное на развитие свойств внимания детей шестого года жизни с нарушениями зрения;
- обогащена предметно-пространственная среда группы материалами по конструированию по образцу для самостоятельной деятельности детей.
Для достижения цели и доказательства гипотезы исследования были определены задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы развития внимания у детей шестого года жизни с нарушениями зрения посредством конструирования по образцу.
2. Выявить уровень развития внимания у детей шестого года жизни с нарушениями зрения.
3. Определить содержание и апробировать формы работы по конструированию по образцу, направленные на развитие внимания у детей шестого года жизни с нарушениями зрения.
4. Выявить динамику уровня развития внимания у детей шестого года жизни с нарушениями зрения посредством конструирования по образцу.
В работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ психологической,
педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- методы обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Теоретической основой исследования послужили:
- исследования, направленные на изучение развития внимания у детей старшего дошкольного возраста (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин, Т.К. Комарова, С.Л. Рубинштейн);
- исследования, направленные на изучение особенностей развития внимания у детей с нарушениями зрения (А.Г. Литвак, В.И. Лубовский, Ф. Цех);
- исследования по конструированию для детей с нарушениями зрения (В.Г. Нечаева, Л.И. Плаксина, Ф. Фребель).
Новизна исследования состоит в том, что определены возможности конструирования по образцу в развитии внимания у детей шестого года жизни с нарушениями зрения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что описаны и уточнены уровни развития внимания у детей шестого года жизни с нарушениями зрения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования воспитателем и тифлопедагогом комплекса занятий по конструирования по образцу, направленного на развитие внимания у детей шестого года жизни в дошкольной образовательной организации для детей с нарушениями зрения.
Экспериментальной базой исследования является МБУ детский сад №33 «Мечта». В исследовании принимали участие 12 детей 5-6 лет группы компенсирующей направленности с нарушением зрения.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (42 источника) и 6 приложений. Работа проиллюстрирована 13 таблицами и 1 рисунком.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Внимание - избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенных объектах или событиях.
Определенный уровень развития внимания требует проведения диагностических исследований и коррекционных занятий с детьми с нарушениями зрения. У слабовидящих детей внимание развито в недостаточном объеме вследствие значительного снижения чувствительности к цвету, контрастам и яркости.
В исследованиях А.Г. Литвака, В.И. Лубовского были изучены особенности развития детей с нарушениями зрения, а также доказана необходимость исследования развития внимания у данной категории детей и его развития.
Проблеме развития внимания у детей с нарушениями зрения уделено много внимания исследований, однако она и сегодня остается актуальной, так как в недостаточной степени освещен вопрос работы по развитию внимания у детей данной категории в дошкольном возрасте.
На основании проведенного теоретического исследования были подобраны диагностические методики, позволяющие исследовать внимание у детей шестого года жизни с нарушениями зрения. На основе полученных данных проведен количественный и качественный анализ и выявлены индивидуальные особенности внимания таких детей.
В результате проведенного исследования на констатирующем этапе было выявлено, что дети с нарушениями зрения характеризуются преимущественно низким уровнем внимания. У них слабо развиты такие свойства внимания как: переключение, устойчивость, распределение, объем и концентрация. Это свидетельствует о необходимости организации коррекционной работы в данном направлении.
Содержание работы на формирующем этапе эксперимента состояло из трех этапов. На первом этапе перед нами стояла первая задача - учесть в процессе конструирования индивидуальные особенности зрительного дефекта детей шестого года жизни с нарушениями зрения. Затем, на втором этапе исследования был разработан и проведен комплекс занятий по развитию внимания у детей шестого года жизни с нарушениями зрения. На третьем этапе была обогащена предметно-пространственная среда группы материалами для конструирования по образцу (черные и белые картонные квадраты (3 на 3 см), пластмассовые шахматные фигурки, наборы картонных деталей «домино», картонные клетчатые поля и модели кораблей, модели планет из пенопластовых шариков, детали для конструкций из цветных картона и бумаги).
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования в экспериментальной и контрольной группах свидетельствует о снижении количества детей с низким уровнем развития внимания и соответствующем росте числа детей со средним и высоким уровнями в экспериментальной группе, после включения в образовательный процесс занятий и игр по конструированию по образцу, направленных на развитие внимания детей шестого года жизни с нарушениями зрения.
Полученные данные свидетельствуют об эффективности проведенной нами работы по развитию внимания у детей шестого года жизни с нарушениями зрения посредством конструирования по образцу. Выдвинутая гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута, задачи решены


1. Андреев О. А. Учитесь быть внимательными. М. : Просвещение, 2016. 125 с.
2. Аскоченская Т Ю. Развиваем внимание и память вашего ребенка. М. : Эйкос, 2016. 97 с.
3. Богомолов В. А. Тестирование детей. Ростов-на-Дону. : Феникс,2016. 352 с.
4. Бейлина А.Ф. Ф. Фребель: игры и игровые средства. М. : Логос, 2018. 37 с.
5. Выготский Л. С. Принципы воспитания физически дефективных детей. М. : Просвещение, 2014. 534 с.
6. Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии. М. : Просвещение, 2014. 134 с.
7. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. М. : Просвещение, 2016. 186 с.
8. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. М. : Просвещение, 2018. 187 с.
9. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб. : Питер, 2016. 208 с.
10. Давидчук А. Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. М. : Творческий центр Сфера, 2019. 96 c.
11. Денискина В. З. Система работы по формированию неречевых средств общения у дошкольников с нарушением зрения. М. : Эксмо, 2016. 51 с.
12. Добрынин Н. Ф. О новых исследованиях внимания. М. : АСТ, 2016. 137 с.
13. Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М. : ВЛАДОС, 2014. 240 с.
14. Ермаков В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с
нарушениями зрения. М. : ВЛАДОС, 2015. 264 с.
15. Земцова М. И. Обучение и воспитание дошкольников с
нарушениями зрения. М. : Просвещение, 2018. 380 с.
16. Зотов А. И. Тифлопсихология. СПб. : Питер, 2014. 358 с.
17. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении. М. : Академия, 2019. 107 с.
18. Кобзарева О. Ф. Создание условий для развития внимания у дошкольников с нарушением зрительного восприятия. М. : ВЛАДОС, 2016. 101 с.
19. Коваленко Б. И. Зрительное восприятие детей с нарушением зрения. СПб. : Питер, 2015. 94 с.
20. Козырева Л. М. Как помочь ребенку стать внимательным. М. : Академия, 2014. 32 с.
21. Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2016. 480 с.
22. Кулагин Ю. А. Тифлопедагогика. СПб. : Питер, 2015. 745 с.
23. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб. : КАРО, 2016. 324 с.
24. Лубовский, В.И. Специальная психология. СПб. : Питер, 2018. 104 с.
25. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2016. 592 с.
26. Марцинковская Т Д. Детская практическая психология. М. : Гардарика, 2016. 183 с.
27. Немов Р С. Психология. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М. : Владос, 2018. 680 с.
28. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде. М. : Просвещение, 2018. 142 с.
29. Омарова А. А. Дошкольники с нарушениями зрения. М. : Нур- пресс, 2015. 241 с.
30. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М. : Сфера, 2017. 125 c.
31. Особенности внимания у детей с нарушениями зрения
[Электронный ресурс]: методические материалы. URL:
https://studfile.net/preview (дата обращения: 22.11.2019).
32. Особенности конструктивной деятельности с детьми с
нарушениями зрения [Электронный ресурс]: научная статья. URL:
https://infourok.ru (дата обращения 20.03.2020).
33. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения. М. : Эксмо, 2015. 262 с.
34. Платонов К. К. Занимательная психология. М. : Эксмо, 2018. 125 с.
35. Петровский А. В. Введение в психологию. М. : Академия, 2016. 496 c.
36. Ремезова Л. А. Развитие конструктивной деятельности у старших дошкольников с нарушениями зрения. Самара. : НТЦ, 2017. 102 с.
37. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М. : Просвещение, 2018. 301 c.
38. Солнцева Л. И. Психология лиц с нарушениями зрения. М. : Просвещение, 2017. 185 с.
39. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М. : Просвещение, 2016. 202 с.
40. Тамбиев А. Э. Исследование обобщенной оценки внимания. М. : Академия, 2016. 105 с.
41. Цех Ф. Воспитание и обучение слепых детей. М. : Логос, 2014. 105 с.
42. Шипицина Л. М. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения. СПб. : Питер, 2015. 358 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ